Ты же избавил душу мою, чтобы она не погибла: бросил за хребет Свой все грехи мой. Ибо не ад будет исповедовать Тебя, и не смерть будет восхвалять Тебя: не будут уповать нисходящие в могилу на истину Твою. Живой, живой, тот будет исповедовать Тебя, как и я ныне. Отец сынам будет возвещать истину Твою. Господи! спаси меня, и мы во все дни жизни нашей будем воспевать песни наши в доме Господнем. LXX : Господи! о ней возвещено Тебе, и Ты воздвиг дух мой и, утешив, оживил. Вот в мире горесть моя: ибо Ты избавил душу мою, чтобы она не погибла, и бросил позади меня все грехи мои. Ибо не во аде восхвалят Тебя, и не мертвые благословят Тебя, и не будут уповать находящиеся во аде на милосердие Твое. Живые благословят Тебя, как и я: ибо отныне буду рождать сынов, которые возвестят правду Твою, Господи спасения моего, и не престану благословлять Тебя с псалтирью во все дни жизни моей в виду дома Божия. Никакое состояние смертных не бывает продолжительно, и всякое временное благополучие, пока достигается, утрачивается. Ибо когда наступит время бедствия, тогда все то, что прошло, не помогает бедствующему. Посему глупо мнение Эпикура, который утверждает, что воспоминанием о прошедших благах облегчаются настоящие бедствия. И так Езекия говорит, что во время настоящей горести он размышлял о всех годах своего царствования и прошедшего, как он думал, благополучия. И так как он теперь находится в безопасности и не претерпевает того, о чем рассказывает, то философствует о человеческом состоянии и говорит: Господи, если так живут , и с таким состоянием мы рождены, то Ты обличил меня, но оживил меня, и, по обращении в бегство ассириянина, даровал мир; но мир мой был для меня горестнее всякой горести, потому что, по возвращении народу спокойствия и по успокоении города, я один вступил в пределы смерти. Но Ты избавил душу мою, чтобы она не погибла, или для настоящей жизни или для будущей. Ибо Ты бросил за хребет все грехи мои, чтобы я уныло не обращал взоров на оные, но взирал на Твое милосердие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Человеку, в таком состоянии находящемуся, увещевание и слово также полезно, как глухому музыка, как мертвому речь. Евангелие святое, слово Божие, как басню слушает, муку вечную и царство небесное вымыслом считает. Кто-то говорит: «Как такое может быть, чтобы мне не верить Евангелию, которое каждый почти день слышу в церкви читаемое?» Хорошо, братец, и я тебе с апостолом Иаковом говорю: Покажи мне веру от дел твоих (Иак 2:18). Веруешь Евангелию, тогда почему по вере своей не исполняешь написанного в Евангелии? Веруешь Евангелию, тогда почему не повинуешься Евангелию? Веруешь, что Бог везде есть, потому и с тобою есть неотлучно, где бы ты ни был и что бы ты ни делал, все знает точно, почему же делаешь то, что в присутствии Божием крайне не должно делать? Когда перед Монархом стоишь, со всяким почтением и страхом предстоишь ему, как и должно, ибо сама персона монаршая требует того. Бог есть Великий и Страшный Царь, Который и душу, и тело твое в руке Своей держит, тогда почему ж, если веруешь, что Он тебе соприсутствует, почему такого почтения и страха не воздаешь Ему, какое почтение и страх земному Царю показываешь, когда ему предстоишь? Разве это причина, что земного Царя видишь, а Бога не видишь. Правда то, что Бога не видишь да и видеть нельзя. Не видишь Бога телесными очами, да душевными видишь, если веруешь в Него. Такова-то вера твоя! Веруешь, что Бог есть Праведный Судия, почему не трепещешь, когда грехами раздражаешь Его? Такова-то вера твоя! Веруешь, что Бог есть самое высочайшее добро и что Его надобно всем сердцем любить, почему же не любишь Его, как самое большое добро? Почему малую сласть предпочитаешь этому высочайшему добру? Почему то творишь, что противно воле Его святой? Любящий любимого во всем непременно со всякой охотой слушает, во всем волю его исполняет, чтобы он не огорчился. Как Бога можно любить, а воле Его противиться? Таковая-то вера твоя и любовь! Веруешь, что Сын Божий пришел в мир для тебя, и страшные претерпел страдания, и тем тебя от смерти вечной избавил, почему же по вере своей не угождаешь Ему? Если бы кто тебя от смерти телесной избавил каким-нибудь способом, ты бы ведь все делал, что бы он ни хотел. Почему же ради Христа не делаешь того, чего Он хочет, если веруешь, что Он от смерти вечной избавил тебя таким чудным образом? Такая-то вера твоя!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

«Я ждал». возможно точнее: «успокаивал себя до утра», т. е. надеялся на облегчение болезни к утру, но, вместо облегчения, болезнь сокрушала его, как лев. Ис.38:14 . Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Го­с­по­ди! тесно мне; спаси меня. «Как журавль, как ласточка». Стоны больного Езекии походили на заунывные звуки, испускаемые журавлем, или на писк ласточки; иногда же он глухо стонал, как голубь. «Уныло смотрели» – возможно точнее: «и истомились глаза мои от постоянного смотрения на небо», откуда Езекия ожидал помощи. 45 «Спаси меня»! – точнее «будь мне порукою!» (ср. Иов.17:3 ). Ис.38:15 . Что скажу я? Он сказал мне, Он и сделал. Тихо буду про­водить все годы жизни моей, по­мня горесть души моей. Ис.38:16 . Го­с­по­ди! так живут, и во всем этом жизнь моего духа; Ты исцелишь меня, даруешь мне жизнь. Ис.38:17 . Вот, во бла­го мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва по­гибели, бросил все грехи мои за хребет Свой. Езекия, в благодарность Богу за полученное исцеление, обещается тихо проводить остаток своей жизни. «Так живут», т. е. благодаря именно таким действиям Всевышнего люди оживают, и Езекия на эту чудесную помощь Господа будет возлагать все свои упования. «Во благо». Болезнь послужила к возвышению нравственного состояния Езекии. «И Ты избавил». т. е. в том, что Ты избавил душу мою от смерти, я вижу доказательство того, что Ты в то же время простил мне мои грехи. Преждевременная смерть здесь представляется как наказание за грехи. «За хребет», т. е. так далеко, что их не стало и видно. Ис.38:18 . Ибо не пре­исподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Ис.38:19 . Живой, только живой про­славит Тебя, как я ныне: отец воз­вестит детям истину Твою. Ис.38:20 . Го­с­по­дь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн мо­их будем воспе­вать песни в доме Го­с­по­днем». Здесь проводится общая ветхозаветным писателям мысль о том, что состояние умерших есть состояние полного безразличия ко всему великому и, в частности, к делам Божиим, совершающимся на земле (ср. Пс.6:6 ; Пс.87:11–13 ; Пс.113:25–26 ). Напротив, живой человек может всегда прославлять Бога своей богоугодной жизнью и наставить на путь добродетели и детей своих. Езекия обещает восхвалять Бога и в песнях во храме, что он и исполнил, устроив оркестры из левитов (ср. 2Пар.29:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Я отправлюсь через ваши места в Испанию. Я отправлюсь через ваши места в Испанию. Опять упоминает об Испании, показывая тем, что путь его туда необходим для него и что он пройдет Рим не из презрения к ним. И уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова. И уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова. То есть увижу вас благоискусными во всех благах евангельских. Ибо полным благословением благовествования называет все блага, достойные благословения, то есть похвалы сообразно Евангелию. Но можешь разуметь под благословением и милостыню, дабы была такая мысль: найду вас совершенными в милостыне и человеколюбии. Говорит же это, предваряя их, дабы, устыдившись похвал, постарались явиться таковыми. Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа. Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа. Никогда не почитает себя достойным веры, но представляет посредников. Так и теперь указывает на Христа и Духа. Но об Отце не упомянул, дабы ты узнал, что когда упоминает об одном Отце, то не исключает Сына и Духа. Сказал же: любовью Духа; потому что как. Отец и Сын возлюбили мир, так и Дух. Подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу. Подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу. Показывает величайшее смиренномудрие, когда говорит, что имеет нужду в молитве их. Чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее. Чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее. Не сказал: чтобы вступить в состязание и победить их, но: чтобы избавиться, исполняя божественный закон, повелевающий молиться о том, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26:41). Вместе с этим показывает и то, что необходимо делать подаяния тем, которые живут среди стольких неверующих (об избавлении от которых и сам молится) и притом находятся в опасности погибнуть от голода. И чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым. И чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым. То есть чтобы приняли подаяние с добрым расположением. Отсюда же видно, что подаяние милостыни недостаточно для того, чтобы она была принята. Когда кто подает по необходимости, от неправды, для тщеславия, то все погибает и плод от того уничтожается.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

«Яко лукавство в жилищах их, посреде их». Жилищем же называет настоящую жизнь, в которой пребываем временно, а не на всегда поселяемся. Пс.54:17 .  Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня. Пс.54:18 .  Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой. Пс.54:19 .  Избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня. «Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя». «Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой». «Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною». Видя непрестанную мою молитву, приносимую мною день и ночь, говорит Давид, Бог избавит меня от врагов, и дарует мне мир. Слова: «во мнозе бяху со мною» означают, что враги многочисленны. Так перевел и Симмах: «ибо весьма многие были против меня». Пс.54:20 .  Услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога. «Услышит Бог, и смирит я Сый прежде век». Вняв моему прошению, Вечный Бог злоумышляющих на меня сделает безсильными. «Несть бо им изменения, яко не убояшася Бога». Симмах перевел сие так: «ибо не переменятся, и не убоятся Бога», то есть, видя нераскаянный их нрав, Бог ввергнет их в упомянутыя выше бедствия. Пс.54:21 .  Простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой. «Простре руку свою на воздаяние». Три толковника перевели сие так: «простер руку свою на тех, которые были с ним в мире». Ибо Саул гнал не врага, но благодетеля, человека, ему знакомаго и близкаго. Также Иуда предал не врага, но Спасителя и Подателя благ. Посему сказанное: «простре руку свою на воздаяние» значит: простерши руку, чтобы сделать воздаяние, не принес ничего добраго, но все было исполнено лукавства. То же значит и присовокупленное: «Оскверниша завет его». Когда закон Божий повелевает любить ближняго, как себя самаго ( Мф. 22:39 ), они благодетеля преследовали, как врага. Пс.54:22 .  Уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи. «Разделишася от гнева лица его, и приближишася сердца их». Поработившись гневу, одно говорили, а другое замышляли. Ибо так перевел Симмах: «мягче коровьяго масла уста их, но враждебно сердце каждаго из них». С сим согласно и присовокупленное:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

05 Хлеб наш насущный даждь нам днесь С одной стороны, мы просим Господа подать нам все потребное для нашей земной жизни в том количестве, которое нам минимально необходимо. Вспомним книгу Исход: Бог питал народ в пустыне манной небесной, она выпадала каждое утро в количестве, нужном для насыщения, но ее нельзя было хранить до завтра. С другой стороны, Сам Христос называет себя хлеб живой, сшедший с небес (Ин 6:51). В этом смысле, хлеб насущный — это Тело Христово, которого причащаются верующие. Неслучайно молитва «Отче наш» поется на литургии именно перед причастием. 06 И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим «Долги» здесь значит «согрешения». Христос сказал: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф 6:14–15). Произнося эти слова, мы заявляем о своем стремлении следовать заповеди Спасителя о необходимости прощать, просим Бога помочь нам в этом стремлении и простить наши согрешения. 07 И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого Искушение может пониматься двояко: как испытание, посылаемое Богом для нашего духовного укрепления и как соблазн, исходящий от диавола. В этих словах мы просим Господа, с одной стороны, не подвергать нас испытаниям, превосходящим наши силы, а с другой, помочь нам устоять перед лицом диавольских соблазнов. Под лукавым имеется в виду все тот же диавол. 08 Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь Молитва Господня заканчивается славословием, то есть прославлением Бога. Как правило, во время домашней молитвы эти слова не произносятся и молитва завершается словами «избави нас от лукавого». В богослужебной практике Православной Церкви это славословие было расширено: «Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Во время богослужения эту фразу после чтения или пения «Отче наш» произносит только священник. Сохранить

http://foma.ru/otche-nash-razbor-molitvy...

10 минут духовного чтения. Почему наша плоть так легко нас побеждает? (+аудио) Великопостная проповедь священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого) 31 марта, 2016 Великопостная проповедь священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого) Великопостная проповедь священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого). Знаю, что многие из вас дома читают Священное Писание, знаю также и то, что читаете вы главным образом Евангелие, а послания апостолов и Деяния апостольские мало читаете. Почему мало читаете? Потому что, во-первых, не знаете того, как много высокой мудрости содержится в этих посланиях, считаете их второстепенными по сравнению с Евангелием. Это первая причина. А вторая причина та, что послания апостола Павла , которых больше всего среди посланий апостольских, написаны очень трудным языком. Мысль его течет весьма своеобразно, не так, как обычно мыслят люди. Святитель Лука Даже апостол Петр сказал в одном из своих посланий, что есть в посланиях Павловых нечто неудобовразумительное. Это верно, ибо многие места посланий святого апостола Павла очень трудно понимать. Без помощи, без руководства не сумеете понять их. Сегодня разъясню вам одно весьма важное место в послании апостола Павла Римлянам: «…не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» ( Рим. 7:15 ). «Добро, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19 ). «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти!» ( Рим. 5:24 ). Бедные мы все с вами! Кто избавит нас от нашего тела смерти? И в другом послании, в послании Галатам святой Павел говорит приблизительно то же: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти. ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» ( Гал. 5:16–17 ). Вот в этом всё дело, дело в том, что дух наш противится плоти, а плоть противится духу. Дух наш стремится вознести сердца наши гор е , к престолу Всевышнего. Дух наш стремится к тому, чтобы прониклись мы стремлениями высшего порядка: не низменными страстями, а самыми высокими, самыми глубокими стремлениями духовными.

http://pravmir.ru/10-minut-duhovnogo-cht...

10. Церковь есть святая и соборная Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Ин.17:17,19 . Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Еф.5:25 –27. Извергните развращенного из среды вас. 1Кор.5:13 . Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа». 2Тим.2:19 . Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Кол.3:11 . Верующие благословляются с верным Авраамом. Гал.3:9 . Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Мф.16:18 . В ночь Своих страданий Господь Иисус Христос так молился к Богу Отцу об учениках Своих и в лице их обо всех верующих: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина… И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною». Но все верующие в Иисуса Христа образуют собою Церковь . Посему в этих словах Спасителя дается ясное указание на новое свойство Церкви, именно на ее святость. Как тьма несоединима со светом, так святость несоединима с грехом. Святость предполагает совершенное отсутствие греха. Значит, Церковь не имеет в себе ничего греховного, никакой скверны или порока. Истину эту мы и выражаем в девятом члене символа, называя Церковь святою. Спрашивается теперь, почему Церковь свята? До пришествия в мир Спасителя все люди были подвержены греховному рабству; кроме грехов личных первородный грех тяготел над всеми ими, и не было никого, кто мог бы избавить их от греха. Только Один Сын Божий мог избавить нас от рабства греху, сделать чистыми и святыми. И когда пришло время, Он, по беспредельной любви к нам, воплотился нас ради человек и нашего ради спасения, взял, по слову пророка, наши немощи и понес наши болезни. Дело искупления нас от грехов Господь совершал в продолжение всей Своей жизни, но окончательно совершил его через Свои крестные страдания и смерть. С креста Он Сам указал на совершение этого дела, когда изрек: «Свершилось». С этого времени Христос стал краеугольным камнем и главою Церкви, о которой некогда предрекал Петру: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». С этого времени Он приобрел право подавать всем верующим в Него благодать делаться чистыми от грехов, святыми. Вот почему несомненно, что святость Церкви происходит прежде всего оттого, что Церковь освящена Иисусом Христом через страдания Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

11:28): и никто не слушал . Поэтому Я в Евангелии сказал им: ни видения Божия видесте, ни гласа Его слышасте, ибо словесе Его не имате пребывающа в вас ( Ин. 5:37–38 ). Ст. 2–3. Разве стала короткою и малою рука Моя, так что не может ( вульгата : не могу) искупить, или нет силы во Мне для избавления? Вот прещением Моим Я сделаю море пустим, иссушу реки: рыбы будут гнить без воды, умирать от жажды. Я облеку небеса мраком и вретище сделаю покровом их. LXX : Разве не может рука Моя освободить или не в состоянии избавить? Вот прещением Моим Я сделаю море пустым и реки пустынями, и высохнут рыбы их, от того что нет воды, и умрут от жажды. И облеку небо мраком и как бы вретище сделаю покровом его. Против тех, кои думали, что Господь не мог освободить народ Свой из плена, представляет доказательство и многочисленные примеры: что кто сделал Чермное море удобопроходимым для народа Своего ( Исх. 14 ), иссушил воды Иордана и, по иссушении рек в Египте, сделал рыб сгнившими (Исх. гл. 7) и кто совершил то, что в течение трех дней была густая тьма и небо казалось покрытым как бы вретищем и тьмою: тот, конечно, мог и избавить народ Свой от опасности, или, так как выше сказал: Я пришел, и не было человека, Я звал, и никто не слушал , то мы можем сказать, что кто был совершителем таких знамений и кто делает небо, и земли и море служащими Его воле, тот мог также избежать креста, как он говорит в Евангелии: или мнится вам, яко не могу умолити Отца Моего, и представит Ми вящше дванадесяте легеона ангел ( Мф. 26:53 ). В иносказательном смысле, море делается по прещению Господню пустым тогда, когда иссушается воя горечь мира сего и оставляются реки, о которых духовный дракон говорил в Египте: реки моя суть, и аз сотворих я ( Иез. 29:2 ) и о которых в другом месте мы читаем: что тебе и пути ассирийскому, да пиеши воду речную ( Иер. 2:18 ). Также согнивают, после закидывания невода в море, те рыбы, которые отделяются от хороших рыб. В следующем же далее: Я облеку небо мраком и как бы вретище сделаю покровом его , под небом мы можем понимать или все то, что находится над нами, подобно тому как птицы, летающие по воздуху, называются небесными, и о противных силах, находящихся между небом и землею, говорится, что они – небесные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

12. И не оскуде от стогн его – лихва и лесть! 12. И не сходит с площадей его лихва (ростовщичество) и коварство! 13. Яко аще бы враг поносил ми, претерпел-бых убо; и аще бы ненавидяй мя на мя велеречивал, укрыл-бых-ся от него. 13. Ибо, если бы враг поносил меня, я бы перенес; и если бы надо мной превозносился ненавидящий меня, я бы укрылся от него... III. 14. Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой! 14. Но ты, человек – единодушный (со мной), владыка мой и знаемый мой. 15. Иже купно наслаждался-еси со мною брашен, в дому БОЖИИ ходихом единомышлением!.. 15. Который наслаждался вместе со мною явствами, – в дом Божий ходили мы в единстве духа! 16. Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищах их посреде их. 16. Да придет смерть на них, и да сойдут они в ад живыми: ибо лукавство – в жилищах их, посреди них. IV. 17. Аз – к БОГУ воззвах, и ГОСПОДЬ услыша мя. 17. Я (же) – к Богу воззвал, и Господь услышал меня. 18. Вечер и заутра, и полудне повем, и возвещу, и – услышит глас мой! 18. Вечером и утром, и в полдень поведаю я, и возвещу (Ему), и услышит голос мой. 19 . Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною. 19. Избавит миром душу мою от приближающихся ко мне: ибо во многом общались они со мною. 20. Услышит ГОСПОДЬ и смирит я, – Сый прежде век! Несть бо им изменения, яко не убояшася БОГА. 20. Услышит Господь и смирит их – Сущий прежде веков: ибо нет в них перемены (иль искупления – греческое antallagma), так как они не боялись Бога. 21. Простре руку Свою на воздаяние: оскверниша завет Его. 21. Он простер руку Свою в воздаяние им: осквернили они завет Его. 22. Разделишася от гнева лица Его, и приближашася сердца их: умякнуша словеса их – паче елеа, и та суть стрелы. 22. Разрознились (они) от гнева лица Его, и (как бы) приблизились сердца их: мягкими стали слова их – „паче елея, но то суть стрелы. IV. 23. Возверзи на ГОСПОДА печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику! 23. Возложи на Господа попечение твое, и Он тебя пропитает (насытит): не даст во век пустых треволнений праведнику!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010