В числе последних опять выступают вперед особенно заметным образом первоначально вольные и владевшие землей крестьяне общинники, которые в полном общинном составе попали под власть или добровольно поддались под покровительство какого-нибудь сильного человека. Это случалось частью вследствие большой нужды, как например, во время голода и мора, свирепствовавших в 927–933-х годах, 75 частью вследствие постепенного расширения монастырского и церковного землевладения, чему разительные и поучительные примеры, можно найти в упомянутых нами актах трех византийских монастырей, частью, наконец, вследствие императорских пожалований и появившейся уже в XI веке системы кормлений или проний (πρνοια). Основанные, таким образом, зависимые отношения напоминают отчасти доюстиниановский патронат (patrocinium). При своем происхождении они могли быть весьма разнообразны, соответственно различию обстоятельств, их вызвавших; но те из этих отношений, которые удержались, на долгое время и приобретали прочность, все более делались похожими на обыкновенные отношения крестьян к своим господам или помещикам. Является на сцену десятина (δεκτη), платимая господину, и пастбищное (ννμιον). 76 Что касается крестьян, обрабатывавших чужую землю, то теперь, при Македонской династии, было принято и признано такое правило, что крестьянине, просидевши на владельческой земле законный срок давности, – как сам не может сойти с неё по произволу, так не может быть и согнан с неё собственником. При таком положении представлялось естественным признать за крестьянином также некоторое право на ту землю, на которой он водворился, признать известным образом собственность подчиненную. (nutzbares Eigenthum) рядом с верховной собственностью помещика. Следы такого воззрения находятся уже в Земледельческом законе, если только те статьи, которые позволяют крестьянам меняться своими участками, относятся к крестьянам-мортитам, обрабатывавшим чужие земли. Совершенно определенно высказал такой взгляд Евстафий Римлянин (Eustathius Romanus), как мы узнаем из сборника, составленного его почитателем: «Если окажется, что парики беспрерывно обрабатывали свои участки и платили оброк (аренду) в продолжение тридцати лет, то господин не имеет права согнать их. Ибо они являются как бы господами этих участков, вследствие долговременного пользования, хотя и обязаны платить оброк. Он (то есть Евстафий) сказал это, услышав, что покойный император кир Василий (Болгаробойца, 975–1025 гг.) часто сгонял своих париков». 77

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

   Римское государство неминуемо должно было на своей восточной сирийской границе сталкиваться с арабскими племенами и принимать меры для большей безопасности последней. В этих видах римские императоры выстроили ряд пограничных укреплений, другими словами, сирийский limes, напоминавший, конечно в гораздо меньших размерах, знаменитый limes romanus на дунайской границе против германцев. Развалины главнейших римских укрепленных пунктов на сирийской границе сохранились до наших дней.    Уже со II века до н. э. среди сирийских арабов стали образовываться самостоятельные государства с сильным влиянием арамейской и греческой культур, называемые иногда арабско-арамейскими эллинистическими царствами. Из городов особенно выдвинулась и разбогатела, благодаря выгодному положению на пересечении важных торговых путей, Петра, величественные развалины которой до сих пор привлекают к себе внимание историков и археологов.    Наиболее важным из сирийских арабских царств в культурном и политическом отношении в эпоху Римской империи была Пальмира, где эллинистически образованная и мужественная царица Зиновия, как ее называют римские и греческие писатели, во второй половине III века создала большое государство: она завладела Египтом и большей частью Малой Азии. Это было, по словам профессора Тураева первым проявлением реакции Востока и первым распадением империи на западную и восточную. Император Аврелиан вернул империи единство, и побежденная царица в 273 году должна была идти за триумфальной колесницей победителя при въезде его в Рим. Восставшая Пальмира подверглась разрушению; но ее грандиозные развалины, подобно Петре, до настоящего времени влекут к себе ученых и туристов. Известный эпиграфический памятник Пальмиры, а именно высеченный на громадном камне пальмирский тариф II века н. э., дающий драгоценные сведения о торговле и финансах этого города, перевезен в Петроград и хранится в Эрмитаже.    В византийское время выделились две арабские династии. Одна — династия Гассанидов в Сирии, монофизитская по религии, находившаяся в зависимости от византийских императоров, особенно усилившаяся в VI веке при Юстиниане, помогавшая империи в ее военных предприятиях на востоке и прекратившая свое существование, вероятно, в начале VII века при завоевании персами Сирии и Палестины.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

799 Точная дата неизвестна, она определяется по–разному, от 126 до 180 г. См. примечания Ренана в Магс–Аиг., р. 209, Hefele (I. 85), Soyres (p. 25–29, 157), Bonwetsch (140–145). Евсевий относит возникновение монтанизма к 172 г., что явно слишком поздно; Епифаний не уверен, но склонен принять 157 г. Суарес датирует возникновение монтанизма 130–м годом, Гефеле – 140–м, Неандер, Бонветш и Меллер (в Herzog, new ed. Χ. 255) – 156–м, Ренан – 167–м. Недавняя поправка, внесенная в дату мученичества Поликарпа (не 167, а 155 г.), привела к пересмотру даты гонений в Малой Азии при Антонине Пии. Гефеле считает, что автор «Пастыря Ермы», написанного до 151 г. при Пии I, уже выступает против монтанистских взглядов. Бонветш относит смерть Монтана и Максимиллы к периоду между 180 и 200 г. Имя Монтана встречается на фригийских надписях. 800 Ренан говорит об этих обвинениях (р. 214): «Ce sont là les calomnies ordinaires, qui ne manquent jamais sous la plume des écrivains orthodoxes, quand il s " agit de noircir les dissidents» (Это обычная хула, которая всегда в изобилии рождается под пером ортодоксальных авторов, когда им нужно очернить несогласных). 801 Тертуллиан , который упоминает об этих «litteras pacis jam emissas» в пользу монтанистов Асии (Adv. Prax. 1), не упоминает имени «episcopus Romanus», от которого они исходили, и того, кем они были взяты обратно, а также о причине этой временной благосклонности. Виктор осуждал квадродециманов, с которыми монтанисты были тесно связаны, а Ириней протестовал против этого. См. Bonwetsch, р. 173 sq. 802 Эту предрасположенность, θος πικρν, σκυθρωτν и σκληρν, подметил в карфагенцах еще Плутарх (в его Πολιτικ παραγγλματα, с. 3), он противопоставляет эти качества легковозбудимому и радостному характеру афинян. 804 Гефеле (Hefele, Conciliengesch., I. 754) объясняет эту непоследовательность тем, что некоторые считали монтанистов ортодоксами, некоторые – еретиками в том, что касается учения о Троице. 805 Это признавали его противники. Епифаний (Haer. XLVIII. 1) говорит, что катафригийцы принимают все Писание, Ветхий и Новый Завет, и соглашаются с католической церковью в своих взглядах на Отца, Сына и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Но Цезарь, будучи диктатором, то есть единовластным правителем, не удержался у власти и был убит. И его преемник – приемный сын Август – создает классическую римскую имперскую структуру, имперскую модель власти, которая существенным образом отличается от привычной восточной монархии. Дело в том, что Август не был монархом, он не был царем в нашем понимании. Его должность называлась очень необычно: «princeps», то есть «первый», и должность эта не имела никаких особых привилегий или полномочий. Рим: император по… доверию Император Август Основой власти Августа был его личный авторитет, и это очень важно. Фактически ему удалось сохранить некую иллюзию республики, но республики, которая обрела лидера – лидера, прежде всего, народного и военного. Император – это именно военная ипостась этого лидерства, и римские принцепсы нам известны именно как императоры, потому что они возглавляли самую мощную в мире армию. Но для гражданского общества они были, прежде всего, лидерами народа, и одна из ключевых их магистратур, если угодно, – это трибунская власть. Трибунскую власть могли иметь только люди благородного происхождения, то есть патриции, но у императора была именно власть, а не сам этот титул трибуна, и они были своего рода народными лидерами, вождями, которые фактически олицетворяли собою populus Romanus. И один из ключевых, основополагающих законов Римской империи как раз гласит, что принцепс – это человек, которому римский народ доверил свою власть. Принцепс (император) – это человек, которому римский народ доверил свою власть Очень важно здесь, как бы мы сказали сейчас, конституционное признание, что носителем власти в Римском государстве является народ, а принцепс, император – это тот человек, которому народ эту власть передает на определенных условиях. И условия эти таковы, что император должен заботиться, прежде всего, о безопасности государства, о соблюдении законности, и в то же время, поскольку это языческая империя, в которой большую роль играет религиозное представление о власти, он должен обеспечивать, выполнять еще и религиозные функции вождя, то есть связь с богами. Не случайно все римские принцепсы, начиная с Августа, были одновременно и верховными жрецами, и Римское государство в значительной степени было связано именно этим религиозным стержнем. Но, поскольку языческая религия не знает понятия духовности, а основана именно на понимании закона, то по мере вырождения идеалов нравственности, по мере исчезновения традиций, связанных с национальными, именно римскими категориями добродетели – империя становилась все больше, всё более многонациональной, на престол часто восходили люди, чуждые римской традиции, – к концу III века империя оказалась в глубочайшем кризисе.

http://pravoslavie.ru/96383.html

19 См.: Justinus Martyr (Pseudo). Quaestiones et responsiones ad orthodoxos 11 Corpus apologetarum Christianorum saeculi secundi, 5./Ed. J.C.T. Otto; Jena, 1881. P. 443C. См. также: Gregorius Nyssenus. Oratio catechetica. 16. 79–85. О смерти и воскресении Адама, у которого произойдет возвращение бессмертной души в тело см.: Theodoretus. Haereticarum fabulamm compendium//PG 83, 512. 21 См. фрагмент, где в целом доказывается совершенство воскресения души вместе с телом: Joannes Damascenus. Sacra parallela//PG 96, 500. 25 Тема духовного совоскресения со Христом раскрывается значительно большим числом примеров, которые остаются за пределами нашего доклада. См., например: Gregorius Nazianzenus. Orat. l. In sanctum Pascha et in tarditatem//PG 35, 396–397. Подробнее см. доклад: Дионисий (Шлёнов), игум. Учение о духовном воскресении в святоотеческой традции 26 См.: Romanus Melodus. Cantica, 26, 6,10–12//SC 114/Ed. J. Grosdidier de Matons. Paris, 1965. P. 162. 36 См.: Photius. Amphil. 157,9–11/Ed. B. Laourdas, L.G. Westerink. Leipzig, 1986. Vol. 5. P. 202. 38 Cp.: Dionysius Areopagita (Pseudo). De ecclesiastica hierarchia/Ed. G. Heil, A.M. Ritter. Berlin, 1991. S. 121. 39 О том, что манихеи отрицали воскресение тел ср.: Cosmos Indicopleu- stes. Topographie Christiana, 5, 252//SC 159/Ed. W. Wolska-Conus. Paris, 1970. Vol. 2. P. 369. 40 Zacharias Mytilenaeus. Adversus Manichaeos/Ed. A. Demetrakopoulos. Leipzig, 1866. P. 16:23–30. 41 Ср.: «И да совоскреснем с Ним (то есть со Христом)… в воскресениях душ» (ν τας ναστσεσι των ψυχν, Michaelus Pseäus. Orationes hagiographicae, 3 6:889–892/Ed. E. A. Fisher. Stuttgart, 1994). 68 Дополнительные места из Третьей сотницы: главы 2 и 9 (оживление плоти), 12 (оживление душ Духом), 23 (описание благодатного состояния после наития Святого Духа). 75 См.: Stéphanou Е. Jean Italos. Limmort alité de l’âme et la resurrection//EO 32. (1933). P. 418. 78 Cp.: «Предполагают, что душа смертна, покольку быть неуспешным в любомудрии о ней не опасно. Если так, то нет ни суда, ни воскресения» (Documenta Concilii Secundi Lugduno, Apologia Josephi patriarchae//Dossier grec de l’Union de Lyon (1273–1277)/Ed. J. Darrouzès, V. Laurent. Paris, 1976. P. 297.5–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

902 Digest. L, 15, 4 § 2 (из Ulpianus, нач. ΙΙΙ ст.): Is vero, qui agrum in alia civitate habet, in ea civitate profiteri debet, in qua ager est; agri enim tributum in eam civitatem debet levare, in cujus territorio possidetur. 903 С IV ст. по Хр. таким периодом был 15-летний индиктион (Marquardt Staatsverwaltung, ΙΙ, 236–238). 904 А на такую именно цель перепись, помимо самой связи ее с известным цензом Квириния, указывает необходимость для всех отправиться «кождо во свой град», (т.е., в центральные пункты переписных участков, вслЪдствие чего и Иосиф отправляется из Галилеи в Вифлеем, чтобы записаться здесь с Марией (если σν Μαριμ относится к πογρψασθαι). 905 Подлинный текст выражения Евангелиста имеет 2 вариации, отличающиеся едва заметным оттенением мысли посредством члена пред πγραψ: υτη () α’πογραφ πρτη γνετο γεμονεοντος τς Συρας Κυρηνου. Обе вариации имеют для себя сильные основания в древнейших рукописях; существенного значения член в данном случае никакого не имеет, и в обоих случаях остается один и тот же смысл. 906 Хотя при этом, конечно, остается не устраняемым вопрос, не повторялась ли эта перепись позднее по прошествии узаконенного (5–10-летний) периода и чрез повременное исправление окладных листов. 909 Opes publicae continebantur, quantum civium sociorumque in armis, quot classes, regna, provinciae, tributa aut vectigalia, efc necessitates ac largitiones. Quae cuncta sua manu perscripserat Augustus addideratque consilium coercendi intra terminos imperii, incertum metu an per invidiam. 914 Huschke, 3 и д. Wieseler, Synopse 77, Beitrage 53–56. Rodbertus. V, 241 и д. Zumpt, 149–155. Marquardt., II, 205 и д. Вот указанные свидетельства: Cassiodorus: Variarum, III, 52: Augusti siquidem temporibus orbis Romanus agris divisus censuque descriptus est, ut possessio sua nulli haberetur incerta, quam pro tributorum susceperat quantitate solvenda. Hoc auctor Hyrummetricus redegit ad dogma conscriptum, quatenus studiosus legendo possit agnoscere, quod deberet oculis absolute monstrare.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

168 Переведено с греческого языка в первый раз на русский язык из Analecta. Sacra Cardin. Pitri. Творение св. Романа Сладкопевца, имеющее акростих: ες γους. Некоторые икосы, которые будут указаны ниже, заимствованы из кондакария 11 в. в Московской Синодальной Библиотеке, при помощи которых акростих образуется уже следующий ες γους πς – на святых отцев. Πς – должно читать как сокращенное из: πατρας или πατρς. Хотя в вышеозначенном акростихе имя св. Романа не упоминается, но по складу речи, с начала и до самого конца ее, – именно: по величественности тона речи, по некоторой особенности обработки слога речи, свойственной одному только св. Роману, – это творение, по всей справедливости, принадлежит ему, с чем вполне соглашается и К. Питра, приводя следующее мнение: Praestantissimum hoc canticum, etsi nomine Romani non circumferatur, egregio melodo aseribendum esse, conclamant omnia a vertice ad talos, orationis urbanitas, gravitassententiarum, rhythmi lepos et svavitas, et illud nescio quid ingenni specimen, quo, nemini, a melodorum populo Romanus facile discernitur. 172 Такое же сильное воззвание к Богу употреблено св. Романом в конце каждого изображения дерзости, безчеловечия и вообще крайнее пагубного и жалкого состояния, которому добровольно подверг себя Иуда предатель. 173 Сей и следующие три икоса – 8, 9, 10 заимствованы из Афонского кондакария; в кондакарии архимандрита Амфилохия они помещены на стр. 198. 174 Переведено с греческого языка в первый раз на русский язык из Analecta. Sacra Cardin. Pitri, кроме икосов 4, 8, 10 и 11-го, переведенных из Афонского кондакария архимандритом Амфилохием (см. кондакарий архимандрита Амфилохия, стр. 49). Творение св. Романа Сладкопевца. Акростих (из начальных букв каждого икоса): το ταπεινο Ρωμανο. Тоже самое переведено из Афонского кондакария протоиереем Боголюбским (Душеполезные чтения, 1872). 178 В Analecta. Sacra: λον τ περον χαλσθαι κ τς πνος; а в Афонском кондакарии: χονυεσθαι τας πνοας. 183 Переведено с греческого языка из Analecta. Sacra Cardin. Pitri. Творение св. Романа Сладкопевца. Акростих (из начальных букв каждого икоса): ανος Ρωμανο. Тоже самое переведено из Афонского кондакария протоиереем Боголюбским (Душеполезные чтения, 1873.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

G. Haile. Louvain, 2013. 2 vol. (CSCO; 653-654. Aethiop.; 114-115); чин К. в католической Церкви: Dondeyne A. La discipline des scrutins dans l " Église latine avant Charlemagne//RHE. 1932. T. 28. P. 1-33, 751-787; Oppenheim Ph. Institutiones systematicohistoricae in sacram liturgiam: Liturgia speciales. Ser. 2: Liturgia sacramentalis. Taurini; R., 1943. Vol. 1: De fontibus et historia ritus baptismalis; Vol. 2: Ius liturgiae baptismalis; Vol. 3: Commentationes ad ritum baptismalem. Pt. 1: Ritus antebaptismales; Stenzel A. Die Taufe: Eine Genetische Erklärung der Taufliturgie. Innsbruck, 1958; Chavasse A. La discipline romaine des sept scrutins prè-baptismaux//RechSR. 1960. T. 48. P. 227-240; Maertens T. Histoire et pastorale du rituel du catéchuménat et du baptême. Bruges, 1962; Jong J. P., de. «Benedictio fontis»: Eine genetische Erklärung der römischen Taufwasserweihe//AfLW. 1963. Bd. 8. S. 21-46; Fisher J. D. C. Christian Initiation: Baptism in the Medieval West. L., 1965; Spital H. J. Der Taufritus in den deutschen Ritualien von den ersten Drucken bis zur Einführung des Rituale Romanum. Münster, 1968; Kavanagh A. The Shape of Baptism: The Rite of Christian Initiation. N. Y., 1978. Collegeville, 1991r; Gy P.-M. La formule «Je te baptise» (Et ego te baptizo)//Communio sanctorum: Mélanges offerts à J.-J. von Allmen/Ed. B. Bobrinskoy. Gen., 1982. P. 65-72; Angenendt A. Kaiserherrschaft und Königstaufe: Kaiser, Könige und Päpste als geistliche Patrone in der abendländischen Missionsgeschichte. B., 1984; idem. Der Taufritus im frühen Mittelalter//Segni e riti nella chiesa altomedievale occidentale. Spoleto, 1987. Vol. 1. P. 275-321; Kleinheyer B. «Scrutinium» im Ordo Romanus XI: Täuflingsversammlung und Taufvorbereitungszeit//AfLW. 1988. Bd. 30. S. 33-37; Jussen B. Patenschaft und Adoption im frühen Mittelalter: Künstliche Verwandtschaft als soziale Praxis. Gött., 1991; Serra D. E. New Observations about the Scrutinies of the Elect in Early Roman Practice//Worship. 2006.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

Закрыть Разделяй и властвуй «Голосование» по памятнику на Лубянке придумано и затеяно с одной-единственной целью – стравить нас друг с другом, лишить возможности быть одним народом Сергей Строев   10:17 27.02.2021 1728 Время на чтение 6 минут « Divide et impera !» (« Разделяй и властвуй!») – все знают, что этот принцип правления придумали древние римляне. Древние римляне – люди, как известно, почтенные, поэтому вроде как не грех и правительствам иных времён и народов следовать их урокам. Однако при этом упускается не самая очевидная, но более чем существенная деталь. Римляне применяли этот принцип для установления и поддержания своего господства над чужими, завоёванными и порабощёнными ими в самом прямом и буквальном смысле народами. Ни одному римскому консулу или сенатору и в голову бы не пришло применить этот принцип в отношении собственного Populus Romanus Quiritium – Римского народа. А вот власти Российской Федерации, получается, применяют этот принцип для поддержания своего господства именно над Русским народом. К чему я вспомнил этот самый пресловутый принцип? На этот раз в связи с искусственно организованной кампанией «выборов памятника». Не первый, не второй и наверняка не последний случай. Казалось бы, эта технология разобщения и стравливания людей до такой степени топорна, примитивна и очевидна, что не должна работать. Тем более, на второй раз. Однако работает. И на второй раз, и на третий. И самое потрясающее, что на эту одноходовую разводку раз за разом попадаются люди, в том числе и отнюдь не глупые. Феликс Дзержинский или Александр Невский? Кому ставить памятник? Кто для России из них двоих ценен, а кто нет? И понеслось... Если ты чтишь память Святого Благоверного Великого Князя, то просто обязан ляпнуть что-нибудь про «кровавого чекиста». Если с уважением относишься к личности Ф.Э. Дзержинского, то по законам жанра непременно должен высказаться насчёт «поповщины». Любой серьёзный разговор о том, как предотвратить или, если это уже невозможно, то как нам самоорганизоваться и выжить в условиях явно надвигающейся на страну катастрофы, тотчас прекращается, ведь есть дело поважнее – рвать друг другу глотки за то, кому ставить на Лубянке памятник. И заодно и в очередной раз рвать нашу общую историю на лоскуты для партийных (да ладно, если хотя бы партийных) знамён!

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/27/ra...

Сведения о ранней истории Рима, в т. ч. даты, основаны на позднейшей рим. историографической и лит. традиции. Но с сер. XX в., в ходе научных исследований, ранняя история Рима получила надежную опору в данных археологии. Выяснилось, что латины в нач. I тыс. заселили Палатинский холм и Эсквилин, а сабины несколько позднее - Квиринал, Виминал (остатки хижин на Палатине датируются VIII в.). Древнейшие памятники материальной культуры, обнаруженные на территории Рима,- фрагменты греч. керамики и погребальный инвентарь - восходят к XIV-IX вв. К VII в. произошло слияние родовых общин: объединились жители Палатина и Эсквилина, а также долины Субуры; затем к ним присоединились сабины с Квиринала и этруски с Целия. Центром объединенной общины стала крепость на Капитолии с храмом Юпитера. Обитатели древнейшего Рима занимались земледелием, скотоводством и промыслами (охота, рыболовство, добыча соли). Население делилось на 3 родоплеменные трибы (тиции, рамны и луцеры), 30 курий и 300 родов. Члены рода обладали коллективной собственностью на землю, имели родовое кладбище и свой культ. Численность родичей могла быть довольно значительной. Так, род Клавдиев в VI в. насчитывал 5 тыс. лиц муж. пола (в т. ч. клиентов (clientes - зависимые люди)). Рим. общину возглавлял сенат из 300 членов (senatus, от senex - старик), т. е. совет старейшин. Дела, к-рые обсуждались сенатом, для принятия окончательного решения выносились на рассмотрение куриальных комиций - народных собраний, созывавшихся по куриям. В царский период в комициях выбирали царя (rex), к-рому принадлежала вся полнота исполнительной (военной и гражданской) и судебной власти, а также пост верховного жреца. Атрибуты царской власти (пурпурный плащ, золотая диадема, скипетр с орлом и трон из слоновой кости, т. н. курульное кресло) римляне заимствовали у этрусков. Почетный конвой царя состоял из 12 ликторов - телохранителей, обычно выступавших впереди царя с фасциями в руках (fasces - пучки прутьев с топором в середине, символизировавшие власть над телом и жизнью граждан). Рим. гражданская община (populus Romanus) изначально пополнялась за счет переселенцев, к-рых распределяли по куриям. Но при Анке Марции, когда иссякли резервы общинного земельного фонда (ager publicus), доступ новых членов в общину был закрыт. Произошла фиксация 2 сословий - привилегированных патрициев (patricius - сын знатного отца), обладавших доступом к ager publicus и правом участвовать в куриальных комициях, и увеличивавшегося числа плебеев (от plere - наполнять), которые стояли вне рим. родовой организации.

http://pravenc.ru/text/180425.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010