14. Неделя 12-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Михея. Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского. Прп. Аркадия Новоторжского (службу зри 13 декабря) . Собор Кемеровских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 18 августа) . Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой предпразднства Успения и прор. Михея (А) . Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой предпразднства Успения и славословной службой прп. Феодосия Печерского (Б) . Примечание. При совершении богослужения следует руководствоваться указаниями Типикона под 14 августа («зри»), а также Марковой главой Типикона под 5 августа: «Подобает ведати, аще случится предпразднство Преображения Христова в Неделю» . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, предпразднства, глас 4-й – 3, и пророка, глас тот же – 3. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Всечестное Твое успение...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и стихиры предпразднства, глас 2-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 3-й: «Приидите, вси концы земнии...» (см. на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 2-й: «Яже Небес вышшая сущи...». По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, предпразднства на 4 и пророка на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2023-08-27/

Минея за август (оцифрованный текст) 1 августа Происхождение (изнесение) древ Честнаго и Животворящего Креста Господня и святых мученик братии Маккавей: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима, Маркелла, учителя их Елеазара и матере их Соломонии (†166 до Рождества Христова) Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятей Богородице (1164) 2 августа Святаго первомученика и архидиакона Стефана (пренесение мощей, ок. 428) Святаго блаженнаго Василия, Христа ради юродиваго, Московскаго чудотворца (†1557) 3 августа Преподобных Исаакия, Далмата и Фавста (IV–V) Преподобнаго Антония Римлянина, Новгородскаго чудотворца (†1147) 4 августа Святых седми отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина († ок. 250; 408–450) Иконы Божия Матере, именуемыя «Казанская-Пензенская» (1717) 5 августа Предпразднство Преображения Господа нашего Иисуса Христа Святаго мученика Евсигния Антиохийскаго (†362) 7 августа Святаго преподобномученика Дометия Персянина и двух учеников его (†363) Преподобнаго Пимена Многоболезненнаго, Печерскаго, в Ближних пещерах почивающаго (†1110) Святителя Митрофана, епископа Воронежскаго (обретение мощей, 1832; службу зри 23 ноября) Преподобнаго Меркурия Печерскаго, епископа Смоленскаго, в Ближних пещерах почивающаго (†1239) Преподобнаго Пимена постника, Печерскаго, в Дальних пещерах почивающаго (XIII–XIV) 8 августа Святителя Емилиана исповедника, епископа Кизическаго († ок. 815–820) Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких (пренесение мощей, 1566; второе пренесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, 1992) Иконы Божия Матере, именуемыя «Толгская» (1314) 10 августа Святаго мученика и архидиакона Лаврентия (†258) Святаго блаженнаго Лаврентия, Христа ради юродиваго, Калужскаго (†1515) 11 августа Святаго мученика и архидиакона Евпла (†304) Святых преподобномученик Феодора и Василия Печерских, в Ближних пещерах почивающих (†1098) Преподобнаго Феодора, князя Острожскаго, Печерскаго, в Дальних пещерах почивающаго († ок. 1483)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

По Отче наш, кондаки глаголем пременяюще, триоди и храма. На 3-м часе, тропарь воскресен: Слава, храма: И ныне, Богородичен. На литургии, блаженна гласа на 4, и триоди песнь 3-я, на 4, и храма песнь 6-я, на 4. По входе тропарь воскресен, и триоди, и храма: Кондак воскресен: Слава, храма: И ныне, триоди. Вместо прокимена, песнь отцев, Благословен еси Господи Боже отец наших: и другий прокимен, храма. Апостол, аллилуиа, Евангелие, и причастен дне и храма. Глава 34. Подобает ведати, аще случится храм святаго, или святыя, в понедельник 2, или 3, и 4-я, и 5-я, и 6-я недели святых постов В неделю вечера, на малей вечерни, на Господи воззвах, стихиры храма на 4: Слава, храма: И ныне, Богородичен. На стиховне триоди самогласен дне, дважды и мученичен: Слава, храма: И ныне, Богородичен в тойже глас. По Ныне отпущаеши, тропарь храма: Слава, и ныне, Богородичен: Ектениа малая, и отпуст. На велицей вечерни, по обычном псалме, поем Блажен муж, 1-ю Слава. На Господи воззвах, стихиры триоди подобны 3: и храма 5: Слава, храма: И ныне, Богородичен 1-й, в тойже глас. Вход. прокимен великий дне, со стихи его, чтения храма, 3. На литии стихиры, и Слава, храма, И ныне, Богородичен воскресен. На стиховне стихиры, и Слава, храма же: И ныне, Богородичен воскресен. На благословении хлебов, тропарь храма, дважды: и Богородице Дево, единожды: и чтение храма. [Зри] А идеже несть бдения, на велицей вечерни, Блажен муж, первый антифон. На Господи воззвах, стихиры в триоди самогласен дне, дважды, без мученична: и подобны в триоди же 3, и храма 5. Прочее же поем все, якоже предуказася на велицей вечерни. По Ныне отпущаеши, и по Трисвятом, тропарь храма: Слава, и ныне, Богородичен воскресен, и отпуст. [Зри] Повечерие же поем малое с каноном. По Трисвятом, кондак храма. По Честнейшую, 3 поклоны великия. Трисвятаго же не глаголем. [Зри] Полунощницу поем по обычаю без поклонов, с кафисмою. По 1-м трисвятом, Вместо, Се жених: глаголем тропарь храма: Слава, и ныне, Богородичен. По Честнейшую, 3 поклоны великия. По 2-м трисвятом, Вместо, Помяни Господи: кондак храма святаго, таже, Господи помилуй, 12. и отпуст. Молитвы же Помяни Господи в надежди, не глаголем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Названия, отсутствующие в «Оглавлении» списка В были вписаны сюда С. Медведевым, в ряде случаев – с корректорским знаком вставки, как например, «Греха ненависть», «Маммона». «Око простое и лукавое», «Пети разумно», «Стиси на некия образы» и др. К стихам же с заглавиями, одноименными тем. что в «Оглавлении» уже имелись («Инок», «Искушение», «Пост». «Слава». «Сытость». «Смерть» и др.). даны отсылки непосредственно в тексте (после последнего стихотворения с данным заглавием): например, при стихотворении «Смерть 14» (435) есть помета, отсылающая к странице 1198 (=641 об.), куда вписано стихотворение «Смерть 15». К стихотворениям «За неблагодарствие демон монаха зауши» и «Страсть блуда», заглавия которых отсутствуют в «Оглавлении» списка В. также даны внутренние отсылки при помощи помет «Зри и на листех 1102 ‘..л» (=593 об.). «Зри на листе 1200» (=642 об.), которые следуют за текстом стихотворений «Неблагодарствие 4» (319) и «Страсть 2» (459). Таким образом, в рукописи В еще не удалось достичь единой алфавитной системы. Нередко встречающиеся здесь пометы «Зри и на листе...» (хотя в действительности ссылки даны к страницам рукописи), отсылающие к одноименным стихам, помогали писцам преодолеть многоступенчатость алфавитных блоков и свести стихи в целостную композицию. Если писец ошибался и дважды вносил в рукопись одно и то же стихотворение, делалась помета: «Писан выше, на листе...» (591 об.). В списке В указаны в ряде случаев первоначальные названия стихотворений. Так. на поле рядом со стихотворением «Адам 9» значится его прежнее заглавие: «Адам много согреши» (27 об.); к стихотворению «Апостоли 8» на поле приведено прежнее заглавие «Апостоли и пророци» (33 об.) и т.д. – На л. 591 об.: рисунки к стихотворениям «Мера возраста Христова». «Мера креста Христова», «Мера деки титлы Христовы» (см. текст и комментарий во втором томе настоящего издания, с. 395, 627–628). В список В из автографа не вошли «Стиси краесогласнии, сложеннии во стретение иконы Пресвятыя Богородицы из царствующаго града Москвы в Полоцк, глаголаннии от отрок училища монастыря Богоявленскаго Полоцкаго в церкви соборной Софии святыя». Учитывая окказиональный характер этих стихов, Симеон перенес их в «Рифмологион», к составлению которого приступил, по-видимому, вскоре после того, как завершилась работа над данной рукописью «Вертограда». Относительно стихотворения «На Рождество Христово» он распорядился: «Сия особно в приветства отнести». В список В не попали еще несколько стихотворений и. естественно, челобитная (см. раздел: Items in A only ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

На Литургии: Блаженны гласа на 4: и Триоди песнь 3-я, на 4: и праздника 6-я, на 4. Входное праздника, посем тропарь воскресен и праздника. Слава, кондак Триоди: И ныне, праздника. Прокимен гласа и праздника. Аще ли неделя мясопустная: Прокимен Триоди и праздника. Апостол, аллилуия, Евангелие и причастен прежде дне, и праздника. Аще ли случится праздник Сретения Господня в субботу мясопустную: Служба умерших поется вечер и утро, в субботу мимошедшую или в четверток мясопустный. В субботу же служба вся праздника единаго поется, непременно. Аще ли случится Сретение Господне в понедельник, или во вторник, или в четверток сыропустный недели: Вечер на малой вечерни, на Господи, воззвах: стихиры праздника, на 4: Слава, и ныне, праздника. На стиховне Триоди самогласен дне дважды и мученичен: Слава, и ныне, праздника. Тропарь праздника: ектения и отпуст. На велицей вечерни и на утрени совершается вся служба праздника, непременно, якоже прежде указася на ряду, зане Триодь с праздником не поется, в кой день ни случится на сырной недели, кроме субботы и недели, разве самогласны стихиры дне, яже глаголются на малой вечерни, якоже указася. ЗРИ: А идеже не бывает всенощное, поем на велицей вечерни по предписанному. На стиховне, Слава, Триоди, самогласен дне: И ныне, праздника. На хвалитех по стихирах праздника, Слава, Триоди, самогласен дне: И ныне, праздника. Славословие великое. На часех и на Литургии служба вся праздника, дне же Апостол и Евангелие вычитаем напреди. ЗРИ: Аще ли случится праздник Сретения Господня в среду сыропустную или в пяток: На малой и на велицей вечерни и на утрени совершается служба вся, якоже указася в понедельник сырный, непременно, бывает же на конец вечерни, и утрени, и всякаго часа по 3 поклоны великия точию. ЗРИ: На часех глаголем тропарь и кондак праздника. На 6-м же часе глаголется тропарь паремии и чтется паремия. Литургия же Златоустова совершается во свое время. Вечерню же поем, по обычаю, во свое время. По обычном псалме кафизма рядовая. А идеже бысть всенощное, кафизмы не глаголем. Но по обычном псалме глаголем Господи, воззвах: Таже стихиры праздника, 3: и святаго Симеона, 3: Слава, святаго: И ныне, праздника. Прокимен дне и паремия. Таже прокимен: Да уповает Израиль на Господа: На стиховне Триоди самогласен дне дважды и мученичен: Слава, и ныне, праздника. Тропарь праздника и отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В храме Господском и святого – тропарь воскресный, тропарь святителя; кондак воскресный. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Триоди. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святителя; кондак воскресный, кондак Триоди. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма. Примечание. Поскольку в честь святителя совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется. Прокимен и аллилуиарий – воскресные и святителя. Апостол и Евангелие – Недели о мытаре и фарисее и святителя. Примечание. «Вестно буди, яко от днесь чтется Апостол и Евангелие, по субботам, прежде ряд субботы, потом святаго, до Недели Всех святых» (Типикон, гл. 49, 5е «зри»). По мнению В. Розанова, это указание Типикона означает, что с Недели о мытаре и фарисее «начинаются периоды пения двух Триодей, в которые общим правилом служит чтение Апостола и Евангелия сначала дневных, а потом святого. Исключение из этого общего правила 48 гл. Типикона указывает в Сырную субботу, если случится Обретение главы Предтечи… В субботу пред Неделею блудного сына также нет никакого основания начинать с дневных чтений, потому что поются песнопения сначала Месячной Минеи, а потом Октоиха» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 341). Причастен – воскресный: «Хвалите Господа…», и святителя: «В память вечную…». 1 Минея содержит две службы в честь Иверской иконы Божией Матери: 13 октября – «Празднование Пресвятей Богородице в память пренесения чудотворныя Ея иконы, Иверския в Москву» и 12 февраля – «Ина служба явлению чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы, иже во Святей Горе Афонстей Иверском монастыре преславно обретается». 2 Согласно Уставу, «последование прилучившагося святаго в Неделю сию, и блуднаго, поем в пяток на повечерии, аще токмо не случится коего великаго святаго память» (см.: Типикон, гл. 49я, 1е «зри»; ср.: Триодь Постная, «Неделя… мытаря и фарисея», 1е «зри»). 3 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 3й: «Мытаря и фарисея различие…», поется на литии на «Славу». Славник хвалитных стихир Триоди, глас 8й: «От дел похваленьми…», не переносится на литию, поскольку поется на хвалитех (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 414).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Примечание. Поскольку в честь святителей совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и святителей. Примечание. Прокимен и аллилуиарий у Трех святителей – по апостольскому чину. Прокимен, глас 8-й: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Аллилуия, глас 4-й: «Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в Церкви святых»; стих: «Бог прославляемь в совете святых». Причастен: «Радуйтеся, праведнии...». Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне и святителей. Поется «Достойно есть...». Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню. Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя... блуднаго сына», «зри»). Примечание. «Ведомо же да есть, яко последование прилучающихся святых в субботу, и в Неделю мясопустную, поется в мимошедших повечериях. Такожде о субботе и Недели сыропустной творим: или како настоятель изволит, кроме аще где случится великаго святаго память» (Триодь Постная, «Неделя... блуднаго сына», «зри»). 1 Пение стихир святителей, глас 4-й: «Благодати органы...», предпочтительней, поскольку стихиры, глас 2-й: «Киими похвальными венцы...», отсутствуют в греческом оригинале печатной службы Трех святителей (ср.: Минея-Январь. Венеция, 1843. С. 243; Венеция, 1868. С. 244; Венеция, 1890. С. 222). 2 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 4-й: «Яко блудный сын...», поется на «И ныне» литийных стихир. 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 394, 396. 4 Там же. С. 396, 398. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла...». 6 «Полиелей: обычныя два псалма. Припеваем же к сим и третий псалом: На реках Вавилонских со Аллилуиею красною» (Типикон, гл. 49-я, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блуднаго сына»). «Аще ли Неделя блуднаго, или мясопустная, прилагаем и третий псалом: На реках Вавилонских» (Типикон, 30 января, 1-я Маркова глава, 2-е «зри»).

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-12/

По телу претерпел Он бесчестное возложение оков, насильственное влечение в разные судилища, жестокие заушения, поносное оплевание, кровавые раны, терновое увенчание, ношение тяжелого Креста, обнажение, самое пригвождение ко Кресту, питие желчи и прободение в ребра Его. И так ни один член тела Христова не остался без страдания. Божественную главу прокалывали иглистые и острые терния; лицо было обезображено оплеванием и кровью, текшею из-под тернового венца; ланиты были заушаемы, очи едва не вытекали от сильных ударов по ланитам; слух был мучим ужасными ругательствами; уста приняли предательское целование; руки были связаны оковами, и наконец, как и ноги, пробиты гвоздями. Мышцы обременяемы были тяжестью Креста, хребет – биением, язык удручаем горечью желчи и жаждой, ребра прободаемы копием; все тело, безжалостным образом истерзанное, было растянуто и повешено на крест, подвержено самой поноснейшей казни. Справедливо говорит святой Августин: «Страдание Христово превышает все роды страданий». И так по праву восклицает долготерпеливый Иисус мой: «Зри, человек! – нет такой мучительности и скорби, как сия, которую Я терплю за тебя; Я к тебе вопию, Я, Который за тебя умираю: зри казни, которые подъемлю: зри гвозди, которыми пробиты кости Мои; и при том, что такова скорбь Моя внешняя, внутренняя еще тягостнее, когда за все сии страдания нахожу тебя неблагодарным». Страдание души – другой род страдания, внутренний. Внутреннее сие страдание началось еще в Гефсиманском саду, где Он в крайней тесноте духа возопил: душа Моя скорбит смертельно, и, притом, почему пот кровавый; почему моление о чаше? Отче! да минует чаша сия ( Мф.26:38–39 ). Такая скорбь не могла быть не тягостной. Причинами скорби были не только смерть телесная, неблагодарность иудеев, страшное предательство Иуды, рассеяние учеников, трикратное отречение Петра, ложные обвинения в вымышленных преступлениях; презрение и упорное сопротивление к бесценным заслугам Его страданий большой части человеческого рода; но еще и то, что на Иисуса Христа были возложены грехи всего мира; законная клятва, предписанная всему роду человеческому за грехи; величие гнева Божия, устремляющееся на Него по принятии грехов и чувствование казней ада.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

2 Ср.: Типикон, 11 декабря, Маркова глава. 3 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12). 4 В Минее общей (М., 2002) вместо 2-го гласа для кондака мучеников ошибочно указан глас 8-й (ср.: Типикон, гл. 56). 5 См.: Типикон, 18 декабря, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 375. 6 «Суббота пред Рождеством Христовым. На Литургии прокимен, Аллилуиа и причастен дне. Аще ли случится празднуемаго святаго, поем и другий прокимен, такожде чти два Апостола: прежде субботе пред Рождеством Христовым, и ряд под зачало, и потом святаго, аще имать, такожде и Евангелия два... Причастен: Радуйтеся, праведнии..., таже святаго» (Типикон, 18 декабря, «зри»). 7 Ср.: Типикон, 11 декабря, Маркова глава. 8 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12). 9 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»). 10 См.: Типикон, 18 декабря, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 375. 11 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 12 Ср.: Типикон, 11 декабря, Маркова глава. 13 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 14 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»). 15 Икос (глас 2-й) см. в общей службе.

http://patriarchia.ru/bu/2022-12-31/

Вы намекаете еще на некоторые выражения в полемическом сочинении святого Димитрия Ростовского . А я напомню вам о неосторожных полемических выражениях святого Дионисия Александрийского , касавшихся не звука букв, или единой буквы (из-за чего святой Григорий Богослов правомыслящим о богословии не повелевает разъединяться: зри слово на Пятьдесятницу, ст. 10), но относившихся к самой сущности богословия. Дионисий, борясь против ереси Савелия Ливийского, сливавшего ипостаси во Святой Троице, и увлекшись полемикой, сам употребил такие выражения, которыми вводил различие естеств в Святой Троице, различие в степени могущества и славы Троических ипостасей, и о Духе Святом выразился погрешительно, сопричислив его некоему дольному служебному естеству (Зри Василия Великого послание 9 к Максиму философу). За все это святой Василий Великий и современные ему пастыри церкви не исключили Дионисия из лика учителей церковных; это не воспрепятствовало сопричислить его к Иринею, Клименту, Дионисию, и из сочинений его приводит свидетельства в подтверждение истинного учения о Святом Духе (Зри святого Василия Великого книгу о Святом Духе, гл. 29). И вы сами ради указанных неосторожных выражений святого Дионисия, касавшихся самой сущности богословия, не отделяетесь от пребывавших с ним в общении тогдашних пастырей церкви, и на всю церковь того времени укоризны и обвинения в неправославии не возводите. А Димитрий Ростовский , увлеченный справедливой ревностью в защите православия от нестерпимых на оное укоризн со стороны глаголемых старообрядцев, употребил резкое выражение не о сущности божества Христова, не о пречистом Его человечестве, не о свойствах ипостасных, но только о внешнем начертании и устном произношении его святого имени, как оно пишется и произносится старообрядцами, – о том, что сие начертание и произношение не согласно правильному на греческом языке начертанию и значению имени Спасителя; лица же и свойств Богочеловека он здесь не касался, подобно тому, как если бы кто-нибудь, относясь с подобающим благоговением к Предтече Спасову, стал рассуждать, как правильнее писать его имя: Иван, или Иоанн (ибо то и другое употребляется в старых книгах), тот, очевидно, самого лица Предтечи не касается, а рассуждает только о правильности того, или другого начертания и произношения его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010