Сар. de charitate II,17 [р. п. I,109]. Св. Григорий Нисский, De orat. Dom. Or.3, PG.44, 1156C; р. п. I,423; Or. cat. 22. 5, PG.45, 60C,24D; р. п. IV,59. 18; De virginitate 12, PG.46, 369C; р. п. VII,342. 403 Prol. ad Tahl. I, PG.90, 253B-C, p.7; 257B, p.9 [р. п. II,26]. 404 Ambigua, PG.91, 1116C, f.140a. 405 Mystagogia 1, PG.91, 668B, p.495 [р. п. I,158]. 406 Ambigua, PG.91, 1348A, f.238A. Quaest. ad Tahl. LXI, PG.90, 628A, p.213 (cap. quing. IV,33). 407 Prol. ad Tahl. I, PG.90, 257A, p.9 [р. п. II,29]. 408 Prol. ad Tahl. I, PG.90, 257А,253С, p.9,7 [р. п. II,29,27]; ср. Quaest. ad Tahl. XVI,301B, p.35 [р. п. II,61]. 409 Quaest. ad Tahl. LIX, PG.90, 604C, p.199 (cap. quing. IV,18). Quaest. ad Theopemptum, PG.90, 1396B, p.636 [р. п. I,204]. В развитии (под влиянием демонов) этой страсти человек дошел до всех видов религиозного заблуждения и даже до безбожия: Quaest. ad Tahl. LXII, PG.90, 653В, p.228; 657В, p.231 (cap. quing. IV,64); LXIV, 697AB, p.252; XXXVII. schol.4, 388C, p.84 [р. п. II,258] (cap. quing. II,24). 410 Prol. ad Tahl. I, PG.90, 253C-D,257AB,257C,260A-B, p.7,9,10 [р. п. II,27. 29. 30]; Quaest. ad Tahl. I,269A, p.15 [р. п. II,33]=cap. quing. I,65 (с сылкой на св. Григория Нисского, по–видимому, на De anima et resur., PG.46, 53A. 57B-C; р. п. IV,234,239 (животные влечения); De virgin. 12, PG.46, 369B; р. п. VII,342; De hom. opif.18, PG.44, 129A-C; р. п. I,149,50); XXXII,373D-376A, p.77. Ambigua, PG.91, 1112B, f.138a. св. Афанасий Великий, Contra gentes 3, PG.25, 8C-9A; р. п. I.2,128–129 (чувственное познание и страсти). св. Григорий Нисский, De virginitate 12, PG.46, 373D-376A; р. п. VII,347 (удовольствие — начало падения). 411 Ambigua, PG.91, 1196А, f.176a. св. Григорий Нисский, De oral. Dom. Or.4, PG.44, 1161C; р. п. I,432; De anima et resur., PG.46, 61B; р. п. IV,242. Немезий, гл.1, PG.40, 532B, p.26. — Троечастное деление души встречается у преп. Максима чаще всего (в особенности в применении к задачам аскетики): Cap. de charitate I,67,79; II,12; III,20,35; IV,15,44 [р. п. I,103,104,108,123,136,138–139]; Quaest. ad Tahl. V, PG.90, 277D, p.21 [р. п. II,40]; XVI, ЗООС. 301В, p.34,35 [р. п. II,60,61]; XXII, schol.7, 324C, p.48 [р. п. II,240] (cap. quing. I,63); XXVII,356C, p.66 [р. п. II,97]; XXXIX, schol.1, 393B, p.87 [р. п. II,258] (cap. quing. II,25); XLIX, 449A, p.118 [р. п. II,153]; schol.11, 461А, p.125 [р. п. II, 277] (cap. quing. II,72. 77); L, 472B, p.130 [р. п. II,164] (cap. quing. II,95); LIV, schol.11, 528D, p.161 [р. п. II,305]; LV, 544A. 548D, p.169. 172 [р. п. II,199. 202–203]; LXIV, 704D. 705C, p.257. 258; LXV, 765B, p.291; Quaest. et dubia 79, PG.90, 852D, p.332. Νους рядом с λγος встречается реже (Ambigua, PG.91, 1112D, f.138b; 1248B, f.198Ь). Указанное деление вообще часто встречается у древних церковных писателей (см. гл.«Мистика св. Макария египетского…», прим. 26,30). 412

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

кн. III, Элег. 12; кн. IV, Элег. 2; Истор. Государ. Российского Карамз. 1, стр. 11, СПб. 1818. Шафарик, Славянские древности, т. 1, кн. 2, стр. 174. Москва, 1837. Шафарик, там же, стр. 6–24. de Rwma…oi peplhsiakTmej to‹j (тоЪто g¦r to‹j Sklabhno‹j тХ presbЪmeron Фпота) Фик ™ij ce‹raj ™lqe‹n ... Theophilact Histor. lib. VII, cap. 2, pag. 253, in tom. III. Histor. Byzant., Venet. 1729. In Synopsi Theophilacti Simocattae, lib. III: Pi de ta per? " (ibid. pag. 175), et in Synopsi lib. VII: Р de ›udomoj lTgoj... Sklabhnon g¦r тХ palaiXn ™kaloanmo (ibid. pag. 250). Strabo lib. VII, pag. 338. 344, Basil. 1571, и указан. выше стат. Эйхвальда в примеч. 42. Strabo ibid. pag. 338, и указан. выше стат. Надеждина в примеч. 42. Истор. Государ. Российского Карамзина, I, стр. 31, СПб. 1818. Влахо-болгарские и дако-словенские грамоты, собран. Ю. Венелиным, Москва 1838 года. Достойно также замечания, что впоследствии времени византийцы называли иногда влахами 1) болгар, 2) всех вообще славян, живших по левой стороне реки Дуная, и 3) славян, обитавших в Фессалии, в окрестностях Пинда. Известия Визант. Истор., собран. Штриттером, ч. IV: о болгарах и влахах, СПб. 1775. Наприм., Кеппен, Ueber Alterth. und Kunst. in Russl. s. 7, Wien. 1822. Plin. Hist. Natur. lib. IV, cap. 12, pag. 217, Paris. 1723. Herodot. lib. 4, cap. 49; Strabo lib. 7, cap. 5; Ptolom. Geogr. lib. 3, cap. 10. У Птоломея по изданию 1545 г. читается даже вместо KrobЪzai, KribЪzoi. У Гелланика в сочинении Etymologicon magnum, под словом — SamTlxij. Strabo lib. 7, pag. 337. 338, Basil. 1571. Leonis Diaconi Historiae lib. IX. Истор. Госуд. Российск. Карамз. I, II, СПб. 1818. Plin. Hist. Natur. lib. 6, cap. 7, pag. 306, et lib. 3, cap. 19, pag. 176, Paris 1723; Diodor. Sicul. lib. 2, cap. 3, in versione cap. 168; Herodot. lib. 5, pag. 153, edit. Stephani. Так называются древнейшие римские карты, составленные частию при императорах Антонине Философе (161–180) и Аврелии Пробе (276–280) по доскам еще древнейшим, частию же при императоре Феодосии младшем (423) по новому измерению римских владений.

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

486 Евсев. Церк. Ист. кн. 5, гл. 7 «Если же они скажут, что Господь совершал такие дела призрачно, то мы поведем их к пророчествам и из них докажем, что как пророчества касательно этого о Нем, так и события их были действительны», – πντα ουτως τερ υτο κα προειρσθαι τ γεγονναι βεβαως. 487 Ruinart. Acta martyr. Achatsi cel Acacit. Ubi sunt magi socit artia tuae? – Acta mart. Perpetuae, Felicitatis et coet. Cap. 16. cum a tibuno castigatius co tractarentur, quia ex admonitionibus hominum vanissimorum verebatur, ne substraherentur de carcere, incantationibus aliquibus magicis, in faciem respondit…. Origen contra Cels. Lib. 1, cap. 6, et coet. – Irenaet adv. Haeres. Lib. 1, cap. 24, pag. 122 edit. Paris. Ann. 1639. «Artes enim magicas operantur et ipsi (qui a Carpocrate), et incantationes… et reliquas malgnationes…. Un quae sunt illorum avdientes homines, et putantes omnes nos tales esse, avertant aures suas a praeconio veritatis. Cf Евсев Церк. Ист. кн. 4. гл. 7. 489 Iust. Martyr. Dialog. Cum Triph. Iud. Cap. 85, по славянск. Переводу 1836 г. стр. 105, Apolog. 2, cap. 6; и др. 491 Такие чувства выражаются, например, в прекрасном месте певой апологии Иустина Мученика , по перев. В Христ. Чтен. 1825 г. часть XVII, гл. 17, стр. 28 и 29, или по изд. Coloniae, anno 1686, Opp. Just. Martyr. Pag. 61; также в послании св. Киприана к Донату, – Patrol. Curs. Comp. Tom. IV, epist. 1, num. III et IV, pag. 198–202, или Христ. Чтен. 1825 года, часть XVIII, стр. 244. 494 Apologia 1, ibidem pag. 58, по изд. В Христ. Чтен. 1825 г. гл. 10, стр. 23, cf Tertulliani Apologet. Cap. 46: Deum quilibet opifex christianus et invenit et ostendit et exinde totum, quod in Deo quaeritur, re quoque assignat; licet Plato affirmet factitatorem universitatis neque inveniti facilem, et inventum enarrari in omnes difficilem. 498 Origen. Contr. Cels. Lib 3, cap. 68, pag. 492; cf. Lib. 3, cap. 56–72; lib. 1, cap. 43, pag. 360. 499 Аполог. 1, гл. 20, по перев. В Христ. Чтен., – edit Coloniae 1686 ann. Pag. 63: γιτνων καρτεραν βου παρακολουθσαντες, συνοδοιπρων πλεονεκτουμνων πομονν ξνην κατανοσαντες, συμπραγματευομνων πειραθντες.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

76 См. системат. Свод существ. Законов 1816г. т.2 Горюшкина руководство к познанию росс. Законодательства. 1. Стр. 136 и след. Вельяминова-Зернова начертание росс. Частного граждан. Права. Ч.1. стр.114 и след. 83 С. 17. de nupt. (5:4). Cod. Justin. eclog. 12, 2. Кормч. Леона и Консть. зач. 2. Гл. 2. М. Blastar. syntag. lit. cap.8. 87 См. выше Амвория, Августина, Василия вел. Тоже говорят законоведы. Theodor. contuar. capitul. cap.24.139. 88 Concil. agath. an 506. concil. epaon. an. 517. can.30. council. arvern. 535. can.12. council. turon.2. an.567. can.21. council. antisid. 378. can.31. 90 Prochir. 7,4.39.72. Eclog. 12,2. Basilic. 28,5;1.60,37;77 сн. Кормч. зак. град. гр.7 гл.4. гр.39. гл.73. Леона и Комст. зач.2. гл.2. 92 Ap. Leunclav. In jure grace. 1. pag.204. Balsamon. ad Photii nomoc. lit. 13. cap.2 Кормч. гл.50. л.241. 95 Harmenop. lib.2. sub nomine Nicephor. Botan. Balsamon. Loco cil. Leunclav pag.165–167. В Кормчей нет. cf. Math. Blastar. lit.b. cap.8. 96 Digest. 23,2 de nupt. const. 3. lib. 38,10. de grad. cognat. const. 4. cod. 5,4. de nupt. const. 17. 99 Cod. Theod. 3,12. de incest. nupt. 2.4. Cod.Justin.5,5. const.5.8.9. cf. Prochir.7,10.39,69. Eclog.12,2.28,14. Кормч. зак. град. 7,10:39,69. Леона и Конст. зач. 2 гл.2. зач. 16. гл.13. 102 Decis. part. Nicolai 4 (1148–51). Jmper. Alexia nov. ap. Leunclav. pag. 134. Decis. Part. Nicolai 3 (1084–1111), – ap. Leunclav. pag. 215. 216. cf. balsam. ad Photii nomoc. lit. 13. Cap.2. M. Blastar. syntag. Lit.b. cap.8. 114 См. замечательное рассуждение об этих степенях родства Дмитрия Синкелла, митрополита кизического Leunclav. pag. 397. Кормч. гл.51. л.242 об. 116 Кормч. гл.50. л.202. М. Властарь замечает: «здесь (в родстве трехродном) нет нужды высчитывать степени, а надобно смотреть, есть ли и нет прямое запрещение известного брака в законах. Особенно же дозволительные браки начинаются с 4-й степени». Blastar. syntagm. 3. cap.8. cf. Demetrii cyzic. responsio ap. Leunclav. pag. 406. 122 Balsamon. ad can.53. trull. et ap. Leunclav. In respons. 1. pag. 384. Кормч. гл.50. л.220 и след. M. Blastar. syntagm. b. cap.8.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 61. «Анналы Краковского капитула» (после 1283 г.) Непосредственное продолжение древнейших польских анналов, которые были начаты, как считается, ок. 1000 г. в Гнезне при кафедральном соборе, а затем, с переносом при Казимире I Восстановителе ок. 1038/9 г. княжеской резиденции в Краков, велись в капитуле тамошнего кафедрала. Ок. 1120 г. список с них лег в основу «Анналов» краковского монастыря Св. Креста (см. 41), чем и объясняется сходство обоих «Анналов» на пространстве XI в. В единственном сохранившемся списке второй половины XIII в. памятник охватывает период с 965 по 1283 г. Ввиду лапидарности содержательно не связанных друг с другом записей контекст «русских» известий не приводится. Издания: Ann. cap.Crac. 1872. Р. 779–816; Ann. cap.Crac. 1978. Р. 21–105. Переводы: На русский язык: Щавелева 1990. С. 148–152 (только «русские» фрагменты; с неточностями). Литература: См. литературу, указанную в 41. 1. 1015. Умер Владимир (Wladimir), князь Руси (dux Ruthenorum) 1770 . (Ann. cap. Crac. 1978. P. 45) 2. 1018. Болеслав Первый побеждает русь (Rutheni) и опустошает [их] землю 1771 . (Ann. cap. Crac. 1978. Р. 45) 3. 1078. Король Руси убит в сражении 1772 . (Ann. cap. Crac. 1978. Р. 51) 4. 1087. Умерла Добронега (Dobronega), жена Казимира 1773 . 1088. Женился Мешко 1774 . (Ann. cap. Crac. 1978. Р. 53) 5. 1135. В 5-е иды февраля 1775 – резня и разорение Вислицы (Wizlicia) 1776 . (Ann. cap. Crac. 1978. Р. 57) 6. 1182. Князь Казимир (dux Kazimirus) победил русь 1777 . (Ann. cap. Crac. 1978. Р. 64) 7. 1205. Роман (Romanus), могущественнейший князь (princeps) Руси 1778 , вознесшийся в гордыне и похвалявшийся бесчисленным множенством своего громадного войска, убит в сражении в Завихосте (Zauichost) Лешком (Lezstco) и Конрадом (Cunradus), сыновьями князя Казимира 1779 , с помощью Всемогущего, который попирает выи кичащихся собственной доблестью, который повергает сильных, а униженных воздвигает. Ибо тогда помощь небес настолько преисполнила храбростью горстку, которая из-за своей усталости и утомления осталась от малого, уже разошедшегося по домам войска названных князей, что когда, обратившись, они смелым натиском напали на бесчисленные фаланги упомянутого Романа, замышлявшего коварным обманом погубить Польшу (Polonia) 1780 , то один обращал в бегство тысячу, а двое – десять тысяч. Помимо неслыханной ярости сечи, рассказывали и о потоках крови, стекавших в Вислу (Wizla); тогда вода в ней изменила природный цвет на красный, и [было] в ней без числа трупов падших от победоносной десницы поляков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

160 Γρηγορου το Παλαμ Περ θεων νεργειν κα τς κατ ατς μεθξεως. Cap. 2. Хрστου. Т. II. Р. 97, 8–12.См.: Idem. Περ νσεως κα διακρσεως- Cap. 19. Xρστου. Т. II. P. 83, 14–15; cap. 20. Xρστου. T. II. P. 83, 31–33, etc. 161 Meister Eckhart. Expositio Libri Exodi. P. 37. LW II. S. 43, 7–9. Цитация гл. 58 «Путеводителя растерянных» Маймонида. 164 Idem. Summa contra Gentiles. I, cap. 30, p. 276: «Possunt igitur, ut Dionysius docet, hujusmodi nomina et affirmari de deo et negari: affirmari quidem, propter nominis rationem; negari vero, propter significandi modum». 165 Meister Eckhart. Predigt 50. DW II. S. 459, 7–8. (Майстер Экхарт. Трактаты. Проповеди. С. 170.) 170 Кроме антиномических теонимов, к речевой практике «пути превосходства» принадлежат суперлативные, тавтологические и рефлексивные. Суперлативные: «Он – сверхсущий, сверхвосхваляемый, сверхизреченный и сверхразумный» (Predigt 80. DW III. S. 382, 6–7); тавтологические: «первоначало первой чистоты и чистота всяческой чистоты», «сокровенный сумрак вечной сокровенности» [Predigt 54 (Pf.). S. 173, 13]; рефлексивные: «Бог есть сущее над всеми вещами стояние (и дальше «сидение». – М.Р.) в Самом Себе» (Predigt 13 a. DW I. S. 224, 12–225, 8). (Май-стер Экхарт. Трактаты. Проповеди. С. 133.) Ср.: Дионисий Лреопагит. О божественных именах. IX, § 8. Во всех этих теонимах по-своему искажается (разрушается) значение легших в их основу слов. 173 Idem. Περ θεας κα θεοποιο μεθξεως. Cap. 27:»... τν ατν διαιρετν κα διαρετον θεν, νωμνον ν τ διακρσει κα ν τ νσει διακεκριμνον, νεκφοτητον αυτο ν τας προδοις διακεκριμνον, νεκφοτητον αυτο ν τας προδοις κα ν τ κινησ εικνητον, μερς μεριζμενον κα λοσχερς μετεχμενον « (Xρστου. T. II. P. 161, 12–15).Cp.:Idem. Κεφλαια κατν πεντκοντα. Cap. 68:» μεριζομνη μερστως «... » μερστως διαστελλμενα» (Sinkewicz, p. 162,1–16), etc. 175 Γρηγορου το Παλαμ Περ θεων νεργειν κα τς κατ ατς μεθξεως.Cap. 2. Хρστου. Т. II. P. 97, 17. Διλογος ρθοδξου μετ βαρλααμτου. Cap. 32. Хρστου.Т. II. P. 194, 27. Ср.: Острогорский Г.Афонские исихасты и их противники. К истории поздневизантийской культуры//Записки русского научного института в Белграде. Белград, 1931. Вып. 5. С. 367–368: «Греческохристианское мышление я бы назвал в существе своем антиномичным. Греческая догматика сплошь покоится на положениях логически друг друга исключающих и уничтожающих, мысля теологически единым то, что логически является множественным, и наоборот, мысля теологически множественным то, что логически едино». О Паламе: «Он становится на путь антиномического мышления, являясь верным продолжателем философских традиций греческой догматики. Его система соответствовала и отвечала самим основам греко-христианского мышления».

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/hri...

193 Сам преп. Максим любит прилагать к своим воззрениям термин φιλοσοφα (Сар. de charitate IV, 47 [p.n.I,139]; Ambigua, PG.91, 1129A,1369C,1401D, f.146a. 247B,259a; Quaest. ad Tahl. XXVII, PG.90, 353D, p.65; LII,493A-B, p.142 [p.n.II,96,175–176]; Cap. theol. I,36; II,96 [p.n.I, 221,255]; см. гл. «Три стороны подвижнической жизни», прим. 12 и 14), но это вовсе не значит, что он считал воззрения свои философскими по существу (в нашем смысле этого слова), как, например, думает Preuss, I, p.1–2. В древности термин φιλοσοφα имел более широкий смысл, чем теперь, и означал вообще всякий подвиг духа; любомудрием, в частности, называлось монашеское житие (Евсе-вий Кесарийский, Церк. ист. II,17.5, GCS: Eusebius Werke В. II,1, S.142.24; Созомен , Церк. ист. I, 12,13, PG.67, 896А-В; Дионисий Ареопагит , De eccl. hier. VI.III, 2, PG.3, 533D). 195 Ambigua, PG.91, 1361АВ, f.244a, (cap. quing. V, 100); Quaest. ad Tahl. XL PG.90, 396AB, p.88 [p.n.II, 123] (cap.quing. II,27). 199 Ambigua, PG.91, 1113B,1144A,1149B,1152C-D,1220C,1233C, f.139a. 152b-153a. 155B.157a. 186B.192a-B.Cap.theol. I,84–85; II,15 [p.n.I,230–231,236]. Св. Григорий Богослов , Or.21, n.2,3, PG.35, 1084C-1085A; p.n.II2, 144–145. 201 Quaest. ad Tahl. XXVII,PG.90, 353C, p.65 [p.n.II,96]; LXV, 749C, p.282 (cap.quing. V, 35). Ambigua, PG.91, 1216B-C, f.184b. 203 Quaest. ad Tahl. LX, PG.90, 624A. 621C, p.210–211, 210 (cap. quing. V, 31,29); Mystagogia, prooem., PG.91, 664B-C, p.492–493 [p.n.I, 156–157]. 211 Quaest. ad Tahl. XXV, PG.90, 333C-D, p.54 [p.n.II,85–86]; Cap.theol. I,83 [p.n.I,230]. Везде, где тварное соприкасается с Божественным, преп. Максим вместо объяснений говорит, что Бог все совершает, «как знает Сам» ( καθως οιδεν αυτς): Quaest. ad Tahl. II,PG.90, 272A, p.16; XIII,296A, p.30; XXII,317B, p.45 и др. [p.n.II,35,55,75]; Ambigua, PG.91, 1088C,1156B,1172C,1220C,1249D,1324C, f.27a. 158a,165B,186B,199B,229B. Ad Thomam, PG.91, 1040D, f.107b; Ep.7, PG.91, 440A, p.247; Ep.12, 509A, p.291. Cap.qumg. I,7. Orat. Dom. expos., PG.90, 897A, p.358 [p.n.I, 196].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

I. Этап деятельного подвижничества. Начало возрождению души полагается в кардинальном обновлении взгляда человека на себя, и в первую очередь в признании своего наличного состояния противоприродным и безблагодатным (Ibid. 1, 4). Такая самооценка сопровождается осознанием своей виновности перед Богом, единство с Которым было прервано по свободной инициативе человека (De quiet. et orat. 4). В результате в человеке созревает вдохновенное волевое решение возвратиться на путь верности и послушания Творцу (Cap. acrostich. 122). Его аскетический подвиг приобретает черты воплощаемого в жизнь покаяния (Al. cap. 2, 5). Отложение «ветхого» человека сопровождается облачением в человека «нового», живущего по велениям Духа Божия и всецело облеченного во Христа, Который есть основание и начало всех добродетелей и на Котором утверждается все доброе (Cap. acrostich. 83). В отношении к природе человека деятельное подвижничество, или борьба со страстями, есть восстановление утраченной цельности природы сведением в единый духовный центр рассредоточенных и разрозненных душевных сил и чувств (Ibid. 7, 98). Кульминацией собирания сердца становится низведение ума в этот духовный центр, осуществляемое действием благодати при напряженном молитвенном усилии подвизающегося (Ibid. 16; De quiet.1). Молитва - основное средство в деле собирания природы, что видно на примере рассеянной грехом памяти: «Исцеление первобытной памяти от коварного и гибельного запоминания помыслов обусловливается ее возвратом к исконной простоте... Память вполне излечивается непрерывным и укрепленным молитвой воспоминанием о Боге, которое, сорастворившись с духом, от предметов естественных направляется к сверхъестественным» (Cap. acrostich. 61). Молитвенное делание составляет основу подвига на каждом этапе совершенствования, производя каждый раз соответствующее действие: «Начало умной молитвы есть действие, или очистительная сила, Святого Духа и таинственное священнодействие ума... середина - просветительная сила и созерцание, а конец - экстаз и восхищение ума к Богу» (Ibid. 111). В молитве достигается цель подвижничества - стяжание благодати, возводящей к обожению (Ibid. 116). Благодать, согласно Г. С., есть «действенная (νεργουμνη) молитва» (Ibid. 119). В таком качестве молитва именуется умной (De orat. 7; De quiet. 1) или сердечной (De quiet. et orat. 3; De quiet. 1), производимой Духом Божиим (De quiet. et orat. 4). Действие молитвы Г. С. называл «дыханием Духа» (Ibidem; ср.: Быт 2. 7), вновь оживляющим разумного человека из состояния духовной смерти. Следуя церковному Преданию, Г. С. подробно описывал психосоматическую технику молитвы (De quiet. 2). Исцеление природы душевных сил сопровождается освобождением от влечения к страстному наслаждению и производимому им страданию (Cap. acrostich. 37, 38; Al. cap. 2). Очищение сердца как итог «невидимой брани» означает также избавление его от парения бесчисленных помыслов и страстных побуждений (Cap. acrostich. 122).

http://pravenc.ru/text/168073.html

701 ς ντοιμος πγεις πρς τν Θεν κατηγρους τος λογισμος φρων τς αθμου σου πολιτεας (cap. 10,17). В латинском тексте, как и в предыдущем примере, вместо «по­мыслов» значится «совесть», продолжающая обличать нерадение монаха (accusatrix ... ignaviae tuae tecum pergit conscientia – сар. , 5:2). Впрочем, латинское conscientia может означать и «сознание», что уже ближе по смыслу к λογισμς. 702 Μηδ παρθ τ λογισμ ς δη τι παρ τος λλους τετιμημνος, μηδ’ ς πιδεικνμευος πσιν τι τοιατης λαχεν χριτος· ε δ μ, φρεναπατ αυτν συληθες τς φρνας κα τς χριτος ζημιωθες (cap. 8, 15)/(non extollatur pro hoc neque in cogitatione sua erigalur tamquam ceteris praelatus, sed nec hoc ipsum omnibus debet ostendere, quod donum gratiae hujus acceperit, alioquin seducit seipsum et ipse decipitur et gratiam perdet – сар. , 4:4). 703 Ср. напр.: μ τερς τις παρεισελθν λογισμς τν νον π’ λλο τι στρφ (cap. 1,23)/tum praeterea cordi nostro et cogitationibus praecipua adhibenda est diligentia. Observandum namque est, ne qua cupiditas, ne qua voluntas prava, ne quod desiderium vanum et quod non est secundum deum, radices in corde nostro defigat. Ex huiusmodi enim radicibus continuo pullulant cogitationes vagae et inutiles... (cap. 1,3:5–6) 704 Букв в греческом тексте: «тогда стал он окружен внутри помыслами» (ς δ στρφετο μν κενος νδοθεν τος λογισμος – сар. 1,34). В латинской версии: «вот он в глубине сердца уже отдается сладострастной похоти, в тайниках своих помышлений уже в преступной связи с нечистой страстью» (paciscitur cum cordis sui concupiscentia et intra arcana cogitationum suarum foedus cum falsa voluptate conponit – сар. 1,4:6). 705 В греческом тексте: ς γρ ες τ φρνημα τοτο λθεν (cap. 1, 48), в латинском переводе: erat enim jam in corde ejus clandestina quaedam turpis ac nefanda cogitatio (cap. 1,6:7). 706 Κα νος νευε κτω, κα ο λογισμο εμβασμος τινας πασχον (cap. 1,49). Надо за­метить, что глагольные формы μβομαι часто употребляются в связи с λογισμς, обозначая «кружение помыслов» – см. напр., Войтенко, 1999. С. 107. В латинском тексте эта подробность опущена.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Epist. Ad Scapul. Cap. 3. 193 Apologet. Cap. 12, cap. 29 – 37. Ad Nationes lib. 1, etc. Vtd Johann. Lavr. Mosheim de aetale Apologetici Tertulliani initioque persecutionis Severi Disquisitionem – in Patrologiae Curs. Compl. Tom. 1, pag. 535 – 560. 196 Там же, кн. 6, гл. 1 и гл. 4–7. Тертулиана книги ad Nationes de Corona militis. De Fuga in persecutione. 201 Tertull. Apologet. Cap. 30 nam et proxime, ad lenonem damnando christianam potius. Quam ad leonem, confessi estis labem pudicitiae apud … atrociorem omni poena et omni morte reputari. Евсев. Церк. Ист. кн. 6. ст. 5. 205 Ruinart. Acta Matyr. Pag. 90–119. Древность актов несомненна между прочим и потому, что составитель их не был чужд понятий монтанистических. 206 Aclii Lamprid. Vita Heliogabal. Cap. 3, 6 et 7 – Dicebat praelerea, Judaeorum et Samaritanrum religiones et christianam devotionem illuctransferendas, ut omaium culturarum secretum Heliogabali (dei) sacerdotium leneret, – pag. 102. 207 In queis et Apollonium, et quantum scriptor temporum suorum dicit, Christum, Abraham et Orpheum, et huiuscemodi deos habebat, – pag. 123/Christo templum facere voluit, eumque inter deos recipere. Quod et Adrianus cogitasse fertur…. Pag. 129. Vit. Alexandri, Aclii Lampridii. 211 Quum christiani quemdam loenm, qui publicus erat, occupasseni, contra popinarii dicerent sibi eum deberi, rescripsit melius esse, ut quomodocumque illie Deus colatur. Quam popinaris dedatur, – Idem ibid. Pag.131. 212 Lactantii Instit. Divin. Lib. 5, cap. 11. Ut doceret, quibus poenis affici oporiereteos, qui secultores Dei confiterentur. 216 Evseb Hist. Eccles. Lib. 6, cap. 34: τοτον κατχει λγος χριστιανν ντα…. θελσαι κτλ В хрониках Евсевия Филипп называется прямо первым христианским государем. 217 Позднейшуу предание дополняет, будто это было в антиохийской церкви, при епископе Вавиле; но Евсевий не слыхал еще этого. 218 См. Историю Зосимы, изд. Боннск. 1837 г. Corp. Script. Hist. Byz, кн. 1, стр. 22–23; кн. 2, стр. 63–72, и там же Reitemeieri Commentar histric.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010