(13.1) Как-то вышли мы из Рима в место, называемое Равенна 326 , и пригласил нас во дворец Григорий 327 , сын Боэтия 328 ; ибо он был там принцепсом и был нам другом с самого начала. И был там некий диакон византиец, поставленный служить в тамошней церкви. (13.2) Нам рассказывал он и говорил: «Во времена Ираклия царя я был схвачен и отведен в плен и много времени провел у них. (13.3) И в конце концов я бежал с прочими товарищами, которые были вместе со мной схвачены и уведены; и ночами мы шли по Фракийской пустыне много дней, но днем не ходили из боязни. (13.4) И ничего совсем не осталось у нас из еды, так что были мы на грани смерти 329 . И был день тот утро дня Господня 330 ; и горевали мы сильно, не только из-за еды, но и о том, что переходим от временного без приобщения Таин Божиих. (13.5) Начали те со мной просить меня, заклиная и принуждая, и говорили мне: «Не оставь нас умереть без приобщения; если же [сделаешь это], ты дашь ответ Господу за нас в страшный день Судный». (13.6) Я же ответил им и сказал: «Зачем так неразумно умоляете и принуждаете меня? Первое то, что я не пресвитер, и второе – у меня нет хлеба. И как мне возможно причастить вас?» (13.7) И поднялся один из них, и перетряс все наши карманы, и нашел малую долю хлеба; и когда увидели они его, поднялись все, и протянули мне, и сказали: «Возьми это и как хочешь сделай нам жертву». Я же спорил ними и говорил: «Не разрешается так делать». Они же принялись понуждать меня со многим плачем. (13.8) Тогда положился я на милосердие Божие и веру их, и поднялся, и нашел в месте том, по промыслу Божию, камень большой и голый. И дерзнул, и взял долю , и положил на него. И пал на землю, преклонив колени со своими товарищами, и долгое время плакал. И встал, и сотворил молитву диакона, и сказали мы, как в литургии говорят – и «Верую», и «Отче наш», и были очи наши устремлены в небо. И сказали: и как дальше следует. (13.9) И сделалась доля хлебом большим и святым 331 . И когда увидели мы это, прославили Бога и возблагодарили за таковое чудо. И приобщились от него, и укрепились; согласно слову, И более чем прежде укрепились. И вкушали от него двадцать дней, доколе не пришли в селение» 332 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По праву старшинства наследие трона принадлежало Адонии, сыну Аггифы. Но Соломон был любимое дитя Давида в дни его старости: он поручил его покровительству своего обличителя, пророка Нафана 332 , а Вирсавии обещал сделать его своим преемником. Человек Божий является к Вирсавии и извещает ее, что важная опасность угрожает жизни ее сына и ее собственной. В эту минуту пир соединил всех сторонников Адонии, и они провозглашали его царем. По совету Нафана, царица пришла в комнату Давида. С царем была молодая и прекрасная девица, Ависага, Сунамитянка. Она распространяла на старость царя прелесть своей девственной красоты, и Давид относился к ней, как к своей дочери. Вирсавия, поклонившись пред царским величием, упала Давиду в ноги. «Что ты?» спросил ее супруг. «Государь мой!» отвечала она, «ты клялся рабе своей Господом, Богом твоим: после меня царем будет сын твой, Соломон, и он сядет на престоле моем. Но вот теперь воцарился Адония; а ты государь мой, царь, и не знаешь. Он заколол множество быков, и откормленного скота, и овец, и позвал всех сыновей царевых, и Авиафара священника, и Иоава военачальника, а Соломона, раба твоего, не позвал» 333 . Народ, прибавляла Вирсавия, ждет, что царь сам назовет его будущего государя… Ужели же Соломон и его мать будут предоставлены мщению принца, которого правами Давид хотел пожертвовать в их пользу? Вирсавия затронула и честь царя, и нежность супруга, и любовь отца. Она еще говорила, послышался голос. «Вот, Нафан, пророк!» 334 извещают. Царица удалилась. Человек Божий подтвердил Давиду все, что говорила Вирсавия. «Да живет царь Адония!» 335 кричали гости Адонии. Этот крик нашел эхо в сердце мужа Вирсавии. «Позовите ко мне Вирсавию!» сказал царь. Царица, возвратившись к своему супругу, становится перед ним и ждет. Давид начинает говорить. «Жив Господь, Который избавляет душу мою от всякого бедствия! Как я клялся тебе Господом, Богом Израилевым, говоря: царем после меня будет сын твой, Соломон, и будет сидеть на престоле моем вместо меня, так и сделаю сегодня».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Поэтому Спаситель дальше говорит: А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое 331 . Конечно, речь идет не о том, чтобы никто не заметил, что мы постимся. Некоторые древние подвижники так жестоко постились, что не заметить их телесного состояния было невозможно. Как можно было не увидеть, что люди постятся, если они, как говорит Иоанн Кассиан Римлянин , от слабости едва-едва открывали веки? Если они не могли на службе стоять и поэтому садились? Если они ходили как трость, колеблемая ветром? Но в то же время они, по возможности, скрывали тяжесть своего подвига, подвизались не ради человеческой славы, а ради того, чтобы спасти свою душу, получить прощение грехов. И не нужно понимать слова: Помажь голову твою и умой лице твое, – буквально, а то некоторые начнут во время поста употреблять духи, якобы исполняя заповедь Евангелия. Это образное выражение, призывающее нас совершать свой подвиг с радостью. Чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно 332 . Обратите внимание на выражение: Пред Отцем твоим, Который втайне. Мы постимся перед Богом и для Бога, а не перед людьми. И подражаем в этом Небесному Богу Отцу, Который скрывает Свои дела и как бы тайно совершает управление миром и промышляет о спасении человеческого рода. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше 333 . Эти слова можно отнести как к последующему поучению – о том, чтобы не заботиться о земном, так и к предыдущему – о тщеславии. Тщеславие – это также сокровище, собираемое на земле. Где наша слава, там и наше сердце. Если человек ищет славы от Бога, то не помышляет ни о чем земном, а думает только о Боге, только о будущей жизни. Он имеет сердце свое на небесах. Тот же, кто ищет человеческого одобрения, готов ради него пойти на все, даже на грех. Когда люди его за какое-то дело одобряют, то он делает это дело с вдохновением, а если не одобряют, то он огорчается и работа теряет для него всякий смысл. Ему все становится неинтересным.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

IV ч. 332 стр. по изд. 1900 г.). «Прежде, нежели они низринуты (с неба), говорит Немезий, и им, как людям при жизни, предоставлена была возможность прощения. А так как они не воспользовались ею, то справедливо подверглись вечному и непреложному осуждению» (Nemes. De hom. opific. c. 1). 298 Эту мысль высказывали многие из древних, напр. Иустин (Разг. с Триф. 141), – Ириней (Пр. ересей 1, 10), – Василий В. (На Ис.14 гл.), – Кирилл иер. (Огл. поуч. IV, 1), – Иероним (Прот. Руфииа, II, 6–7; Пис. 124, к Авиту), – Августин, (О град. Бож. XV, 27; XXI, 17), – Дамаскин (Точн. изл. в. II, 4). А в житии св. Антония В. эта мысль подтверждается рассказом о том, как однажды пришел к нему диавол в образе человека и просил его помолиться об нем Богу. Великий подвижник помолился, и Бог открыл ему, что диавол должен стоять на одном месте три года, и днем и ночью молить Бога о прощении своей злобы и о даровании ему прежней славы. Когда Антоний сказал это диаволу, то последний ответил ему: «если бы я захотел помолиться Богу, то давно бы раскаялся» (Чет. Мин. под 17 Янв.). 300 В откровении ап. Иоанна это событие изображается так: произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ( Откр.12:7–9 ). Что это событие относится к прошедшему, ясно из сопоставления этого описания со словами Спасителя ( Лк.10:18 ) и указанием ап. Иуды (6 ст.). 302 Соответственно этому в описании искушений И. Христа от диавола говорится, что диавол, показав И. Христу все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее ( Лк.4:5–6 ). 303 Древние отцы и учителя церкви подробно выясняли библейское воззрение на язычество, т. е. как на происшедшее под влиянием демонов и в его целом как на область действий и господства сатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Впрочем, в словах, которые пророку Самуилу заповедал Господь сказать Вифлеемлянам не было ни фальши, ни лицемерия; ибо Самуил в самом деле совершил в Вифлееме жертвоприношение – по наставлению Господню, – хотя это была и придаточная цель его путешествия в сей город. Скрывать что-нибудь, по разным благоразумным соображениям и целям, еще не значит лукавить 329 . Ст. 4. …Когда пришел он (Самуил) в Вифлеем, то старейшины города с трепетом вышли навстречу ему и сказали: мирен ли приход твой?.. Появление великого пророка Божия, и бывшего судии Израильского в незначительном городке Иудейском, весьма естественно могло взволновать жителей и расположить их к ожиданию каких-нибудь важных событий. Ст. 5. … И освятил (Самуил) Иессея и сыновей его, и пригласил их к жертве… На вопрос, как и чем освятил Самуил Иессея и сыновей его, должно припомнить, что по закону, они должны были перед жертвоприношением вымыть одежды свои и не прикасаться к женам 330 . Ст. 6. …И, когда они (сыновья Иессея) пришли, он (Самуил), увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его!... Елиав привлек на себя взоры пророка стройным станом и высоким ростом своим 331 . Самуил припомнил, вероятно, величественную фигуру Саула, первого избранника Божия, и по аналогии предположил, что с подобной внешностью будет и новый избранник Божий. Самуил судил здесь, как человек. «Знать все – свойственно Богу, – замечает по сему случаю блаж. Феодорит, – пророку же достаточно знать, что открывает ему Бог». С другой стороны, неведение пророка открывало Божие определение. Если бы пророк прямо обратился к Давиду, то могли бы подозревать, что сделал это по какому-либо предупреждению. Поскольку же приступил к первому, и ко второму, и к третьему, до ссдьмого, то познали, что отвергнувший первых и избравший последнего – есть Бог 332 . Ст. 13. …И взял Самуил рог с елеем и помазал его (Давида) среди братьев его... О самом сосуде помазания можно приметить, что в древности в рогах содержали и перевозили разные жидкости. Даже сосуды для питья делали нередко из рогов, или натуральных, или металлических.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Некоторые впрочем понимали это древо только в смысле духовном, напр. Григорий Б., – в сл. на Богоявление – III ч. 200–201 стр. по изд. 1889 г., – Дамаскин. Точн. изл. в. II, 11, хотя самого рая и не представляли исключительно духовным. 328 Сын Сирахов в таких выразительных чертах изображает попечение Божие о первозданном человеке: Бог исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло. От положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославляют они святое имя Его и возвещают о величии дел Его. Он приложил им знание и дам им в наследство закон жизни; вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои. Величие славы видели глаза их, и славу голоса Его слышало ухо их (17:6–11). 331 Филарета митр. Моск. Слова и речи изд. 1848 г. I, 182. См. Городкова. Догм. Бог. по сочин. м. Филарета 104–105 стр. О том же апологетическое рассуждение см. у Эбрарда. Апологетика I т. §§ 132–133. 332 См. Теодоровича. Уч. Тридент. собора о первор. грехе и оправдании в связи с православным и протестантским учением о том же предмете. 1886 г. 4–18 стр. – Ястребова М. проф. Уч. лютеранских символов о первор. грехе. Киев. 1877 г. 1 и 3 гл. – Беляева Н. Я. проф. Полупелаг. принцип в рим. католичестве (Пр. соб. 1871 г. I т). 333 Символическое протестантство не полагает различая между образом и подобием Божиим в человеке. По их мнению, подобие Божие – тот же образ Божий, только взятый в его высшем обнаружении, – это imago simillima, или, что то же, justitia originalis (См. у Ястребова. Уч. лютер. симв. о первор. грехе. 103 стр.). Новейшее протестантское даже ортодоксальное богословие не следует строго символическим книгам в учении о первобытном состоянии человека (напр. известный Мартенсен). 335 Подробный разбор этого довода см. у В. Д. Кудрявцева в ст. Безусловный прогресс и истинное усовершенствование рода человеческого. Собр. соч. III т. 2 вып. 336 Вот что именно говорит Катрфаж: «ни опыт, ни наблюдение не дают нам ни малейших фактов относительно первого начала человеческого рода. Строгая наука должна поэтому оставить неприкосновенною эту проблему. Меньше удаляется от истины тот, кто признает в данном случай свое невежество, чем тот, кто не сознает его и старается навязать его другим» (Antropologie, 1876. р. 251. См. Рождественского, Апологетика II т. 294 стр.). Опровержение материалистического мнения о первобытном состоянии человека на основании данных самого естествознания см. в кн. проф. Глаголева. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Будем веровать, что момент конечной гибели нашей родины еще не настал, ибо мы имеем пророчество величайшего угодника Божиего св. Серафима Саровского о том, что Россию ради чистоты православия, ею исповедуемого, Господь помилует от всех бед и она будет существовать до скончания века как сильная и славная держава. К этой чистоте своей веры русский народ безусловно возвращается, несмотря ни на какие кровавые гонения, им переживаемые. Ее он свидетельствует своими великими исповедническими и мученическими подвигами. Очевидно, Господь восстановит Россию, и она вновь сделается великой и будет самым могущественным оплотом в мире для грядущей борьбы с самим антихристом и всеми его полчищами. В таком случае на истолковательные слова о. Амвросия мы можем смотреть как на грозный предостерегающий урок, или спасительное руководство, которое побуждает нас всеми нашими силами стремиться к правой вере и благочестию, а в отношении нашей родины усердно молиться, чтобы Господь скорее освободил ее от богоборческой власти и восстановил в ней предержащую царскую самодержавную власть как источник ее возрождения. Впрочем, мы вместе с Зарубежною Русскою Церковью и нашими братьями, страдающими в России, усердно возносим эти молитвы и в силу собственной потребности своего сердца. И один этот факт уже свидетельствует о том, что для Церкви далеко небезразлично, будет ли Россия и впредь возглавляться богоборческою властью. Точно так же небезразлично для Церкви, будет ли в России после советской власти государственной формой правления не царская самодержавная власть, а конституционная или республиканская, что то же – власть народа или толпы. Православная Церковь не может предпочесть власть народа царской власти по той причине, что народоправство не есть Богоустановленная власть, ее нельзя отнести к той, о которой сказал Ап. Павел: нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. 332 Говоря эти слова, Апостол имел в виду форму существующей («сущей») в его время власти, т. е. царскую самодержавную, или единодержавную власть и все ее разветвления в лице отдельных начальников, подчиненных царю. Вот почему он просит Ап. Тимофея совершать молитвы, моления, благодарения прежде всего за царя и за всех начальствующих, чтобы провождать тихую и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте. 333 Только эту царскую власть имеет в виду и другой величайший Апостол Петр, когда призывает христиан ей повиноваться говоря: будьте покорны всякому человеческому начальству (т. е. всякому, по словам митрополита Филарета, от Бога устроенному над человеками начальству) для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. 334

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

324 То есть между тремя и шестью часами утра. Вся ночь у римлян и у иудеев того времени разделялась на четыре стражи, начиная с шести часов вечера, по три часа в каждой страже. 326 Этим иудеи желали получить от Иисуса Христа подобный же чудесный хлеб, или вообще видеть чудо. 328 Хлебом, сшедшим с небес, Господь Иисус Христос называет Себя Самого. Как Бог, Он – Единый Источник жизни всего существующего. 329 В этих и следующих словах Господь учит о Своем теле и крови, предлагаемых верующим в таинстве Святого Причащения. 330 и проч., – по-русски: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». 331 и проч., – по-русски: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Итак, вкушающий тело и кровь Христовы, вступает в самое тесное единение с Иисусом Христом. – Смысл учения о таинстве Святого Причащения отчасти уясняется закланием и вкушением иудеями пасхального агнца, прообразовавшего собою Иисуса Христа. Подобно тому, как иудеи вкушали мясо пасхального агнца, так и верующие в Иисуса Христа в таинстве Святого Причащения принимают пречистое тело и кровь Иисуса Христа, Принесшего Себя в жертву за грехи мира. 332 То есть на небо. Здесь Иисус Христос, как очевидно, предсказывает о Своем славном вознесении. 333 и проч., – по-русски: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». – Под глаголами Иисуса Христа разумеется возвышенное учение Его, которое, как дух, оживляет человека и приводит его к вечной жизни. 335 Несомненно, они пришли уже после праздника Пасхи. Из Евангелия не видно, чтобы Господь в этот год ходил в Иерусалим на Пасху. Не видя Его на празднике, книжники и фарисеи и поспешили прийти к Нему. 336 Так у иудеев назывались устные законы и предписания, касающиеся, по преимуществу, внешней жизни человека. Книжники утверждали, что эти законы и предписания будто бы даны были Моисеем, как и Богооткровенный закон, заключающийся в Библии . Предписаниям старцев фарисеи придавали большее значение, чем заповедям Божиим, за что Господь их нередко и обличал.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

326. «Не понимает того , как расходящееся с собою согласуется: противовратная гармония, как у лука и лиры» (Гераклит. F51). 327. Lowry S. T. The Archaeology of Economic Ideas. Р. 46. 328. Современные ученые иногда приписывают данную работу Теофрасту, ученику Аристотеля. 329. Аристотель. Экономика. 1353b27. 330. Там же. 1344a3. 331. Ксенофонт. О доходах. 2.7. Метеки — отпущенные рабы или чужеземцы, которые имели намного меньше прав, чем граждане Афин. 332. Там же. 2.4–7. 333. Игра, в которой выигрыш возможен только за счет другого. Проигравший теряет столько же, сколько выигрывает победитель. 334. Ксенофонт. О доходах. 3.4. 335. Ксенофонт. Домострой. 1.10–1.12. 336. Понятие value in use означает ценность вещи при ее использовании — какое значение она для нас имеет с точки зрения удовлетворения некой потребности. Value in exchange означает ценность данной вещи с точки зрения относительной количественной ограниченности данного товара на рынке, его способность обмениваться на другие товары в определенных пропорциях. Вода, например, имеет большую value in use, так как без нее жить невозможно. Но ее value in exchange (цена на рынке, например) низкая, так как воды в мире много. 337. Ксенофонт. Киропедия. VIII.II. 338. Lowry S. T. The Archaeology of Economic Ideas. P. 90. 339. «…Сколько денег приносили налоги до заключения мира, на эти деньги управляйте государством и в наступающем году. А сколько денег станут приносить налоги вследствие заключения мира… увеличения ввоза и вывоза товаров, наконец, вследствие увеличения портовых сборов и роста рыночной торговли, — все это вы используйте для того, чтобы появилось как можно больше новых доходов» (Ксенофонт. О доходах. 4.40). 340. Ксенофонт. Домострой. 5.18. 341. Иак. 4:13–17: «Теперь послушайте вы, говорящие: “сегодня или завтра отправимся в такойто город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль”; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того чтобы вам говорить: “если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое”, — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Эти слова призывают рассматривать все события в более широком, мировом контексте, не отделять будущее и ведущие к нему действия от космоса.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

Но совсем другой вид принимали мегалитические центры, когда изображаемое ими небо или его солнце являлось суровым ярым разрушителем, сжигающим и пожирающим своих собственных детей, свежие весенние произрастания. Тогда бамы, недавние блудилищные ложа, превращались в жертвенники, дымящиеся человеческою кровью. «Тебе мало было одного блуда, говорит пророк Иезекииль, 331 сынов своих и дочерей своих, которых ты рождала, ты приносила в жертву, на снедение им», т. е. камням лингам. В другом месте тот же пророк произносит приговор городу крови, совершающему человеческие кровопролития, такими словами: «кровь его среди него, он оставил ее на голой скале (в слав.: на гладцем камени); не на землю он проливал ее, где она могла бы по крайней мере покрыться пылью». 332 Какую здесь можно разуметь голую скалу или выглаженный камень, обагряемый кровью, если не те же мегалитические памятники, имеющие во многих экземплярах особенные приспособления для возлияния крови (так называемые чашечные камни)? Одна из больших мегалитических групп, открытая за Иорданом, в местном предании носит имя ел-Марегат, камни помазанные (кровью). А так как мегалитов в древней Палестине было очень много, так что по изображениям пророков, их можно было найти на каждой горе, под каждым деревом, то отсюда понятны библейские изображения обетованной земли как земли наполненной повсюду кровью. «И пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным ханаанским, и убиена бысть земля их кровьми». 333 Не в этом ли ханаанском культовом обычай оставлять кровь на мегалитических чашечных камнях, как вопиющее своею яркостью свидетельство кровавого жертвоприношения, нужно искать повода для противоположной статьи закона Моисея, по которому кровь даже животного убитого, если она не возливалась на жертвенник скинии, должна была на землю (не на скалу) излиться и быть присыпана землею. 334 В книге пророка Михея 335 израильский народ представляется говорящим: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом неба? Со всесожжениями ли, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов и неисчётными потоками елея? Разве я дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего в жертву за грех души моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010