14, 10); " диавол " будет " ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков " (Откр. 20, 10). " Бог ангелов согрешивших не пощадят, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания " (2 Петр. 2, 4. Иуд. 1, 6). И там будет " плач и скрежет зубов " (Мф. 8, 1; 13, 42, 50; 24, 15). Даже и грешникам нелюбовным и непокаявшимся скажет строго и справедливо: " Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... И пойдут сии в муку вечную " (Мф. 25, 41, 46). Вот какой конец ожидает их! Ещё спрашивается: почему употребляется в этом прошении союз " но " ? Думается, что это прошение собственно представляет вторую половину предыдущего, и тогда оно будет понятнее. Мысленно " не введи " - " не попусти " нам войти в искушения, а уж если, по праведному суду Твоему, введешь нас в них, - мы примем их: " но " тогда только избавь нас от диавола, чтобы он не воспользовался ими и не употребил их для нашей погибели. Значит, это прошение говорит нам о том, что искушения бедствиями могут быть нами обращены и во спасение. Однако избавиться нам от использования их диаволом можно только силою Божиею, но никак - не нашею силою: будут ли эти искушения от нас самих, или от мира, или непосредственно от диавола и бесов его - избавиться от них мы можем лишь Богом. Это и понятно: ведь бесы - бывшие ангелы и потому -с ильные, хитрые, злобные. С дитятей священника храма Христа Спасителя, отца Хитрово, был такой детский разговор: " Папа! - спрашивает мальчик смущенно и с робостью, - диавол сильнее тебя? " - " Да! " - отвечает отец. " А сильнее он моего ангела-хранителя? " - " Как тебе сказать? Не сильнее! С Божией помощью ангел-хранитель сильнее его " . Не удовлетворилось таким ответом дитя и, совсем уже робко, боясь за ответ отца, спросило: " А сильнее он Христа? " - " Н-е-т! - ответил уверенно отец. - Христос - Бог: Он, конечно, сильнее! " Мальчик свободно вздохнул и успокоился. Так и всем нам нужно верить, как говорит апостол Павел: " Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе " (Флп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1027...

14 . Боже, во святем путь Твой. С Евр.: «Боже! свят путь Твой». Т.е. все пути или дела Твои святы. «Под словом: святый, – говорит св. Афанасий, – разумеет или освященный лик Апостолов, чрез которых совершил необычайные Бож. знамения, или то, что не может никто прийти к Отцу, как только чрез Христа, Который по истине свят как Бог». 15 . С Евр.: «Ты Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов». 16 . Избавил еси мышцею Твоею люди Твоя – т.е. «освободил от рабства Египетского народ Твой» (Бл. Феод.). Св. Афан. – избавил Христом. 17 . Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася, т.е. убоялись и вострепетали воды Чермного моря, – «явился на море, и разделилось море» (Бл. Феод.); св. Афанасий: «воды убоялись, когда Спаситель запретил морю и оно умолкло». 18 . Глас даша облацы: ибо стрелы Твоя преходят. Глас – гром, стрелы – молнии. См. Пс. 17:15, 143:6 ; Авв. 3:11 . По св. Афан. – под облаками разумеются св. Апостолы, под стрелами – действия св. Духа. С Евр.: «Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали». 19 . Глас грома Твоего в колеси. С Евр.: «Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась». Т.е. ударами грома связал Ты колеса колесниц Египетских ( Исх. 14:24–25 ), поясняет Бл. Феод.; под молниями разумеет здесь свет чудотворений, который, подобно молнии, протек всю вселенную, когда все народы исполнились страха, о котором говорила и Раав соглядатаям ( Нав. 2:9–10 ). Св. Афан. разумеет Евангельскую проповедь. 20 . И следы Твоя не познаются. Т.е. на Чермном море. «Ты, невидимо предводительствуя народом, не показал нам и следа Твоего шествия» (Бл. Феод.). По св. Афан. – морем здесь называется мир, многими водами – различные в нем поколения людей. Поскольку же Господь невидимо шествовал с св. Апостолами, то следы или пути Божии были невидимы, не познались неверующими. С Евр.: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы». 21 . С Евр.: «Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14. Господи! услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Не отврати лица Твоего от мене, в день оскорбления моего приклони ко мне ухо Твое: милостив буди мне во всех делех моих, и избави от погибели душу мою, исполни во благих желание мое. 15. Призираяй на землю и творяй ю трястися, изведый люди Твоя в радости и избранныя Твоя в веселии, сотвори мене – сохраняти суд и правду на всякое время. Изведи мя из тьмы и сени смертныя, да готовым сердцем воспою и пою Тебе. Сотвори со мною знамение во благо, ради милости и имени Твоего, да во светлостях святых, в совете праведных и в сонме правых, правда моя пребудет в век века, и рог мой вознесется в славе! 16. Господи! внегда повелиши ми убогому востати от земли, и от гноища воздвигнеши нищаго, тогда благоугожду Тебе во стране живых и благословлю Тебе отныне и до века. Разреши оковы моя, и утверди мя в щедротах Своих. Егда в скорби призову Тебе, Господи, услыши мя и даруй ми простор. 17. Господи! положи мне закон, да живу, и пути правды Твоея взыщу выну. Вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню его всем сердцем моим. Заблудих яко овча погибшее, взыскав, сохрани душу мою. 18. Сохрани, Господи, вхождение мое и исхождение: да во дворех Твоих станут нози мои – во храме Иерусалима. К Тебе возведох душу мою, и очи мои к живущему на небеси: исхити душу мою от сети ловящих, да не простру к беззаконию рук моих. Исполни радости уста моя и язык мой – веселия. Исполни желание мое во благо, и благослови мя от Сиона, да вижу благая Иерусалима. Удали мя от беззакония, да будут уши Твои, Господи, внемлющии гласу моления раба Твоего. Да не вознесется сердце мое в гордости, ниже вознесутся очи мои: но да буду во смирении, дóндеже обрящу место Господеви – селение Богу Иаковлю, идеже заповедал еси благословение и живот до века. В селении Твоем, Господи, вознесу руки мои во святая, и благословлю Тя, судящаго люди Своя и веселящагося о рабех Своих. Боже богов и Господи господей! искуси мене, рыдающаго и молящагося ко храму святому Твоему, и испытай сердце мое, виждь мя и познай стези моя, и введи мене в жизнь вечную. Сохрани мене, Господи, и изми из руки грешнаго и от всех беззаконий моих избави мене. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою. Изведи из темницы душу мою – исповедатися имени Твоему. Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Скоро услыши мене, Господи, да не оскудеет и да не исчезнет дух мой: зане Ты еси Бог мой, – милость моя, и прибежище мое, и Заступник мой!

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

14 И извел их из тьмы и тени смертной, и узы их разорвал. 15 Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим! 16 Ибо Он сокрушил врата медные и запоры железные сломил. 17 Взял их с пути беззакония их, ибо за беззакония свои они были смирены. 18 Всякой пищи возгнушалась душа их, и приблизились к вратам смерти. 19 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужд их. 20 Послал слово Своё и исцелил их, и избавил их от разложения их. 21 Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим! 22 Да принесут Ему жертву хвалы и да возвестят о делах Его с радостью 23 отправляющиеся на кораблях в море, имеющие дела на больших водах. 24 Они видели дела Господни и чудеса Его в пучине. 25 Он сказал, – и поднялся бурный ветер, и поднимались волны его: 26 восходят до небес и низходят до бездн, душа их истаевала в бедствиях. 27 Они трепетали и качались, как пьяный, и вся мудрость их пропала. 28 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он извел их от нужд их. 29 И повелел буре, и настала тишина, и умолкли волны, поднятые ею. 30 И возвеселились они, что утихли они, и Он привел их в пристань, желанную ими. 31 Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим! 32 Да превозносят Его в собрании народа, и в сонме старцев да хвалят Его! 33 Он превращал реки в пустыню и источники вод – в жажду. 34 Землю плодоносную – в солончатую, за злобу живущих на ней. 35 Он превращал пустыню в озера водные и землю безводную – в источники вод. 36 И селил там алчущих, и они строили город для обитания, 37 и засеивали поля, и насаждали виноградники, и получали плод от растений. 38 И Он благословил их, и они весьма умножились, и скота их не умалял. 39 Но умалились и стали бедствовать, вследствие страдания от зла и болезни. 40 Излилось унижение на князей их и Он оставил их блуждать в непроходимой, а не по пути. 41 И помог убогому от нищеты, и положил отечества, как овец. 42 Увидят праведные и возвеселятся, и всякое беззаконие заградит уста свои.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

165. Нет такого несчастья, от которого бы Бог не мог избавить нас (Из жизни св. великомученика Феодора Стратилата. Чет. Мин. февр. 8) Когда нас постигает несчастье, в котором мы можем найти помощь или утешение от людей или от которого надеемся со временем так или иначе избавиться и сами, то таковое еще мы нередко переносим и с терпением, и с покорностью воле Божией. А когда постигает несчастье тяжкое-великое, где уже помощь людей немыслима, и от которого и собственными силами избавиться надежды нет; то тогда в большинстве мы становимся и нетерпеливыми, ропщем на Бога и говорим, что Он оставил нас, и предаемся малодушию и унынию, а иногда, что и хуже всего, и безнадежному отчаянию. А между тем так ли нужно поступать христианам в скорбях тяжких, в несчастьях великих, в страданиях жестоких? Нет, тут вот и нужно не роптать на Бога, не говорить, что Он оставил нас, а с крепкою верою, с несомненною надеждою и с пламенною любовью прибегать к Нему; ибо есть ли несчастье, от которого не мог бы избавить нас Бог ? Есть ли скорбь, в которой бы Он не мог утешить нас? Есть ли горе, которого бы Он не мог предотвратить? Нет, не может быть, и нет таких несчастий и таких скорбей, и такого горя. Почему, скажете. Потому, во-первых, отвечаем, что Бог Всемогущ; а во-вторых, и потому еще, что, кроме всемогущества, как мы сейчас укажем вам, есть еще у Него любовь и сострадание к тем, которые во время скорбей и страданий за помощью обращаются к Нему. Когда после долгих и ужасных истязаний мучитель Ликиний заключил святого великомученика Феодора Стратилата в темницу, то в это время велел приготовить крест и, по прошествии пяти дней, вывел святого из темницы, чтобы распять его. И вот пригвоздили руки и ноги великомученика ко кресту, воины еще вбили гвоздь во внутренности его и бритвами резали тело его, а юноши и отроки стреляли из лука в лицо его и выкололи ему глаза. В таких ужасных страданиях Феодор, взывая к Господу, воскликнул: «Господи, Ты обещал мне быть со мною; зачем же Ты ныне оставил меня! Смотри, Господи! Лютые звери растерзали меня Тебя ради; выколоты зрачки глаз моих, ранами покрыто тело мое; лице мое изъязвлено; зубы сокрушены. Вся плоть моя раздробилась, и одни кости висят на кресте сем! Помяни меня, Господи, претерпевающего страдания Тебя ради! Всё: и железо, и огонь, и гвозди принял я! Прими же дух мой, ибо отхожу из жизни сей!» Сказав это, мученик умолк, а Ликиний, полагая, что он умер, велел оставить тело до утра на кресте. Но мученик не умер. Ночью Ангел Божий явился ему; сняв с креста, исцелил раны его и сказал ему: «Радуйся и укрепляйся благодатью Господа нашего Иисуса Христа, ибо с тобою Господь Бог; и зачем сказал ты, что Он оставил тебя? Соверши подвиг твой, и придешь к Господу принять уготованный тебе венец бессмертия!» Сказав это, Ангел стал невидим, а мученик, исцеленный и укрепленный благодатью Божией, стал громко славить Господа и говорил: «Буду превозносить тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твое во веки и веки!» ( Пс.144:1 )

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

16 . Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, т.е. «да не подавит меня множество и великость зол» (Бл. Феод.). Ниже сведет о мне ровенник 429 уст своих – да не заключит надо мною колодец своего отверстия. С Евр.: «Да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего». «Упадшие в колодезь, пока отверстие его открыто, имеют еще малую некую надежду освободиться оттуда; но когда и оно закладено, отчаяваются в спасении. Потому, не откажи мне в спасении, Владыка; не заключай для меня двери человеколюбия» (Бл. Феод.). 17 . С Евр.: «Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя, по множеству щедрот Твоих призри на меня». 18 . С Евр.: «Не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня». 19 . Враг моих ради избави мя. Ради поношений, какие терплю от врагов, избави меня (Бл. Феод.). «Тою обидою, какую претерпели мы от мысленных врагов, преклоняет (Иисус Христос) Отца на милость к нам» (Св. Афан.). С Евр.: «Приблизься к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня». 20 . С Евр.: «Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое: враги мои все пред Тобою». 21 . Поношение чаяше 430 душа моя и страсть. Т.е. кроме поношения и страдания ничего не ожидаю для себя; или: со страхом ожидаю только поношений и страданий. И ждах соскорбящего, и не бе и проч. Т.е. ожидал, кто бы соскорбел мне, разделил мою скорбь, – и не было; ждал утешителя, и не находил. С Евр.: «Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог; ждал сострадания, но нет его, – утешителей, но не нахожу». 22 . И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша ма оцта. Оцт – уксус. Т.е. «и самую пищу сделали для меня горькою и неприятною» (Бл. Феод.). Буквально исполнилось с Спасителем на кресте ( Мф. 27:34 ). С Евр.: «И дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом». 23 . Да будет трапеза их пред ними в сеть, и в воздаяние и в соблазн. С Евр.: «Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их – западнею». «Сим изображает, – говорит св. Афанасий, – что постигнет Иудеев по страдании Его (Спасителя). И как бы так говорит: потерпят они то самое, что уготовляли для Меня, желая, чтобы Я испытал это». «Их веселие перемени, Владыка, в бедствия, пусть и сами впадут в то же, что делали другим; ибо трапезою пророк назвал веселие, а сетию – наказания» (Бл. Феод.). «Эти слова, – говорит бл. Август., – не желающего, а пророчествующего» 431 . Здесь и далее предсказывается, чтó постигнет врагов Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

18 Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их. 19 Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. 20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. 21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится. 22 Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут. 23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет. Отрывок для молитвенного размышления на день (Пс. 33: 1–23): 2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих Что означают непрерывное благословение и непрестанная хвала, когда речь идет о Боге? Как можно благословлять и хвалить, не останавливаясь, пусть даже Бога? В конце концов, нам придется прерваться хотя бы на еду и сон. Между тем псалмопевец сам отвечает на заданный вопрос: он говорит о том, что его душа хвалится Яхве и прославляет, возвеличивает Его имя, к чему автор псалма и призывает присоединиться тех, к кому обращается. Оказывается, прославлять Бога, не останавливаясь, можно, призывая Его священное имя, причем лишь тогда, когда оно войдет в душу человека, определив всю его жизнь: душа на языке Библии означает именно жизнь во всех ее проявлениях, не только духовных, но и природных. Как же этого добиться? Псалмопевец выделяет два основополагающих момента: бедность и страх Божий. Нищий (бедняк) воззвал, и Яхве услышал — так описывает ситуацию автор псалма. А размышления о праведности начинают с обучения страху Божьему. Очевидно, речь идет не о тех или не только о тех, кто беден материально. Конечно, бедняку иногда проще понять, что, кроме Бога, надеяться и опереться ему не на кого и не на что, но иногда это понимают и люди богатые, а материальная бедность и даже нищета сами по себе не обращают человека к Богу. Речь идет, скорее, о бедности как о состоянии духовном. О таком состоянии, когда человек осознает: главного, того, что позволит ему быть праведником, у него нет, а то, что есть, для этого не годится. Праведность человеку по природе не свойственна, она может быть для него только состоянием, притом состоянием, которое ему дается Богом и которое он может лишь принять с тем, чтобы постараться в нем удержаться как можно дольше, в идеале — всю жизнь. В данном случае без страха Божьего никак: речь идет не о страхе наказания, а о священном трепете, который переживает человек в Божьем присутствии.

http://blog.predanie.ru/article/zhivaya-...

19. Вонми души моей, и избави ю! – враг моих-ради избави мя. 19. Внемли душе моей, и избавь ее! – врагов ради моих избавь меня. 20. Ты бо веси поношение мое, и студ мой, и срамоту мою пред Тобою вси оскорбляющии мя! 20. Ибо Ты ведаешь поношение мое, и стыд мой, и срамоту мою: пред Тобою – все оскорбляющие меня! 21. Поношение чаяше душа моя и страсть: и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и – не обретох. 21. Поношения ожидала душа Моя и страдания: и ждал Я сострадающего, и не было (его), и утешающих, и – не нашел. 22. И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою – папоиша мя оцта! 22. И дали мне в пищу – желчь, и в жажде Моей напоили Меня оцтом (уксусом)! IV. 23. Да будет трапеза их пред ними – в сеть, и в воздаяние, и в соблазн! 23. Да будет их трапеза сетью для них, и в воздаяние (им), и в соблазн! 24. Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы! 24. Да помрачатся очи их – так, чтобы не видеть (им), и хребет их согни навсегда! 25. Пролей на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего – да постигнет их! 25. Пролей на них гнев Твой, и ярость гнева Твоего – да постигнет их! 26. Да будет двор их пуст, и в жилищах их – да не будет живый! 26. Да будет двор их пустым, и в жилищах их – да не будет обитающего! 27. Зане его же Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша. 27. Ибо они того, кого Ты поразил, – погнали, и к боли ран моих – добавили. 28. Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду Твою! 28. – Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою! 29. Да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся. 29. Да изгладятся (они) из книги живых, и с праведными да не напишутся! V. 30. Нищ и боляй есмь аз: спасение Твое, БОЖЕ,–да приимет мя! 30. – Ниший и страдалец я есмь: спасение Твое, Боже,–да примет меня! 31. Восхвалю имя БОГА моего с песнию, возвеличу Его– во хвалении! 31. Восхвалю имя Бога моего с песнию, (и) возвеличу Его в пении хвалебном! 32. И угодно будет БОГУ паче тельца юна, роги износяща и пазнокти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

1.1. На Тя, ГОСПОДИ, уповах, – да не постыжуся в век. 1. На Тебя, Господи, уповаю (и уповал я) – да не постыжусь я во век! 2. Правдою Твоею избави мя, и изми мя, – приклони ко мне ухо Твое и – спаси мя! 2. Правдою Твоей избавь меня, и изми меня, – приклони ко мне ухо Твое, и – спаси меня! 3. Буди ми в БОГА-Защитителя, и в место крепко – спасти мя: яко утверждение мое, и прибежище мое еси Ты! 3. Будь мне в Бога-Защитника, и в место крепкое (дабы) – спасти меня: ибо утверждение мое и прибежище мое еси Ты! 4. БОЖЕ мой! избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго... 4. Боже мой! Избавь меня из руки грешного, из руки законопреступного и обидящего, 5. Яко Ты еси терпение мое, ГОСПОДИ, ГОСПОДИ, – упование мое от юности моея! 5. Ибо Ты – терпение мое, Господи, Господи, – упование мое от юности моей! 6. В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея – Ты еси мой покровитель: о Тебе пение мое выну! 6. В Тебе утвердился я от утробы, от чрева матери моей Ты – мой Покровитель; о Тебе пение мое всегда! 7. Яко чудо бых многим, и Ты – Помощник мой крепок! 7. Как чудо, стал я для многих, и Ты – Помощник мой крепкий! 8. Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день – великолепие Твое! 8. Да исполнятся уста мои хваления: да воспою я славу Твою, во весь день – великолепие Твое! II. 9. Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, – не остави мене! 9. Не отвергни меня во время старости, в пору оскудения крепости моей – не оставь меня! 10. Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе. 10. Ибо сказали мне враги мои, и подстерегающие душу мою сошлись на одном и том же. 11. Глаголюще: БОГ оставил-есть его, пожените и имите его, яко несть Избавляяй! 11. Говоря: „Бог оставил его, преследуйте и возьмите его, ибо нет (ему) Избавляющего... 12. БОЖЕ мой, не удалися от Мене! БОЖЕ мой, в помощь мою вонми! 12. Боже мой, не удались от меня! Боже мой, в помощь мне внемли! 13. Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою; да облекутся в студ и срам ищущии злая мне!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

1. Всем нам сегодня благовременно воскликнут словами блаженного Давида: « Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его? » ( кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его ) (Пс. 105:2). Вот наступил у нас вожделенный и спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа, основание мира, начало примирения, прекращение враждебных действий, разрушение смерти, поражение диавола. Сегодня люди соединились с ангелами, и облеченные телом вместе с бестелесными силами теперь возносят песнопения. Сегодня ниспровергнута власть диавола, сегодня разрушены узы смерти, уничтожена победа ада; сегодня благовременно сказать также следующее пророческое изречение: « Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? » ( где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа ) (1 Кор. 15:55; Ос. 13:14). Сегодня наш Владыка Христос « медные двери сокрушил и запоры железные сломал » ( сокруши врата медная ) (Ис. 45:2) и поразил самое лицо смерти. Что я говорю — лицо? Самое имя ее Он изменил, потому что она уже не называется смертью, но успокоением и сном. Прежде пришествия Христова и крестного домостроительства (нашего спасения) самое название смерти было страшно. Так первый человек за великое наказание услышал следующий приговор: « в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь » (Быт. 2:17). И блаженный Иов назвал ее тем же именем, сказав: « смерть мужу покой » (Иов. 3:23). И пророк Давид сказал: « смерть грешников люта » (Пс. 33:22). И не только смертью называлось разлучение души с телом, но и адом. Послушай, что говорит праотец Иаков: « сведете старость мою с печалью во ад » (Быт. 42:38); также пророк: « преисподняя… раскрыла пасть свою » ( разверзе ад уста своя ) (Ис. 5:14); и еще другой пророк говорит: « Ты избавил душу мою от ада преисподнего » ( избавил еси мя от ада преисподнейшаго ) (Пс. 85:13); и во многих местах Ветхого Завета найдешь, что переселение отсюда называется смертью и адом. Когда же Христос Бог наш принесен был в жертву и совершилось воскресение, то человеколюбивый Владыка отменил эти названия и ввел в нашу жизнь новое дивное устройство: переселение отсюда уже называется вместо смерти успокоением и сном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010