В разд., к-рый условно можно назвать Ритуалом или Бенедикционалом (Fol. 273-286), содержатся формулы благословений (воды, елея, свечей), молитва на благословение брака и др., утренние и вечерние молитвы, уставные указания, а также благодарственные молитвы после Причащения (Fol. 299v - 300). В Миссале из Б. содержится самое раннее свидетельство об обряде благословения пальмовых ветвей в Пальмовое воскресение (PL. 72. Col. 572). В чинопоследованиях, связанных с таинством Крещения, исследователи отмечают сир. влияние. Листы 286-290 представляют собой Пенитенциал, состоящий из 2 молитв и 47 покаянных канонов, в основном ирл. происхождения (из Правил св. Колумбана и др.) или взятых из постановлений поместных Соборов эпохи Меровингов. Листы 296-299 содержат объяснение службы часов, Апостольский Символ веры и канон библейских книг. Иной рукой в рукописи вписаны евангельские глоссы на средневек. латыни (листы 1-7), наставления о времени совершения мессы, чинах церковной иерархии, времени Рождества Христова, покаянии и др. (листы 292-295). Лит.: Wilmart A. Bobbio (Manuscrits de)//DACL. T. 2. Col. 935-939; idem. Bobbio (Missel de)//Ibid. Col. 939-962; The Bobbio Missal: a Gallican Mass-Book/Ed. E. A. Lowe, J. W. Legg. L., 1917, 1920. Vol. 1: Facs.; Vol. 2: Text. 1924; Vol. 3: Notes and studies/Ed. E. A. Lowe, A. Wilmart and H. A. Wilson. 1991r; Gamber K. Sakramentartypen. Beuron, 1958. P. 39; Wright Ch. D. Two Additions to the Bobbio Missal: The Sermon «De dies malus» and «Joca monachorum» (ff. 6r - 8v)//The Bobbio Missal/Ed. Y. Hen. Camb., 2002. А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата ВАТИКАН [Государство-Город Ватикан], гос-во в пределах Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии) ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос)

http://pravenc.ru/text/149407.html

На правление Максимина приходится и мученичество св. Мины . Вместе со св. Гермогеном он был послан из Византия в Александрию, чтобы воспрепятствовать проповеди Евангелия. Вместо этого они обратились в христианство, вызвав негодование императора, к-рый приказал обезглавить их и собственноручно убил мч. Евграфа, открыто протестовавшего против этого осуждения. Св. Мину, сподвижника Гермогена, не следует путать с др. мч. Миной , егип. воином, пострадавшим при Диоклетиане во Фригии, к-рый особенно почитался в Мареотиде, куда были перенесены его останки, и в Александрии, где ему был посвящен храм. Александрийская всемирная хроника. Справа внизу изображения Патриархов Тимофея (в погребальных пеленах) и Феофила. Нач. V в. (ГМИИ. Л. 6r) Александрийская всемирная хроника. Справа внизу изображения Патриархов Тимофея (в погребальных пеленах) и Феофила. Нач. V в. (ГМИИ. Л. 6r) Имп. Константин I Великий (306-337) проявлял благосклонность к христианству. В 312 г. он издал совместно с имп. Лицинием (308-324) эдикт о прекращении гонений на христиан. Год спустя, когда Лициний после смерти Максимина стал правителем всего Востока, включая Египет, эти же императоры издали Миланский эдикт 313 г. , согласно к-рому за каждым признавалось право исповедовать религию по собственному выбору, что обеспечивало полную свободу прежде всего преследовавшимся ранее христианам. От легализации христианства к единому Символу веры I. Мелитианский раскол АПЦ, не успев оправиться от бедствий эпохи гонений, подверглась не менее мучительным испытаниям расколом и ересью. В разгар гонения Диоклетиана и Максимина еп. Ликопольский Мелитий, воспользовавшись тем, что многие егип. епископы либо скрывались, либо находились в заключении, присвоил себе вопреки канонам право хиротонии в чужих епархиях. Осужденный Александрийским Собором 306 г., Мелитий и его сторонники образовали т. н. Мелитианский раскол , с к-рым боролись свт. Петр Александрийский и его преемники святители Ахилла и Александр. Их усилия, подкрепленные решениями Александрийского Собора 324 г. и Всел. I Собора (325), предотвратили распространение раскола, в рядах к-рого оказалось 29 поставленных Мелитием епископов, множество священников и диаконов. Позже, объединившись с арианами , мелитиане вели ожесточенную борьбу со свт. Афанасием I Великим . II. Александрийский престол и арианство

http://pravenc.ru/text/82070.html

Славянский Октоих. 1497 г. (РГБ. Ф. 304. I. 368. Fol. 6r) Славянский Октоих. 1497 г. (РГБ. Ф. 304. I. 368. Fol. 6r) Не сохранилось сведений об авторстве воскресных кондаков, будничных светильнов и стихир, написанных на подобен. Исключением является осмогласный корпус заупокойных стихир на утренней стиховне субботы (имеющий общий акростих), традиционно приписываемых творчеству прп. Феофана Начертанного. Среди рукописных свидетельств нет разногласий в атрибуции воскресных степенн и корпуса 11 воскресных эксапостилариев и утренних стихир; первые обычно надписываются именем прп. Феодора Студита († 826), вторые же - именем визант. имп. Льва VI Мудрого († 912). Слав. печатные О. и нек-рые рукописные сборники (см., напр., РГБ. Ф. 304.I. 20 и 21) 3-ю группу стихир на «Господи, воззвах» вечера субботы, исполняемых в случае отсутствия соответствующих стихир святому дня или же на литии, приписывают творчеству прп. Павла Аморрейского († 1054). Усомниться в правильности такой атрибуции заставляет тот факт, что обнаруженная часть этих стихир в древних греч. рукописях О. X-XII вв. (Sinait. gr. 782, 787 и 795 и Ath. Vatop. 1157) составляет единый корпус песнопений, но представлена в разрозненном виде и без указания автора. Кроме того, в рукописи XVI в. Hieros. Sab. 434 2 стихиры 2-го гласа этой группы надписаны именем Митрофана, еп. Смирнского (IX в.), а 3 др. стихиры помещены в печатном греч. О. в качестве богородична (1-го гласа) и стихир на «Господи, воззвах» (5-го гласа) и стиховне (8-го гласа) наряду с другими, не относящимися к этой группе стихирами и опять без указания авторства. Автором первых воскресных канонов является прп. Иоанн Дамаскин. Атрибуция же вторых, крестовоскресных канонов воскресенья, сопряжена со мн. трудностями, и вряд ли будет правильным приписывать их создание прп. Косме Маюмскому (см.: Hannick. 1972. P. 48; Крашенинникова. Ранневизант. и слав. источники. 2006. С. 315, 317, 360). Действительно, прп. Косма является творцом нек-рых крестовоскресных канонов, выше упоминались его акростишные каноны 2-4-го гласов, однако они не вошли в репертуар совр.

http://pravenc.ru/text/Октоих.html

В ВЗ держава А. В. возникает в апокалиптических видениях прор. Даниила , открывающих ему ход мировой истории и смену великих царств, как третье из четырех последовательно сменяющих друг друга царств - «третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею» (Дан 2. 32-39). В видении зверей, вышедших из моря, его символизирует третий зверь - четырехголовый барс с четырьмя крыльями, т. е. властитель всех четырех сторон света, за к-рым следует время четвертого зверя (Дан 7. 6-8) (А. Петровский. Книга пророка Даниила//Лопухин. Толковая Библия. Т. 7. С. 23-24; 50-51). А. В. («царь Греции») появляется в образе «косматого» однорогого козла, к-рый сокрушает предшествующее (мидо-персидское) царство, символизируемое овном с двумя неодинаковыми рогами; однако и его царство недолговечно и распадается на четыре части (рога, «обращенные на четыре ветра небесных») (Дан 8. 5-14, 20-22; 11. 3-4). Для осуждения власти наследников А. В., эллинистических царей, от к-рых вышел «корень греха», в 1 Макк 1. 1-7; 6. 2 образ А. В. избирается как точка отсчета нового миропорядка и новых страданий для иудеев. Александр Великий на Букефалеекса преследует колесницу Дария. Миниатюра из Кинегетики Псевдо-Оппиана. 1-я пол. XI в. (Marc. Gr. Z 479. Fol. 8v) Александр Великий на Букефалеекса преследует колесницу Дария. Миниатюра из Кинегетики Псевдо-Оппиана. 1-я пол. XI в. (Marc. Gr. Z 479. Fol. 8v) В то же время иудейский историк Иосиф Флавий (I в. по Р. Х.) оставил описание торжественного приема А. В., к-рый устроили иудеи у ворот Иерусалима. А. В. представлен у Иосифа великодушным правителем, к-рый дарует народу налоговые привилегии (разрешил не платить налоги в субботний год, когда евреи оставляли поля под паром) и демонстрирует почтение к Богу иудеев тем, что преклонился перед вышедшим навстречу ему в богослужебных одеяниях первосвященником (Иуд. древн. XI 325-326). Очевидно, что автор стремился возвысить ранг македонца в контексте иудейской традиции: познакомившись к Книгой прор. Даниила, А. В. узнает себя в том «царе Греции», к-рый должен разрушить Персидское царство. Еще до персид. похода македон. царь видел сон, смысл к-рого он понимает только после встречи с первосвященником: его поход происходил по «Божьему предначертанию». По всей вероятности, рассказанное Иосифом Флавием представляет собой легенду, однако не исключающую факта встречи А. В. с иудейским первосвященником (Шифман. С. 92). В более позднем талмудическом иудаизме тенденция к приданию А. В. черт, необходимых в этой системе ценностей для великого исторического персонажа, приобретает законченный вид. Действовавший под покровительством Бога (Йома 69а) царь-мудрец А. В. не только посетил Иерусалим, но и вошел в храм Соломона (Сангедрин 91а; Тамид 31в; Берешит Рабба 61).

http://pravenc.ru/text/64334.html

545 Grabar, 1965, p. 69–70. For an additional interpretation by Corrigan regarding the representation of loca sancta in the ninth-century marginal psalters, see n. 34 above. 546 See, for example, the homilies of John of Damascus against the iconoclasts: Die Schriften des Johannes von Damaskos, III, Contra imaginumcalumniatoresorationestres/Ed. P. B. Kotter. Berlin – New York, 1975. 90 (1.16), 106 (II. 14), 118 (11.19), 139 (III.34); the Acts of the 7th Ecumenical Council, Mansi XIII, 44 ff.; the Refutatio et eversio of Patriarch Nicephoros, ed. Featherstone, 1997, 74 (§33:29–36), 113 (§70:11–12), 165 (§92:57–85), 169 (§92:184–190), 172–173 (§92:259–284), 235 (§142:24–25), 265 (§165:23–31), 272–273 (§17:25–34). See also Corrigan, 1992, p. 40–42. 547 Forthis iconophile argument, see the texts mentioned in n. 56 above. Also, John of Damascus, ed. Kotter, 1975, p. 113–114 (11.16), 140 (111.36), 179 (111.86), 196 (III.131); the Acts of the 7th Ecumenical Council, Mansi XIII, 40CD, 284В, 301BC, 361DE, 377CD; Theodore the Studite’sAntirrheticiand Refutatio etsubversio, PG 99, 352A, 376, 381AB, 448A. In addition see Corrigan (1992), 72 ff. 549 That the object represented is a reliquary is ascertained by the inscription that accompanies a similar object next to the same Psalm verse in the Theodore Psalter, an eleventh-century indirect copy of the Chludov Psalter: “σορς νθα πκεινται τ λεψανα τν γων” (box in which rest the relics of the saints), Der Nersessian, 1970, 27, fig. 65. 550 Chludov Psalter, folios 6r, 26v, 67v, 78v; Pantokrator Psalter, folios 24v, 26v, 30v, 89r, 109r, 112r. In all these cases the Tomb i s painted in the form that can be identified with the actual locus sanctus of the Holy Sepulchre (narrow, as tall as a man, with conical roof). In three other cases the Tomb appears in the Chludov Psalter in a different form: on folio 44r it is shown twice, with the same dimensions as before, but with a cupola instead of a cone at its top (could this be a vague reference to the Anastasis Rotunda, the most characteristic element of which in locus sanctus art i s its dome? See, for example, Bobbio ampullae numbers 15 and 16, Grabar, 1958, pi. XLV; the Sancta Sanctorum reliquary box (fig. 2); and an ampulla similar to those of Bobbio, in the Dumbarton Oaks Byzantine Collection, Vikan, 1982, p. 19–21, fig. 13b and back cover). Finally, on folio 9v of the Chludov Psalter the Tomb is represented as a rounded structure topped by a curtained ciborium, which Grabar has identified with the Temple of Jerusalem, without any further analysis (Grabar A. Essai sur les plus anciennes representations de la ‘resurrection du Christ’//Monuments et Memoires, Fondation E. Piot 63 (1980), p. 105–141, esp. 124). For some suggestions on the rich theological symbolism of this image in relation to iconophile arguments on Christ’s two natures see Evangelatou, 2002, p. 181–208.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К этим же антикизирующим образцам восходит и миниатюра из Симоновского Евангелия (РГБ. Рум. 105. Л. 25 об., 1270 г.), где апостол стоит в 3/4-ном повороте; позднее подобная поза у апостола встречается на фресках - в минейных циклах (в нартексах кафоликонов монастыря Дечаны, 1335-1350; монастыря Козия, ок. 1386-1390), в росписях боковых апсид-певниц, напр. в ц.-триконхе во имя ап. Андрея на р. Треска (1388-1389, мастер митр. Иоанн II Зограф). Античные образцы и мотивы, восходящие к образам размышляющих или пишущих философов, долго использовались в визант. иллюминации. Пишущего М. окружают разнообразные канцелярские предметы на миниатюре ноябрьского Минология (Sinait. gr. 500. Fol. 302r, XI в.); апостол выдвигает дополнительный свиток из стоящего перед ним шкафчика (Ath. Dionys. 12. Fol. 7v, vol. 1, XIII в.), очиняет перо (Ath. Laur. A 113. Fol. 38v, нач. XIV в.; Ath. Dionys. 33. Fol. 22v, 2-я пол. XIV в.), окунает перо в чернильницу (Ath. Pantel. 2. Fol. 55v, XII в.; Ath. Dionys. 38. Fol. 21v, 2-я четв. XII в.), размышляет над лежащим на коленях кодексом (Ath. Dionys. 80. Fol. 27v, ок. 1321 г.), придерживает страницу кодекса, лежащего перед ним на пюпитре (Aht. Cutl. 60. Fol. 56v, XI в.). Он резко склоняется над столом, или тянется к странице (Четвероевангелие Иоанна II Комнина - Vat. Urbin. gr. 2. Fol. 21r, 1122 г.; Четвероевангелие - Lond. Brit. Lib. Burney 19. Fol. 1v, 2-я пол. X-XII вв.); задумывается и касается рукой щеки или губ (Ath. Dionys. 38. Fol. 21v; Lond. Brit. Lib. Add. 21260, XIII в.). Изредка он сидит в таком же кресле, как у ап. Иоанна Богослова (Ath. Dionys. 588. Fol. 14v, нач. XI в.; ярославское Спасское Евангелие - ЯИАМЗ. 15690. Л. 37 об., 1-я пол. XIII в.); вместе с ап. Иоанном Богословом занят написанием текста (Ath. Protat. 11. Fol. 1v, XII в.). Портрет святого как писателя может восходить к изводу учительствующего Христа; так, М. сидит на престоле, указывая перстом на строки в книге, лежащей у него на коленях (Ath. Dionys. 23. Fol. 6r, XIII в.).

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Портрет М. в медальоне среди медальонов с образами Христа и святых - в к-польском Четвероевангелии (Paris. gr. 74. Fol. 1, XI в.), в Евангелии болг. царя Иоанна Александра (Lond. Brit. Lib. Add. 39627. Fol. 6r, 1355-1356 гг.). Кроме того, М. может быть изображен в разных изводах наряду с др. апостолами или святыми вокруг Христа. В составе апостольского чина с древних времен М. представлен на мощехранительницах и др. видах церковной утвари из драгоценных и редких материалов, напр. слоновой кости: на «Апостольской пиксиде» к-польской работы (кон. X - нач. XI в., Художественный музей, Кливленд), на ларце-мощехранительнице (2-я пол. X в., Метрополитен-музей), ларце с розеттами и образами Христа, Деисуса и апостолов (2-я четв. X в., Дамбартон-Окс, Вашингтон). Вокруг Христа могут размещаться образы из Деисуса, в т. ч. 4 евангелистов, как в Евангелии из афонской Великой Лавры (Ath. Laur. A 92. Fol. 1v, X в.), 4 евангелистов, стоящих перед Христом - на миниатюре Ванского Евангелия (Tbilisi. А 1335. Л. 8 об., кон. XII в.). Подобная композиция могла быть составлена из 4 отдельных миниатюр с образами евангелистов, спешащих к Христу, либо это могла быть 4-частная миниатюра с образами апостолов и полностраничная миниатюра с изображением Христа (Vat. gr. 756. Fol. 11v, 70-80-е гг. XI в.; Sinait. gr. 152 a. Fol. 16v, 1346 г.). К этому варианту восходит монументальная икона с образом шагающего М. (кон. XIII в., Иконная галерея, Охрид). Византийский извод был использован в мастерских, работавших для королевств крестоносцев (рукопись из мастерской в Иерусалиме - Vat. lat. 5974. Fol. 3v, ок. 60-х гг. XII в.); с Христом, стоящим перед М. (Bodl. 12. Fol. 28r). Этот вариант иконографии использовали для предметов личного благочестия как, напр., в золотом кресте с перегородчатыми эмалями визант. работы из ризницы собора в Мартвили - образ Богоматери с Младенцем окружен медальонами с апостолами, в т. ч. с М. (X в., Музей искусств, Тбилиси). В паре с др. евангелистами, напр. с ап. Лукой, М. написан на иконе XIII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. С верховными апостолами и евангелистами - на 2-рядной миниатюре к-польской работы из Евангелия Ватопедского мон-ря (Baltim. 530C, 4-я четв. XI в.). М. седой, с бородой средней длины, на нем голубой хитон и зеленоватого цвета гиматий. К подобному же типу многофигурного портрета восходят и мозаики апсиды собора в Чефалу (1148) с образами апостолов, в т. ч. с М. В апостольском чине образ М. входит в иконостасы (поясные образы) афонских храмов - напр., в Хиландарский чин (XIV в.). Позднее сформировалась композиция Собор апостолов, в которой также обязательно присутствует фигура М., напр., на иконах к-польской (1-я пол. XIV в., ГМИИ им. Пушкина) и новгородской работы (1432, НГОМЗ).

http://pravenc.ru/text/2562632.html

500 The guards appear in the Chludov Psalter, folio 26v and in the Pantokrator Psalter, folios 30v and 109r, in the last case together with the Myrophores. There are more miniatures where the soldiers and/or the Myrophores appear next to Christ’s Tomb, suggesting the event of the Resurrection, while Christ himself is omitted (Chludov Psalter, folios 6r, 44r, 67v; Pantokrator Psalter, folios 89r, 112r). Brubaker L. Vision and Meaning in Ninth-Century Byzantium, Images as Exegesis in the Homilies of Gregory of Nazianzus. Cambridge University Press, 1999, p. 302, mentions the theological implications of humans witnessing Christ’s Resurrection in the art of the ninth century. Byzantine theology considered the fact that Jesus was seen and touched by people as proof of his Incarnation. In this context are mentioned various relevant events from the Gospels, and I. John, 1, 1 is frequently cited (“That which was from the beginning, which we have heard, which we have seen with our eyes, which we have looked at and our hands have touched – this we proclaim concerning the Word of life”). See, for example, the Acts of the 3rd Ecumenical Council, Mansi IV, 633D, 648E, 677AB, 692D, 756AB, 1196A, Mansi V, 9A, 25B212A-E; the Acts of the 6th Ecumenical Council, Mansi XI, 425B-D, 477D. Also, in relation to Christ’s representation in images, the Acts of the 7th Ecumenical Council, Mansi XIII, 164D, 256A-C, 282E; Patriarch Nicephoros, Antirrheticus I, PG 100, 292A; and Theodore Studite, Refutatio et sub- versio, PG 99, 444A, to mention just a few cases. 501 Rom und Byzanz, Schatzkammmerstucke aus bayerischen Sammlungen/Ed. R. Baumstark, Exhibition catalogue, München 1998, no. 9, p. 84–90. 502 Volbach W. Elfenbeinarbeiten der Spatantike und des frühen Mittelalters. Mainz, 1952, no. 111, pl. 33. 503 Weitzmann K. Eine vorikonoklastische Ikone des Sinai mit der Darstellung des Chairete//Tortulae: Studien zu altchristlichen und byzantinischen Monumenten, Römische Quartalschrift. Suppl. 30, Rome, 1966, p.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Константин Африканский с пациентами. Миниатюра из медицинского сборника. XIII в. (Bodl. Rawl. C. 328. Fol. 6r) [лат. Constantinus Africanus] (нач. XI в., Тунис - до 1098/99, мон-рь Монте-Кассино, Италия), бенедиктинский мон., переводчик медицинской лит-ры с арабского на лат. язык. Основные биографические сведения о К. А. известны из сочинений Петра Диакона (1-я пол. XII в.), хрониста мон-ря Монте-Кассино . Согласно его рассказу, имеющему, вероятно, легендарные черты, К. А. происходил из Карфагена (неясно, имел ли автор в виду одно из поселений на месте руин древнего города, близлежащий г. Тунис или даже столицу Зиридов г. Кайруан, в к-ром находился центр медицинской науки). Покинув родину, К. А. в течение 39 лет обучался различным наукам в «Вавилонии» (по мнению разных исследователей, Каир или Багдад), Индии, Эфиопии и Египте. По возвращении К. А. на родину соотечественники из зависти решили его убить, и он был вынужден тайно отплыть в Салерно (Юж. Италия) и жить там, выдавая себя за нищего. Этот сюжет, по всей видимости, восходит к жизнеописанию др. знаменитого насельника Монте-Кассино Павла Диакона (VIII в.), однако имеет под собой и реальную основу - факт массовой миграции населения в результате вторжения в Магриб из Египта племени бану хиляль в 50-х гг. XI в. Учитывая интерес К. А. к медицине (в Салерно в то время функционировала 1-я в Зап. Европе медицинская школа), он, вероятнее всего, покинул Сев. Африку после 1057 г., когда был завоеван Кайруан. По протекции посетившего Салерно брата «вавилонского царя» (аббасидского или фатимидского халифа?) К. А. снискал расположение герц. Роберта Гвискара ( 1085); следов., он находился в городе уже после его захвата норманнским правителем (1076). Граф Аверсы Ричард I (1049-1078; c 1058 князь Капуанский) подарил К. А. ц. св. Агаты близ Аверсы. Впосл. по протекции Альфана, архиеп. Салерно (сохр. фрагмент его рекомендательного письма), К. А. был принят в мон-рь Монте-Кассино, во владение к-рого, т. о., перешла ц. св. Агаты. В обители он получил всестороннюю поддержку аббата Дезидерия (впосл. папа Римский Виктор III ), с именем к-рого связан расцвет Монте-Кассино, в частности монастырского скриптория. К. А. занимался переводами и подготовил неск. учеников. Высказывалась необоснованная гипотеза о том, что в 1087 г. он мог участвовать в совместной экспедиции флотов Генуи и Пизы, организованной при поддержке папы Виктора III, против тунисского г. Махдия, оплота мусульм. пиратов.

http://pravenc.ru/text/2057060.html

К. А. Битнер Иконография Самостоятельные изображения М. достаточно редки. Его образ, как правило, встречается в пророческих и календарных циклах. Характерных атрибутов, кроме пророческого свитка и устоявшегося колористического решения одежд, образ М. не имеет. Чаще всего М. представляют старцем. Самые ранние известные примеры - это миниатюры из Россанского кодекса (Rossano. Museo Diocesano. 042. Fol. 7v, VI в.), иллюстрация «Притчи о добром самаритянине», на к-рой М. изображен юным в группе 4 пророков; старцем, в рост, в паре с пророком Ионой, он представлен в Евангелии Раввулы на листе с таблицей канонов (Laurent. Plut. I 56. Fol. 6r, 586 г.). В средневизант. время в подавляющем большинстве случаев М. предстает в образе старца, как, напр., на миниатюрах в рукописях «Толкование на Книгу пророков» (Vat. Chig. RVIII 54. Fol. 41, 950 г.), «Толкование на Книги пророков» (Национальная б-ка в Турине; Taurin. B. I. 2. Fol. 11v, кон. X - нач. XI в.); на мозаиках XII в. в центральном нефе базилики Сан-Марко в Венеции, на фресках ц. во имя вмч. Георгия в Ст. Ладоге (ок. 1167). В визант. лицевых минологиях представлена мученическая кончина М. (низвержение в бездну) и погребение, объединенные в единую композицию; пророк представлен на них средовеком (Минологий имп. Василия II - Vat. gr. 1613. P. 298, 1-я четв. XI в., К-поль; Императорский минологий - Walters. 521. Fol. 36, 2-я четв. XI в., К-поль,). В Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 51v, 1327-1340 гг.) в верхней левой части листа помещена полуфигура М.- старца с седой бородой. В поздневизант. время изображение М. входит как в пророческие циклы, напр. мозаики ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле (ок. 1315), ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия, ок. 1320), ц. Богородицы Одигитрии в Пече (Косово и Метохия, ок. 1337), ц. в честь Вознесения Господня в мон-ре Раваница, Сербия (ок. 1387). В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) М. описан как «старец с остроконечною бородою» (Ерминия ДФ. Ч. 2. 16. С. 82).

http://pravenc.ru/text/2563828.html

  001     002    003    004    005    006