То, что «помысел» способен влиять не только на эмоции, но и на желания, актуализировать одни и уменьшать влияния других, видно из следующих рассуждений. Свт. Афанасий пишет, что преп. Антоний держался необычного «помысла» ( παρδοξος λογισμς) – путь добродетели следует измерять не временем, а желанием и произволением (cap. 7,10). По сути, это «жизненный принцип», который мог определять как внешнее поведение, так и внутреннюю душевную работу. Сам преп. Антоний упражнялся в подвигах, рассуждая (λογιζμενος), что если враг не смог обольстить его плотскими утехами, то будет пытаться искушать его чем-нибудь другим (cap. 7, 3). С плотским желанием подвижник борется рассуждением (λογιζμενος) о Христе и дарованном Им человеку благородстве и разумности души (cap. 5,5). Искушения от бесов (связанные как уже говорилось не только с рассуждением, но с чувствами и мотивациями), по мнению преп. Антония, бессильны, если монахи помышляют о будущих благах и содержат в уме мысль (διαλογιζομνους) о том, что все в руце Господней (ср. Втор.33:3 ; Пс.94:4 ). Как видно из этих примеров «помысел» далеко не всегда имеет отрицательное значение. Однако и упоминаний о лукавых «помыслах» в «Житии» предостаточно. С ними связана определенная, достаточно интересная градация. После того как дьяволу не удалось обольстить преп. Антония с помощью «помыслов», он создает некую внешнюю иллюзию своего присутствия – начинает говорить «человеческим голосом» (cap. 6, 1). Поучая монахов, преп. Антоний говорит, что бесы, оказавшиеся не в состоянии успешно действовать в душе подвижника через лукавые «помыслы», стараются его устрашить, превращаясь в «видения» (φαντασαι), принимая вид женщин, зверей, пресмыкающихся, великанов или воинов (cap. 23, 3). И в том, и в другом случае речь идет уже о неком внешнем, более «явном» воздействии 695 , имеющем целью запугать подвижника и склонить его к греху, тогда как «помысел» в данном случае – это целиком внутренний, психологический феномен. Но подобные примеры еще раз подчеркивает значимость «помысла» именно как психологической установки, указывая на его связь с отдельным поступком или поведением в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

 Bernabé (Beliaev), ob. Fundamentos del arte de la santidad. T.1. N. Novgorod. Editorial de la hermandad del santo Alexander Nevsky, 1995 Parte. III. Cap. 1. § 2. p. 261.  Cit.: Uspensky, P.D. Tertium Organum. San Petersburgo, 1911; Bernabé (Beliaev), ob. Fundamentos del arte de la santidad. T.1. N. Novgorod. Editorial de la hermandad del santo Alexander Nevsky, 1995  Parte. III. Cap. 1. § 2. p. 262.  Uspensky, P.D. Tertium Organum. San Petersburgo,1911; cit.: Bernabé (Beliaev), ob. Fundamentos del arte de la santidad. T.1. N. Novgorod. Editorial de la hermandad del santo Alexander Nevsky, 1995   Parte. III. Cap. 1. § 2. p. 263.  Ver: Bernabé (Beliaev), ob. Fundamentos del arte de la santidad. T.3. N. Novgorod. Editorial de la hermandad del santo Alexander Nevsky, 1997  Parte III. Cap.7. § 5. p. 348.  Ver: Bernabé (Beliaev), ob. Fundamentos del arte de la santidad. T.2. N. Novgorod. Editorial de la hermandad del santo Alexander Nevsky, 1996  Parte. III. Cap. 2-4. pp. 98-314.  Ver: Bernabé (Beliaev), ob. Fundamentos del arte de la santidad. T. 1-4. N. Novgorod. Editorial de la hermandad del santo Alexander Nevsky, 1995-1998.  Bernabé (Beliaev), ob. " El tío Kolia " en contra de... Cuadernos. N. Novgorod. " Biblioteca cristiana " , 2010. 1951. 46. p. 176; comp.:Mt. 24, 4-51, 2 Tes. 2, 3-12. En general, en estos " cuadernos " el obispo Bernabé hace muchas referencias sobre la multiplicación de las transgresiones, el enfriamiento del amor en el mundo,  y otras señales que hablan sobre la proximidad de la Segunda Venida. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/2812120

   Общее (во всех код.) заглавие: «Περ αφης » — De tactu. В издании Con. 4-я глава 4-й книги начинается: «De tactu, qui fortitus est totum corpus, et ejus certitudine et subtilitate».    Т.е., кроме осязания, о котором идет речь в настоящей главе.    У пер.: устроил — ред.    Т.е., две ноздри для обоняния.    У пер.: устроил — ред.    В своем учении об осязании Немесий в большой степени подражает Аристотелю, который в трактате «О душе» подробно рассуждает о значении и деятельности этого чувства (см. De anima, lib. II, cap. И).    Точнее с греч.: «поскольку в этом случае животное подвергалось опасности быть животным или не быть " … и т. д. Эти рассуждения о преимущественном жизненном значении осязания для всех одушевленных существ находим у Аристотеля: De anima, lib. II, cap. 2, §§ 5, 11; lib. III, cap. 12, §§ 1, 6, 7; cap. 13, §§ 1, 2; cp. De sensu et sensilibus, cap. 1, pag. 682.    У пер.: иного — ред.    Aristotle, ibidem, III, 13, § 1.    У пер.: специально воспринимает — ред.    Ср. Aristotle De anima, II, 6, § 1—2.    Т.е., осязательные ощущения глаз испытывает как тело вообще, а цвета воспринимает исключительно (у пер.: специально — ред.) как зрительный орган.    Ср. Aristotle De anima, III, 12, § 7 sqq.    У пер.: исходящим, ред.    Буквально: «то болела бы не уязвленная часть, а мозг».    Т.е. играет (в данном случае) роль мозга, имеет то же значение, что мозг.    Эта мысль взята у Галена: см. Evangelides Zwei Kapitel aus einer Monograph über Nemesius, S. 30.    Буквально: «некоторое сочувствие, соощущелие (συνασθησιν τνα); лат. — аналогия восприятия.    У пер.: специально — ред.    Точнее: «специальным объектом чувственного восприятия для осязания является " … То διου αισθητο означает «специальный объект чувственного восприятия».    У Немесия, как и у его учителей — древних философов и физиологов, мы не встречаем еще разграничения собственно осязательных и мускульных ощущений. Для последних было придумано специальное чувство — мускульное — английским психологом Бэном. Все, перечисленные здесь объекты осязательных ощущений указаны Галеном в De natur. facult., 1, 6; ср. De temperam. II, 3 (цит. по Domanski, S. 109, прим. 2); ср. Aristotle De anima II, 11, § 10.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

472 Tertull. Apologet. Cap. 3 «Славный человек – Кай Сей, только, вообразите, христианин! – Удивляюсь, Лющий – такой умный человек, и вдруг сделался христианином… Слышали вы? Эта дама, такая развязная, такая любезная, – этот молодой человек, такой милый, такой веселый волокита, – сделались христианами!!!» 474 См. Историю гонений при Домициане, выше – стр. 131, – и со времени Траяна, стр. 133. Деян. 16, 20 и 21: сии человецы возмущают град наш, Иудее суще, и завещавают обычаи, яже не достоит нам приимати ни творити, Римляном сущым. Cf. Tertull. Apologet. Cap 21 edit. Patrol Curs. Compl. Tom. 1, pag. 392. 475 То есть, паства – в противоположность клиру, – христианский народ,составившийся, судя по свойству присисываемого ему действия, из уверовавших иудеев, или, что тоже, христианский по вере и иудейский по происхождению и обрядам. См. Послание Поликрата еп. Ефесского в Церк. Ист. Евсевия кн. 5 гл. 24. – Даже Тертуллиан , говоря о враждебности неверовавших Иудеев христианской Церкви, называет их по отношению к христианам в сравнении с язычниками семейными врагами, vid. Apologet. Cap. 7: tot hostes ejus, quot extranei, et quidem proprot ex aemulatione Iudaei…. 480 Там же , – Gallandii Biblioth. Tom. 1, pag. 603 πειδ δναμς στι το ρρτου πατρς, κα οχ νθρωπεου λγου τ σκυη. – 482 Tertull. Apolog. c. 21. Nam nec ille se in vulgus eduxit, ne impit errore liberarentur, ut et fides, non mediocri praemio destinata, difficultate constaret. 483 Евсев. Церк. Ист. кн. 5, гл. 7, где собраны и еще некоторые свидетельства об этом из сочинения против ересей. 484 Epist. Ad Scap. Cap. 4. Здесь можно вспомнить места из второй апологии Иуст. Муч. гл. 6 и 8; Ориг. Прот. Цельса кн. 1, гл. 6 и 46, edit, de la Rue, pag. 324–325 et 361–362; и проч. 485 Si et magi phantasmata edunt, et jam defunctorum infamant animas; si pueros in eloquium oraculi elidunt, si multa miracula circulatorils praestigiis ludunt, si et somnia immistunt babentes semel invitatorum angelorum et daemonum assistentem sibi potestatem, per quos et caprae et mensae divinare consveverunt: quanto magis illa potestas… Tertull. Apologet. Cap. 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

190 Ibid. Cap. 2, р. 23. MeyendorfT, p.683, 10–22. Ср.: Aiovvoioc; о " Ареопаупцс,. Пер1 Getcov ovojaaxcov. XI, § 6. Suchla. S. 222, 3–223, 14. 191 Meister Eckhart. Dazbuochdergotltchen troestunge. Кар. 1. DW V. S. 9,4–20. (Maucmep Экхарт. Трактаты. Проповеди. С.40–41.) Ср. примеч. 45, ч.I. 192 Острогорский Г.А. Афонские исихасты и их противники. К истории поздневизантийской культуры//Записки русского научного института в Белграде. Вып. 5. С. 369: «Между трансцендентным и имманентным устанавливается нечто среднее и посредиичествующее». 193 Meister Eckhart. Expositio sancti Evangelii secundum Iohannem. P. 14–22. LW III. S. 13, 4–19, 2. Ср. тезисы о святости и святом: Idem. Liber Parabolarum Genesis. P. 69–71.LW I. S. 535, 4–537, 9. 195 Idem. Predigt 14: «dat ouen was, dat wart in. du salt geinneget werden inde van dich seluer in dich seluer, dat hey in dir sy. neit, dat wir eit nemen van deme, dat bouen ons sy; wir solent in ons nemen inde solent neimen van ons in ons seluer» (DW 17 S. 237, 9–12). (Майстер Экхарт. Трактаты. Проповеди. С. 135.) 196 Γρηγορου το Παλαμ Περ θεων νεργειν κατ τς κατ ατς μεθξεως . Cap. 16.Xρστου.T. II. P. 109, 5–10. 198 Γρηγορου το Παλαμ Περ θεων νεργειν κατ τς κατ ατς μεθξεως. Cap. 37. Хрστου. Т. II. Р. 122–123. 199 Idem. Περ θεων κα θεοποιο μεθξεως.Cap. 7.Xρστου. Т. II. Р. 142, 27–29. Meister Eckhart. Daz buoch der gotlichen trcestunge. Кар. 1. DW V. S. 10, 18–20. 200 Γρηγορου το Παλαμ Περ θεων νεργειν κατ τς κατ ατς μεθξεως. Cap. 37. Т. II. P. 123, 9–15. 201 Meister Eckhart. Dazbuoch der gotlichen trcestunge. Kap. 1. DW V. S. 12, 10–15. (Майстер Экхарт. Трактаты. Проповеди. С. 42.) В переводе сохранена эллиптическая конструкция экхартовского предложения. 202 Γρηγορου το Παλαμ Περ θεων νεργειν κα τς κατ ατς μεθξεως.Сар.40.Хρστου. Т. II. Р. 125, 18–21. 204 Meister Eckhart. Predigt 2. DW I. S. 39, 1–0, 4.(Майстер Экхарт. Трактаты. Проповеди. С. 92.) 207 Διονσιος ρεοπαγτης. Περ θεων νομτων. IV,§14. Suchla, S.160,4–5. Коммент. Максима: PG 4, 268 В.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/hri...

   Iornand. De Gothorum origine et rebus gestis. Cap. 24; ст. cap. 23 et 5 (211).    Romanorum termini protenduntur ad Danubium (и самою крайнею северною провинцией римлян была именно Малая Скифия). Anno 449 transeuntes discendi gratia, quinam trans Danubium habitant, invenerunt Sclavinos gentem inermem. Constant. Porphyr. De admin. imp. Cap. 29 apud Stritter. T. 2. P. 20 (265).    Iornand. De Gothorum origine et rebus gestis. Cap. 5 (211) и Нестор, сличен. Шлецером. 1. 440—441. СПб., 1809 (80).    Известия византийских историков. 1. 48. СПб., 1770 (142).    Это Скифь по списку Радзивиловскому, а по другим Скуфь или Великая Скуфь.    Повествов. о России Арцыбашева. 1. С. 7. Моск., 1838 г. (12).    Новым подтверждением этой мысли может служить то, что вся приморская страна между устьями Днестра и Дуная, где обитали тиверцы и угличи, еще в VII в. называлась славянским именем – Углом, от которого, по всей вероятности, произошло и самое название угличей. Около 678 г., пишут Никифор патриарх (Breviar. Р. 100. E. R. 8 (167)), Феофан (Chronic. P. 297. E. R. (270)) и Анастасий Библиотекарь (Anastasii. Р. 113. E. R. (153)), Аспарух, третий сын Куврата, поселился с дружиною своею на Дунае за Днестром, в месте, которое на языке туземцев называлось Oglus... (Записки Одесск. общ. истор. и древн. 1. С. 252 (77)).    См. выше примеч. 81.    Ptolem. Geograph. Lib. III. Cap. 10, edit. 1533 (251). Кстати заметим, что в латинской карте Лоттера первой половины прошлого века (Transilvaniae, Moldaviae, Walachiae, Bulgariae nova et accurata delineatio (222)) близ самого города Tomi, где в 17 г. по Р. X. скончался Овидий, находится урочище под именем Owidowe lezero. Если действительно существует такое название, происхождение которого естественно возводить до времен самого Овидия, то не новое ли это доказательство, что геты, на которых так жалуется Овидий (Trist. Lib. III. Eleg. 9, 10 (242)), говорили языком славянским? (Русский истор. сборник Т. 6 Кн. 1 и 2. С. 385—386. Моск., 1843 (134)).    Thracia complectitur regiones minores quinque unamque maximam, quam Sclavorum genera viginti quinque incolunt, in quorum locum subvenerunt Gothi... (Фракия состоит из пяти меньших областей и одной обширной, которая населена двадцатью пятью племенами славян, на месте которых прежде были готы... (лат.).) Mosis Chorenen. Hist. Armeniae. Lib. III et epitome Geographiae. Londoni, 1736. P. 347 и 439 (232).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1762 К этому именно выводу приходит Rud. Liechtenlian после тщательного исследования положения пророчества в различных гностических сектах. Die Offenbarung im Gnosticismus. SS. 5–42. 1763 Ипполит старается доказать, что маркосиане не христиане, а пифагорейцы (Philos. VI 52: ο Χριστο μαϑητς, λλ Πυϑαγρος. Migne, PG, t. 16, col. 3282В.). Очевидно сами они считали себя христианами. Наассены себя только одних называли христианами (Philos. V9: κα σμν ξ απντων νϑρωπων ες χριστανο μνοι ν τ τρτ πλ παρτζοντες τ αυστριον κα χριμενοι κε λλ χρισμανι κ κρατος, ς Λαβδ. Migne, PG, t. 16, coll. 3159–3160). Когда гностиков называли еретиками, они протестовали, как это известно о валентинианах. (Iren. Contra have. III 152. Migne, PG., t. 7, col. 918A – В. Сочинения, стр. 273). Маркион и Валентин несколько раз обращались к Церкви, пока не были отлучены окончательно (Tertullian. De praescriptionibus, cap. 30. Migne, PL., t. 2, col. 49A.). Маркионит Мегефий в диспуте с Оригеном настаивает на том, что он христианин (См. Disputatio Origenis cum Megethio Manichaeo, I, 8. Dr. C. P. Caspari. Kirchenhistorische Anecdota nebst neuen Ausgaben patristischer und kirchlich-mittelalterlicher Schrifien, I. Christiania. 1883. pp. 12–13). Срвн. Епифания, Панарий, 27: они (карпократиане) присвоили себе именование христианина и соблазняются ими языческие народы. Творения, ч. 1, стр. 182. Tertull. Adv. Valentinianos, cap. 27: plane et ipsi imaginarii Christiani. Migne, PL., t. 2, col 620A. 1765 Ptolom. Epist. ad Floram. 10: μετ κα το κανονσαι πντος τος λγους τ το Σωτρος διδασκαλα. Epiph. Haer. 337, Migne, PG., t, 41. col. 5860. Творения ч. 1, стр. 374. 1767 TertuII. De resurrect. carnis, cap. 63: hae (haereses) sine aliquibus occasionibus Scripturarum andere non poterant. Migne. PI.., t. 2, col. 934B. Cfr. de praescr. cap. 15: Sed ipsi de scripturis agunt. et de scripturis suadent. Aliunde scilicet snadere nun possent de rebus fidei, nisi ex litteris fidei? Migne. PL., t. 2, col. 33A. cap. 39: sine scripturis (haereses) esse non possunt. col. 65 A.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если прежде человек необходимо подчинялся «закону греха» (Ibid. 81) и постоянно испытывал на себе его разрушительное действие, то силой благодати в нем утверждается иной закон - «закон духа жизни» (Рим 8. 2), к-рый «говорит и действует в сердце... освобождает его от закона греха и смерти» (Cap. acrostich. 19). Жизнеподающая благодать Духа Божия возводит человека от прежнего рабства к новому принципу существования, деятельным проявлением к-рого становится «закон заповедей», т. е. «сердечно проявляющаяся непосредственная вера», через к-рую «струится всякая заповедь и производит просвещение душ, в которых тогда являются следующие плоды истинной и деятельной веры: воздержание, любовь и... богодарованное смирение как начало и укрепление любви» (Ibid. 24). Вера, определяемая Г. С. как непосредственная (Ibidem), благодатная (Ibid. 29), живая (Ibid. 19), действенная (Al. cap. 1), обнимает закон духа жизни и закон заповедей и трактует их тесную связь как «исполнение заповедей духом» (Cap. acrostich. 28). Достигший в аскетическом подвиге бесстрастия (πθεια) в своей очищенной природе являет осуществленным необходимое условие для непосредственного и таинственного богообщения. Это - безмолвие (συχα - Ibid. 83, 111) природы человека, уединившегося в бесстрастии от страстного волнения - непрестанного становления страстей и достигшего молчания (σιγ) внешних чувств (Ibid. 59, 116). Такое умиротворение природы - свидетельство чистоты сердца или сердечного безмолвия - является восстановлением ее первозданной цельности (Ibid. 41), хотя совершенное нетление тела остается достоянием буд. века (Ibid. 8, 45, 46). II. Этап духовного совершенства (созерцание и обожение). Таинственное богообщение вступивших в покой бесстрастия принимает характер свободного, личного соединения с Богом «в один дух и тело» (Ibid. 41), сопровождаемого непосредственным созерцанием и познанием Божества, Которое познается через причастие Ему (Transf. 5). Борьба со страстями и этап очищения органично перетекают в богосозерцание, просвещение и соединение с Богом (De quiet. 1, 8; Cap. acrostich. 127). Человек становится действительно словесным существом (Transf. 23), храмом Духа и священнодействующим по воле Его (Cap. acrostich. 7), стяжает в сердце «землю кротких, [которая] есть Царство Небесное, или богомужное состояние Сына [Божия]» (Ibid. 47).

http://pravenc.ru/text/168073.html

2. Здесь помещено послание к Стефану епископу Салоникскому, которому посвящен этот перевод. Предисловие это, равно как и весь дионисиевский перевод, отпечатаны в лучших сборниках правил у Гардуина (Collect. concil. Т.1. Р.1) и Мансия (Collect. concil. Т.1. Р.3). Греческий же текст этих правил сначала существовал в кодексах апостольских постановлений в последней главе (VIII,47), отдельно же издан был Григорием Гальвандером в 1531 году и в 1561 году Гентианом Греветом. 3. Дрей, протестантский богослов, в своих исследованиях об апостольских правилах высказал мысль, что Дионисий здесь под словом plurimi разумеет греков потому, что на Западе доселе еще не было никакого латинского перевода апостольских правил (см. его сочинение " Neue Untersuchung uber die constit. und canon. der Apostel " . Tubing. 1832. S.206). Последнее справедливо, но отсюда еще не следует того, что греческий текст этих правил тогда не был никому известен на Западе и особенно в Италии, где было так много понимающих греческий язык. 4. Он так говорит об этом в послании к Папе Ормизду: " Quos non admisit universitas, - ego quoque in hoc opere praetermisi " . Это второе собрания Дионисия не дошло до нас (Biener. De coll. Can. Eccl. Graec. 1827. Cap.12. P.11). 5. Bickell J. G. Geschichte des Kirchenrechts. Giessen. 1833. 6. См. Cours de droit canon. par Andre. Ed. Migne. Paris au mot droit. 1844. 7. Gratian dist. 16 praef. 8. Hist. Franc. V, 18 et 27. 9. Ballerini part.IV. Cap.1. Собрание Фульгенция можно видеть также и у Юстелла - Biblioth. jur. canon. Т.1. 10. Ballerini part.IV. Cap.2; Cf. Iustell. T.1. App. P.7; Mansi Concil. T.IX. Col.846-60. 11. Opusc. 33; adv. Hincm.; Laud. Cap.24. 12. А эти ученые были: Линдан (см. Chronic. praef. panopl.), Ламберт Грутер (см. Praefat. oper. Clement), Лорин (см. Comment. in Act. Apostol. Cap.XV), и Онуфрий (см. Платиново издание vitae Pontificum). 13. Albasp. observ. I,13. Это мнение было высказано также знаменитым архиепископом Петром де Марка (De concordia sacerdotum et imperio sev de libertate Ecclesiae Gallicanae. III,2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Соч. Т. I. С. 309). 367 Thomas Aquinas. Quaestiones disputatae de Veritate. Q. 22, art. 12: «In qualibet actione duo considerantur: scilicet agens et ratio agendi... In movendo dicitur finis movere sicut ratio movendi». 368 Ciceronis M. Tullii De officii ad Marcum filium. II, cap. 9, p. 34: «Из этих двух качеств более могущественна в деле снискания доверия справедливость, так как она, даже без дальновидности (рассудительности. – М. Р. достаточно убедительна; дальновидность без справедливости бессильна в этом отношении» (Ciceronis M. Tullii De officii ad Marcum filium Libri tres/Hrsg. von O. Heine. В., 1871. P. 142. Цит. По: Цицерон.О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1975. С. 108.) 370 Под «двояким действием» имеются в виду сопутствующие «обнаружению нового» и «разложению вплоть до внутренних элементов» волевые интенции, а именно: любовь, т. е. стремление к чему-то, а также желание сохранить обретенное. 374 Gregorius Magnus. Moralium libri. XVI, cap. 37, p. 45: «Sunt enim haec omnia, sed principaliter non sunt, quia in semetipsis minime subsistunt, et nisi gubernantis manu teneantur, esse nequaquam possunt» (PL 75, 1143). 375 Augustinus. De Genesi contra Manichaeos. I, cap. 5–7, p. 9–11 (PL 34, 178). Idem. De Genesi ad litteram. I, cap. 1, p. 2–3 (PL 34, 247); cap. 5, p. 10 (PL 34, 249). 376 Аристотель. Топика. II, гл. 8 (113 b 15–26) (Аристотель.Соч. Т. II. С. 386–387). Речь идет об обратном следствии: если человек, то одушевленное существо; следовательно, если неодушевленное существо, то не человек. Отрицательное следствие возможно только при инверсии членов 1 и 2 (наделенных, соответственно, более узким и более широким содержанием), а не при прямом их порядке: если не человек, то неодушевленное существо. 377 Если оба предложенных Гонсальвом примера привести в соответствие с заявленным алгоритмом рассуждения, то получится: 1) если есть воображение, то есть и познание, значит, если нет познания, то нет и воображения, но не: если нет воображения, то нет и познания, где воображение трактуется как высшая и лучшая часть познания; 2) если есть количество, то есть и действие, значит, если нет действия, то нет и количества, но не: если нет количества, то нет и действия, где количество толкуется как основное содержание действия.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/hri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010