Когда приходится отпевать вне храма — сразу же прошу убрать завесы со всех зеркал и окон. Обычно это вызывает удивление, но все же соглашаются. Правда, не факт, что после моего ухода они не завешивают зеркала обратно. Бабушкины правила На мой взгляд, начало этих традиций было положено в советское время, когда в связи с дефицитом священства, процветала деятельность бабушек всякого рода. Многие из них создали свое «народное православие», суть которого не во Христе распятом и воскресшем, а в правильном соблюдении ими же придуманных правил «благочестия». Думаю, именно отсюда произошла традиция завешивать зеркала. После развала Советского союза, когда в Россию хлынул поток оккультистов всех мастей, традиция обросла новыми «доводами». Параллельные миры, зазеркалья, астралы и прочее магическое сумасшествие. И сейчас мы пожинаем плоды этого странного синтеза атеизма и оккультизма. Плоды его – это мещанское мышление людей, зацикленных на «параллельных мирах» и прочей астрологической тематике. Лови memento mori В сознании многих современных людей удивительным образом переплетается оккультизм, атеизм, доля суеверия, вера в то, что «на небе что-то есть» и многое другое. За всем этим кроется одно – жажда веры. Быть может — подсознательная и неосознанная, но жажда. Человек придумывает себе какие-то странные магические правила, живет в причудливом мире зазеркалья. И вот тут перед Церковью стоит важная задача – показать выход из зазеркального мира суеверий в духовную реальность. Для многих людей отпевание близких или знакомых – это тот редкий момент общения с Церковью, время, когда человек задумывается о вечном. И этот момент нужно ловить. Ненавязчиво объяснять людям — чему учит Церковь , как она понимает проблему жизни и смерти. Говорить, говорить и еще раз говорить. Несмотря даже на то, что большинство тебя не услышит. Но будут те единицы, которые воспримут слова священника или мирянина, и быть может осмысленно придут в Церковь . Священник Александр Ермолин Источник: Протоинфо.ру Рекомендуемые статьи

http://sueverie.net/cerkov-v-zazerkale-s...

 И вот в один ненастный день ничего вроде бы особенного не происходит. Просто ужин вдвоем. Просто небольшое разногласие. И долгая, бесконечная дорога. В каких-то моментах во время просмотра было ощущение, что замысел картины перекликается с «Расторжением брака» К. С. Льюиса , но вот жанры слишком разные… Примерно с сороковой минуты фильм начинает затягивать каким-то утробным ужасом — зритель начинает догадываться о том, что здесь происходит. Да, все конечно, причем внезапно, так, что и не поймешь в какой момент. Memento mori — возможно такую мысль хотел донести автор картины? А мне просто, как словесная иллюстрация картины, вспомнилась «Баллада о прокуренном вагоне» А. С. Кочеткова: Нечеловеческая сила, В одной давильне всех калеча, Нечеловеческая сила Земное сбросила с земли. И никого не защитила Вдали обещанная встреча, И никого не защитила Рука, зовущая вдали. «В четверг и больше никогда», 1977, СССР, 16+ Кинолента Анатолия Эфроса начинается с зарисовки суетливой городской жизни и разговора главного героя, Сергея, в исполнении Олега Даля, со своей красавицей-невестой. Сергей намерен один посетить родные пенаты — далекое село, где вырос и где проживали его мать с отчимом. Официальная версия — соскучился, устал от городского шума, да и лето. А как на самом деле, станет ясно в процессе просмотра. Все, что показано далее — пасторальные пейзажи, диковинные, странноватые характеры близких Сергея, трепетное отношение сельчан к заповеднику и природе в целом, — наполняет зрителя какой-то райской беспечностью, словно погружая в детство. Поэтому и не удивительно даже, что душа молодого врача Сергея в таких условиях будто бы вновь оказывается в состоянии детской безмятежности, но местами — как будто и в бессердечной инфантильности. И по отношению к влюбленной в него подруге, и по отношению к матери, и к живой природе. Конечно, определенный морализм присутствует в киноленте, что называется, лежит на поверхности. Поэтому излишне об этом и говорить. Словно прекрасный сон, постепенно превращающийся в дурной кошмар уже и при пробуждении, фильм недвусмысленно доносит зрителю мысль о хрупкости всего сущего — природы, жизни, межчеловеческих отношений. Но, наверное, каждый посмотревший эту картину обнаружит для себя еще и что-то свое.

http://blog.predanie.ru/article/chetyre-...

Вот и вселяется зло в человека через гордость, через жестокость. Слыхали, наверное, хабаровские дивы, юные живодерки, которые делали бесчеловечные эксперименты не только на кошках, там были и несчастные бомжи. Соответственно, диавол (а ведь он - убийца, и от него самоубийственные мысли), вселяясь в такое не защищенное более благодатью сердце, и ведет свою жертву к страшному концу. Нужно ли говорить детям о смерти?      Отец Артемий, позвольте спросить, у нас как-то не принято говорить о смерти, но в то же время для православного человека эта тема совершенно не табуирована. Скажите, нужно ли родителям разговаривать именно с детьми о смерти? Я думаю, что это не соответствует возрастной психологии, и нужно с детьми проводить уроки любви ко всему живому. Природоведение, как прекрасен этот мир, и нужно уметь ценить вообще детей, ценить любовь, которая изливается на них от родителей - вот те жизненно важные нравственные аксиомы, которые помогут ребёночку, и затем, отроку, быть далеким от нашей страшной темы. Если же юноша или девушка мучаются бездельем, если у них погашена любознательность, если они вляпались во все пороки, о которых я упомянул, то вот и жди беды. Что касается memento mori - памяти о смерти, то это уже духовная пища, которая более нужна возрастному христианину. Ибо vita brevis - жизнь коротка, и мы часто избегаем уныния, печали, какой-то апатии, когда вспомним, что сегодняшний день может быть последним, и такая мысль, как шпора помогает нам вновь вернуться к активной жизненной позиции. Отец Артемий, безусловно, я с вами согласна, но ведь дети должны понимать, какой это страшный смертный грех - взять и лишить себя дара Божьего. Вот об этом говорить можно и должно, жизнь от Бога нам дана, священный дар жизни - это великое сокровище. А значит всё, что сокращает твою жизнь - сбитый режим дня, неумеренное сидение в компьютерном зазеркалье, нечистая брань, страсть гнева, переходящая в ненависть, злоупотребление земными дарами, алкоголизм, курение - вот в этом аспекте, конечно, педагог и прежде всего родители могут и должны говорить.

http://pravoslavie.ru/98829.html

Недавно не стало Феликса Лернера, замечательного гинеколога из 15-й больницы. Ехал на зеленый свет по своей полосе, а с дублера — разворот. Для тех, кто собирался разворачиваться, горел красный, все стояли, а один решил проскочить, за машинами его не видно было. Феликс даже затормозить не успел, разбился насмерть. Байкерский медицинский клуб У нас есть братство врачей-байкеров, называется Memento mori — помни о смерти. Сколько нас — не скажу, это тайна. Но больше, чем вы думаете. Кстати, у нас не только парни, но и девчонки. Это все мои коллеги, мы разговариваем на одном медицинском языке, плюс у нас общее увлечение (нет, байкер Хирург не из наших). В компании разные ребята — есть совершенно обычные врачи, есть Герои труда, как Денис Проценко, есть директора институтов, есть главврачи. Не у всех дорогие мотоциклы, но в целом получился культ Harley-Davidson. У меня, у пластического хирурга Димы Мельникова, у отоларинголога Ильи Зябкина, у Дениса Проценко — «Харлеи». Денис Проценко и Бадма Башанкаев в Калмыкии В клубе четкая иерархия, как в больнице. Есть главный врач, зам по экономике, зам по административно-хозяйственной части (АХЧ), зам главврача по безопасности. Наш главный врач и президент — Денис Проценко. Я — зам по АХЧ, руководитель клаб-хауса, из первой девятки основателей. Вначале мы принимали тех, кого близко знали, получился хороший костяк. А теперь к нам стоит приличная очередь. Когда учишься медицине, проходишь сначала интернатуру, потом ординатуру, и лишь потом тебя берут в специальность. У нас в клубе тоже есть интерны (не важно, что в жизни он главврач и профессор), которые ждут звания членов клуба. У всех, конечно, рекомендации. Главное, чтобы человек был хороший, потому он несет ответственность за цвета клуба. Нельзя ходить пьяным, нельзя неподобающе себя вести. Тем, кто нам не подходит, мы отказываем без объяснения причины. Говорим: «В следующий раз». Бывают надоедливые люди, им кажется, что они здесь получат какие-то блага, знакомства, которые им потом помогут продвинуться. А у нас тут никаких «ты мне — я тебе». Если нужно посмотреть чужого пациента, кому-то помочь, то мы и так это сделаем, без всякого байкерства. Мы же по много лет друг друга знаем. Про медицину говорим в отдельном чате, а тема политики и ковида (который тоже стал политикой) забанены, если только кто-то из наших не заболел. Наш главный врач, Проценко, сказал вакцинироваться, и мы вакцинировались. Даже не обсуждается.

http://pravmir.ru/bajker-hirurg-ne-iz-na...

После показа состоялся диалог между о. Всеволодом — и всеми остальными. Спасти вечер от скуки пытался Дибров, задавая каверзные вопросы Церкви от лица общества. Но общество торопилось домой, так что дискуссия быстро превратилась в восторженные отзывы организаторов о самих себе и желейными попытками рассказать об отношении Церкви к свободе и материальным благам. Особо благочестивые женщины предложили даже открыть бутик православной моды. Наверное, по таким инициативам и будут судить о так называемой православной моде, особенно если они будут щедро сдобрены показами одежды, на которых главными критериями выступают традиции ремесла и закрытость. Но сама природа моды – это молодость и талант. Одежда – это настоящее поле для творческого развития верующего человека, и при должном уровне профессионализма она может быть диалогом на любую тему, в том числе и на тему нравственного выбора. Доказательство тому – великие дома моды, создающие коллекции прет-а-порте даже на тему memento mori. Увы, наш пресный показ больше напомнил худшие традиции советской школы с ее вечными березками и кокошниками, к которым просто прибавили видеоряд с иконами. Зрителя легко обмануть красивой конфеткой и грамотным маркетингом. Все просто – благочестивые видеоролики, Ave Maria — и не надо работать годами, учиться в европейских школах дизайна и изучать общественное мнение. Вообще, это светское мероприятие с привкусом элитарности можно было бы сравнить с постным меню в ресторане на Рублевке – внешне строго и по уставу, а по сути – поверхностно. Не про веру, а про PR. Не про христианство и моду, а про гламур в самом обывательском смысле этого слова. ФОТО Михаила Моисеева Владимир Легойда: Джинсы – вчерашний день А.Б. Зубов: На встречу с будущим поколением я стараюсь одеваться элегантно» «Я не делаю одежду для человека-соблазнителя» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/defile-po-blagosloveni...

…Потому что происходящее здесь и сейчас – происходит со мной. А то, что должно произойти по естественным причинам со мной же в скором времени (а оно скоро, сколько бы лет или даже десятилетий не оставалось до смертного часа) – это не со мной… Абсурд? С логической точки зрения – да. Но разве мы в жизни руководствуемся логикой? Переживания реальности порой отличаются от ее рассудочного понимания. photosight.ru. Фото: Александр Сергеев Кому не знакомы состояния, когда он словно наблюдает за собой со стороны (разумеется, речь не о случаях, описанных в литературе, когда человек во время клинической смерти или под наркозом видит себя и окружающих его людей как бы в ракурсе), слышит себя говорящим, и только понимает, что действует и говорит он, а не кто-нибудь? А теперь вспомним, как мы воспринимаем воспоминания глубокого детства, когда мы чувствовали и думали по-другому? Правда, такое чувство, что ты словно понимаешь, что ребенок, чьими глазами ты всё видишь – это ты и есть? Подобное бывает, когда тебе кто-то снится, и ты понимаешь, что это именно он, хотя внешность незнакомая. Также и тут: умом ты понимаешь, что вспоминаемое происходило с тобой, при тебе, но все равно такое чувство, как будто не с тобой, как будто во сне, как бы не в этой реальности. Да-да, так и есть, не в этой . Воспоминания унесли нас в иную, ненастоящую реальность, в реальность нас других . Вот и будущее, даже если мы его всерьез принимаем в том отношении, что пытаемся успеть пожить-нажить, все равно в глубине души воспринимается нами, как принадлежащее к иной реальности. Да, мы умрем, но если это не здесь и не сейчас, то не так страшно, потому что произойдет это как бы и не с нами – в другой реальности, с другими нами . И мы всеми силами стараемся не сокращать дистанцию между нами настоящими (как во временном смысле, так и в бытийном) и нами «тогдашними», поэтому и боимся разговоров о смерти. Пусть она остается там – в иной, виртуальной реальности, а мы будем жить в этой – нашей, настоящей. Вдумаемся, какой характерный для нашего осуеченного мышления смысл мы вкладываем в слово «настоящее». Изначально оно значит «нынешнее», «теперешнее», «данное», а мы понимаем его как «истинное».

http://pravmir.ru/memento-mori/

Потом один из них приходит: — Батюшка, спасибо вам большое. Вы меня не помните? — Нет, не помню. —  Как же?! Я был уже на грани, намыливал веревку, а вы мне рассказали ту поучительную историю, и я побоялся, что опять будут «мягкие туфли, и грязная рубашка, и телятина, которая подгорела в духовке». Я навсегда этого не хочу. Цель человека на земле — постараться жить так, чтобы не бояться перехода из временной в настоящую, вечную жизнь. На одной гробнице я прочел: «Прохожий, остановись, ты еще в гостях, а я уже дома». Вот и надо жить так, когда мы на­ходимся в гостях в земной жизни, чтобы не бояться перехода домой, то есть в отчий дом, на тот свет. Memento mori Memento mori — помни о смерти . И это нисколько не ужасно. Некоторые говорят: «Как же уныло помнить все время о смерти». Монахи, которые жи­вут, как преподобный Серафим или же Иоанн Кронштадтский , наоборот, страшные оптимисты. Они переполнены радостью именно потому, что не боятся смерти, смерть для них не «мо­гила», не «конец», а только «начало». Мой сын, с которым вы познакомились, прочитав книжку о нем , говорил: «Как я счастлив идти к Богу. Мне жалко вас бросить, но я знаю, что с вами мы еще увидимся, а Бога я увижу уже сейчас». Он жаж­дал смерти в десять лет, потому что прожил свою жизнь так, что смерть для него была не страшна. Каждый человек, каждый христианин должен прожить так — и сам прожить, и другим помочь. Я еще раз напоминаю, преподобный Серафим говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи около тебя спасутся». Смысл земной жизни в том и состоит, что человек го­товится всю свою жизнь, всю свою жизнь умирает. Афонцы говорят, что первый шаг, который еще ползком делает ново­рожденный младенец, — шаг в сторону могилы. И в этом нет уныния, страха, грусти, наоборот, — радость, потому что это убивает смерть. Смерти нет! Есть только новое рождение. И каждый вечер, ложась спать, я повторяю слова молитвы: «Неужели, Господи, одр сей гроб мне будет? Или еще окаянную мою душу просветиши днем?» Я не мрачный пессимист, я очень жизнерадостный человек, потому что я ползу и ползу в сторону могилы.

http://pravmir.ru/v-chem-smysl-zhizni/

– Когда я интересовался в свое время, как нужно создавать газету «Радонеж», мне посоветовали начать с наработки постоянного авторского цеха, и молодой протоиерей Владимир Вигилянский указал мне на замечательного автора Александра Владимировича Богатырева: «Вот один из них». Известно, что задача издателя – ободрать автора как липку, мы должны сделать аудио, видео, бумажную версию, шкурочки все с автора снять (Смеется.) Поэтому Александр Владимирович у нас чистенький, гладенький, полностью обработанный. Шутки шутками, но творчество Богатырева воспринимается очень иронично, словно легко написанное. Богатырев выработал в себе глубокий аристократизм, который является ответом на вопрос: «А христианин ли ты?» Аристократизм – это черта церковного человека, высочайшая выделка, внутреннее непринятие всякой лжи, хамства, неправды, некрасоты, лицемерия, двоемыслия. Думаю, у каждого христианина внутри есть этот аристократизм. У Богатырева эта правда доведена до предела. Это увиденные детали, описанные и доведенные до совершенства. Это тот христианин, с которым хочется быть вместе. А книги его хочется читать, читать и читать. К сожалению, посмотреть запланированный фильм на презентации не удалось по техническим причинам, однако Евгений Никифоров успокоил разочарованных гостей, жаждущих познакомиться и с Богатыревым-режиссером и сценаристом: фильм «Патмос» можно увидеть на сайте «Радонеж.ру». – Господь всегда Один и Тот же, но каждому человеку Он открывается по-разному, –говорит Александр Богатырев. – Метафорой того, что я делаю, может быть выражение: «Делай, что угодно, но только пусть это не заслоняет Христа». Что бы с нами ни происходило, мы должны помнить о главном – «memento mori». Господь милостив ко мне, посылает друзей и сюжеты, которые, смею надеяться, в правильном и правдивом изложении могут быть полезны людям. Надо стараться своим пером не столько чирикать, сколько соскребать ненужные наслоения на Лике Христовом, Который присутствует в каждой живой душе. Серия книг на основе непридуманных историй, начатая сборником рассказов «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) (тираж этой книги уже перевалил за миллион экземпляров), приобрела небывалую популярность у читателей.

http://pravoslavie.ru/66817.html

Николай 9 марта 2019, 01:24 Анатолий, св. апостол Павел писал о покрытии головы для своей эпохи и своей культуры. В I или II веке, в Элладе действительно, распущенные непокрытые волосы намекали на разврат. Это чисто культурное, традиционное явление. Ныне непокрытая голова у женщин ни на что такое не намекает, сейчас другая культура. Ношение платка в церковь - скорее суеверие, чем благочестие. Скажем, в Греции или в Зарубежной Православной Церкви платков не носят. Священник, который с амвона навязывал такое требование (через чтеца) - Бог ему судья. Это буквальное понимание Библии. Опять-таки, в нынешней культуре платок - не благочестие, а какой-то нелепый анахронизм Василий Н. 30 июля 2014, 11:45 Митрополит Иларион (тогда еще архиепископ) о брюках: http://www.patriarchia.ru/db/text/963846.html Димитрий 29 24 июля 2014, 23:55 Мир вам братия и сестры. Благодарствую батюшка за статью, актуальна тема благочестия на всё время века сего. Скажите пожалуйста люди: - " Бытие определяет сознание, или сознание определяет бытие? " , " Не по одёжке ли встречают? " , " Не по плодам ли деревья различают, а цветы по соцветиям? " , " Форма определяет содержание, или содержание форму? " . Может нужно напомнить, что Храм Божий Домом молитвы нарекается?, в котором, предстоит сам Господь, Царица Небесная и стоят святые Ангелы? Хотелось бы посмотреть на того, кто дерзнёт прийти на приём к земному Царю в чём попало и как попало (развязно), а к Небесному Царю являются позволяя всё что на ум взбредёт. " Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. " - из богослужения Великой Субботы. Не слышна и не видна плоть должна быть, всё внимание естества нужно устремить к Богу. " Имейте горе сердца! " - возглас священнослужащего. И в такой момент взор устремляется на согнутую в поклоне впереди близко стоящую " благочестивую " женскую особу,что возникает соблазн поддать ей, чтоб до самого амвона на коленях проползла, да memento mori — «помни о смерти» останавливает. Не просто так веками традиции складываются. Горе тому, через кого соблазны приходят (см. Лк. 17: 1).

http://pravoslavie.ru/59658.html

раба Божия Тамара 12 июля 2018, 14:41 Когда-то в детстве у меня был очень тяжелый отрезок жизни, когда старое разрушилось(родители разошлись), а новое(отчим с сыном)пришло с тяжелой нагрузкой в семейной жизни.Это было сильное потрясение для меня, я еле справлялась и вот по ночам были сны: прекрасные ангелы звали к себе и мы летали,игрались в сверкающем небе, это было радостно, я не хотела назад, а Кто-то говорил:-Надо!Эти сны давали мне силы!Но как-то,я чуть не опаздала к пробуждению.Сестренка (мы спали вместе)сказала:-я так испугалась, ты была такая холодная и не шевелилась.После-Этот Кто-то запретил мне прилетать!Грешила, страдала,искала путь,и вот-уже в 50лет-нашла: Христос и Крещение. Дай мне,Господи, прежде конца покаяние! ирина 12 июля 2018, 13:39 помоги нам Господи прожить достойно,не быть в тягость.на все Твоя Святая воля Марина 11 июля 2018, 00:28 Сколько Вы собираетесь прожить на этом свете? Сколько Бог даст. Никому не известен его срок, поэтому надо быть всегда готовым к смерти и принимать её, как Волю Божию. Господь наперёд знает, что от нас ждать и будет ли толк в продлении нашей жизни. Господь смиряет и вразумляет нас обстоятельствами нашей жизни, посылает болезни каждому свои, исцеляет по Своему благому промыслу.Он лучше знает, что нам нужно и что полезно. Поэтому положимся на Волю Божию. От нас требуется хранить своё сердце от всякого зла, творить дела милосердия, молиться и благодарить Бога за всё. В церкви спасение наше, посредством благодати Святого Духа. Поклон Вам, отец Валерий. Храни Вас Господь. Елена 10 июля 2018, 08:44 " Помни последняя своя, и вовек не согрешишь... " " Memento mori " И помним, и грешим. Прав батюшка, сколько нам ни дай времени - всегда будет мало. Какими войдём в вечность - вопрос. Батюшка, многая и благая лета Вам. Храни Вас Господь. Людмила 9 июля 2018, 12:55 Дорогой и искренне уважаемый батюшка, примите скромную благодарность за этот бесценный, вразумляющий и открытый для всех жизненный опыт. Милости и помощи Вам от Господа нашего Иисуса Христа.

http://pravoslavie.ru/114095.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010