Внимательное прочтение рубрик и молитв византийского чинопоследования «освящения» в Vatican. Barberini gr. 336 позволяет заметить следующие особенности этого чина: 1 . Чин начинается мирной ектенией с особыми прошениями на освящение храма и заканчивается стандартным диаконским возгласом «С миром изыдем», предполагающим отпуст; это указывает на то, что этот чин, если и не имел константинопольского происхождения, приобрел некоторые особенности, включающие его в литургическую традицию Константинополя. 2 . Молитва 1-я, Θες ναρχος κα διος – возможно, константинопольского происхождения (VI в.) 577 , – выполняет двойную функцию, соединяя прошение патриарха за себя и за клириков 578 с эпиклетическим призыванием Духа для освящения храма 579 и престо-ла 580 . Можно заметить, что более сильно выраженная эпиклетическая формула (κατπεμψον... κα γασαν...) относится в этой молитве к освящению «дома», т. е. храма, а не престола. 3 . В прошлом исследователи отмечали, что чин освящения престола во многом близко напоминает византийский чин Крещения и Миропомазания (за исключением предкрещального помазания тела) 581 . Возможно, что ссылки на крещальный чин, трижды фигурирующие в нашем тексте 582 , не являются случайными и могут отражать сознательную попытку подражания этому чину. 4 . Возлияние вина (κολθου) на престол сопровождается стихами Пс. 50:9–10 . Так же как и омовение алтаря водой, этот акт находит соответствие в армянском чине освящения храма 583 (но не в сирийском и коптском чинах) и в западных чинах римо-галликанского происхождения (Missale francorum, Gelasianum vetus, Ordo Romanus XLI) 584 . Омовение, помазание и облачение престола и помазание стен храма сопровождаются псалмопением ( Пс. 83, 50, 131, 132, 92, 25 ), «покрывающим» физические действия предстоятеля и клириков. Довольно сложно судить, все ли из указанных псалмов изначально сопровождали чин освящения, но можно предположить, что чтение Пс. 50:9–10 связано с тем, что возлияние вина понимается как очищение престола; в то же время акт облачения престола привнес в чин освящения текст Пс. 92 по той причине, что чин облачения престола стал пониматься как облачение в крещальное одеяние 585 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Примечание к 28 прав. Халкидонского Собора в «Патрологии» Миня (in barbaris): Omnia nimirum loca imperio Romano non subjecta barbara olim et barbaric a Romanis ipsis appellata sunt; ut totus orbis Romanus, una voce Romania dicta sunt (PG 137, 484CD. Nota 39). Годме пишет: «В связи с поселением в империи новых народов возникает понятие «римского» – Романия. Это понятие не может носить чисто территориального значения, так как в V в. земли империи принадлежали уже отнюдь не только римлянам. Речь идет о форме цивилизации, продолжающей классические традиции, но обратившейся к христианству, объединяющей своих приверженцев – древние римские роды или жителей отдаленных провинций – перед лицом надвигающихся «варваров " » βαρβαρικοις в халкидонской резолюции, то оно, вероятно, обозначает области, расположенные на границах гражданских диоцезов Фракии и Понта, поскольку это никак не относилось к диоцезу Асии, окруженному другими диоцезами. Нам представляется правильным истолкование (Gaudemet J. Institutions de l " Antiquite. Paris, 1967. P. 727). Несмотря на видимость, между обоими определениями «варварства» нет противоречия, здесь перед нами просто два разных подхода: есть области, где имперской власти практически не существует, где греко-римская цивилизация в упадке, но de jure такое положение не может быть признано, оно в принципе может быть только преходящим. Слово το βαρβαρικν в единственном числе, а также во множественном τα βαρβαρικ обозначает области, где утвердились варвары. См., например: Joannes Malalas. Chronographia, 12, PG 97, 445В. Император Север умер εις τ βαρβαρικν. Β 52 прав. Карфагенского Собора читаем: ...Tune de provincia Mauntania, propterea quod in fmibus Africae posita sit, nihil statuimus, siquidem vicinae sunt barbarico (CC. P. 189). Это место было передано по-гречески следующим образом: ... Ττε περ της των Μαυριτανν χρας ουδν ρσαμεν, δια το εις τα τλη της Αφρικς κεσθαι αυτν, και δτι τω βαρβαρικ) παρκειται (Бенешевич-1906. С. 348). Комментируя это место, Зонара использует множественное число: και τοις βαρβαρικοις παρκειται (Rhalles-Potles III. P. 431). Вальсамон пишет: πλησον των βαρβρων παρακεσθαι (Ibidem).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Все граждане делились на: а) curiales, б) possessores и в) negotiatores. Последние должны были платить пошлину производства – χρυσργυρον. Эта «златосеребряная» подать, собиравшаяся со всякого рода собственности, введена была Константином Великим и отменена Анастасием. От нее, как острили впоследствии некоторые историки, не освобождались ни ослы, ни собаки. Какой-нибудь сапожник, потрясая шилом, призывал всех богов в свидетели, что у него ничего нет, кроме шила; однако и за свое ничтожное шило он должен был платить χρυσργυρον. Торговцы и ремесленники во время блистательного состояния городов не были привлекаемы к munera personalia. Классическое воззрение было таково, что, кто родился свободным, тот не должен и ставить себя наравне с несвободными. Поэтому cives romanus мог сам для себя обрабатывать землю, но если развивал торговлю в громадных размерах, то считался лишенным своей чести и не имел права на гражданские honores, так как в таком случае он работал по заказу других. Естественно, что императоры данной эпохи требовали с ремесленников χρυσργυρον. От χρυργυρον освобождались: асиархи (начальники провинций), гимнасиархи, врачи и учителя риторики и философии, так называемые professores. Они не подлежали munera personalia, ибо считались несущими их по своему служению. Munus первосвященника была сопровождаема даже стеснительным имущественным положением, почему и это лицо считалось не обязанным нести другие munera. Римское право в своих положениях определяет условия, обязанности и возможность освобождения от муниципальных обязанностей для римских свободнорожденных граждан. Так как эти привилегии простирались не только на таких лиц, как сенаторы, но и на таких, которые несли те или другие общественные обязанности (munera), то сюда подводился и христианский клир, тем более, что и самое богослужение христианское, совершаемое клиром, называется служением общественным ( θεα λειτουργα); а так как латинское или римское munera на греческом языке употреблялось в смысле общественного служения, то отсюда и λειτουργα есть не что иное, как munera. Дать привилегии христианскому клиру было тем легче, что жрецы языческие были освобождены от муниципальных обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Пред нами, таким образом, раскрывается очень яркая картина того, какое сильное давление оказывал военный режим на весь orbis romanus. Надо заметить, что среди элементов этой сложной организации военного дела у римлян некоторые играли особенно важную роль. К таковым именно элементам принадлежала военная институция, известная под названием sacramentum. Она употреблялась в военном обиходе очень часто. В древнюю пору, когда у римлян не было еще в заводе держать настоящее войско, солдаты должны были давать клятву в верности всякий раз, как были призываемы к оружию. Во время империи sacramentum приносилось солдатами при каждой смене верховных правителей, принцеп- —561— сов. День восшествия их на престол назывался dies imperii, как день получения новым принцепсом верховного imperium над государством. В этот день и происходило принятие присяги. Все солдаты должны были клясться in nomen ejus, т. е. принцепса. 491 Мало этого, военная присяга повторялась каждый год, когда праздновали годовщину вступления на престол. 492 Ею ознаменовались январские календы, т. е. день нового года. 493 Мало-помалу sacramentum из специально-военной институции превратилось в обще-государственную. По примеру солдат стали принимать присягу на верность принцепсу и императорские чиновники, которые, в параллель militia armata, представляли из себя, так сказать, militia civilis. Поэтому то и государственная служба, подобно военной, называлась иногда термином sacramentum. О гражданине, призываемом к какой-либо общественной должности, выражались, что он ad sacramenta pervenit. А о том, кто слагал с себя возложенные на него обязанности, говорили, что он sacramenta deponit. 494 Так шаг за шагом, вместе с процессом проникновения в широкую общественную и государственную жизнь такой специально-военной институции, как присяга, шло и семасиологическое развитие термина sacramentum, иррадиация его смысла. Это слово стали употреблять в обыденной жизни, применяя его к клятвам, скреплявшим союз, дружбу или просто какие-либо обещания. Употреблением этого именно, а не другого термина, желали, очевидно, подчеркнуть ненарушимость даваемой клятвы, потому что военный сакрамент представлялся об-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

896 Из Смирны в Рим было два пути: один – морской через Архипелаг и Средиземное море, другой сухопутный через Македонию, известный под именем via Egnatia и упоминаемый еще Страбоном. Игнатий был веден последним путем, по каким причинам, мы не знаем; это зависело от сопровождавших его воинов. Но ефесские христиане могли отправиться на корабле и доставить послание Игнатия в Рим ранее его прибытия. Да и сухим путем им естественно было прибыть в Рим ранее Игнатия, удрученного старостью и замедлившего в Смирне. Таким образом, устраняется возражение Баура против путешествия Игнатия в Рим и подлинности его послания, которое будто бы не могло прийти ранее его (см. Tafel. De via militari Romanorum Egnatia. Dissertationes II. Tübing., 1837 и 1841). 897 Порто – portus Romanus – портовый город, основанный императором Клавдием на правом рукаве реки Тибр недалеко от Остии и после распространенный императором Траяном. В настоящее время от этого города, где епископствовал знаменитый Ипполит, остается среди болота средневековый дворец с именем подгородного епископства Порто (Дрессель). 898 Эти игры были так называемые сатурналии (Saturnalia), продолжением и заключением коих служили Sigillaria; они продолжались семь дней, начиная с 17 декабря, в память золотого века, бывшего в царствование Сатурна. 900 Акты мученические относят кончину святого Игнатия к 9-му году царствования Траяна при консулах Суре и Сенеционе; действительно, в 107 году по Р.Х., т.е., в 9-й год Траяна, Сура и Сенецион были вместе консулами, тот – в третий раз, а последний – в четвертый. Впрочем, некоторые ученые (Персон, Пажи и др.) год смерти его полагают в позднейшее время, именно в 116 году, основываясь на том, что Траян по случаю похода против парфян зимовал в Антиохии в 115 году, когда он едва не погиб от бывшего землетрясения. Но против этого мнения Тиллемон (Mémoires pour servir… T. II, p. 195, 583) и Гефеле (в своем третьем издании «Творений мужей апостольских») представляют, что император Траян не один раз предпринимал поход против парфян и не один раз приходил в Антиохию. Это доказывается тем, что:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

До Каракаллы римским гражданством обладало привилегиро­ванное меньшинство, а «Конституция» предоставила его, говоря словами Ульпиана, всем – речь шла не о десятках тысяч, а о де­сятках миллионов, ставших вдруг не римскими подданными, но римлянами. Римлянин (romanus), а на грекоязычном востоке им­перии «ромеос» становится с этих пор именем многомиллион­ного народа, названием политической нации, вроде американца или пресловутого «россиянина». Но верно и то, что если рань­ше римское гражданство было знаком привилегированного ста­туса, то после издания «Конституции» акцент перенесен был на обязанности перед имперским отечеством, не питая больше ам­биций тех, кто им обладал. И конечно, этот акт был одним из са­мых характерных проявлений эгалитаристской политики Каракаллы, общую направленность которой он унаследовал от отца, отважившись при этом на шаги, перед которыми останавливал­ся несравненно более осторожный Север. По словам М. И. Ростовцева, «Каракалла всей своей политикой открыто – даже более, чем его отец, – показывал, что он полон решимости строить свою власть не на удовлетворении интересов высших слоев общества, городской буржуазии и италийской аристо­кратии, а опираясь на низшие слои и их представителей – солдат... Он открыто выказывал презрение имущим слоям и образованным людям... У нас нет оснований сомневаться в подлинности его лю­бимого высказывания, которое сообщает ...Дион: «Никому, кроме меня, деньги не нужны, а мне они нужны для того, чтобы дарить их солдатам». И его поведение, и его политика полностью совпа­дают с той точкой зрения, которая выражена в этих словах» (Ро­стовцев. Общество и хозяйство в Римской империи, т. 2, с. 130). Солдаты любили своего полководца. Его невероятная популяр­ность в армии умножалась оттого, что он разделял с рядовыми легионерами тяготы их воинского быта, и даже, наравне с ними, участвовал в саперных и инженерных работах при сооружении или укреплении временных лагерей. Ежегодные выплаты рядовым легионерам были при нем уве­личены с 500 до 750 динариев в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Форменная одежда их состоит из черного талера и красного цингулюма (пояса). Первоначально основатель коллегиума папа Урбан VIII верховное попечение о нем возложил на трех назначенных им каноников патриарших базилик, так как он имел в виду только миссионерство в пределах Православной Восточной церкви. Но дело шло вяло. Сказалась нужда указать коллегиуму задачи более широкие – миссионерство вообще. Между тем, всего пять лет пред сим, в Риме, как мы видели, при кардинальской коллегии была учреждена S. Congregatio de propaganda fide (в 1622 г.), назначение которой и состояло именно в том, чтобы заботиться о надлежащей постановке миссии вообще и иностранных миссий в особенности. Поэтому в 1641 году, т. е. через 14 лет после основания Коллегиума-Пропаганды, тот же самый папа Урбан VIII издал буллу – Romanus pontifex, – которою верховное заведывание им он передал Конгрегации пропаганды веры. Этим было обеспечено дальнейшее процветание новоучрежденного коллегиума, тем более, что папа даровал ему еще и особенные преимущества: весь коллегиумский персонал освобождался от подчинения какому бы ни было суду и какой бы то ни было власти, кроме суда и власти самого папы, а ректору было дано право присуждать воспитанникам, по окончании ими курса, докторскую степень по богословским и философским предметам. Питая к коллегиуму особенную благосклонность, папы обеспечили его существование громадными материальными средствами и учебными пособиями. В его распоряжении издавна находится прекрасно устроенная типография, богатый церковно-археологической музей, постоянно увеличиваемый пожертвованиями бывших питомцев, обширная библиотека, славящаяся особенно письменными памятниками на малоизвестных языках. «Но истинными украшениями коллегиума, – говорит католический писатель Ветцер, – являются его питомцы, мужественно исполняющие слова Euntes docete omnes gentes и ради распространения христианства жертвующие не только удобствами жизни, но и своею собственною кровью». Более 30,000 миссионеров, работавших в самых отдаленных и мало исследованных местностях, вышло из этого коллегиума.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Глава западной церкви считал своим долгом борьбу с ересями. Лангобарды, плохие тогда христиане, исповедовали арианство, и Автарих в последний год своей жизни издал повеление, которым он воспрещал лангобардам крестить детей у православных священников. В январе 591 года Григорий издал циркулярное повеление всем епископам Италии всякими способами стараться крестить лангобардов и превращать их тем самым в чад своей церкви. В смерти Автариха он видел проявление праведного гнева Божьего за этот указ. 1126 То обстоятельство, что царица Теоделинда была воспитана в православии, давало папе поддержку в его заботах об искоренении арианства среди лангобардов. С 593 года он вступил в письменные сношения с царицей, 1127 которые не прерывались до самой его смерти. Папа поставил себе целью подчинить лангобардов своей церковной власти и мог впоследствии гордиться успехом. Но в самом начале своего правления он имел и другую более настоятельную заботу. Лангобарды распространяли свое господство, бродили по Италии вооруженными шайками, совершали насилия и грабежи. Силы, которыми располагал экзарх, были ничтожны по числу и имели довольно дела на севере поблизости к центру лангобардского царства. Рим был уже давно предоставлен сам себе и охрана его огромных стен лежала на обязанности только одного полка, который носил имя «солдат Феодосия», Theodosiaci. Их было далеко недостаточно для охраны стен, но как писал папа летом 592 года, остальные войска были уведены из Рима для охраны других важных пунктов. Нераспорядительность правительства проявлялась и в том, что солдаты не получали полагавшегося им жалованья (roga). Области, прилегающей к Риму, которая позднее получила имя Ducatus Romanus, а тогда еще не имела специального названия, угрожал с севера герцог Сполетия Ариульф, а с юга герцог Беневента Арихис. 1128 Весною 592 года Агилюльф сам подступил к Риму и безжалостно убивал и калечил людей. В то же время Арихис теснил Неаполь. Папа писал экзарху, поручал воздействовать на него епископу Равенны, сообщал об опасном положении Неаполя. 1129 Но его воззвания оставались тщетными. Папа сам посылал военных командиров для действий против Ариульфа, давал им приказы, 1130 а в то же время вступил в личные сношения с врагом и заключил с ним сепаратный договор. В Неаполь он от себя послал трибуна Констанция, чтобы руководить делом защиты города, и известил об этом население. 1131 Вероятно, соглашение с Ариульфом не обошлось без денежных затрат, хотя позднее папа заявлял, что дело было слажено без всяких издержек со стороны государства. 1132

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

По словам Моммзена, «дело решила превосходная кампанская конница, напавшая на галлов с фланга и с тыла, галлы обратились в бегство, а вслед за ними пошатнулись и самниты, начальник которых Эгнаций пал у ворот лагеря. Девять тысяч римлян покрыли поле сражения, но купленная дорогой ценой победа стоила такой жертвы. Союзная армия распалась… Умбрия осталась во власти римлян, галлы разбежались, а остатки самнитской армии возвратились… в свое отечество. Кампания, которую самниты наводнили своими войсками во время этрусской войны, была по окончанию этой войны снова занята римлянами» (Моммзен, цит. изд., т. 1, кн. 1,2, с. 410). Этрусские города Вольсинии, Перузия, Арреций, воевавшие против Рима, обязались соблюдать перемирие в течение 400 месяцев, а  мужественные самниты стали готовиться к  продолжению военных действий, надеясь на реванш; и они их продолжили, однако война для них закончилась не реваншем, но разгромом. Рим принудил самнитов распустить свою федерацию, заключив неравноправные договоры с отдельными самнитскими городами и племенами. Часть их земли, а также земельных владений поддерживавших их пиценов и апулов, была конфискована и включена b ager Romanus. На вновь приобретенные территории Рим вывел колонии. В 285 г. в землю этрусков снова вторглись галлы. Это было племя сеннонов. Война началась с осады города Арреция. Арретинцы просили Рим о помощи, и Рим направил им на выручку войска под командованием претора Луция Цециллия Метелла, но в битве с галлами они потерпели поражение. В сражении пал Луций. Назначенный вместо него Маний Курий отправил послов к сенонам для переговоров о выдаче римских пленников. Послы были умерщвлены сенонами, и тела их изрублены в куски. Тогда Рим направил свои войска в землю сенонов, в то время как большая часть сенонских воинов находилась в Этрурии. В сражении с галлами, оставшимися на родине, римляне одержали победу, и, как пишет Полибий, «большую часть неприятелей» они «перебили, остальных погнали и вступили во владение всей страной» (Полибий, цит. соч., с. 118). Пощадили лишь женщин и детей, но и те были уведены в рабство. Селения сенонов римляне выжгли дотла, и в опустошенной стране, на берегу Адриатики, основали свою первую колонию в земле циспаданских галлов, названную по имени изгнанных из этой земли сенонов Сенной Галльской.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Свящ. Римская империя: Эпоха становления/Пер. с нем.: К. Л. Дробинская, Л. Н. Неборская; ред.: И. О. Ермаченко. СПб., 2008. С. 11-148; Колесницкий Н. Ф. «Священная Римская империя»: Притязания и действительность. М., 1977; Pauler R. Das Regnum Italiae in ottonischer Zeit: Markgrafen, Grafen und Bischöfe als politische Kräfte. Tüb., 1982; Hoffmann H. Eigendiktat in den Urkunden Ottos III. und Heinrichs II.//DA. 1988. Bd. 44. S. 390-423; Ladner G. B. L " immagine dell " imperatore Ottone III. R., 1988; Wolter H. Die Synoden im Reichsgebiet und in Reichsitalien v. 916 bis 1056. Paderborn etc., 1988. S. 129-210; Zeillinger K. Otto III. und die Konstantinische Schenkung: Ein Beitrag zur Interpretation des Diploms Kaiser Ottos III. für Papst Silvester II. (DO III. 389)//Fälschungen im Mittelalter. Hannover, 1988. Bd. 2. S. 509-536; Fried J. Otto III. und Boleslaw Chrobry: Das Widmungsbild des Aachener Evangeliars, der «Akt von Gnesen» und das frühe polnische und ungarische Königtum: Eine Bildanalyse und ihre historischen Folgen. Stuttg., 1989; Glocker W. Die Verwandten der Ottonen und ihre Bedeutung in der Politik: Stud. zur Familienpolitik und zur Genealogie des sächsischen Kaiserhauses. Köln; W., 1989; Sansterre J. M. Otton III et les saints ascètes de son temps//RSChIt. 1989. Vol. 43. P. 377-412; Jantzen H. Ottonische Kunst. B., 1990; G ö rich K. Otto III., Romanus Saxonicus et Italicus: Kaiserliche Rompolitik und sächsische Historiographie. Sigmaringen, 1993; idem. Otto III. öffnet das Karlsgrab in Aachen: Überlegungen zu Heiligenverehrung, Heiligsprechung und Traditionsbildung//Herrschaftsrepräsentation im ottonischen Sachsen. Sigmaringen, 1998. S. 381-430; idem. Otto III.//NDBiogr. 1999. Bd. 19. S. 662-665; McKitterick R. Ottonian Intellectual Culture in the Tenth Century and the Role of Theophanu//Early Medieval Europe. Oxf., 1993. Vol. 2. N 1. P. 53-74; Struve T. Otto III.//LexMA. Bd. 6. Sp. 1568-1570; Althoff G. Otto III. Darmstadt, 1996; idem. Die Ottonen: Königsherrschaft ohne Staat.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010