II. Краткий очерк истории Румынской или Молдо-Валашской православной церкви Государственная история воеводств угровла-хийского и молдовлахийского Угровлахией или Унгровлахией, т. е. угорской или венгерской Валахией, греки называли нынешнюю собственно так называемую Валахию (у самих туземцев она называется цара Мунтеняска, что значит горная страна, от мунти – горы; у нас называли ее – по ополяченному произношению туземного имени Мултянской землей и Мултянами, а по обрушонному – Мутьянской землей и Мутьянами). Молдовлахией (Валахией реки Молдавы), также Мавровлахией, т. е. черной Валахией, и Росовлахией, т. е. русской Валахией, греки называли нынешнюю Молдавию 180 (у туземцев она называется цара Молдовейя, т. е. земля молдавская, – реки Молдавы; у нас называли её – иногда этим собственным ее именем, т. е. Молдавской землей, но преимущественно – Волошской землей и Волохами). Валахи и молдаваны представляют собой две весьма близкие между собой ветви одного и того же племени, которое называется общим родовым именем румынов, а также и валахов или влахов, при чем первое из названий есть измененная форма слова римлянин (romanusрумын), а второе есть слово, употреблявшееся в древнее время у славян и у немцев к обозначению народов галльского или кельтского племени вообще, и тех же римлян или итальянцев в частности (см. в нашей древней летописи в Собр. Летоп. 1, 2; у немцев до сих пор есть слово Wälsch, древн. Walch, Waloh, служащее к обозначению итальянца, cfr Шафар. Древн. I, 1, 390 sqq). Национальность румынов или валахомолдаван не принадлежит к числу первобытных и коренных; она возникла во II-III веке по Р. X. из смешения древних жителей страны – даков с поселенными в ней ее завоевателем импер. Траяном римскими колонистами (по сим последним и имя румынов или валахов). Вместе с национальностью и язык румынов представляет собой конгломерат языков названных двух народов, который потом образовывался грамматически под влиянием нашего языка славянского и который также обогащен и многими словами, взятыми из сего последнего. Кроме княжеств Валахии м Молдавии румыны населяют нашу русскую Бессарабию, австрийские провинции-Буковину, Трансильванию, Банат и восточную Венгрию, и также северовосточный угол княжества Сербии (составляющие особую ветвь племени, так называемые куцовлахи или цинцары, числом до трехсот-пятисот тысяч, живут сплошными массами и разбросанно в Македонии, Фессалии и Албании). Общее число их (за исключением куцовлахов) восходит до семи миллионов; в самых княжествах – в Валахии около двух с половиной, в Молдавии около полуторых миллионов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Свт. Григорий Великий установил дважды в неделю совершать особые литании, однако о пении K. в посланиях папы прямо не говорится ( Greg. Magn. Reg. epist. XI 31//CCSL. 140A. Vol. 2. P. 919-920; ср.: Ibid. P. 1096, 1102-1104). Тем не менее диак. Агиульф, посетивший Рим в 589 или 590 г., был свидетелем участия народа в пении псалмов и К. во время покаянной процессии в 3-м часу дня ( Greg. Turon. Hist. Franc. 10. 1). Нек-рые исследователи считают данное место в тексте свт. Григория более поздней интерполяцией, содержащей описание литаний, совершавшихся при папе Григории II (715-731) (LP. T. 2. P. 399-400, 406) ( Chadwick O. Gregory of Tours and Gregory the Great//JThSt. 1949. Vol. 50. P. 38-49). В любом случае K. изначально была песнью для сопровождения момента вхождения и занятия мест в храме клириками и хором (schola cantorum). В самом раннем из сохранившихся чинов папской мессы Ordo Romanus I (нач. VIII в.) K. называется laetania (это же наименование сохраняется у Валафрида Страбона и др. толкователей мессы). Оно пелось в то время, когда аколиты (аколуфы) приносили светильники, а папа совершал поклоны перед алтарем и шел к своему трону в апсиде. Схола пела K. сразу после антифонов ( интроита ) до тех пор, пока папа не подавал знак завершить пение (Ordo Romanus. I 52// Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 84). Т. о., количество повторений K. изначально не фиксировалось. Об участии народа в пении прямо не говорится, но, по мнению Дж. Ф. Романо, оно подразумевается ( Romano J. F. Ritual and Society in Early Medieval Rome: Diss./Harvard Univ. Camb. (Mass.), 2007. P. 249-250). После K. папа пел Gloria in excelsis. Во 2-м чине папской мессы устанавливается 9-кратное повторение К. (по 3 раза каждое возглашение) (Ordo Romanus. IV 20// Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 159; то же самое в указаниях 2-й пол. VIII в. о совершении служб суточного круга в Соборе св. Петра и рим. мон-рях - Ordo Romanus. XV 15-17//Ibid. Vol. 3. P. 98-99). Поскольку пение К. было тесно связано с обрядовыми действиями шествия и входа в храм, порядок следования элементов друг за другом мог варьироваться: в источнике кон. VIII в. литания указана до интроита (Ordo Romanus. XXII 6-8//Ibid. Vol. 3. P. 260).

http://pravenc.ru/text/1840233.html

Началом К. м. в средние века и Новое время считался раздел «Te igitur», а окончанием - «Аминь» перед Молитвой Господней «Отче наш». Однако в раннее средневековье К. м. начинался со вступительного диалога и префации. Нек-рые авторы причисляли к К. м. и молитву «Отче наш»; особенно это было характерно для североафриканской традиции: так, блж. Августин говорил, что «gratiarum actio» состоит из неск. молитв и завершается Молитвой Господней ( Aug. Ep. 149. 16; ср.: Isid. Hisp. De eccl. offic. I 15); но в рим. традиции Молитва Господня шла после К. м. ( Greg. Magn. Reg. epist. IX 26). В любом случае раздел «Te igitur» считался «серединой канона» ( Amalar. Lib. offic. III 27). В Сакраментарии Геласия начало К. м. отмечено рубрикой - «Incipit canon actionis» (перед «Sursum corda»). Ряд толкований К. м. каролингского времени начинаются с «Dominus vobiscum». В то же время во многих рукописях заглавная буква «T» в названии раздела «Te igitur» выделялась и часто дополнялась изображением Распятия, что подчеркивало начало особо значимой части мессы. Нек-рое время также выделялись и украшались первые буквы префации «Vere dignum» - V и D. Отделение префации от остальной части К. м. произошло, видимо, из-за обычая читать текст К. м. начиная с «Te igitur» тихим голосом (см.: Franz. 1902. S. 615-637; Jungmann. 1929; Moreau. 1924). Если в Ordo Romanus I тихое чтение еще не отмечено (говорится, что во время пения Sanctus все склоняются, потом папа один встает и идет читать К. м.- Ordo Romanus I 88), а в Ordo Romanus XV 39 подчеркивается, что епископ должен читать текст так, чтобы его слышали стоящие вокруг алтаря, то в Ordo Romanus V 58 (2-я пол. IX в.) тихое чтение отмечается как обязательное. В дальнейшем нек-рые средневек. литургисты подчеркивали, что слова К. м. не должны быть доступны всем, чтобы избежать их неправильного употребления. Иоанн Белет († 1185) отказывался приводить их толкование, т. к., по его мнению, знать их дозволялось только священникам ( Beleth. Ration. div. offic. 44, 46). Известны случаи, когда попытки публиковать переводы и объяснения К. м. на национальных языках вызывали протесты ( Franz. 1902. S. 631-632). Желание отменить тихое чтение К. м. было осуждено Тридентским Собором (22-я сессия, канон 9) и в бреве папы Александра VII «Ad aures nostras» (12 янв. 1661). Позже за чтение К. м. в полный голос выступали янсенисты (см., напр., Миссал, изданный в Мо в 1709). Только папа Пий X в 1906 г. разрешил печатать объяснения К. м. в Катехизисе. Окончательное исчезновение обычая скрывать текст К. м. произошло в результате распространения литургического движения и реформ II Ватиканского Собора. Свидетельства текста

http://pravenc.ru/text/1470229.html

2. Часть проскомисательная, следующая после чтения из Писаний и символа веры , когда поется офферториум, состоит из следующих актов: 1. Умовение рук (вторичное) с чтением той же молитвы; 470 2. предуготовительно-покаянные молитвы: «Господи, Боже, по неизреченному Твоему милосердию, соделай меня грешного раба твоего достойным приступити сегодня к алтарю Твоему и проч.». 471 3. Приношения верующих, при коих читаются молитвы: «Тебе, Господи, приношу жертву за отпущение грехов моих и всех верных твоих живых и умерших.... за царя, настоятеля, клир. 4. В это время дьякон подает епископу хлеб для евхаристии, – епископ, прияв хлеб, говорит молитвы, подобные помещающимся в Ordo Romanus, Mozarabicusu Ambrosianusu сходные с нашими молитвами предложения и проскомидии., наприм: «приими, святый Отче, приношение сие...., приими, святая Троица..., приношение сие за самого священнослужителя, за всех живых и умерших, за церковь , за царя ипроч.; 472 полагая затем хлеб на престол, говорит: «освяти, Господи, сие приношение, да будет нам телом Единородного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа». Дьякон, смешав воду с вином в чаше, говорит: «Боже, человеческого естества и проч.», как в Ordo Romanus. При принесении чаши на алтарь, дьякон говорит священнику: «пожри Господу жертву хвалы..., а священник, принимая чашу, говорит: «приносим Тебе, Господи, чашу спасения и проч.», как в Ordo Romanus. Следует молитва: «Господи, Иисусе Христе, на кресте страсти Твоея изволивый источити из боку Твоего кровь и воду, и тем Церковь Себе освятив, приими сию жертву на престол Твой возложенную и дозволь милостиво, чтобы за искупление наше и всего мира вознеслась к лицу величества Твоего божественного в воню благоухания " . При поставлении чаши на престол: «принесенную Тебе чашу, Господи, освяти, да будет нам кровь Единородного Твоего Сына, Господа нашего И. Христа». Потом благословляет дары: «во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, да будет знаменовано, совершено, освящено и благословлено сие новое жертвоприношение. Прииди, освятитель и благослови. 473 5. Следует каждение с молитвою: ходатайством св. Гавриила Архангела (как в Ordo Romanus) и другими. 474 6. Обращение священника к присутствующим: «помолитесь и о мне грешном, братие и сестры, дабы моя и ваша жертва быша приятна Господу Богу пред лицом Его», – ответ: «да приимет всемогущий Бог из рук твоих, Господь да будет в сердце твоем и в устах твоих и др.». 7. Чин оканчивается молитвами: «Господи ИисусеХристе, вера и упование наше, всяческоеутешение наше в бедствиях настоящей жизни, на меня недостойного и грешного милостиво воззри и мирно услыши, и пошли святого Ангела Твоего с небес, который сие приношение приимет и пред лице Твоего милосердия представит в воспоминание меня, в хвалу и славу имени Твоего», – «Господи, Боже, не хотяй смерти грешников, но покаяния требуяй...», – «намереваясь совершить воспоминание спасительной жертвы всего мира и видя свои грехи страшусь и трепещу, но по великому милосердию Твоему и др.». 475

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

(Cerimoniar. pag. 339.) Deinde 51 et ludi equeftres leguntur in gratiam Satacenorum amicorum inftituti, fob Conflantino et Romano Porphyrogeimitis Imperatoribus. (Cerimoniar. pag. 340.) Nec non in aliâ fimiliter receptione Delemici Amirae Ermet (S, Amidae) Stabant in medio magni Trichinii Magnaurae, 52 Sellae aureae, in quibus Domini (fcilicet Conftantinus et Romanus) refidebant. (Cerimoniar. pag. 342. Et in receptione denique ipfius Olgae, quae poft fupra diftas ex ordine refertur 53 , ubi poft convivium appofita funt bellaria in Pranforio, ubi (in Pentapyrgio) confidebat Imperator Conftantinus, et Romanus Porphyrogenneta Imperator, et amborum liberi Porphyrogenniti. (Ibidem pag. 345.) Quî fieri ergo poterat, ut praedietae receptiones, turn aliorum, turn Olgae ipfius, de qua praecipue fermo nobis eft, Anno 946. evenerint; quando Romanus, nec dum in confortium Imperii a Patre affumptus fuerat, neque coronatus in Throno Arcadii federe poterat, neque cum Imperatore Patre ut Imperator connumerari, Dominusque cum Domino appeliari; utpote qui non nifi anno 948. ad faftigium Imperialis Majeftatis, eveftus, eft? Merito ergo aduentus, Elgae Conflantinopolim,.circa annum duodecimum, ex quo folus Gonftantinus Porphyrogenneta, expulfo focero Lacapeno eiusque Filiis, regnare caepit, ftatuendus eft. Hoc vero anno, in quo Indiftio XIV. incidebat; quique erat A. M. 6464. An. Chr. 956. talem aduentum et Cedrenus (pag. 638) 54 repofuit; et Zonaras Tom. II pag. 194 in fuis annalibus 55 fubjunxit. At haec duo, inquies, obftare videntur, quin hie ifte annus pro re gefta admitti poffit. Primum eft, quod Conjiantinus Porphyrogenneta, Cbronograpbus cateroquin exaetiffimus in fuis ceremoniis Aulae Conjiantinopolitanae de boc Baptismo nihil dicat. Alteram, quod aduentum Principijfa Olga in annum 946 ponat. Ad quae, ante quam occurramus, illud primo ut novum aliquod et irifuetum in his notaffe fatemur, quod Confbntinus hie titulo Chronographi, et quidem exaftiffimi veniat infignitus; quem, principem alias doetum, 56 egregie que de litteris meritum; Chronographiam attamen nullam unquam confcripfiffe fciamus.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Vulgar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНИПУЛ [Лат. Manipulus], в католич. Церкви до реформ II Ватиканского Собора одно из литургических облачений, относящееся к числу инсигний ; представляет собой ленту, которую священнослужители (от субдиакона до епископа) носят во время богослужения на левом предплечье, так чтобы концы ленты равно свисали с обеих сторон. В наст. время М. вышел из употребления, за исключением экстраординарной формы рим. обряда (т. е. при использовании Римского Миссала 1962 г.). М. имел неск. прототипов. В архаичной форме он напоминает элемент парадного костюма римской знати (встречается на консульских диптихах в виде сложенного плата, зажатого в правой руке консула). Известны также языческие погребальные стелы, на к-рых изображены усопшие (в т. ч. женщины) с чашей и висящим на левом предплечье предметом, напоминающим полотенце (напр., стела Сенобены, обнаруженная в Таво (деп. Юра, Франция)). Возможно, М. в церковном обиходе изначально не был инсигнией, но имел исключительно практическое значение как платок, к-рым пользовались клирики во время богослужения для утирания лица (ср.: Amalar. Lib. offic. II 24. 1), или же был предметом диаконского «служения столам», т. е. был необходим для совершения Евхаристии как трапезы (ср.: Isid. Hisp. Etymol. XIX 26. 6). Первые свидетельства об использовании М. в богослужении встречаются в жизнеописаниях Римских пап Сильвестра I (314-335) и Зосимы (417-418), к-рые постановили, что наряду с далматикой рим. диаконы (а позже и диаконы пригородных церквей) должны носить на левой руке плат из шерсти и шелка (pallium linostimum) (LP. T. 1. P. 171, 225). Согласно гипотезе Л. Дюшена, этот плат использовался для того, чтобы брать священные сосуды или Евангелие, не прикасаясь к ним руками напрямую (ср.: Ordo Romanus. I 11// Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 71). Судя по посланию свт. Григория Великого, иной тип М. (mappula) в его время был принадлежностью исключительно рим. клира. В качестве особой привилегии свт. Григорий разрешил использовать эту инсигнию старшим диаконам Равеннского собора, но только во время совершения богослужения вместе с самим архиеп. Иоанном, к-рому адресовано письмо ( Greg. Magn. Reg. epist. 3. 54//CCSL. 140. P. 203; Iohannis episcopi Ravennatis Epistula ad Gregorium apostolicum papam de usu pallii et mappulis//CCSL. 140A. P. 1099). Согласно Ordo Romanus I, с помощью М., к-рый приносил субдиакон, папа Римский подавал сигнал к началу пения интроита на мессе (ср.: Ordo Romanus. I 37-38// Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 79).

http://pravenc.ru/text/2561838.html

De anno tantum definiendo propofita dull bitatio manet: attamen maior faniorque Doetorum pars; (neque enim peculiaris et propria Neftoris, haec eft opinio; cuius tamen fi eriam eflet, fatis nihilominus gravis fuerit et ponderofa, ut pote Scriptoris adteftatio indigenie, qui inclinante fasculo XI; fesqui-faeculo nempe poft Olgam, florebat; Nee Hiftoricorum tantum Rufficorum.) Graecorum etiam; circa an. Chr. 955, aut 956.adventum Olgae Conftaminopolim, converfionemque eius ad fidem affignant. Quod porro, ne folâ teftium authoritate firmari videatur, ex annis etiam ipfius Imperatoris Conftantini Pofpbyrogennetae, et ex ferie eorum, quae in iis evenerunt, manifelte eft evincendum. Conftantinus enim Porphyrogenneta, Filius Imperatoris Leonis, difti Sapientis, expulfis focero Romano Lacapeno, huiusque Filiis, qui inique paternum illius folium occuparant, Indiftione III. folus rebus prafuit. 47 (Ex Cedreno pag. 634). Id vero accidit an. Mundi 6453. (Ex eodem Cedr. ead. pag. 634). Quod eft an. Chr. 945. (Ex confpe&u Chronolog. Joh. Alber. Fabricii). Sed hoc eodem anno 945. Ingore Ruflorum Principe vita defuno; (Ex Tabulâ Ghronolog. Faft. Rufficor.) Olga vidua relifta, antequam viduitatis fortem utcumque digereret, refque domefticas fatis componeret, haud certe poterat immediate ad Byzantinam aulam, anno 946. (ne quid dicam de an. 941. quem aliqui, ut fupra indicavimus, abfurdiffime ponunt) tot praefertim ftipata Principibus, tantoque apparatù, illico advolare. Porro indiftione VI. 48 (Ex Cedreno pag. 635). Romanus II. Filius Conftantini, in confortium Imperii a Patre affumptus, et ipfo Paschatis Fefto Coronams eft. An. M. 6456. I An. Chr. 948 (vid et confpeft Chronolog. Albert. Fabricii.) Sed dum receptio Saracenorum Legatorum Amerumnte (de qua Ceremoniar. Libr. ΙΙ. Cap. XV) fiebat, Conftantmus fimul cum Filio Romano Regnum ornabant 49 † (Cerimon pag. 329). Et introduffis poftea Saracenis ad Chryfotriclinium Palatii Imperialis 50 (††) In throno Arcadii, Romanus Porphyrogennitus, et a Deo coronatas fedebat.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Vulgar...

Pernice . Eraclio. Pernice A. L " imperatore Eraclio, Saggio di sloria bizan-tina. Firenze, 1905. Migne J.P. Patrologiae cursus completus, Series Greco-latina. Paris, 1857–1887. PiganioL . Empire chrétien. Piganiol A. LEmpire chrétien (325–395) (Histoire géné-rale, fondée par G. Glotz: Histoire romaine IV, 2). Paris, 1947. Migne J.P. Patrologiae cursus completus, Series Latina. Paris, 1844–1880. Revue historique du Sud-Est européen. Bucarest, 1924-. Rostovtzeff . Gesellschaft und Wirtschaft. Rostovtzeff M. Gesellschaft und Wirtschaft im römischen Kaiserreich. Leipzig, 1930. 2 Bde. Runciman . Bulgarian Empire. Runciman St. A History of the First Bulgarian Empire. London, 1930. Runciman . Crusades. Runciman St. A History of the Crusades, I-III. Cambridge, 1951, 1952, 1955. Runciman . Romanus Lecapenus. Runciman St. The Emperor Romanus Lecapenus and his Reign. Cambridge, 1929. Studi bizantini e neoellenici. Roma, 1934-. Schlumberger . Épopée byzantine. Schlumberger G. L’épopée byzantine à la fin du X е siècle. Paris, 1896. 31. (repr. 1925), 1900,1905. Schlumberger . Nicéphore Phocas. Schlumberger G. Un empereur byzantin au X е sièclë Nicéphore Phocas. Paris, 1890 (repr. 1923). Schwarzlose . Bilderstreit Schwarzlose K. Der Bilderstreit. Ein Kampf dergriechischen Kirche um ihre Eigenart und um ihre Freiheit. Go-tha, 1890. Seeck . Untergang. Seeck O. v. Geschichte des Untergangs der antiken Welt. Stuttgart, 1920–1923. 6 Bde. Ševenko . Cabasilas. Ševenko I. Nicolas Cabasilas» „Anti-Zealot» Discoursë A Reinterpretation//DOP 11 (1957). P. 81–171. Silberschmidt . Das oriental. Problem. Silberschmidt M. Das orientalische Problem zur Zeit der Entstehung des turkischen Reiches nach venezianischen Quellen. Ein Beitrag zur Geschichte der Beziehungen Venedigs zu Byzanz, Ungarn und Genua und zum Reiche von Kiptschak (1381–1400). Leipzig; Berlin, 1923. Šiši . Geschichte. Šiši F. Geschichte der Kroaten I (bis 1102). Zagreb, 1917. Šiši . Povijest. Šiši F. Povijest Hrvata u vrijeme narodnih vladara. Zagreb, 1925.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

P. vi. l. 16. – «Combs.» See Gallonius de SS. Martt. Cruciat. ch. v. l. 33. – «Romanus.» There are other Acts of Romanus, in Syriac, giving a much longer and fuller account than this. British Museum Cod. Add. 12,174, fol. 300 b. In these the day of his martyrdom is given the 19th of Teshri the latter. See L. Surius, de Probatis Sanctorum vitis, at the 18th of November, and Baillet, Vies des Saints, at the same day. See a further account of him from Eusebius de Resurrectione; Prudentius peri sephanon, &c., collected and published by Ruinart. Acta prim. Martt. p. 357 seq. P. vii. l. 7. – «The judge.» His name was Asclepiades. See Prudentius Hymn peri stephanon, l. 687, in Ruinart, Acta prim. Martt. p. 361. S. E. Assemanni also observes: – «Hunc Asclepiadem vocant Acta apud Mombritium et Prudentius in Hymno.» See Acta SS. Martt. ii. p. 182, and the other Syriac Acts, Mus. Brit. Cod. Add. 12,174. l. 24. – «The officers,» [Syriac], «Quaetionarii.» They were the persons who inflicted the punishment, as appears from the following passage of the acts of Trypho: – «Praefectus autem admirans tantam eorum perseverantiam, jussit eos manibus post tergum ligatis nudos caedi: et cum acerrime caederentur, quaestionarii deficiebant, Praefectus ira repletus jussit ungulas et lampades eorum lateribus applicari. Quaestionarii accedentes jussa complebant.» See Ruinart, Act. prim. Martt. p. 163. He also has this note, ibid. p. 172. – «Quaestionis nomine designat tormenta, quae ad confessionem eliciendam adhibentur: vox etiam nunc ad eandem rem significandam usurpata est. Ab ea Confessor es quaestionati et torti dicuntur apud Cyprian, Epist. ad Florentium, 66. l. 34. – «The emperor Diocletian.» The name is not given in the Greek. It appears from this that Valesius was mistaken when he wrote, – «I suppose he means Galerius Caesar, for Diocletian made his abode then at Nicomedia.» See Eng. Trans. p. 158. The other Syriac Acts, however, give the name [Syriac], «Maximinus, the son-in-law of Diocletianus.» Mus. Brit. Cod, Add. fol. 304.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

К VIII веку относится и надпись над гробницей диакона Домеция в Риме, упоминающая о сестре его диакониссе Анне 486 . В конце этого же века о диакониссах упоминается в Ordo Romanus, составленном при папе Льве III 487 , и в рассказе о вступлении этого папы в Рим в 799 году 488 . В IX веке о существовании диаконисс на Западе говорит приведенный нами ранее закон Капитуляриев о браке диаконисс. Относящаяся к тому же времени Глосса к 15 Халкидонскому правилу говорит: «...diaconissa est abbatissa, quae... per manus impositionem ab episcopo ordinatur» 489 . Упомянутое правило Вормского Собора 868 года свидетельствует, что восточный взгляд на церковное служение женщин возобладал на некоторое время и на Западе. В житии св. Нила Младшего († 1005), грека по происхождению, бывшего аббатом Гротаферратского монастыря в конце X века, сообщается, что в г. Капуе его встретила диаконисса, бывшая игуменией монастыря, со своим пресвитером 490 . Упоминаются диакониссы и в посланиях папы Бенедикта VIII (1012–1024) к Бенедикту, епископу Опорто 491 , и в двух посланиях папы Uoahha XIX к тому же Бенедикту (1029) 492 и к епископу Сильвы Кандиды Петру (1026 или 1027) 493 , в послании Бенедикта IX к тому же епископу Петру или его преемнику (1039) 494 и, наконец, в послании папы Льва IX (1048–1054) 495 . Последним упоминанием о диакониссах можно считать эпитафию диакониссы Дацианы в Вероне, относящуюся, судя по упоминанию о должности консула, ко второй половине IX века 496 . Некоторые следы существования диаконисс сохранились в Западной Церкви и до настоящего времени. Мы видели, что по Карфагенским правилам девы получали посвящение в 25 лет и потом вторичное – в 40. Но в этом же возрасте посвящались и диакониссы. И вот обряд посвящения монахинь в этом возрасте объединяет в некоторых монастырях монашеское посвящение и посвящение в диакониссы. По свидетельству Антонина Флорентийского (1389–1459) 497 , посвящаемой даются при этом епископом бревиарий и право читать при богослужении. Pontificate Romanum 498 прямо говорит, что в некоторых монастырях есть обычай посвящать монахинь loco diaconissatus, причем посвящаемой дается епископом бревиарий и право читать при богослужении. Наконец, аббатиссы и монахини картезианского ордена во Франции до недавнего изгнания их получали посвящение диаконисс, носили орарь (stola) и манипль и во время больших праздников даже читали Евангелие 499 . В некоторых местностях, например в Венеции и Милане, сохранились и другие следы существования здесь диаконисс 500 . Приводим дошедшие до нас западные чины посвящения диаконисс: a) ordo romanus, b) картезианский, с) английский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010