12. В Мк 10:28–31 331 пример альтернативы поведению богача из предыдущей сцены дан словами Петра: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» (10:28). В ответ Иисус излагает великие истины, касающиеся этого акта апостолов. Здесь необходимо отметить два момента. Во-первых, в Мк 10:29 Мессия торжественно учит: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради меня и Евангелия, и не получил бы во сто крат...» Перечисление всех этих оставленных лиц и вещей затрагивает эмоциональную струну. Жертва колоссальна и охватывает всё и вся, к чему по необходимости привязаны люди. Но осуществляется жертва ради Иисуса. Именно ради Христа меняются человеческие отношения, происходит отказ от элементарных удобств. Это подчёркивает Его божественную власть. Подчёркивает её и обетование о воздаянии за жертву. Эти эсхатологические обетования («...а в веке грядущем жизни вечной» 10:30) даны от имени самого Бога 332 . Во-вторых, отметим сопутствующее обетованиям выражение «среди гонений» (10:30). Оно относится к христологии Страстей. Подлинный ученик Иисуса не может избежать страданий, а гонения – одна из форм страданий. Участие в эсхатологической славе Мессии означает и участие в Его страданиях. Мк 10:32–34 333 начинает один из самых полных и лучших изложений христологии Страстей. Этот текст содержит третье предсказание о жертвенной смерти Христа. Предсказанию предшествует ряд сведений, создающих атмосферу торжественности и страха 334 . Прежде всего, это географическое указание: «Были они на пути, восходя в Иерусалим» (10:32). Путь к Иерусалиму отражает в Евангелии от Марка исключительно тему Страстей 335 , а значит, мы видим, что конец приближается. Затем идея близости конца появляется на другом уровне: «Иисус шёл впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (10:32). Использованные здесь глаголы указывают на предчувствие учениками необычных событий 336 . Наконец, из Мк 10:32 видно, что пророчество о Страстях было сказано только двенадцати ученикам. Это добавляет ситуации торжественности и серьёзности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Указав, когда должен праздноваться день очищения, автор 16 гл. указывает затем, как он должен праздноваться и почему. «И да будет сие для вас, – говорит он, – вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца, смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами; ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним» (2930). Совершающийся в этот день акт очищения от грехов определял, таким образом, как должен праздноваться день очищения. Народ израильский, чтобы получить прощение грехов, должен был смирять души свои, т. е. соблюдать строгий пост (16:29, 23:27, 32; Чис.29:7 ), а также оставить все свои занятия и всецело посвятить себя Иегове. Предписываемый в день очищения пост был единственным постом, установленным Моисеем. Впоследствии y евреев появился обычай поститься в другие дни. Но появившиеся впоследствии посты не были регулярными, ежегодно соблюдающимися. Они были устанавливаемы по поводу различных, отдельных случаев, как частной, так и общественной жизни ( Суд.20:26 ; 1Езд.10:6 ; Неем.9:1 ; 1Цар.1:7; 7:6; 20:34; 31:13 ; 2Цар.1:12 ). Между тем, пост дня очищения соблюдался ежегодно, был обязателен для всего народа. За несоблюдение поста человек наказывался смертью. «А всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего» ( Лев.23:29 ). Хотя в этих словах пост предписывается самым решительным образом, под страхом смерти, тем не менее, по свидетельству иудейского предания, некоторым лицам, в виде исключения или послабления, дозволялось не поститься. Мы не будем указывать здесь кому, и при каких обстоятельствах, позволялось не поститься, так как это не имеет существенного значения для нас. 332 Вместе с воздержанием от пищи израильтяне должны были воздерживаться от всякой работы. «Никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа Бога вашего» (23:28, 31, 16:29; Чис.29:7 ). В виду важности акта очищения от грехов, совершающегося в день очищения, все израильтяне ( Лев.23:31 ) должны были воздерживаться решительно от всякой работы (). 333 Между тем, в другие праздники они должны были воздерживаться от , т. е. от всякой работы ( Лев.23:7, 21:25, 35 ; Чис.28:18:25 ), связанной с трудом. Легкая работа, как, напр., приготовление кушания, дозволялась в этот праздник ( Исх.12:16 ). Как нарушение поста, так равно и нарушение постановления о воздержании от всякой работы, наказывалось смертью. «Если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее» ( Лев.23:30 ). 334

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Мы выше говорили, что только царь мог войти к женам своего предшественника, и потому просьба Адония, в связи с составленным уже заговором, представляется несомненно прямой изменой. Из слов Соломона (3 Ц. II, 22–24) очевидно, что он, не только немедленно понял значение просьбы Адония, но и догадался, или узнал о заговоре, в котором участвовали Авиафар и Иоав: «И отвечал царь Соломон и сказал матери своей: «а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? Проси ему также и царства; ибо он мой старший брат; и ему священник Авиафар и Иоав, сын Саруин (военачальник), друг«… …»ныне же – Адония должен умереть». С решительностью владыки востока Соломон принимает меры, долженствующие раз навсегда обеспечить спокойствие государства и престола его. Адония умирает от руки Ванея, и от руки его же погибает и Иоав, думавший найти убежище в ограде скинии, у жертвенника 332 . Авиафара Соломон лишает священства и удаляет в Анафоф, священнический город в уделе Вениамина по Иисусу Навину XXI, 18, который находился в трех милях на север от Иерусалима 333 и недалеко от Гаваона. Авиафара Соломон предупреждает, что только священнический сан спасает его от смерти: «И исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме» (II, 27). С этого времени линия первосвященников правильно продолжается в род Садока, потомка старшего сына Ааронова Елеазара, и двойственность первосвященников из двух линий сынов Аароновых прекращается 334 . Отныне Соломон царствуешь спокойно и мирно в Иерусалиме. Но прежде чем мы перейдем к царствованию Соломона, мы должны сказать несколько слов о двух книгах, из которых одна заключает в себе песнопения Давида, а другая относится по-видимому ко времени царствования Давида, но начертана в стране чужеземной и сделалась известною в Палестине лишь во времена Соломона. Глава VIII. Псалтирь Пред нами книга, которая не только отвечала требованиям души человеческой до пришествия на землю Господа нашего Иисуса Христа, но которая осталась драгоценною и человеку просвещенному великим светом истины и благодати, внесенной в мир воплощенным Словом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Овьетта — реальный персонаж. Ее имя встречается в протоколах процесса реабилитации Жанны д " Арк, где она давала показания о ее детстве и юности. Там же встречается и имя Манжетты. 322 Анжелюс — католическая молитва, читаемая 3 раза в день. 323 Госпожа Жервеза — чисто литературный образ. 324 Манжетта — реальный персонаж. 325 Аллюзия на слова Христа в Гефсиманском саду: «…душа Моя скорбит смертельно» (Мф, 26: 38). 326 Слова Христа из Нагорной Проповеди (Мф, 6:34). 327 пустой комментарий 328 Святой Петр был рыбаком и назывался Симоном. Когда он был призван к апостольскому служению, Христос сказал ему: «…ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф, 16:18) (Петрос — камень ( греч.)). 329 Малх — первосвященнический раб, которому святой Петр в Гефсиманском саду мечом отсек правое ухо, когда он вместе с вооруженными воинами и рабами, служителями первосвященников и фарисеев, хотел схватить Иисуса (Ин, 18: 10). 330 Таинство Евхаристии 331 Общение святых — см., например, Первое послание святого апостола Иоанна Богослова: «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (Ин, 1:6–7). 332 Аллюзия на евангельский текст: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф, 10:39). В евангельском тексте «душа» понимается как «жизнь». 333 Пеги вкладывает в уста Овьетты слова, напоминающие ответ Людовика Святого, Гонзага (XVI b.) на вопрос, что бы он делал если бы через 25 минут настал конец света. Святой ответил, что продолжал бы играть в мяч… Этому святому Пеги посвятил очерк, опубликованный в 8–й Тетради 7–й серии от 31 декабря 1905 года. Там и приводятся эти слова. См.: Пеги Ш. Полное собрание прозаических сочинений: В 3–х тт. Париж: Галлимар, 1988. T. II. С. 380–381. 334 Benedicite — молитва перед едой. 335 Гора святого Михаила возвышается из вод Ла–Манша в нескольких километрах от берега, между провинциями Нормандия и Бретань. На вершине статуя Михаила Архангела. Имя Михаила Архангела встречается в Библии всего несколько раз, в том числе и в Откровении святого Иоанна (Апокалипсис) (Ин, 12:7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Ап. Иоанн также указывает на единство жизни Отца и Сына: Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни ( 1Ин.5:11–12 ). По учению евангелиста Иоанна, Сын, так же как и Отец, является Источником жизни для мира и человека: возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам ( 1Ин.1:2 ). Наконец, ап. Иоанн приписывает Сыну Божию Божественные свойства, в частности свойства всемогущества и вечности, именуя Его Вседержителем: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель ( Откр.1:8 ). Толкование так называемых «уничижительных мест» Священного Писания Ариане для обоснования своего учения о сотворении Сына из ничего ссылались на уничижительные места Евангелия, в которых о воплотившемся Сыне говорится как о меньшем в отношении Отца: 1 . Иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня ( Ин.14:28 ). Этот стих может быть истолкован двояким образом: как в триадологическом, так и в христологическом плане 330 . С точки зрения учения о Пресвятой Троице этот стих означает, что по ипостасному отношению Отец, как Начальник и Виновник бытия Сына, является по отношению к Нему большим 331 . Христологическое толкование этого стиха было предметом рассмотрения на Константинопольских соборах 1166 и 1170 гг. в связи со спором, возникшим вокруг толкования этого стиха, предложенного митр. Киркирским Константином и игуменом Иоанном Иреником. Последние полагали, что «человечество Христа, поскольку оно было обожено ( μ θεον) и таким образом сделалось почитаемым наравне с Его Божеством ( μ τιμον), не может быть «ниже Отца». Они были готовы признать Его «низшим» только в порядке мысленного различения (κατ π νοιαν), когда человечество Иисуса рассматривается отвлеченно, как если бы оно не было «соединено» с Логосом» 332 . Участники Константинопольских соборов отвергли это учение, как имеющее монофизитский уклон. Они указали, что, несмотря на обожение, человечество во Христе является «низшим» Бога именно как человечество. «Истинное Божество и истинное человечество во Христе пребывают в единстве, которое не исключает «естественного» различия: Божество остается «большим», чем человечество» 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

«Мы показали, каковы мы христиане, – как бы восклицает св. Иустин, подводя итог своей апологии и утверждая единство слова и дела христианской жизни, – теперь покажите вы, подлинно ли вы философы». Соответствуют ли ваши дела словам, тому имени, которое вы носите? – рефреном повторяет он мысль, с которой начал свою апологию. «Люди истинно благочестивые и философы должны уважать и любить только истину и отказываться от последования мнениям предков, когда они худы: такова обязанность, внушаемая разумом. И не только требует здравый разум не следовать тем, которые несправедливо поступали или учили: философ (то есть любящий истину) должен всячески и больше своей собственной жизни стараться соблюдать правду в словах и поступках своих, хотя бы смерть угрожала ему. Вы называетесь благочестивыми и философами... теперь окажется, таковы ли вы на самом деле» (Первая апология. Гл. 2. Хрестоматия, с. 332); «Что касается до нас, – мы убеждены, что ни от кого не можем потерпеть вреда, если не обличат нас в худом деле, и не докажут, что мы негодные люди» (Первая апология. Гл. 2. Хрестоматия, с. 332); «Мы просим исследовать, в чём их [христиан] обвиняют; и если обвинения окажутся действительными, пусть наказывают их, как следует. Если же никто ни в чём обличить не может, то здравый разум не велит, по одной худой молве, оскорблять людей невинных, или лучше – самих себя, когда думаете вести дела не по рассуждению, а по страсти. Всякий здравомыслящий скажет, что наилучшее и единственное условие справедливости состоит в том, чтобы подчинённые представляли не укоризненный отчёт в своей жизни и учении, а начальствующие, с другой стороны, давали приговор не по насилию и самовластию, но руководствуясь благочестием и мудростью» (Первая апология. Гл. 3. Хрестоматия, с. 332); «Наша обязанность – представить на рассмотрение всех нашу жизнь и учение ... А ваше дело, как требует разум, выслушать нас и явиться добрыми судьями , ибо после того вам не простительно будет перед Богом, если вы, узнавши истину, не будете делать того, что справедливо» (Первая апология. Гл. 3. Хрестоматия, с. 332–333).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

М.В. Корогодина Приложения. Описание использованных рукописных материалов Ниже предлагается описание рукописных источников, имеющих наиболее существенное значение для проведённого исследования. Поскольку нашей целью не было описание в строгом смысле слова, мы, стремясь дать полный археографический обзор рукописи, сознательно ограничились подробным описанием содержания лишь той части рукописной книги, которая имеет отношение к покаянной дисциплине, не указывая других текстов и статей. Записи, в том числе для рукописей, имеющих печатное описание, приводятся только в том случае, если они помогают прояснить историю бытования рукописи: указывают на время и место её написания, упоминают владельцев и место нахождения рукописи в тот или иной период. Записи цитируются в современной орфографии; реконструированные исследователем слова и буквы даны курсивом. Языковой извод указывается только в том случае, если рукопись нерусская. Филиграни указываются только для тех рукописей, которые не имеют современных описаний. 1313 Однако в некоторых случаях у нас не было возможности изучить филиграни; такие рукописи отмечены знаком Рукописи ниже расположены не в хронологическом порядке, а по хранилищам, а внутри хранилищ – в алфавитном порядке. Такая система была избрана, поскольку многие рукописи (особенно XVI и XVII вв.) датируются по палеографическим признакам примерно одним временем, и расположение в хронологическом порядке неизбежно привело бы к субъективным оценкам. В то же время расположение по хранилищам и в алфавитном порядке позволяет с лёгкостью найти описание интересующей рукописи. Рукописи Библиотеки Российской Академии наук Ал.-Св. 91. Требник. 1560-е гг. 4°. 350 л. Филиграни: 1) Литеры IP, тип: Брике, 9716 (1552– 1562 гг.); 2) Корабль, вид: Лихачёв, 1896 (1567 г.); 3) Перчатка с розеткой и литерами З/LB, вид: Лихачёв, 1924–1925 (1563–1564 гг.); 4) Кувшин с двумя ручками, цветком и литерами RD (?), тип: Лихачёв, 1869 (1563 г ); 5) Перчатка с короной, вид: Лихачёв, 3447 (1564 г.); 6) Герб, вид: Лихачёв, 3345, Брике, 1487 (1572 г.). Записи: внутри верхней крышки переплёта – «Требник Островозерскои церкви по описи 6» (XVIII в.) Содержание: л. 235–248 об. – чин исповеди мирян; л. 236–236 об. – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 237–238 – поновление мужчинам; л. 238–239 об. – поучение духовнику об испытании блудных грехов; л. 239 об.–240 об. вопросник мужчинам (М-Свир. 91); л. 240 об.–242 об. – вопросник женщинам (Ж–Свир. 91): л. 242 об.–243 поновление мужчинам; л. 245–247 – поучение детям духовным; л. 249–332 об. чин исповеди; л. 252 об.–265 об. – поновление инокам; л. 270 об- 271 об. – поновление инокам; л. 271 об.–273 об. поновление священникам; л. 273 об.–278 – поновление священникам; л. 332–332 об. – поновление.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Осада длилась семь месяцев, и тиряне проявили чудеса мужества, но Александр, насыпав перемычку через пролив, отделявший Тир от материка, взял город в июле 332 г. до Р.Х. Население Тира было обращено в рабство и продано. Персидский флот лишился своего господствующего положения на море. Отклонив просьбы Дария III о мире, Александр стал готовиться к продолжению войны. Осенью 332 г. до Р.Х. он захватил Египет, а потом вернулся в Сирию и направился к местности Гавгамелы, недалеко от Арбелы, где находился персидский царь со своим войском. Первого октября 331 г. до Р.Х. произошла битва. Александр одержал полную победу и захватил Вавилонию, а в феврале 330 г. до Р.Х. македоняне вступили и в Сузы. Потом в руки македонян попали Персеполь и Пасаргады, где находились главные сокровищницы персидских царей. Дарий со своими приближенными бежал из Экбатан в Восточный Иран, где был убит бактрийским сатрапом Бессом, и персидская держава перестала существовать. После смерти Дария Александр стал считать себя законным наследником Ахеменидов и царем Азии. Однако в начале июня 323 г. до Р.Х. Александр заболел и вскоре умер, и мировая держава Александра Македонского распалась. Иудеи безразлично отнеслись к гибели Ахеменидской державы и вполне благожелательно встретили в 332 г. до Р.Х. Александра Македонского, который разрешил иудеям сохранить их старые законы, т. е. полную автономию и «ограждение» от внешнего мира. Конец периода персидского владычества был отмечен спорадическими восстаниями, которые приводили к сильным разрушениям. Это, например, разрушение, произведенное войсками Александра Македонского в Тире, Акко/Птолемаиде и Газе; восстание самарян против Александра Македонского, закончившееся разрушением Мегиддо и Самарии. Свидетельством последней войны являются уже упоминавшиеся Самарийские папирусы из Вади эд-Далье, найденные в пещере на расстоянии около четырнадцати километров от Иерихона. Юридические и административные документы были обнаружены вместе с человеческими скелетами, которых насчитывалось почти две сотни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Средство для избавления от этой страсти – «удержание языка». Праздность Если трудолюбие облагораживает человека, ограждает душу от многих грехов и соблазнов, то праздная жизнь, наоборот, расслабляет его, делает неспособным к добрым делам, а также отрицательно сказывается на развитии умственных способностей. Вот почему «праздность и леность есть мать и источник всех зол» (146, 332). Немалые усилия требуются от человека для того, желающего победить в себе праздность. Эта страсть появляется в нем чаще всего на почве лености и беспечности. Праздность научает человека «воровать, похищать… лгать, льстить, обманывать», «научает многой злобе» (146, 332). Праздность не только отрицательно влияет на душу человека, но и расстраивает его здоровье. Живущий в праздности подвержен всяким недугам и немощам. Средства к искоренению праздности – дорожить временем, не тратить его на беззаконные дела, но умножать данные Богом таланты, пребывать в чтении спасительных книг, молитве, богомыслии и в полезном рукоделии (146, 332). Пьянство С праздностью тесно связана страсть пьянства, которая причиняет большой вред как телу, так и душе человека. «Под действием частого и лишнего употребления вина в человеке вырабатывается порочная привычка, со временем переходящая в злую страсть, и он становится неспособным справиться с собой. Хотя подпавший под власть этой страсти сознает свое бедственное состояние, сокрушается и терзается душой, но освободиться от этого тирана не находит в себе силы» (146, 333). Пленив человека и овладев его волей, страсть пьянства насильно влечет его ко всевозможным порокам и преступлениям: сквернословию, обману, лести, ссорам, дракам, кровопролитию и даже убийству. Чем больше человек предается пьянству, тем больше у него растет потребность к ее удовлетворению. Постепенно в нем ослабевает духовная жизнь, наступает состояние духовного порабощения. Все более попадая под власть этой страсти, человек приближается к скотоподобному образу жизни. Винопитие составляет для него единственную цель и заботу всей его жизни, и тогда человек утрачивает всякое нравственное чувство, становится холодным ко всему чистому и святому.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Пример истинной любви и смирения показал Христос Спаситель. Он Пастыреначальник и Владыка мира – на Тайной вечери, приняв обязанность слуги, умыл ноги Своим ученикам ( Ин.13:1–5 ). Как же должны любить друг друга пастыри – ведь их соединяет общее дело, общая забота о спасении ближнего. Нравственный союз между священнослужителями особенно необходим для поддержания мира в жизни прихода. Неискренние пастырские отношения вызывают соблазн и критику прихожан. Закон о действии пастыря на духовную жизнь пасомых ясно сформулировал Господь в словах: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» ( Мф.5:16 ). Благочестивая жизнь пастыря – самое лучшее назидание. Не случайно и автор книги Апостольских деяний уже в первом стихе обратил внимание на то, что сделал Христос Спаситель, а затем – чему научил. Итак, прежде дело, а потом слово. Слово только тогда будет услышано, если оно подтверждается благочестивой жизнью пастыря. «Чтобы управлять другими, – говорит отец Иоанн, – надо научиться наперед управлять собой; чтобы учить других, надо самому приобрести знание» (332, с.184). Врачующему «надо быть самому здоровым, чтобы не сказали врачуемые: «Врачу, исцелися сам» ( Лк.4:23 )» (332, с.380–381). В письменном наследии святого праведника пастырь может найти множество советов, как врачевать свои душевные раны. «Когда ты чувствуешь к кому-нибудь из сослужителей старших, или равных, или низших, или к кому-либо из знакомых или незнакомых неприязнь и ненависть по причине каких-либо пороков и отвратительных качеств характера, немедленно отбрось свое неприязненное чувство и беспристрастно посмотри сам на себя, вспомнив свои бесчисленные, отвратительные страсти и черты характера, и сам себя возненавидь, а ближнего возлюби и помолись за него, ибо все мы во грехах и в бедах» (303, с.28–29). «Если брат твой сделает что-либо во время службы неправильно или несколько нерадиво, не раздражайся ни внутренне, ни наружно против него, но великодушно снизойди к его погрешности, вспомнив, что ты сам делаешь в жизни много, много погрешностей, что ты сам человек со всеми немощами, что Бог долготерпелив и многомилостив и без числа много прощает тебе и всем нам неправды наши» (332, с.157).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010