Смерть Памяти протоиерея Алексия Зотова Первые лет десять- двенадцать, в возрасте уже под семьдесят, он служил ежедневно, не уставая от службы. «Зачем тебе, отец Алексий, читать «входные молитвы»? Ты же из храма и не выходишь», - говорил, шутя, благочинный. Встретить смерть как старого друга Можно ли помочь умирающему? Как говорить с детьми о смерти? Всегда ли нужно облегчать страдания? Зачем Голландия легализовала эвтаназию и что из этого вышло? Что такое " хорошая смерть " ? Memento mori И ведь понимаем же, что когда-то уйдем, почему и пытаемся оставить какой-никакой след в этой жизни, и торопимся, торопимся, потому что можем не успеть… А все равно понимание быстротечности, конечности – само по себе, а «память смертная» – сама по себе. Колыбельная Эта история началась с того, что к нам в храм на Причастие поднесли девочку трёх с половиной лет. Маленькая цыганская девочка, такой же ребёнок, как и все остальные. Жизнь и клинические случаи Длительно лежащие в отделении больные становятся близкими людьми. Это плохо и хорошо. Плохо потому, что когда они уходят, то не минет вас боль от потери близкого. Хорошо потому, что когда они уже не с нами, ты вспоминаешь не клинический случай, а целую жизнь человека. Жизнь после смерти, или слава Богу за все Суметь сказать «Слава Богу!» в радости – это важно и необходимо.Суметь сказать «Слава Богу!» в испытании или горе – это трудно, но не менее необходимо. Потому что и радость и горе приходят из одного источника. О постепенности Перед смертью не надышишься, перед постом не наешься. Мясо исчезло со стола и из холодильника. На завтрак – яйца всмятку и хлеб с маслом. На календаре – масленица. Вы спросите меня: зачем это надо? Я погляжу в окно, подумаю и затем отвечу. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/smert/page/43/

Но Церковь говорит нам, что каждый из нас имеет возможность незримо соединиться с усопшим – в молитве. И эта связь совсем другого уровня, нежели мобильная. И потому более уместным со стороны дочери поступком было бы заказать в этот день панихиду в ближайшем храме и соединить свою молитву с нашей. Вообще технические новинки для погребения мало нужны. Вот, например, фотоаппарат. Несколько лет уже как сталкиваюсь, что люди фотографируют усопших родных в гробу (а потом еще и вешают эти фото на стену). Для чего это нужно? Мы делаем фотографии в те моменты, которые бы хотели вспоминать в будущем. Вспоминать – и радоваться. Зачем же увековечивать такой момент, когда при одном взгляде на фото вновь текут ручьи слез и у некоторых начинается истерика? Это уже совершенно не память смертная, а мазохизм какой-то. Добровольное вызывание уныния и величайшей скорби. Напомню, что «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7: 10), а тут печаль самая что ни на есть «мирская». Мы должны думать не о теле, которое покоится в земле, а о душе, которая обитает на Небесах. Большие скорости и огромные расстояния, разделяющие родню, – тоже плоды современной цивилизации. Сейчас семьи бывают так разбросаны по миру, как раньше и не снилось людям. Конечно, теперь часто бывает проблемой собраться всем одновременно для отпевания. По этому поводу я хочу рассказать еще одну историю, после которой вы поймете, что «заземление» – это только цветочки. Доживем до понедельника В феврале этого года меня позвали отпевать одного человека. Дело было в субботу. Я пришел в дом, совершил молитвы и начал готовиться к выносу тела. В этот момент родные попросили освятить землю в пакетике. Я им ответил, что в этом нет нужды, поскольку я вместе с ними иду на кладбище. Как известно, если священник сопровождает покойного на кладбище, там, после положенных молитв, когда гроб опустят в могилу, батюшка берет лопату и со словами «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» трижды «крестовидно мещет» землю поверх гроба. Это указание Требника. Если священник по какой-то причине не может пойти на кладбище, то после отпевания освящается земля, и родные сами на кладбище крестообразно посыпают гроб этой землей. Всё это я подробно объяснил родным, но не встретил сочувствия в их глазах.

http://pravoslavie.ru/73855.html

«Уже и секира при корне дерев лежит» – никогда слово человеческое не освещало с такой ясностью истину о бренности и краткости нашей жизни И последнее, о чем мы скажем в день Рождества Иоанна Предтечи, и его слово отрезвит тех, кто упивается соками этого греховного мира, засыпает в расслаблении, почитая себя как будто бессмертным в нашем подлунном мире. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь», – говорит Иоанн Предтеча, называя деревом человеческую душу, а секирою совершенно не ведомый никому из нас смертный час. «Memento mori» – «Помни о смерти» – этому учили еще античные мудрецы. Никогда слово человеческое не освещало с такой ясностью истину о бренности и краткости нашей жизни, не освещало истину нелицеприятности на суде, на который предстанет каждый из нас, дабы дать отчет обо всем. Спаситель наш, Которому Иоанн Креститель передает всех своих учеников, Бог, веровать в Которого учит, наш Собеседник, говорит: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил на 20 лет вперед?» Вот потому, прославляя Рождество Иоанна, Крестителя Господня, ежедневно будем обращаться к этим драгоценным каплям его слов, собрав их в шкатулке, дабы их свет незримый заквашивал собой наши мысли, чувствования и размышления. «Покайтесь!» Покаяние есть начало и конец нашего богоугождения. Не откладывайте на завтрашний день покаяние, которое пригодится вам сегодня, ибо у корня нашей жизни давно лежит дамоклов меч Божественной правды. Секира кончины может мгновенно переселить нас из земного мира в вечный, где уже нет места покаянию, но есть место только нелицеприятному суду. А чтобы нам не посрамиться в тот час, когда откроются книги и каждый будет испытываться сообразно написанному в них, подобает, по завету Иоанна Предтечи, здесь, на земле, устремлять взоры к Агнцу – Иисусу Христу, берущему на Себя грех мира. Подобает принять от Него уже не Иоанново крещение, а Иисусово крещение, завершающееся огнем и Духом, и, возродившись в этой спасительной купели, воспринять семя благодати. Подобно святому Иоанну Крестителю, нам надлежит и словом, и делом свидетельствовать всей вселенной о спасительности нашей веры во Иисуса Христа, распятого и воскресшего. Во Иисуса Христа, Который ниспослал нам благодать Святого Духа, соделав живыми камнями здания Церкви – столпа и утверждения Истины.

http://pravoslavie.ru/95035.html

90-е были непростым временем. Знаменитый режиссер талантливо воспел время разрушения всего и вся, когда настоящий мужик берет ружье и начинает просто защищать брата, любимую, друзей и т.д. Создавалось ощущение, что за пределом этого круга ничего нет, ничего такого, что стоило бы ценить и защищать. Но Родина оставалась, если бы ее не было, мы скатились бы до уровня полуживотных, в лучшем случае – дикарей. Невольно сравниваю своего дядю и Скрипаля, ведь служить им выпало почти в одно и то же время. Дядя, несмотря на весьма преклонный возраст, - высокий, подтянутый, с прямым взглядом, безупречно учтивый и элегантный. Умница и эрудит, способный на девятом десятке по памяти главами цитировать Гете в подлиннике… Человек – честно проживший свою жизнь. Офицер – безупречно служивший своей Родине. Отец и дед – ставший живым примером чести, мужества, безупречности поступков, нравственным эталоном для детей и внуков. И Скрипаль - обрюзгший, невнятно-расплывшийся старик, как-то жалко позирующий с пивом в английском кабачке и возле уютной норки, которую пожаловали ему хозяева в счет тридцати сребренников… «Он всю жизнь боялся» - хорошо сказала про него родственница. А сейчас – потенциальный полуовощь, вновь использованный вместе с остатками столь дорогого ему потомства, видимо, уже в последний раз, для провокации против страны и народа, которых он когда-то предал. Олег Анатольевич Ефремов, кандидат философских наук, доцент МГУ Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Абсурдны инициированные ими высылки дипломатов, добивающие и так дышащие на ладан отношения Запада и России, что может иметь катастрофические следствия для всего мира К абсурдным действиям западных политиков надо относиться с юмором. Политики о Путине судят со своей колокольни. Они могут работать только по мелочёвке. Если бы в этом деле был замешан Путин, события развивались бы по другому сценарию. «Кремлёвские хакеры» должны были прислать всем перебежчикам приглашения на яхту «Memento mori», для вручения орденов и денежных премий за победу в холодной войне и преданность идеалам западной демократии. Награждения должны были проходить во время круиза по Северному морю. В это время, навстречу яхте, выходит маломерная подводная лодка, буксирующая на тросе айсберг. Рулевой «Memento mori», увлечённый потреблением халявной русской водки, не смотрит на экран радара. Происходит столкновение с айсбергом, яхта за 30 секунд уходит на дно. Все предатели наказаны.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/02/ot...

Для обмирщенного сознания «истинное» – то, что здесь и сейчас. Максимум то, что в будущем, но относится все же к «здешней» реальности. Все, что не отсюда целиком и полностью, что, как смерть является процессом или событием переходного характера, что представляет собой явление пограничное: что-либо такое, в чем соприкасаются реальность временн а я и вечная (и что, естественно, побуждает задуматься о смысле человеческой жизни, о вечных ценностях) – это все «иное», «другое», «нереальное», «ненастоящее». А коль «ненастоящее», так чего ж на это отвлекаться? Старость, сам процесс старения – это последствие грехопадения: попущение Божие, направленное ко благу человека. По мере того, как осознаешь увеличение объема того, что в твоей жизни уже было, и сокращение того, что еще будет, отдаешь себе отчет в приближении к «пересадочной станции». Это дает возможность «к выходу подготовиться заблаговременно». Если ты думаешь не столько о том, что транспорт идет в один конец и что однажды придется сойти, сколько о том, ради чего ты движешься в этом направлении, какова цель твоего путешествия; если думаешь о продолжении пути с пересадочной станции дальше – подготовка к выходу не доставит хлопот ни тебе, ни попутчикам. Читайте также: Набросок жизни Неотвратимая трагичность бытия О памяти смертной и внезапной смерти Конец — делу венец Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 февраля, 2024 2 ноября, 2023 28 октября, 2023 6 июля, 2023 25 апреля, 2023 23 апреля, 2023 11 февраля, 2023 4 февраля, 2023 29 января, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/memento-mori/

Если таково вообще практическое значение социально-философского познания, то совершенно исключительную остроту оно приобретает именно в наше время. Современное состояние человечества определяется двумя моментами, которые в известном смысле стоят в противоречии друг к другу и сочетание которых придает нынешней общественной жизни какой-то особенно трагический характер. С одной стороны, человечество со времени мировой войны вступило, по-видимому, в полосу потрясений, переворотов, бурного исторического движения. Политика – международная и внутренняя – потеряла свою былую устойчивость. Ряд старых государств разрушены, на их место стали новые, еще непрочные и с неясными стремлениями; старые формы государственной жизни сменились новыми; все исконные бытовые устои расшатаны. Политическая жизнь находится в расплавленном состоянии, всюду царит неустойчивость, искание новых форм жизни, шатание. Большевистский хаос в России есть только самое яркое выражение этой всеобщей шаткости, он в известном смысле показателен для состояния всего мира, есть его неумолкающее memento mori 1 . Народы Востока, еще недавно образцы несокрушимого покоя, находятся в брожении и угрожают гегемонии европейской цивилизации. Человечество, еще не оправившееся от последствий мировой войны, стоит под угрозой новых войн и потрясений. Эпоха покоя, мирного культурного развития, роста гражданственности, смягчения нравов, укрепления личной свободы кончилась; мы захвачены каким-то бурным водоворотом, историческое течение с бешеной силой несет нас неведомо куда среди множества скал и подводных камней. И вместе с тем – и в этом состоит второй характерный момент нашего времени – современное человечество, в отличие, например, от поколения, пережившего бурное историческое движение конца XVIII и начала XIX века, лишено всякой определенной общественной веры. Расшатаны не только старые устои жизни, но и все старые идеи и верования; и на их место не стали какие-либо новые идеи, которые вдохновляли бы человечество и внушали ему подлинную веру в себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/du...

Еще выражение. Господь говорит: «не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости» (Прем. 4, 8–9). Здесь уже немного другой оттенок: что не старость по годам является прибежищем мудрости, а именно беспорочная жизнь и, конечно же, жизнь в Боге. Это настоящий возраст старости. Не забыть о техосмотре Я думаю, что следить за собой — это нормально. В конце концов, человеческий организм — это машина. Машине мы делаем техосмотр, моем ее, заправляем хорошим маслом, бензином, проверяем рулевое управление, держим в хорошем теплом гараже, если есть возможность, бережем ее. Так же нужно обращаться и со своим телом. Его нужно поддерживать в нормальном рабочем состоянии. Тело — это прибежище души. Оно должно работать. Поэтому здесь может быть посильный спорт, какие-то процедуры, профилактика болезней, лечение… Всего этого избегать не следует. А вот когда сталкиваюсь с понятием «молодиться», думаю, что это что-то, связанное с психикой, может быть даже психическая болезнь какая-то. Специально готовиться к старости не только не надо, а мне кажется, не очень возможно. Что значит — готовиться к старости? Думать о том, какое ты наследство оставишь детям? Это все житейское. Думать о том, какой памятник нерукотворный себе воздвигнешь, как тебя будут вспоминать люди — это уже не к старости, а, скорее, к посмертной памяти размышления. Что после тебя останется. В данном случае, возможно, имеет смысл думать о смерти. «Memento mori» — помни о смерти. Но не о старости. Старость приходит незаметно. Это естественное течение жизни, естественный ход событий. Она придет сама собой. Надо просто правильно жить. Если ты правильно живешь, соответствуешь каждому времени своей жизни, то это — хорошо. Сквозь стену Человека, находящегося в этом мире, от мира потустороннего отделяет некая стена. В юности эта стена очень толстая, совершенно непрозрачная. Человек живет здесь, по эту сторону стены и занимается своими земными делами. Но со временем эта стена становится все тоньше и тоньше, появляются просветы, как бывает, когда подуешь на заиндевевшее окно и через маленький кружочек, что-то становится видно как «сквозь тусклое стекло», как сказано в Писании.

http://pravmir.ru/nuzhno-li-boyatsya-sta...

Как бы на полях Григорий разбирает и примеры – отдельные пары действий и событий, имеющих свой καιρς: время рождения и смерти, посадки и сбора урожая, умерщвления и врачевания, разрушения и строительства, и т.д. (см. Еккл. 3:2–8 ) и прежде всего ищет их духовный смысл. Для нас интересно, как Григорий поясняет «время рождаться и время умирать». По его мнению, мудрый Екклесиаст показывает здесь человеку, поглощенному настоящим моментом, «любящему настоящее», неотвратимое будущее всего рожденного – смерть. Это memento mori должно «пробудить погруженных в плотскую жизнь, поставить к заботливости о будущем» 461 подверженного тщетным стремлениям человека и вывести блуждающего в бессмысленных кругах лабиринта мира на прямой путь добродетели 462 . В отличие от хождения по кругу и блуждания в лабиринте путь добродетели, для Григория, имеет свою цель, к которой необходимо стремиться, к которой надо идти прямым, т.е. кратчайшим возможным путем: путь добродетели или же сама добродетель означает «не обращать душу ни к чему здешнему, но со тщанием устремляться к предложенному в уповании верою» 463 . В этих строках слышны отголоски Флп. 3:13 , однако отсюда мы больше узнаём о характере человеческой παρτασις, т.е. интервала, определенного человеку во всеобъемлющей диастеме времени. Человек склонен забывать о том, для чего он живет, погружаться в настоящее И его заботы, блуждание кругами которых отвлекают от мысли о конце. Добродетель, наоборот, означает осознание конца, даже стремление к нему, «заботу о будущем» вместо заботы о настоящем. Это понимание настоящего не из него самого, но из будущего, понимание жизни на основании смерти – отнюдь не означает лишь понимание человека исходя из его конечности, поскольку под будущим Григорий подразумевает не только смерть. Как видно из последнего цитированного его высказывания, святитель имеет в виду будущее, которое мы познаем «верой» и к которому стремимся «в уповании». В другом месте, обсуждая «время рыдати и время ликовати» ( Еккл. 3:4 ), Григорий указывает, что «поводы к веселию» в веке грядущем ожидают того, кто понял, насколько прискорбно нынешнее человеческое состояние 464 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Не правы ли пессимисты, те, которые мрачно смотрят на жизнь и не видят в ней ничего светлого? В самом деле, если понаблюдать за жизнью человека, то можно прийти к печальному заключению. В этой жизни, по-видимому, господствуют страдание, зло, неправда; в ней царствуют грех, болезнь и смерть. Недаром египтяне помещали на своих пирах мумию, как грозное напоминание о смерти: memento mori. Мой друг, студент-медик, читал как-то в Одессе доклад своим сотоварищам на тему о бессмертии. На столе перед собой он положил внушительное «вещественное доказательство», а именно – человеческий череп… Это ли не лучший судья всех наших теорий? Вот он бесстрастно смотрит на нас своими глазными впадинами – этими жуткими черными безднами. А этот ряд оскаленных зубов?.. Не чудится ли в нем неотразимая, холодная, костяная усмешка, безжалостный смех над всеми нашими розовыми мечтами о жизни? Если на земле владычествует смерть, то какой может быть вопрос о смысле жизни, когда и самой-то жизни нет, а есть лишь постоянно повторяющийся обман, мираж, призрак жизни? Мы рождаемся, чтобы умереть. Неужели же смерть и есть цель жизни? И все наши стремления, порывы, труды и жертвы кончаются кладбищем? Больница, тюрьма и кладбище – вот три учреждения, которые господствуют в жизни, по выражению русского мыслителя Бердяева. И если это так, то поистине можно прийти лишь к безысходному отчаянию и утверждать лишь бессмыслицу жизни. Мир действительно лежит во зле, глубоко погряз в болоте греха и неправды. И тот, кто не видит ничего, кроме этой темной стороны действительности, поистине должен признать, что жизнь есть «циническая насмешка над человеческим страданием». Тогда понятной становится вся эта «мировая скорбь», начиная от Соломона («суета сует и все суета и томление духа») и кончая пессимистами нашей эпохи. Немецкий мыслитель Шопенгауэр (1788–1860), автор книги «Мир как воля и представление», называет жизнь маятником между скукой и страданием. «Нужда – бич народа, скука – бич знати». Человек с его желаниями – «вечно томящийся Тантал». Согласно греческой легенде, он наказан в аду муками неудовлетворимости: когда он наклоняется к воде, чтобы напиться, вода уходит от него; когда он протягивает руку к плодам, висящим на дереве, ветка удаляется от него. Страдание рождает в человеке хотение, а хотение вновь приводит к страданию. Высшее благо – безвольное состояние: «тогда уже все равно, смотреть ли из темницы, или из дворца на заходящее солнце». Однако отсутствие хотений приводит к еще большему бедствию: оно порождает убийственную скуку, пустоту. В то же время Шопенгауэр порицает самоубийство, называя его «напрасным и безумным поступком». Единственный выход для человека он видит в аскезе, в подавлении воли, в уничтожении хотений…

http://azbyka.ru/smysl-zhizni-marzinkovi...

– Нет, батюшка, – возразили они мне. – Нам нужна земля в пакете, потому что сейчас, когда мы пойдем на кладбище, вы там не будете сыпать землю на гроб. – Почему? – добродушно удивился я. – Потому что мы не будем засыпать могилу, – последовал сногсшибательный ответ. – М-м-м? – мне показалось, что я ослышался. – Дело в том, – начали они, – что не все родственники смогли приехать сегодня. («И тут то же самое», – подумал я.) Поэтому вы пом о литесь, мы закроем крышку, опустим гроб – а засыпать не будем. Завтра приедут родственники, мы пойдем на кладбище, поднимем гроб, попрощаемся, снова опустим гроб в могилу и засыплем землей. Вот почему нам нужно, чтобы вы освятили землю тут, – заключили они. Люди возьмут своего умершего родственника, с почестями бросят в яму, потом пойдут домой, спокойно поужинают, лягут спать, а назавтра снова достанут его из могилы?.. Сказать, что у меня отняло речь, – значит, ничего не сказать. Я просто обалдел. Люди возьмут своего умершего родственника, с почестями бросят в яму, потом пойдут домой, спокойно поужинают, лягут спать, назавтра снова достанут его из могилы… попрощаются… и снова опустят… Не кошмар ли?! – Да вы что! – возмутился я. – Я такого «чуда» с роду не видал! Да и вообще сегодня – второй день смерти, хоронить положено на третий. В чем проблема? Пусть покойник «переночует» еще одну ночь дома, завтра приедут родственники, вы по-человечески (аргумент «по-христиански» я тут даже не стал употреблять) попрощаетесь и похороните его. Однако я нисколько не смог их переубедить. Напоминаю, был февраль, совершенно не было никакой нужды хоронить человека на второй день, как иногда бывает из-за жары. Один их аргумент перевесил все мои «богословские» доводы: у нас так принято «испокон веков» (на белорусском это звучит так: «спрадвеку»). Собственно, этим аргументом отражаются все нападки священства на народное «истинное благочестие». До сих пор, когда я думаю об этой кощунственной практике, – мурашки по коже. Я бы мог рассказать еще не одну подобную поразительную историю, но цель у меня иная. Смерть – это таинство перехода человека из мира видимого в мир невидимый, высший. И это не только экзамен и закономерный итог жизни и подвигов преставляющейся души, но и всегда урок для присутствующих при этом свидетелей. Причем удивительно: урок для себя можно извлечь всегда, независимо от того, был человек добродетельным или порочным. Просто урок может быть положительным или отрицательным – как ответ задачи. И мне кажется, что вся обстановка похорон также является закономерным итогом и завершением жизни покойного. Проводили мы человека по-язычески, обставив нелепыми традициями и обрядами, с музыкой или без, с ворохом живых цветов и теплой молитвой или пластиковых венков с такими же искусственными эмоциями – тут часто Господь всё приводит в соответствие с жизнью новопреставленного, хотя иногда бывают особые случаи. Я имею в виду, что если вся наша жизнь – фарс и фальшивка, то в такой же фарс превратятся и наши похороны.

http://pravoslavie.ru/73855.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010