Житие Стефана Комельского было сравнительно мало распространено в нашей древней письменности и осталось неизвестным исследователю древнерусских житий, проф. В. О. Ключевскому . Один из списков сего жития, неизвестного времени, находился в библиотеке Царского и им пользовался архиеп. Филарет при передаче содержания Жития преподобного 1 . Правда, в Описании рукописей Царского нет указания на это житие, но так как в каталог Строева вошли не все рукописи, а с другой стороны собрание Царского целиком перешло в собственность Гр. А. С. Уварова, то надеемся со временем найти этот список при посредстве Описания Уваровских рукописей, приготовленного к печати покойным архимандритом Леонидом. Второй список, вместе со службою преподобному Стефану, нового письма, находится в библиотеке проф. Н. С. Тихонравова и положен здесь в основу издания; третий, XVII века (Q. принадлежит Императорскому Обществу Любителей Древней Письменности и послужил при издании для вариантов (список довольно неисправный); наконец четвертый, XVII века, в сборнике в лист, находится в продажном рукописном собрании г. Яковлева; но, как мне сообщено, сею рукописью нельзя воспользоваться. – В издании раскрыты титла и слова переданы в большинстве случаев по современному правописанию и по всей полноте их букв. Житие и подвиги преподобного отца нашего Стефана, иже на Комельском озере пречестен монастырь совокупльшаго, Вологодского чудотворца, и преставившегося в лето 7050-го месяца июня в 12 день на память преподобных отец наших Ануфрия Великого и Петра Афонского 2 Велий Господь и хвален зело и велия крепость его и разуму его несть числа; якоже удиви Господь святыя своя угодники 3 ; мученицы убо Быша в первая лета, тии духом святым наставляема бысть 4 , Христа ради мучением 5 конец прияша, сии кровно крестишася, кровию и спасошася; а иже самоволнии мученицы именуются, сии 6 самоволнии мученицы, иже мира отвергошася 7 и всего яже в мире суть, и облецыся во святый ангельский образ и терпяше всяку страсть, Христа ради тесный убо и прискорбный путь шествовавы небесного ради царствия, алканием и жаждею души своя томиша, и брашася постом и молитвою с невидимыми враги.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Житие Филарета Милостивого 377 Житие Филарета Милостивого написано в первой половине IX в. Автор его – Никита из Амнии (Пафлагония), внук Филарета от его сына Иоанна. Житие интересно как исторический и как литературный памятник. В живой, непринужденной форме, нередко с задорным юмором, автор сумел образно запечатлеть черты окружавших его людей. Мы хорошо можем представить себе психологию доброго, любвеобильного старца Филарета и жадной, немного вздорной его жены Феосевы; правда, остальные члены большой семьи Филарета обрисованы довольно бледно, но зато они не затемняют главных героев– Филарета и Феосевы, столь противоположных друг другу по характеру нравственному складу. Автору прекрасно удается в нескольких словах дать всю суть внутреннего облика человека – так кратко, но выразительно даны опять–таки противопоставленные образы доброй, благоразумной Марии, внучки Филарета, прибывшей на смотрины во дворец императора, и ее соперницы, надменной и самоуверенной дочери богача Геронтиана. Перед нами выступают также исторические лица, правда, очерченные бегло, – правительница Ирина, ее сын Константин VI, его жена Мария, всесильный временщик Ставракий. Упоминается даже лонгобардский король по имени Аргус 378 . Таким образом, из жития можно почерпнуть немало ценных исторических сведений – об отношениях лонгобардов с византийским двором, о размерах византийских зажиточных хозяйств, о взаимоотношениях крупных и мелких землевладельцев. При сравнении стиля повествования в житии Георгия Амастридского (по времени написания очень близкого к житию Филарета) со стилем этого жития обнаруживается огромная разница: насколько сложен и труден для восприятия стиль в житии Георгия, настолько он прост и ясен в житии Филарета. В языке Никиты из Амнии нет сложно построенных метафор, сравнений. Его излюбленное речевое украшение – эпитеты, которыми изобилует повествование. В большинстве случаев они передают настроение самого автора, его отношение к изображаемому. Эпитеты очень разнообразны, есть, хотя и в небольшом количестве, постоянные (см. описание внешнего облика дочерей и внучек Филарета, его сыновей и внуков). Простой язык и почти сказочное содержание (сюжет напоминает сказку о Золушке), быстро развертывающиеся события жития сделали его очень популярным и в Византии, и в других странах, в частности в древней Руси. На греческом языке оно существует в большом количестве списков, а переводные древнерусские списки различных редакций жития относятся еще к XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Житие, твердость наших шагов определяющее Житие Николая Чудотворца напоминает нам о мудрости и дерзновении во имя сохранения чистоты нашей веры и крепости духа 21.12.2020 803 Время на чтение 7 минут Мудрости и дерзновения во имя сохранения чистоты нашей веры и крепости духа, какие бы испытания ни выпали на нашу долю! Житие Николая Чудотворца, святителя Мир Ликийских, любимого святого русского народа, которому на Руси поставлено за все века больше всего храмов, всегда напоминает нам именно о таком стоянии в земной жизни в преддверии Царствия Небесного. Его стоит помнить и знать каждому христианину. Особенно, как архиепископ противостал арианской ереси, не побоялся дать пощечину тому хулителю имени Христа и Его Божественного начала. Был заточен в темницу тут же, поскольку оказался единственным голосом Истины на тот момент, но правда восторжествовала и в итоге спустя длительное время заключения он был выпущен на свободу высшим духовенством и властью, признавшим его правоту. Бог даст, так получится и в моей истории, о которой я рассказал совсем недавно, за несколько дней до своего Юбилея, вот уже третьего по счету в тюрьме, а затем в лагере. Зато не побоялся сказать правду тем в верхах госвласти, включая МИД России, кто пытается ее от нас скрывать . Узник, способный много сделать для страждущих на свободе и предпринять определенные шаги против нечисти, вынужден наблюдать из-за стен колонии, как она лютует там. Его голос теперь приглушен . Но говорить надо, и мы будем говорить . Ибо стараемся быть достойны тех, именем которых наречены. Ниже то, что я не смог сказать, поскольку до меня это прожито и пережито гораздо более духовно крепкими и стойкими людьми, облеченными священнической властью и силой слова. Слово в день памяти святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца (Архиепископ Аверкий (Таушев) Мы празднуем сегодня память одного из величайших святителей Церкви Христовой – иже во святых отца нашего Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца, которого, как никого другого, высоко и свято чтили во все времена все народы земли – и не только христиане, но и мусульмане и даже многие язычники.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/21/zh...

Закрыть itemscope itemtype="" > Северная святость О северных святых и северо-русской святости с академиком Г.М.Прохоровым беседует Людмила Ильюнина 15.04.2005 378 Время на чтение 6 минут Людмила Ильюнина : Гелиан Михайлович, ваша научно-исследовательская деятельность направлена на изучение феномена русской святости. Можно ли говорить о том, что особенности проявления святости зависят от каких-либо внешних причин, например от места, где подвизается тот или иной подвижник. Можем ли мы говорить о неповторимых чертах северной святости, по сравнению с южной или центрально-русской? Гелиан Прохоров : Я думаю святость - она и разнообразна, и одинакова везде. Разными могут быть только условия жизни. По-моему все, кто живет на севере - немножко святые. Но при этом на севере так красиво... Трудно и красиво... Ответ на ваш вопрос отчасти содержится в книге, которая недавно вышла под моей редакцией в издательстве О.Абышко - " Святые подвижники и обители русского севера " . Она посвящена не самым знаменитым, но очень важным в истории русской духовности и культуры святым подвижникам и их обителям. Большая часть книги посвящена Спасо-Каменному монастырю на Кубенском озере, основанном в средине XIII века, из которого вышли подвижники, основавшие свои обители. Например, прп. Дионисий Глушицкий и прп. Александр Куштский. Людмила Ильюнина : В книге собраны оригинальные, авторские произведения, а Вы выступали в качестве переводчика и комментатора? Гелиан Прохоров : Да, вместе с С.А.Семячко. Назову те тексты, которые входят в это издание " Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре " , " Житие прп. Дионисия Глушицкого " , " Житие прп. Александра Куштского " , " Житие прп. Иосафа Каменского " , " Житие Амфилохия Глушицкого и Евфимия Сянжемского " , " Повесть об Усть-Шехонском монастыре " . Издание подготовлено в старых академических традициях: даны разные варианты, изводы текстов по разным рукописям, примечания и комментарии. Особое внимание хотелось бы обратить на прп. Дионисия Глушицкого - по-настоящему еще не открытого нашего подвижника.

http://ruskline.ru/analitika/2005/04/15/...

Икона «Преподобный Сергий Радонежский с житием». Вторая половина XVII в. Происходит из собора ростовского Троице-Сергиева Варницкого монастыря. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль» ЖМП 10 октябрь 2022 /  8 октября 2022 г. 20:00 Житие преподобного Сергия Радонежского: история создания В этом году Церковь отмечает 600-летие со дня обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых русских святых. Первые литературные памятники, посвященные святому, вышли вскоре после его кончины из-под пера его ученика инока Епифания, талантливого древнерусского книжника, получившего  прозвище Премудрый. Как создавалось Житие преподобного чудотворца Сергия Радонежского, к каким источникам обращался Епифаний в ходе работы над текстом «Журналу Московской Патриархии» рассказала кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН (Москва) Александра Духанина.  PDF-bepcuя. Интерес к личности и трудам преподобного Сергия породил богатейшую книжную традицию, начавшуюся в Троицком монастыре сразу после его кончины. В ее основе лежит Житие Сергия Радонежского — необыкновенно сложный источник с развитой рукописной традицией, охватывающей несколько сотен списков, которые отражают десятки вариантов текста, подвергавшегося редактированию на протяжении XV–XIX вв. Несмотря на длительную историю изучения произведения, берущую начало в XIX в., немало вопросов, связанных с его созданием, распространением, бытованием, остаются нерешенными по сей день. Не выявлены многие источники первой редакции Жития, нет единства в интерпретации приводимых в ней сведений, остаются загадочными обстоятельства ее появления и некоторые факты биографии ее автора, Епифания Премудрого, требуют дальнейшего изучения поэтика и язык текста. Епифаний Премудрый — автор Жития преподобного Сергия Автором первого жизнеописания преподобного Сергия стал его ученик, инок Троицкого монастыря Епифаний, ранее уже написавший два других замечательных агиографических сочинения: «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьского» и «Слово о Стефан, бывшемъ епископ, иже в Перми», его перу принадлежат также Похвальное слово Сергию Радонежскому, Послание архимандриту тверского Спасо-Афанасьева монастыря Кириллу и, вероятно, еще целый ряд сочинений, авторство которых сегодня с той или иной степенью уверенности приписывается Епифанию.

http://e-vestnik.ru/church/zhitie_prepod...

[Ите, Миде; ирл. Íte, Мíте, Míde] († 570 (?)), св. (пам. зап. 15 янв.), основательница монастыря Клуан-Кредал (Келл-Ите) близ совр. сел. Киллиди (графство Лимерик, Ирландия). Основной источник сведений об И.- ее Житие на лат. языке (BHL, N 4497-4498). По мнению Р. Шарпа, первоначальная редакция Жития И. была составлена не позднее XII в. (не сохр.). Самым близким к первоначальной редакции является неопубликованный текст из Большого Австрийского легендария (2-я пол. XII в.), куда включены жития нек-рых ирл. святых. В ряде рукописей Австрийского легендария Житие И. помещено под 8 марта (см.: AnBoll. 1898. T. 17. P. 50). К этой редакции близка версия из т. н. дублинского собрания житий ирландских святых (рукописи Dublin. Primate Marsh " s Library. Z 3.1.5 и Dublin. Trinity College Library. 175; обе XV в.), составленного, согласно Шарпу, в 20-х или в 30-х гг. XIII в. Здесь Житие И. помещено между Житием Киарана Старшего (5 марта) и Житием Молуа (4 авг.). Редакция Жития И. из дублинского собрания была опубликована в XVII в. Дж. Колганом ( Colgan J. Acta Sanctorum veteris et maioris Scotiae seu Hiberniae, Sanctorum insulae. Lovanii, 1645. P. 66-71) и болландистами (ActaSS. Ian. T. 1. P. 1062-1068), в нач. XX в. Ч. Пламмером. Вероятно, на редакции Жития И. из дублинской коллекции основана сокращенная версия (не опубл.) из т. н. оксфордского собрания ирл. житий (рукописи Bodl. Rawl. B 485 (XIV в.) и В 505 (нач. XV в.)). Краткое Житие И. было подготовлено Иоанном из Тайнмута для сборника житий англ., шотл., валлийских и ирл. святых (изд.: Nova Legenda Anglie. 1901. P. 543-544). Самая поздняя версия Жития И.- краткое сказание в легендарии, переписанном в Регенсбурге в 1434-1436 гг. (Monac. Cgm. 2928. Fol. 147v-148v; см.: Schneider K. Die deutschen Handschriften der Bayerischen Staatsbibliothek München: Die mittelalterlichen Handschriften aus Cgm 888-4000. Wiesbaden, 1991 2. S. 374-375). Наряду со сказанием об И. (под 8 марта) в легендарии содержатся краткие жития др. ирл. святых (Патрикия, Бригиты, Фланнана и проч.). Сведения об И. сохранились также в сборниках ирл. родословий, в мартирологах и в житиях др. ирл. святых.

http://pravenc.ru/text/1237711.html

Книга посвящена святому наших дней, мученику Димитрию Клепинину (1904–1944). Д. Клепинин, как и множество людей в то время, эмигрировал. Клепинин участник кружка православной молодежи, основанного Зерновами, выпускник Свято-Сергиевского Православного Института в Париже, духовный сын отца Сергия Булгакова и отца Сергия Четверикова. Один из основателей [вместе с матерью Марией (Скобцовой)] благотворительной и культурно-просветительной организации помощи русским эмигрантам «Православное дело», а также общежития для обедневших русских эмигрантов на ул. Лурмель в Париже. Настоятель домового храма при этом общежитии. Отец Димитрий Клепинин участвовал в Сопротивлении, спасал евреев от нацистов. За это вместе с матерью Марией, ее сыном Георгием и Ильей Фондаминским арестован гестапо. Отцу Димитрию Клепинину предлагали свободу при условии, что он впредь не будет помогать евреям. Он показал свой наперсный крест с изображением Распятия: «А этого Еврея вы знаете?». Ему ответили ударом по лицу. Вместе с другими сотрудниками «Православного дела» Димитрий Клепинин заключен в нацистский концлагерь Компьень, а затем в подземный лагерь «Дора» («Бухенвальд»). Претерпел многочисленные издевательства и погиб 8 февраля 1944 г. в лагере Бухенвальд. Канонизирован Константинопольским Патриархатом в 2004 г. и причислен к лику святых. Составители книги «Жизнь и житие священника Димитрия Клепинина» — Т. В. Викторова, Н. А. Струве. Они писали ее как сборник материалов к канонизации отца Димитрия Клепинина. Книга состоит из биографии святого, его творений («Сердце и ум в молитве Иисусовой», дневники, переписка, проповеди, беседы), воспоминаний и свидетельств о жизни, служении и мученической кончине отца Димитрия Клепинина. Группа Вконтакте Facebook группа Жизнь и житие священника Димитрия Клепинина ЖИЗНЬ И ЖИТИЕ СВЯЩЕННИКА ДИМИТРИЯ КЛЕПИНИНА От составителей Эта книга готовилась как сборник материалов для возможного причисления о. Димитрия Клепинина к лику священномучеников и была представлена весной 2000 г. в Синодальную комиссию Московской Патриархии.

http://predanie.ru/book/77056-zhizn-i-zh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (в монашестве Варлаам; после 1565, Крыпецкий во имя св. Иоанна Богослова мон-рь?), псковский свящ., автор житий, служб, похвальных слов святым (преимущественно русским, связанным с новгородско-псковскими землями). Сведения о В. известны исключительно из его произведений. Писательская деятельность В. приходится на 40-60-е гг. XVI в. и связана с митр. св. Макарием . Можно предположить, что рукоположение В. во священника совершил сам святитель, будучи архиепископом Вел. Новгорода и Пскова (1526-1542). Позднее, овдовев, В. принял монашество с именем Варлаам. Из описания чудес в созданном агиографом житии прп. Саввы Крыпецкого , к-рые совершились в 1557-1564 гг., явствует, что в эти годы В. был иноком Крыпецкого во имя св. Иоанна Богослова муж. мон-ря , возможно, здесь он и скончался. Наиболее ранним трудом В. является житие прп. Евфросина Псковского ( 1481), составленное в 1547 г. по просьбе иноков псковского Елеазарова мон-ря во главе с игум. Феодосием в связи с канонизацией прп. Евфросина на Соборе 1547 г. Основным источником для автора явилась первоначальная редакция жития святого кон. XV - нач. XVI в., в к-рой большое место уделено вопросу двоения аллилуия . В. систематизировал первоначальное житие в хронологическом порядке и сделал нарративные дополнения, взятые из творений Епифания Премудрого и иером. Пахомия Логофета . В житие включены послание прп. Евфросина Новгородскому архиеп. св. Евфимию II (Вяжицкому) и ответ святителя, а также молитвы преподобного к Пресв. Богородице и перед кончиной. Завершает житие описание посмертных чудес святого, составленное на основании монастырских записей и рассказов очевидцев. Труд В. был включен свт. Макарием в Успенский и Царский списки Великих Четьих Миней (ВМЧ). Вскоре после Собора 1547 г. В. составил также 4-ю редакцию жития блгв. кн. Александра Ярославича Невского , прославленного Собором. За основу автор взял текст из Псковской II летописи, кроме того, он использовал выписки из житий блгв. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского и Новгородского архиеп. Иоанна, написанных Пахомием Логофетом, а также из жития ярославских князей Феодора Ростиславича и его сыновей Давида и Константина, созданного иеромонахом ярославского Спасо-Преображенского мон-ря Антонием. Молитва, к-рую кн. Александр Невский произносит перед боем, заимствована В. из Сказания о Мамаевом побоище. В конце жития В. обращается к святому с традиц. просьбой о молитве за царя, князей, бояр, войско и всех правосл. христиан, в т. ч. за себя - «многогрешнаго, и грубаго, и недостойнаго раба Божиа Василиа... написавшаго тебе малое сие гранословие». В. знал о чудесах, совершавшихся от мощей кн. Александра Невского, но в житии их не описал. Творение В. включено в Царский список ВМЧ.

http://pravenc.ru/text/150691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ МНИХ (XI в.), древнерус. писатель, автор (или один из авторов) «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...» («Память и похвала князю рускому Володимиру, како крестися Володимир, и дети своя крести, и всю землю Рускую от конца и до конца, и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимера. Списано Иаковом мнихом») - древнейшего агиографического сочинения, посвященного равноап. кн. Владимиру (Василию) Святославичу . Об И. М. известно то, что он сообщил о себе в 1-й ч. текста: «Тако же и аз, худыи мних Иаков, слышав от многых о благовернем князи Володимери всея Рускиа земля… и мало събрав от многыя добродетели его, написах». В дореволюционной лит-ре получила широкое распространение гипотеза, согласно к-рой автор «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...» одно лицо с пресв. Иаковом, упомянутым в летописи под 1074 г. в качестве претендента на игуменство в Киево-Печерском мон-ре: в конце апр.- нач. мая 1074 г. находившийся при смерти игум. прп. Феодосий предлагал братии избрать Иакова своим преемником, однако кандидатура последнего не устроила монахов: «не зде есть постриган». Этот Иаков, разъясняет летописец, пришел вместе со своим братом Павлом «с Летьца», т. е. с реки Альты в Переяславском княжестве, где находился Борисоглебский мон-рь (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 186-187). Во 2-й пол. XI в. упоминается еще один киевский книжник черноризец Иаков - автор вопросов канонического содержания, обращенных к Киевскому митр. Иоанну II (до 1077/78-1089) (РИБ. Т. 6. Стб. 1). Однако имя Иаков было широко распространено в Др. Руси (так, имя «чернеца» Иакова встречается среди граффити киевского Софийского собора), поэтому достаточных оснований для отождествления названных иноков нет. Соч. «Память и похвала князю русскому Владимиру...» было открыто в сер. XIX в. архим. Макарием (Булгаковым) . Памятник состоит из 3 частей, к-рые, как правило, выделены в рукописях заголовками или же существуют в виде самостоятельных произведений: 1-я ч.- «Память и похвала», где прославляется Владимир как «апостол в князех»; 2-я ч.- Похвала равноап. кнг. Ольге; 3-я ч.- «Древнее житие» кн. Владимира. Название последней части, встречающейся в рукописях отдельно в качестве краткого Жития кн. Владимира, принадлежит А. И. Соболевскому (название в рукописях: «Житие благовернаго князя Владимира, нареченнаго в святом крещении Василиа, крестившаго всю Рускую землю»). Соболевский считал «Древнее житие» древнейшей частью и источником «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...», однако Н. К. Никольский и С. А. Бугославский доказали, что в сохранившихся списках «Древнее житие» представляет собой извлечение из полной редакции «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...».

http://pravenc.ru/text/200333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ ГАЗСКИЙ [сир.  ] († 11.08.491), палестинский монах- монофизит. Об И. Г. известно из современных ему агиографических текстов и исторических документов, которые связаны с монофизитскими кругами Палестины во главе с богословом-монофизитом Петром Ивером . Эти источники также сохранились в сир. переводах. Среди них важнейшее место занимает анонимное Житие Петра Ивера. В нем сообщается, что И. Г. происходил из Египта и вел жизнь затворника в дер. Бет-Даллата неподалеку от мон-ря Петра Ивера. Обладая даром пророчества, он составлял наставления. И. Г. отличался крайним аскетизмом и в постные дни отказывался от пищи. Всем приходящим к нему за советом он отвечал через сподвижника пресв. Петра. В последние годы жизни И. Г. ушел в полный затвор. Захария Ритор , младший современник И. Г., упоминает о нем в Житии Севира , патриарха Антиохийского, называя И. Г. великим подвижником. Он сравнивает его с прор. Исаией и с прп. Антонием Великим . Упоминания об И. Г. содержатся также в «Церковной истории» Захарии Ритора ( Zach. Rhet. Hist. eccl. V 9; VI 3) и в «Плерофориях» Иоанна Руфа, еп. Маюмского. На сир. языке сохранилось краткое Житие И. Г., написанное между 512 и 518 гг. Захарией Ритором и посвященное кувикуларию имп. Анастасия I Мисаилу. В Житии встречаются почти дословные заимствования из сиро-монофизитского Жития Севира Антиохийского и «Церковной истории». Наличие этих совпадений дало повод Р. Драге сомневаться в принадлежности Жития И. Г. Захарии Ритору и подозревать анонимную компиляцию из сочинений Захарии (включая дошедшее в одном фрагменте Житие Петра Ивера), дополненную фантазией неизвестного автора. Однако эта гипотеза не нашла достаточного подтверждения. Житие И. Г. содержит мало дополнительной информации по отношению к той, что можно получить из анонимного Жития Петра Ивера, сочинений Захарии Ритора и Иоанна Руфа. Согласно этим источникам, И. Г. начал подвизаться как монах на родине, в Египте.

http://pravenc.ru/text/674850.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010