Св. Василий относит слово—дщерь— к Давиду, говоря так: сим наименованием, называя ее дщерию, (Давид) усвояет ее себе, делая ее как бы своим порождением посредством любви. Слыши, дочь, и зри! Этим: зри—он учить ее иметь ум приобученным к созерцанию. Рассмотри, говорит, тварь и, воспользовавшись видимым в ней порядком, сим способом восходи к созерцанию Творца.—Великий Афанасий те же слова—слыши, дщерь, также—Он Господь Твой— прилагает к Богородице. Они, говорит, близки к сим словам: Радуйся, Благодатная! Господь с тобою. Ибо назвав Бога— Слово Христом, Давид тотчас показал человеческое Его рождение от девы. Гавриил, как чуждый Ей по рождению, называет Ее только Благодатною; а Давид, поелику Она происходила от его семени, возглашает к ней: Дщерь! (у Никиты). Григорий же фессалоникийский в первом своем слове на Введение говорит, что слова: слыши, дочь, и зри и приклони ухо твое и забудь народ Твой и дом отца твоего и возжелает царь доброты твоей, сказал 3ахариа к деве, при входе ее в подзаконный храм.   И забуди люди твоя и дом отца твоего. Дщерь, говорит, Христа—церковь: забудь народ твой, то есть, лукавое поведение рода твоего и свою прежнюю злую жизнь. Забудь и дом отца твоего —диавола, так как производящей грех рождается от диавола и в нем имеет отца, как сказал Господь: ваш отец—диавол (Ин.8, 44); забудь нечистые жертвы диаволу, скверные обряды и те служения ему, которые производила прежде, когда находилась в язычестве и идолопоклонстве и вращалась долу в различных грехах. Можно это понимать и в другом отношении, что народы называли своими отцами лжеименных богов. Что же могут сказать на сии слова Давида иудеи? Ибо Давид явно говорит здесь о церкви из язычников по словам Феодорита, а не о синагоги их. Последняя имела закон, повелевавший иудеям не оставлять и не забывать ничего отеческого, а не так, как Давид заповедывает здесь   Василий вел. Если, говорит, посредством забвения истребишь скверны злых уроков и воспримешь прежнюю свою красоту; то тогда ты покажешься жениху—царю вожделенною. Ибо Он Господь твой: и ты поклонишься Ему. Словами: Он Господь твой, и ты поклонишься Ему—он показывает необходимость покорности. Ибо пред именем Иисуса должно преклониться всякое колено небесных, земных и преисподних (Фил. 2, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

И ныне, Богородичен или Крестобогородичен: Видящи Тя распинаема: (зри страницу 400) Аще поеши полиелей, пой Богородичен воскресен: Кто Тебе не ублажит: Вход. Прокимен дне. И чтения. Пророчества Исаиина чтение (глава 43): Тако глаголет Господь:/вси языцы собрашася вкупе, и соберутся князи от них, кто возвестит сия в них?/Или яже от начала, кто слышана сотворит вам?/Да приведут свидетели своя и оправдятся, и да услышат, и да рекут истину./Будите Ми свидетели, и Аз свидетель, глаголет Господь Бог и отрок, егоже избрах./Да познаете и веруете Ми,/и разумеете, яко Аз есмь:/прежде Мене не бысть ин бог, и по Мне не будет./Аз есмь Бог и несть, разве Мене, спасаяй./Аз возвестих и спасох, уничижих и не бе в вас чуждий./Вы Мне свидетели, и Аз Господь Бог,/и еще от начала Аз есмь, и несть от рук Моих избавляяй./Сотворю, и кто отвратит то?/Сице глаголет Господь Бог, избавляяй вас Святый Израилев. Премудрости Соломоновы чтение. Праведных души в руце Божией: (зри страницы 791– 792) Премудрости Соломоновы чтение. Праведницы во веки живут: (зри страницы 791) На литии стихиры, глас 5 Подобен: Радуйся: Радуйся, Господня агнице,/уподобльшися честней и блаженней успешно страсти Безсмертнаго на Кресте,/мирския страсти разорившаго,/источниче, источающий, яко воды, чудеса,/истаявшая сердца, немощных дарованием исцелений напаяющи,/страстотерпице пребогатая./Дерзость разрушила еси идольскую немощную,/Небеснаго чертога наследовавши жилище./Христу молися/даровати душам нашим мир и велию милость. Идеже веселящихся есть жилище,/идеже свет невечерний,/в дому Бога Живаго, посреде скинии дивныя,/идеже лик празднующих, чистая,/веселием, свещу имущи светлу, недреманну./Тем наслаждающися Вышняго Божества/и оттуду богатно сияющи светлостьми,/Христу молися/даровати душам нашим мир и велию милость. Видяще силы Небесныя плотию страждущую Содетеля ради Параскевы/и Его силою креплящуся, глаголюще:/се, и девы на земли прославиша Господа./Человецы же, трепетом одержими, ужасахуся,/и, удивльшеся, песньми прославляху, глаголюще:/оле чудесе!/дева врага победи/и молится Милостивому Владыце за мира спасение,/да подаст мир и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сии апостольски словеса св. Иоанн Златоуст сице толкует: «Зри паки умерение, не повеле и законоположи отходити, но ниже возбрани: отшедшыя паки свобождает всякаго зазора». Зри, как толкует св. Златоуст словеса апостола Павла, – «не законоположи отходити к неверным призывающим, но ниже возбрани». Так и Св. Церковь , согласно апостольскому учению, творит, – не законополагает с неверными ясти, и не возбраняет, за что и не подлежит зазрению, как хранительница апостольского учения. А именуемые старообрядцы навлекают на себя справедливое осуждение своей излишней, не согласной с апостольским учением, строгостью относительно ядения с неверными. О тех же словах св. апостола Павла, не возбраняющих с неверными ясти, в Евангелии Учительном в неделю 29 пишется сице: «Верным убо согрешающим, ниже ясти с ними повелевает божественный закон Духа: неверным же на пир собирающимся, не возбраняет купно ясти с ними. Глаголет бо Павел апостол: аще кто от неверных зовет вас и хощете ити, все предлагаемое вам ядите, ничтоже рассуждающе». Зри, и сей толковник божественных словес глаголет, яко божественный закон Духа с неверными ясти не возбраняет. Апостол глаголет: «ничтоже сумнящеся за совесть»; толковник же поясняя глаголет: «ничтоже рассуждающе». Видите, какой закон Духа о совокупном ядении с неверными! А вы, этим законом Духа управляемую Церковь порочите слабостью! Хула ваша касается не только Церкви, но и самого закона Духа». Я ответил: «Апостолы, снисходя иудеям об обрезании, возвещали ясно, что язычники для спасения никакой нужды в обрезании не имеют, но спасаются чрез веру во Христа (Деяния зачало 36). Сим давалось знать, что обрезание попущается одним иудеям, не как нужное для получения вечного живота, но как снисхождение. О языцех же апостол Павел к Галатом писал: »аще обрезаетеся, Христос вас ничтоже пользует» (зачало 221). И что апостолы только временно снисходили иудеям, это можно видеть из самых же апостольских узаконений. А чтобы и сей закон Духа, который верному с неверными ясти не возбраняет, такожде был дан только на первое время, ради немощи веровавших, по снисхождению, – о том не писали ни апостолы, ни толкователи слов апостольских, и никто из учителей Церкви того не говорил; только вы так мудрствуете своеразумно, в противность толкователям слов св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Варлаам протестовал против этого избрания: также неблагосклонно отнесся к этому событию и Димитрий: это было самовольное вторжение московского патриарха в чужую епархию. Константинопольскому патриарху Дионисию послали извещение тогда, когда уже дело было сделано, и он дал от себя отпустительную грамоту, но иначе поступил Досифей, патриарх Иерусалимский. Вот что писал Досифей царям 195 : «Еже убо епархию Киевскую имети яко свою не похваляхом... несть бо константинопольского единого сие подавати свойственное, понеже патриархи восприяша дело о церкви пещися, обаче сами едини дати или взяти епархии не могут, но приличествует вкупе дати четирем патриархом...» и далее «следовало не просить сие за деньги, но просто веры ради и пользы верных, не якоже ныне, когда честнейши посланный (дьяк Никита Алексеев, и, кажется священник, Иван Лисица) известил нам: яко, аще дадим грамоту – даст и милостиню, аще не дадим, не даст». Димитрий написал в своей рукописи против этих выражений два раза слово «зри». Далее Досифей пишет: «страх есть отсюду, да некогда не послушны будут киевскому митрополиту, не хиротонисанну сущу от константинопольского патриархи, иже на Украине и Польши православныи, и учнется схизма и словопрение и еще хужши сего». Димитрий отмечает: «як бы вгадал що так будет и неволею пророчествовал еси» 196 . Это, конечно, намек на притязания униата Иосифа Шумлянского, по-прежнему величавшего себя администратором Киевской епархии и на другие смуты в епархии 197 . Приводя далее слова грамоты Иоакима о том, чтобы архимандрит Печерский избирался «по нашея мерности благословению по обычаю их древнему соборне, достоинство же степени и священство от нас да взимает; без нашея же мерности веления, ради киих либо злоключимств митрополит киевский и ин кто архиерей в тои степени достоинство да не возводит», Димитрий замечает: «зри не добре на нас и против грамот ставропигиальных» и ниже «зри против московских привилеов в консекрации» 198 . Тут же сделаны Димитрием и выписки из Палинодии о киевских митрополитах и кем они ставятся 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Находясь в монастыре, Арсений старается также пополнить свои сведения ознакомлением с произведениями древнерусской литературы, идет далее по пути самообразования, очевидно, вполне разделяя мнение: «Якоже корабль без гвоздий не составляется, тако инок без почитания книжнаго». Он приобретает себе различные произведения литературы, а некоторые отдает даже нарочито списывать для себя. Это и само по себе в древнее время составляло подвиг, так как рукописи стоили очень дорого; но Арсений не приобретает только их себе, но и усерднейшим образом перечитывает. «Егда чтеши книги, писал старорусский книжник, не тщися борзо изчести до другие главизны, но поразумей, что глаголют книги и словеса та, и трижды обратися к единой главизне». Суханов, очевидно, в точности исполнял это наставление: его рукописи все испещрены заметками и на полях, и в начале, и в конце рукописей, отмечающими одно или другое место, обратившее на себя его особенное внимание. Так на ркп. Патерика Египетского против многих глав он пишет: «зри», или «зри все», «зри всю главу сию, только внимать добре», «чти полезно есть ленивым», «чти Григория Синаита главу 115 о молитве». Он не доволь- —525— ствуется тем или другим составом рукописи, но в дополнение к ней в конце делает еще значительное число выписок из других книг. Очевидно, чтение, «почитание книжное», как у нас говорили в старину, было его любимым делом: он не только писец рукописей, но и усерднейший их чтец, следующий мудрому изречению древнерусского писателя: «Добро есть почитание книжное», книги суть глубине моря подобны, в нюже поныряюще износят бисер драгый». Арсений не ограничивается усвоением тех только литературных произведений, которые составляли его библиотеку; но пользуется открывшейся ему возможностью и берет для чтения, а иногда и для переписывания, рукописи других библиотек, напр. Чудова монастыря. Благодаря этому он является пред нами с большой начитанностью в древнерусской литературе. До нашего времени сохранились 7 рукописей, принадлежавших ему, и одна, писанная им самим, содержание которых главным образом составляют различные духовно-нравственные и аскетические отеческие сочинения, наиболее распространенные у нас и имевшие обширный круг читателей. Но кроме них Суханов хорошо знаком и с другими литературными произведениями – полемическими против латинян и с различными сказаниями русского происхождения. Одна из его рукописей вся состоит из произведений, направленных против латинян, из сказаний о них, а также и о Флорентийском соборе, имевшем такое большое значение для образования у древнерусских людей известных взглядов на греков. В его собственных сочинениях («Прениях» и «Проскинитарии») находятся указания на знакомство с весьма многими такими литературными произведениями, которых вы не встретите среди рукописей, принадлежавших ему. Суханов, повторяю, был сильно начитан в древнерусской литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дивны Твоя тайны, Христе Боже,/премудростию Твоею/устроивый человека,/того паче всех тварей/почтил еси славою боголепною/и того богоподобными даровал еси чудесы,/от сих же всех Едину Пренепорочную/Матерь Деву избрал еси./Благодатная, радуйся,/с Тобою Господь,/подаяй мирови Тобою велию милость. Твое славят Божественное смотрение/Власти и Престоли,/Начала и Господствия,/Силы и Херувими и страшнии Серафими,/радуются земнороднии,/неизреченней Твоей премудрости дивящеся,/припадают же Архангели и Ангели к Непорочней Твоей Матери, поюще:/Благодатная, радуйся, с Тобою Господь,/подаяй мирови Тобою велию милость. Слава, и ныне, глас тойже: Богоначальным мановением: (Зри день сей выше). Вход. Прокимен дне. И чтения три Богородичная (Зри день сей выше). На литии и стиховне стихиры Успения (Зри день сей выше). 23 . На благословении хлебов Тропарь, глас 1: Превечная Премудросте, Христе Боже наш!/Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса,/благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы,/средостение вражды разрушив,/освятил еси естество наше/и Царствие Твое нам отверзл еси;/сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя,/и рождшую Тя,/спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую,/православно величаем. Ин Тропарь, глас 4: Велия и неизреченная Премудрости Божии сила/смотрения плотскаго таинства!/Софие Преименитая,/девственных душе и неизглаголаннаго девства чистаго,/смиренныя мудрости истино,/покоище Святаго Духа,/пречестный храме непостижимыя славы Его,/огнезрачный престоле Христа Бога нашего,/в Тя бо вселися неизреченно Слово Божие, и плоть бысть,/Невидимый явися,/и неприкосновенный из Тебе изыде,/и с человеки поживе, врага исконнаго уловляя/и человеки от клятвы древния свобождая,/возводя паки, отнюдуже испадохом./Молимтися, Владычице,/отягченныя ны во гресех лютых помиловати/и спасти души наша,/и, яко человеколюбивая и милосердая Царица,/Мати Премудрости Божия Слова,/призри на ны, грешныя люди Твоя,/и умилосердися, заступи от напастей и скорбей лютых/и грады наша невредимы сохрани,/идеже ныне имя Твое пресвятое боголепно славится.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На часех тропарь воскресен: Слава, тропарь праздника. И ныне, Богородичен. На всех часех кондак воскресен и праздника глаголем, пременяюще. На Литургии: Блаженны воскресны гласа, на 6: и праздника песнь 3-я, на 4. По входе тропарь воскресен и праздника: Слава, кондак воскресен. И ныне, праздника. Прокимен, Апостол, аллилуия и Евангелие чтем прежде недели гласа, таже праздника. Причастен: Хвалите Господа: и праздника. Подобает ведати, аще случится праздник Сретения Господня в неделю мытаря и фарисея, или блуднаго, или мясопустную, или сыропустную. В субботу на малой вечерни стихиры воскресны гласа, на 4: Слава, и ныне, праздника. На стиховне стихира воскресна едина и праздника стиховна великия вечерни с припевы их: Слава, и ныне, праздника. Тропарь воскресен, Слава, и ныне, праздника и отпуст. На велицей вечерни поем: Блажен муж: кафизму всю. На Господи, воззвах: стихиры воскресны гласа, 3: и Триоди 3: и праздника 4. Аще ли неделя мясопустная: Воскресны 3: и Триоди 4: и праздника 3: Слава, Триоди: И ныне, праздника. Вход, и чтения праздника 3. На литии, стихиры праздника, глас 1: Ветхий деньми: и прочих две. Таже Триоди хвалитны два стиха. Аще неделя фарисеева, 1-й стих, глас 3: Фарисея велехвальный: Вторый, глас 8: От дел похваленьми: ЗРИ: Аще ли есть неделя блуднаго: По стихирах праздника, поем в литии Триоди 3 стиха хвалитны: 1-й стих, глас 2: Блуднаго глас: 2-й, глас 8: Изжих блудно: 3-й, глас 6: Отче благий: ЗРИ: Аще ли неделя мясопустная: И по стихирах праздника поем 2 стиха хвалитны: 1-й, глас 6: Помышляю день он: 2-й, О, каковый час тогда: ЗРИ: Аще ли неделя сыропустная: И поем в литии Триоди хвалитных 2 же стиха. 1-й, глас 5: Увы мне: 2, Поприще добродетелей: Славу же поем во вся тыя недели, фарисееву, и блуднаго, и мясопустную, и сыропустную Триоди, яже писана на литии: И ныне, праздника. (Того ради вчинися петися Триоди хвалитным стихам в литии на вечерни, за еже не оставити Триоднаго стиха ни единаго, еже ему не петися). На стиховне стихиры воскресны: Слава, Триоди. И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь праздника, трижды: и чтение в посланиих Апостольских. А идеже не будет бдения, по Ныне отпущаеши: тропарь воскресен: Слава, и ныне, праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

13) Еще старообрядцы в оправдание свое ссылаются на слова из помещенного в книге Кирилловой десятого послания Мелетиева 41 , на листе 502, утверждая, аки бы Мелетий патриарх, пиша в Малую Россию, внушал верному народу, что можно ему быть и без пастырей. Но в Малой России, по отступлении униатов от православия, когда и Мелетий патриарх к народу русскому писал свои послания, люди православные вконец без пастырей не остались, но у них было два православных епископа – Гедеон Балабан, епископ Львовский и Михаил Копыстенский, епископ Премышльский (зри о сем в Книге о вере, в слове 23 о юнитах, на листе 210). Да к тому еще Мелетий патриарх повелел в Малой России Собору епископов быти, на нем же Гедеону, епископу Львовскому, яко пребывшему в православии, повеле быти экзархом (т. е. блюстителем или наместником Константинопольского престола), и на сем Соборе повеле вместо отступившего поставить православного митрополита и других епископов (зри в той же книге Кирилловой Мелетиево послание шестое, на листах 485 и 487), что и исполнено в лето 1620 патриархом Иерусалимским Феофаном (зри в Книге о вере главу 23, на листе 214). Итак, народу малороссийскому, который православных епископов не лишался и которому сам же Мелетий патриарх всячески заботился даровать православного митрополита и достойных епископов, мог ли он же сам писать, в противность евангельским велениям и соборным правилам и самому себе, чтобы сему народу пребывать без епископов? Почто же он и тщание полагал о Соборе, дабы вместо отступившего митрополита был поставлен православный? И самое послание афонских отцов, неправильно названное Мелетиевым, писано в Малороссию, как значится в его заглавии, ко всем христианам православным, такожде и духовным епископом и до последняго степени; значит, православные епископы в Малороссии были, и послание отнюдь не учить, будто Православная Церковь и без епископа может существовать, но только вслед за отступившими от православия епископами последовать не повелевало. 22. Сызранские прения между поповцам и беспоповцами

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Апостол и Евангелие – дня и святителя. Задостойник Пасхи. Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите...», и святителя: «В память вечную...». 1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12). 2 См.: Типикон, 12 мая. 3 Там же. 4 Там же. 5 По мнению В. Розанова, на 9-м часе, который совершается в субботы вечером 2-й, 3-й и 5-й седмиц Пятидесятницы, не должны читаться тропари и кондаки Триоди (праздника или воскресные), петые в предшествующие воскресенья, так как отдание праздника Недели уже было на субботней Литургии (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. Часть III. Отдел IV. С. 727). Однако Устав на 9-м часе в субботу 3-й седмицы указывает тропарь праздника Триоди (Недели жен-мироносиц): «Благообразный Иосиф...» (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы»). 6 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2-е «зри»). 7 Допустимо в число четырех стихир праздника Триоди (Недели мироносиц) включить славник Триоди, глас 6-й: «Мироносицы жены...» (ср.: Устав. М., 1641. Л. 60 (531); Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 106 об.). 8 На стиховне поются стихиры воскресные гласа из Триоди (с воскресными припевами: «Господь воцарися...»), даже если случится память полиелейного святого (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 3-е «зри»). 9 В качестве славника поется первая стиховная стихира святителя, т. к. в службе Минеи на стиховне отсутствует славник. 10 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 11 По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»). 12 Величание, избранный псалом, прокимен и Евангелие на утрене даны на основании «Службы общей святителю единому» (Минея общая, гл. 10), так как литургийные чтения сщмч. Ермогена – святительские.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-25/

О семь разумевает дух истинный и дух лъстечъ 248 . Зри: сей, яко наперсник Христов, Иоанн Богослов, научает нас исповедати истинного Отца, и Сына истинного и Духа Святого равно. Тако мы в символе исповедуем по старым книгам, исполняюще слово Христово. и апостольское проповедавие и отеческое предание. 5 . Зри: и в грамоте благоверного царя первого христианского, Константина Великого , есть истинного. Ту грамоту он кесар сам писал по крещении своем, исповедуя истинную веру всему царству Римскому; якоже научен бысть от святого Силъвестра папы Римского, тако и проповеда. О Христове царствии пишет тамо сицс: его царствию несть конца. И посем рече: сия есть наша православная вера. И прочая тамо пространно глаголет царь. Та его грамота и напечатана есть в Кормчей, святой книге святых правил, токмо не во всякой книге положена она: понеже бо по совершении книг тех не мало время преиде, и припечатано и римское отступление купно с нею, а иные книги розданы Быша многим уже без нее. Зри же зде и внимай всяк благоверный: аще бо до первого и второго вселенских соборов исповедашеся от многих святых Дух Святый истинный. по Христову словеси: кольми паче уже по втором соборе святом, иже бысть на Македония духоборца еретика, цареградского патриарха бывшего? Той бо созданна Духа Святого глаголаше и не единосущна Отцу и Сыну. 6 . Святии же на втором соборе прокляша Македония, а Святого Духа Бога истинна и Господа животворяшего исповедаша. Сице в самой Кормчей книге написано о седми вселенских соборах, в печатных московских. А в рукописных правилах древних видех сице: святии отцы на втором соборе Духа Святого Бога и Господа истинного и животворяшего ипяоведаша, и прочая тамо. 7 . Святый Иоанн Златоуст вскоре бысть по втором соборе поставлен патриархом Царю-граду, и учил веровати и исповедати Духа Святого истинного и животворяшего всем людем. В Маргарите, в 1-м слове о оглашении, глаголет о том пространно. 8 . Святый Иоанн Дамаскин учит в слове своем на еретики иконоборды, еже чтется в 1-ю неделю великого поста, и тамо повелевает исповедати Духа Святого Господа истинного и животворящего всем. Чти о сем в Соборнике московской печати. 9 . Святейший Фотий патриарх Цареградский писа послание свое многоучительное к Болгарскому царю Михаилу. и символ тут весь писал, и в нем такожде суть: и в Духа Святого, Господа истинного и животворящего. И то послание его в Кириллове книге напечатано на Москве при царе Алексие Михаиловиче, повелением его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010