Могу ли я отказаться от реанимации? Есть ли выбор «не лечиться» Получится ли самому принять решение – и почему в России такой разговор пока невозможен 21 мая, 2019 Получится ли самому принять решение – и почему в России такой разговор пока невозможен Если человек узнал о своем неизлечимом диагнозе, обязан ли он лечиться? Может ли человек отказаться от реанимации и длительного лечения, выбрав естественный уход из жизни? По закону в России – нет, нельзя написать «медицинское завещание», а врачи обязаны сохранять жизнь любыми способами, то есть реанимировать, даже если сам человек против. Недавно «Правмир» уже поднимал эту тему, о ней же шла дискуссия на Международном юридическом форуме при поддержке Cleary Gottlieb и фонда помощи хосписам «Вера». «Правмир» публикует выступления участников. Мне не раз приходилось слышать: «Хочу умереть, помогите мне» Протоиерей Алексий Уминский Меня спросили: «Что думает Церковь о праве человека распоряжаться последними днями и что, если это право приведет к смерти раньше, чем при помощи медицины?» И вдруг мне вспомнились мои друзья, группа московских поэтов, которые часто у нас на приходе читают стихи. Называются «Будущие покойники» — в общем-то, как и все мы, собравшиеся здесь. Вопрос о смерти — религиозный. И религиозная культура вообще имеет такое понятие, как память о смерти — «помни о смерти», memento mori. Это очень важный принцип — таким образом человек, как ни странно, становится более живым. Он начинает ценить каждый день своей жизни, то, что он видит небо, слышит птиц, смотрит в лица людей, потому что знает, что когда-то это закончится. В моих руках маленькая цитата из социальной концепции Русской Православной Церкви, которая была принята 20 лет назад. «В Священном Писании смерть представляется как разлучение души от тела. Таким образом, можно говорить о продолжении жизни до тех пор, пока осуществляется деятельность организма как целого. Продление жизни искусственными средствами, при котором фактически действуют лишь отдельные органы, не может рассматриваться как обязательная и во всех случаях желательная задача медицины. Оттягивание смертного часа порой только продлевает мучения больного, лишая человека права на достойную, «непостыдную и мирную» кончину, которую православные христиане испрашивают у Господа за богослужением. Когда активная терапия становится невозможной, ее место должна занять паллиативная помощь (обезболивание, уход, социальная и психологическая поддержка), а также пастырское попечение. Все это имеет целью обеспечить подлинно человеческое завершение жизни, согретое милосердием и любовью».

http://pravmir.ru/mogu-li-ya-otkazatsya-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Власть ключей (Potestas clavium) «Potestas clavium (Власть ключей)» — книга, посвященная главной теме шестова — прорыву к реальности, к Богу через стену абстракиции, «общеобязательных суждений». Заглавие «Власть ключей» — метафора для главного порока философии, как ее понимал Шестов, уверенности, что она обладает методом отыскания «вечных истиных». О отношениях философии и веры Шестов во «Власти ключей» пишет: «Признавал ли хоть один философ Бога? Кроме Платона, который признавал Бога лишь наполовину, все остальные искали только мудрости… Каждый раз, когда разум брался доказывать бытие Божие, – он первым условием ставил готовность Бога подчиниться предписываемым ему разумом основным “принципам”…» Шестов высказывает свою заветную мысль: «Проснутся ли люди – или мир до скончания веков обречен на непробудный сон? События, и величайшие события, бывали и раньше – такие, которые попадали в историю, и такие, еще более замечательные, которые в историю не попадали и проходили почти без свидетелей, – но жажда определенного и спокойного существования брала верх и все memento mori, начиная от все возрождающегося релативизма и кончая самой смертью, тревожили – и то лишь на мгновения – лишь отдельных людей, не нарушая безмятежности того завороженного царства, в котором осужден начинать и кончать свое скоропреходящее существование человек. И все же рационализму, со всеми его «аргументациями из следствий» и угрозами сумасшедшего дома, не дано заглушить живущего в людях смутного чувства, что последняя истина, та истина, которую наши прародители так неудачно искали в раю, лежит по ту сторону разума и разумом постижимого, и что найти ее в том мертвом и неподвижном мире, в котором только и умеет властвовать рационализм, невозможно.» Лев Шестов Potestas Clavium (Власть ключей) Тысяча и одна ночь (Вместо предисловия) Добро не есть Бог. Нужно искать того, что выше добра. Нужно искать Бога. А. Шестов (Философия и проповедь)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Женский декамерон «Женский декамерон» — книга о том, как десять советских женщин, оказавшись в одной палате родильного дома, вдруг узнают, что в данном учреждении объявлен карантин и им придется провести в его стенах еще десять дней, что их, конечно, мало обрадовало. И тогда одной из них приходит в голову повторить историю, рассказанную или просто выдуманную, неким флорентийским сочинителем Боккаччо, а именно: все десять дней карантина рассказывать друг дружке разные истории о жизни, о мужчинах, о любви, о ревности и изменах и о многом, что волнует любую нормальную женщину. И вот за десять дней было рассказано 100 разных историй. Юлия Николаевна Вознесенская. Женский декамерон ДЕНЬ ПЕРВЫЙ, ГЛАВА ПЕРВАЯ с которой начинается эта книга, хотя надо сказать, что большинство известных автору книг тоже начинается с первой главы, если ей не предшествует авторский пролог или предисловие критика, в котором читателю разъясняется содержание книги, а также дается информация о том, чего автор не учел, недопонял, где он находится под влиянием буржуазного мировоззрения и до чего он просто не дорос, после чего любая книга читается со значительно меньшим удовольствием. Именно поэтому автор решил ограничиться совсем небольшим вступлением — о, всего две странички! — и начать книгу с историй О ПЕРВОЙ ЛЮБВИ «Нет, это черт знает что!» — подумала Эмма. Она перевернулась на живот, положила «Декамерон» между локтей, натянула подушку на уши и попыталась сосредоточиться. Она уже видела, как будет начинаться этот спектакль. У входа в зал зрителей вместо билетеров встречают монахи в низко надвинутых на глаза капюшонах: они проверяют билеты и провожают зрителей на места в темном зале, освещая дорогу и номера кресел старинными, фонарями. Надо будет сбегать в Эрмитаж и присмотреть подходящий фонарь, зарисовать… А сцена с самого начала открыта и освещена только синеватой бутафорской луной. Сцена изображает площадь Флоренции, с темным фонтаном и порталом церкви. Над порталом надпись: «Memento mori» — «Помни о смерти». Время от времени по сцене будут проходить монахи с тележкой — «собиратели трупов». И колокол, обязательно все время должен бить колокол, — «По ком звонит колокол…». Надо, чтобы еще до начала спектакля в зале веяло смертью. Вот на этом фоне и будут десять весельчаков рассказывать свои истории.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Разделы портала «Азбука веры» Добрый день. У меня такой вопрос, хочу сделать татуировку с надписью Memento Mori что переводится как: “Помни о смерти”. Так вот, можно ли делать такую надпись? Лично для меня эти слова трактуются так: - Жизнь слишком быстротечна, поэтому нужно постоянно двигаться и действовать. -Необходимо помнить о своем предназначении и делать все для того, чтобы его исполнить. -Ничто не вечно в нашем грешном мире. -Следует учиться быть счастливым сейчас, ведь жизнь так коротка. Заранее спасибо за ответ.) 5 Ответов Господь не позволяет верующим делать художественные надрезы (т.н. скарификация, практикуется до сих пор африканскими языческими племенами) и татуировки. Лев. 19:28 Это я понимаю Меня просто давно мучает вопрос можно ли вообще упоминать подобные слова в быту. Соответственно можно ли сделать подобную надпись. ( татуировки грех,это понятно) Я предложу Вам ещё вариант: — помни человек о внезапности смерти, до которой должно покаяться перед Богом Если известно о ненужности тату, зачем её набивать. Вред тату в том, что она навсегда, а настроение может измениться через 1–2 года Не вижу оснований относить эти слова Библии к татуировкам, делаемым не по языческим мотивам. Согласен. Я сделал акцент на том, что такое надрезы, и как они используются сегодня. Memento Mori моментально…. в море :) Дело ваше, но мне лично неприятно пачкать тело какими-либо татуировками. А если надоест? Неужели нельзя другими способами себя мотивировать помнить о смерти? Как мотивация, это наврятли поможет. Через малое время (месяц +-) привыкните к ней и даже обращать внимания не будете. Был иной опыт, чтоб мотивировать себя молится Иисусовой молитвой, были сделаны наклейки на зеркало, ноутбук и другие места, куда обычно смотрел. Для того, чтобы увидев наклейку с молитвой, напомнить себе о молитве. Как итог через некоторое время глаз к ним привык и перестал на них обращать внимание, словно их не было. Поэтому все внешние напоминалки мало эффективны. Другое дело когда такое тату “Помни о смерти” нанесено внутри сердца. И это возможно сделать только через таинство исповеди. Спаси Господи!

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-delat-...

Встреча с Православием Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Господь предупреждает Своих учеников о приближающихся Его Крестных страданиях. «Сын Человеческий будет предан в руки человеческие». В других Евангелиях к этому добавлены слова: «И убьют Его». А в Евангелии от Луки подчеркнуто, что Господь возвещает о том, что Ему предстоит, — в то время, когда весь народ дивится Его чудесам. У иудеев было ложное представление о Его временном царстве, о Его земном величии и славе, и теперь они ждут, что Господь Своей могущественной силой с легкостью осуществит их мечты. Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Юрий Максимов Протоиерей Александр Шаргунов Юлия Биктимирова Протоиерей Александр Шаргунов Перед нами — озадаченность и гнев Ирода четвертовластника, услышавшего, что делает Христос и ученики Его. То, что Христос сообщает Свою силу посланным во имя Его, — было потрясающим и убедительным доказательством, что Он Мессия. Он не только может Сам совершать чудеса, но другим дает власть также совершать чудеса, и это более всего содействует распространению Его славы. Как прочтем мы в Книге Деяний апостолов: «Их узнавали, что они были с Иисусом» (Деян. 4, 13). Когда весь народ видит, что такие люди исцеляют больных и одержимых бесами, это что-то значит! Это — угроза Ироду, его власти. Ирина Силуянова Еще в глубокой древности буддийские монахи практиковали созерцание убитых и умерших людей, обращая особое внимание на тех, кто был в самом расцвете сил. Целью подобных медитативных упражнений являлось приобретение чувства отвращения ко всем формам становления, освобождение от страстной жажды жизни. Совсем другую роль играет необходимость «памяти смертной» (ср. «memento mori») в христианстве: это не воспитание отвращения к этой жизни, а постижение ее смысла как подготовки к иной, вечной жизни. Ведь Христос явился миру для того, чтобы победить смерть Своим воскресением. Протоиерей Александр Шаргунов

http://pravoslavie.ru/put/page66_1078.ht...

Memento mori И ведь понимаем же, что когда-то уйдем, почему и пытаемся оставить какой-никакой след в этой жизни, и торопимся, торопимся, потому что можем не успеть… А все равно понимание быстротечности, конечности – само по себе, а «память смертная» – сама по себе. 16 марта, 2012 И ведь понимаем же, что когда-то уйдем, почему и пытаемся оставить какой-никакой след в этой жизни, и торопимся, торопимся, потому что можем не успеть… А все равно понимание быстротечности, конечности – само по себе, а «память смертная» – сама по себе. Почему слова «память смертная» так и остаются для нас словами, а не поводом для действия, размышляет священник Игорь Прекуп . Человек боится умереть и в то же время живет так, словно его персональная смерть от старости – это что-то запредельное, как бы даже и не из этой жизни, не из этого мира. И это касается не только молодых. Понятно, если бы одни лишь юные натуры жили, не задумываясь о конечности земной жизни. Однако мне часто приходится сталкиваться с тем, что весьма-весьма пожилые люди застаются Костлявой врасплох. В чем дело?!.. Протоиерей Игорь Прекуп Мы же все понимаем, что умрем когда-то, все имеем какой-никакой опыт соприкосновения со смертью (хотя бы просто узнавая, что кто-то из людей, с кем мы когда-то общались, умер, тем более, когда присутствуем на похоронах). С возрастом этот опыт обогащается не только за счет похорон родственников и друзей, знакомых, но и за счет обнаружения неумолимости времени, когда, например, мальчику, которого помнишь подростком, стукает сорок… Вот-вот он станет дедушкой… Ой! А ведь сам уже давно замечаешь, как все быстрей и быстрей бежит время, утекает, смывая жизнь – куда?.. – это уже от ее качества зависит. Я долгое время недоумевал, почему даже при таком всем знакомом ощущении быстротечности и конечности жизни, все равно собственная естественная смерть воспринимается человеком как что-то призрачное, как бы из области грез или кошмаров. И ведь понимаем же, что когда-то уйдем, почему и пытаемся оставить какой-никакой след в этой жизни, что-то такое, чтобы напоминало о нас, что-то такое, что продолжало бы здесь жить после нас (например, какое-то дело, которое мы могли бы передать преемнику – сыну, дочери, ученику, творческому коллективу, кружку единомышленников). И торопимся, торопимся, потому что можем не успеть…

http://pravmir.ru/memento-mori/

Блаженная кончина Пресвятой Богородицы последовала спустя 15 лет после распятия Христа Спасителя. Один из апостолов не успел на погребение, тогда ученики Христа открыли гроб Божией Матери, чтобы он смог поклониться Ей. Но гроб оказался пуст, так как Господь вознес на небо не только душу Богородицы, но и тело. В чем смысл этих чудесных событий и почему христиане стали отмечать смерть Приснодевы Марии как один из величайших праздников рассказывает настоятель саратовского храма первоверховных апостолов Петра и Павла игумен Нектарий (Морозов).      Смерть — радость встречи Многие люди задаются вопросом: «Как же можно праздновать смерть человека?». Но для христианина свойственно совершенно особое отношение к смерти. Вся наша жизнь — это время испытаний, трудов, скорбей, а смерть — это разрешение от уз плоти и возможность для человека быть с Богом, если он к этому готовился здесь, на земле. Вся жизнь Пресвятой Богородицы была служением Ее возлюбленному Сыну и Богу, а самым сильным Ее желанием было желание неразлучно пребывать с Ним. Поэтому для Богородицы смерть стала не страшным переходом в неизвестность, а подлинной радостью воссоединения с Тем, Кого Она любила всем Своим сердцем. И мы празднуем, с одной стороны, вот это событие из жизни Пресвятой Богородицы, а с другой стороны отмечаем возможность для человека увидеть в смерти не ужас, не небытие, не ожидание мучений, а единение с Богом. Memento mori Празднику Успения предшествует строгий двухнедельный пост в воспоминание того, что Божия Матерь всю свою жизнь проводила в сугубых трудах поста и молитвы. Он установлен Церковью не только для того, чтобы поупражняться в самоограничении и достойно подготовиться к встрече праздника, но и для того чтобы поразмышлять о подготовке к собственной смерти. Ведь мы в повседневной жизни очень легко забываем о том, что она заканчивается и слишком беспечно относимся к ней, слишком безоглядно согрешаем и даже в мелочах таким образом каждое мгновение предаем Бога. А Успенский пост как раз может стать временем осмысления того, как же нужно исправить свою жизнь, чтобы подготовиться к грядущему исходу, и временем молитвенного обращения к Божией Матери с просьбой помочь в этом. Тем более что, как говорит преподобный Никодим Святогорец в своей книге «Невидимая брань», человеку на пороге смерти сопутствуют очень сильные искушения, и одно из них — это страх и потеря надежды на милосердие Божие. А пример Божией Матери может нас научить тому, как не бояться смерти, но уповать на безмерную любовь Божию.

http://pravoslavie.ru/73212.html

В «зеленой серии» Издательства Сретенского монастыря вышла книга А. Богатырева Москва, 16 декабря 2013 г.      В храме святой мученицы Татианы при МГУ прошла презентация книги «Ведро незабудок и другие рассказы» Александра Богатырева, которая продолжила полюбившуюся читателям «зеленую серию надежды» Издательства Сретенского монастыря. Серия книг на основе непридуманных историй, начатая сборником рассказов «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) (тираж этой книги уже перевалил за миллион экземпляров), приобрела небывалую популярность у читателей. Ведущий вечера, настоятель домового храма МГУ протоиерей Владимир Вигилянский представил публике драматурга, режиссера-документалиста, кинокритика, публициста, прозаика Александра Богатырева в первую очередь как своего друга, чем задал общую тональность мероприятию как встречи старых друзей. «Господь всегда один и тот же, но каждому человеку Он открывается по-разному. Метафорой того, что я делаю, может быть выражение : делай, что угодно, но только пусть это не заслоняет Христа. Что бы с нами ни происходило, мы должны помнить о главном – «memento mori». Господь милостив ко мне, посылает друзей и сюжеты, которые, смею надеяться, в правильном и правдивом изложении могут быть полезны людям. Надо стараться своим пером не столько чирикать, сколько соскребать ненужные наслоения на лике Христовом, который присутствует в каждой живой душе», – сказал автор, представляя книгу. В презентации также приняли участие руководитель издательства Сретенского монастыря иеромонах Симеон (Томачинский), а также Олеся Николаева, чья книга «Небесный огонь и другие рассказы» также издавалась в «зеленой серии», глава холдинга «Радонеж» Евгений Никифоров и директор фонда Святителя Василия Великого Зураб Чавчавадзе. Руководитель Издательства Сретенского монастыря иеромонах Симеон (Томачинский) в частности, сказал: «Для нас большая радость представлять эту книгу. Мы не сомневаемся, что труд Александра Владимировича, как и другие сборники серии, побьет все рекорды тиражей. У каждого из авторов этой серии собственное лицо – радостное, оптимистичное, но свое. В книге Александра Богатырева ярко проявилась его душа, как ведро незабудок. С одной стороны богатырская, а с другой – тонкая, нежная, обостренно чувствующая малейшие движения человеческого сердца. Символически это большое ведро полевых цветов отражает настроение книги Александра Богатырева, главную струю, которая звучит в душе автора».

http://pravoslavie.ru/66750.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Постичь аллегорию бренности 10.01.2019 642 Время на чтение 5 минут О картине XVII века с глубоким христианским смыслом, которую можно увидеть в постоянной экспозиции Радищевского музея, рассказывает старший научный сотрудник отдела зарубежного искусства Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева Лидия Петровна Красноперова. Ее выступление можно было услышать на секции «Культура и молодежь: формирование свободы и ответственности», прошедшей в рамках XVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений. Сто лет назад, поздней осенью 1918 года, из Народного дворца, известного нынешним саратовцам как Дом офицеров, в Радищевский музей привезли огромную (почти два метра в высоту и два с половиной метра в длину) старинную картину. На ней прочитали имя автора: «Мишель де Буйон» и дату: «1648». В инвентарную книгу записали подробные сведения об источнике поступления: «От Софьи Александровны Беляевой. Улица Большая Сергиевская». Судя по всему, картина произвела сильное впечатление - она была сразу вывешена в зале, где ее можно видеть до сегодняшнего дня. На ней замечательно написаны фрукты и овощи; кажется, художник изобразил на этом полотне все съедобные плоды, которые пришли ему на ум - здесь можно увидеть грибы, капусту, яблоки, сливы, персики, грецкие орехи, виноград. Сотрудники музея назвали натюрморт весьма практично, в духе времени - «Овощная лавка». Это название до сих пор значится на бронзовой этикетке, хотя никакой лавки там на самом деле нет. В этом легко убедиться, если рассмотреть картину повнимательнее. Замысел художника начинает проясняться, когда рядом с грудой свежих плодов мы замечаем полуразрушенную каменную плиту. Если даже камень, почитавшийся знаком вечности, подвержен разрушению, то какой же срок отпущен нежным плодам земли?.. Перед нами один из самых распространенных сюжетов эпохи барокко, условно называемый «аллегория бренности». Другие его названия отсылают нас к Книге Экклесиаста («суета сует» - см. Эккл. 1, 2) или латыни («memento mori» - лат. «помни, что смертен», «vanitas» - лат.: «суета», «тщеславие»). Основная идея подобных картин - это идея недолговечности земного, материального мира; об этом на полотне могли напоминать человеческий череп, свеча, песочные часы, цветы. Живописные произведения такого рода были особенно распространены с середины XVI по середину XVII века, преимущественно в Северной Европе - в частности, в университетском городе Лейдене, известном эпизодами борьбы против моральной развращенности общества, за очищение веры и нравственности.

http://ruskline.ru/opp/2019/yanvar/10/po...

«Не могут уберечься берега от волн, стремящихся к покою. Так наша жизнь течет к Его рукам, благословенная Его рукою», – так образно выразил неотвратимость смерти каждого из нас архиепископ Иоанн (Шаховской). Ведь всех и каждого этого коснется. Никто не спрячется и не избегнет. И более того, как удивительно тонко, правдиво ощутила поэтесса Вероника Тушнова, горюя о смерти близких: «Все беднее теперь я, бесплотнее день ото дня, с каждой новой потерей все меньше на свете меня…» Смерть внезапная, безвременная – кончина ребенка или гибель молодого человека, к примеру, на поле брани – это трагедия, нечто неестественное. Но смерть как таковая – непреложный закон для всего живого. И потому, человек, memento mori – помни о смерти! Для верующего смерть – момент экзамена и новый этап бытия. Для атеиста – точка, финал, тотальное уничтожение На самом деле, тема смерти хоть и крайне неприятна, но очень многогранна. Вообще, это ключевая тема. Весь вопрос в том, как думать о смерти. Это «как» включает массу нюансов и оттенков, разный опыт, разное состояние души и наличие либо отсутствие веры. В отношении к смерти заключено кардинальное отличие в отношении ко всему в жизни. Для верующего смерть – дверь в вечность, момент экзамена, оценки его жизни и новый этап бытия. Для атеиста – точка, финал, тотальное уничтожение. И все-таки, о каком позитиве можно говорить в отношении того, что все мы умрем? А вы знаете, что в моргах можно увидеть надпись «здесь мертвые учат живых»? И они учат. Причем не только тому, как лечить болезни. Об этом мне рассказал человек, который мечтал стать патологоанатомом, а стал священником. Это было во время интервью с протоиереем Александром Головиным, который служит в Минской епархии. Он поведал тогда, как смерть и размышления о ней привели его не к боли, не к цинизму или страху перед неизбежным, а помогли рождению и углублению веры, стали путем, приведшим к принятию священного сана. В юности отец Александр учился в Слонимском медучилище. Там-то и увлекся патологической анатомией. И даже попросил своего педагога разрешить ему чаще приходить в морг. На мой удивленный вопрос, как может нравиться работа с трупами, собеседник ответил:

http://pravoslavie.ru/159366.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010