Слава, и ныне, праздника. По кафисмах седальны воскресны, с богородичны их, и чтение во евангелии толковом. По непорочных тропари: Ангельский собор: [ Аще же неделя блуднаго, или мясопустная: Поем полиелей: прилагаем же и третий псалом: На реках вавилонских:] Степенна, и прокимен гласа. Всякое дыхание: Евангелие воскресное. Воскресение Христово: и прочее. Канон воскресн, со ирмосом на 4, и Богородицы на 2: и триоди на 4: и праздника на 4. Катавасиа праздника. [Зри] Аще ли в неделю мясопустную: Канон воскресн, на 4: и триоди, на 6: и праздника на 4. Катавасиа триоди. По 3-й песни, кондак и икос праздника. Слава, седален триоди. И ныне, праздника. По 6-й песни, кондак триоди, и икос. На 9-й песни, поем Честнейшую: таже светилен воскресн. Слава, триоди. И ныне, праздника. На хвалитех, стихиры воскресны 4: и праздника самогласны 4, с припевы его. [Зри] Аще ли есть неделя мясопустная: И глаголем стих: Воскресни Господи Боже мой: и поем стихиру самогласну триоди: Даниил пророк: Слава, триоди же: Предочистим себе: И ныне: Преблагословенна еси: Аще ли неделя фарисеева, или блуднаго: Не глаголем триоди стиха, но по стихирах праздника, глаголем: Слава, в триоди. И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. По трисвятом тропарь воскресн. ектении, и отпуст, и исхождение обычное в притвор. Слава, и ныне, стихира евангельская, и час 1. На часех, тропарь воскресн. Слава, праздника. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак триоди, и праздника, пременяюще глаголем. На литургии, блаженна гласа на 4: и триоди, песнь 6-я на 4: и праздника песнь рядовая, на 4. По входе тропарь воскресн, и праздника. Слава, кондак триоди. И ныне, праздника. Прокимен, апостол, Аллилуиа, Евангелие, и причастен дне. [Зри] Аще ли будет попразднство Сретения в субботу мясопустную, тогда служба попразднства оставляется, и поем службу субботы умерших. Поклонов несть, точию по конце коегождо часа по 3 великия поклоны. Вечер, на Господи воззвах, стихиры праздника 3: и минеи святаго 3. Слава, святаго аще есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

и ничто же такового тщания и прилежания непщевати честнейше. Князю бо воистинну дело есть, не своего точию спасения творити попечение. но и в вереных людей равного сподобляти промышлениа, и в то же богоразумиа руководити и призывати совершение. да не убо от надеж нас погрешити сотворши, их же твое еже к добрым уклонение же и благопослушание подаде предлагатися. ниже трудов и подвигов, иже о вашем спасении восприяхом радующеся, суетных покажеши, ниже начинати убо со усердием божественого проповедания приимати словеса себе покажеши, в разленение же усердие разрешиши; но подобен убо началу конец, согласно же жительство вере, общее же блого и рода и отечества, твоей дай власти зретися и именоватися, еже мою о тебе радость и веселие соблюди незагладну. Но зри убо прочее о христолюбче и духовныи наш сыне, аще что инославно и добро, и любления достойно имя. зри убо елика ополчения лукавыи, на благочестивую и единоистинную християнскую службу умысли, ереси различные и распри и рати и брани умышляя. зри же и сие како та всех истреби, и светлые же на всех востави победы. и ничто же да чюдишися, яже насея помышляя ухищрения и наветы. первое убо не бы убо сице преславна и крепка, и нарочита победою была, аще бы не единожде той бранное сплеташеся. потом же и оно сзирати удобно есть, яко идеже лукавыи зельнейше борим бывает, тамо и той спешнейше злобы своея стрелы посылает, и ухищрения поставляет. в прочих бо языцех, понеже ни едина есть ему зельна брань, сего ради ниже той на инех вооружается. христоименитии же убо Божии людие, язык свят, царское священие, и понеже на всяк день утвержаеми верою, на лукавая его действа, и начинания мужаются, сего ради и он безчислеными наветы, и всякими козньми, неких от них запинати ухищряет, и противу опечалити церковь Христову подвизается, аще и в студ ему подвиги и лукавствования обращаются. и инако же, иные убо языцы неразсудна и слиянна яже в догматех имеют мудрования, и ничто же чисто, ниже известием искушено. сего ради во онех, ниже православное, ниже развращенно является; в чистейшей же и святейшей и много опасение имущей вере христианской, за еже зело ея и светло и право, и изрядно и неувядаемо, егда убо некто и мало нечто развратное или ново ученное привнести начнет, абие развращенное и ложное приложением истины и правого слова, объявляется и обличается, и ниже на мало любодеищное рождение, ниже под самем именованием быти благочестивых догмат, никако же терпит благородие.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Такими то помянутыми и ложными свидетельствами обманывает сердца простых и незлобивых людей, и уверяет, что можно спастись и без причастия тела и крови Христовой; и приводит себе в оправдание не более пяти свидетельств, но и то натянутые и неподходящия. Ибо живущии во внутренних пустынях не бегали от Церкви, и не гнушались божественным священноначалием и не пренебрегали святыми тайнами, но бегали мира и его соблазнов. А когда и где приводил случай быть близ Церкви, и егда предстанут честнии священницы святей трапезе службу принести, тии первее простирают руки своя, приемлюще с верою тело тогоже Владыки, иже воистинну присно с ними сущего. (Зри святого Ефрема Сирина слово III, лист 341.) И святая Мария Египетская, проживши в пустыне 47 лет, и получивши такую благодать от Святого Духа, что ходила по водам, егда пошла в пустыню, причастилась святых тайн тела и крови Христовой в монастыре Иоанна Крестителя на Иордане, также и пред кончиною причастилась от рук старца Зосимы. (Зри в житии ее, апреля 7 дня.) Также и святая Феоктиста, проживши на острове 30 лет, пред кончиною также причастилась тела и крови Христовой. (Зри в житии ее.) Когда Святые, победившые страсти, плоть и мир и диавола, так желали и стремились ко причастию тела и крови Христовой, приносимых иереями под видом хлеба и вина, а древние христиане и мирские все причащались святых тайн каждую неделю, о чем ясно показывает история; то нам ли грешным и слабым можно обойтись без причастия силе жизни Христовой, в пречистых тайнах тела и крови Его подаваемой? Да и во всем Божественном писании, святых отец учении и намеку нет, чтобы запрещали причащаться, или хотя бы отклоняли от этой благодати; но все Писание ветхое и новое, согласно с определением самого Господа Иисуса Христа, и святые Апостолы, и все до одного Святые отцы, пастыри и учители церковные единогласно вопиют, что аще кто не яст тела Христова и не пиет крови Его, живота вечного не получит. О чем приведу тьмы свидетельств. Только нашелся один новый учитель Андрей Денисов, такой что наперекор всему Божественному писанию, божественному евангелию и святым Апостолам и всем святым отцам начал учить, будто можно спастись и без причастия тела и крови Христовой, и вооружился против самого Бога Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

В 662 г. К. П. решил покинуть К-поль и перенести столицу империи на Запад, планируя сделать столицей Рим ( Eliae Metropolitae Nisibeni Opus chronologicum. P., 1910. Pars 1. P. 68; Theoph. Chron. P. 347–348; Georgius Cedrenus. Chron. Vol. 1. P. 762). Мотивы решения К. П. остаются неясными, т. к. источники не предлагают достоверных объяснений. Одной из причин мог стать острый конфликт К. П. с его младшим братом Феодосием, которого К. П. долгие годы подозревал в стремлении захватить власть. К. П. вынудил Феодосия принять духовный сан, но вражда между братьями не прекратилась. Ок. 660 г. К. П., вероятно вновь заподозрив Феодосия в заговоре, приказал казнить его. Гибель Феодосия, который, видимо, был популярен в народе, вызвала возмущение в К-поле; К. П. называли новым Каином. Возможно, с этим общим обострением ситуации в К-поле было связано и то, что в кон. 661 г. прп. Максима и его учеников привезли в К-поль на повторный суд, осудили как изменников на заседании синклита, после чего каждому отсекли правую руку и урезали язык, затем сослали в Лазику. Максим скончался 13 авг. 662 г. Вероятно, это судилище также носило демонстративный характер и было призвано устрашить оппозицию, в т. ч. сторонников Православия, усиливших свое влияние в предыдущие спокойные годы. Вскоре К. П. покинул К-поль, видимо в спешке, т. к. его семья осталась в столице. Обосновавшись на Западе, К. П. направил в К-поль посольство с требованием отпустить жену и 3 сыновей, но жители К-поля и регентский совет при его старшем сыне Константине IV отказали ему. Т. о., между императором и столицей произошел окончательный разрыв, и фактически с момента переезда К. П. уже не контролировал события в Восточной империи. Формально власть в К-поле перешла к его сыну Константину IV. Точная дата переезда К. П. неясна, но это произошло после расправы над прп. Максимом Исповедником, скорее всего в нач. 662 г. Отправившись морем, К. П. останавливался в Фессалонике, некоторое время прожил в Афинах, а в нач. 663 г. переехал в Тарент (ныне Таранто, Юж.

http://pravenc.ru/text/2454849.html

Иконы прочиих угодников Божиих, егда на ня со вниманием взираем, приводят нам в воспоминание житие их богоугодное, подвиги и труды, и нас к подражанию тех поощряют. Того ради иконы святые не точию не возбранены, но и преданы суть нам в почитание. 5-е РАССМОТРЕНИЕ Кто предаде церквам почитати иконы святые? Предаде сам Христос Господь наш, егда, умыв водою пресвятое лице свое, убрусом отре, и изобразися на убрусе том Божественного лица пресвятое подобие, и бысть нерукотворенный образ Христов, егоже посла ко Авгарю князю Эдесскому: о чесом зри пространную иеторию, августа месяца, в 16 день. По Христе Господе предаде святой Евангелист Лука, о нем же в житии его сказуется, яко он первый святых икон писатель бысть, написав живописательным художеством образ пречистой Девы Богородицы, носящия младенца предвечного Господа нашего Иисуса Христа на руку своею, и другие две иконы Богородичны написав, принесе их к Матери Господней, аще угодно ей. Она же, видевши тыя своя образы, проглагола пречистыма устнама своими сице: благодать рождшагося из мене и моя буди с теми иконами. Такожде и святых верховных апостол Петра и Павла изображенья тойже Лука святой на досках написа, и от него по вселенней то доброе и пречестное дело писания икон святых начатся. Воспомянул есть и Дамаскин святый о Лукином иконописательетве, глаголя: зри ми и благовестника и апостола Луку, не пречистой ли приснодевы Марии честную икону написа, и к Феофилу отпусти 219 ? Еще же и о другой иконе Христовой во историях церковных повествуется, яко жена, яже прикосновением ризы Христовы от кровоточения исцеле, подобие телесного образа и возраста Христова содела от камене, и в Финикии, во отечестве своем, во граде, Панеада именуемом, на месте нарочите постави: под ним же растущая трава и былие недуги целяше 220 . Той образ Христов на месте оном стоящ бяше даже до царства Юлиана отступника. Юлиан же низверг образ Христов, свой образ или идол на месте оном постави, и абие молиия с небеси ударивши, сокруши в прах идола Юлианова. Пишет о том Георгий Кедрин историограф Цареградский в Синопсии о Юлиановом царстве 221 ; и Никифор Каллистов в книге 10-й, глава 30; и Ермий Созомен , книга 5, глава 20. О том же зри в житии святого мученика Артемиа, октября месяца в 20 день 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

13 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце». 14 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа. 15 Ср.: Типикон, 7 января, 5-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 367–368. 16 В Марковой главе Минеи под 7 января сказано: «Причастен праздника и Предтечи…». По поводу этого выражения необходимо заметить, что, во-первых, оно не согласно с общим уставом о причастнах; во-вторых, в Типиконе (см.: 7 января, 5-е «зри») прямо сказано, что при указанном условии «праздника прокимен и причастен оставляется»; в-третьих, даже в Минее в следующей Марковой главе говорится, что причастен: «Хвалите Господа с Небес…, другий – святаго», и что причастен праздника (вместо причастна святого) поется только в том случае, если у святого нет причастна (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 368). 17 Ср.: Типикон, 7 августа, 4-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783. 18 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 6-го гласа: «Благословенную нарекий…». 19 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 20 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасение миру бысть...», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскрес из гроба...» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов). 21 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце». 22 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа.

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-23/

6 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. 7 Ср.: Минея, 7 января, 1-я Маркова глава. 8 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я; 15 сентября, Маркова глава. 9 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасение миру бысть...», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскрес из гроба...» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов). 10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце». 11 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа. 12 Ср.: Типикон, 7 января, 5-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 367–368. 13 В Марковой главе Минеи под 7 января сказано: «Причастен праздника и Предтечи...». По поводу этого выражения необходимо заметить, что, во-первых, оно не согласно с общим уставом о причастнах; во-вторых, в Типиконе (см.: 7 января, 5-е «зри») прямо сказано, что при указанном условии «праздника прокимен и причастен оставляется»; в-третьих, даже в Минее в следующей Марковой главе говорится, что причастен: «Хвалите Господа с Небес..., другий – святаго», и что причастен праздника (вместо причастна святого) поется только в том случае, если у святого нет причастна (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 368). 14 Ср.: Типикон, 7 августа, 4-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783. 15 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко нашего воскресения...». 16 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-22/

12. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Попразднство Преображения Господня. Мчч. Фотия и Аникиты. Прп. Максима Исповедника (с 13 августа) . Собор Валаамских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 6 августа) . Собор Кемеровских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 18 августа) . Прмчч. Белогорских . Прмч. Варлаама, архим. Белогорского . Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой мчч. Фотия и Аникиты (без праздничного знака) и службой попразднства Преображения (по главе Типикона под 7 августа, 4-е «зри»: «Аще случится попразднство Преображения Христова в Неделю») . Примечание. Служба прп. Максима Исповедника (с 13 августа) может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, праздника, глас 2-й – 3 (см. в Минее 12 августа, на стиховне вечера, без стиховных припевов), и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – праздника, глас 8-й: «Мрак законный...» (см. в Минее 12 августа, на «Господи, воззвах») , «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный...». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. в Минее 12 августа, на стиховне утрени, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Гора Божия Фавор...» (см. в Минее 12 августа, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Божества Твоего, Спасе...» (в Минее 12 августа, на стиховне вечера). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 7-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-25/

Подвиг семьи Маккавейской (со всей многовековой очевидностью можно утверждать — не единственный) удостоверяет нас в том, что каждый христианин должен иметь в себе мужество стать, если понадобиться, исповедником, мучеником и свидетельством истинной веры. Миллионы людей в течение всей истории Церкви — начиная с апостолов и кончая мучениками наших дней — отдавали свою жизнь за веру, тем самым становясь соратниками Христа в Его искупительном деле. С этого же дня начинается Успенский пост. По строгости соблюдения он приравнивается к Великому посту (без мясных, молочных и рыбных продуктов) и продолжается с 14 по 27 августа (до дня Успения Пресвятой Богородицы, в честь которого и назван). Только 19 августа в праздник Преображения Господня — один раз за весь пост — можно есть рыбу. Впрочем, когда у одного из небезызвестных современных протоиереев спросили, существуют ли в Православной Церкви (и если существуют, то какие и для кого) послабления в посте, он ответил примерно так: «Послабления в посте есть: для новообращенных, детей, беременных, кормящих, болящих, находящихся в пути или на отпуске. Какие — вопрос индивидуальный и относящийся, скорее к личному христианскому самосознанию». Однако не стоит расстраиваться, если вы не найдете себя ни в одной из этих групп: пост продлится всего две недели, а соблюдение церковных канонов летом — сплошное удовольствие. Словарь Правмира — Спас  Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 14 августа, 2019 13 августа, 2019 13 августа, 2023 14 августа, 2022 14 августа, 2021 15 августа, 2020 14 августа, 2020 13 августа, 2020 14 августа, 2019 14 августа, 2019 13 августа, 2019 13 августа, 2023 14 августа, 2022 Лучшие материалы

http://pravmir.ru/medovyj-spas-i-uspensk...

1 Фессалоникийцам 4:13–17 Деяния 4:12 Марина 4 сентября 2010, 10:05 Спасибо за статью! Ludmila 28 августа 2010, 19:19 S prazdnikom vseh! Spasibo, ochenj interesno, yznala mnogo novogo. Фотина 28 августа 2010, 18:19 Спасибо за статью! Всех с праздником! Александр 27 августа 2010, 23:25 Пресвятая Богородица прости грехи наши. Радуйся Благодатная, Господь с Тобою! Всех православных Христиан с праздником! Людмила 27 августа 2010, 21:08 Пресвятая Богородица,помоги моему сыну в его болезни, не оставляй его!!!! Леван 27 августа 2010, 21:05 Спаси Господи! Пресвятая Богородица, помогай нам. Алексей 27 августа 2010, 20:46 Пресвятая Богородица не оставляй нас в святых своих молитвах пред Сыном Твоим и Господом нашим Дарья 27 августа 2010, 19:43 Большое спасибо! Пресветая Богородица, помогай нам!!! Всего Вам доброго! Нина 27 августа 2010, 15:10 Спаси Господи Вас. Пресвятая Богоридица помогай нам! С праздником! Анна 28 июля 2010, 13:27 Слава тебе! Пресвятая Богородица.Прости.Благослави,спаси сохрани и помилуй нас. Владимир 18 сентября 2009, 23:22 Пресвятая Богородице - спаси нас! Наталья 3 сентября 2009, 14:20 Очень хорошая статья,спасибо боллшое! Пресвятая Богородица, спаси нас и помогай нам! Василий 31 августа 2009, 13:41 Пресвятая Богородица! Прости и помилуй, помилуй и прости!Сколько греха несут на себе земляне-не искупить! Уповаем на Тебя,ащитница и Сына Божьего. Олег 31 августа 2009, 09:59 Пресвятая Богородице помогаи нам! Лариса 29 августа 2009, 16:02 С праздником дорогие наши и родные по духу! Пресвятая Богородице!Помогай нам! Юлия 29 августа 2009, 00:31 Спасибо! За помощь. НаталИя 29 августа 2009, 00:30 Пресвятая Богородице, помогай нам!!! Димитрий 28 августа 2009, 21:18 Всегда очень интересные статьи,читаем всей семьёй.СПАСИ ХРИСТОС.Пресвятая Богородице спаси нас. Анатолий 28 августа 2009, 19:32 Считаю, что начал воцерковляться, и такие материалы помогут мне, и таким как я, узнать больше о православной вере. Спасибо. Пресвятая Богородица моли Бога о нас. Цупко Андрей 28 августа 2009, 17:03

http://pravoslavie.ru/31719.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010