Утреня Совершается в среду вечером: вечернее богослужение состоит только из утрени и присоединяемого к ней 1го часа. Начало утрени — по полному чину (с чтением «Царю Небесный…»). После «Аллилуиа» читаются/поются Троичны гласа (как обычно). Кафисма одна (8я); седальны после кафисмы читаются из Октоиха с добавлением мученична (разумеется, малой ектении нет). Сразу после седальнов читается 1я половина жития преподобной Марии Египетской. Как правило, житие читает священник. 50й псалом (как обычно, хор перед псалмом поет «Господи, помилуй» ( трижды ), «Слава», чтец — «И ныне» и читает текст псалма). Сразу после псалма поется канон (молитва «Спаси, Боже, люди Твоя…» не произносится).   Канон . Хор поет ирмосы по дважды. Тропари (столько, сколько есть в Триоди) читает духовенство в центре храма (для этого священники в начале пения ирмоса исходят из алтаря боковыми дверьми), а хор перед каждым тропарем поет припев. Библейские песни не поются; ко всем покаянным тропарям хор поет припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В конце каждой песни есть два тропаря, посвященные преподобной Марии, и один тропарь в честь автора канона. Перед ними поются припевы «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас» и «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас». В конце песни перед Троичным всегда поется «Слава», перед Богородичным — «И ныне». 2я и 3я песни Великого канона имеют две части, каждая из которых имеет собственный ирмос. На 2й песни в конце 1й части перед Богородичным хор поет припев «Пресвятая Богородице, спаси нас», дальше поет другой ирмос и читаются тропари 2й части. На 3й песни в конце 1й части есть еще Троичен, перед которым поется «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (перед Богородичным — также «Пресвятая Богородице, спаси нас»). Катавасия — только по 3й, 6й, 8й и 9й песни, тот же ирмос (по 3й песни — 2й ирмос). По 3й песни: седальны Триоди. Сразу после седальнов — 2я половина жития преподобной Марии Египетской. На 4й, 8й и 9й песнях добавляются трипеснцы. Они читаются перед песнью Великого канона. Ирмосы трипеснцев опускаются, сразу читаются тропари со стихом «Святии апостоли, молите Бога о нас» (все тропари трипеснцев посвящены апостолам). Перед Богородичными читаем стих «Пресвятая Богородице, спаси нас», перед Троичным 2го трипеснца — «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (согласно замечанию Типикона, у трипеснцев «Слава, и ныне, не глаголем»).

http://azbyka.ru/stoyanie-mariino

Что можно сказать об обычае сидеть во время кафизм? В древней Церкви не было и речи о сидении при чтении/пении псалмов. Известия от VI–VIII в. как для Востока, так и для Запада, говорят о сидении только за чтениями (назидательными), а для Востока и подчеркивается стояние за выпеванием всей Псалтири на ночной службе: отделы ее в известном описании синайской утрени называются статиями, στσις – стояние, и говорится, что для пения их вставали; а отделы эти (по 50 псалмов каждый) по положению на утрене вполне отвечают нашим кафизмам. Стояния за кафизмами требуют и все Студийские типиконы. Термин «кафизма» применительно к отделам Псалтири начинает встречаться в источниках с VIII–IX вв.; при этом долгое время (до XIV века) помету «кафизма» ставили в конце отдела Псалтири, чем указывали, что сидеть дозволяется только после чтения псалмов, во время седальнов и поучений. По сути, современная практика сидения во время кафизм в Русской Церкви – следствие незнания этого исторического нюанса и буквального понимания термина «кафисма». Кафизмы – это особый род псалмопения, отличный от псалмопения в других местах церковной службы, например от предначинательных псалмов. Именно, псалмы здесь произносятся, ныне большей частью читаются, с наименьшею торжественностью и в более спокойном положении тела, сидя. Такой характер носят кафизмы особенно на утрене, где благодаря этому они служат отдыхом для тела и души молящихся от усердных молений – ектений и от множества торжественных песнопений. Псалмами предначинательными, например шестопсалмием, и всеми другими, кроме псалмов кафизм, мы должны молиться и держать себя на них так, «яко беседующе невидимому Богу», почему во время них запрещается сидеть. Чрез дозволение сидеть на кафизмах псалмы их разрешается слушать не столько как молитву, сколько как назидание, как художественное произведение, наслаждаться в полной мере их поэзией. На кафизмах, следовательно, псалмы овладевают вниманием молящихся с другой своей стороны в сравнении с псалмами других мест службы.

http://azbyka.ru/kafizma

В понедельник по Воздвижении на утрени, кафисма 4-я, 5-я, 6-я, а на вечерни во всю седмицу глаголем кафисму, 18. Во вторник на утрени, кафисма 7-я, 8-я, 9-я. В среду на утрени, кафисма 10-я, 11, 12. В четверток на утрени, кафисма 13, 14, 15. В пяток на утрени, кафисма 19, 20-я. В субботу на утрени, кафисма 16, 17. Егда же прилучится в те дни празднество, в нихже глаголется на утрени по 3 кафисмы, и тогда глаголем на утрени две кафисмы, а 3-ю рядовую на вечерни. Яко во всем общем уставе, от 22-го дне септемвриа месяца, повелевает начинати на утрени три кафисмы: зде же от недели, яже по Воздвижении, еже и мнит ми ся и поприлежнейшее, яко да от недели начало вземлет псалтирь. Аще ли убо прежде 20-го, или по 20-м дни будет неделя, всяко и всегда от понедельника начинаем 3 кафисмы. От 20-го же дне декемвриа месяца, до 14 ианнуариа месяца, Дóндеже отдастся праздник святаго Богоявления: Стихологисуем паки псалтирь, якоже и в неделю антипасхи, еже есть Фомина, по две кафисмы на утрени: а на вечерни, 3-ю рядовую. От пятаго же надесять дне ианнуариа месяца, до субботы, еже есть пред неделею о блуднем сыне. Стихологисуем паки на утрени, по 3 кафисмы, а на вечерни 18 кафисму: Ко Господу внегда скорбети ми: В две же недели в мясопустную и сырную, стихологисуем на утрени по 2 кафисмы, а на вечерни 3-ю рядовую, малаго ради покоя братии. В неделю же блуднаго, и в мясопустную, и в сырную, на утрени но псалмех: Хвалите имя Господне: и Исповедайтеся Господеви: Припеваем и третий псалом, 136: На реках вавилонских: со аллилуиею красною. Таже тропари, Ангельский собор: И ипакои гласа. Подобает ведати: яко от сея сырныя недели, даже до Воздвижения честнаго Креста, упраждняется полиелей, поется же токмо во бдениих владычних праздников. По отдании же Воздвижения честнаго Креста Господня, и до недели сыропустныя, кроме предпразднства, и попразднства Рождества Христова, и Богоявления, в соборней велицей церкви, и в прочих соборных церквах, в воскресныя дни на утрени, поется полиелей, якоже и в великих пречестных обителех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Господских двунадесятых праздников всего семь: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне. Их общая принципиальная особенность заключается в том, что любой из этих праздников полностью отменяет воскресную службу Октоиха, если случится в неделю. Также есть иные общие особенности: отпуст с особой вводной фразой, праздничные антифоны на литургии и другие. Малая вечерня На «Господи, воззвах…»: стихиры праздника на 4, «Слава, и ныне»: стихира праздника. На стиховне: 3 стихиры праздника с их припевами; «Слава, и ныне»: праздника. По «Ныне отпущаеши…» тропарь праздника. Великая вечерня Кафисма: если праздник случится в воскресный день, то поется вся 1-я кафисма. Если в понедельник, то поется 1-й антифон 1-й кафисмы. Если в другие дни седмицы, то кафисмы нет (см. Типикон, 14 сентября). Стихиры на «Господи, воззвах...» : стихиры праздника на 10 или на 8, «Слава, и ныне»: стихира праздника. Прокимен дня. Однако если праздник случится в субботу, то поется праздничный великий прокимен, который с вечерни 1-го дня попразднства переносится на вечерню праздника (в связи с тем, что в субботу вечером поется «свой» великий прокимен «Господь воцарися…»). Паремии праздника – 3. Стихиры на литии: стихиры праздника; «Слава, и ныне»: праздника. Стихиры на стиховне: 3 стихиры праздника с их припевами; «Слава, и ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши…» тропарь праздника (трижды). Утреня По «Бог Господь...»: тропарь праздника (дважды); «Слава, и ныне»: тропарь праздника. Седальны по кафисмам: седален праздника; «Слава, и ныне»: тот же седален. Величание и избранный псалом праздника. Седальны по полиелеи: седален праздника; «Слава, и ныне»: другой (или тот же) седален праздника. Прокимен и Евангелие праздника. Стихиры по 50-м псалме. Четыре праздника имеют особые краткие стихиры, которые поются на «Слава» и «И ныне» вместо «Молитвами…», – это Рождество Христово, Богоявление, Неделя ваий и Преображение. На остальные праздники на «Слава» поется «Молитвами апостолов…» (разумеется, на «И ныне» поется «Молитвами Богородицы…»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

предлагал: «Старче, убежим. Давай уйдем подальше и в глуши обретем святую тишину». И они бежали. От одного апостола – к другому. Св. Иоанн Богослов передал их Брату Господню по плоти. Уединенная кафисма Дионисиата, освященная во имя св. Иакова, Брата Господня, дала им то, о чем они мечтали. Согласно записям, сделанным рукой отца Саввы, они перешли в год 1843, и это было началом чудного периода их жизни. «Без лжи совершится закон, и премудрость во устех верных совершение» (Иис. Сир.44:8 ). В поисках Бога В «Истории сирских монахов» есть рассказ о некоем генерале, отправившемся охотиться в горы со свитою на лошадях, с собаками и оружием. Вдруг перед ним появился отшельник «Что ты делаешь здесь, Авва?» – спросил генерал. «А что ты приехал сюда делать?» «Я? Я приехал сюда охотиться. Я охочусь». «Я делаю то же самое». «Что? Ты тоже охотишься?» «Конечно! Я ищу Бога. Я следую за ним день и ночь, стремясь приблизиться к Нему и заключить Его в сердце свое». Генерал был изумлен этими словами. «Вот, – сказал он, – истинный отшельник». Общеизвестно, что пустынь – лучшее место для богоискателей. Потому и наши два аскета пребывали в радости. Местом их обитания было место, словно гора Кармиль, а они сами – словно Илия и Елисей с душами, возгоревшимися любовью ко Богу. Кафисма Брата Господня расположена на небольшом расстоянии от Дионисиата, вверх от него по горе, в тихой, пустынной, сокрытой от посторонних глаз местности. Справа – покрытые кустами склоны холмов и грозное ущелье Аэропотам, в котором зимами ревет и завывает ветер. Слева – очень сыро: густой лес с огромными деревьями. Над кал ивой – голый скалистый склон горы. Сама келья по виду была очень старой. Кто знает, сколько отшельников обитало в ней прежде? Людей рядом не было. И подвизались отцы не среди людей, а в пустыни: вокруг лишь солнце и ветер, деревья и кусты, птицы и гады, бесы и ангелы, св. Иаков, Владычица Горы и Бог, но Бог – Первый, к Кому они стремились. Двадцать один год восходили, взбирались они по лествице Иаковлевой, не взирая нимало на душевные немощи или уныние. Глас пророка звучал в сердцах их: «Приидите, и взыдем на гору Господню, в дом Бога Иаковля»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В праздник 40 мучеников по народной традиции принято выпекать жаворонков. Особенности в случае праздника 40 мучеников Севастийских в седмичный день Великого поста. Этот случай – наиболее частый и потому является стандартным. Великая вечерня накануне праздника Здесь нужно рассмотреть три возможных варианта совершения великой вечерни. 1) Если праздник случится во вторник, среду или пятницу (кроме пятка 5-й седмицы), то вечерня накануне праздника совершается без литургии Преждеосвященных Даров и присоединяется она к великопостным часам предшествующего дня. Это – наиболее частый случай. Вечерня начинается без начального возгласа «Благословен Бог наш…» после поклонов на изобразительных, как обычно в Великий пост . Кафисма 18-я (на 5-й седмице – рядовая). На «Господи, воззвах…» стихиры на 6: Триоди – 3, Минеи – 3; «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: догматик 2-го гласа. Вход с кадилом. Прокимены Триоди. Паремий 5: Триоди – 2 и мучеников – 3. «Сподоби, Господи…» (на практике поется). Просительная ектения и молитва главопреклонения. Стихиры на стиховне из Триоди. «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Богородице, Ты еси Лоза…». «Ныне отпущаеши…» (можно спеть). Трисвятое по «Отче наш…». Тропари: тропарь мучеников, «Слава, и ныне» Богородичен воскресный «Гавриилу вещавшу…». Сугубая ектения. Возглас «Яко милостив…». Священник произносит молитву «Господи и Владыко живота моего…» с тремя поклонами. Чтец: «Аминь». «Всесвятая Троице, Единосущная Державо…». Хор: «Буди имя Господне…» (трижды). Чтец: «Слава, и ныне» и 33-й псалом. Священник: «Премудрость». Хор: «Достойно есть…» до половины и далее переход на отпуст по чину. Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма и мучеников (мученики на всех отпустах поминаются общей фразой «четыредесяте мучеников, в Севастийском езере мучившихся» без поименного перечисления). 2) Если праздник случится в понедельник (любой седмицы), то вечерня праздника совершается в воскресенье вечером. Особенности вечерни таковы: Поется «Блажен муж…» .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всего есть 5 расписаний кафисм; эти расписания употребляются  в различные периоды церковного года, порядок чтения кафисм регламентируется 17й главой Типикона. Для большей части года, исключая период Великого поста, действуют два расписания: условно они называются «летнее» и «зимнее». Летнее расписание используется следующие три периода в году: — от Недели Антипасхи до отдания Воздвижения (21 сентября); — от предпразднства Рождества Христова (20 декабря) до отдания Богоявления (14 января); — от Недели о блудном сыне до Недели сыропустной (в течение двух седмиц). Кроме трех указанных периодов, которые приводятся в Следованной Псалтири и в Типиконе, фактически летнее расписание актуально в периоды попразднств двунадесятых праздников, приходящиеся на периоды действия зимнего расписания. Таких праздников и соответственно периодов всего два: во-первых, это шестидневный цикл праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (20–25 ноября), во-вторых, это девятидневный цикл праздника Сретения Господня, если он приходится до Недели о блудном сыне (что случается не каждый год, хотя и в более 50% случаев). Зимнее расписание используется следующие два периода в году: — от отдания Воздвижения (21 сентября) до предпразднства Рождества Христова (20 декабря); — от отдания Богоявления (14 января) до Недели о блудном сыне. Принципиальные отличия зимнего расписания от летнего в том, что на вечерне в седмичные дни читается 18я кафисма, а на утрене в седмичные дни (понедельник, вторник, среда, четверг) полагается по три кафисмы. Фактически различия между зимним и летним расписаниями проявляются только с понедельника по четверг, тогда как в пятницу – воскресение они совпадают. Предусмотрены ли Уставом какие-либо сокращения/изменения в расписании кафисм в зависимости от праздников? Вот основные правила изменений и сокращений в чтении кафисм, которые действуют в течение года, кроме периода Великого поста. А какие правила чтения кафизм в Великий пост? В течение поста чтение кафизм регламентируется тремя расписаниями, из которых одно является основным; два других распространяются только на одну седмицу каждое.

http://azbyka.ru/kafizma

По свидетельству архим. Киприана (Керна) , первые упоминания о седальнах как особых богослужебных песнопений относятся к VII веку, к тексту синайской утрени. Седальны обильно встречаются в текстах Иерусалимского и Евергетидского уставов (откуда они и попали в современное богослужение). Однако, они практически отсутствуют в списках устава Студийского монастыря, что свидетельствует о том, что в Средние века на Руси седальны в богослужении практически не исполнялись 4 . Интересно, что по-гречески седален звучит καθσμα, то есть так же, как называются части Псалтири. Изначально термин καθσμα относился к песнопениям, которые полагались после стихословия Псалтири, а впоследствии перешел на части самой Псалтири, так что и отделы Псалтири, и песнопения после них стали называться одинаково — καθσμα. Переводчики для того, чтобы провести различие между этими молитвословиями, название частей Псалтири оставили без перевода (отсюда наш термин кафисма 5 ), а название песнопения, которое полагается после Псалтири, перевели как седален . Седален в богослужении Православной церкви По своему содержанию и по напеву седальны близки к тропарям, в древних уставах они так и именуются «тропарями». По Уставу седальны следует петь, однако в практике они в основном читаются. Пение седальнов имеет место или в особых богослужениях годичного круга (утреня Великой Пятницы, также седален «Покой, Спасе наш…» на заупокойных службах), или по инициативе священнослужителя или регента ради особой красоты седальна (например, многие в Неделю по блудном сыне поют по 3й песни канона седален «Объятия отча…»). В настоящее время в общественном богослужении седальны употребляются: — после чтения кафисм на утрене (из Октоиха, Минеи или Триоди); — после полиелея (Минея или Триодь); — после 3й песни канона на утрене (Минея или Триодь); — после 6й песни канона Богородице на малом повечерии (Октоих); — после 3й и 6й песни канона на воскресной полунощнице (Октоих). Наряду с указанными моментами общественного богослужения седальны поются в частных богослужениях, которые генетически связаны с последованием утрени: чины отпеваний, молебны, панихида, елеосвящение.

http://azbyka.ru/sedalen

Прибыв на Святую Гору, отец Иларион, конечно же, отправился в святой Ивер. Любя тишину, он обратил свой взор на кафисмы, расположенные близ него, и, наконец, выбрал для жительства грузинскую келью св. Иоанна Богослова. То был добрый выбор: отец Иларион, любящий послушник Христов, пришел под покровительство Апостола Любви. И вскоре к нему присоединился молодой послушник Савва. Отец Савва приехал из восточной Фракии. Он родился в 1821 году в Афире, важном городе на берегу Мраморного моря. Двадцать пять лет спустя в близлежащем районе – в Силиври – родился святой нашего столетия – святитель Нектарий Пентапольский. Богодухновенный отец Иларион предвидел будущие подвиги юного Саввы и без колебаний принял его под свое духовное попечение. Он рад был ученику-греку, потому что тот помогал ему совершенствоваться в греческом языке, так как «милостивый ко всем, он не скрывал своей любви ко всему греческому, желая жить с греками и говорить на их языке, молиться, читать и совершать Литургии на греческом языке» (архимандрит Гавриил Дионисиатский, «Лавсаик Святой Бэры», стр. 35). Сияние его добродетелей и слава его не дали ему пожить спокойно в новом убежище. Пчелы всегда отыскивают медоносные цветы. Многие искали знакомства с ним, притягивавшиеся его духовным величием. Всех глубоко трогало его смирение. Он, который был в Грузии очень богат, сейчас в каливе своей не брал никаких денег. Принимая в прежние годы исповеди Грузинского Царя, он бывал облачен, как то предписывает дворцовый этикет, в великолепную мантию, сверкающую рубинами, жемчугами и 750 алмазами. Сейчас же носил самое бедное монашеское одеяние Все это, конечно, производило глубокое впечатление на отцов Святой Горы. Постоянно его духовной помощи просили русские монахи. Хорошо зная русский язык, он мог помочь им во всех духовных нуждах. По их просьбе он часто приходил исповедовать в св. Пантелеймонов монастырь. Наконец, стал духовником братии в этой обители, в которой его чтили как святого. Кафисма св. Иоанна Богослова, очевидно, не могла обеспечить ему желанный покой. Старец и его ученик часто вспоминали слова псалма: «Се удалихся бегая, и водворихся в пустыни» (.54:8). Отец Савва, тогда еще очень юный, время от времени горячо

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Псалтирь пророка Давида в русском переводе П. Юнгерова Кафисма первая 1. Псалом Давида Блажен муж, который не ходил на собрание нечестивых, и на пути грешных не стоял, и в обществе губителей не сидел, Но в законе Господнем – воля его и закону Его он будет поучаться день и ночь. И будет он, как древо, посаженное при истоках вод, которое плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет. И все, что он ни делает, будет благоуспешно. Не так нечестивые, не так: но как прах, который сметает ветер с лица земли! Посему не восстанут нечестивые на суд и грешники в собрание праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. 2. Псалом Давида. Зачем волнуются народы и племена замышляют тщетное? Предстали цари земли, и князья собрались вместе против Господа и против Христа Его, (говоря “Расторгнем узы их и свергнем с себя иго их”. Живущий на небесах посмеется над ними, и Господь унизит их. Тогда изречет им в гневе Своем и яростью Своею смятет их. Я же поставлен Им царем над Сионом, горою святою Его, Возвещать повеление Господне. Господь сказал мне: “Ты – Сын Мой, Я ныне родил Тебя. Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое и концы земли во владение Твое. Будешь пасти их жезлом железным, как сосуды горшечника сокрушишь их”. И ныне, цари, уразумейте, научитесь, все судьи земли. Работайте Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом. Воспользуйтесь научением, дабы не прогневался Господь, и вы не погибли с правого пути, когда воспламенится вскоре ярость Его. Блаженны все, надеющиеся на Него. 3. Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего. Господи! Как умножились гонители мои! Многие восстают на меня. Многие говорят душе моей: “нет спасения ему в Боге его”. Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим ко Господу я воззвал, и Он услышал меня от горы святой Своей. Я уснул, спал и восстал, ибо Господь защитит меня. Не убоюсь множества людей, кругом нападающих на меня. Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой! Ибо Ты поразил всех, напрасно враждующих против меня, зубы грешников сокрушил. От Господа спасение, и на народе Твоем благословение Твое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3798...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010