В сводах церковного права XI-XIV вв. («Декрет» Бурхарда , еп. Вормса, «Декрет» Иво Шартрского , Декрет Грациана и др.) относительно вопросов назначения на церковную должность при рукоположении и перехода священнослужителей в юрисдикцию др. священноначалия использовались, как правило, описательные выражения - «in civitate [или in ecclesia] ordinare, constituere» (в город [или в церковь] рукополагать, назначать), «sine titulo non ordinare» (без титула не рукополагать), «alicui ecclesiae addicere» (к к.-л. церкви предназначать) и др.; существительное «incardinatio» или глагол «incardinare» употреблялись при этом лишь в единичных случаях, преимущественно в составе посланий папы св. Григория Великого. В Декрете Грациана представлены каноны, посвященные запрету священнослужителям переходить из одного диоцеза или прихода в другие (Causa 7 quaestio 1, Causae 19, 23, 24, 26, 28 и др.), запрету рукополагать клирика из др. диоцеза и допускать его к служению без письменного согласия его епископа (littera commendamicia) или специального папского предписания (Distinctiones 71-72; Causa 9 quaestio 2 pars 1; Causa 21 quaestio 2; ср.: Liber Extra. III 4. 5), запрету рукополагать без одновременного назначения к определенной церкви (Distinctio 70), а также каноны, регламентирующие совмещения церковных должностей путем комменды (Causa 21 quaestio 1). Однако, несмотря на неоднократные канонические предписания, касавшиеся вопросов И., проблема бродячих (vagi) клириков, покидавших место служения и зачастую занимавшихся попрошайничеством, продолжала оставаться, в результате чего был принят ряд мер, направленных на искоренение этого явления. Так, Тридентский Собор постановил (Conc. Trident. Sess. 21. Decretum de reformatione. Cap. 2), что священнослужителям не приличествует просить милостыню или добывать пропитание к.-л. презренным занятием (sordidum quaestum), а также запретил рукополагать секулярных клириков без предоставления бенефиция , обеспечивающего достойный уровень жизни (ad victum honeste sufficiat). В случае если клирик желал покинуть вверенный ему приход, он мог получить увольнение у правящего епископа только если имел др. источники дохода (наследство или к.-л. денежные поступления - patrimonium vero vel pensionem). Ссылаясь на 6-е прав. IV Вселенского Собора, Тридентский Собор подтвердил запрещение рукополагать клириков без назначения их к к.-л. конкретной церкви или к иному священному месту, а также допускать к служению клириков, покинувших свой приход без санкции их правящего епископа, и странствующих клириков, не имеющих рекомендательных писем (Conc. Trident. Sess. 23. Decretum de reformatione. Cap. 16).

http://pravenc.ru/text/389603.html

Тридцать лет и три года Он ходил по этой земле, над которой теперь висит на Кресте. Сколько пройдено дорог… Галилея, Самария, Десятиградие, Пирея, Иудея… Иерусалим, Иерусалим!.. Сколько раз хотел Он собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и они не захотели… (ср.: Лк. 13: 34). И вот теперь Он висит гор е над Иерусалимом, широко раскинув руки-крылья по концам Креста, силясь обнять любовью Свой город и Свой народ, предавший Его на муки и смерть… Но они пришли на Голгофу, чтобы посмотреть на зрелище и посмеяться над Ним. «Не ведают, что творят» (Лк. 23: 34). Или же ведают и всё равно творят? Или не все в неведении? Первосвященники знают; догадываются и фарисеи – злые «виноградари», не постыдившиеся сына хозяина виноградника, но убившие его ради наследства (см.: Мф. 21: 33–46). Так кто же не ведает? Палачи, легионеры, безграмотная толпа, чернь… Но вожди – князья, начальники, книжники – знают. И творят, ибо возлюбили больше славу человеческую (Ин. 12: 43). Ее и получат. Вместе с возмездием. Ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей, потому что это дни отмщения. И Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников (см.: Лк. 21: 22–24). Но теперь – их время и власть тьмы (Лк. 22: 53). Прощальные слова Матери, любимому ученику… Всё! «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23: 46). «Совершилось», – слышится с Креста (Ин. 19: 30). Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5: 7). Будем плакать… Рейтинг: 10 Голосов: 1206 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Стихира, глас 5-й (на целование Плащаницы) во святую Великую субботу утра//Триодь постная. М.: Издание Московской Патриархии, 1992. Л. 486 об.  Свт. Амвросий Медиоланский в толковании на притчу о блудном сыне пишет: иудеи «просят для себя козленка, зловонную жертву (haedum, mali odoris sacrificium). Иудей требует козленка; христианин – Агнца. Поэтому иудеям выдан Варавва (ср.: Лк. 23: 18), а за нас заклан Агнец (nobis Agnus immolator). Отсюда у них – зловоние преступления (fetor est criminum), у нас – отпущение греха (remissio peccatorum), сладостное по [даруемой] надежде, приятное по плодам. Требовать козленка – значит ожидать антихриста, ибо Христос есть жертва благоуханная (boni odoris est victima)». –  Ambrosius . Expositio Evangelii Secundum Lucam Libris X Comprehensa//PL. Vol. 15. Liber VII. Cap. 213–243. Col. 1756–1764; col. 1763, n. 239.

http://pravoslavie.ru/112021.html

Чтобы примирить эти два противоположных воззрения схоластиков, собор Тридентский в своих определениях совершенно уклоняется от положительной оценки необлагодатствованных усилий человека к достижению оправдания. Признавая сохранение свободной воли в падшем человеке, он самые проявления этой свободы в процессе оправдания рассматривает не в их отдельности, а в связи и во взаимодействии с благодатью, причем решительно утверждает свободное участие человека в своем оправдании и при том участие не пассивное только, в смысле непротивления действию оправдывающей благодати, но и положительное, деятельное, активное (libere assentiendo et cooperan o), считая его необходимым условием для получения благодати оправдания (Sess. VI, cap. 5, can. 4, 5, 9). Что же касается необлагодатствованных усилий человека, то, признавая невозможность посредством их одних достигнуть оправдания и в то же время сохраняя юридическую точку зрения на них, усвоенную схоластиками, он не указывает какого-либо положительного значения им в оправдательном процессе и ограничивается только тем, что в противоположность протестантам, решительно отказывается признать их в собственном смысле грехами (Ibid. can. 1, 7). В частности, собор не отвергает возможности для человека веры, любви, надежды и покаяния без предваряющего действия благодати Св. Духа, но говорит лишь о недостаточности всего этого для достижения оправдания (Ibid. can. 3); не отвергает и возможности доброй деятельности человека в невозрожденном состоянии, но лишает ее лишь заслуживающего значения пред Богом, каковое значение сообщается добрым делам человека единственно благодатью, изливаемой чрез И. Христа 2 . Что касается, далее, протестантов, то они в противоположность католикам, в своем учении об отношении благодати к естественным силам человека в процессе оправдания старались всячески ослабить значение участия со стороны человека в деле его спасения и представить последнее делом исключительно благодати Божией. Исходя из своих воззрений на первородный грех , как на всецелое извращение нравственной природы человека (каковые воззрения и были усвоены ими в целях оппозиции католичеству), они а) отрицают возможность для него всякой истинной доброй деятельности в невозрожденном состоянии 3 и б) совершенно не допускают свободного участия человека в своем оправдании как в начальном, так и в последующих его моментах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yako...

А. В. Назаренко Почитание Мощи В. и А. в XVII - 1-й пол. XVIII в. почивали под спудом в Успенском соборе в Ржеве, над ними была устроена деревянная резная позолоченная гробница и сень с иконостасом, возведенная в 1716 г. на средства Л. И. Челищева. На гробнице находилась икона с изображением В. и А.- вклад ржевского воеводы стольника С. Ф. Обернибесова. В связи с розыском о церковных нестроениях в Ржеве (входившей в сер. XVIII в. в Тверскую епархию), к-рый был предпринят по указу имп. Анны Иоанновны , Тверской и Кашинский архиеп. Митрофан (Слотвинский) в 1745 г. провел расследование о праздновании памяти В. и А. О результатах расследования архиерей писал: «А с которого году, и с чего, и кем то воспоминание и празнество начато, и под тою ли гробницею оный князь и княгиня погребены, и чудеса и исцеления от них кому какие были ль, о том при следствии онаго собора протопоп и протчия священнослужители показали, что не знают, и никакой летописи и записок не явилось». При вскрытии гробницы В. и А. на глубине ок. 4, 5 м обнаружился покрытый каменной и дубовой досками сруб, в к-ром находились 2 дубовых гроба. Однако, как сказано в материалах следствия, «никаких мощей не сыскано», а только «кости гнилые... истленные». Архиерей запретил церковное празднование В. и А., гробницу разобрали. По-видимому, почитание В. и А. сохранялось в Ржеве, несмотря на деканонизацию. Известен список службы В. и А. 50-60-х гг. XIX в. (ГИМ. Барс. 1269, написан на бумаге 70-х гг. XVIII в.), текст копирует службу благоверным кн. Петру и кнг. Февронии Муромским (имена изменены). В. и А. почитались также в старообрядческой среде. В нач. XX в. по В. и А. в Ржеве еще служились панихиды, однако архиеп. Димитрий (Самбикин) включил их имена в «Алфавитный указатель местночтимых святых Тверского края». Церковное празднование В. и А. возобновлено после включения их в Собор Тверских святых, празднование к-рому было установлено в 1979 г. по инициативе Калининского и Кашинского архиеп. Алексия (Коноплёва) . Ист.: НПЛ (по указат.); ПСРЛ. Т. 1-2, 4. Вып. 1 (по указат.). Т. 25. С. 11-112; Heinrichs Livländische Chronik/Hrsg. L Arbusow, A. Bauer. Hannover, 1955. Cap. XVI, 2; XVII 4, 6; XX 3, 7-8; XXI 2; XXII 4; Матузова В. К. , Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь (кон. XII в.- 1270 г.): Тексты, пер., коммент. М., 2002 (по указ.); Голубинский. Канонизация святых. С. 454-459.

http://pravenc.ru/text/159124.html

58 Funk , Kirchgesch. Abhandl. u. Untersuch. 264 59 Collatio XXI, cap. 30 60 Гл. VII 61 Апология II, Ср. Тертуллиан, «О Крещении», гл. 20 62 Правило 85 63 Epist.Iad Himerium. Bingham o.c. 199 64 В рукописных уставах XVI в. Соловецкой и Московской Синодальной библиотеки такая молитва полагается и на полных великопостных литургиях-свв. Златоуста и Василия Вел. 65 Дмитриевский А . Описание литургических рукописей, т. I. . Киев 1895, стр. 133. 66 Правило 6. 67 Epist. Canon. Ad Letojum. 68 Бес. 52 .о тех, которые в Пасху постятся» 69 Бес. 22, „о гневе». 70 Бес. 42. 71 Missale romanum, dominica I Quadragesimae, feria secuuda 72 Funk , ibid. 265 73 Истор. рассужд. о постах, стр. 20, 58. 74 Бес. на Четыредесятницу 75 Так считает уже Кассиан. Collam. XXI, 27, 28. 76 Правило св. апостолов 66 Трулльск. соб. пр. 55. 77 18 оглас. слово, хотя слово ,,Четыредесятница“ могло быть у него уже terminus technicus 78 В послании св. Иоавна Дамаскина о посте есть ссылка на это cbuдemeльcmbo.Migne, s. gr. 95, 71—78. 79 „Да совершается этот пост (т. е. Четыредесятницы) прежде поста Пасхи, начинаясь с понедельника, а оканчиваясь в пятницу; потом начинайте св. седмицу Пасхи (Страстную), постясь во время ея со страхом и трепетом» (кн. 5, гл. 1). 80 „Четыредесятницу до 7 дней св. Пасхи (Страстной недели) церковь обыкновенно проводит в посте; сверх того и шесть дней Пасхи (Страстную неделю) весь народ проводит в сухоядении». 81 69 правило 82 Слово 40, на крещ. 83 Слово 62, о врем. 84 Вот толкование этого места кн. Левит в Талмуде: „Подобно тому, как под «делом», запрещенным в день очищения, разумеется работа, за которую в другом месте (т. е. в законах о субботе) полагается «истребление», так и под «изнурением» разумеется воздержание от такой пищи, за которую в другом месте полагается «истребление», а именно от «оставшихся» (от жертвенного мяса) и от пиггула (мерзкого)» Joma. Siphra achare. Талмуд, перев. Переферковича, Сиб. 1899, II,313. 85 Там же, 814. 86 Joma, VIII, 2 87 VIII, 2 88 Taannith III, 9(а) (3, 3); пер. Переферковича 462

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3680...

§ I. Диалоги Григория Великого (540–604), излагающие в форме вопросов и ответов учение о бессмертии души и жизни за гробом, имели в средние века авторитетное и классическое значение, тем более важное, что в них уже довольно ясно и точно высказана мысль о чистилище (lib. IV, cap. 39; 57), и потому, если позднее католическими богословами когда либо приходилось защищать свое учение о чистилище, то они обыкновенно всегда ссылались на – Григория Великого , 1 на его Диалоги. Для средневековых легенд особенную важность имела четвертая книга Диалогов, на которой прежде всего мы должны остановиться. В этой книге Диалогов, касаясь различных вопросов эсхатологического характера, Григорий Великий разрешает их на основании свидетельств и показаний людей, удостоившихся таким или иным путем общения с Миром загробным. Таким образом, описания экстаза, видения 2 , или рассказы о загробном странствовании 3 у него служат в качестве непогрешимого источника, представляющего факты для подтверждения отдельных богословских мыслей. При этом он излагает двоякого рода вопросы: одни, касающиеся перехода души в вечность и другие – ее загробного местопребывания и жизни: мы рассмотрим эти вопросы и укажем древне-христианские представления и средневековые легенды, однородные с теми, какие у него встречаются 4 . Доказывая, во-первых, что человек духовным оком может созерцать исход души и видеть то, что бывает с нею по разлучении с телом, Григорий Великий ссылается на блаженного Бенедикта, который, по словами его учеников, видел среди ночи, как душа Германа, епископа капуанского „восходила на небо в огненном облаке и в сопровождении ангелов“ 5 . Ученики того же Бенедикта рассказывали, что один монах, по имени Григорий, неожиданно получил откровение – увидел, как душа его брата разлучалась с телом: оказалось, что в это именно время его брат умер (cap. VIII) 6 . О смерти достопочтенного аббата нурсийского Спея Григорий Великий сообщает, что монахи видели, как его душа в виде небольшого голубка исходила из тела 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Entries in Russian are supplied by Lydia Sazonova. Прав никто же . Taken from Faber, Dominica 15 Post Pentecost ten. No. 1 «Timor Domini quam merito in nobis esse debeat», sect. 3 «Quia retro nos peccata nostra praeterita»: «Apost. 1. Cor. 4. ait; Nihil mihi conscius sum, sed non in hoc iustificatus sum.» Правда. Taken from Faber, In Festo S. Nicolai, No. 1 «Quinque talenta ad meritum exercenda et in Ecclesia dispensanda, dispensata a S. Nicolao, quinam defodiant», sect. 2 «Scientia»: «Veritatem tacere, est aurum abscondere, inquit Evagrius.» Published in Panenko and PLDR. Правда и ложь. Taken from Meffreth, Feria 4 Post Iudica, No. 1: «Ista veritas, secundum Bemardum est filia Dei: Mendacium vero est filia diaboli... Si igitur homo relicta Dei filia veritate, copulat sibi vxorem mendacium filiam diaboli, turpiter dégénérât, & magnam verecundiam facit sibiipsi» (Pars hyem., p. 321). Правду глаголющий страждут. Taken from Faber, Dominica 6 Post Pascha, No. 5 «Mali cur bonos oderint, et cur veritatem», sect. 2 «Veritas quoque odio habetur, et causae huius odii: 1. quia adversatur impiis.» II. 1–7 cf Faber: «P. Berthorius Ordinis S. Benedicti in moral. Bibl. 1. II. cap. 19. refert huiusmodi seu historiam seu fabellam in haec verba: «Ferunt duo Idola in eodem tem plo reposita fuisse, quae responsa dabant iis, qui in templo perdidissent aliquid rerum illud depositarum. Ergo iuvenis quidam thesaurum ex illo templo furatus est: quaeritur reus ex Idolo uno, et denuntiatur: sed is ob veritatem proditam confringit Idolo caput.»» II. 7–11 cf Faber: « " Postea nescio quis alius ibidem aliquid perdidit: quaeritur ergo auctor furti ab altero Idolo, sed nullum id responsum dat, nec furem indicat.»’ II. 11–18 cf Faber: ««Tandem post multas oblationes hoc respondet: Tempora mala sunt et homines détério fiunt: sed et si quis loquatur verum, caput ei frangitur.» " Правды безместие . Taken from Faber, ibid. II. 1–16 cf Faber: «Talis ergo est Veritas, quam ferunt de caelo in terram venisse, sed nullibi invenisse hospitium, ideo in plateis remanere coactam, репе obtritam fuisse.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

193 Сам преп. Максим любит прилагать к своим воззрениям термин φιλοσοφα (Сар. de charitate IV, 47 [p.n.I,139]; Ambigua, PG.91, 1129A,1369C,1401D, f.146a. 247B,259a; Quaest. ad Tahl. XXVII, PG.90, 353D, p.65; LII,493A-B, p.142 [p.n.II,96,175–176]; Cap. theol. I,36; II,96 [p.n.I, 221,255]; см. гл. «Три стороны подвижнической жизни», прим. 12 и 14), но это вовсе не значит, что он считал воззрения свои философскими по существу (в нашем смысле этого слова), как, например, думает Preuss, I, p.1–2. В древности термин φιλοσοφα имел более широкий смысл, чем теперь, и означал вообще всякий подвиг духа; любомудрием, в частности, называлось монашеское житие (Евсе-вий Кесарийский, Церк. ист. II,17.5, GCS: Eusebius Werke В. II,1, S.142.24; Созомен , Церк. ист. I, 12,13, PG.67, 896А-В; Дионисий Ареопагит , De eccl. hier. VI.III, 2, PG.3, 533D). 195 Ambigua, PG.91, 1361АВ, f.244a, (cap. quing. V, 100); Quaest. ad Tahl. XL PG.90, 396AB, p.88 [p.n.II, 123] (cap.quing. II,27). 199 Ambigua, PG.91, 1113B,1144A,1149B,1152C-D,1220C,1233C, f.139a. 152b-153a. 155B.157a. 186B.192a-B.Cap.theol. I,84–85; II,15 [p.n.I,230–231,236]. Св. Григорий Богослов , Or.21, n.2,3, PG.35, 1084C-1085A; p.n.II2, 144–145. 201 Quaest. ad Tahl. XXVII,PG.90, 353C, p.65 [p.n.II,96]; LXV, 749C, p.282 (cap.quing. V, 35). Ambigua, PG.91, 1216B-C, f.184b. 203 Quaest. ad Tahl. LX, PG.90, 624A. 621C, p.210–211, 210 (cap. quing. V, 31,29); Mystagogia, prooem., PG.91, 664B-C, p.492–493 [p.n.I, 156–157]. 211 Quaest. ad Tahl. XXV, PG.90, 333C-D, p.54 [p.n.II,85–86]; Cap.theol. I,83 [p.n.I,230]. Везде, где тварное соприкасается с Божественным, преп. Максим вместо объяснений говорит, что Бог все совершает, «как знает Сам» ( καθως οιδεν αυτς): Quaest. ad Tahl. II,PG.90, 272A, p.16; XIII,296A, p.30; XXII,317B, p.45 и др. [p.n.II,35,55,75]; Ambigua, PG.91, 1088C,1156B,1172C,1220C,1249D,1324C, f.27a. 158a,165B,186B,199B,229B. Ad Thomam, PG.91, 1040D, f.107b; Ep.7, PG.91, 440A, p.247; Ep.12, 509A, p.291. Cap.qumg. I,7. Orat. Dom. expos., PG.90, 897A, p.358 [p.n.I, 196].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Во Св. Троице исповедуется беспредельное сращение по естеству ( συμφυια) Трех Беспредельных 256 Сын вечно рождается от Отца 257 , и Дух через Сына 258 исходит от Отца. Среди Лиц Св. Троицы по деятельности в отношении к тварному миру в особенности выделяется Логос. Собственно Он один является в Ней действующим началом: Отец благоволит, Сын действует, Дух усовершает (содействует) 259 . Логосу в отношении к миру принадлежит центральное значение. Он – Творец мира 260 Он и Промыслитель 261 В частности (как уже отмечено выше, стр. 57), Он же является действующим началом и в богопознании: мы познаем, прежде всего, Логоса и лишь в Нем существенно Сущих в Нем Отца и Духа 262 . 245 Mystagogia, 5, PG.91, 676C-677A, p.501 [p.n.I, 162–163]. Термин ареопагитский: De div. nom. IV, 35, PG.3, 736A. 246 Как подготовительная ступень к экстатическому богообщению, это «ведение» называется у преп. Максима «богословским тайноводством» ( θεολογικη μυσταγωγα р.п., Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 396C-D, p.89 [p.n.II,123–124]; Ambigua, PG.91, 1240B, f.194b) и сливается с «таинственным богословием» (Quaest. ad Tahl. XXV, PG.90, 332C, p.53 [p.n.II,84]). 247 Ambigua, PG.91, 1400С, f.258a. Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 396C, p.89 [p.n.II,123]. EP.7, PG.91, 436A, p.245. 248 Cap.de charitate III,30 [p.n.I, 125]. Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 396C, p.89 [p.n.II,123]. Ambigua, PG.91, 1273C. 1397A, f.209a-B.257a. 254 Orat. Dom. expositio, PG.90, 892C-893A, p.355–356 [p.n.I,194]. Mystagogia 23, PG.91, 700D-701A, p.516–517 [p.n.I,176]. Cap.de charitate II,29 [p.n.I, 111] (против тритеитов). Cap.theol. II,1 [p.n.I,233–234]. Cap.quing.I,4,5. Св. Григорий Богослов , см. выше, с.24.1. 255 Orat. Dom. expositio, PG.90, 892AB, p.355 [p.n.I,193–194]. Ambigua, PG.91, 1260D, f.204a. Ad Thomam, PG.91, 1036А-В. f.105a-B. Св. Григорий Богослов , Or.38, n.8, PG.36, 320В-С; p.n.III.3, 198; Or.34, n.8; 39, n.11, 249A. 348A; p.n.III, 155. 215. 258 Quaest. ad Tahl. LXIII,PG.90, 672C, p.238 (Fragm. de Spiritu S., PG.90, 1461C, p.671). Quaest. et dubia 34, PG.90, 813B; Exemplum ep. ad Marinum, PG.91, 136A-B, p.70; ср. Cap.quing. I,4. Св. Кирилл Александрийский , In Joann. liB.II,1 (ad I.33), PG.73, 208C; p.n.XII, 193 (цитуется в Exempl. ep.ad Mar.); ср. св. Афанасия Великого , ep.ad Serap.III, I,PG.26, 625B; I,25, 588C-589A; p.n.III.2, 60. 37–38; св. Василия Великого , De Spiritu S., c.XVIII, §46, PG.32, 152B; p.n.III4, 255–256; ep.38, n.4, PG.32,329C; p.n.VI,83; св. Григория Нисского , Quod non sint tres Dii, PG.45, 133B-C; p.n.IV, 131. К уяснению вопроса см. Преосв. Сильвестра Опыт православного догматического богословия. Киев, 1881, m.II,440 сл., 514 сл., а также Orat. Dom. expositio, PG.90, 876В, р.346 [p.n.I,186].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Доказав, что софист Аполлофан ложно порицает его за то, будто он нечестиво, как казалось Аполлофану, пользуется языческою философией для защиты христиан, он обвиняет затем самого Аполлофана за то, что тот, опираясь на (божественные) законы природы, отвергает божественную мудрость, хотя наученный ею некогда и сам пророчествовал, как это было тогда, когда оба они находились в Илиополе. Увидев затмение, происходившее во время страданий великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Аполлофан, удивившись такому чуду и благоразумно исследуя значение этого солнечного затмения, сказал Дионисию: «воистину это божественные знамения, славный Дионисий» 7 ! Такое значение имеет и самое имя того, кто написал упомянутое послание. 1 Фрагменты эти сохранились на сирийском языке в рукописях Британского музея (кодексы 12151 и 12152) и напечатаны с латинским переводом у Питры в Analecta sacra, t. IV, p. 172–173 и 414–415 и в Prolegomena, p. XXIV. В первой из поименованных рукописей некто Георгий, пресвитер константинопольской церкви, родом из Босры, ссылается на эти фрагменты в доказательство подлинности творений св. Дионисия Ареопагита и называет свидетельство александрийского епископа таким аргументом, который «должен замкнуть уста всем противникам». Ср. Pitra, ibid, р. XXIII. 4 Без сомнения, автор фрагмента имеет в виду одно из приписываемых св. Дионисию Ареопагиту творений: Περ μυστικ ς θεολογ ας πρ ς Τιμ θεον (De mystica theologia ad Timotheum). См. Migne, Patrologiae graecae t. III, ed. 1857, coll. 997 – 1064. 5 Автор творений, приписываемых Дионисию Ареопагиту , часто упоминает о своем наставнике Иерофее и всегда отзывается о нем с величайшими похвалами. См. Sancti Dionysii Areopagitae De divinis nominibus, cap. И X, cap. III S B и III, cap. IV § XIV, cap. X § II; De coelesti hierarchia, cap. VI § II. Migne, Patrologiae graecae t. III, col. 648, 681, 684, 7i3, 937, 200. 7 В послании к Поликарпу нет слов, которые бы точно соответствовали словам Аполлофана; аналогичные же по смыслу слова: τοσα τ στι το τ τε καιρο τ περφυ κα μ ν Χριστ τ παναιτ δυνατ (Migne, ibid, col. 1081), очевидно, принадлежат автору послания, а не Аполлофану.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010