После того, как скажем: «и не введи нас во искушение», следует: «но избави нас от лукавого». Кто желает быть избавленным от лукавого, тот свидетельствует, этим, что объят лукавством. Почему Апостол говорит: «дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф.5:16). Но ««хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?» — Когда у всякого человека, плоть носящего, дни жизни сей лукавы, то кто есть не хотящий сего? Если же хочешь, то делай то, что далее следует: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс.33:13—15). Сделай так; и пресечешь дни лукавы, и исполнится на тебе: «избави нас от лукавого»    Молиться надобно не о том только чтобы не быть нам введенными во искушение на зло: о чем просим в шестом прошении, но и о том, чтобы избавленными быть от того, в какое уже введены. И когда это будет получено, тогда не останется уже ничего для нас опасного и нечего уже будет бояться какого-либо искушения. Чего впрочем в этой жизни, в которой пребываем обложенными страстностью, с того момента, как низринула нас в нее прелесть змеиная, ожидать нельзя. Однако ж должно надеяться, что это будет некогда. И это-то есть предмет ожидания того, чего не видим, как говорит Апостол: «надежда же, когда видит, не есть надежда» (Рим.8:24). Но в мудрости, как доступной и в этой еще жизни, рабам Божиим отчаиваться не должно. Она же состоит в том, чтобы с наистрожайшим вниманием убегать того, чего, как уразумели мы из Божественного Откровения, убегать должно, и с пламенною любовью желать того, чего, как уразумели мы из того же Божественного Откровения, желать должно. Таким способом когда в самой смерти сложим с себя все бремя смертности, удостоимся войти во всестороннее, ничем нерушимое блаженство, которого начатки полагаются еще в этой жизни, возжигая всеусердное желание сподобиться его, во всей его полноте, некогда и там.     Блаж. Феофилакт. «Но избави нас от лукавого». Ибо он наводит невольные и вольные искушения. Посему, когда ты невольно терпишь искушение от человека, не человека сего считай виновником твоего искушения, но лукавого. Ибо он наущает человека яриться на тебя и неистовствовать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2923...

   Человеку, в таком состоянии находящемуся, увещевание и слово также полезно, как глухому музыка, как мертвому речь. Евангелие святое, слово Божие, как басню слушает, муку вечную и царство небесное вымыслом считает. Кто-то говорит: «Как такое может быть, чтобы мне не верить Евангелию, которое каждый почти день слышу в церкви читаемое?» Хорошо, братец, и я тебе с апостолом Иаковом говорю: «Покажи мне веру от дел твоих» (Иак 2:18).    Веруешь Евангелию, тогда почему по вере своей не исполняешь написанного в Евангелии? Веруешь Евангелию, тогда почему не повинуешься Евангелию? Веруешь, что Бог везде есть, потому и с тобою есть неотлучно, где бы ты ни был и что бы ты ни делал, все знает точно, почему же делаешь то, что в присутствии Божием крайне не должно делать? Когда перед Монархом стоишь, со всяким почтением и страхом предстоишь ему, как и должно, ибо сама персона монаршая требует того. Бог есть Великий и Страшный Царь, Который и душу, и тело твое в руке Своей держит, тогда почему ж, если веруешь, что Он тебе соприсутствует, почему такого почтения и страха не воздаешь Ему, какое почтение и страх земному Царю показываешь, когда ему предстоишь? Разве это причина, что земного Царя видишь, а Бога не видишь. Правда то, что Бога не видишь да и видеть нельзя. Не видишь Бога телесными очами, да душевными видишь, если веруешь в Него. Такова-то вера твоя!    Веруешь, что Бог есть Праведный Судия, почему не трепещешь, когда грехами раздражаешь Его? Такова-то вера твоя!    Веруешь, что Бог есть самое высочайшее добро и что Его надобно всем сердцем любить, почему же не любишь Его, как самое большое добро? Почему малую сласть предпочитаешь этому высочайшему добру? Почему то творишь, что противно воле Его святой? Любящий любимого во всем непременно со всякой охотой слушает, во всем волю его исполняет, чтобы он не огорчился. Как Бога можно любить, а воле Его противиться? Таковая-то вера твоя и любовь!    Веруешь, что Сын Божий пришел в мир для тебя, и страшные претерпел страдания, и тем тебя от смерти вечной избавил, почему же по вере своей не угождаешь Ему? Если бы кто тебя от смерти телесной избавил каким-нибудь способом, ты бы ведь все делал, что бы он ни хотел. Почему же ради Христа не делаешь того, чего Он хочет, если веруешь, что Он от смерти вечной избавил тебя таким чудным образом? Такая-то вера твоя!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

— Каллистрат, если ты не принесешь жертвы богам, то я тотчас ввергну тебя в море: ибо опасаюсь, как бы ты не прельстил и других воинов, если я вскоре не предам тебя смерти. — О беззаконник великий, — отвечал мученик, — ты заботишься, чтобы не умалилось стадо, находящееся под властью отца твоего, диавола, а я уповаю на Бога, что приобрету сие стадо Христу моему, утвержу его в истинной вере и созижду ему посреди сего града церковь 6 ]. Распалившись яростью, воевода сказал: — Нечестивый и окаянный человек, смерть уже над головою твоею, а ты думаешь созидать церковь и многих обращать к твоему Богу! Сказав сие, воевода тотчас повелел принести кожаный мех, заключить в него мученика и бросить в глубину морскую, а сам стал на берегу, желая видеть гибель святого. Но мех, в коем находился святой Каллистрат, молящийся как Иона во чреве китовом, по воле Божией прибит был водным течением к острому морскому камню и разорвался, святого же Каллистрата приняли на хребты два дельфина 7 ] и тихо вынесли его на берег. Мученик с веселием воспевал: «приидох во глубины морския» (Пс.67:23), но не потопила меня водная буря и не утомился и от молитвенных призываний, Тебя, Господи; Ты скоро услышал молитву мою и чудесно избавил меня от неразрешимых уз и глубины морской, когда уже не было на сие никакой надежды: «снял с меня вретище и препоясал меня веселием» (Пс.29:12). Когда святой воспевал сие радостным голосом, множество воинов дивилось и некоторые из них припали к ногам святого, прося, чтобы он избавил их от обольщения бесовского и привел ко Христу, Богу своему. Таковых было сорок девять, и говорили они: — Мы познали, что Бог твой велик и истинен, ибо Он избавил тебя чудесно из глубины моря. Блаженный же мученик сказал: — Господь мой Иисус Христос не отгонит приходящих к Нему, ибо говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). Произнеся сии слова, он простер к небу руки свои и, возведя очи, молился: — Господи, в вышних живущий на смиренные призирающий! Призри на сие малое Твое стадо, сохрани его от всякого зла и соблюди неврежденным от зверя видимого — мучителя Персентина, и от невидимого — диавола, ибо ты Един славимый во веки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вот я захвачена тревогой после прочтения очередных новостей, и в этот момент не думаю о Нем, не вижу, а Он идет со мной рядом и спрашивает: «что случилось, отчего ты так печальна?». Но я снова и снова не узнаю Его. Как же я понимаю этих двух путников! Они захвачены горем и не видят Человека рядом с собой. Я захвачена суетой, тревогой и в эти моменты ничего, кроме своего страха, не вижу. Очень сложно узнать Бога, когда есть вот такая захваченность, плененность, катастрофизация: «все, конец света». Ослепление — их глаза были удержаны. Всегда ли в том, что я не узна ю Его, есть моя вина? Виновата ли я в своей слепоте? Оказывается, далеко не всегда, как и в случае со слепорожденным (кто согрешил — он или родители его, что родился слепым?). Иисус отвечает радикально: ни он, ни родители его, есть иные причины в контексте славы Божией. Мне это сложно понять до конца, но одно понятно, что это не вина. И от этого как-то легче. Верую, Господи, помоги моему неверию, помоги мне чаще узнавать Тебя и доверять Тебе! Отверзи ми очи — «Тогда открылись у них глаза и они узнали Его» (стих 31). 21. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить нас от коронавируса, но вот уже который день идет, как всё это произошло и продолжает происходить. Мы надеялись, что Он избавит нас от страдания, что Он что-то даст . Важно именно что-то, объект, то, что я хочу от Него получить в товарно-денежном плане отношений. И порой я всерьез, как и эти двое, могу думать, что он должен что-то такое сделать . «Сильный в деле». Это так понятно — про всемогущество и про то, что Он нам должен. И который раз сложно поверить, что наш-то, наш-то Бог на ослике цок да цок. Мы надеялись было, что Он избавит нас так, как мы ожидали. Ожидания, в том числе ожидания от Бога, вообще, — важный предмет для рефлексии и пересмотра. Но сейчас хочу сказать о другом. Мы надеялись, что Он избавит нас от страдания, исправит мир, уберет зло и болезни, запретит коронавирусу распространяться. А Он вместо этого («уже третий день») умер и воскрес и приходит к нам, как приходит к Луке и Клеопе.

http://blog.predanie.ru/article/rasskaza...

«Господь же мне предста и укрепи мя, да мною проповедание известно будет, и услышат вси языцы» . Когда Павел, по требованию им высшего суда, отослан был Фестом в Рим, тогда, оправдавшись, отпущен как невинный, отправился в Испанию и, пройдя к другим народам, принес им светильник учения. Посему первым «ответом» назвал данный во время оного пребывания в Риме. «И избавлен бых от уст львов. Львом» назвал Апостол Нерона, и как царя, и как самого жестокого. 2Тим.4:18.   И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь. «И избавит мя Господь от всякаго дела лукава и спасет во Царствие Свое Небесное: Емуже слава во веки веков, аминь» . Апостол не сказал: «В другой раз избавит меня от льва», но говорит: «от всякаго дела лукава» ; ибо знал, что непременно приимет конец жизни. 2Тим.4:19.   Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров. «Целуй Прискиллу и Акилу, и Онисифоров дом» . Апостол опять мужу предпочел жену, потому что была, без сомнения, ревностнее и большее имела усердие к доброму. Но поелику у Тимофея был Онисифор, то приветствовал его дом и в приветствии преподал благословение. 2Тим.4:20.   Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите. «Ераст оста в Коринфе: Трофима же оставих в Милите боляща» . Апостол и сие прибавил, побуждая Тимофея к поспешнейшему отправлению в путь и извещая, что все близкие оставили его по разным причинам. 2Тим.4:21.   Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия. «Потщися прежде зимы приити» . Всем этим указывает на кончину. «Целуют тя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдиа и братия вся» . Рачительнейших перечислил поименно, других же назвал общим именем. Лин же, как говорят, был преемником великого Петра и после него правил престолом Римской церкви. 2Тим.4:22.   Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь. «Господь наш Иисус Христос со духом твоим» . Сие благословение дал Тимофею и по обычаю прибавил: «Благодать с нами, аминь» . Включил себя к причастию благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2910...

Господь Иисус Христос очень любит детей. И вы, дети, должны любить Спасителя и исполнять Его повеления. Что делали многие еврейские матери? Кто не допускал матерей подносить своих детей к Иисусу Христу? Что Спаситель сказал ученикам? За что дети достойны Царствия Божия? Что сделал Иисус Христос с детьми? Чему научает любовь Иисуса Христа к детям? Исцеление глухонемого мальчика (Мф.17:14–21; Мр.9:17–29; Лк.9:37–43) Один человек подошел к Иисусу Христу, стал перед Ним на колена и сказал: «Господи! помилуй моего сына; его очень мучит злой дух, заставляет его часто бросаться то в огонь, то в воду; от тяжелых мучений мальчик стал глухой и немой». Спаситель сказал «приведите его сюда ко Мне». Когда мальчика привели, Спаситель велел злому духу отойти от мальчика, и мальчик тотчас же исцелился. Затем Иисус Христос сказал ученикам, что от злого духа можно избавиться только молитвою и постом. Дети! видите, Спаситель говорит, что от злого духа можно избавиться только молитвою и постом; а так как злой дух очень часто старается научить нас всему худому, то мы чаще должны молиться и исполнять все посты, заповеданные нам Церковью . О чем один человек просил Спасителя? Как мучился мальчик? Что Спаситель сделал с злым духом, мучившим мальчика? Чем можно избавиться от злого духа, как сказал Спаситель? Что мы должны делать, чтобы не допускать к себе злого духа? Исцеление сына царедворца (Ин.4:46–54) Один раз Иисус Христос пришел опять в Кану, где Он еще раньше сотворил первое Свое чудо. Сюда пришел к Иисусу Христу один царский слуга или царедворец и просил Спасителя прийти к нему и исцелить его тяжело больного сына. Он говорил Спасителю: «Господи! Приди, пока не умер сын мой». Спаситель сказал ему: «пойди, сын твой здоров». Царедворец поверил словам Спасителя и пошел домой. На другой день, когда он подходил к своему дому, слуги встретили его и сказали: «сын твой здоров». Он спросил их, в котором часу ему стало легче? Ему сказали: «вчера в первом часу дня он выздоровел». Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: «сын твой здоров». Тогда многие уверовали во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога. Для чего же, говорит, было это? Для того, чтобы мы Научились не надеяться на самих себя, но только на Бога. Впрочем, Павел говорит это не потому, чтобы сам нуждался теперь в этом наставлении (ибо кто более веровал, что должно надеяться только на Бога?), но под видом повествования о себе самом вразумляет других и вместе с тем научает смиренномудрию. Воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет. Опять напоминает им проповедь о воскресении, о котором так много говорил в первом послании, и которое настоящими обстоятельствами подтверждает еще более; посему и присовокупил: Который и избавил нас от столь близкой смерти. Не сказал: от опасности, но от смерти. Хотя воскресение есть дело будущее и неизвестное, но он показывает, что оно и ежедневно бывает. Ибо, когда Бог избавляет человека, приблизившегося к самым вратам ада, то этим показывает не иное что, как воскресение; поэтому-то мы и имеем обыкновение говорить о подобном состоянии человека: видели воскресение мертвых. И на Которого надеемся, что и еще избавит. Отсюда научаемся тому, что жизнь наша должна постоянно проходить в борьбе; ибо, когда говорит избавит, то предсказывает бурю многих искушений. При содействии и вашей молитвы за нас. Поскольку слова чтобы не надеяться на самих себя могли показаться для некоторых общим обвинением и касающимся их, то смягчает сказанное, и просит молитв их, как великого предстательства. Отсюда же научаемся и смиренномудрию, потому что в молитвах коринфян нуждался Павел, и узнаем силу самой молитвы, ибо много может молитва Церкви, совершаемая как должно, так что и Павел нуждался в ней. Дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас. Избавил, говорит, нас Бог и избавит по молитвам вашим, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, то есть чтобы за благодать, бывшую во мне по молитвам вашим, многие лица между вами возблагодарили. Ибо спасение мое, бывшее по молитвам вашим, Он даровал всем вам, чтобы многие лица возблагодарили его за нас. Отсюда же научаемся не только молиться друг за друга, но и благодарить друг друга. Обрати внимание, как в начале говорит, что он спасен по щедротам Божиим, а теперь приписывает спасение молитвам их, ибо с милостями Бога мы должны соединять и собственные милости. И здесь Павел не все из благодеяния приписал коринфянам, чтобы не довести их до надмения, но и не совсем отчуждал их от этого, чтобы не сделать их нерадивыми. Бог, говорит, избавит нас при содействии и вашей молитвы, то есть при вашем содействии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1060...

и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, Великое дело и от тьмы освободить, но ввести еще в Царство – это гораздо больше. И не просто, но с тем, чтобы мы царствовали вместе с Сыном возлюбленным, мы – враги и находившиеся во тьме. О чем и в другом месте говорит: «если терпим, с Ним и царствовать будем» ( 2Тим.2:12 ). И не сказал: перенес (ибо тогда все принадлежало бы перенесшему), но – «ввел» (переместил), так, чтобы здесь нечто принадлежало и нам. Речением этим он показывает, что для силы Божией также это легко, как кому-нибудь перевести воина с одного места на другое). Кол.1:14 . в Котором мы имеем искупление Кровию Его ( πολτρωσιν) и прощение грехов, Дабы ты, услышав, что Отец избавил нас, не подумал, что Сын не явил ничего благого, – он говорит далее, что Сын даровал нам очень многое. Ибо Он источник того, что мы приведены в Царство, так как Он даровал нам искупление, то есть оставление грехов. Ибо, если бы мы не были избавлены и освобождены от них, мы не были бы введены в Царство. Таким образом Он проложил нам путь к дару Отца. Не сказал: λτρωσιν, но πολτρωσιν, то есть совершенно избавил нас, чтобы мы не пали потом и не сделались смертными, как причастные греху Адама. Итак, если Сын избавил нас, то Он и привел в Царство. Как же вы приплетаете тут ангелов? Заметь также, что выражение «в Котором» относится к Сыну. Кол.1:15 . Который есть образ Бога невидимого, Апостол выставляет здесь славу естества и величие достоинства Единородного. «Который», говорит, «есть образ Бога»; следовательно, точь-в-точь сходен, ни в чем не отличен. Нет меры для величия Его, чтобы, измерив, мог ты сказать, сколько недостает в Нем по сравнению с Отцом. Если бы Он был образом как человек, то ты имел бы что сказать в этом отношении, потому что образ человеческий никогда не доходит до Первообраза. Поскольку же Он есть образ как Бог и Сын Божий, то есть образ Бога невидимого, совершенно сходный, очевидно, образ невидимый. Ибо у нас, когда искусство человеческое, часто погрешающее, делает изображение, оно не имеет полного сходства; но где Бог, там нет ошибки, нет уклонения, – поэтому там и полное сходство.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

И повел их прямым путем, чтобы вошли в город обитаемый. Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его — сынам человеческим! Ибо Он напитал душу истощенную и душу алчущую насытил благами: Сидящих во тьме и тени смертной, окованных нищетою и железом. Так как они противились словам Божиим и совету Вышнего не покорялись, То усмирено было трудами сердце их, и они изнемогли, и не было у них помощника. Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужд их. И извел их из тьмы и тени смертной, и узы их растерзал. Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его — сынам человеческим! Ибо Он сокрушил врата медные и запоры железные сломил. Взял их с пути беззакония их, ибо за беззакония свои они смирены были. Всякой пищи возгнушалась душа их, и приблизились ко вратам смерти. Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужд их. Послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от растления их. Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим! Да принесут Ему жертву хвалы и да возвестят о делах Его с радостью Отправляющиеся на кораблях в море, имеющие дела на больших водах. Они видели дела Господни и чудеса Его во глубине. Он рек, – и поднялся бурный ветер, и вознеслись волны его: Восходят до небес и нисходят до бездн, душа их истаевала в бедствиях. Они трепетали и качались, как пьяный, и вся мудрость их пропала. Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он извел их от нужд их. И повелел буре, и настала тишина, и умолкли волны, поднятые ею. И возвеселились они, что утихли они, и Он привел их в пристань, желаемую Им. Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим! Да превозносят Его в собрании народа, и в сонме старцев да восхвалят Его! Он превращал реки в пустыню и источники вод – в землю жаждущую. Землю плодоносную – в солончаковую, за злобу живущих на ней. Он превращал пустыню в озера (много)водные и землю безводную – в источники вод. И населил там алчущих, и они построили город для обитания, И засевали поля, и насадили виноградники, и получили плод от растений.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

и покрыла их земля, и погибли они из среды общества» ( Чис.16:23–27,3–33 ). Так погибли эти люди за восстание против священной власти избранников Божиих Моисея и Аарона; так должны были погибнуть и враги избранника Божия Давида. 17–19. Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой. Избавит миром душу мою от приближающихся мне, яко во мнозе бяху со мною. В то время, как лукавые погибнут – сойдут живыми в преисподнюю, я, говорит Давид, воззвал к Богу о помощи и Господь услышал меня, – не предал в руки этих коварных злодеев. Исполненный чувства благодарности к Богу, я, говорит псалмопевец, и вечером и утром и в полдень, – когда, обыкновенно, молились все благочестивые израильтяне, – буду проповедовать и возвещать о милости Господа, и Господь услышит этот голос моей молитвы, прославляющей Его. Слыша так молящегося, Господь избавит душу его миром или в мире, так что между ним и его врагами не произойдет убийственного столкновения, – он с кротостью и своевременно удалится в пустыню (ст. 7–9) – от приближающихся к нему, от тех врагов, которые теперь так близки к нему, что легко могут схватить его; избавит его от этих врагов – гонителей именно Сам Бог, яко во мнозе бяху со мною, говорит гонимый, или – потому что их много против меня. Так было с Давидом действительно, когда преследовал его Саул в пределах пустыни Эн-Гадди. «И взял Саул три тысячи отборных мужей из всего Израиля и пошел искать Давида... И зашел Саул в пещеру... Давид же и люди его сидели во глубине пещеры» ( 1Цар.24:2–4 и сл.). Так близко был к Давиду злейший враг его и со столь многими, сильными и преданными ему людьми. И Господь спас Давида. В сознании своей совершенной правоты и в надежде на милость Божию, Давид твердо исповедует, что Господь воздает врагам его своим праведным гневом. Он говорит: «услышит меня Бог» – в молитве о заступлении (ст. 2–3) и «смирит их», этих врагов, – Он Сам, сущий прежде век или от вечности живущий, и, как такой, Он всегда и во всем бесконечно могущественнее всякого земного царя, как и Саула, властного, гордого, но смертного, ничтожного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010