Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 28 июля 2024 года 15. Неделя 5я по Пятидесятнице. Глас 4й. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия. Мчч. Кирика и Иулитты (службу зри 14 июля) . Блгвв. кн. Владимира и кн. Агриппины Ржевских (службу зри 14 июля) . Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой равноап. вел. кн. Владимира (см. в Минее 15 июля) и службой святых отцов шести Вселенских Соборов (см. в Минее 16 июля ) (А) , а также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой в память Крещения Руси и в честь равноап. вел. кн. Владимира (см. особое издание) и службой святых отцов шести Вселенских Соборов (см. в Минее 16 июля ) (Б) . Богослужение совершается по уставу великого праздника . При совершении богослужения можно руководствоваться 7й Марковой главой Типикона под 8 мая: «О томже подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7ю по Пасце, святых отец…», и главой Типикона под 25 мая, 1е «зри»: «Вестно буди, аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в Неделю 7ю по Пасце, святых отец» . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4й – 3, отцов, глас 6й – 4 (первая стихира – дважды), и равноап. Владимира, глас 4й – 3. «Слава» – отцов, глас 6й: «Тайныя днесь Духа трубы…», «И ныне» – догматик, глас 4й: «Иже Тебе ради…». Примечание. Учитывая богослужебный статус праздника равноап. Владимира, допустимо стихиры на «Господи, воззвах» петь следующим образом: воскресные, глас 4й – 3, отцов, глас 6й – 3, и равноап. Владимира, глас 4й – 4; «Слава» – отцов, глас 6й: «Тайныя днесь Духа трубы…», или равноап. Владимира, глас 8й: «Приидите, стецемся вси…», «И ныне» – догматик, глас 4й: «Иже Тебе ради…». Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3 и равноап. Владимира – 3. На литии стихира отцов, глас 3й: «Апостольских преданий…», и равноап. Владимира, глас 2й. «Слава» – равноап. Владимира, глас 6й: «Приидите, стецемся вси верно…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Святаго благовернаго великаго князя Новгородскаго Мстислава-Георгия Храбраго (†1180) Преподобнаго Мефодия, игумена Пешношскаго (†1392) 15 июня Святаго пророка Божия Амоса (VIII b. до Рождества Христова) Святителя Ионы, Митрополита Московскаго и всея Руси (†1461) Преподобнаго Иеронима блаженнаго, Стридонскаго († ок. 419–420) Преподобных Григория и Кассиана Авнежских (явление мощей, 1524; †1392) Святителя Ефрема, Патриарха Сербскаго (†1399) Святаго великомученика благовернаго князя Сербскаго Лазаря (†1389) Святителя Михаила, перваго митрополита Киевскаго и всея Руси († 992;службу зри 30 сентября) Преподобнаго Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольскаго (пренесение мощей, не позднее IX) 16 июня Святителя Тихона, епископа Амафунтскаго (†425) Преподобнаго Тихона Медынскаго, Калужскаго (†1492) Преподобнаго Тихона Луховскаго, Костромскаго (†1503) 17 июня Святых мученик Мануила, Савела и Исмаила (†362) Преподобных Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаака, братьев Алфановых, Новгородских (XIV) (службу зри 4 мая) 18 июня Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ея, именуемыя «Боголюбская» (1157) Святых мученик Леонтия, Ипатия и Феодула († ок. 70–79) Преподобнаго Леонтия канонарха, в Дальних пещерах почивающаго (XIV) 19 июня Святаго апостола Иуды, брата Господня († ок. 80) Преподобнаго Паисия Великаго (V) Преподобнаго Варлаама Пинежскаго, Важскаго (†1462) Преподобнаго Паисия Хилендарскаго, Болгарскаго († после 1762) Приложение : Святителя Иова, перваго Патриарха Московскаго и всея Руси (†1607) 20 июня Святаго священномученика Мефодия, епископа Патарскаго (†312) Святаго благовернаго князя Глеба Владимирскаго (†1175) Святителя Гурия, перваго архиепископа Казанскаго (пренесение мощей 1630; †1563) Святаго равноапостольнаго Наума Охридскаго (†910; службу зри 23 декабря) 21 июня Святаго мученика Иулиана Тарсийскаго († ок. 284–305) Святаго мученика Иулиана Египетскаго и преподобныя Василиссы и с ними святых мученик Келсия, Мариониллы, Анастасия, Антония пресвитера, двадцати воинов и седми отрок (†313)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

12. Четверг 6-й седмицы по Пасхе. Вознесение Господне. Прославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (службу зри 17 февраля) . Свтт. Епифания, еп. Кипрского, и Германа, патриарха Константинопольского. Прп. Дионисия Радонежского. Прп. Антония Радонежского. Бденная служба праздника Вознесения Господня совершается по Триоди (А) . Приводим также порядок совершения службы праздника Вознесения Господня в соединении с полиелейной службой сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (см. в Минее 17 февраля) (Б) . При совершении богослужения можно руководствоваться 6-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «...аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в четверток Вознесения» (см. Типикон, 21 мая, «зри») . Примечание. «Службу Минеи рядоваго святаго [свтт. Епифания, еп. Кипрского, и Германа, патриарха Константинопольского – Сост.], случившагося в праздник Вознесения, поем на повечерии [в четверток вечера Вознесения]» (Типикон, гл. 50, «В четверток вечера, Вознесения», «зри»). Накануне совершается всенощное бдение, предваряемое 9-м часом и малой вечерней. На 9-м часе после возгласа «Благословен Бог наш...» читается Трисвятое (такое начало 9-го и 3-го часа – до праздника Святой Троицы ). А. На великой вечерне кафизмы нет («Блажен муж» не поется). На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 6-й – 10 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Недр Отеческих...». Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3. На литии стихиры праздника, глас 1-й и глас 4-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Господи, таинство...». На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Взыде Бог...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе...» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален праздника, глас 1-й: «Ангелом дивящимся...». «Слава, и ныне» – тот же седален.

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-25/

Николай 27 августа 2016, 17:08 Пресвятая Богородица Спаси и Сохрани нас грешных. Елена 28 августа 2015, 09:57 Спаси, Господи! Так по семейному, все доходчиво Ирина Зайцева 27 августа 2014, 23:16 Господи Иисусе Христе Сыне Божий! Молитвами Пречистой Твоей Матери спаси и помилуй!Пресвятая Богородице, спаси нас! Анатолий Тэгай 28 августа 2013, 19:07 ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ прости и спаси меня, моих родных и близких. Татьяна 28 августа 2013, 11:51 Господи, Иисусе сыне и слове Божий, Богородицею помилуй нас. С праздником! Дмитрий 28 августа 2013, 10:41 Низкий поклон отцу Андрею за его статьи и проповеди! Всех с Праздником, дорогие братья и сестры! Пресвятая Богородица, Пречистая Дева Мария, Владычица Небесная, Заступница усердная, помоги нам и спаси нас! Alexander 28 августа 2013, 03:26 Presvyataya Bogorodiza Moli Boga o nas! Presvyataya Bogorodiza - spasi, soxrani, pomogi i zazheti nas !!! S Prazdnikom !!!! наталья 27 августа 2013, 23:40 Просто, понятно, радостно. Спаси Господи. Василий 27 августа 2013, 23:01 Спаси Господи за вдохновенную статью, отец Андрей. Евгений 27 августа 2013, 22:03 Пречистая Мати,моли Бога о нас грешных!!! С ПРАЗДНИКОМ,ПРАВОСЛАВНЫЕ!!! еВГЕНИЙ 27 августа 2012, 17:51 ЧТО ЗА ЧУДО,СТАСТЬЯ!!! С ПРАЗДНИКОМ!!!!!!!! Елена 29 августа 2011, 13:56 Спаси Господи! Пресвятая Богородице моли Бога о нас! Ирина 29 августа 2011, 13:21 Большое спасибо!!! Андрей 28 августа 2011, 16:46 Спасибо за статью. С Праздником Успения Пресвятой Богородицы! Спаси Бог! Спаси Христос! православный 28 августа 2011, 13:39 Спаси,Господи! Ольга 28 августа 2011, 09:54 С Праздником! olga 27 августа 2011, 17:14 Спаси Господи за статью! С Праздником! Елена, Передачи о. Андрея вернули на КРТ. Ежедневно 6:30 День Ангела, 6:35 - Грани. Сергий Матковский. 27 августа 2011, 13:47 Спаси, Господи!С каждой проповедью отца Андрея,открываю для себя новое знание,новые переживания! Кажется многораз слышал слова на Успение Пресвятой Богородицы,но сегодня пережил новые ощущения,и по-новому чувствую этот праздник!

http://pravoslavie.ru/48285.html

580-662) - византийский богослов, главный противник монофелитов, в том числе императора Ираклия I (610-641) и патриарха Константинопольского Сергия I (610-638). Отцом его был ремесленник-самарянин, а матерью - рабыня-персиянка, принявшие крещение. При рождении получил имя Мосхион. После смерти родителей в десятилетнем возрасте он был передан в один из палестинских монастырей на воспитание, где его нарекли Максимом. Нашествие персов на Палестину и захват ими Иерусалима (614), вынудили преподобного покинуть Святую Землю. Так он оказался в столице империи, где стал секретарем императора Ираклия, но вскоре оставил службу и ушёл в один из монастырей вблизи Константинополя, однако нашествие персов и аваров (626) заставило его покинуть город. Побывав на Крите и Кипре, он некоторое время прожил в Северной Африке, затем в Палестине и Сирии. В 641-645 гг. преподобный снова подвизался на севере Африки, где в 645 г. в диспуте с монофелитами в Карфагене он победил бывшего константинопольского патриарха Пирра (639-641 и 653-654). В том же году он отправился в Рим и, близко сойдясь с папой, святителем Мартином (649-653), выступил главным инициатором проведения Латеранского собора (649), на котором были провозглашены анафемы главным ересиархам монофелитов. Святой доказывал, что воля и энергия присущи естеству или природе, и, следовательно, во Христе, при наличии двух природ, должны пребывать как Божественные воля и действование, так и человеческие. За это в 653 году святой Максим, как и римский папа, был арестован, осуждён и сослан. За свою непримиримую позицию в 662 г. преподобный был ещё раз привезён в столицу, вновь осуждён, подвергнут урезанию языка и отсечению десницы и сослан в Лазику (Западная Грузия), где в крепости Шемари вскоре умер и был погребён (662). Учение святого Максима восторжествовало на VI Вселенском Соборе (680). 56. Монофелитство (греч. единоволие ) - ересь, сложившаяся в VII в. и представляющая собой видоизменение монофизитства. Согласно монофелитам, Христос при наличии двух природ - Божественной и человеческой, имеет единую волю - Божественную.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 19 мая 2024 года 6. Неделя 3я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Глас 2й. Прав. Иова Многострадального. Прп. Михея Радонежского. Свт. Саввы, первого архиеп. Сербского. Прп. Иова Почаевского (службу зри 28 августа) . Мч. Варвара, бывшего разбойника. Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря . Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц) . Примечание. В храме святых жен-мироносиц служба (малая и великая вечерня, утреня и Литургия) во всем подобна службе вмч. Георгия, только на вечерне читаются паримии с Недели всех святых, на утрене по полиелее – величание: «Величаем вас, святыя мироносицы, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего». Псалом избранный: «Блажен муж, бояйся Господа…», и прочее (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 3е «зри»). Служба совершается по Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2й – 7, и праздника (Недели мироносиц), глас тот же – 3. «Слава» – праздника, глас 6й: «Мироносицы жены, гроба Твоего…», «И ныне» – догматик, глас 2й: «Прейде сень законная…». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры праздника, глас 1й. «Слава» – праздника, глас 6й: «Проси Иосиф…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель мой…» (см. в Триоди на ряду). На стиховне стихира воскресная, глас 2й: «Воскресение Твое, Христе Спасе, всю просвети вселенную…», и стихиры Пасхи, глас 5й (с припевами их). «Слава» – праздника, глас тот же: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою…», «И ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе из мертвых…» поется единожды, как окончание стихиры). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды). Примечание. «Ведомо же буди, яко от Недели святаго Фомы не бывает хлеболомление по благословении хлебов, за краткость нощи» (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 2е «зри»).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

На следующий день преподобный Максим был вывезен в Селимврию, а оттуда переправлен дальше, в Берберу, где к тому времени находился уже его последователь преподобный Анастасий. В этом городе, на окраине Фракии, Максим провел вместе с Анастасием 6 лет. Святого подвергли бичеванию, после чего ему урезали язык и отсекли правую руку В 662 г. его снова привезли в столицу, на этот раз уже не для того, чтобы снова попытаться склонить его на компромиссу. Туда же были доставлены и оба его ученика с одинаковым именем Анастасий. По приговору суда святого Максима подвергли бичеванию воловьими жилами, после чего ему урезали язык и отсекли правую руку, а затем, изувеченного, с кровоточащими ранами, водили по столичным кварталам, подвергая публичному поношению. Из Константинополя его вместе с двумя Анастасиями, апокрисиарием и монахом, отправили в ссылку в Колхиду. Затем их разослали по разным крепостям Кавказа. Преподобный Максим Исповедник преставился 13 августа 662 г., возможно, в городе Цагери в Нижней Сванетии, где сохранился посвященный ему древний монастырь. Преподобный Анастасий отошел ко Господу по дороге в ссылку 24 июля 662 г., а апокрисиарий Анастасий скончался 4 года спустя, 11 октября 666 г.      Литературное наследие Максима Исповедника обширно по своему объему и составляет два тома в «Патрологии» Миня. Он начал писать богословские труды уже будучи опытным монахом, не ранее конца 620-х гг. Самыми пространными и важными по содержанию его творениями являются «Вопросоответы к Фалассию» и трактат «О различных трудных местах у святых Дионисия и Григория» – подразумеваются «Ареопагитики», усваиваемые Дионисию Афинскому, и творения Григория Богослова, в латинской традиции называемые Ambigua. Это по преимуществу экзегетические, а не патрологические труды. К этому же жанру относятся и такие творения преподобного, как «Толкование на 59 псалом», «К Феопемпту Схоластику», «Толкование на молитву Господню». «Мистагогия» святого Максима представляет собой самый ранний в греческой патристике развернутый литургический комментарий.

http://pravoslavie.ru/101106.html

Того же 13-го сентября память свв. мучеников Кронида, Леонтия, Серапиона, Стратоника и Селевка. Святитель на поле пишет: «сии септ. 11-го» и затем далее: «сей Леонтий Леонид есть, иже с св.м. Аскалоном воспоминается декабря 14-го в страдании св. м. Филимона и иже с ним. Тойжде Леонид мнится быти июня 5-го Martyrol. Romanum, iann. 28-го». А 5-го июня, когда память свв. мм. Маркиана, Никандра и между прочим Леонида, Святитель делает к его имени заметку: «Videtur is esse, qui cum s.m. Ascalono commemoratur Decem. 14-o in vita s.m. Филимона et idem videtur esse sept. 13 ibi Леонтием написан», – и опять та же ссылка на Мартиролог Римский 39 . Здесь установить тождество двух памятей помог Святителю Martyrologium Romanum, но в Четиих-Минеях эта работа не сказалась, и там 13-го сентября мы находим память м. Леонтия, а 5-го июня память м. Леонида, вероятно, потому, что Святитель не был вполне уверен в тождестве этих лиц. Первого января память св.м. Василия от Анкиры. Святитель сначала отождествил его с свящ.м. Василием, пресвитером Анкирские церкви, память которого 22 марта, и 1-го января пометил: «сей же святой мнится быти 22-го марта», а в марте 2-го: «сего-ж мню святого ианн. 1-го. Зри о нем Bollandum t. 1. iann. die 2-o, fol. 83 sed. t. 3 Mart, fol. 379 fuse et pulchre». Но потом ему удалось точнее определить личности обоих мучеников, и, сознав свою ошибку, он 22-го марта замечает: «инший то, що ианнуар 1-го et Bolland t. 1, а инший сей. Зри о тех в нашей книзе января 1-го». И в месяцеслове Четиих-Миней 1-го января мы, действительно, находим различение двух Василиев Анкирских, как результат тщательных поисков свят. Димитрия 40 . 21-го января св. Максима исповедника . На поле: «сегож св. августа 13-го зри и служба ему там». А августа 13-го новая заметка: «сегож святого ианнуария 21-го, там и житие его. Теперь перенесение мощей его, а ианнуария успение sic Acta SS. maj t. 1-u in Ephemerid.; iannuario graecorum metrico». Здесь замечательно старание точнее определить, почему дважды почитается память святого; в Прологе перенесение мощей не указано 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Елена 25 августа 2020, 10:28 Царствие Небесное усопшим отцам, братиям и сестрам нашим! Спасибо большое за синодик. Виктор 25 августа 2020, 09:51 середина августа - монахиня Иоанна, Борисо-Глебский женский монастырь, Водяное Харьковской области. 22 августа - Анатолий Андреевич Басаргин, староста кафедрального Благовещенского собора в Харькове, 84 года. lyudmila toll 25 августа 2020, 09:24 помяни Господи всех к Тебе пришедших во царствии Твоем Тамара 25 августа 2020, 01:30 Царствие Небесное всем усопших и вечная память!!! Pozharska Svetlana 25 августа 2020, 01:23 28 мая 2020 на праздник Вознесение отошёл ко Господу Архиепископ Штутгартский Агапит/Горачек/Вечная память Наталья Богоявленская 24 августа 2020, 22:17 Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих! Наталия 24 августа 2020, 21:59 Епископ Валевский Милутин (Кнежевич), иерарх Сербской Православной Церкви, умер в возрасте 71 года в белградском медицинском центре «Драгиша Мишович» от заболевания, вызванного коронавирусом 30.03.20 Светлана 24 августа 2020, 21:10 Протоиерей Андрей Шохирев Настоятель храма во имя святого благоверного князя Александра Невского при Пермской Краевой клинической больнице 7 февраля 2020 Виктор 24 августа 2020, 19:39 30 марта - епископ Валевский Милутин (Кнежевич) (Сербской православной церкви), в возрасте 71 года. Мария 24 августа 2020, 17:56 12 июня. Схиигумения Елисавета (Кривошеева), 82 года, настоятельница Киево-Николаевского Новодевичьего женского монастыря, город Алатырь, Чувашская Республика. - 24 августа 2020, 15:47 17 августа Протоиерей ВЛАДИМИР (Кириченко), клирик Екатерининского кафедрального собора, г. Краснодар 24 августа Монахиня МАРИЯ (Кириченко), г. Краснодар richie 24 августа 2020, 14:31 Протоиерей АЛЕКСИЙ (Иродов) г. Винница мой духовник. Горячий поборник православия. Бог да спасёт и поимилует этого наставника благочестия. Дарья 24 августа 2020, 14:14 13 июля Прот. Евгений Абехтиков 1959 г. р. Настоятель ХРАМА ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, Московская епархия, Богородское благочиние, село Воскресенское

http://pravoslavie.ru/133481.html

+ Страстная, 1641 г., 13 августа и в 6-ю неделю по Пасхе Страстная – в Зачатиевской церкви, 13 августа Страстная – в Липецке, 13 августа Страстная – в селе Енкаеве, 13 августа Супрасльская, 28 июля Сурдегская, 15 августа Сырковская Сямская, 1524 г., 8 сентября + Табынская + Тамбовская, 1692 г., 16 апреля + Теребинская, 14 мая Тиносская (в Эгейском море) + Тихвинская, 1383 г., 26 июня Тихвинская – в Афанасьевском монастыре, 26 июня Тихвинская – в Ильинском скиту на Афоне, 1877 г., 12 февраля Тихвинская – в Исаакиевском соборе, 26 июня Тихвинская – в Киеве, 26 июня Тихвинская – на Красном Поле, 26 июня Тихвинская – у Западных Врат, 26 июня Тихвинская-Онолченная, 26 июня Тихвинская-Переяславская, 26 июня + Тихвинская-Цивильская, 26 июня Тобольская, 1661 г., 8 июля + Толгская, 1314 г., 8 августа и 16 сентября Толгская – в селе Спасском, 8 августа + Тотемская-Суморинская, 28 января + Трех Радостей, 26 декабря + Троеручица, VIII века, 28 июня Троеручица, 12 июля Троеручица– в Белобережской пустыни, 1661 г., 12 июля Троеручица – в Воронеже, 12 июля Троеручица – в Сухотинском монастыре, 12 июля Трубчевская + Тупичевская, 15 августа и в Духов день + Тучная Гора, 24 марта, 16 июля и 27 ноября + Умиление, 1103 года, 19 марта Умиление – в Новгороде, 8 июля Умиление – в Опочецком соборе Умиление – Корсунская – в Суздале, 9 октября + Умиление – Псково-Печерская, 1524 г., 7 октября и в 7-ю неделю по Пасхе Умиление, что на Черных Горах, в неделю Всех святых + Умягчение злых сердец Услышательница, XIV века, 22 сентября + Успение Божией Матери – Флорищевская, 15 августа 389 Успение – в Боровенске, 15 августа Успение – в местечке Волна, 15 августа Успение – в Московском Успенском соборе, 15 августа Успение – в Новгороде-Северском, 15 августа + Успение – Киево-Печерская, 1073 года, 3 мая Успение – Овиновская, 15 августа + Успение – Псково-Печерская, 15 августа + Успение – Пюхтицкая, 15 августа Успение – Семигородная, 15 августа Устьнедумская-Смоленская, 1603 г., 28 июля Устюженская-Смоленская, 28 июля

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010