10 . Ходи по земле твоей, дочь Фарсиса, как река: нет более препоны. 11 . Он простер руку Свою на море, потряс царства; Господь дал повеление о Ханаане разрушить крепости его 12 . и сказал: ты не будешь более ликовать, посрамленная девица, дочь Сидона! Вставай, иди в Киттим; но и там не будет тебе покоя. Стих 10-й рисует переполнение беглецами финикийской колонии Тартеса (Фарсиса) в Бэтии, в Испании, вследствие чего народонаселение этой колонии разливается, как полноводная река по всей Иберии или Испании. (Так Герлах). Между тем другие думают, что смысл 10-го стиха, что „дочь Фарсиса“, т. е. Тирские беглецы исчезают в волнах океана народов, как воды Нила исчезают в море после полноводья (Так Кей). Епископ Петр говорит, что этот стих означает рассеяние Тирян по всей земле. Стихи 11 и 12, по нашему мнению, предрекают уничтожение во всем мире власти потомков Ханаана. От них также отъемлется власть, как от царств Месопотамских, и также передается Яфетидам-Римлянам. Сначала теряют свою независимость все Финикийские города, кроме Тира; он один твердыня моря и владыка кораблей Финикийских; но он падает под ударами Македонян в 332 году до Р. Хр. Сила сынов Ханаана переносится на запад, в Утику и Карфаген и в Бэтис на Гвадалквивир, и к этому повидимому относятся слова пророка: „вставай иди в Киттим!“ Мы напомним, что слово Киттим, не только означает город Кипра Китиум, но имеет еще гораздо более обширное значение. В пророчестве Валаама в Чис. 24Киттим означает мир, лежащий на запад, тогда еще не известный, откуда приидут народы, которые смирят Евера. Они сами померкнут только перед звездой Иакова 922 . Но сказав сынам Ханаана: „иди в Киттим“, Исаия прибавляет: „но и там не будет тебе покоя“. Эти слова очевидно относятся к падению царств, основанных на западе в Киттиме. И действительно, избранные Богом новые властелины вселенной, Иафетиды, с 260 года начинают теснить „дочь Сидона“, „ушедшую в Киттим“, начинают по повелению Божию (ст. 12) „разрушать крепости Ханаана“. В первую пуническую войну Карфаген теряет Сицилию; во вторую преобладание в Средиземном море и часть владений в Испании, в третью Карфаген падает и царство и город окончательно и навсегда разрушены (150–146 до Р. Хр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Неем.3:14 .  А ворота Навозные чинил Малхия, сын Рехава, начальник Бефкаремского округа: он построил их и вставил двери их, замки их и засовы их. «Навозные ворота чинил Малхия, сын Рехава», может быть, рехавит. Хотя, по ( Иер. 35:5–7 ), рехавитам запрещено было строить дома, но, конечно, только для себя. – Беф-Карем (ср. Иер. 6:1 ), начальником округа которого был Малхия, отождествляют с горой Франков, к юго-востоку от Вифлеема. Неем.3:15 .  Ворота Источника чинил Шаллум, сын Колхозея, начальник округа Мицфы: он построил их, и покрыл их, и вставил двери их, замки их и засовы их, – он же чинил стену у водоема Селах против царского сада и до ступеней, спускающихся из города Давидова. «Ворота Источника» получили свое название, вероятно, от близости к Силоамскому источнику и потому их ищут на ю.-в. оконечности холма города. Работавший над этими воротами Шаллум чинил также, по ст. 15, «стену у водоема Селах против царского сада и до ступеней, спускающихся из города Давидова». Водоем Селах обыкновенно отождествляют с Силоамским прудом (ср. Ис. 8:6 ; Ин. 9:7 ), хотя это отожествление не бесспорно (Гутэ). О ступенях или о лестнице, которая спускалась из города Давидова, упоминается еще в ( Неем. 12:37 ). Шик и Гутэ следы их указывают на том месте, где доныне сохранилась тогдашняя поверхность скалы, недалеко от стены (Zett. D. Pal. Ver. 1882, 315). Неем.3:16 .  За ним чинил Неемия, сын Азбука, начальник полуокруга Бефцурского, до гробниц Давидовых и до выкопанного пруда и до дома храбрых. «Неемия, сын Азбука» (Ср. Неем. 1:1 ), был начальником Беф-цурского полуокруга. Беф-цур ( Нав. 15:58 ; 2Пар. 11:7 ), часто упоминаемый в Маккавейских книгах, тождествен с нынешним Beit-Sur, отстоящим на 3 нем. мили к югу от Иерусалима, на запад от Хевронской дороги. Здесь и доныне сохранились остатки древней башни. – Неемия чинил участок стены «до гробниц Давидовых и до выкопанного пруда и до дома храбрых». Гробницы Давидовы или гробницы царского дома Давида находились к востоку от горы Сион. В нынешнем Иерусалиме место их указывается различно (Толк. Библ., прим. к ( 3Цар. 2:10 ) ). Под выкопанным прудом в ст. 16 разумеется, вероятно, какой-либо пруд, выкопанный в недавнее время, незадолго до Неемии, и потому хорошо всем известный. Домом храбрых называлась, можно думать, какая-либо казарма (ср. 2Цар. 16:6, 23:8 ) или дом, в котором помещались стражи храмовых ворот, ср. ( 1Пар. 9:26 ) и ( 1Пар. 26:6 ). Гутэ указывает это место к юго-з. от источника Марии (Zeit. D. Р. V. 1882, 332).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Такое название есть сжатая в одно слово, простое или сложное, формула изучаемой вещи и действительно служит остановкою мысли на некоторой вершине. Систематика химии, минералогии, ботаники, зоологии, и, в меньшей степени, других наук, есть сгущенный опыт много-сот-летней истории человеческой мысли, уплотненное созерцание природы, и, конечно, есть главное достояние соответствующих областей знания, наиболее бесспорное, наиболее долговечное 331 . Недаром Библия проявлением разума первого человека, как бы доказательством его божественного образа и потому его выделенности из ряда всех тварей земных, выставляет наименование Адамом всех прочих тварей: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» ( Быт. 2, 19 – 20 ). Лотце указывает, что голое восприятие предмета не удовлетворяет нас, и нам требуется ввести предмет в систему нашей мысли, а для этого необходимо наименовать его. «Имя свидетельствует нам, что внимание многих других покоилось уже на встреченном нами предмете, оно ручается нам за то, что общий разум, по крайней мере, пытался уже и этому предмету назначить определенное место в единстве более обширного целого. Если имя и не дает ничего нового, никаких частностей предмета, то оно удовлетворяет человеческому стремлению постигать объективное значение вещей, оно представляет незнакомое нам чем-то не безызвестным общему мышлению человечества, но давно уже поставленным на свое место.» 332 Поэтому назвать – это вовсе не значит условиться по поводу данного восприятия издавать некоторый произвольно избранный звук, но, «примыкая, – по изречению Вильгельма Гумбольдта 333 , – своею мыслию к мысли общечеловеческой», дать слово, в котором общечеловеческая мысль, обратно, усмотрела бы законную, т.е. внутренне-обязательную для себя, связь внешнего выражения и внутреннего содержания, или, иначе говоря, признало бы в новом имени – символ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

и ты утвердишься правдою» (54:13–14), или постоянно предполагается. Нет нужды приводить для доказательства других мест книги: чтение почти каждой главы может убедить в справедливости сказанного. – Говоря о плене и будущем спасении, пророк везде предполагает, как и в 1-й части книги Исаии, спасение «остатка», а не всего Израиля (46:3), – спасение «обратившихся сынов Израиля» – 59:20 («придет Искупитель для Сиона и для сынов Иакова, обратившихся от нечестия», – совершенно так же, как и в 1:27; 10:20–23; ср. 49:6:   , «чтобы обратить (возвратить) сохраненных (спасенных)», или «остатки» Израиля): равным образом говорит, что из народов будут спасены «уцелевшие», или что тоже «остаток» 332 (45:20; 66:19). – Встречается в 40–66 главах и другое сродное с понятием «остатка», также характеристическое для пр. Исаии (напр. 4:2; 5:7; 6:13, 11, 1; 27:6; 32:15; 37:31–32 и др.) понятие «отрасли Господа» или «святого семени», напр. в 60 гл., 21: «народ твой весь будет праведный, отрасль насаждения Моего» (60:21, ср. паралл. 61:3 ; ср. 61:9 , как и в 48:19; 65:23; 44:3), или: «так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: не повреди ее, ибо в ней благословение: то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить; и произведу от Иакова семя и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там» (65:8–9). Это основное понятие Исаии о спасении «святого семени» предполагается также в 53:10, 11, где говорится о Рабе Господнем: «Он узрит – семя», «оправдает многих», и в других местах, где об Израиле говорится, как о благочестивом потомстве () Авраама, друга Божия (41:8), или как о потомстве, на котором «Дух Господень, и слова Господа вложены в уста его», которое есть именно «обратившиеся сыны Иакова» – 59:20, 21, или вообще, как о «семени Моем» (Господнем), «благословенном Господом» (61:9) – в противоположность «семени прелюбодеев» и «семени лжи» (57:3...). Правда, в названии: «семя Мое», которое в отделе 40–66 гл. часто прилагается к спасаемому (от плена или вообще спасаемому) Израилю, обыкновенно не выступает прямо понятие «остатка», какое мы видим в 6:9–13, – 13: «святое семя будет корнем ее»: здесь «остаток» есть в то же время «святое семя», или только «обратившиеся к Господу» сыны Израиля, ср. 1:27, 9; 10:20–23, а не весь народ. Но если название: «семя Мое» в отделе 40–66 гл. нередко употребляется, по-видимому, о всем Израиле, то следует помнить, что спасение от плена у пророка мыслится, как нераздельно связанное с понятием вообще спасения, или что тоже «обращения к Господу»: отсюда и избавленный из плена народ мыслится, как «обратившийся к Господу», как «святое семя»: при более точной речи пророк всегда разъясняет, что спасение принадлежит только «остатку», как действительно «обратившимся к Господу» (ср. особ. 65:8... 12... и вообще 65 и 66 глав.). –

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

После этого царь пришел с Аманом на пир к царице Есфири и опять спросил Есфирь: «Какое желание твое, царица Есфирь? Я готов дать тебе даже полцарства». Есфирь сказала: «Если я нашла благоволение твое, царь, даруй жизнь мне и народу моему, потому что проданы мы на истребление». Царь спросил: «Кто это такой, кто отважился сделать так?» «Этот враг – сказала Есфирь, – вот этот злобный Аман». По слову царя накрыли лицо Амана 518 . Тут один из слуг сказал: «Вот и дерево, которое приготовил Аман для Мардохея, стоит у дома Амана». Царь сказал: «Повесить его на нем». Амана повесили. Имущество Амана царь отдал Есфири, а власть его передал Мардохею. Затем, по повелению царя, был разослан новый указ, которым предписано было не приводить в исполнение указа об истреблении иудеев, и дозволялось иудеям в 13-й день двенадцатого месяца стать на защиту жизни своей и убивать врагов своих. По этому указу иудеи в назначенный день истребили в Сузах 500 человек, а в областях Персидского царства 75000 человек и, кроме того, на другой день, с разрешения царя, истребили в Сузах 300 человек врагов своих. В память этого события иудеи установили праздник Пурим (жребия), потому что Аман бросал жребии, чтобы назначить, в какой день истребить иудеев 519 (кн. Есфирь). Иудеи под властью Александра Македонского (5177 год от сотворения мира, 332 год до Рождества Христова). Построение Самарийского храма Бог чрез пророка Даниила возвестил, что царство Персидское будет покорено царем Греции ( Дан. 8:20, 21 ). Когда настало время исполниться этому определению Божию, царь греческий Александр Македонский вступил с войском в Персидское царство, разбил персидских полководцев, потом самого персидского царя, Дария (Кодомана), и осадил город Тир. Отсюда он послал иудейскому первосвященнику Адую (Иаддаю) требование, чтобы он с народом своим покорился ему и прислал помощь и продовольствие для войска. Но первосвященник отвечал, что он клялся быть верным царю персидскому Дарию, и не может изменить ему. Такой ответ сильно прогневал Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Нужно также отметить, что по учению Церкви в аду существуют места с разными степенями мучений. «Души благочестивых находятся в лучшем месте, а злые и беззаконные – в худшем…» 331 , – читаем мы у Иустина Философа . И о вечном нахождении в Аду ветхозаветных праведников учение Церкви тоже не говорит. По словам митрополита Макария, в некоторых местах преисподней «…могли обитать, – конечно, без подобных страданий – даже ветхозаветные праведники до самого пришествия к ним Христова» 332 . Поэтому мнение о том, что Иаков с Иосифом будут вечно мучиться в Аду, которое «Свидетели Иеговы» приписывают Церкви, на самом деле не является православным. Известно также, что праведники по попущению Божию могли являться из недр ада живущим на земле, чтобы открыть им волю Господа. Такое событие описано в истории царя Саула и Аэндорской волшебницы. Когда последняя по просьбе царя, оказавшегося в неблагоприятной политической ситуации, вызвала из ада душу пророка Самуила, произошло следующее: «И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел?… завтра ты и сыны твои будете со мною…» ( 1Цар. 28:15;19 ) То есть Самуил находился после своей смерти в некотором месте, куда по его пророчеству должен был попасть после смерти и Саул. Различные толкователи по-разному интерпретируют это место. Некоторые считали, что под видом Самуила царю явился некий демон или призрак, но, как мы уже отмечали в предыдущей главе, в книге Премудрости Иисуса Сына Сирахова содержится пояснение на этот эпизод, из которого явствует, что Саулу говорил именно пророк Самуил ( Сир. 46:23 ) (46:20 По Септуагинте) 333 . В Псалмах святого царя Давида мы также встречаем идею о том, что после смерти люди оказываются в аду. Причем, если для любящих Бога остается надежда на Спасение, то для забывших Господа предполагается тяжелая участь: «Да обратятся нечестивые в ад, – все народы забывающие Бога» ( Пс. 9:18 ). «…нечестивые же да посрамятся. Да умолкнут в аде» ( Пс.30:18 ). «Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад…» ( Пс. 54:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Но, проведши В посте и молитве сорок дней и сорок ночей, Он, наконец, взалкал. В это время приступил к Нему искуситель и сказал: „если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами“. Но в ответ на это Христос только указал Своему искусителю на ветхозаветное писание: „не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих“ ( Втор. 8: 3 ). Не успев в этом, искуситель предлагает второе искушение – броситься вниз с кровли Иерусалимского храма, ссылаясь уже на писание с своей стороны, хотя и ложно его применяя: „ибо написано, говорит он: ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не пре­ткнешься о камень ногою Твоею“ ( Пс. 90: 11, 12 ). Но Христос отклонил от Себя и это искушение, указав опять-таки на ветхо­заветное писание: „не искушай Господа Бога твоего“ ( Втор. 6:16 ). Наконец, сатана прибегает к последнему средству, против которого трудно бывает устоять обыкновенному человеку. С высо­кой горы он показывает Христу все царства мира и славу их и говорит: „все это дам Тебе, если Ты падши поклонишься мне“ . Но Христос с достоинством отогнал от Себя искусителя. „Отойди от Меня, сатана, – сказал Он, – ибо написано: Господу Богу тво­ему покланяйся и Ему одному служи“ ( Втор. 6: 13 ). После этого диавол отошел от Него, а ангелы приступили и служили Ему. Такова фактическая сторона этого события по повествованию трех первых евангелистов. Какое важное значение три первые евангелиста придавали событию искушения Господа нашего Иисуса Христа – видно из того, что, опустив все раньше случившееся (Марк) и непосредственно следо­вавшее за ним (Матфей, Марк и Лука), они в своей евангель­ской истории от искушения прямо переходили к общественному служению Иисуса в Галилее после того, как Иоанн Креститель уже был взят Иродом под стражу. В этом отношении Евангелие от Иоанна представляет весьма заметное уклонение, которое особенно бросается в глаза евангельским критикам 332 , впрочем не потому, что евангелист Иоанн совершенно ничего не говорит об искушении Господа нашего Иисуса Христа, а потому, что евангельские критики не видят даже никакой возможности вставить где- нибудь это событие в его Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Слова пророка над всякою крепостью он смеется: насыпает осадный вал, и берет ее относятся, безусловно, к искусству взятия крепостей халде­ями, к войнам Навуходоносора. Однако уж очень напоминает это описание взятие неприступного города Тира Александром Македонским. Это отмеча­ет толкователь книги пророка Аввакума св. Кирилл Александрийский . Само название древнего финикийского города Тир (Цор, ) означает «скала». Город Тир состоял из двух частей. Одна из них находилась на скале на не­большом острове и была совершенно неприступной крепостью. Другая нахо­дилась на материке и именовалась Пале-Тир. При городе находились две га­вани, с которых финикийцы вели обширнейшую по тем временам торговлю. Халдейский Царь Навуходоносор тринадцать лет держал в осаде город Тир. Однако взять его смог только Александр Македонский уже в 332 г. до Р.Х. Александр, затратив огромные усилия и издержки, построил земляную плотину от Тира на материке до Тира на острове-скале, тем самым превратив остров в полуостров. Город был взят, сожжен. Десять тысяч жителей предано смерти, а сорок тысяч продано в рабство. Плотина Александра Македонско­го, превратившая остров в полуостров, в виде руин так и осталась памятни­ком искусства древних завоевателей. Описание посланного нечестивым иудеям Божьего бича – не знавших ни­каких преград халдейских орд и их царя-победителя, пророк завершает сло­вами: 1.11 Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует; сила его – бог его. То было время халдеев, время, когда Бог все и всех предал в руки их. И, как оно в таких случаях бывает, халдеи и их царь все приписали себе, своей силе и своей мощи. Не зная преград и сопротивления, надмевает­ся дух его. Одержав блистательные победы, разорив города и страны, от­строив свой столичный город Вавилон, царь Навуходоносор, расхаживая по царским чертогам, сказал: Это ли не величественный Вавилон, кото­рый построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия! 93 . Так надмевался дух его. И он ходит и буйствует, оставляя после себя развалины и пепелища. Сила его – бог его. Все боги бессильно покорялись его силе, оставалась она одна сила его – бог его. Она безраздельно царствовала всюду.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Мы плохо провели святую Четыредесятницу, и можем ли мы участвовать ныне в этой радости, ибо к радости зовёт нас Церковь – радостно сораспяться и умереть с Господом? Не поздно ещё, не поздно, иди, грядет Господь на вольную страсть. И настанет время, когда Святая Церковь поведёт нас от смоковницы, зачахшей за то, что она не приносила плода, на Тайную вечерю, на предательство в Гефсиманию, к Пилату и Ироду, затем на Голгофу и наконец, позовёт нас соучаствовать в погребении вместе с Иосифом и Никодимом (см.: Ин. 19:38–42 ). Свечи, которые мы держим вместе с ветвями-ваиями, говорят нам о том, что мы должны иметь зажжёнными светильники веры 331 , потому и крещаемые стоят со свечами не только во время Таинства, но и всю литургию. Итак, ныне, встречая Господа, будем иметь светильники наши зажжёнными, принесём Ему одежды наши нетленные, боготканные, а затем мы, люди Нового Завета, должны были бы не только в радости встречать Господа и петь вместе с отроками, но и принести Ему плоды душ наших – ветви добродетелей. Вот чему учит нас нынешний праздник, вот что значит жить со Святой Церковью и встречать Господа, идущего на страсть, вот что значит «днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем: благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних». Аминь. Беседа вторая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне» 332 . Если мы верим, что Христос есть воистину победитель смерти и первенец из умерших ( 1Кор. 15:20 ), то это значит, что не только Христос воскрес, но и мы некогда воскреснем; веруя в воскресение Христово, мы веруем не в Его только, но и в наше воскресение. Господь сказал, что настанет день, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. ...и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Ин. 5:25–29 ). Для всех настанет этот страшный, а вместе с тем и радостный день. Желаем мы этого или не желаем, все мы восстанем из гробов, вызванные словом Божиим от смерти в жизнь, все должны будем подчиниться этому закону, положенному в основу мироздания. Но для одних этот день будет днём величайшей радости, а для других днём ужаса и плача.      

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

326 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жён и триста наложниц; и развратили жены его сердце его ( 3Цар.11:1–3 ). 329 Об историческом значении этого договора свидетельствует хотя бы тот факт, что его копия хранится в настоящее время в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке как символ стремления разных народов к развитию плодотворного мирного сотрудничества. 332 В научной литературе (особенно в XIX в.) также встречается параллельный ему термин «арийцы», однако в XX столетии он был политически скомпрометирован использованием в качестве символа нацистской идеологемы Третьего рейха и потому сегодня в научной литературе почти полностью вытеснен синонимами – «арии», «индоевропейцы». 334 По другому варианту периодизации: Древнее царство (XVIII–XVI вв. до н. э.); Среднее царство (XV в. до н. э.); Новое царство (XIV–XIII вв. до н. э.). 335 Подробнее о «народах моря» см. в гл. XIV. Религия и культура Восточного Средиземноморья и в гл. XV. Религия и культура Эгейского мира в III–II тысячелетиях до н. э. Крито-микенская цивилизация. 336 Macqueen J.G. The Hittites and their Contemporaries in Asia Minor. Thames & Hudson Ltd, New York, 2010. Р. 33. (Пер. прот. О.К.) 337 Анхесенпаатон (Анхесенамун) – третья дочь фараона Эхнатона. Вышла замуж за своего брата Тутанхамона, который скончался в юном возрасте. 340 Bryce Trevor R. The World of the Neo-Hittite Kingdoms. Oxford: Oxford University Press, 2012. Р. 13. (Пер. прот. О.К.) 341 В связи с этим уместно отметить некоторую условность научного термина «хетты» применительно к индоевропейским народам-завоевателям. Термин необходим для того, чтобы отличать культуру пришедшего в Анатолию индоевропейского народа от культуры хаттов – исконного населения Каппадокии.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010