Великая ектения отличается большим количеством прошений, в которых звучит призыв к пребыванию в мирном расположении духа (отсюда второе название этой ектении Мирная), примиряясь со всеми ближними и врагами. В Мирной ектении Церковь также молится о спасении всех людей, властях, воинстве, всех страждующих и нуждающихся в защите Всевышняго. Первая кафисма «Блажен муж». Кафисмой (с греч. Дословно – «сижу», «седальное») называется один из двадцати отделов Псалтыри, которые вычитываются в течение одной седмицы. Особенность Великой вечерни в том, что на ней независимо от дня седмицы всегда распевается Первая кафисма, накануне Недели целиком, а в прочие праздники – только первый антифон, включающий в себя три псалма. Смысл стихов этих псалмов «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» – назидательный. В нем воспевается жизнь ветхозаветных праведников, искавших духовного общения с Богом, нарушенного в результате грехопадения, и примирения с ним, а также указание праведного пути, на который должен встать человек, исповедующий Божии заповеди. На Вечерне праздников Воздвижения, Рождества Христова, Богоявления, Преображения, совершающейся в будние дни с понедельника по пятницу кафисма отменяется. После первой кафисмы возглашается малая ектения, которая со стоит из трех прошений. Пением воззвашных 140, 141, 129, 116 псалмов во время которых происходит каждение храма, вспоминаются события установления ветхозаветного богослужения при пророке Моисее. «Господи воззвах к Тебе. Услыши мя» – это голос души, уклонившейся от Бога и нуждающейся в Его помощи. Согласно древнерусской традиции на Великой вечерне исполняются псалмы по принципу стихословия, псалмы читаются полностью, избранные стихи поются антифонно на два лика (хора) со специальными припевами, но в отличие от предшествующих 103 псалма и псалмов первой кафисмы – на особые гласовые напевы по гласу Недели (если служба совершается накануне Воскресения) или стихир праздника. Воскресные стихиры или стихиры Праздника поются после стихословия названных псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Летнее расписание используется следующие три периода в году: – от Недели Антипасхи до отдания Воздвижения (21 сентября); – от предпразднства Рождества Христова (20 декабря) до отдания Богоявления (14 января); – от Недели о блудном сыне до Недели сыропустной (в течение двух седмиц). Кроме трех указанных периодов, которые приводятся в Следованной Псалтири и в Типиконе, есть еще небольшой шестидневный отрезок: от предпразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы до отдания этого праздника (20–25 ноября), который хотя и не выделен особо, но в это время фактически действует летнее расписание. Основные отличительные черты летнего расписания: на вечерне читается рядовая кафисма (то есть по порядку), а на утрене в седмичные дни полагается по две кафисмы. Список чтения кафисм идет в строгом порядке в соответствии с их номерами, разве что нарушается в пятницу и субботу на утрене, так как в пяток читаются кафисмы 19-я и 20-я, а в субботу – 16-я и 17-я. Необходимо также отметить правило, согласно которому на вечерне отменяется кафисма, если накануне совершалось всенощное бдение (см. Типикон, 15 сентября). Именно поэтому в воскресенье вечером накануне понедельника в течение всего года кафисма не читается. Наконец, в случае великого, бденного или полиелейного праздника на вечерне вместо рядовой кафисмы поется 1-й антифон 1-й кафисмы «Блажен муж…». Весь же порядок чтения кафисм в течение летнего расписания можно представить в следующей таблице. Обратим внимание, что кафисмы, которые в Типиконе и Следованной Псалтири обозначены «в субботу вечера», «в понедельник на вечерни» и так далее (расположенные в последнем столбце таблицы), читаются на богослужении, относящемся к грядущему дню, так как сама вечерня является службой наступающего дня. Порядок чтения кафисм по летнему расписанию утреня вечерня суббота воскресенье понедельник вторник четверг пятница суббота Зимнее расписание используется следующие два периода в году: – от отдания Воздвижения (21 сентября) до предпразднства Рождества Христова (20 декабря);

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Следованная Псалтирь – книга, содержащая Псалтирь и различные последования 130 . Эта книга не имеет аналога среди греческих богослужебных книг. Полагают, что она составлена для славян святыми Кириллом и Мефодием. Содержимое книги состоит из четырех разделов: Псалтирь, Канонник, Часослов и Месяцеслов. Версия данной книги, которая была издана Московской Патриархией в XX веке, состоит из двух томов, причем 1-й том (часть I) содержит Псалтирь и Канонник, а том 2-й (часть II) – Часослов и Месяцеслов. §4.1. Псалтирь Следованная. Часть I: Псалтирь. Устав чтения Псалтири Псалтирь – библейская ветхозаветная книга, наиболее часто используемая за богослужением. Псалтирь состоит из 150 псалмов, различных по объему. Самый малый псалом – 116-й, содержит 2 стиха, тогда как самый большой – 118-й – 176 стихов. Для богослужебного использования Псалтирь разделена на 20 кафисм, а каждая кафисма – на три «Славы», или части, оканчиваемые словами: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» 131 . Количество псалмов в каждой кафисме различное: наибольшее количество псалмов содержится в 18-й кафисме (10 псалмов, 119–133), тогда как 17-я кафисма содержит только один псалом – 118-й. В Православной Церкви вся Псалтирь прочитывается полностью в течение недели, а во время Великого поста – 2 раза за неделю. Существует особый устав, который регламентирует чтение кафисм в течение года. Этот устав зафиксирован в 17-й главе Типикона, которая дублируется в изданиях Следованной Псалтири после 20-й кафисмы 132 . Псалтирь читается на протяжении всего года, за исключением периода от Великого Четверга до Светлой субботы, когда чтение кафисм отменяется (исключением является утреня Великой Субботы, на которой поется кафисма 17-я с «похвалами»). Всего «Устав о Псалтири, како должно есть глаголати во все лето» содержит пять глав соответственно числу периодов года, имеющих особое расписание чтения кафисм. Из этих пяти глав две регламентируют чтение кафисм в течение года от Антипасхи до Недели сыропустной (летнее и зимнее расписание), а три относятся к периоду Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Среди этих отличительных особенностей можно выделить одну существенную и несколько (шесть) второстепенных. Существенной особенностью является возможность/невозможность соединения службы праздника с воскресным богослужением Октоиха. Если Господский праздник полностью отменяет все воскресные песнопения, то Богородичный праздник такой силы не имеет и его служба соединяется с воскресными песнопениями (образец – Маркова глава 8 сентября). Именно по этой причине праздник Сретения Господня относят к категории Богородичных двунадесятых праздников. Теперь представим эту, а также другие особенности в виде таблицы. Господские праздники Богородичные Соединение с воскресной службой Октоиха Отменяет воскресную службу Октоиха Соединяется с воскресной службой Октоиха Кафисма на великой вечерне – если праздник со вторника по субботу, то кафисмы на вечерне нет;– в неделю поется вся 1-я кафисма;– в понедельник поется 1-й антифон 1-й кафисмы Всегда есть кафисма, причем в седмичные дни – 1-й антифон 1-й кафисмы,в неделю – вся 1-я кафисма. Антифоны на литургии Праздничные антифоны Изобразительные антифоны (1) Входный стих Особый Обычный «Приидите, поклонимся и припадем…»(исключение – праздник Сретения Господня, имеющий особый входный стих (2) Вводная фраза на отпусте Есть(кроме Воздвижения Креста Господня) Нет(кроме Сретения Господня) Прокимен на вечерне следующего дня (накануне 1-го дня попразднства) Великий прокимен, один из двух: «Кто Бог велий яко Бог наш…» или «Бог наш на небеси и на земли…» (кроме Недели ваий) Нет великого прокимена, поется прокимен дня Чтение Апостола и Евангелия в отдание праздника Чтения праздникане читаются (только рядовые чтения) Апостол и Евангелие праздника читается (после чтений дня) Примечания к таблице: (1) Нужно учесть, что такая особенность характерна только для нашего Типикона, тогда как в современном греческом Уставе даются антифоны и на все Богородичные двунадесятые праздники. (2) Еще одно исключение встречается в службе праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, но только в одной Марковой главе: если праздник совпадает с Неделей ваий, то произносится входный стих Благовещения «Благовестите день от дне спасение Бога нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Тропарь в конце вечерни пелся святому не только в будни и праздники свв., но и в воскресенья, если святой имел тропарь; если же нет, то в будни пелись тропари: «Богородице Дево…», «Крестителю…», «Под Твое благоутробие…» [ 57 ], в воскресенье эти же тропари [ 58 ] или тропарь опускался [ 59 ], или же пелся воскресный тропарь гласа [ 60 ]. Утреня по ктиторским Студийским Типиконам На утрени в будни полагалась одна кафисма от Антипасхи до Воздвижения, две с Воздвижения до Великого поста (исключая сырную неделю, когда одна) и три в Великом посту; в субботу и воскресенье по одним уставам одна кафисма (Ник.-Касул.), по другим две (Ипотипосис, Студ.-Ал., Еверг.), при чем в субботу непременно Блажени непорочнии, в воскресенье же 2-я, или 2-я и 3-я [ 61 ]; таким образом, Псалтирь выпевалась иногда скорее, чем в неделю, иногда более, чем в неделю (ср. Амвросианский чин, стр. 317), например один только раз выпевалась в промежуток времени от Антипасхи до Преполовения [ 62 ]. Кафисмы всегда пелись на рядовой глас недели, при том, по крайней мере по Студ.-Алекс. уставу, с какими-то «аллилуиариями», неясно, о особыми или стихами вроде теперешних аллилуиариев, или с простым аллилуиа, но только положенным на разные напевы, — вероятнее последнее; этих аллилуиариев прп. Феодор Студит «устави» 9 на каждый глас, всего 72 [ 63 ]. При этом вечерняя кафисма «Ко Господу внегда скорбети» пелась с первыми тремя аллилуиариями «ключающагося» гласа, а из утренних кафисм первая с 3, 4 и 5 аллилуиариями. а вторая с 7, 8 и 9-м (с этою целью и аллилуиариев 9; три кафисмы на утрени почему-то не предусмотрены). Но некоторые кафисмы или, вернее, — отделы их составляли исключение из этого правила по особой тождественности исполнения, для чего кроме сказанных аллилуиариев 4 гл., три 6 гл. и один 8 гл. Именно первая слава 19-й кафисмы, называвшаяся «Многомилостиво» (Πολυλους) из-за многократного припева к 135 пс. «Яко в век милость (λεος) Его» и состоявшая из пс. 134, 135 и 136, в какой бы глас из первых четырех ни пришлась, пелась всегда 4-м гласом с особыми аллилуиариями этого гласа (тоже называвшимися «Многомилостиво» или «полиелей»), а в какой бы глас из остальных 8 гласов ни пришлась, пелась в 6-ой глас с 1-м аллилуиарием из числа особых этого гласа; при этом в первом случае (когда Многомилостиво пелось в 4 гл), пс.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

  5. (:. святаго пророка захарии, отца честнаго Иоанна предтечи: И святыя праведныя елисаветы.   Вечер, обычная кафисма. На Господи воззвах, стихиры на 6, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Масть имея: Слава, глас 8, самогласен: священства законнаго: И ныне, богородичен или крестобогородичен. На стиховне октоиха: Слава, святаго, глас 2: яко чист:   Тропарь, глас 4: священства одеждею обложен премудре, по закону божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси захарие, и был еси светильник и зритель тайных, знамения в тебе благодати нося явственно всемудре, и мечем убиен быв в храме божии, христов пророче, с предтечею моли спастися душам нашим.   На Утрени , на Бог господь, тропарь пророка, дважды. Слава, и ныне, богородичен. и обычныя кафисмы, и седальны октоиха, и чтения. Каноны октоиха оба без мученичнов: И святаго на 6: глас 8. По 3–й песни, седален святаго, глас 8, дважды. Слава, и ныне, богородичен, или крестобогородичен. По 6–й песни,   Кондак, глас 3. Подобен: дева днесь: пророк днесь и священник вышняго, захариа предложи предтечев родитель трапезу своея памяти, верныя питая: питие бо правды всем растворив, сего ради скончавается, яко божественный таинник божия благодати.   И икос: и пролог. По 9–й песни, светилен октоиха: Слава, святаго: И ныне, богородичен. На стиховне октоиха, Слава, святаго, глас 8. Жертвы принося: На Литургии , блаженна октоиха, на 4. И святаго, песнь 3–я на 4. Прокимен, глас 6: Возвеселится праведник о господе: Стих: услыши Боже глас мой. Апостол ко евреем, зачало 314. Аврааму обетовая бог: Аллилуиа, глас 6: Свет возсия праведнику. евангелие матфеа, зачало 97: Горе вам книжницы и фарисее лицемери: Причастен, В память вечную:   6. (:. Воспоминание бывшаго чудесе в колоссаех, еже есть в хонех, от архистратига михаила: И святаго мученка евдоксиа, и иже с ним: И преподобнаго отца нашего архиппа.   Вечер, обычная кафисма: На Господи воззвах, стихиры архангела, на 6, глас 4. Подобен: яко добля: Трисолнечнаго божества: Слава, глас 6, самогласен: Срадуйтеся нам: И ныне, богородичен: Срадуйтеся нам вся: На стиховне октоиха, Слава, и ныне, глас 8: яко чиноначальник: Тропарь, глас 4: небесных воинств архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно, и вопиющих: о бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил. Слава, и ныне, богородичен, или крестобогородичен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Аще ли будет и другаго святаго тропарь, глаголи и той. Таже кондак храма. Слава, святаго. Аще ли будет и другаго святаго кондак, такожде рцы его. И ныне, кондак праздника: Радоватися мироносицам: [Смотри] Такожде глаголем тропари, по вся дни сея седмицы, кроме святаго полиелейнаго. Сице бывает служба вечер, и на Утрени, по вся дни сея седмицы. В пяток 3-я седмицы по Пасце вечера. Обычная кафисма. На Господи воззвах, стихиры самогласны мироносиц, 3, глас 2: и минеи святаго, подобны 3. Слава, глас 6: Мироносицы жены: И ныне, Богородичен 1-й гласа: Прейде сень законная: На стиховне стихиры воскресны 4, глас 2: Прежде век: Припевы глаголем: 1-й, Господь воцарися: 2-й, Ибо утверди вселенную: 3-й, Дому Твоему подобает: Слава, и ныне, глас 5: Тебе одеющагося светом: Тропарь праздника. Ектениа, и отпуст. Сице служба бывает и во всех пятках пятидесятницы. В субботу 3-я седмицы по Пасце на утрени. На Бог Господь, тропарь праздника, якоже предуказася: и обычныя кафисмы, и седальны воскресны, и праздника. Воскресение Христово: псалом 50. Канон праздника со ирмосом на 6: и святаго храма, на 4: и минеи святаго на 4. Кондак и светилен праздника. На хвалитех стихиры воскресны гласа, на 4. Слава, и ныне, праздника. На стиховне стихиры праздника, с припевы их. Слава, и ныне, самогласен праздника. На Литургии , блаженна песнь 9-я, на 6. Прокимен, и Аллилуиа праздника. Апостол Деяний, зачало 22: Павел с сущими в Дамасце: Евангелие Иоанна, зачало 52: Си заповедаю вам: Причастен праздника. Неделя 4-я по пасце разслабленнаго. На Велицей Вечерни , по обычном начале, и по предначинательном псалме, Блажен муж: кафисма вся. На Господи воззвах, ставим стихов 10: и поем стихиры воскресны гласа 3: и анатолиевы 4, и о разслабленном самогласны два, повторяюще 1-ю, глас 1: Дланию пречистою: Слава, глас 5: Взыде Иисус во Иерусалим: И ныне, Богородичен: Како не дивимся: Вход. Свете тихий: Прокимен : Господь воцарися, со стихи его. На литии стихира храма. Слава, глас 5: При овчей купели: И ныне, Богородичен, глас тойже: Храм и дверь еси:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В некоторых памятниках дух древней практики сказывается еще сильнее в том смысле, что там вообще отменяется пение полиелейных псалмов и отправляются лишь Непорочны с величаниями: «Тогож в 30-й день трем святителем вселеньским звоним во все и совершаем всенощное по обычаю. На полу-нощницы не чтут. На утрени „Хвалите имя Господне» не поем. После 2-й статии каф[измы] поют „Блажени непорочнии» всю с припевы, сиречь с величанием. Священник кадит з диаконом на всех 3-х „Славах» трапезу всю, промеж величаний паки нет, а „Славы» и „Аллилуиа» поют, а чтут после всех „Слав», потом степ[енны] и прочее по обыч[аю]» 808 . Описанное многообразие практики отправления Непорочных и полиелея, представлявшее собой результат влияния на русское богослужение чинопоследования песненной утрени, существовало у нас до конца XVII столетия. Официальной датой прекращения этой практики можно считать 1682 год, когда был издан типикон, указывавший в главе 17-й «О стихологиах, како должно есть глаголати во все лето» отмену пения Непорочных в зимнее время, т. е. от отдания Воздвижения до Недели сыропустной, за исключением дней от 20 декабря по 14 января. Указание прежних типиконов «прилагаем же полиелеос, сиречь „Многомилостиво» на бдениях неделных от Недели их по отдании Воздвижения Честнаго Креста и до Недели сыро-иустныя» 809  было истолковано как исключающее Непорочны. Отсюда в «Уставе о псалтири» было исключено упоминание о нении в зимнее время 17-й кафизмы. Вместо прежнего указания: «В неделю на утрени кафисма 2, 3, 17-я, прилагаем же и полиелеос, сиречь „Многомилостиво«», – появилось иное:: «В неделю на утрени кафисма 2, 3-я; прилагаем же и полиелей, сиречь „Многомилостиво»». В соответствии с этим была сделана вставка в текст: «Аще же прилучится в неделю праздник Господский, или Богородицы, или празднуемого святаго, по дву кафисмах полиелей и по величании, не певше „Слава, и ныне» и „Аллилуиа», поем тропари, „Ангельский собор " " 810 . Трудно сказать, чем руководствовались редакторы Типикона 1682 года, отменяя многовековую практику Церкви, обоснованную Иерусалимским же уставом в его древнейших редакциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Греческие издания: Венеция, 1578 (без Часослова); Рим, 1598 (Аркудия, с Псалтырью и Часословом); Рим, 1697 (Висалис); Снагов (в Румынии, 1647), Рим, 1967 (4 т.). Славянские издания: Венеция, 1533 (Букович: Сборник без Часосл.). Примечание. Наиболее употребляемый Часослов: венецианское издание Да Сабио 1523 г. Это издание принимается Киевским митрополитом Петром (Могилой) и Московским патриархом Никоном (1645 г.), а также Сербской, Болгарской, Румынской и Арабо–мелхитской Церквями. Все эти Часословы составлены по савваитскому «иерусалимскому» Типикону. Особенное исключение: " Ωρλογιον обители Гроттаферрата (Рим), 1677 г., который следует древнему студийскому Типикону, и который до сих пор издается. См. интересное сопоставление Гроттаферратского Часослова с Константинопольским изданием 1900 г.: И. Фундулис, " Ακολουθαι τν ρν… (Последования часов). До появления Октоиха и Триоди существовали на Востоке разнобразные способы отправлять суточный круг богослужения часов. Нам известен чин Песненного последования византийских соборов; кое-что также дошло до нас о иерусалимском чине Гроба Господня в разных моментах своей истории в течение первого тысячелетия. У монахов была, очевидно, большая свобода насчет «канона» псалмопения. Самый известный и популярный порядок — это традиция лавры Св. Саввы близ Иерусалима, хотя и тут, кажется, «канон» не являлся с самого начала окончательно сформированным, и еще после 614 г., вплоть до 1009 г., можно наблюдать существовавние разных Часословов. Одновременно с Часословом, который можно считать сокращенной и удобной для употребления «псалтырью», читалась и сама Псалтырь в полном соблюдении порядка псалмов, при чтении их одного за другим с остановкой на «слава», возможно для мысленного облегчения и для слушания духовных поэтических сочинений, называемых «седальны» (καθσματα), именно потому, что они слушались сидя. В промежутках псалмопения, по древней египетской традиции, вводится и собственная молитва монахов. Параллельное чтение рядовой Псалтыри и Часослова возможно считать практикой давно установленной, так как Октоих и Триодь в VIII в. уже предполагают псалмопение по кафисмам внутри утрени, предписывая седальны после кафисм утреннего псалмопения. В вечерню кафисмы Псалтыри войдут позже и не повсюду; у Студитов, например, на вечерне полагались только 1–я кафисма по субботам, а 18–я кафисма только два или три раза в неделю. Октоих и Триодь заставят стать «официальным» один из существующих Часословов: тот, который дошел до наших дней. Еще долго будут в употреблении и другие Часословы, не пользующиеся ни Октоихом, ни Триодью. 2–Й ПЕРИОД: ОБРАЗОВАНИЕ ВОСКРЕСНОГО И ПАСХАЛЬНОГО КРУГОВ, ПЕРВЫЕ СТУДИЙСКИЕ ПРА–Т ИПИКОНЫ I. Okmoux

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Кондак, гл. 3. Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно: ликуй вселенная услышавши, прослави со ангелы и пастырьми хотящаго явитися Отроча младо Превечнаго Бога. См. Аще случится предпразднство Рождества Христова в субботу. См. На повечерии поем трипеснец (подр. см. в Уст. 20 дек.). Сице поем канон и ирмосы и на прочиих повечериях в предпразднства Рождества Христова. Припеваем на трипеснце: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. Ведомо же буди и сие: яко на повечериях в предпразднства Рождества Христова, на трипеснцах и канонах, на 8-й песни поем: Хвалим, благословим, и поем ирмос 8-я песни, оба лика вкупе , и поклон. До Достойне и по Отче наш , кондак предпразднства: Дева днесь. Ведомо же и сие да будет: яко от двадесятого дня декабря до 14 января, дóндеже отдастся праздник свв. Богоявления, Октоих не поется, кроме единых недель, в нихже поется воскресная служба. Полиелеа же не поем, кроме великого святого. На утрени стихословим по две кафисмы. На вечерни кафисма рядовая. Седальны глаголются предпразднства и попразднства. Не поется же и междочасие, и канон Богородицы на повечерии. На утрени, на Бог Господь, тропарь предпразднства дважды, Слава – святого, И ныне – предпразднства. И обычная кафисма, и седальны предпразднства и чтение. Канона два: предпразднства, со ирмосом на 8, глас 1-й, и святого на 6, глас тойже. От днешнего же дня Господеви песнех не глаголем, дóндеже отдается праздник свв. Богоявления. Мр. Аще ли случится неделя святых отец в предпразднстве внутрь 20 дня, сиречь в 20, в 21, в 22, в 23 день. См. «О предпразднстве Христова Рождества ведати подобает: от 20 дня начинается предпразднство. Пост убо есть, поклоны же в церкви не бывают», т.е., с этого времени великие поклоны (сн. 14 нояб.) прекращаются. Св. священномуч. Богоносца (патриарха Антиохийского). «Светильник пресветлейший церкве», «столп терпения и правило мужества и веры утверждение», он был учеником св. ап. Иоанна Богослова и вторым (после св. Евода) епископом Антиохийским (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010