Помимо традиц. иконографии в поствизант. период были разработаны новые сюжеты, связанные с темой Апокалипсиса и Второго пришествия. Румын. митр. Анастасий Кримкович (1608-1629) организовал в мон-ре Драгомирна скрипторий, где создавались иллюминированные рукописи ( Popescu-Vilcea G. Miniaturi romaneti. Bucur., 1998. P. 44). В неск. рукописях в разных композициях представлено совместное изображение прав. Еноха, И. и ап. Иоанна Богослова как 3 провозвестников Второго пришествия: в Четвероевангелии (1609) и Псалтири со Служебником (ок. 1602) - Музей монастыря Драгомирна; в Четвероевангелии (1615) (Sl. 11345) и Служебнике (1616) (Sl. 9182) - Музей национальной истории, Бухарест; в Апостоле (1609-1610) (Vindob. Slav. 6); в Четвероевангелии (1617) (Национальная б-ка, Варшава. Akc. 10778). Интерес к этим святым был обусловлен развитием на Западе иконографии Апокалипсиса. В упомянутых рукописях присутствует ряд совместных изображений 3 святых, иногда в разных иконографических вариантах, повторяющихся неск. раз в пределах одной рукописи. В Апостоле (1609-1610) совместное изображение прав. Еноха, И. и ап. Иоанна Богослова встречается дважды. В Первом послании к Коринфянам ап. Павла внизу листа (Fol. 143r) изображена Богоматерь с Младенцем на троне, перед Которой коленопреклоненные прав. Енох, И. и ап. Иоанн Богослов. Миниатюра соотносится с текстом Послания: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся» (1 Кор 15. 51). На миниатюре, предваряющей Послание к Филиппийцам ап. Павла, святые изображены в рост, их благословляет Иисус Христос, у прав. Еноха и И. в руках развернутые свитки, у ап. Иоанна - Евангелие (Fol. 215r). Также в рост со свитками святые представлены и в Четвероевангелиях 1609 г. (Fol. 12r) и 1615 г. (Fol. 8v). На миниатюре в Псалтири со Служебником (ок. 1602) все трое изображены сидящими на скамье, их благословляет Господь Вседержитель, кроме свитков в руках прав. Еноха - цветы, И.- посох, ап. Иоанна - перо (Fol. 42r). В Служебнике (1616) святые изображены в рост, верхнюю часть листа занимает композиция «Сопрестолие» (Fol. 14v), а после текста литургии Преждеосвященных Даров изображена «Похвала Пресв. Богородицы», где среди пророков - И. (Fol. 131v). В части Псалтири этой рукописи трое святых представлены на листе под изображением Св. Троицы - сидящими, со свитками и с Евангелием, их благословляет Христос Еммануил (Fol. 5v), и в рост на фоне церкви, перед ними коленопреклоненный митр. Анастасий, вверху в облаках - Иисус Христос (Fol. 196v). На листе с вкладной надписью митр. Анастасия в верхнюю часть рамки включены изображения 3 святых, получивших наименование «эсхатологическая триада», а также прав. Иоакима в предстоянии Иисусу Христу (Fol. 197r) ( Poirot E. Le juste Henoch, le saint prophete Elie et saint Jean le Théologien//Ars Transsilvaniae. Bucur., 2008. Vol. 18. P. 133-144).

http://pravenc.ru/text/389301.html

563 Рукопись Студеницкого сборника (Отечник, f. 1–199, и Законник) первой трети XV в. сербской редакции (Собр. Югосл. Академии, IV d 114) (Mosin 1955, 68, к сожалению, без начальных слов): ff. 20v-22r (к Макарию Египетскому относятся ff. 4–5, 8v, а также без имени f. 93v). 565 Издано (с разночтениями по трем рукописям): ВМЧ, стлб. 1981–1983. Всего в Измарагде 119 глав. Описание Царского и Успенского списков ВМЧ (ГИМ Син. 176 и 988): Протасьева 1970, 798, с. 193–195; 786, с. 177–178. Описание содержания Царского списка: Горский Невоструев 1886, с. 71 (л. 990 об.); Успенского списка: Иосиф 1892, стлб. 182 (л. 756); Софийского списка: Абрамович 1907, с. 55 (л. 526а-с) (очевидны орфографические варианты по сравнению с Царским списком, не показанные в издании ВМЧ). 566 Рукопись «Книга Агапия (Избранные слова, законы и устав святых отцев)», близкая по составу к Отечникам (Патерикам), серб. редакции середины XVI в. (Собр. Югосл. Академии, III a 43) (Mosin 1955, 79 сл.): 16, f. 99v (с. 80). 567 Постатейного описания сборника нет. Рукопись конца XIV в. (сборник смешанного содержания). Описание рукописи: Протасьева 1980, 14–15. Сведения взяты из: Творогов 1988b, с. 201, 11; Творогов 1999, 37. 568 Патерик-отечник середины XVI в. в собрании Бигорского монастыря св. Иоанна Предтечи (шифр М-4), л. 248–250 (Мошин 1971, 282, по описи 101 [МБ М-4]). В этой рукописи (как и во многих из тех, на которые мы ссылаемся), в других местах есть слова Макария. 571 Опис. Солов. рук. КазДА, с. 562–591 (317 л., 164 главы). См. л. 161 об. Ныне, если не ошибаемся, ГПБ, Солов. собр. 359/270. 573 Опис. слав. рук. I, с. 327 (=227 правильной нумерации), 203 (1574). 164 главы, нач. XVI в. (ныне собрание рукописей Троице-Сергиевой Лавры хранится в составе ОР РГБ). Постатейного описания нет, поскольку, по уверению описи, состав и нумерация глав совпадает с 202 (отличия отмечены при описании 202): однако сохраняется ли в 203 сбой оглавления и текста 202? Слово издано (с небольшими сокращениями): Архангельский 1890, т. III, с. 50–51, откуда мы заимствуем сведения об авторе, названии и начале произведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

В визант. певч. рукописях К. упоминаются чаще всего в связи с песнопениями вечерни (см., напр., Пападики Ath. Konstamon. 86. Fol. 39v, 1-я пол. XV в.); функции К. иногда приписываются чтецу (напр., в Пападики Ath. Cutl. 457. Fol. 104v, 106, 2-я пол. XIV в.), по мнению Г. Статиса , вслед. смешения терминов (см.: Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 30-31). Должность К. засвидетельствована и в канонических текстах, напр. в «Епитимиях», приписываемых свт. Иоанну Златоусту ( Ioan. Chrysost. Epitimia. 73 [: Spuria]. 55// Pitra. Spicilegium. 1858, 1963r. Vol. 4. P. 461-464). В канонических ответах еп. Иоанна Китриота (1-я пол. XIII в.) говорится о протоканонархе (см.: Darrouzès. ΟΘΘΙΚΙΑ. P. 175, 539). Протоканонарх и К. упомянуты в трактате о византийских церковных и придворных должностях Псевдо-Кодина (XIV в.; Pseudo-Kodinos. 1966. P. 356), в нотициях по списку 1359 г. Marc. 183 (Fol. 244-244v) (см.: Darrouzès. ΟΘΘΙΚΙΑ. P. 265, 272, 569); в поздневизантийском перечне церковных должностей по списку 2-й пол. XV в. Vindob. Jur. gr. 8 (Fol. 124v) они занимают 42-е и 43-е места, опережая только чтеца (см.: Darrouzès. ΟΘΘΙΚΙΑ. P. 572). Литургические указания о протоканонархе содержатся в кафедральном Типиконе с монашескими элементами Athen. Bibl. Nat. 2047 (Fol. 8v), составленном при свт. Симеоне , архиеп. Фессалоникийском († 1429) (см.: Θουντολης. 1976. Σ. 134). В системе чинов К-польской Патриархии периода турецкого господства присутствовали протоканонарх для правого клироса и 2-й К. для левого клироса ( Βουδορης. 2007. Σ. 47-49). В сер. XX в. на каждом клиросе патриаршего храма насчитывалось по 10 К., это были мальчики от 10 до 14 лет, произносившие следующие песнопения и чтения: ипакои (2-й К.); кондак и синаксарь или минологий (протоканонарх); стихи антифонов праздника; стихи к «Аллилуия» в чине венчания; на патриаршей литургии - «Слава Отцу…» перед «Единородный Сыне», Трисвятое, «Господи, спаси благочестивыя», «И услыши ны» и славление (φμη) патриарха, Апостол, «Тебе поем» (иногда), «Един Свят»; на повечерии - «Нескверную» и «И даждь нам»; на царских часах - «Днесь раждается» мелодическим речитативом в стиле чтения Евангелия (протоканонарх) и «Руку твою прикосновшуюся» (2-й К.); в Великую пятницу - «Днесь висит на древе» (протоканонарх) ( Θαρσογλου. 2007. Σ. 149-154).

http://pravenc.ru/text/1470231.html

На основе данных певч. рукописей можно предположить, что И. Г. был не только мелургом, но и автором текстов неск. пятнадцатисложников, напр. умилительной матимы (μθημα κατανυκτικν) «Трезвися, душе моя грешная, и блюди житие» (Νφε, ψυχ μου, ταπειν, κα σκπησον τν βον) на 2-й плагальный глас νενανω (Ath. Xen. 171. Fol. 161). Известны неск. учебных песнопений И. Г.: «Господи, помилуй» по гласам (БАН. РАИК. 154. Л. 9 об.), осмогласник Протеории (называемый также методом метрофонии ) «Господи, благослови» (Lesb. Leim. 459. Fol. 6; РНБ. Греч. 132. Л. 8; 711. Л. 7 об.), стихи Протеории «Господи Иисусе Христе, Боже наш» по гласам (Ath. Philoth. 122. Fol. 15; Lesb. Leim. 238. Fol. 6-6v; РНБ. Греч. 711. Л. 7 об.). И. Г. является автором 2 или 3 теоретических руководств типа «Исон, олигон, оксия, петасти, вария» для изучения мелодических формул (или фраз - θσεις), где каждая невма дается в сочетании с др. знаками (Society of Antiquaries of London. 48. Fol. 7-8v, 1430 г.; Ath. Konstamon. 86. Fol. 13-14v; РНБ. Греч. 498, XVI в. (см. публ.: Герцман Е. В. Петербургский теоретикон. Од., 1994. С. 151-215); Athen. Bibl. Nat. 2837. Fol. 1v - 2, 1457 г.; Lesb. Leim. 273. Fol. 3v - 5; РНБ. Греч. 132. Л. 29 об.). Мануил Хрисаф высоко оценил этот труд И. Г., как и подобные работы его учеников Иоанна Кукузеля и Ксена Корониса. И. Г. также приписывается создание трактата, посвященного ладовой системе октоиха, в т. ч. т. н. серединных гласов (μσοι χοι; см., напр.: РНБ. Греч. 782. Л. 8 об.- 9, XVII в.; см. пер.: Герцман. К загадкам наследия. 1996. С. 226-227). Определение «протопсалт» для раннепалеологовской эпохи, когда уровень всех искусств был особенно высок, свидетельствует о певч. таланте И. Г. и о его успешном служении на клиросе. Неудивительно, что сочинения И. Г. исполнялись в течение мн. веков и стали источником творчества последующих мелургов, а имя И. Г. причислено к именам ряда великих музыкантов последних 8 веков. Лит.: Κουροσης Σ. Ο λγιος οκουμενικς πατριρχης Ιωννης ΙΓ Γλυκς//ΕΕΒΣ.

http://pravenc.ru/text/471114.html

Е. Е. Макаров Иконография Древнейшие изображения М. могли быть включены в состав композиций, представляющих Иисуса Христа с 12 апостолами, такого типа, как, напр., в катакомбах Марка и Марцеллина, Виа-Латина, Домитиллы и др. (все IV в.); на саркофагах Стилихона из базилики Сант-Амброджо и Боргезе (оба ок. 400; Лувр, Париж); на мозаиках капеллы Сант-Акуилино в Милане (ок. 400) и базилики Санта-Пуденциана (10-е гг. V в.); на ставротеке из Музея базилики Санта-Джулия в Брешии (ок. 400); на ампулах Монцы (VI в., Сокровищница собора в Монце). Однако из-за отсутствия надписи с именем и не сформировавшейся к тому времени иконографии и типологии образа М., выделить его из круга др. апостолов не представляется возможным. Самые ранние изображения М., единоличные или групповые, в к-рых евангелист идентифицируется по надписи, сюжету и др. (напр., по символу - крылатый лев или по местонахождению в рукописи - перед началом евангельского текста), относятся к IV-VI вв. Это его изображения на фрагменте саркофага (ок. 325-350, Ватиканский музей); на мозаиках в ц. Панагии Канакарии в Литранкоми на Кипре (30-е гг. VI в.) и в базиликах вмц. Екатерины в мон-ре на Синае (ок. 565-566) и Сан-Витале в Равенне (546-547); на миниатюрах Таблиц канонов в Россанском кодексе (Евангелия от Марка и от Матфея (Rossano. Museo Diocesano. 042. Fol. 8v, 121r, VI в.), в Евангелии Раввулы (Laurent. Plut. I 56. Fol. 10r, 586 г.) и в Четвероевангелии из Британской б-ки (Lond. Brit. Lib. Add. Ms. 5111. Fol. 10v, VI в.); на окладе Евангелия (кон. V в., сокровищница Дуомо, Милан); на пелене «Богоматерь с Младенцем на троне» (VI в., Музей изобразительных искусств, Кливленд); на рельефе «Проповедь ап. Марка» (2-я пол. VI в., Лувр, Париж); на копт. иконе «Св. Марк» (VI-VII вв., Национальная б-ка, Париж). Иконография М. в ранних памятниках весьма разнообразна; в ее основе всегда лежат античные прототипы. На мозаиках Синая и Кипра, на миниатюрах в рукописях из Британской б-ки и Россанского кодекса (Fol. 8v), на кливлендской пелене, на окладе из сокровищницы миланского собора использован оплечный образ М.

http://pravenc.ru/text/2562164.html

Add. 10546. Fol. 352v) и в Сакраментарии Карла Лысого (Paris. lat. 1141. Fol. 6r, 3-я четв. IX в.). Окончательное слияние этих 2 элементов порождает, видимо, М. в форме восьмерки с восседающим внутри нее на сфере Судией (композиция «Majestas Domini» в Библии Вивиана - Paris. lat. 1. Fol. 329v, 845). Эта форма и ее дериваты сохраняются до первых опытов монументальных скульптурных композиций: в 2-частной М. представлен Христос в сцене «Вознесение» на фасаде церкви аббатства Сен-Жени-де-Фонтен (ок. 1020). Такая 2-частная форма М. иногда ассоциируется с цитатой из Иез 1. 28 о двойном сиянии вокруг престола. На основе надписей в миниатюре с коронованием имп. Генриха III и Агнессы в Госларском Евангелиарии (Upsala. Carolina rediviva. Cod. C. 93. Fol. 3v, 1046-1056) Х. Б. Майер утверждает, что двойное сияние указывает на 2 природы Христа ( Meyer. 1961). Однако этот тип М. сформировался по меньшей мере на 200 лет раньше. Одновременно используется традиционный медальон в сцене «Majestas Agni» (Прославление Агнца) в Бамбергской Библии (Bamberg. Staatsbibl. Misc. class. Ms. 1. Fol. 339v, 845-850), в сцене «Поклонение Агнцу» в Золотом кодексе св. Эммерама (Monac. Clm 14000. Fol. 6r, ок. 870). Новая для Запада миндалевидная форма в «Majestas Domini» присутствует в миниатюрах Евангелия Лотаря (Paris. lat. 266. Fol. 2v, ок. 850). Эта форма М. сохраняется в период Оттоновского возрождения, впервые появляясь в монументальной композиции Страшного Суда посл. четв. Х в. (Оберцелль, Райхенау); используется параллельно с М. в виде медальона и восьмерки в памятниках, восходящих к каролингским образцам («Majestas» в Евангелии Геро - Darmstadt. Hess. Landesbibliothek. Ms. 1948. Fol. 5v, 969; «Majestas» в Евангелии Хитды - Darmstadt. Hess. Landesbibliothek. Hs. 1640. Fol. 75, нач. XI в.). В XI в. миндалевидную М. комбинируют со сферой под ногами Христа, напр. в Бамбергском Апокалипсисе (Bamberg. Staatsbibl. Bib. 140. Fol. 10v, ок. 1020). Примечательно, что в IX-XI вв. М. может сопровождать изображение не только Христа или Его символов, но также прор.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТВЕЙ ПАРИЖСКИЙ Матвей Парижский. Фрагмент миниатюры из «Истории англов». 1250–1259 г. (Lond. Brit. Lib. Royal 14. C VII. Fol. 6r) Матвей Парижский. Фрагмент миниатюры из «Истории англов». 1250–1259 г. (Lond. Brit. Lib. Royal 14. C VII. Fol. 6r) [Мэтью Пэрис; лат. Mattheus Parisiensis; англ. Matthew Paris] († май или июнь 1259, Сент-Олбанс, графство Хартфордшир, Англия), англ. монах-бенедиктинец, историк, агиограф. Биографические сведения о М. П. немногочисленны и основаны гл. обр. на его собственных сочинениях, а также на документах из мон-ря Сент-Олбанс и неск. сообщениях англ. хронистов. На основании прозвища Парижский (Parisiensis или, иногда, de Parisius) высказывались предположения о его франц. происхождении или об учебе в Парижском ун-те. Однако такое прозвище было достаточно широко распространено в Англии XIII в. и часто выступало как патроним. Из сочинений М. П. известно, что он воспринимал себя англичанином и скорее всего не получил университетского образования, хотя внимательно следил за деятельностью как Парижского, так и Оксфордского ун-та. По его словам, 21 янв. 1217 г. он вступил в бенедиктинский мон-рь Сент-Олбанс (основан ок. 793 королем Мерсии Оффой на предполагаемом месте погребения мч. Альбана Британского ). Вероятно, сначала он был новицием и через 1-2 года принял монашеский постриг. По-видимому, уже в молодости М. П. был определен на работу в монастырский скрипторий, впосл. стал главным помощником мон. Роджера Уэндоверского, автора обширной исторической компиляции «Цветы историй» (Flores historiarum; изд.: Rogeri de Wendoveri Chronica, sive Flores historiarum/Ed. H. O. Coxe. L., 1841-1844. 5 vol.). После смерти Роджера (6 мая 1236) М. П. сменил его в качестве монастырского хрониста, хотя, по-видимому, не занимал никаких адм. должностей в аббатстве. В составе монастырских делегаций он, возможно, присутствовал при перенесении мощей католич. св. Фомы Бекета в новую раку в Кентербери (7 июля 1220) и на бракосочетании кор.

http://pravenc.ru/text/2562564.html

Древняя грузинская версия ЗЛАТ дает «Perficiamus precationem nostram cum pace» (=ν ερνη как в первом члене синапты). 1263 Последующая грузинская версия по кодексу Graz Georg. 5 читает обычное «Compleamus orationem nostram Domino». 1264 Армянская версия ЗЛАТ вставляет это прошение после (1) : «Ибо небеса и земля полны славы Твоея (Ис. 6, 3), Господу помолимся». 1265 Это же самое чтение приложено к (1) в грузинской ПРЕЖД. 1266 ВАС по Йоханнисбергской версии (процитированной выше) соединяет прошения (I) , (2) . и (9) . 2. πρ τν προτεθντων τιμων δρων [О предложенных]: К προτεθντων нескольких рукописей добавляют κα γιαζομνων [и освящаемых], вероятно вдохновляясь γιασθντων в соответствующем прошении синапты с этисисом перед «Отче наш». 1267 Итальянский кодекс X в. Grottaferrata Γβ VII содержит чтение литании перед «Отче наш» (f. 6r): πρ τν προσκομισθντων κα γιασθντων τιμων δρων, то же самое, что делает версия Пеларга (до 1030 г.) 1268 и грузинская ЗЛАТ по списку Graz Georg. 5 (XIII в.) 1269 Другие кодексы читают προσενεχθντων κα γιαζομνων 1270 или просто τεθντων. 1271 3. Υπρ το γου Οκου τοτου [О святем храме сем]: Константинопольская ВАС X в. по Йоханнисбергской версии опускает прошение (3) из синапты, но добавляет три другие: «Pro civitate nostra», «Pro temperie bona ueris,» «Pro nauigantibus». 1272 Версия Пеларга также опускает (3) и добавляет три: за епископа, государей и за победу. 1273 Но почти все источники с диаконикой дают прошения (3) и (4) из синапты. Несколько ранних источников также вставляют между (3) и (4) другие прошения великой синапты, находящейся ныне в начале литургии. Grottaferrata Γβ IV (f. 21r) X в. и Gb XII (f. 22v) добавляют два прошения о епископе и государе; список X в. Gb VII (f. 6r) – три: за государя, победу и град. У свитка XI в. Parma 1217/2 и ВАС кодекса Grottaferrata Arsenii (1001 г.) есть все обычные прошения после (3) в этом пункте великой синапты кроме прошения за епископа. 1274 Петербург 226 оставляет эти прошения на усмотрение диакона. 1275 4. πρ το ρυσθναι μς [О избавитися нам]:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

568 Изд.: Jacob A. Une euchologe du Saint-Saveur in Lingua Phari de Messine (Le Bodleianus Auct. E. 5. 13)//Bulletin de l’Institut historique belge de Rome. Bruxelles, 1980. Vol. 50. P. 283–364. 569 Fol. 8v–10v; изд.: Duncan J. Coislin 213: Euchologe de la Grande Église/Dissertatio ad Lauream, Pontificium Institutum Orientalium Studiorum. R., 1983. P. 10–12. 572 Список рукописей, содержащих текст византийского чина как двух отдельных чинов, и ранних рукописей, содержащих текст как один чин, см.: Желтов М. Комментарии//Освящение храма: сборник. М., 2006. С. 353. Прим. 1–4. Самый ранний текст, где «освящение» и «энкения» сливаются в одно чинопоследование, – это уже упомянутый Евхологий Paris. Coislin. 213, 1027 г. Fol. 8 v –19 v . 573 Более того, рукописи Grottaferrata Γ. β. II (Fol. 123 v –125 v ), Vatican. gr. 1811 (Fol. 62–64 v ) и Vatican. gr. 1875 (Fol. 117 v –120), датируемые XII в., содержат отдельный чин энкении уже освященного храма, приписываемый патриарху Константинопольскому Нектарию. Чин состоит из отверзения врат храма, положения святых мощей и, отдельно, молитвы на установление (πγνυσιν) престола и во многом сходен с чином энкении в Евхологии Барберини, однако чин освящения престола и храма в этих Евхологиях отсутствует. 574 Церемониал включал в себя прикосновение к дверному столбу нового храма и произнесение формулы освящения: Batiffol P De la dédicace des églises: Dédicace paienne et dédicace chrétienne//Revue des sciences philosophiques et théologiques. P., 1939. Vol. 28. P. 59–60. См. также: Koep L. Dedicatio//Reallexikon fur Antike und Christentum. Stuttgart, 1957. Bd. 3. Col. 643–647 ; idem. Consecratio//Ibid. Col. 269–274 . 577 См.: Gassisi S. Un antichissimo ‘Kontakion’ inedito ed un innografo anonimo del sec. VI. Grottaferrata, 1913. P. 30. 578 «И удовли благодатию и пришествием животворящаго и Святаго Твоего Духа, совершити без осуждения обновление храма сего, и иже в нем жертвенника сотворити освящение» (L’eucologio Barberini. P. 158). 579 «И ниспосли Пресвятаго Твоего и покланяемаго и всесильнаго Духа, и освяти храм сей, исполни его света присносущного, избери его в жилище Твое, сотвори его место селения славы Твоея» (L’eucologio Barberini. P. 158).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Поминовение М. указано в некоторых богослужебных книгах XIV-XV вв. из Туринского диоцеза, в т. ч. в календаре и литаниях из Новалезы (Berlin. SB. Ham. 401. Fol. 3v, 8v), в бревиариях и миссале 1460 г. из коллегиальной ц. св. Лаврентия в Ульксе ( Cazaux-Kowalski. 2006. Vol. 1. P. 38-39, 41-42). В статутах туринского соборного капитула 1468 г. поминовение М. включено в категорию «двойных» праздников (duplex maius; см.: Tuninetti. 1998. P. 233). В позднейших Мартирологах, в т. ч. в офиц. Римском Мартирологе, память М. помещалась под 25 июня. Исключением является лишь Мартиролог нач. XVI в. «Florarium Sanctorum», составитель к-рого, возможно опираясь на некие несохранившиеся рукописные Мартирологи, поместил память М. под 14 дек., сопроводив заимствованным из «Хроники» Сигиберта из Жамблу ( 1112) комментарием: «Епископ и исповедник, прекрасно потрудившийся в составлении и произнесении церковных проповедей; был известен (clariut) в лето спасения 415-e» (см.: ActaSS. Iun. 1867. T. 7. P. 44; ср.: Sigebertus Gemblacensis. Chronica//MGH. SS. 1844. T. 6. P. 306; датировка, вероятнее всего, была сделана Сигибертом на основе свидетельства Геннадия Марсельского). Средневек. Житие М. было положено в основу жизнеописания святого, составленного каноником Г. Бальдесано († 1611) (Vita del glorioso san Massimo vescovo di Torino; ркп. Torino. Bibl. Reale. Misc. 95/7). Автор др. жизнеописания, каноник П. Дж. Галлициа, уделил больше внимания сочинениям М. и попытался критически осмыслить свидетельства источников ( Gallizia P. G. Vita di S. Massimo vescovo di Torino. Torino, 1724). В сер. XVII в. Дж. Ч. Барбера (1577-1660), архиеп. Туринский, обрел мощи М. в башне средневек. замка в Колленьо (не сохр.), руководствуясь народными рассказами о чудесных явлениях и преданием о том, что останки М. были скрыты благочестивыми туринцами во время нашествия варваров. Однако надежные исторические свидетельства, позволяющие отождествить обретенные реликвии с мощами М., которые, по преданию, почивали в ц. Сан-Массимо в Колленьо, отсутствуют (ср.: ActaSS. Iun. 1867. T. 7. P. 43).

http://pravenc.ru/text/2561592.html

   001    002   003     004    005    006