698 Cic. De amicitia, 6, 22: Quid dulcius, quam habere, quicum omnia audeas sic loqui ut tecum etc. 700 Cic. De off. III, 10, 44: Nam si omnia facienda sint, quae amici velint, non amicitiae tales, sed conjurationes putandae sint. De amic. 11, 38: Quod si rectum statuerimus vel concedere amicis, quidquid velint etc. 13, 44: Haec igitur prima lex amicitiae sanciatur, ut ab amicis honesta petamus etc. 701 Cic. De amic. 14, 50. Quamobrem hoc quidem, Fanni et Scaevola, constat, ut opinor, bonis inter bonos quasi necessariam benevolentiam esse etc.; 22, 82: Par est autem, primum ipsum esse virum bonum, tum alterum similem sui quaerere. 702 Cic. De off. I, 38, 137: Magnam autem partem clementi castigatione licet uti, gravitate tamen adjuncta, ut severitas adhibeatur et contumelia repellatur. De amic. 24, 88: Nam et monendi animi saepe sunt, et objurgandi; et haec accipienda amice, cum benevole fiunt. 703 Cic. De amic. 21, 81: Quanto id magis in homine fit natura, qui et se ipse diligit, et alterum anquirit, cujus animum itatum suo misceat, ut efficiat paene unum ex duobus? 705 Ibidem, 11, 40: Haec igitur lex in amicitia sanciatur; ut neque rogemus res turpes, nec faciamus rogati. 706 Ibidem, 14, 51: Non enim tam utilitas parta per amicum, quam amici amor ipse delectat… Atque haud scio, an ne opus sit quidem, nihil unquam omnino deesse amicis. 707 Ibidem, 15, 52: Haec enim est tyrannorum vita; in qua nimirum nulla fides, nulla caritas, nulla stabilis benevolentiae potest esse fiducia; omnia semper suspecta, atque sollicita: nullus locus amicitiae. И ниже: Coluntur tamen simulatione… 708 В греческом тексте и в Вульгате этот стих читается немного не так. Прежде всего, у св. Амвросия пропущено одно предложение: (чтобы они), когда обнищаете (приняли вас в вечные обители) οταν κλπητε – cum defeceritis. «В вечные обители» у св. Амвросия дополнено местоимением «свои». Читать далее Источник: Творение св. Амвросия, епископа Медиоланского. Об обязанностях священнослужителей (De officiis ministorum)./пер. с латин. Гр. Прохорова под ред. Л. Писарева. – Москва- Рига: Благовест. 1995. – 412 с./Об обязанностях священнослужителей. Книги 1-3. – 1-380 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Также видно дерево, под которым он угощал ангелов». Следующие уже путешественники Белон (1547 г.) и делла Валле (1616 г.) описывают дерево в настоящем его своеобразном виде, в котором из одного ствола выходят три ветви. Что касается до рода дерева, то все путешественники употребляют безразлично имя то дуба, то теревинфа (terebinthus id est illex aut quercus безымянный у Вогюэ); кроме того приводят и местные его названия: один (безымянный у Вогюэ); дирись или дирп (Иоанн Вюрцбургский, Теодорих, Одорих); серп и куру-дирахт (Шильтбергер). Расстояние виденного ими дерева путешественники определяют преимущественно выражениями: близ, около, в окрестностях; только немногие приводят точные исчисления. Сравнительное показание древнейших памятников с настоящим расстоянием пути от Иерусалима может быть небезынтересно и потому я его привожу здесь: теперь Даниил Борд.дор. Антон. До гробницы Рахили 1 ч. 20 мин. или 5 1/3 в. 5 в. 4 р.м. 3 р.м. Вифлеема 20 мин. или 1 1/3 1 2 3 Этама 2 ч. или 8 10 Аин ед-Дирве 2 ч. 50 мин. или 11 1/3 10 14 дуба 1 ч. 25 мин. или 5 2/3 6 9 23 Хеврона 30 мин. или 2 2 2 8 ч. 25 мин. или 33 2/3 34 31 29 Нельзя не быть пораженным точности исчислений нашего первого паломника, при этом однако же следует заметить, что в редакции археографической комиссии расстояние показанное им от Вифлеема до Этама 20 верст, мне кажется ошибкою и я исправил это расстояние по Норовскому списку Даниила более в этом случае по моему мнению точному. Принимая же Римскую милю в 8 стадий, а стадию в 617 футов, получим расстояние по Бордосскому дорожнику и по Антонину между Иерусалимом и дубом в 40 в. 445 с. Разбирая все вышеприведенные свидетельства с древнейших времен до настоящего времени, нельзя не заметить, что они относятся к двум различным предметам, которым применялось не только в различные времена но даже одновременно одно и тоже название и предание. Историю теревинфа Иосифа Флавия мы можем проследить почти до конца VII столетия (Аркульф), где мы его видим изувеченным пнем в базилике Константина, если только 6 стадий определяемых Иосифом Флавием на расстояние от теревинфа до Хеврона есть ошибка, которую следует исправить в 16 стадий, как предполагали уже Робинзон и д-р. Розен, это будет тогда согласно с расстоянием Созомена (15 стадий) и Бордосского дорожника (16 стадий). Когда и кем была разрушена базилика Константина нам неизвестно, равно неизвестно что сталось с церковью крестоносцев. Все что мы знаем, это что со времен крестоносцев являются два направления для преданий; одно православное, греческое – другое латинское западное. Первым свидетелем православного предания этого времени является Даниил, подробный рассказ его до XVI столетия не клеится ни о одним из рассказов западных путешественников. Описание Даниила так точно, что и теперь по прошествии семи столетий, можно безошибочно сказать, что он описывает то

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/i...

Как «истинный Возлюбленный», Бог «творит вселенную и красоту», воплощается и умирает по любви. В заключение Кавасила говорит о славной Парусии, когда Христос явится на небесах «прекрасным Корифеем среди прекрасного хора» и привлечет к Себе все создания в порыве восхищения. «При явлении Господа какое будет видение!.. Собрание богов вокруг Бога, прекрасные творения, собирающиеся венцом вокруг высшей Красоты» 39 . Обоженное человечество Христа, подобно «прозрачному светильнику», просияет, как облако, окаймленное трисолнечным златом. В кондаке Недели Православия поется: «Неописанное Слово… оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси». «Когда благодать видит, что все наши помыслы устремлены к красоте, – пишет Диадох, епископ Фотики , – она придает им сходство с собой» 40 . Прокопий из Газы (в De aedificiis, I, 1) восхищается великолепием храма святой Софии и говорит, что «в нем весьма приятно Богу». Богу угодно всякое произведение искусства, зеркало Его славы, Он радуется о всяком святом образе Своего великолепия 41 . Глава 3. От эстетического переживания к религиозному опыту Существует поразительное сходство между двумя этими восприятиями: по отношению к своему объекту оба они характеризуются созерцанием, может быть, даже молитвой, мольбой. Различает же их способ, которым каждое из них постигает объект, вернее сказать: само бывает охвачено объектом. Кантовская философия провозглашает: прекрасно то, что «нравится всем и без оговорок», что пробуждает «незаинтересованное» удовольствие, потому что Прекрасное – «целесообразность без цели» 42 , будь то утилитарной или нравственной. Более существенным представляется утверждение о конвертируемости понятий красоты и бытия, откуда следует, что красота – в сердцевине полноты, отождествляется с идеальной целостностью бытия. Напротив, уродство – неполнота бытия, его ущербная извращенность. Схоластики говорят о прекрасном: id quod visum placet, это то, что приятно для взора. Позднее Никола Пуссен скажет о «наслаждении», а Делакруа о «празднике очей».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Французы всегда запаздывают, но в конце концов они все же приходят к цели. Свет понемногу настолько распространится, что воссияет при первом же случае. Тогда произойдет изрядная кутерьма. Молодые люди поистине счастливы: они увидят прекрасные вещи " Итак, просветительская философия, по выражению Л.А. Тихомирова, " успела поставить такой идеал общества, пред которым личность, выработанная восемнадцатью веками христианского воздействия, согласилась преклониться " Но что же это за общество? Чистый мираж. Оно построено не на действительных законах и основах социальной жизни, а на фикциях, выведенных логически из духовной природы человека. Как только попробовали устроить такое общество, немедленно оказалось, что предприятие немыслимо. Правда, успели разрушить старый исторический строй и создали новый. Но каким путем? Оказалось, что это новое общество живет и держится только потому, что не осуществляет своих иллюзорных основ, а действует вопреки им и в новой форме воспроизводит лишь основы старого общества. Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века. М-Л., 1961. С. 8-9. См.: Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Кн. 4. См.: Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. http://www.alexandrmen.ru/books/tom6/6_gl_07.html Там же. См.: Гельвеций. О человеке. http://www.newmind.ru/index.php?cat_id=40 Там же. См.: де Моз Л. Психоистория. Так назывался роман Фонтеннеля - один из самых популярных утопических романов второй половины XVIII века. Манхейм К. " Идеология и утопия "http://Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 187. См. также: К. Манхейм-социолог не зря отмечает " отсутствие глубины и яркости красок " в художественных произведениях эпохи Просвещения, которому, по его мнению, " соответствует пустота содержания всех тогдашних идеалов; образование, свобода, личность - лишь рамки для содержания, как будто преднамеренно оставленного без точного определения " (Указ. соч. С. 188). См.: Тихомиров Л.А. Социальные миражи современности. http://www.hrono.ru/statii/2005/tikhom_kd6.html Столетие света (фр.).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

– Ср. Prol. gener., LW I, pp. 154–155, n. 10; Exp. in Io., LW III, p. 218, n. 264: «Superiora naturaliter se communicant et transfundunt se totis suis inferioribus» [«Высшее по природе сообщает себя всему низшему и переливает себя в него»]. 1172 Prol. in Op. propos., LW I, pp. 178–179, nn. 21–23. См. ibidem, пример с белым щитом. Ср. Exp. in Sap., in Archives.., III, p. 363: «...superius semper afficit secundum se ipsum omne suum inferius, et ab ipso in nullum vive versa afficitur. igitur Deus creator afficit omne creatum sua unitate, sua aequalitate et sua indistinctione, etc.» [«... высшее всегда само по себе воздействует на все низшее по отношению к себе, а само, напротив, ни в чем не испытывает воздействия с его стороны. Итак, Бог-Творец оказывает воздействие на все тварное своим единством, своим равенством, своей неразличенностью и т.д.»]. – В немецких проповедях см. Pf., Pr. XIX, p. 81, ll. 8–10. 1175 Exp. in Io., C, f o 128 vb , ll. 32–37: «Notandum quod generaliter id quod est ab alio, ut sit quod est et omne quod perfectionis est in ipso, est ipsi ab alio. Et sic ipsum se toto clarificat, honorificat, predicat et laudat, iuxta illud quod icitur (I) Cor. XI: «mulier gloria viti». Mulier – passivum, quod ab alio; vir – activum, a quo aliud» [«Следует заметить, что, вообще говоря, сущее от иного принимает от иного свое бытие в качестве сущего и все свои совершенства. И таким образом (активное) всецело себя проясняет, чествует, возвещает и восхваляет, согласно сказанному в (1) Послании к коринфянам, 11 (7): «Жена есть слава мужа». Жена – пассивное начало, которое от иного; муж – активное, от которого иное»]. 1176 См. выше это текст из Exp. in Gen., приведенный в прим. 782 к гл. 4, раздел 4(Апофаза противопоставления). 1177 Говоря об унивокальных причинах, Майстер Экхарт интерпретирует в этом смысле предписание моисеева Закона, согласно которому жену следует брать из того же колена (Lib. parab. Gen., C, 1° 33 va , ll. 40–44): «Quod aliquae personae sponsalibus coniunctae excipiebantur de tribu una, figuraliter exprimit quod simile non agit in simile in quantum huiusmodi, sed oportet quod agatur in quantum dissimile et contrarium; contraria autem semper sunt in eodem genere, quasi tribu una» [«То, что будущие супруги выбирались из одного колена, образно выражает тот факт, что подобное действует на подобное не в качестве подобного, но должно действовать в качестве неподобного и противоположного; а противоложности всегда принадлежат к одному и тому же роду, как бы к одному колену»].

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

– Слепое повиновение авторитету св. Писания признавалось Августином только за средство к укреплению ума. Оно не должно продолжаться слишком долго. „Священное Писание, говорит бл. Августин, имеет такие свойства, что понимание его и любовь к нему может возрастать вместе с возрастом младенцев“ ( Лук.11:40:52 ) 355 . Чем шире кругозор человека, чем глубже проникает он своею мыслью, тем обширнее раскрывается пред ним богатство знания и добродетели в Священных книгах. Но раз построено такое умозаключение и положено в основу обучения, последнее должно принять уже своеобразный, чисто рассудочный, интеллектуальный характер. Христианин, конечно, по самому званию своему, обязан стремиться „впредняя“, пока не „прийдет в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова“ ( Eф. IV, 13 ). Но эта „полнота“ будет тем шире, чем глубже богопознание человека. Так как главный источник богопознания есть Писание 356 , то христианин и должен проникнуть, по возможности, в тайны его. Ввиду же зависимости этого познания от остроты способностей, он должен постараться об их усовершенствовании. И действительно, третьей ступенью совершенствования христианина Августин считает ступень „знания“ (scientiae) 357 , знания, извлеченного опять-таки более всего из Писания, но уже посредством самостоятельного рассудочного исследования. Здесь место авторитета заступает другой орган истины, другой принцип обучения – разум, „который обещает философия“ (philosophia rationem promittit), в общем смысле этого слова. Последнее выражение очень характерно для Августина. Сам по себе разум находится как бы в скрытом состоянии. Он там где-то с в самой глубине человека – „во внутреннейшем человеке“ (in interior homine) 358 , как говорит Августин. „Созерцать умом, т. е. рассудком и разумом (mente, id est intellectu atque ratione)“ – это значит, для Августина созерцать сущее во внутреннем свете истины, – свете, коим просвещается и услаждается, так называемый, внутренний человек“ 359 . Он находится там внутри со всеми внутренними интуитивными истинами implicite.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Eunt enim quo ibant, ut non sint, ct conscindunt eam desideriis pestilentiosis; quoniam ipsa esse vult, et requiescere amat in eis quae amat. In illis autem non est ubi: quia non stant, fugiunt [Ибо они (вещи) идут, куда шли – к своему небытию, и терзают при этом душу пагубной тоской, потому что и сама она хочет быть и успокоиться в том, что любит. А в этих вещах нет покоя, поскольку они не пребывают на одном месте, а непрестанно бегут] (Augustinus Hipponensis. Confessiones IV, 15, PL 32, 699). Bene inter nos convenit, ut opinor, omnia quae corporeus sens us attingit, ne puncto quidem temporis eodem modo manere posse, sed labi, eftluere et praesens nihil obtinere, id est, ut latine loquar, non esse. Horum itaque perniciosissimum amorem, poenarumque plenissimum, vera et divina philosophia monet frenare atque sopire [Я думаю, мы оба согласны в том, что все воспринимаемое телесными чувствами не может оставаться неизменным даже на один краткий момент времени, но, с другой стороны, все находится в движении и течении, не обладая при этом действительностью настоящего, то есть, иными словами, не существует. Таким образом, истинная и божественная философия убеждает нас обуздывать и усыплять опаснейшую любовь к этим вещам, чреватую страданиями] (Idem. Epistula 2, 1, PL 33, 63). Quomodo igitur tenebuntur, ut maneant, quibus hoc est incipere ut sint, quod est pergere ut non sint? [Каким же образом можно у себя удержать в постоянстве то, для чего начало бытия уже является движением к небытию] (Augustinus Ηipponensis. De libero arbitrio III, 21, PL 32, 1281). Loca offerunt quod amemus, tempora surripiunt quod amamus, et relinquunt in anima turbas phantasmatum, quibus in aliud atque aliud cupiditas incitetur. Ita fit inquietus et aerumnosus animus, frustra tenere a quibus tenetur, exoptans [Нам предоставляется возможность любить вещи), но время похищает у нас предметы нашей любви, оставляя в душе толпы призрачных измышлений, из-за которых наше желание бросается то в одну, то в другую сторону. От этого дух наш мечется и становится беспокойным, тщетно желая удержать то, в чьей власти находится сам] (Idem. De vera religione, 65, PL 34, 151). Cp.: Ibid. 40, PL 34, 138. Рус. пер. Ч. 7. С. 55–56,31–32. Idem. De musica VI, 44, PL 32, 1186.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

40.9. Multi sunt reproborum qui carnalis corruptelae contagium nesciunt; qui, sicut infecundi sunt corpore, ita steriles manent et mente operis boni fecunditate. Qui recte de uirginitate gauderent, si aliis prauis operibus non inseruirent. 40.10. Qui se continentem profitetur et ab aliis terrenis desideriis non subtrahitur, quamuis hunc luxuria carnis non polluat, diuersa tamen mundanae conuersationis operatio maculat. 40.11. Virgines de suis meritis gloriantes hypocritis conparantur qui gloriam boni operis foris appetunt quam intra conscientiam humiles habere debuerunt. Tales igitur ad promissa caelestia non perueniunt, quia ipsi sibi uirginitatis praemium per elationis uitium auferunt. Hoc est enim in euangelio non habere uirgines in uasis oleum, id est non seruare intra conscientiam boni operis testimonium, sed in facie gloriari apud homines, non in corde apud Deum. 40.12. Ruina adulterii excipitur destina matrimonii, meliusque est uxorem ducere quam per libidinis ardorem perire. 40.13. Quidam coniugale decus non pro gignendis filiis delectantur, sed hoc pro turbulenta carnis et libidinosa consuetudine appetunt, sicque bonum male utuntur. 40.14. Vitia per se mala sunt, coniugia uero et potestates per se quidem bona sunt, per ea uero quae circa ea sunt mala existunt. Coniugia enim per id mala sunt per quod dicit apostolus: Qui autem cum uxore est, cogitat quae sunt mundi; etpropter fornicationem unusquisque suam uxorem habeat. Sic et potestates per elationem, per oppressionem, per iustitiae quoque praeuaricationem, malae existunt. Nocent enim nuptiae, nocent et potestates, sed per id quod eis iuxta ponitur, non per se, exemplo itineris recti, iuxta quod spinae nascuntur, quae surgentes e latere nocent eis qui recto itinere gradiuntur. XLI. De cupiditate. 41.1. Non posse quempiam spiritalia bella suscipere, nisi prius carnis edomuerit cupiditates. 41.2. Non potest ad contemplandum Deum mens esse libera, quae desideriis huius mundi et cupiditatibus inhiat. Neque enim alta conspicere poterit oculus quem puluis claudit.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Тихвинская икона в г. Цивильске Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Город Цивильск находится в Казанской губернии. В соборной церкви этого города пребывает верный снимок с подлинной чудотворной Тихвинской иконы Богоматери. Икона сия пользуется большим почитанием среди богомольцев. Прославилась она в 1670 году, в октябре месяце, когда шайка разбойников, свирепствовавшая на Волге, собиралась сделать нападение на г. Цивильск. Накануне нападения ночью одной вдове — Ульяне Васильевой — было видение и глас от Тихвинской иконы Богоматери, стоявшей в городской соборной церкви. Царица Небесная повелела ей передать горожанам, чтобы они не приходили в отчаяние и мужались, ибо Она будет Заступницей их и не допустит разбойникам взять город; в благодарность за эту помощь они должны выстроить в честь Ее обитель за городом, между реками — Большой и Малой Цивилей. Нападение разбойников по заступлению Богоматери действительно не имело успеха, и благодарные граждане Цивильска выстроили на указанном месте в 1670 году церковь и обитель во имя Богоматери. Затем была снята к[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Список с чудотворной Тихвинской иконы Богоматери в Цивильске. С сайта http://old-zivil.cap.ru/SiteMap.aspx?&id=21907 Икона не сохранилась, последнее упоминание о ней было в материалах ленинградского ученого Н. Материна, проводившего на территории Чувашии в 1933 г. исследования религии народов Волжско-Камского края. (http://www.cheb-eparhia.ru/hierarhy.aspx?id=70) Файл 35568.jpg:   Размер: 600x754, 0.45 MPix, 258 Kb. Дата: 2021-07-04, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (40) , (0) . Описание: Божественная литургия в день Тихвинской иконы Божией Матери, 2013 г. Тихвинский Богородицкий женский монастырь, г. Цивильск. http://cheb-eparhia.ru/photo.aspx?id=764&org=24 Файл 35575.jpg:   Размер: 800x533, 0.43 MPix, 212 Kb. Дата: 2021-07-17, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (29) , (0) .

http://pravicon.com/icon-709

Non habet ergo nativitas novam externamque naturam (De Tr., VII, 26). Nativi tas nec extra naturam eam ex qua manet, et naturam eam in se fiaoel unde subsistit (Ibidem). Unius nominis, atque naturae (ibid., VII, 8). Haec est verae nativitatis intelligentia, et fidei nostrae, quae ex naturae divinae unitate, unius indifferentisque divini tatis veritatem in Patre et Filio confitetur (ibid., VII, 18). Post naturae autem virtutem, naturae per id indissimilis intellige unitatem… (ibid., VII, 21). [Nativitatis hoc sacra mentum est, ut Pater et Filius in unitate naturae sunt (ibid. VII. 26). Indissimilis unitate naturae (ibid., VII, 40). Naturae in his unitas (ibid., VIII. 10). Docet Apostolus uni tatem esse naturae (ibid., VII, 28)]. Uno eodemque dicto utrumque illum in naturae ejus dem et dignitatis nuncupatione constituit (ibid., IV, 35). Nam discretio tantum personas in «te» et «tuus» posita est, in nullo tamen naturae distincta confessione (ibidem). Pa ter et Filius non persona, sed natura unus et verus Deus uterque est (ibid., V, 10). Ut per eamdem naturam divinitatis unius unus Deus per id intel ligatur, quod in Deum a! terum Deus unigenitus non refertur (ibid., V, 35). Secundum naturae unitatem, non se eundum personae unionem (ibid., VI, 8). Ut verus Dei Filius Deus non alienae a Pati, diversaeque naturae (ibidem). Nativitatis suae viventem habuit naturam (ibid., VI, 13) Et nativitas habuit originis suae in ipsa sua nativitate naturam (ibidem). Hanc igitur in Patre et Filio naturae unitatem (ibidem). Hanc igitur in Patre et Filio naturae uni tatem (ibidem). Ut natura in eo divinitatis, per quod Filius est. absoluta sit (ibid., VI, 22). Apostolica fides nunc primum naturam in eo divinitatis agnovit (ibid., VI, 36). Naturae autem veritatem confirmavit in nomine, cum Deum dixit (ibid., V, 11). Quod autem ex vivo vivum natum est, habet nativitatis profectum sine novitate naturae. Non enim novum est, quod ex vivo generatur in vivum (ibid., VII, 27). Ne non in eo paternae naturae veritas maneat (ibid., IX, 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010