Siarczyskiego. 193 В Revue des deux mondes, Tom. IV, 1849, в статье: Le partage de la Pologne en 1772, Alexis de Saint-Priest, говорится, между прочим, следующее: La Pologne passait pour le pays de l’Europe le plus dévoué à la cour de Rome, le plus assujelti aux corporations relégieuses, le plus hostile à la tolirance et à la philosophie (pag. 40). 196 Истор. Известие об Унии, стр. 93–110, Памяти., изд. временною Коммиссиею для разбора древн. акт. Киев, 1845 г. Т. I. стр. 111. 199 Primum, ut magnus dux Ioannes, a summo Pontifice Rex appellandus, leneatur mittere ad suam sanctitatem legatos com mandatis jurandi fidelitatem et obedientiam summo Pontifici et sanctæ Romanae Ecclesiae. ac primo anno, et deinde quolibet quinquennio dare Beato Petro regium fidelitatis et obedientiae munus, atque id ipsum facere teneatur, quicunque Moschovitarum Rex erit, in primo soi regni anno, ac deinde, ut supra, quolibet quinquennio, qui Rex coronabitur a primate regni nomine Romani Pontificis, jorabitqite in manibus dicti primatis fidelitatem et obedientiam sanctæ Romanæ Ecclesiæ, et coronatus mittet legatos Romam, ut supra. Item quotiescunque post vacationem sedis Ro manæ Ecclesiæ alius summrs Pontifex ei præficietur, mittet Rex Moschovitarum, more aliorum pincipum Christianorum, suos legatos ad summum Pontifiscem cum regio munere ad præstandum et jurandum obedientiam et fidelitatem. Item: ut primas regni Moschovitici eligatur hactenus observato more: ita tamen, quod teneator confirmari a summo Pontifice, et ab eodem pallium recipere, et cæter. Извлеч. из книги πκρισις, abo odpowied na Xiak о Synodzie Brzeskim. 1597 г. стр. 311. 200 Вот раэговор путешественника Иакова Арого с одним Африканцем: D " où es-tu? – D’Angole. – Y a-t-il long-temps, que tu es à l’Il-de-France? Depuis vingt aos. Tu es catholique? Oui, depuis j’y suis. El avanl, qu’étais-tu? – Rien – Tu crois-tu quelque chose à présent? – Bien moins. – Alors pourquoi as-tu changé? – Je voudrais bien vous voir sous le fouet. C " est le fouet, qui m’a appris qu " il n’y avait qu’un Dieu, et si mou maitre l’avait voulu de la méme manière, j’aurais cru qu’il y en avait deux, ou trois, suivant sa volonté. (Voyage autour du monde. Paris, pag 39.) Множество таких анекдотов можно слышать в каждом селе от крестьян в западных Русских губерниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

35 Кидар. «Вместо слова кидар, – говорит бл. Иероним, – в еврейском – цаниф. Это слово многие переводят – митра (mitra), в коей видят отличие, (dignitatem) священства, и думают, что, по отнятии греховных нечистот, Иисус имел чистое священство». См. Исх. 28:40, 42; Иез. 44. 17 . «Значение первосвященнического головного украшения, – говорит Кэйль, – находится, не столько в чалме (Мицнефет – кидар) или повязке, которая отличала его от простой священнической митры и обозначала, как главу священников пред обыкновенными священниками, сколько в диадеме, наложенной на него с надписью ее. Эта диадема называется венцом ( Исх. 29:6 ), царским венцом ( 2Цар. 1:10 ), цветком ( Исх. 28:36 )... Это венец святости ( Исх. 29:6 ) носит надпись: святыня Иеговы». См. Руков. к Археол. Библ. ч. 1. стр. 229; 1871 г. 37 Кроме священнических одежд – хитона, пояса, которые употреблял, иногда, и первосвященник, у последнего были свои отличительные одежды (с их принадлежностями) верхняя риза (подир), ефод, наперсник (слово судное), златая дщица иа кидаре, урим и туммим. 38 Сообращающыяся – ναστρεφομνους; в евр: магелхим (ivit, ambulavit) ambulantes – ходящие; так и в Вульгате. Розенмиллер переводит и объясняет: «et dabo tibi ambulamiones inter adstantes istos, id est, angelos tibi comites et defensores addam», т. e., дам тебе Ангелов спутников и хранителей из числа сих предстоящих». Так понимают Калмет, Корнелий a Lapide. и другие. 40 Отрасль – ανατολν – восход, восток (оть ανατλλω); в еврейск: цемах germen – отпрыск, ветвь (от иамах germinavit) в Вульгате: orientem; Тремел., Кастеллий, Гроций и др. переводят: germen. 41 Дивозрители – τερατοσκποι (от τερασ – знамение, предзнаменование, чудо и σκοπεω – смотрю, наблюдаю), в евр: анашим мофет – мужи чудес, или предзнаменований, ибо мофет – значит prodigium, ostentum – чудо, предзнаменование. В Вульгате – portendentes – предвещающие, предзнаменующие. Халдейск. переводчик: viri digni, quibus fiant miracula, по бл. Иерониму, – пророки, ибо они были в знамение будущего – prophetae in signum positi sunt futurorum, Ис. 8:18; Иез. 12:6 . У Розенмиллера.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Но поверьте мне, под медом скрывается яд; ангел сатанин превращается в ангела света ( 2Кор. 11:14 ). Кампенсы хорошо толкуют слово: ипостась, но когда я говорю, что я содержу догмат согласно с их объяснением, то меня осуждают как еретика. Зачем они так болезненно держатся за одно слово? Что они скрывают под двусмысленною речью? Если они веруют так, как толкуют, то я их не осуждаю. Если я так верую, как они (быть может притворно) исповедуют себя мудрствующими, то пусть они позволят мне выражать мою мысль моими словами. Посему я Распятым Спасением мира, Троичным единосущием заклинаю твое блаженство дать мне многозначительный по твоему авторитету письменный ответ о том, должно ли умалчивать об ипостасях, или именовать их…)», (id., 3–4 – Migne, Patr. ser. lat., T. 22, coll. 356–358. – Творения Иеронима Стридонского . Ч. I, Киев, 1879, стр. 45–47). 58 Огромною заслугою Канта было указание, что могут быть объекты ничем не различающиеся между собою в понятии, для рассудка, но тем не менее различные, – так что разница постигается между ними лишь при их наглядном сравнении. Такими объектами оказываются, например, правая и левая рука, или правая и левая перчатка, симметричные относительно центра и равные между собою сферические треугольники и т. п. См.: I. Капт, – Von dem ersten Grunde des Unterschiedes der Gegendenim Raum (Imm. Kant’s Kleine Schriften zur Logik und Metaphysik, herausgegeben von Kirchmann, Bd. 33 (5), 3-te Abth., SS. 124–130). I. Kant, – De mundi sensibilis atque intelligibilis forma et principiis § 15 c (=И. Кант, – O форме и началах мира чувствен. и умопостигаемого, пер. Н. Лосского, СПб., 1910, Труды С.-Пет. фил. о-ва, Вып. VI, стр. 20–21). Im. Kants Prolegomena zu jeder künftigen Metaphysik, die als Wissenschaft wird auftreten können 4-te Auflage. Herausgegeben… von Karl Vorländer. Lpz., 1905 (Philosophische Bibliothek, Bd. 40), § 13, SS. 39–41. Это издание «Пролегомен», критически проверенное, – лучшее. = Иммануил Кант, – Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

95 Базиликами назывались особые здания, в которых в Греции архонт, называемый βασιλευς, производил суд по делам религиозного характера. По примеру греческих стали строить базилики в Риме и провинциях, назначая их для судебных заседаний, для торговых сделок (биржа) или для заседаний думы. Со времени Константина многие базилики были обращены в христианские храмы. Рисунок базилики см в Словаре классических древностей Любхера. 96 Основания эти следующие: а) Константинополь был построен отчасти по образцу Рима, он так же, как и Рим, был разделен на 14 кварталов (κλματα, regiones, Сократ, Ц. И. II, 80. Nov. Inst 43. I, § 1), так же имел в 8 квартале Капитолий и Форум с базиликами. (Panciroli, Adnotationes іn auctorem veteris urbus Constantinopolitanae qualis tempore Arcadii et Honorii fuit, descriptionis. R. I et VIII. Bandurii, Imperium Orient I p. 429. 438. Cp. Du Cauge, Constant Christiana, I, XX–XXI). По примеру Рима он так же должен был иметь здесь библиотеку, подобную Траяновой (в базилике Ulpia), и помещение для преподавания наук. Из хроники Евсевия (in Commodo, sub an. 189) и Орозия (VII, 16) мы знаем, что в самом Капитолии римском была библиотека; a в храме Аполлона Капитолийского издавна публично читались различные поэтические произведенія. (Horat. Satyr. I, 10. 38. Epist. II, 2, 94. См. Gothofredi, Сотт. V, 229.), b) Павел Диакон (Miscella Historia, XI, 13) свидетельствует: Constantinus Magnus civiles nutrire artes, precipue studia literarum, quaesiuit, In illustribus domibus eos, qui in urbe Roma erant, viros rationabiles collocavit. Приводя это место, Конрикий (Antiquitates Academicae, p. 27) справедливо спрашивает: «Qui omiserit vero id ipsum Constantinopoli, quam omni ex parte studuit Romae veteri aequalem reddere?» с) Этого мнения держатся многие, можно сказать, большинство ученых. Кроме Конрикия, Кейфель (Historia originis ac pogr. scholarum, p. 65), Гиббон (История упадка и разрушения римск. империи II, гл. XVII, стр. 200), Гегрен (Geschichte der classichen Literatur іm Mittelalter, 1122. I. s. 40), Nïcolai (в 87 т. Энциклопедии Ерша и Грубера, отдельно Griechenland, т. 8, стр. 225, col. 2) и др. Об основании библиотеки Константином – Зонара.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

1873 г.; Anger. Vorles, u. d. Mess. Id. S. 21); или для объяснения происхождения различных человеческих стремлений, особенно к познанию (Philon, opif. mund. 53, сравн. у Климента Александрийского Strom. III, 14, 17; Ideen zur Geschichte der Entw. d. relig. Glaub-Mensch. 1842 г. S. 40–42). А почему здесь явился змий, это объясняют тем, что в природе, структуре и характере змия много загадочного, двойственного: прекрасного и злого (Gesch, d. alt. Weiss. Baur. I. T. S. 157; Сравн. Völcker, Mythol. d. Japet. Geschl. S. 38), почему у одних народов он был представителем доброй божественной силы (у Египтян, Финикиян), а у других напротив воплощением зла (в Парсизме. См. Wutke, Geschichte Heident. I. S. 63; Grimm, Deutsch. Mithol. II. S. 650), откуда будто бы заимствовано и библейское сказание о грехопадении (Kleiker, Mythol. II. S. 378). Но находят, что можно представлять дело и совершенно обратно, потому что напр. история о первых людях, рассказанная в Бундегеш, есть ни что иное, как продукт персидской спекуляции в эпоху Сассанидов, изобличающийся христианским влиянием (Baur. S. 15; Сравн. Религии древнего мира пр. Хрисанфа. СПб. 1873 г. I. Т. стр. 513 и д.). Иные находят, что змий был обыкновенным и что он соблазнил Еву примером вкушения плода. (Это было высказываемо ещё равв. Абарбанелою и повторено немецкими учёными: Ейгорном, Додерлейном, Дате. (См. Urgesch. Eichhorn. II T. S. 154; Brent. S. 13; Hengstenb. Christ. T. I. S. 28) Шенкель находит, что здесь изображается вражда людей с отвратительным животным – и только. (Bib. Lex. T. IV. S. 192). Некоторые думали ещё, что разговор Евы со змием случился во сне и что она ещё не умела различать сны от действительности (I. Dahn, Einl. in Gottl. Buch, A. T. B. II. S. 118). После этого фантазёрам учёным остаётся только самим ожидать сонных грёз для новых замысловатых объяснений того, что между тем ясно и само по себе. 58 Некоторые немецкие богословы утверждают, что Ева не узнала в змие диавола (Rosenmull. Comm. T. I. S. 109; Hahn.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

3012 Secundum id vero quod mensura omni rei modum praefigit, et numerous omni rei speciem praebet, et pondus omnem rem ad quietem ac stabilitatem trahit, ille primitus et veraciter et singulariter ista est, qui terminat omnia et format omnia, et ordinat omnia [… Согласно тому, что мера устанавливает всякой вещи образ, число дает ей вид, а вес влечет к покою и постоянству, Сам Бог истинно и искони является этой мерой, устанавливая всему предел, формируя вещи и упорядочивая их] (Augustinus Htpponensis. De Genesi ad litteram IV, 7, PL 34, 299). 3014 At ego, Deus meus, et decus meum, etiam hinc dico tibi hymnum, et sacrifico laudem sacrificatori meo; quoniam pulchra trajecta per animas in manus artificiosas, ab illa pulchritudine veniunt, quae super animas est, cui suspirat anima mea die ас nocte [Я же, Бог мой и украшение мое, и здесь воспеваю гимн Тебе и приношу жертву хвалы моей принесшему Себя в жертву за меня; искусные руки узнают у души о прекрасном, а его историк – Та Красота, Которая превыше души и о Которой душа моя воздыхает днем и ночью] (Augustinus Hipponensis. Confessiones X, 53, PL 32, 801). Ср.: De diversis quaestionibus, 78, PL 40, 89; De libero arbitrio II, 42, PL 32, 1263. Cp. стр. 311, 350–351, 668–669 наст. изд. 3015 An ipse sentiebat esse formam, et pulchritudinem incorpoream veritati, qua ipse animus informatur, et per quam omnia sapientis facta pulchra esse judicamus, ut non tantum refellendi gratia, sed etiam verissime dixerit quod Deum pulcherrima specie deceat esse, quia nihil est pulchrius ipsa intelligibili atque incommutabili veritate? [… Или понял, что нетелесная форма и красота принадлежат истине, которая формирует сам ум, согласно которой мы судим о том, что дела мудрого человека прекрасны; так что он сказал не только ради опровержения противника, но и в высшей степени истинно, что Богу надлежит обладать самым прекрасным образом, потому что ничто не может быть красивее самой умопостигаемой и неизменямой Истины?] (Augustinus Hipponensis. Epistula 118, 23, PL 33, 442).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В них можно видеть пример того, что представляли из себя в царствование Юстиниана военные экспедиции. Вследствие этого я не считаю нужным излагать подробно в этой книге нескончаемые эпизоды этих войн, при чем характер их, где бы они не происходили, – в Африке, Италии или на Востоке, – мало отличается друг от друга. В предлагаемой теперь книге я ограничиваюсь только существенными чертами военной истории царствования Юстиниана. 768 Очень подробный рассказ обо всех этих событиях можно найти в соч. Hodgkin " a, Italy and her invaders, т. IV u V, u y Hartmann " а в его Gesch Italiens im Mittelalter., I, 247–409. 769 В. G., 23–25. Убийство Амалазунты до такой степени было выгодно императорской политике, что молва в Византии приписывала ее инициативе Феодоры и ее фаворита, посланника Петра (Hist. acr., 16). Но это очень сомнительно, хотя Феодора в это самое время вела с Теодатом и его женой довольно таинственную переписку (Cass., Var., X, 20, 21, 23, 24), а Петр был ей совершенно предан (Ibid., X, 23). 782 Id., 38–39. Велизарий представлял себя в своих прокламациях исполняющим эту зaдaчy.Id., (40–41). 785 Nov. 75 (537 г.). О титулах, принятых императором, см. Nov. 17 (апрель 535 г.), 42 (июль 536 г.) и 43 (май 537 г.). 788 Cassiod., Var., X, 31, 33. См. похвалу, делаемую ему Кассиодором в официальной речи, произнесенной им перед новым королем, от которой дошло до нас несколько обрывков (Изд. Моммзена, стр. 473–480). 809 Nov. 69. epil. (май 538 г.); 79, 2 (март 539 г.). В это время Юстиниан говорит по поводу Италии обо «всем Западе», как находящемся под его властью. 817 Cp. В. G. , 226–228. Голод быль страшный: в Эмилии и в Пиценуме умерло от голода 50.000; Тоскана обратилась в пустыню и т.д. 835 Marcell. comes, а. 547. Bar-Hebraeus (Chron. Syr., 84) сообщает, что когда весть об этом несчастии дошла до Константинополя, Юстиниан и сенат облеклись в траур.  839 Гиббон, быть может несколько преувеличивая, говорит: «На взгляд тех, кто умеет различать намерения и события и сопоставлять средства с тем, что нужно было сделать, Велизарий является более великим полководцем, чем в то счастливое время, когда он привел двух пленных королей к престолу Юстиниана».

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

1140 Лактанций (De morte persecutor. C. 48) передает соответствующее место из миланского эдикта в следующих выражениях: «et quoniam idem christiani non ea loca tantum at quae convenire consuerunt, sed alia etiam habuisse noscuntur, ad jus corporis eorum, id es ecclesiarum, non hominum singulorum pertinentia, ea omnia iisden christianis, id est corpori et conventiculis eorum reddi jubebis». 1141 Например, во второй половине III в., со времен императора Галлиена, указавшего всем вообще судам не возбуждать уголовного преследования против христиан, и до Диаклетиана христиане пользовались почти 40-летним спокойствием. 1144 1. 4 Cod. Theod. de episc. eccl. et clericis (XVI, 2): «habeat unusquisque Iicentiam sanctissimo catholicae venerabilique concilio decedens bonorum quod optavit relinquere». 1146 Herzog. Abriss der gesammten Kirchengeschichte. I, 344. Насколько значительными были церковные богатства, видно из того, что Феодорит , епископ Киррский, имевший под своим управлением бедный церковный округ, оказался в состоянии на излишек церковных доходов соорудить в пользу города галерею с колоннами, выстроить два большие моста, провести канал из Евфрата в город и исправить здание общественных бань (Herzog. ibid). Отцы церкви как Августин, Амвросий и др. восставали против родителей, которые все свое имущество отказывали церкви и обогащали ее, оставляя в тоже время детей своих беспомощными и голодными. Но и Августин учил, что каждый верующий должен смотреть на церковь , как на одно из своихъ детей, и при смерти оставлять в ее пользу долю, равную доле каждого из детей. Lönіng. I, 224. 1152 He считая отобрания церковного имущества Юлианом Отступником, секуляризация предпринималась в период иконоборства, при Никифоре Фоке и при Исааке Ангеле. Павлов Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. Стр. 17. 1153 Насколько обязательно было дарение или завещание в пользу церкви для всякого, желавшего считать себя христианином и иметь надежду на вечное спасение, видно из сочинения моралиста V века, галльского пресвитера Сальвиана: «de gubernatione Dei». См. об этом Löning. I, 225–228, который говорит о Сальвиане следующее: «Der strenge Sittenprediger... ist auch dor Verfasser eines wahren Handbuchs der geistlichen Erpressungskunst, in welchem er für die verschiedenen Lebens–und Familienverhältnisse den Geistlichen die wirksamsten Mittel angibt, um für die Kirche Zuwendungen und Vermächtnisse zu gewinnen. In der Ferm einer Schrift gegen die Habsucht ertheilt er eine Anweisung zur Erbchleicherung, die für alle künftigen Zeiten als Muster gelten kann».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010