Апостол и Евангелие – дня и св. Димитрия. Задостойник Пасхи. Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите...», и св. Димитрия: «В память вечную...». 1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12). 2 По мнению В. Розанова, на 9-м часе, который совершается в субботы вечером 2-й, 3-й и 5-й седмиц Пятидесятницы, не должны читаться тропари и кондаки Триоди (праздника или воскресные), петые в предшествующие воскресенья, так как отдание праздника Недели уже было на субботней Литургии (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. Часть III. Отдел IV. С. 727). Однако Устав на 9-м часе в субботу 3-й седмицы указывает тропарь праздника Триоди (Недели жен-мироносиц): «Благообразный Иосиф...» (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы»). 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 714, 716. 4 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2-е «зри»). 5 Допустимо в число четырех стихир праздника Триоди (Недели самаряныни) включить славник Триоди, глас 6-й: «При студенце Иаковли…» (ср.: Устав. М., 1641. Л. 60 (531); Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 106 об.). 6 На стиховне поются стихиры воскресные гласа из Триоди (с воскресными припевами: «Господь воцарися…»), даже если случится память полиелейного святого (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 3-е «зри»). 7 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 8 По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»). 9 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

http://patriarchia.ru/bu/2022-05-28/

[Зри] Указ о празднице Сретения Господня, аще в кой день Сретение будет, или в кой день случится отдание его. Аще ли случится праздник Сретения Господня в неделю блуднаго, или в понедельник, или во вторник мясопустныя недели, отдается праздник в пяток тояже недели. Аще ли случится в среду, или четверток, или пяток, или в субботу мясопустныя недели: и отдается во вторник сырныя недели. Аще ли случится в неделю мясопустную, или в понедельник сырныя недели: и отдается в четверток тояже недели. Аще ли случится во вторник, или в среду сыропустныя недели: и отдается в субботу тояже недели. Аще ли случится в четверток сырный, или в пяток, или в субботу: и отдается в неделю сыропустную. Аще ли Сретение будет в неделю сыропустную, тогда празднуем един день. [Зри] Аще случится отдание Сретения Господня в неделю фарисееву, или блуднаго, или сыропустную. В субботу на малей вечерни, стихиры воскресны гласа, по обычаю. На стиховне стихира воскресна: и праздника стиховна великия вечерни. На велицей вечерни, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3, и триоди 3, и праздника, со славным, 4. Слава, триоди: И ныне, Богородичен 1-й гласа. Аще ли храм Сретения: И ныне, праздника. На литии стихиры праздника, и триоди хвалитныя, кроме славна. Слава, триоди: И ныне, праздника. На стиховне стихиры воскресны. Слава, триоди: И ныне, праздника. На благословении хлебов, тропарь, Богородице Дево, дважды: и праздника единожды. На Бог Господь, тропарь воскресн, дважды. Слава, и ныне праздника. По кафисмах седальны воскресны, и богородичны их, и чтение: и поем полиелей. Псалом: Хвалите имя Господне: и другий псалом: Исповедайтеся Господеви: [Зри] Аще ли неделя блуднаго, или сыропустная. Поем и 3-й псалом: На реках вавилонских: со аллилуиею. Аще неделя фарисеа. Поем непорочны: и прочее воскресно, и до канона. Канон воскресн со ирмосом на 4: и триоди, на 4: и праздника на 6. Катавасиа праздника. По 3-й песни, кондак и седален триоди. Слава, и ныне, праздника. По 6-й песни, кондак и икос праздника. На 9-й песни, поем Честнейшую: Светилен воскресн. Слава, триоди: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны, 4: и праздника, со славным, 4. Слава, триоди: И ныне, Преблагословенна еси:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дополнения к месяцеслову Месяц Сентябрь 11. Преподобнаго Силуана Афонскаго (1938). 22. Собор Тульских святых. 26. Святителя Тихона, патриарха Московскаго и всея Руси (прославление, 1989). 28. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337). Месяц Октябрь 3. Преподобнаго Амвросия Оптинскаго (обретение мощей, 1988). 4. Собор Казанских святых. 10. Преподобнаго Амвросия Оптинскаго (1891). 15. Иконы Божия Матере «Спорительница хлебов». 31. Священномученика протоиерея Иоанна (1917). Зри: Суббота между 31 октября и 6 ноября. Собор Карельских святых. Месяц Ноябрь 15. Преподобнаго Паисия Величковскаго (1794). 19. Святителя Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго (1867). 21. Священномученика протопресвитера Александра (1937). Месяц Декабрь 15. Собор Крымских святых. 20. Праведнаго Иоанна Кронштадтскаго (1908). 30. Святителя Макария, митрополита Московскаго (1563). Месяц Январь 10. Святителя Феофана, Затворника Вышенскаго (1894). 18. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337). 21. Преподобнаго Максима Грека (1556). 23. Собор Костромских святых. 24. Блаженныя Ксении Петербургския (XIX). 25. Священномученика Владимира, митрополита Киевскаго и Галицкаго (1918). Зри: Неделя между 25 и 31 января. Собор новомучеников и исповедников Российских. Месяц Март 25. Святителя Тихона, патриарха Московскаго и всея Руси (1925). Преподобнаго Саввы Новаго (1948). Месяц Апрель 5. Святителя Иова, патриарха Московскаго и всея Руси (перенесение мощей, 1652). 30. Святителя Игнатия Брянчанинова , епископа Ставропольскаго (1867). Месяц Май 11. Равноапостольнаго Ростислава, князя Великоморавскаго (870). 19. Благовернаго великаго князя Димитрия Донскаго (1389). Месяц Июнь 10. Собор Рязанских святых. Собор Сибирских святых. 19. Святителя Иова, патриарха Московскаго и всея Руси (1607). 23. Собор Владимирских святых. Зри: Неделя после 29 июня. Собор Тверских святых. Месяц Июль 4. Преподобнаго Андрея Рублева, иконописца (XV). 5. Преподобномучениц великия княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Апостол и Евангелие – дня и святителя. Задостойник Пасхи. Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите…», и святителя: «В память вечную…». 1 На 17й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12). 2 См.: Типикон, 12 мая. 3 Там же. 4 Там же. 5 По мнению В. Розанова, на 9м часе, который совершается в субботы вечером 2й, 3й и 5й седмиц Пятидесятницы, не должны читаться тропари и кондаки Триоди (праздника или воскресные), петые в предшествующие воскресенья, так как отдание праздника Недели уже было на субботней Литургии (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. Часть III. Отдел IV. С. 727). Однако Устав на 9м часе в субботу 3й седмицы указывает тропарь праздника Триоди (Недели жен-мироносиц): «Благообразный Иосиф…» (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы»). 6 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2е «зри»). 7 Допустимо в число четырех стихир праздника Триоди (Недели мироносиц) включить славник Триоди, глас 6й: «Мироносицы жены…» (ср.: Устав. М., 1641. Л. 60 (531); Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 106 об.). 8 На стиховне поются стихиры воскресные гласа из Триоди (с воскресными припевами: «Господь воцарися…»), даже если случится память полиелейного святого (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 3е «зри»). 9 В качестве славника поется первая стиховная стихира святителя, т. к. в службе Минеи на стиховне отсутствует славник. 10 Каждение на 17й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 11 По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5е «зри»). 12 Величание, избранный псалом, прокимен и Евангелие на утрене даны на основании «Службы общей святителю единому» (Минея общая, гл. 10), так как литургийные чтения сщмч. Ермогена – святительские.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Слава, глас тойже: Царства Небеснаго наследник был еси, Макарие,/ты бо оное приобрел еси подвиги твоими,/славу тленнаго мира всю презрев/и Христу Спасу словесы и делы поработав,/заповедей Его не отвергся,/и ризы своя убелил еси в Крови Агнца,/нас ради Страсть подъявша вольную,/подающаго верным рабом Своим//венец жизни нетленныя. И ныне, предпразднства, глас 4: Всечестное Твое рождество: (зри страницу 191). Вход, прокимен дне. Чтения 3 преподобническая (зри страницы 272–273). На литии стихиры, глас 1: Духом Божественным укрепляемь,/явился еси слова Божия великий проповедник,/святе Макарие,/и людей нечестивых исправитель,/и мученик за Христа Спаса дивный,//Егоже моли помиловати души наша. Мира сего суетная отверг,/подвиги духовныя приял еси, Макарие,/и великий светильник верным показался еси,/ко спасению вечному православныя люди приводя,/и смерть за Христа Спаса прияти не устрашился еси,/Егоже моли прощение грехов всем нам даровати//и велию милость душам нашим. Глас 8: Иже по образу соблюдый невредимо,/отче Макарие,/еже по Христове вере,/сопротивился еси терпеливно,/не устрашився мучительскаго прещения,/но духовным мечем того убил еси;/тем дерзновение стяжав к Богу,/спасай чтущия тя от всяких бед,//преподобный страдальче. Слава, глас 3: Спаса Христа измлада возлюбив,/прииде Макарий во обитель Овручскую/и, тамо словесем пророк,/апостол и преподобных поучаяся,/великий просветитель людей православных явися,/послежде же во граде Каневе/безтрепетно душу свою за Христа положи/и венец мученический от Него прият./О сем ведуще, Спасу молимся:/Макария Переяславскаго молитвами, Христе,/настави нас быти в вере нашей тверды//и спасение вечное улучити, Владыко Господи. И ныне, предпразднства, глас 4: Всемирная радость: (зри страницы 191–192). На стиховне стихиры, глас 5. Подобен: Радуйся: Радуйся, Церкве Православныя украшение,/благочестия великий подвижниче,/звезде светлая, путь ко Христу показующая,/веры православныя неустрашимый защитниче,/врагов видимых и невидимых устрашение,/воине Спасов, в мужестве неодоленный,/Того моли, блаженне Макарие,//даровати душам нашим велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На повечерии по трисвятом кондак Триоди. Слава, и ныне, праздника. Полуношницу же поем, по обычаю, с каноном Троичным. На утрени: На Бог Господь, тропарь воскресен дважды. Слава, и ныне, праздника. По кафизмах седальны воскресны с Богородичны их, и чтение во. Евангелии толковом, и полиелей праздника, и тропари: Ангельский собор: Аще ли неделя блуднаго, или мясопустная, или сыропустная: Припеваем и 3-й псалом: На реках Вавилонских: Таже, величание праздника: и седальны праздника, по единожды, и чтение праздника. Степенна гласа. Прокимен праздника: Всякое дыхание: Евангелие праздника. Воскресение Христово: и псалом 50, стихира праздника. Канон воскресен со ирмосом на 4: и Триоди на 4: и праздника на 6. Катавасия праздника, оба лика вкупе. ЗРИ: Аще ли неделя мясопустная: Канон воскресен на 4, и Триоди на 6, и праздника на 4. По 3-й песни кондак, и икос, и седален Триоди. Слава, и ныне, праздника. По 6-й песни кондак праздника и икос. И чтем синаксарий. На 9-й песни поем Честнейшую: Светилен воскресен. Слава, Триоди: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны 4: и праздника 4, с припевы праздника. Слава, праздника: И ныне, Преблагословенна еси: ЗРИ: Аще ли неделя мясопустная: На хвалитех стихиры воскресны 4, и праздника 4, со Славным, с припевы праздника. И по скончании стихир праздника глаголем стих: Воскресни, Господи, Боже мой: и поем самогласну стихиру Триоди, глас 8: Даниил пророк: Слава, глас 1: Пред очистим себе, братие: И ныне, Преблагословенна еси: ЗРИ: Аще ли неделя сыропустная: На хвалитех поем, якоже в неделю мясопустную, глаголем стих такожде: Воскресни, Господи, Боже мой: и поем самогласну стихиру Триоди, глас 6: Адам из рая отгонится. Слава, глас тойже: Приспе время: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое: тропарь воскресен и обычный отпуст. И исхождение в притвор. Слава, и ныне, стихира Евангельская и час 1-й. На 1-м часе, и на прочих тропарь воскресен: Слава, праздника: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш кондак праздника и Триоди, пременяюще, глаголем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мины, Ермогена и Евграфа. Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его,/удиви Господь вся хотения Своя в них. Стих: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся. Апостол к ефесеем, зачало 233. Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их. Стих: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. 12. Преподобнаго отца нашего Спиридона чудотворца, епископа Тримифийскаго. Прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость,/и поучение сердца моего разум. Стих: Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней. Апостол ко евреем, зачало 335. Аллилуиа, глас 2: Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его. 13. Святых великомученик: Евстратиа, Авксентиа, Евгениа, Мардариа и Ореста. Служба им сего месяца в 10 день. 17. Святаго пророка Даниила, и святых триех отроков: Анании, Азарии и Мисаила. Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Апостол ко евреем, зачало 330. Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их. Стих: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. [зри] Неделя святых Праотец. Прокимен, глас 4. Песнь отцев: Благословен еси Господи Боже отец наших,/и хвально и прославлено имя Твое во веки. Стих: Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам. Апостол к колоссаем, зачало 257. Аллилуиа, глас 4: Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его. Стих: Призываху Господа, и Той послушаше их. [зри] Суббота пред Рождеством Христовым. Прокимен дне, апостол к галатом, зачало 205. [зри] Неделя пред Рождеством Христовым, святых Отец. Прокимен, глас 4. Песнь отцев: Благословен еси Господи Боже отец наших,/и хвально и прославлено имя Твое во веки. Стих: Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам. Апостол ко евреем, зачало 328. Аллилуиа, глас 4: Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам. Стих: Спасл еси нас от стужающих нам, и ненавидящия нас посрамил еси. 20. Святаго праведнаго

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sobornik-...

Если мы обратимся к богослужебным текстам Недели о мытаре и фарисее, то будем поражены однообразием их содержания. Эта тема бесконечно обыгрывается с разных сторон, никаких новых «сюжетов» просто невозможно себе представить, все время говорится только об одном: «Мытаря и фарисея различие разумевши, душе моя, онаго убо возненавиждь гордынный глас, оваго же ревнуй благоумиленной молитве и возопий: «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя». «Фарисеева убежим высокоглаголания и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя», — все тексты посвящены только одной теме. С одной стороны, можно поражаться искусству гимнографов, сумевших так много раз и так по-разному сказать об одном и том же. А можно подумать о том, что Святая Церковь стремится все глубже и глубже, все тверже запечатлеть в нашем сознании, в нашем сердце смысл этой притчи, бесконечно повторяя его и повторяя… С Неделей о мытаре и фарисее связан также один довольно интересный момент. В главе Типикона, посвященной этому богослужению, есть так называемое «зри шестое». В Типиконе на полях бывает такое слово «зри» — значит, «смотри», «будь внимателен». Таких помет может быть много в одной главе, поэтому они нумеруются, чтобы понять, о каком пункте идет речь. «Зри шестое» содержит такое указание: «Подобает ведати, яко в сей седмице — т. е. седмице, которая следует после Недели о мытаре и фарисее, после этого воскресенья — иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же, монаси, на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яйца в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». Здесь речь идет о посте, установленном в эту седмицу у армян, которые, как известно, придерживаются монофизитской ереси. И вот устроители православного богослужения, православного поста решили самым действенным методом в этом пункте обличить ересь: еретики установили пост, а мы будем есть, мы вообще в эту седмицу поститься не будем даже в среду и пяток, как сказано «развращающе онех веление толикия ереси». Следует, однако, заметить, что пост в седмицу мытаря и фарисея никак не связан с монофизитством и гораздо древнее его. По преданию, свт. Григорий Просветитель, чтобы подготовить армянский народ ко Крещению, повелел всем провести одну седмицу в посте, а в Неделю блудного сына начал Крещение. С тех пор этот пост вошел в обычай, и ничего еретического в нем нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

По входе – тропарь праздника: «Благообразный Иосиф...», тропарь воскресный: «Егда снизшел еси...», тропарь праздника: «Мироносицам женам...», тропарь храма Богородицы, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак праздника: «Радоватися мироносицам...». Примечание. Тропарь и кондак храма святого не поются, так как совершалось всенощное бдение. Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю мироносиц) и великомученика. Апостол – дня и великомученика. Евангелие – дня (и великомученика) . Задостойник Пасхи. Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите...», и великомученика: «В память вечную...». Примечание. «На трапезе утешение братии» (Типикон, 23 апреля). 1 Празднование в честь второго обретения списка Иверской иконы Божией Матери внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 27 мая 2012 года и согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 июня 2012 года. 2 Ср.: Типикон, 23 апреля; гл. 50, «О субботах Пятдесятницы»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 722–727. 3 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2-е «зри»). 4 Допустимо в число четырех стихир праздника Триоди (Недели мироносиц) включить славник Триоди, глас 6-й: «Мироносицы жены...» (ср.: Устав. М., 1641. Л. 60 (531); Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 106 об.). 5 На стиховне поются стихиры воскресные гласа из Триоди (с воскресными припевами: «Господь воцарися...»), даже если случится память полиелейного святого (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 3-е «зри»). 6 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 7 По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»). 8 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-06/

17 В лето 1177, при царе Мануиле Комнине был собор в Константинополе, под председательством Луки патриарха, которым определилось, чтобы агарянских детей и православных священников без веры крещенных паки крестили, о чем зри 8-ю надпись первой книги Севаста Арменополя и 3-ю главу сост. 1 Матфея Правильника. 18 Пафнутий Казанский обвинял Антония за то, что в изданное и распространенное им «Чиноприятие» от Великороссийской церкви приходящих он внес проклятия на разделяющих: а) выраженное в Скрижали учение о причастности Пресвятой Девы Марии первородному греху и б) упоминаемое в «Жезле» мнение о зачатии человеческом. Приведенным здесь выражения Пафнутия относились собственно к этому второму проклятию. 19 Зри ниже, в отдельном примечании, под буквой, а некоторые слова, взятые буквально из служебных миней Иосифовских. 20 Зри ниже, в отдельном примечании, под буквою б некоторые к сему относящиеся тексты св. отец взятые буквально. 21 Пафнутий разумеет здесь приложенное к его замечаниям «Пояснение на 2-ю статью» (см. Соврем, лет. раск. вып. II, стр. 23). 22 Разумеется, Давыд Антипов, московский раскольник поповского согласия, подобно Антонию зараженный беспоповскими мнениями: по издании Окружного Послания, он стал во главе московских противуокружников. 23 Такой же, как Давыд Антипов, и даже горной изувер, бывший главою заграничных противуокружников. 24 Обвинение состояло в том, что Антоний, вопреки Филаретовскому Потребнику, при поставлении в попы и Законы приказывал обводить поставляемых вокруг престола не «якоже каждение бывает», т.е. не против солнца, а послан, чтобы угодить раскольникам. 26 В этом примечании Антоний является союзником иезуита Гагарина, в своей французской книжке «Русская церковь и непорочное зачатие» сделавшего такое же собрание текстов из богослужебных книг в доказательство, что якобы российская церковь издревле принимала учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии (См. об этой книжке наши замеч. в Душеп. Чт. 1879). Покойный Гагарин был бы очень рад, если бы знал о настоящем сочинении Антония; он, без сомнения, приветствовал бы в раскольническом лжеепископе своего союзника и единомышленника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010