1 В Слав. Богоутешни, в греч. θεοπαρκλητα . 2 По смыслу святоотеческих писаний, клеветником называется тот, который, высказывая действительное, высказывает недостатки и немощи ближнего по пристрастию, или по зависти и памятозлобию, или просто без надобности, кому не следует. 3 В Слав. да взыдем к главной и не сумнительной (в рук, несумнительной) добродетели. В греч. ες τν μαλην (гладкой, ровной) κα ταραχονρετν . 4 Платона, дяди Феодора Студита по матери. Он постриг св. Феодора в монашество, и убедил его принять настоятельство в монастыре Саккудионском. 5 Преподобный Феодор три раза в неделю говорил братии поучения с кафедры церковной. 6 Достопамят. Сказания о подв, св. и блаж. Отцев. Москва. 1846 г., стр. 49. 7 По греч. μαθημα , в слав. учение. Кроме чтения книг разумеется здесь заучивание псалмов и под. 8 Принятие и сердечное услаждение, тем что представляют помыслы. 9 В Слав. приимет ны. В греч. θλει μς δειχθ . 10 По греч. . Может быть это опечатка вместо πρωτεαν : не ищите первенства. Ибо здесь до конца главы говорится не об искании даров духовных, а об искании чести и первенства. 11 По слав. даяй благодать смиренным и разумным. По греч. δδει πχαριν τοτς ταπεινοτς και σνεσιν . 12 прибавлено с греч. 13 Семя твое духовное не оскудеет до конца века». (История Прав, монашества на востоке. Москва. 1854 г, стр. 191). 14 В Слав. невозможно ниже изменение (да будет) или преложения осенение. По греч. δν εναι τρπος οδ παραλλαγ τροπς ποσκασμα . 15 В слав. абие, в греч. же νθως , (а не εθως ). 16 Племени Каафову поручены были на охранение священные сосуды, принадлежавшие Ветхозаветной скинии, а потомки Мерари обязаны были носить ея столпы и другия части. (См. Числ. 1, Числ. 2). 17 По греч. ργασα . Это слово кроме внешнего труда, работы, означает и умное делание. 18 См. житие Феодосия Великого 11-го января, и канон на сырную субботу, песнь 2-я. 19 Преп. Платона. 20 Это говорится о таких братиях, на которых возлагалась обязанность смотреть за другими, и в случае надобности делать потребные внушения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2871...

Азбучный предметный указатель к первому тому Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи Цифры крупного шрифта 144 показывают номера постановлений. А АКАДЕМИИ . Правила, которые следует в случае утверждения академии наблюдать касательно испытания учителей (пункт 3–4 стр. 18), лучшего способа преподавания (п. 5 стр. 18), выбора учебных пособий (п. 6 стр. 18), устроения библиотеки (п. 8 стр. 19), выбора предметов преподавания (п. 7, 9 и 10 стр. 18–20), обязанностей ректора и префекта (п. 11 стр. 20), увольнения учителей за неисполнение устава и предписаний ректора (п. 12 стр. 20), определения в случаях надобности фискалов (п. 13 стр. 20), обязанность протопопов и священников присылать своих детей в академию (п. 14 стр. 20); заявление, что обучавшийся в академии при получении духовной или гражданской должности будет предпочитаем не обучавшемуся в ней (п. 16 стр. 20); учреждение академии преимущественно за городом (п. 19 стр. 21); объяснение вреда, происходящего от безразборного принятия учеников на счёт Государя, и необходимости брать с учеников подписку в том, что они окончат в академии учение (п. 21 стр. 21). 1 . В Российских академиях преподавать латинский язык на языке русском; в некоторых академиях и только в исключительных случаях преподавать оный на польском языке; академиям не дозволяется печатать без предварительного рассмотрения Св. Синода богословские и философские конклюзии. 191 . АКТУАРИУС . Определение его должности. 281 . АЛЕБАСТР . Назначение работников с архиерейских и монастырских вотчин Казанской епархии для ломки оного на царские палаты. 219 . АМБАРЫ . Приказание строить оные в патриарших, архиерейских и монастырских вотчинах, если для провианта, сбираемого на пристанях, не будет места в казённых помещениях. 157 . АНАФЕМА . Правила, как поступать епископу, подвергая кого-либо отлучению от церкви и анафеме; образец анафемы для нераскаивающихся (стр. 13), запрещение епископу предавать по недружбе другого епископа анафеме (п. 13 стр. 16); помещиков за укрывательство раскольников в своих вотчинах предавать анафеме (мирские особы п. 5 стр. 26–27). 1 . Предание оной по приложенной форме Стефана Глебова. 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Святоотеческие изречения о христианской надежде I. «Надежда, – говорит св. Лествичник, – есть обогащение невидимым богатством, несомненное сокровище до приобретения сокровища» (Сл. 30. 29). II. «Вера, – по св. Григорию Великому , – говорит: непостижимые блага Бог уготовал любящим Его; надежда говорит: они для меня соблюдаются» (Serm. 10 in. Ps. 9 ). III. «Исполненные надежды, – говорит св. Исаак Сирин , – не чувствуют труда, но делаются нечувствительными к скорбям, и во все продолжение своего шествия думают, что их шествие совершается но воздуху, а не человеческими они идут стопами; и будут им «острая в пути гладки» ( Ис.40:4 ); это потому, что ежечасно обращено внимание их на лоно Отца их, и самая надежда как бы перстом в каждое мгновение указует им отдаленное и невидимое, как бы гадательно взирающим на сие сокровенным оком веры; и потому далее, что желанием отдаленного, как бы огнем, разжены все части души, и отсутствующее вменяется ими за присущее. Туда простирается все протяжение их помыслов, и всегда поспешают достигнуть туда; и когда приближаются к совершенной какой-либо добродетели, не над ней одной трудятся, но вдруг и всецело совершают в совокупности все добродетели; потому что эти исполины шествие свое не царским совершают путем, как и все прочие, но избирают для себя стези краткие. Самая надежда разжигает их как бы огнем, и не могут дать себе отдыха в стремительном течении, совершаемым с радостью. С ними бывает сказанное Иеремиею: «рекох: не воспомяну имене Его, ниже возглаголю ктому во имя Его. И бысть в сердце моем, яко огнь горящ и проницающий в кости мои " ( Иер.20,9 ). Так памятование о Боге действует в сердцах их, упоеваемых надеждою обетований Божиих» (Сл. 48, стр. 258). IV. «Дабы ты знал, – говорит св. Иоанн Златоуст , – какое сердце должен иметь верующий, апостол сказал: “И хвалимся упованием славы Божьей”. Ему надобно быть не только несомненно уверенным в дарованных ему благах, но и будущие почитать как бы уже дарованными; ибо хвалиться можно тем, что уже имеешь в руках. Поскольку же надежда на будущие блага столь же тверда и несомненна, как и надежда на дарованные блага, то апостол говорит, что мы хвалимся также и надеждой на будущее» (Из «Посл. к Римл. бесед. IX», стр. 191).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Симон (Ивановский), архп. Винницкий и Брацлавский Родился I февраля 1888 года в Тульской епархии. В 1912 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Пострижен в монашество. С 7 сент.1912 г. – помощник смотрителя Иркутского духовного училища. 28 авг.1913 г. – помощник смотрителя Кременецкого духовного училища. С 2 сент.1916 г. – помощник смотрителя Сумского духовного училища. 24 марта 1924 года хиротонисан во епископа Кременецкого, вик.Волынской епархии, Польской автокефалии. С 15 апр.1939 г. – епископ Острожский, вик.Волынской епархии. 24 марта 1941 года возведен в сан архиепископа. Принадлежал к Польской автокефалии. Возвратился в лоно Матери-Церкви. С 1942–1944 гг. – архиепископ Черниговский и Нежинский. С 1945 г. – архиепископ Полтавский. С 1947 г. – епархией не управлял. С июля 1955 года назначен временно управляющим Днепропетровской епархией. С 17 окт.1955 г. – архиепископ Винницкий и Брацлавский. 12 февраля 1958 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 14 авг.1961 года уволен на покой, согласно прошению. Проживал в г.Виннице. Литература: «Церк. Вед.» 1912, 38, стр.357. -«- 1913, 4, стр.18. -»- 1913, 36, стр.451. - " - 1916, 39, стр.351. «Правда о религии в России». МП, 1942, стр.9, 63. «Русск.Прав.Церк. и Вел.От.война». Сборн.церк.документ. 1941 года, стр.67, 68. фПС I, 198, стр.8. ФПС IV, стр.7. ФПС М, 178. Дополнения к Кат-ЕС. “Именнойсписок ректор. и инспектор. дух.академ. и семинар.на 1917 год», стр.154. “Журнал Засед. Св. Синода” II от25.Χ11.1951. 18 от 17.X.1955. 2 от 5.III.1959. “ЖМП” 1943, 4, стр.1. -“- 1944, 1, стр.7. -“- 1956, 6, стр.4. -“- 1955, 11, стр.3. -“- 1958, 1, стр.25. -“- 1958, 3, стр.5. -“- 1958, 5, стр.18. -“- 1958, 7, стр.18. -“- 1958, 12, стр.6. -“- 1959, 1, стр.14. -“- 1960, 6, стр.29. -“- 1961, 4, стр.7. -“- 1961, 6, стр.27. -“- 1961, 8, стр.31. -“- 1961, 9, стр.4. Теодорович Т.П. «К сорокалетию пастырства», ч.1, стр.72, 308. ЕВ Simon (Simeon Vasil’evi) stammte aus einer Priesterfamilie. Nach Abschluß der Geistlichen Schule und des GS in Tula trat er in die GA Moskau ein. Er soll in Haft gewesen sein. Gestorben am 1.2.1966 in Vinnica. N in MP 1966,5 ,21–25; StdO 1966,7 ,29f. Literatur: Vest.russ.ehr.dv. 40(1956)38. W. Alexeew, Russian orthodox Bishops in the Soviet Union 46. W.Alexeev – Th.Stavrou, The Great Revival 156. A. Sviti, Prav. Cerkov‘ v Pol‘se 185, 194, 195. F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 69, 140, 161, 168, 175, 181–18U, 191, 216, 222, 237. G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 76, Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Арсений (Изотов Алексей Феодорович), еп.Сухумский Родился 10 янв.1823 года в г.Осташкове Тверской губернии в семье священника. В 1845 окончил Тверскую духовную семинарию, затем Горигорецкий земледельческий институт. С 1847 был преподавателем Тверской духовной семинарии, (вначале преподавал естественные науки, а потом и др.предметы) в то же время исполнял обязанности помощника инспектора семинарии. 6 дек. 1858 года рукоположен во священника и определен к Христорождественскому монастырю. В 1874 перемещен на священническое место к Тверской Предтеченской церкви. II.VI.1878 возведен в сан протоиерея. 19 дек.1880 пострижен в монашество и в 1881 назначен настоятелем в сане игумена в Николаевскую Теребенскую пустынь. 25 марта 1884 возведен в сан архимандрита. 4 дек. 1885 назначен настоятелем Русской посольской церкви в Константинополе. С 9 окт. 1893 – настоятель Московского Симонова монастыря. В 1894 управлял делами Иерусалимской Духовной Миссии. 8 февр.1895 хиротонисан во епископа Сухумского. Хиротонию совершали: Митроп.СПБ Палладий, митр. Московский Сергий, архп. Новгородский Феогност, архп. Варшавский Флавиан, архп.Финляндский Антоний, еп.Нарвский Никандр и еп.Гдовский Назарий. 26 марта 1905 уволен на покой, согласно прошению. Скончался 16 апреля 1909 года в Желтиковом монастыре около Твери. Труды: Речь при наречении во епископа. «Приб. к «ЦВ» 1895, 5, cmp.I91.· «Святый град Иерусалим и другие святые места Палестины с указанием на важнейшие местности ее». СПБ, 1896. Литература: «Церк.Вед.» 1895, стр.21. -«- 1896, стр.163. -»- 1905, стр.100. «Приб. к «ЦВ» 1895, стр.191. -«- 1900, стр.1981–1988. -»- 1905, стр.609–610. -«- 1910, стр.647. «Церк.Вестн.» 1891, стр.207. -»- 1895, cmp.II. -«- 1895, стр.192. «Прав.Собес» 1905, апрель, стр.727. -»- 1912, сентябрь стр.342. «Мисс.Календ.»1907, стр.130. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1903 г.» стр.212. на 1905 г., стр.216. на 1906 г., стр.260, 261. на 1909 г., стр.286–287. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 551, стр.5. Булгаков, стр.1413. БЭС m.II, стб.2134, 2135. БЭЛ т.4, стб.733. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Феодор (Яковцевский Константин Михайлович), архп.Владимирский Родился 28 декабря 1866 года. В 1886 году окончил Новгородскую духовную семинарию. С 27 февр. 1887 г. назначен надзирателем при той же семинарии. 25 января 1888 г. рукоположен в сан иерея к Николо-Знаменской церкви. С 19 окт.1889 г. – законоучитель церковно-приходской школы, им открытой. С 31 июля 1898 г. – священник Тихвинской Кладбищенской церкви в Новгороде. С 5 июля 1899 г. – благочинный 3-го Новгородского округа. С 15 авг. 1901 г. – законоучитель Никольского Земского училища С I сент. 1905 г. – законоучитель Феодоровской церковно-приходской школы. С I сент.1908 г. – законоучитель 9-го приходского училища. Был членом Новгородской духовной консистории. 26 мая 1914 года возведен в сап протоиерея. 19 июня 1915 г. – делопроизводитель Новгородского Епархиального училищного совета. С июля 1922 г. – секретарь уездного отдела здравоохранения. 9/22 марта 1924 года пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 10/23 марта 1924 года хиротонисан во епископа Устюжского, вик. Новгородской епархии. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Тихон, митр.Петр, и еп.Гавриил. С апреля того же года по июнь 1925 года управлял Старорусским викариатством. С 1926 года на покое. С I марта 1929 года – епископ Новоторжский, вик.Тверской епархии. С 3 апреля 1930 года – епископ Олонецкий и Петрозаводский. С 27 марта 1934 года назначен епископом Рыбинским, но от этой кафедры отказался, оставлен епископом Олонецким. 9 июля 1934 года возведен в сап архиепископа. С 30 ноября 1935 года – архиепископ Псковский. С II августа 1936 года – архиепископ Владимирский. 3 февраля 1937 года уволен па покой. По отзывам Новгородского духовенства, ему был дан эпитет – “ума палата”. Год смерти неизвестен. Литература: “ЖМП” 1933, 14–15, стр.4. 1934, 22, стр.4. ФПС I, 195, стр.7· ФПС II, стр.4. фПС IV, стр.7· ФПС V, 191. ФАМ I, 366, стр.21. “Послужной список епископа Олонецкого Феодора (Яковцевского) от 14 ноября 1931 года». «Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр·Алексия». стр.22, 77, 67, 43. ФМП 68, стр.28. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Библиографический указатель к XX гл. 1. Иером. Григория. Путешествие Св. ап. Павла из Ефеса в Элладу и обратно, его речь к ефесским предстоятелям и возвращение в Иерусалим. Богослов. Вестн. 1892 г. Прилож. Ноябр. 424–464. Дек. 2. Прот. Михайловского. С. ап. Павел. Новое путешествие в Грецию. Второе послание к Коринфянам. 81–83. Римская Церковь и послание к Римлянам. 83–90. Пятое и последнее путешествие в Иерусалим. Прощание с ефесскими пастырями 90–94. 3. О том же, Прот. Горского. Евангельская история и история Апостольской Церкви, 491–503. 4. О том же, Иннокентия, Архиеп. Херсон. Жизнь Св. ап. Павла. Сочин т. IX, 422–425. 5. Фаррара. Последнее путешествие в Иерусалим. Жизнь и труды Св. ап Павла. II 157–163. 6. Чтение о ев. ап. Павле: последнее путешествие в Иерусалим. Воскр. Чт. 1873 г. II. 104–109. 7. Ст. 2. Греция. Б. п. сл. В. Ч. 1874 г. I. 207–208. 8. Ст. 9. Евтихий. Там же, 381–382. 9. Or. 14. Митилена. Б. п. сл. В. Ч. 1876 г. II, 254. 10. Ст. 15. Милет. Там же. Самос. Б. п. сл. В. Ч. 1877 г. II. 191. 11. Ст. 16–18. 28–36 Евсевия, Архиеп. Могил. Беседы на воскр. и праздничные чтения из апостола. Ч. I, стр. 125. 12. Свящ. И. Люцернова. Богослужебное возжжение свечей. В. Ч. 1872 г. H. 366. 13. Ст. 17–38. Сольского. Прощальная беседа ап. Павла с ефесскими пастырями. Руков. для с. п. 1869 г. II. 8–16. 37–43. 77–85. 14. О том же, Ранинского в ст. Пастыреначальник Господь И. X. и Его апостолы. Стран. 1890 г. III, 21–23. 15. Ст. 20–25. Еп. Христофора. Прощание с Вологодской паствою. Дух. Вес. 1867 г. I. 175. 16. О трудности служения пастырей Церкви. Духов. Бес. 1859 г. VII, 181 –190. 17. Митропольского. Начало ересей в Церкви Христовой. Прав. Об. 1861 г. VI, 451. 18. Ст. 28. Епископ. Б. п. сл. В. Ч. 1875 г. I, 121. 19. Ст. 29–30. Исполнение слов Св. ап. Павла в судьбах Церкви Христовой. Прот. Велецкого. Духов. Бес. 1867 г. I, 403. 20. Ст. 35. Прот. Бажанова. Слова и речи. СПб. 1838 г. Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых Апостолов/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006. - 720 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Но все же определить в точности время жизни и деятельности Св. Иоанна Златоуста мы считаем необходимым, так как нам, при близком ознакомлении с творениями Златоуста, сделалось известным, что эти творения содержат указания на события, совершившиеся в довольно короткий период времени (гонение Валента на православных и монахов). Это с одной стороны, – и потом, собственно говоря, уж если изображается состояние церквей «времен Златоуста», то во всяком случае некоторое взимание eo ipso должно быть обращено на эти «времена» – период жизни и деятельности Златоуста – преимущественно. Итак, какой год следует считать первым годом и какой последний год жизни Святого Иоанна Златоуста ? Фаррар, изображая жизнь Святителя в своей книге «Жизнь и труды Св. Отцов и Учителей церкви», говорит (стр. 789): «Хотя в точности время его рождения неизвестно, однако мы можем с приблизительною верностью отнести его рождение к 347-му году» и, между прочим, показывает основание такого заключения: «Так как», говорит он, «это определение лучше всего согласуется с известными нам событиями в его жизни» (ibid). Разделяй биографию Св. Иоанна Златоуста на пять отделений, Фаррар так разграничивает лета жизни Святителя: а) 347–370 годы – юность и первые годы возмужалости; б) 370–381 годы – Златоуст, как отшельник и монах; в) 381–398 гг. – Иоанн в Антиохии; г) 398–404 гг. – как патриарх Константинопольский и д) 404–407 гг. – Златоуст в изгнании (Фар. «Жизнь Св. Отц. и Учит. Церк.», 789–842 стр.). Наш отечественный патролог, Преосвященный Филарет (Архиепископ Черниговский) также ставит годом рождения Златоуста 347 й год («Учение об Отцах Церкви», Т. II, стр. 191). И так же, как Фаррар, день кончины Святителя определяет «14 сентября 407 года» (ibid. стр. 226). Фаррар для выражения точности показания прибавляет: «Ему, Златоусту, было, когда он скончался, 60 лет от роду; в течение 3-х лет и трех месяцев он был в изгнании и в течение – всего – 9 лет и 6 месяцев – епископом». То же самое показание буквально повторяет Тьерри в своей книге: «Св. Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия» (стр. 420). А именно: изображая день кончины Святителя, Тьерри говорит: «Было 14 сентября 407 года. Иоанн жил 60 лет» и проч., как у Фаррара. Наши русские биографы Златоуста, известные: г. Малышевский – «Св. Иоанн Златоуст в звании чтеца и в сане диакона и пресвитера» (Киев 1892 г.) – и Архимандрит Агапит – «Жизнь Св. Иоанна Златоуста » (Москва, 1860 г.) – также единогласно означают 347 год, как год рождения Святителя (у Мал. – стр. 1, у Агап. – 3) и днем представления – 14 сентября 407 года (у Агап. 440 стр., у Мал. 265 ). Тот же самый период времени 347–407 гг., как период жизни Святителя, встретили мы в статье «Жизнь Св. Иоанна Златоуста», помещенной в Трудах Киевской Духовной Академии (1862 г., т. III, стр. 289, 483), представляющей извлечение из сочинения: «S. Jean Chrisostome, considere comme orateur populere par Paul Albert». (ibid. примеч. 1-е стр. 289).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Писал же в Великом Новгороде я, грешный монах 22 Антонова [монастыря] Кирик дьякон, регент 23 церкви святой богородицы при греческом царе Иоанне и при князе Стославе, сыне Олега 24 в первый год его княжения, в Новгороде, а от роду в тридцатый (да продлит Господь ему года). И еще при архиепископе новгородском боголюбивом Нифонте. А от рождения моего до настоящего времени 26 лет, а месяцев 312, а недель 1 354, а дней 9 500 без 3-х дней [т. е. 9497], а часов 113960 и столько же ночных 25 . Примечания к «наставлению, как человеку познать счисление лет» Кирика Новгородца (Историко-математические исследования Вып.4, М.Гостехиздат, 1953). В. П. Зубов 1 . Внимание исследователей уже не раз привлекала фигура русского ученого XII века Кирика, единственного известного нам по имени математика-астронома киевского периода, автора сочинения о календаре. Нельзя, однако, сказать, что деятельность Кирика до настоящего времени освещена исчерпывающим образом. О Кирике писали: Евгений Болховитинов , «Сведения о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту, епископу Новгородскому» («Труды и летописи Общества истории и древностей российских», 1828, ч. 4, кн. 1, стр. 122–129); Хавский П., «Примечания на русские хронологические вычисления XII века» («Чтения в Обществе истории и древностей российских», 1847, кн. 6 (10), отд. 4, стр. 25–40; этот журнал обозначается дальше сокращенно ЧОИДР); Бобынин В. В., «Состояние математических знаний в России до XVI в.» («Журнал министерства народного просвещения», 1884, ч. 232, апрель, стр. 183–209; на стр. 185–191), Степанов Н. В., «Заметка о хронологической статье Кирика» («Известия отделения русского языка и словесности Академия Наук», 1910, 15, кн. 3, стр. 129–150); Райнов Т. И., «Наука в России XI-XVII веков» (М.-Л., 1940, стр. 104–106, 187–188 и 477); Гнеденко Б. В., «Очерки по истории математики в России» (М.-Л., 1946, стр. 13–15); 10 Юшкевич А. П., «Математика и ее преподавание в России XVII-XIX вв.» («Математика в школе», 1947, N1, стр. 29–30), О биографии Кирика известно немного. Он родился в 1110 г., жил в Новгороде и 26-ти лет, в 1136 г. 26 , написал сочинение, которое в рукописи озаглавлено «Кирика диакона и доместика 27 Новгородского Антониева монастыря учение имже ведати человеку числа всех лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Андреевского и Арсеньева. изд. Брокгауза и Ефрона 1892 г. т. VIII стр. 460 – Художествен. Энциклоп. Изд. Булгакова, 1886 г. т. I стр. 191. – Энцик. Лекс. изд. Плюшара, 1838 г. т. XIV, стр. 18 и сл. 6 Словарь церковно-слав. и русск. языка. Составл. 2 отд. Имп. Акад. Наук. Изд. 1867 г. Том I стр. 510. Герб. 7 Летопись Софийская вторая, под 1535 годом. Полное Собран. Русск. летоп. изд.– 1853 г. том 6, стр. 296. 8 Московская Оружейная Палата. Второе изд. 1860 года, напеч. по Высочай­шему соизволению. Сост. Вельтманом, стр. 224 – 225. Все эти древние свидетельства должны быть весьма поучительны для тех, кто отвергает связь между русским государственным гербом и отличительным русским знаменем и их символи­ческими цветами! – Этому же боярину Никит. Иван, принадлежал знаменитый „Ботик“ императора Петра I, „Дедушка Русского флота“. 9 В современной геральдике три системы родовых гербов: французская, господствующая в западной Европе, польская, бывшая в древних польских владениях, и русская. Система французская имеет свое происхождение от рыцарских турниров и в основе ее лежит начало личное; герб дается лицу и по наследству принадлежит его роду. Польская система связана с первыми исто­рическими воспоминаниями народа и в основу ее легло начало родовое; лица и роды их причисляются целыми сотнями фамилий к известному гербу, а число гербов было определено. Польская система очень проста и схожа с азиатскими „тамгами» улусов. В русской системе смешаны начала родовое и личное. В основу старейших гербов легли знамена тех областей и городов, которые некогда составляли уделы предков владельцев гербов; также в гербах ро­дов пришлых в Россию помещаются эмблемы, указывающие на место происхождения их владельцев. Рядом с этим при составлении и даровании гербов принимаются во внимание и личные заслуги... На западе составление и дарование гербов принадлежало сначала судьям турниров, но с XIV века это стало переходить к верховной власти, которая предоставила себе исключительное право пожалования и утверждения гербов...

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010