Отвечает протоиерей Андрей Лоргус , священник, психолог, антрополог, ректор Института христианской психологии. Пусть мама поверит . Как надо и как не надо говорить с родителями о Боге . Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – ноябрь 2018. – С.20-25. – (рубрика « Вопрос номера. Привести родителей к вере »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает председатель Комитета Государственной думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов //Фома. - — ноябрь 2018. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). ВЕРА (раздел). – С.26-47. Школа «Фомы». Именины: Филипп. [Иллюстрированная информация: Значение имени : Филипп – имя греческого происхождения и переводится как «любитель лошадей». В древности только богатый человек мог позволить себе коня, поэтому имя Филипп принято также трактовать как «знатный» и «благородный»;   Дни памяти : 27 ноября – день памяти  апостола Филиппа; Апостол Филипп. Один из 12 апостолов Спасителя, бывший когда-то рыбаком. Родился и вырос в Вифсаиде. После Пятидесятницы и сошествия Святого Духа на апостолов Филипп проповедовал Евангелие в Галилее, а затем отправидся в Грецию, откуда прибыл  в город Иерополис . Подготовил Тихон Сысоев ;   Другие святые и известные люди с именем Филипп :  Святитель Филипп, митрополит Московский (1507-1569), игумен и строитель Соловецкой обители, обличитель злодеяний царя Ивана Грозного. Филипп де Шампань (1602-1674), известный фламандский художник эпохи барокко. Священномученик Филипп (Григорьев) (1870-1933), протоиерей, новомученик, погибший в годы сталинского террора.  Филипп Гласс (род. в 1937 году), знаменитый американский композитор, трижды получал награду «Золотой глобус» за лучшую музыку к фильму; Интересные факты ]. Ил.: Апостол Филипп. Антонис ван Дейк. 1619-1621; Руины города Иераполиса (в современной Турции), где проповедовал апостол Филипп; Гробница апостола Филиппа, найденная итальянскими учеными в 2011 году на территории Иераполиса. Фото Владимира Ештокина; Скульптурный портрет оратора Демосфена (384-322 до н. э.), выступавшего с филиппиками — обличительными речами против врага Афин — Филиппа II Македонского; Лев Толстой в открытой им бесплатной школе для крестьянских детей, среди которых учился герой его повести «Филиппок» - Филипп Макаров. Фото; Святитель Филипп, обличительные письма которого царь Иван Грозный называл «Филькиными грамотами». Художественное полотно//Фома. - – ноябрь 2018. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-187...

Ошибки миссионера Священномученик Василий пишет: «Если мы обязаны не только думать о своем спасении, но влиять и на других, давая им почувствовать тепло и свет Евангелия и привлекая их к Богу, то неизбежен вопрос: как это делать? Здесь также возможны ошибки: неумелыми приемами вместо обращения можно лишь оттолкнуть человека и вместо любви вызвать в нём отвращение ко Христу и Его Евангелию, а это ужасно» 97 . Так что нам особенно важно знать, что святые писали об ошибках в миссионерской деятельности. Святой Василий Великий говорит, что «для евангельской проповеди не должно пользоваться человеческими преимуществами, чтобы ими не затмевалась Божия благодать» 98 . Святой Иннокентий описывает это подробнее: «для того, чтобы умножить число принимающих Св. Крещение, отнюдь не употреблять каких-либо мер и средств, не свойственных Евангельскому духу и неприличных проповеднику, как-то: ни принуждений, ни угроз, ни подарков, ни обещаний (льгот и проч.), ни каких-либо суетных обольщений, но всегда действовать с апостольской искренностью» 99 . Православное миссионерство – это не «охота за душами», в которой важно количество обращённых любой ценой, а свидетельство о Христе, в котором важно качество и адекватность этого свидетельства. А добиться такого качества и адекватности можно лишь одним способом, – любая миссионерская работа должна сопровождаться кропотливым духовным трудом миссионера по очищению своего сердца от страстей и по приведению своей жизни в соответствие заповедям Христовым. И от желающих принять Православие миссионер ожидает искренности и желания привести жизнь в соответствие с истиной Христовой. Богослужебные тексты, связанные с вхождением человека в Церковь , предполагают его добровольное и сознательное решение, и даже специально оговаривают это. Например, в чине, составленном Церковью для принятия лиц, переходящих из ислама, написано, что перед крещением обращающийся должен засвидетельствовать, что принимает христианство не по какой-либо корыстной причине, но исключительно будучи «красотою веры православной уловлен и любовию ко Христу Спасителю влеком».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.      Рязанский Спасский. 2.      Солотчинский. 3.      Богословский. 4.      Радовицкий. 5.      Рязанский Троицкий. 6.      Рязанский Духов. 7.      Рязанский Богоявленский. 8.      Аграфенин. 9.      Рязанский Казанский. 10.      Горетов. 11.      Ольгов. 12.      Терехов. 13.      Зарецкий. 14.      Переницкий. 15.      Жерновский. 16.      Федосеев. 17.      Нищевский. 18.      Данковский. 19.      Зачатиевский. 20.      Рязанский Димитриевский. 1 Спасский (Спасо-Преображенский) в Рязани, существовал в XV веке. Ныне второклассный. [V, 735.] Архимандриты Иоанн , 1461. Кассиан , 1535–39. Фома , 1550 и 51. Симеон , 1564. Иоасаф в 1569 на покое в Симонове. Иона Ремезов , 1581, 84, 89, 97, 98, 99. Феодорит , 1604, а в авг. 1605 хирот. в архиепископа Рязанского. Трифон , с 1606. Рафаил , 1613–1618, 17 дек. хирот. в еписк. Коломенского. Дионисий , 1619–21. Ефрем , 1623–31, 1635. Герасим , 1635–38. Савва , в мар. (sic) 1644. Боголеп , 1647–73. Иосиф , 1674–82; † ... Филарет перев. из Чернеева монастыря 25 февр. 1683. Упом. до 1700. Лев , из иеромонахов, произведён 24 авг. 1701; до 1720. Мисаил Копцев , с 1720; † в окт. 1728. Ануфрий , в 1728–37; †.... Алимпий 21 февр. 1738 перев. из Рязанского Духова, а 27 нояб. 1741 – в Солотчинский мнтрь. Давид Данилевич 27 нояб. 1741 перев. из Солотчинского. Упом. до 1749. Ефрем 16 янв. 1754 перев. из Солотчинского, а 6 сент. 1756 обратно в тот же мнтрь. Сергий в 1756 перев. из Рязанского Богословского монастыря; † 1760.... [? Амвросий Андреевский , 1759, из префектов Троицкой семинарии. (Опис., стр. 97).] Антоний Ядрило в 1761 перев. из Рязанского Богословского; † 1 мая 1813. Иероним Алякринский 10 июня 1813 перев. из Солотчинского монастыря; † 18 мар. 1828. Илиодор Чистяков в 1828 перев. из Рязанского Троицкого, а вскоре – в Новгородский Антониев мнтрь. Аполлинарий определён 24 сент. 1828, а в сент. 1829 перев. в ректора Олонецкой семинарии. После в Астраханском Спасском. Гедеон Вишневский в 1829 перев. из Рязанского Троицкого и вскоре – в Каменец-Подольский Троицкий мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переписка с Афоном 38. Епископу Волоколамскому Василию (Кривошеину) от игумена афонского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Илиана Без даты Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко, святительски благословите! Дорогой и Святейший владыко, я очень рад был получить Ваше дорогое письмо. Теперь уже Вы, Ваше Преосвященство, – самый верный и истинный советник мой. Теперь без Вашего совета я ничего не могу сделать. Простите, немного задержал письмо – всё ждал из Ильинского скита брошюру о. Кассиана, которую и высылаю Вашему Преосвященству. Грек, которого прислал Астеном Иностранной полиции из Карей, сам ушел – поругался с нашими греками. А теперь Астеном прислал другого, выгнанный диакон из Лавры Св. Афанасия 95 . Ещё его не приняли, потому что о. Давид лежит в Салониках в больнице. К Пасхе поправится. Остальная жизнь идет всё своим чередом – монахов стало совсем мало, Церковь пустая. Наверху мы служили с о. Серафимом 96 , внизу о. Гавриил 97 , Матфей, иерод. Кирилл 98 , ещё собором помогает служить Керогианский о. Митрофан. На Крумице 99 Церковь Казанской Б.М. сгорела. Загорелось ночью в просворне; от сильного ветра загорелся и алтарь. Огонь перешел до колокольни, колокола попадали вниз, но не разбились. И ещё другая сторона сгорела до аптеки. Ночью пришел народ с пирги 100  и помогал тушить. В декабре я был там с отцом Серафимом, иером. И все главные иконы, Чаши и Евангелия увезли в монастырь. Там теперь живет один о. Фома скитский, а остальные – рабочие. Ещё и ещё благодарю премного за то, что Вы заботитесь о нас, кланяюсь Вам до земли и ещё прошу не оставить нас Вашим Святым советом. Испрашивая Вашего Святительского Благословения и Святительских молитв, Вашего Преосвященства смиренный богомолец. Игумен архимандрит Илиан. P.S. Ваше Преосвященство, поздравляю с предстоящим праздником Св. Пасхи и желаю Вам в радости духовной встретить Воскресение Христово. Буду чаще писать Вам – почему-то другие много говорили, а теперь уклоняются. Теперь буду надеяться на Ваше святительское благословение, молитвы и помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

По поручению II Вселенского Собора ( τς γας συνδο) 95 и при содействии императора, предоставившего ему средства на дорогу и казенную повозку для передвижения, свт. Григорий Нисский направился в Аравию для наведения порядка в тамошней церкви (διορθσεως νεκεν τς κατ τν «Αραβαν κκλησας) 96 , нарушенного либо распространившимися там мариологическими ересями коллиридиан (Κολλυριδιανν) и антидикомариамитов (»Αντιδικομαριαμιτν) 97 , либо соперничеством за кафедру Боеры между двумя епископами – Агапием и Бадагием 98 . Так или иначе, миссия свт. Григория Нисского не увенчалась успехом 99 . На обратном пути свт. Григорий Нисский заезжал в Иерусалим по просьбе «предстоятелей святых Иерусалимских церквей» (τος προεστσι τν ν εροσολμοις γων κκλησιν), просивших его быть посредником в разрешении бывших среди них разногласий 100 , вероятно, связанных со спорами вокруг авторитета тогдашнего предстоятеля Иерусалимской кафедры – свт. Кирилла Иерусалимского , который незадолго до II Вселенского Собора присоединился к группе пневматомахов, но вскоре покаялся в этом 101 . Прибытие свт. Григория Нисского вызвало протест со стороны определенной части духовенства, отказавшейся вступать с ним в общение и даже заподозрившей его христологические взгляды в неправославии 102 . Свт. Григорий Нисский столкнулся здесь с враждебный отношением местных христиан друг к другу и к свт. Кириллу Иерусалимскому ; впоследствии он горько жаловался, что когда весь мир объединился в истинном исповедании Св. Троицы, в Иерусалиме есть люди, так ненавидящие своих братьев, как христианин должен ненавидеть диавола и грех 103 . Сам свт. Кирилл Иерусалимский , по-видимому, также не поддержал свт. Григория Нисского в его примирительной миссии, недовольный тем, что чужой епископ вмешивается в дела его церкви 104 . Во время своего пребывания в Иерусалиме свт. Григорий Нисский воспользовался удобным случаем для посещения святых мест, что поначалу привело его в религиозный восторг 105 . Однако он обнаружил, что святость этих мест не отразилась на тех, кто там находится: и здесь наблюдается вражда и ненависть среди местных христиан и паломников 106 . В результате, ссылаясь на свои личные наблюдения, свт. Григорий Нисский восстает против паломничеств во Святую Землю, потому что они не заповеданы Евангелием, сопряжены с нравственными опасностями, особенно для девственниц, и потому что вообще «перемена места не приближает [к нам] Бога» 107 . Таким образом, можно сказать, что поездка свт. Григория Нисского в Аравию и Палестину окончилась неудачей 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

поиск:   разделы   рассылка Священник обязан быть интеллектуалом Зачем Церкви своя энциклопедия? Источник:  Фома-Центр Центр " Православная Энциклопедия " был создан в середине 90-х годов на базе церковно-научного издательства Валаамского монастыря. Назвать точную дату его появления сложно. По словам работников издательства, процесс этот был постепенным, потому днем рождения Центра считается февраль 1991 года – месяц основания издательства. Подготовка к выпуску энциклопедии началась в 1997 году, но работа сразу же натолкнулась на самую банальную проблему – отсутствие денег. Ситуацию осложняла специфика подобных изданий: из-за системы перекрестных ссылок нельзя выпустить первый том, пока не будут продуманы материалы последнего. Тогда на помощь Центру пришло государство. В марте 98-го был подписан Указ Президента о поддержке Православной Энциклопедии, и в 99-ом началась работа непосредственно над текстами. А к Рождеству 2000 года вышел первый том. Начиная с 2000 года, в свет ежегодно выходит два тома Православной Энциклопедии. Насколько необходим сегодня подобный труд? Возможно ли объять весь опыт Православной Церкви в одном издании? Об этом мы беседуем с руководителем Центра " Православная Энциклопедия " Сергеем Леонидовичем КРАВЦОМ. Сергей Леонидович КРАВЕЦ родился в 1962 году. В 1984 году окончил факультет журналистики МГУ, защитил в Институте философии АН СССР диссертацию на тему " Эстетика Павла Флоренского " . Автор многих работ по философии, истории, литературе. Работал в журнале " Литературная учеба " , в издательстве Валаамского монастыря. Организатор и руководитель Центра " Православная энциклопедия " . С 2002 года ответственный редактор " Большой российской энциклопедии " . – Сергей Леонидович, в чем Ваша основная задача, для чего вообще необходима Православная Энциклопедия? – Причин много. В нашем сегодняшнем мире царит настоящая путаница. Человек и сам, зачастую, не замечает, как переходит из одной системы религиозных ценностей в другую. Нужно расставить все на свои места, объяснить, что вот это характерно для буддизма, а это – для протестантизма.

http://religare.ru/2_29307.html

Преподобный Амвросий Оптинский: от людей получаем пользу лишь тогда, когда не осуждаем их 23 октября, 2007. Редакция " Правмира " Доносы должно принимать средним образом — вполне не доверять и совсем не отвергать, а ожидать, как дело покажет. 98. Нигде Господь не хочет неволею понуждать человека, а везде представляет благому нашему произволению, и чрез собственное произволение люди бывают или добры, или злы. Поэтому напрасно будем обвинять, что будто бы живущие с нами и окружающие нас мешают и препятствуют нашему спасению или совершенству духовному. 99. …От людей получаем пользу лишь тогда, когда не осуждаем их. 100. Ты жалуешься на несправедливости людей… по отношению к тебе. Но если ты добиваешься того, чтобы царствовать со Христом Господом, то посмотри на Него, как он поступал с окружающими Его врагами… требовавшими Его смерти. Кажется, Он никому не жаловался, что враги Его несправедливо поступают с Ним, а во всех ужасных скорбях, наносимых Ему врагами Его, Он видел единственно волю Отца Своего Небесного… 101. Ты скорбишь, что… все тебя стараются унизить. Если стараются унизить, значит хотят смирить тебя; а ты и сама просишь у Бога смирения. Зачем же после этого скорбеть на людей? 102. Наставление и назидание для собственной жизни должно брать более с примера Христа Спасителя, нежели с примера людей, в которых невозможно обретать полного совершенства, по немощи человеческой. И потому под благовидным предлогом не должно смущаться тем, что некоторые не подают нам назидательного примера так, как бы мы желали. 103. Силен Господь покрыть и защитить понуждающихся жить по заповедям Его святым, точию о взаимном мире да не не радим. И плод правды сеется в мире, и отрада в жизни обретается взаимным миром, и всякий благой успех достигается миром по Боге. 104. Видя несправедливое действие (кого-либо), вместо того чтобы раздражаться от негодования, должно употреблять мудрость, чтобы достигать цели, не во всем, а хотя в главном или в чем возможно. 105. Доносы должно принимать средним образом — вполне не доверять и совсем не отвергать, а ожидать, как дело покажет.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-amvrosij-o...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Протоиерей Андрей Логвинов Кострома Так дано много! Так легка трата: возлюби Бога, полюби брата, накорми пташку, пожалей кошку, дай больным чашку, а другим – ложку. Так уж Всевышний создал: мы – люди не когда дышим, а пока – любим… 31.09.98 Именем Твоим душа живится Ты – и руль, и лодка, и весло. Для Тебя летят по небу птицы, звезд, что мошек, к ночи нанесло. Для Тебя цветущие опушки ягоды кладут в земную горсть, для Тебя беззубые старушки к церкви ковыляют за семь верст. Вот и мне у них бы научиться жить любя и помереть любя, раз дано земному приобщиться от Тебя, Тобою, для Тебя. 03.08.99 Только тем немножечко и живу, что молитвы лодочка на плаву… 7.09.01 Всех, Россию любящих За нее радеющих, Сердцем пламенеющих – Сохрани Господь! Всех, спасенья жаждущих, Всех болящих, страждущих, Плачущих, горюющих – Укрепи Господь! Всех, обидой дышащих Или злобой пышущих, Радости не слышащих, – Просвети Господь! Всех, нас ненавидящих, Смысла в нас не видящих, Губящих, обидящих – Вразуми Господь! 10.10.2004 Икона «Неугасимая Свеча» Углич – точно знаменное пенье, Исцеляет старины наряд!.. Три шатра на церковке Успенья Как три свечки каменных горят. Дивная – ту церковку прозвали, Оттого что дивно хороша. Мир почти погиб во зле, в развале – Красотой спасается душа. В церкви возле входа есть икона – Кто-то и проскочит сгоряча – Необыкновенного канона Та «Неугасимая свеча». Видим: Матерь Божия со свечкой Через ночь вселенскую идет… Словно свечка та – Ее сердечко, Что зовет среди земных забот. Злится, мрет народ и матерится, Гибнет, как болящий без врача… Но в ночи Небесная Царица – Как Неугасимая Свеча. Матерь Божья, Ты – Свеча во мраке! Отогрей озябшего меня! Души – как бездомные собаки, Если без душевного огня. Матерь Божья, свет неугасимый! Жизнь – что пропасть, точно ада пасть. Просияй над нищею Россией, Чтобы нам в напастях не пропасть. Ты – Свеча надежды и терпенья, Свет любви среди земных утрат!.. В Угличе на церковке Успенья

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Рассказ Никиты, клирика царского, послание к императору Константину VII Порфирородному о святом огне, писанное в 947 г. В Избранное Никита, клирик царский, предисловие А.И. Пападопуло-Керамевса , перевод Г.С. Дестуниса Предисловие Схождение в Великую Субботу Святого огня на гроб Господень совершается ежегодно до настоящего времени, по всем вероятиям, от дней установления Православного богослужения в Иерусалиме. Древнейшее известное нам письменное свидетельство об этом схождении относится приблизительно ко времени около 865 г. и сохранилось в описании странствования монаха Бернарда 1 , который пишет: Hoc tamen dicendum est, quod sabbato sancto, quod est vigilia Pasche, mane oificium incipitur in hac ecclesia, et post peractum oificium Kyrie eleison canitur, donee, veniente angelo, lumen in lampadibus accendatur, que pendent super predictum sepulcrum, de quo dat patriarcha episcopis et reliquo populo, ut illuminet sibi unusquisque in suis locis. “Тем не менее, рассказывается, что в Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано в этой церкви и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над выше упоминаемым гробом, этот свет патриарх дает епископам и остальному народу, который им освещает себя и каждый свой дом». Почти одновременное с этим известие, от первых годов X столетия, сохранилось в послании Арефы, митрополита Кесарии Каппадокийской, к Дамасскому эмиру 2 . Послание это находится в греческой рукописи Московской Синодальной библиотеки, по описанию Маттеи 303. лист. 98 b -99 a . Помещаем относящееся до сего места в рукописи: λλ κα μχρι το νν γιος κα τμος ατο τφος καθ’ καστον τος τ μρ τς ατο ναστσεως θαυματουργε• παντς γπ πυρς σβεσθντος ν ερουσαλμ, που τφος ατο γιος στ, σκευζεται π τν χριστιανν κανδλα ματ κτρου κα τουβου, κα σταμvου το μν κατ τν ερουσαλμ μηρ ηης το γου τφου, σφραγισμνγς τς θρας π το ατο μηρ, τν δ χριστιανν σταμνων ξω ες τν ναν τς γας ναστσεως κα κραζντων τ Κριε λησον, ξαφνης στραπς γινομνης 3 νπτει κανδλα φς, κα ξ ατο το φωτς πλιν πντες ο κατοικοντες [ν] ερουσαλμ λαμβνουσι κα πτουσι πρ. “Да и доныне, чудодействует каждый год в день Его (Христа) воскресения святый и честный гроб Его. Погасив всякий огонь в Иерусалиме, где находится святый гроб Его, христиане приготовляют кандила μετ κτρου κα τουβου 4 ; эмир, что в Иерусалиме, стоит близ святого гроба при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне храма святого Воскресения и восклицают Господи помилуй; тогда внезапно является молния и кандила возжигаются; от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь».

http://azbyka.ru/rasskaz-nikity-klirika-...

Реквизиты для оказания материальной помощи можно уточнить на сайте Ростовской епархии. 6 июня. ПРАВМИР. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий обратился к пастырям, монашествующим, клиру и всем жителям Ростовской области с просьбой об оказании помощи беженцам из Украины. Адреса пунктов приема гуманитарной помощи в Ростовской епархии появились на сайте Дон Православный : 1 Централизованный пункт Лобанова Вера Николаевна, Координатор социальных проектов Крашников Дмитрий Игоревич, Координатор социальных проектов 8 918 555 48 60 8 961 279 99 79 Храм Покрова Пресвятой Богородицы. г. Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная, 1»б». Отдел по церковной благотворительности и социальному служению (ОЦБСС) Т.: 247-29-12 Электронная почта: otsbss@yandex.ru Сайт: www.rostov-blago.ru Режим работы пункта: с 9.00 до 21.00. Без выходных. 2 Азовское Подмогильная Ангелина Александровна Кочеткова Любовь Ильинична 8 918 521 27 98 8 988 544 68 69 Никольский храм т.: 8 (86342) 6-86-77 г. Азов, ул. Гр. Мирошниченко, 114 Троицкий храм т.: 8 (86354) 5-90-30, 5-90-50 г. Батайск, пл. Андрея Первозванного, 1 3 Аксайское Богоченко Андрей Юрьевич Пом. благочинного 8 094 502 58 37 Успенский храм г. Аксай Ул. Чапаева, 175 т.: (86350) 5 55 28 4 Куйбышевское Лаврушкина Тамара Федоровна Пом. благочинного 8 928 603 11 92 Никольский храм с. Куйбышево Ул. Ростовская, 24а т.: (86348)3 14 67 5 Матвеево-Курганское Быстрянская Татьяна Ильинична Отв. за соц. работу 8 928 608 39 63 Храм Павла Таганрогского п. Матвеев Курган Ул. Садовая, 2 «В» т.: (86341) 3 16 36 6 Новочеркасское Печко Дмитрий Станиславович 8 904 347 58 66 Вознесенский Патриарший всеказачий войсковой собор 344400г. Новочеркасск, пл. Ермака, 2 т.: (863) 522-70-25 7 Таганрогское Погорелая Ольга Викторовна 8 918 515 45 45 Храм святителя Николая Чудотворца Г.Таганрог Ул. Шевченко, 28 Т.: (8634) 361-557 Реквизиты для оказания материальной помощи можно уточнить на сайте Ростовской епархии . Гуманитарную помощь собирают и в Волгодонской епархии . Адреса в Волгодонской епархии пунктов сбора гуманитарной помощи для беженцев из Украины:

http://pravmir.ru/rostovskaya-mitropoliy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010