«Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них» (Пс. 15: 3) – такими словами одна из самых любимых книг русского человека изображает значение святых для всего человечества. Через святых Господь открывает нам Свою волю о человеке, предоставляя нам пример того, каким человек должен быть по Его замыслу. Мудрое действие Промысла Божия во все времена являет человечеству живые примеры достижения замысла, ибо «слова назидают, а примеры влекут». А в нашей церковной истории таких примеров великое множество. Вокруг отшельников (вспомним хотя бы преподобного Сергия) всегда формировался монастырь, вокруг добрых пастырей – умножались «овцы», великие архиереи своими миссионерскими трудами и благочестием христианизировали целые области, а великие правители освобождали им для этого новые земли. Так и «собиралась» Святая Русь. Трудом, мечом, но главное – примером. Ибо лишь святой пример в деле распространения веры силен быть проводником Божественной благодати, созидающей и сообщающей семена веры ближнему. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», – так говорил об этом великий подвижник преподобный Серафим Саровский , о котором у нас сегодня пойдет речь. В силу важности примера его всегда старались запечатлеть и сохранить для будущих поколений. Русские летописцы кропотливо описывали подвиги благочестия русских князей и монахов. Последователи великих аскетов вскоре после их блаженной кончины составляли и распространяли их жизнеописания. Так, например, ученики преподобного Сергия старательно переписывали и таким образом размножали его жизнеописание, составленное одним из них, преподобным Епифанием Премудрым. Кстати, сам Епифаний в предисловии к жизнеописанию преподобного описывает свои колебания перед написанием этого труда и тот совет, который он получил от мудрых мужей. Найдя старцев, мудрых в ответах, рассудительных и разумных, он спросил их о Сергии, чтобы разрешить свое сомнение, следует ли ему о нем писать. Старцы сказали ему в ответ: «Насколько плохо и не подобает спрашивать о жизни нечестивых, настолько же не подобает забывать жизнь святых мужей, не описывать ее, предавать молчанию и оставлять в забвении. Если будет написано житие мужа святого, то от этого будет большая польза и утешение и писателям, и рассказчикам, и слушателям; если же не будет написано житие святого старца, а знавшие и помнившие его умрут, то нужно ли такую полезную вещь оставлять в забвении и, как пучине, предавать молчанию? Если не будет написано его житие, то как узнать незнавшим его, каков он был или откуда происходил, как родился, как вырос, как постригся, как воздержанно подвизался, как он жил и каков был конец его жизни? Если же житие будет написано, то, услышав о жизни старца, кто-нибудь последует его примеру и от этого получит пользу» .

http://pravoslavie.ru/81060.html

    От Казанского комитета духовной цензуры печатать дозволяется. 20 мая 1871 года. Цензор профессор Н. Соколов. Из предлагаемых житий святителей и чудотворцев Казанских Гурия, Варсонофия и Германа два первые, с присовокуплением сказания об обретении и открытии мощей святителей Гурия и Варсонофия и чудесах их, составлены почившим в Бозесинодальным членом Григорием, бывшим архиепископом Казанским, а впоследствии митрополитом Новгородским и С. Петербургским, и изданы в первый раз в 1853 году. В настоящем новом издании их допущены лишь незначительные исправления против первого. Житие святителя Германа заимствовано из книжки «Служба иже во святых отцу нашему Герману архиепископу Казанскому и Свияжскому», изданной в 1861 году, где, после службы, помещено житие сего святителя, составленное пребывавшим на покое в Свияжском Богородицком монастыре и скончавшимся там архиепископом Тобольским Евлампием. В первом издании житий святителей Гурия и Варсонофия помещено следующее «предуведомление» от автора: «Предлежащее житие св. святителей – Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского, составлено на основании их жития, частью находящегося в рукописи, писанного блаженнейшим Всероссийским патриархом Гермогеном, в бытность его митрополитом Казанским, и частью напечатанного в Прологе и Четье-Минее под 4-м днем октября». Главнейший источник жития святителей Гурия и Варсонофия есть рукописное их житие, писанное блаженнейшим Гермогеном, потому что в последние дни жизни святителя Варсонофия он был уже священником в городе Казани при Гостинодворской церкви, потом был преемником настоятельства его в Спасо-Преображенском монастыре, а, наконец, преемником и святителя Гурия на кафедре Казанской, как то ясно видно из его предисловия к написанному и житию означенных святителей. Посему казанская жизнь святителей Гурия и Варсонофия для него, без сомнения, была весьма известна. Для святителя Гермогена была неизвестна, как и сам он говорит в том же предисловии к житию означенных святителей, только жизнь, проведенная ими вне Казани, а особенно жизнь их юношеская 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Б. М. Клосс Скачать epub pdf Глава IV. Тверская агиография XIV-XVI вв. § 1. Житие Михаила Ярославича Древнейшим памятником тверской агиографии является Житие князя Михаила Ярославича. Произведение (под не совсем точным названием «Повесть о смерти в Орде Михаила Ярославича Тверского») получило законченную характеристику в фундаментальном исследовании В. А. Кучкина 277 . Тщательно изучив рукописную традицию, историк обосновал положение, что первоначальный текст лучше всего представлен Пространной редакцией (читающейся в отдельных сборниках). В этой редакции рассказано о мученической кончине в Орде тверского князя, казненного по приказу хана Узбека 22 ноября 1318 г., последовавших затем чудесах и, наконец, о захоронении князя Михаила в Твери 6 сентября 1319 г. Житие написано по типу произведений о князьях-мучениках, хотя собственно мотив страданий за веру здесь отсутствует. На первый план выдвинута идея о гражданском долге и ответственности правителя перед своим народом, понимаемая в христианском смысле и выраженная словами Евангелия: «Аще кто положит душю свою за другы своя, сей великый наречется в царствии небеснемъ» (ГИМ, Увар., 184 (4°), л. 211). Автор Жития, лицо явно духовное, являлся «самовидцем» воспитания и «добронравного возраста» тверского князя, называет его «своим господином» и описывает события, произошедшие в «последняя времена, во дни наша». Автор был очевидцем смерти Михаила, судя по выражению: «Горесть бо нам воистинну, братие, в той час бысть, видевъшим таку смерть поносную господина своего князя Михаила Ярославича» (л. 226), – следовательно, ему же принадлежит описание подробностей о пребывании князя в ханской ставке и его мученической смерти. Не видно, чтобы автор сопровождал тело убиенного князя в конце 1318 г. при следовании до Москвы, так как описывает произошедшие чудеса со ссылкой на различных свидетелей и со слов некоего иерея – «от него же мы слышахом и написахом» (л. 228). Очевидно, автор оставался в Орде вместе с плененными тверичами и вернулся на Русь на «другое лето». Во всяком случае встречу в Твери гроба с телом Михаила Ярославича, привезенного из Москвы, и его погребение в городском Спасском соборе 6 сентября 1319 г. автор описывает живо и с подробностями. Со времен Филарета (Гумилевского) предполагается, что автором Жития Михаила Ярославича является игумен Александр, сопровождавший тверского князя в его поездке в Орду 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В древнейших слав. азбучных акростихах Ж соотносится преимущественно с формами глагола «жити», с образованными от него существительными «живот» (жизнь) и реже «житие», «жизнь», а также их производными. Формы глагола «жити» представлены в следующих акростихах: в азбучной молитве свт. Константина Преславского «Аз словом сим молюся Богоу»: «Живущиим в заповьдьх Ти» ( Степанов. 1997. С. 421); в молитвах «Аз преже о Господе Бозе начинаю вещати»: «Живущи в Бозе Божьскими оукрашаются лепотами» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 58; ср. также: Кобяк. 1987. С. 148; в др. редакции: «Живущии по Бозе бесконечны оукраются (sic!) лепотами» - Петров. 1894. С. 19); «Аще хощеши мудрости святых»: «Живущим в пьянстве, и во блуде, и во всякои нечистоте» ( Кобяк. 1987. С. 144); «Аз превечен в Троицы, начала и конца не имыи»: «Живете достоино, заповеди Моя соблюдающе» (Там же. С. 154); «Аз от начала повествую с тобою»: «Живяху бо от Него, сущии безчисленно, грехолюбие наполниша» ( Петров. 1894. С. 19; в др. редакции: «Живяху бо от Него, безчинно сущее, и в грех впадша, и грехов наполнишася» - Кобяк. 1987. С. 149). Существительное «живот» употреблено в молитвах «Аз есмь свет миру»: «Живот дах всеи твари» ( Кобяк, Поздеева. 1981. С. 143); «Аз есть всему миру свет» (1-я редакция): «Живот дал все твари»; «Аз есмь Бог»: «Живот дах миру»; «Аз есмь Бог первыи»: «Живот во веки»; «Азбука об Адаме»: «Живота оубо раискаго Адам оуже погрешии» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 55, 59, 60); «Аз есмь, Израиля, изведыи тя из дому работнаго»: «Живот и силу подах вам» ( Петров. 1894. С. 20); «Аз ти благодарю Бог»: «Живот вы и грех вашь отпустих» ( Кобяк. 1987. С. 153). Прилагательное «животныи» встречается в молитве «Аз есмь, Израилю, изведыи тя из дому работы»: «Животную силу подах вы» (Там же. С. 150). Существительное «житие» представлено в молитвах «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «Житие бо свое в мраце иждих» ( Соболевский. 1902. С. 33, 35; ср.: Кобяк. 1987. С. 146); «Аз любяи вас и без числа отдая»: «Житие ваше скверно вещая» ( Петров. 1894. С. 21, ср.: Кобяк. 1987. С. 152); в азбучных стихирах бельческого погребения в составе Требника: «Житию ныны и славу погыбающю» ( Загребин. 1981. С. 76). Слово «жизнь» встречается во 2-й редакции молитвы «Аз есть всему миру свет»: «Жизнь есть всему миру» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 56; Кобяк. 1987. С. 155). Гораздо реже в акростихах встречаются др. слова на букву Ж. В варианте азбучного стиха «Аз есмь Бог», представленном в серб. Пакрацком сборнике («Книга Агапиевец») сер. XVI в. (Архив ХАЗУ. III а 43), читается «жолчь»: «Жльчы вькоусихь» ( Mo š in. 1955. С. 81; 1990. С. 14); азбучные стихиры 6-го гласа на предпразднство Богоявления содержат форму от глагола «желати»: «Желее вьжделехь, рече, вьзданиа моего сам вьзыскати» ( 1981. С. 108).

http://pravenc.ru/text/182175.html

Глава IX. Пафлагония (Амастрида, Тий, Дадивры) Житие Иоанна Готфского. – Ж. Георгия Амастридского. – Константина Тийского Слово об обретении мощей Евфимии Всехвальной. – Никиты-Давида Пафлагонянина ж. патриарха Игнатия. Пафлагонская область, имевшая исторические связи с Крымским полуостровом, невольно привлекает к себе взоры русского историка. Частые путешествия Крымских Скифов в Амастриду и пафлагонских греков в Крым, то с целью грабежа, то с целью торговли, дают понять, что исторический путь между Крымом и Византией был не сухопутный, а морской, и первым этапным пунктом на этом пути была собственно не Византия, а Амастрида и вообще пафлагонское побережье. Пафлагония – первая область империи, которая принимала удары северных народов, и первая область, которая получала скифские товары. Здесь память о Крыме была живою, не книжною, здесь должны были знать о положении крымских народов лучше, нежели в самой столице. К сожалению, пафлагонская литература, к тому же только агиографическая, очень скромная и мало дает положительных сведений о заре русской истории, и чем менее известий, тем более они служат предметом споров в ученой литературе. Современное и подробное житие Иоанна, епископа Готфского, написанное по-видимому в Амастриде, до нас не дошло; взамен того мы имеем лишь βος ν συντμ, которое В. Г. Васильевский исследовал в качестве современного и оригинального; о нем мы говорим во второй части настоящего сочинения. Знаменитое своим отношением к Русской истории житие Георгия Амастридского, сохранившееся в единственном Парижском кодексе X столетия, 374 уже с давнего времени послужило предметом ученых споров в области русской истории. Акад. Васильевский со свойственною ему обстоятельностью изложил ученую судьбу памятника и снабдил его таким широким исследованием, после которого не остается места для новых догадок и предположений. Впрочем, житие Георгия представляется в следующем виде. 375 В предисловии анонимный резонер-агиограф исходит от гимнастического сравнения: администраторы допускают к гимнастическому состязанию лишь тех лиц, которые доказали свою физическую способность; а его, автора, «духовные подвигоположники» толкают на арену слова совсем не подготовленного к делу; взяться за работу было бы дерзостью, но и откладывание, нерешительность, возбудило бы подозрение в пренебрежении и только продлило бы испытание, но дерзновение как результат ревности, представляет, кажется, меньшую опасность, чем небрежение, этот признак души ленивой и близкой к отчаянию (§ 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Глава I. Константинополь вообще Житие Андрея в Суде. – Феофаново слово об изгнании патр. Никифора. – Ж. Иулиана. – Ж. Лазаря. – Ж. Илариона Грузина. – Ж. Феофании. – Слово о главе Предтечи. – Перен. мощей Ферапонтия Кипрского. – Аморийское мученичество. – Мефодиево и иное ж. Феофана Сигрианского. Житие или Мученичество Андрея «в Суде» ( ν τ Κρσει), написанное, по-видимому, во второй половине IX века, мало знает биографических черт и исполнено риторства. Андрей назван здесь – святым славным исповедником и чудотворцем. 82 Парижская рукопись Жития относится к IX в., позже которого оно стало быть не могло быть написано. Впрочем болландисты полагают, что это Житие не есть все-таки оригинальное произведение, что оно представляет пересказ более раннего несохранившегося сочинения: на это наводит рассмотрение Метафрастовской переделки; однако заключение автора как будто говорит о самостоятельности сочинения. В начале автор говорит о пользе чтения и изучения Св. Писания (§ 1), а равно и житий пророков, апостолов, св. отцов и в особенности мучеников (§ 2). Из лиц, прославившихся мученичеством, особенно известен Андрей, пострадавший за почитание иконы Христа от жестокого и развращенного царя – Константина, «слуги сатаны», «которого благочестивые люди того времени (ν τος ττε χρνοις) заслуженно назвали Копронимом» (§ 3). – Это не точно. Прозвание «Копроним» и «Каваллин» имп. Константин получил лишь во второй половине IX столетия, ранее чего не могло появиться и настоящее житие. – Описываются в общих чертах иконоборческие подвиги императора (§ 4) и его преследования за почитание икон Христа, Богородицы и святых: клирики и монахи убивались, народ изгонялся и осуждался на заключения (§ 5). Андрей жил в так называемой крепости (Κστρον) Крита; в Житии Андрея Критского быть может она же названа крепостью το Δριμως: географы находят близь Кандии Castelpriotisa. Услышав о безбожии царя, он прибыл в Византию (τν Βζαν, очевидно Βζαντος) и узнал, что Константин живет вне города, во дворце св.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Житие второго преемника Такла-Хайманота имеется в единственной рукописи Orient. 728 Британского Музея, где оно занимает последние 49 листов; начало книги посвящено житию Такла-Хайманота. Написан этот экземпляр не ранее XVIII века – в этом убеждает как палеография, так стиль и подробности многочисленных интересных иллюстраций 124 . Но житие выдает себя за произведение еще XIV века, так как в послесловии автор его призывает благословение святого на „отца нашего Иоанна Кама, потщавшегося о написании „его подвигов“ много дней спустя по забвении их“. Ацка-Руфаэль, расписавшийся под этим послесловием и назвавший себя „сыном“ Иоанна Камы, мог быть и автором жития и простым переписчиком, даже не современным этому настоятелю. Что „забвение“ подробностей жизни Филиппа действительно было, в этом отчасти убеждает нас характер изложения. До-монастырский период жизни святого, наименее известный монахам, уже по самому существу дела, изукрашен измышленными беседами его, еще мальчика с законоучителем о таинстве Св. Троицы, о заблуждениях язычников, о волхвах, наполнен разговорами его с родителями по поводу убиения волхва, по вопросу о браке и т. п. В дальнейших частях жития мы постоянно встречаем длинные отступления, речи, влагаемые в уста действующих лиц, молитвы, приписываемые святому, рассуждения автора (напр., его монолог с клеветником За-амануэлем и т. п.). Все это как-будто служит автору для замены недостающих фактов так же, как и для риторических украшений и вообще литературных целей. Вообще на литературную сторону жития обращено автором большое внимание, и в этом отношении многие места его труда удались весьма недурно и представляют интерес, особенно вступление, послесловие и, напр., такие вставки, как притча о зайце и земле (f. 195 r.). В некоторых случаях повествование опирается о местные предания (напр., f. 194 r.). Кто бы ни был автор жития, несомненно то, что оно стоит в тесной связи с дабра-либаносским житием Такла-Хайманота; вступление, представляющее восторженное обращение к этой обители, повторяет в почти буквальных выражениях те свидетельства об особенном благодатном действии на нее Духа Святого, которые житие Такла-Хайманота влагает в уста монахов пустыни Вали и патриарха Матфея 125 . Оба жития делятся на главы (me " eräf); кроме того житие Такла-Хайманота дает сведения и о Филиппе, согласные с пространным житием последнего. В виду интереса, которое оно представляет как с исторической, так и с литературой стороны, мы решились дать в приложении к настоящему труду его полный перевод; здесь для сравнения приводим два места из дабра-либаносского жития Такла-Хайманота, повествующие о Филиппе.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Житие Димитрия Ростовского, написанное Я.А. Татищевым Подготовка текста и комментарии М.А. Федотовой Житие иже во святых отца нашего Димитриа, митрополита ростовскаго, чудотворца Следующее святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго, чудотворца, житие выбрано из дневных собственноручных сего святителя записок, которыя напечатаны в Древней Российской вивлиофике, 462 и от книги Епистоляра, при тех же записках напечатаннаго, 463 от предисловий, положенных при Четиих Минеях, 464 от книги «Розыска» 465 и Историческаго о российских писателях словаря, 466 от Духовной его грамматы, 467 и от двух поучений, писанных им к священникам паствы его, 468 и от письменнаго его же Жития, 469 сочиненнаго по Имянному блаженныя и вечнодостойныя памяти благочестивейшия государыни императрицы Елисаветы Петровны указу 470 в Ростове во время обретения сего святителя мощей, которое основывается на достоверных записках, 471 отысканных в Ростове, и на вероятных разного звания людей свидетельствах, бывших при сем святителе в семинарии и служивших при келлии его, кои, егда обретены были мощи, в живых находилися. Сию райскую ветвь, святителя и чудотворца Димитриа, произрасти Малая Россиа: родися бо в малом и незнаменитом граде, нарицаемом Макарове, 472 иже от богоспасаемаго града Киева отстоит за пятьдесят поприщь, 473 в лето 1651 месяца декемвриа от родителей благородных, верою же и благочестием христианским украшенных и в заповедех Божиих неуклонно ходящих: отца именем Саввы, иже в воинстве малороссийском бысть чином сотник, 474 матере же Марии. 475 При рождении наречено имя ему Даниил, вскоре потом и святым крещением просвещен. 476 По крещении же воспитываем бысть отрок от родителей своих в страсе Божии и поучаем христианскому закону, растяше леты же и разумом, и добродетельми, аки Лествицею от силы в силу грядущи. 477 И егда добре навыче чтению и писанию славенскаго диалекта, тогда вдан бысть во граде Киеве в училищный Богоявленский монастырь 478 ради обучения иностранным языкам и другим свободным тамо преподаваемым наукам. 479 По определении в сие училище отрок Даниил остроты ради ума своего и неусыпнаго ради прилежания в скором времени хорошие нача в учении показывати успехи и паче сверстников своих преспеваше; не многим же летам минувшим, явися довольно искусен в стихотворстве и витийстве и знающ добре все тое, чему учимь бысть. 480

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие и подвиги преподобного отца нашего игумена Никона, ученика блаженного Сергия чудотворца Подготовка текста, перевод и комментарии А. А. Савельева Никон Радонежский (ум. в 1427) – русский подвижник рубежа XIV–XV вв., ученик Сергия Радонежского и его приемник по игуменству в Троице-Сергиевой лавре. В ВМЧ помещено его житие, созданное в середине XV в. знаменитым агиографом Пахомием Сербом (Логофетом), автором многочисленных житий и служб русским святым. О популярности «Жития...» в Древней Руси говорит тот факт, что уже в XVII в. оно было издано на московском Печатном Дворе (Службы и жития Сергия и Никона Радонежских. М., 1646). Текст издается по Успенскому списку ВМЧ (ГИМ, Синод. собр., 988 (786), лл. 1002–1009 об.). Исправления текста даются по изданию «Жития...» в кн.: Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 17 НОЯБРЯ МЕСЯЦА НОЯБРЯ В 17 . ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ИГУМЕНА НИКОНА, УЧЕНИКА БЛАЖЕННОГО СЕРГИЯ ЧУДОТВОРЦА Благослови, отче! Кто сможет рассказать о многих и великих дарах Божиих, которые он дарует хранящим добродетель и в нынешнем веке, и в будущем?! Воистину блаженны причастники добродетели и благие последователи заповедей Господних, ибо память о них пребывает вовеки. Вспомним, братья, сколько сильных, и богатых, и могущественных искони было, и ни о ком из них память с похвалами не сохранилась, но вместе с веком этим и преходящей этой жизнью разрушилась и погибла. Одна добродетель бессмертна, вечна и присносущна, и она одна достойна восхваления и прославления, прославляющие же веселятся, и ликуют духовно, и радуются. Так возвеселимся воистину, и возрадуемся, и просветимся, празднуя и прославляя песнопениями, и похвалами, и молитвами пресветлые памяти предивных и достохвальных отцов наших, пречудного и восхвалений достойного великого отца нашего игумена Сергия чудотворца и доблестного ученика его и последователя приснопамятного и блаженного Никона, ибо видим их, как свечи сияющих, каждого памятью своей, просвещающих наши души и направляющих к Богу стопы наши. Поистине, братья, должны мы им воздавать хвалу: ведь они, неизреченным озаренные светом и чистыми зорями духа осиянные, предстоят Святой Троице непрестанно молят о пастве своей, прося прощения грехам каждого . И пусть мы невежественны и слабы, и не можем их по достоинству восхвалить, нимало не поколеблемся и не оставим , ибо должен помнить каждый человек, что без Божьей помощи не можем совершить ничего доброго: нам ведь дана только возможность избрать лучшее, Бог же в дела претворяет благие желания и усердие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие Мефодия Подготовка текста и перевод О. А. Князевск ой, комментарии А. А. Алексеева Житие составлено в Моравии вскоре после смерти св. Мефодия в 885 г. одним из его учеников. Сохранилось в 15 списках, древнейший из которых входит в состав известного Успенского сборника конца XII–haчaлa XIII в. (ГИМ. Синодальное собр., 1063). См. его издания: Успенский сборник XII–XIII вв.М., 1971. С. 188–198; Климент Охридски. Събрани съчинения. София, 1973. Том 3. С. 160–195; Жития Кирилла и Мефодия. М.: Книга; София: Наука и искусство, 1986. С. 181–232. Текст Жития воспроизводится по этим изданиям. Историю изучения Жития и свод комментариев κ нему см.: Сказания ο начале славянской письменности/Вступ. статья, перевод и комментарии Б. Н. Флори. М., 1981. С. 143–173. МЕСЯЦА АПРЕЛЯ Β 6 ДЕНЬ ПАМЯТЬ И ЖИТИЕ БЛАЖЕННОГО ОТЦА НАШЕГО И УЧИТЕЛЯ МЕФОДИЯ, APXIENUCKONA МОРАВСКОГО Господи, благослови, Отче! Бог благой и всемогущий, сотворивший из небытия κ бытию все видимое и невидимое и украсивший всякой красотой, которую, если размышлять понемногу, можно мысленно частично уразуметь и познать того, кто сотворил столь многие и дивные создания, ибо «по величию и красоте созданий познается размышлением и создатель их», которого воспевают ангелы трисвятым гласом и мы, все правоверные, славим во святой Троице, иначе говоря в Отце, Сыне и Святом Духе, то есть в трех ипостасях, что можно назвать тремя лицами, но в одном Божестве. Ведь прежде всякого часа, времени и года, выше всякого разума и духовного понимания Отец сам родил Сына, как говорит Премудрость: «Прежде всех холмов рождает меня». И в Евангелии сказало само божье Слово пречистыми устами, воплотившись на будущие времена ради нашего спасения: «Я в Отце, и Отец во мне». От того же Отца и Святой Дух исходит, как сказал сам Сын божьим Словом: «Дух истинный, который от Отца исходит». Этот Бог, завершив все творение, как говорит Давид: «Словом Господним утвердились небеса и от дыхания уст его вся сила их. Ибо он сказал – и стали, он повелел – и создались», прежде всего сотворил человека, прах от земли взяв, a от себя животворным дуновением душу вдохнув, и осмысленную речь и свободу воли дал, чтобы ввести в рай, заповедь заповедав ему для испытания; если хранит ее, то останется бессмертен, если же преступит, смертью умрет, по своей воле, a не по Божьему велению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010