192 См. прим. 176а. Противоречащее этому показание Феофана («Theophanis Chronographia» v. 1, p. 462) есть повидимому дело недоразумения. 193 G. D. Mansi, t. XII, col. 454–455: похвальная речь собору Епифания, cnf. S. Nicephori Patriarchæ. Epistola ad Leonem III papam. J.-P. Migne, Series Græca, t. 100, col. 193–194–B стоит ρν=150 – явная описка из τν – 350. cnf. «Theophanis Chronographia» v. 1, p. 462: σνοδος τν πισκπων,=syvnodus episcoporum «Chronographia tripartita» v. 2, p. 307. Отсюда De-Boor справедливо догадывается, что τν подлинника получилось из прежнего τν. 194 Самый подробный перечень помещен в начале 7-го деяния – около 340 епископов; в конце 4-го около 315; в начале 1-го – около 260; в конце 2-го деяния – 260; в конце 7-го деяния около 310 В конце 3-го деяния легаты папы прямо говорят о „собравшихся здесь трех стах восемнадцати святых отцах“. 195 Karl Joseph von Hefele, a. a. O. S. 459. Мы не знаем, каким путем Гефеле пришел к своему утверждению о числе епископов 7-го вселенского собора. В актах для этого утверждения оснований нет; вероятно, он основывался на показании менология Василия II, приведенном у Барония (Baronius «Annales ecclesiastici a Christo nato ad annum 1198» ad an. 787, n. 3, cnf. Stefano Antonio Morcelli. «Kalendarium ecclesiæ Constantinopolitanæ». t. 1, p. 75). Но это показание, как позднейшее, едва ли может быть предпочтено свидетельствам актов и других раннейших авторов, цитированных выше, – тем более, что другие позднейшие свидетельства напр. Фотия (377), Пселла (350) и др. расходятся с показанием менология Василия II (Baronii ibid.). 196 См. списки в начале 7-го и в конце 4-го деяний; какие из них были представителями живых епископов и какие от вакантных кафедр, видно из различия подписей; первых было не много. 197 G. D. Mansi, t. XII, col. 991–E. προ κτ καλανδν οκτιοβρων νδικτινες νδεκτης. Показание Феофана («Chronographia tripartita» v. 2, p. 463), что 1-е заседание было 11-го октября, разумеется, не может идти в сравнение с показанием актов. Vita Tarasii p. 11, linie 2: в день Феклы, а память Феклы праздновалась в то время 24-го сентября, см. Stefano Antonio Morcelli. l. c. t. 1, р. 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

1713 Mansi t. XII, col. 985-A: omnem populum. qui hic est (т.е. в столице), imo orientalem eodem modo seduterant et in proprium voluntatem retraterunt, cnf. col. 1055–1056-C-D. При том показания о составе толпы, произведшей возмущение, не одинаковы: Игнатий и Феофан называют только войска, но Тарасий выражается вообще: πολανδρος χλος (Mansi ibid col. 999-D), cnf. Gfrörer. a a Ο. S. 163. 1718 См. прим. 176а) Противоречащее этому показание Феофана (Chron. р. 462) есть по-видимому дело недоразумения. 1719 Mansi t. XIII, col. 454–455: похвальная речь собору Епифания, cnf. Nicephori patr. Epistola ad Leonem III papam Migne ser. gr t. 100. col 193–194-В стоит ρν=100 – явная описка из τν επισκπων – 350. cnf. Theoph. Chron p. 462: σνοβος τν=synodus episcoporum Chron. Trip. p 307. Отсюда De-Boor справедливо догадывается, что τν подлинника получилось из прежнего τν. 1720 Самый подробный перечень помещен в начале 7-го деяния – около 340 списков; в конце 4-го около 315; в начале 1-го – около 260; в конце 2-го деяния – 260; в конце 7-го деяния около 310. В конце 3-го деяния легаты папы прямо говорят о «собравшихся здесь трехстах восемнадцати святых отцах». 1721 Hefele а.а. O.S. 459 Мы не знаем, каким путем Гефеле пришел к своему утверждению о числе епископов 7-го всел. собора. В актах для этого утверждения оснований нет; вероятно, он основывался на показании мелология Василия, приведенном у Барония (Baronii Annales ad an. 787, n. 3, cnf. Morcelli Calendarium ecclesiae Cpl t. 1, p. 75). Но это показание, как позднейшее, едва ли может быть предпочтено свидетельствам актов и других раннейших авторов, цитированных выше, – тем более, что другие позднейшие свидетельства напр. Фотия (377), Пселла (350) и др. расходятся с показанием мелология Василия (Baronii ibid). 1722 См. списки в начале 7-го и в конце 4-го деяний; какие из них были представителями живых епископов и какие от вакантных кафедр, видно из различия подписей; первых было не много. 1723 Mansi t XII, col. 991-Е. προ κτ καλανδν κτιοβρων νδικτινος νδεκτης. Показание Феофана (Chron. trip. p. 463), что 1-е заседание было 11-го октября, разумеется, не может идти в сравнение с показанием актов Vita Tarasii р. II, 2: в день Феклы, а память Феклы праздновалась в то время 24-го сентября, см. Morcelli. I с. t. 1, р. 23.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    Св. Симеон столпник. «В славянской минее житие пр. Симеона, списанное от Антония ученика его, от Феодорита, еп. кирского книги Боголюбивых гл. 26, от Симеон Метафраста, от Евагрия схоластина кн. 1. гл. 51, от Георгия Кедрина и от Великой Минеи Четьи. В Деяниях св. (Ian. I. 261) — житие, составленное Антонием в латинском переводе (стр. 264) и Метафрастово (274). Антоний, ученик преподобного, так начинает описание жизни своего наставника: «Новое и чудное таинство совершилось в наши времена. Я сам Антоний грешник и последнейший из учеников его видел то, что предаю письмени.» Феодорит кирский, из которого многое внесено в славянское житие, был также современником святого; сам посещал его во время пребывания его на столпе и, передавая виденное и слышанное о чудных его подвигах, говорит: «о деяниях его хотя могу свидетельствоваться почти всеми, но страшусь приступить к повествованию чтобы не показались они потомкам баснословными и не достоверными, так как превышают человеческую природу» (гл. 26 Боголюбцы). Певествуемое — двумя очевидцами подтверждается еще жизнеописанием святого; которое составлено Космою, учеником его на сирском языке (Assemani Аста SS. Магтуг. orient. et occid. T. II. 268—398). См. Uhlamann. Symeon der erste Saulenheilige in Syrien.» Св. Димитрий ростов. стр. 133. Жизнеописание составлено Космою в 474 году, следовательно только 15 лет во смерти св. Симеона. По житию святой скончался в 459 году в пяток; но пяток в 459 году приходится на 4 сентября. (Может быть память его перенесена на 1 сентября ради весьма чтимого в Антиохии священномученика Вавилы, еп. антиохийского 4 сентября. Мощи св. Симеона сперва положены в церкви Кассиана, но немного спустя построен был еще храм в Антиохии (Метафраст). Часть мощей его перенесена была в Царьград. Евагрий свидетельствует, что большая часть мощей его сохранилась в Антиохии и описывает их. (Кн. I. гл. 13 стран. 35 по русск. переводу).     Мученица Каллиста и Евод и Ермоген. Несправедливо мартиролог римский 25 апреля называет Каллисту Каллистом. В некоторых списках Иеронимова мартиролога, у Ноткера 25 апреля, в восточных памятниках и в западновосточном синайском 1 сентября она называются Каллистою. Причина ошибки та, что в восточных памятниках (равно и в славянском прологе) все трое названы самобратиями и братиями (υταδαλφοι или δαλφο) с отданием преимущества мужескому роду. Но в стихословии греч. пролога она ясно называется женою. Все трое скончались в Никомидии от меча, а во латинским старым мартиролгам в Сицилии в Сиракузах. Рокх Пирр относят страдание их к 309 году 25 апреля (Sicillia sacra Т. IL), Феррарий к Диоклитианову гонению. В студийском уставе патр. Алексии XI в. говорятся, что мощи их находились в студийском монастыре и им 1 сентября совершалась служба.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Савва Освященный, прп. Род. 440, † 532 г. (Болланд.). Происх. из Каппадокии, сын воина. Основатель палестинской лавры св. Саввы. Житие, написанное через 15−20 лет после смерти святого, Кириллом Скифопольским . Издал Cotelerius («Ecclesiae Graecae Monumenta», v. III). Другое издание со славянским переводом из Миней Макария, сделано И. Помяловским («Житие Саввы Освященного», СПб. 1890). Память 5 декабря. Сампсон Странноприимец, или ксенодох, преп. † 530 г. (Болланд.). Происходил из Рима от знатного и очень богатого рода. Потом переселился в Константинополь. Известен своими благотворительными учреждениями. Житие, написанное Симеоном Метафрастом в X в. на основании краткого жития и рассказа о чудесах, современных автору (стр. 280). Издано у Migne, P.G., 115, стр. 277−308, и в AASS, июнь, VII, 237−248. Память 27 июня. Симеон Новый Богослов , прп. † 1042 г. (Болланд.). Происходил из Пафлагонии, сын придворного. Содержание жития, написанного Никитой Стифатой , имеется у Migne, ст. 152, стр. 260−270. Память 12 марта. Симеон Столпник, прп. † 459 г. (Болланд.). Происходил из Киликии, сын бедных крестьян. Подвизался около Антиохии. Помимо рассказов историков церкви Феодорита и Эвагрия имеем сирийское житие (переведено у Lietzmann, стр. 80−180) и греческое – Антония, который кроме Феодорита и сирийского жития пользовался каким-то иным письменным или устным источником. Житие Антония издал Lietzmann («Das Leben des Heilig. Symeon Stylites», 1908 г., стр. 20−78) и Пападопуло-Керамевсом («Прав. Палес. Сборн.» 1907 г.). Метафрастову переработку имеем y Migne, P.G., 114, 336−392. Исследование об источниках житий у Lietsmann, стр. 201−225. Память 1 сентября. Симеон Столпник, Дивногорец, прп., род. 521 г. † 596 г. (Migne, стр. 2975). Происходил из Антиохии, был современником и знакомым Эвагрия (см. Hist. Eccl. 521 −623). Житие представляет переработку Никифором, магистром Антиохийским (жил при Василии II), основного жития Аркадия еп. Кипрского, которое было цитировано на VII соборе (Mansi, XIII, 73−80) и не издано до сих пор. Напечатано у Migne, P.G., 86, стр. 2987−3216 и в AASS, май, ad diem 24. Это житие ценно не только своими бытовыми картинками, но также и историческими подробностями о двух нашествиях персов на Антиохию и страшном землетрясении 532 года. Память 24 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

110, марк. гл., 25 нояб.) или седмичные дни (л. 53 на об., 109 и 291), положено читать тот же апостол и то же евангелие, которые читались в самый праздник 458 , чего во дни отданий господских праздников не полагается (Тип., л. 65 и 286). Особые зачала, подобно рядовым, также иногда оставляются, т.е, не читаются в те дни, на которые они назначены. Когда и как это бывает, об этом надобно справляться в 48 гл. Типикона. Укажем примеры. Под разными числами, на которые падают дни отданий господских и богородичных праздников, в Типиконе делается замечание, что служба святых, память которых должна бы совершаться в эти дни, переносится на другие числа. Так служба св. Автонома с 12 сентября переносится на 11-е (л. 52 на об.); служба св. Максима Исповедника с 13 августа переносится на 12 (л. 282 на об.); служба мученика Луппа с 23 августа переносится на 22-е августа (л. 290); св. Климента Римского и св. Петра Александрийского вместо 25 ноября, если это число падет на недельный день, «поется егда хощет екклисиарх» (л. 109). В Марковой главе 13 сентября также сказано: «Аще случится Обновление, 13 день (сентября), в неделю, оставляется служба св. Корнилиа и поется, егда разсудит екклесиарх» (л. 55). А когда переносится служба святого 459 , то с тем вместе переносятся и чтения из Апостола и Евангелия. Под 26 декабря изложен особый «Указ о апостолех и евангелиях, яже бывает суббота и неделя по Рождестве Христовом, и другая суббота и неделя пред Богоявлением», указ, содержащий в себе предписания и указания о чтениях из Апостола и Евангелия означенных дней и о перенесениях этих чтений. По этому указу, если Рождество Христово случается в неделю и вследствие этого между Рождеством Христовым и Богоявлением бывают одна суббота (31 декабря) и одна неделя (1 января); то апостол и евангелие недели по Рожд. Христовом читаются в понедельник 26 декабря, а апостол и евангелие суббот по Рождестве Христове и пред Богоявлением в субботу 31 декабря; 1-го же января – апостол и евангелие недели пред Богоявлением 460 (Типик., л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Кроме отшельников, прославился своими подвигами св. Симеон Столпник, родом из Сирии, который подвизался долгие годы на столпе (небольшая башня). К нему приходили за советом и утешением тысячи людей, и он с высоты своего столпа проповедовал и увещевал народ. Умер он в 459 году (память 1 сентября). Из преподобных жен надо отметить подвиги св. Марии Египетской (память 1 апреля), бывшей грешницы из Александрии, которая поехала в Иерусалим, но не была допущена невидимой силой в храм. Она поселилась в Иорданской пустыне и провела там 48 лет в подвигах. Ее причастил перед Смертью и похоронил преп. Зосима. На Западе монашество утвердилось благодаря трудам св. Кассиана Марсельского. О месте его рождения ничего не известно, но, по-видимому, он был родом из Галлии. Он отправился со своим другом Германом на Восток и, посетив палестинских и египетских отшельников, провел много лет в подвигах. В 400 году он прибыл в Константинополь и был посвящен св. Иоанном Златоустом в диакона, в 405 году он отправился в Рим во главе посольства в защиту св. Иоанна, а в 410 поселился в Марселе, где основал мужской и женский монастыри, которым дал строгий устав по образцу Синайского. Св. Кассиан написал 12 книг монашеских установлений и беседы, в которых подробно изложил аскетический опыт восточных отшельников. Его книги имели очень большое влияние на Западе, особенно на св. Венедикта Нурсийского и на св. Фому Аквината. Он боролся против Нестория и против Пелагия, но одновременно с отцами Леринского монастыря опровергал крайности учения бл. Августина. Умер св. Кассиан в 435 году. В Галлии прославилась также св. Женевьева Парижская (память 3 января). Она родилась в 422 году в Нантерре, близ Парижа, и по смерти родителей поселилась около теперешнего собора Парижской Богоматери, где основала женскую общину с очень строгим уставом. Великая молитвенница и постница, она не только была духовной руководительницей народа, но с ней советовались все государственные люди ее эпохи. Она повлияла, вместе со св. Клотильдой и св. Ремигием Реймским, на Хлодвига в деле его обращения в христианство и стала его советницей. Она отвратила от Парижа нашествие Аттилы и, когда все мужское население покинуло город, встала на его защиту. Во время голода она кормила народ и защищала слабых и бедных. Умерла св. Женевьева в 512 году. Через паломников, ездивших на Восток из Галлии, она была в общении с преподобным Симеоном Столпником. 3. С шестого по восьмой век

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

457  Монашеское келейное правило, заключающее в себе 300 молитв Иисусовых, 100 – Божией Матери, 50 – Ангелу-Хранителю и 50 – всем святым: итого – 500 молитв, отчего и называется «пятисотица». – Примечание преп. Варсонофия. 459  Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов; 1797–1879. Память 31 марта и 23 сентября) – митрополит Московский, выдающийся миссионер, «апостол Америки». Скончался 31 марта. Канонизирован в 1977 г. 460  Святитель Иннокентий (1680–1731. Память 26 ноября и 9 февраля) – просветитель, якутов и бурят, чудотворец. Канонизирован в 1804 г. 463  Работа по восстановлению текста «Келейных записок» Оптинского старца Варсонофия продолжается. Мы надеемся, что святыми молитвами Преподобного в недалёком будущем «Келейные записки» будут изданы полностью. – Изд. 464  Полное название: «Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной Пустыни». С 1 января 1900 г. до апреля 1902 г. «Летопись Скита» вёл, по благословению старца Иосифа (Литовкина) , рясофорный монах Павел Плиханков (будущий старец Варсонофий). 465  Иеромонах Адриан (в миру – Архип Акильев: 1859 – после 1915) – один на духовников Оптиной Пустыни. В 1915 г. поехал на фронт (по собственному желанию). «Очень чтимый старец», – отмечает в своих воспоминаниях И.М. Беляев, родной брат преп. Никона Оптинского . 466  По новому стилю – 12 июля: память первоверховных апостолов Петра и Павла – именины о. Варсонофия (в миру – Павла). 467  Послушник Михаил Михайлович Ежов, в будущем – протоиерей (1882–1967), из мещан Московской губернии. Поступил в Оптинский скит в 1909 г. В 1915–1916 гг. возвратился на родину (по домашним обстоятельствам). 468  Это правило и поныне свято соблюдается: после Литургии в скитском предтеченском храме, которая поётся знаменным распевом, пропевают «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево...». Эту своеобразную «заповедь» старца Варсонофия исполняют и в козельском Никольском храме – поют «Под Твою милость...» (коленопреклоненно), только не после Литургии, а после каждой вечерней службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

457 Монашеское келейное правило, заключающее в себе 300 молитв Иисусовых, 100 – Божией Матери, 50 – Ангелу-хранителю и 50 – всем святым; итого – 500 молитв, отчего и называется «пятисотница», – Примеч. преп. Варсонофия. 459 Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов; 1797–1879. Память 31 марта и 23 сентября) – митрополит Московский, выдающийся миссионер, «апостол Америки». Скончался 31 марта. Канонизирован в 1977 г. 460 Святитель Иннокентий (1680–1731. Память 26 ноября и 9 февраля) – просветитель якутов и бурят, чудотворец. Канонизирован в 1804 г. 463 Работа по восстановлению текста «Келейных записок» Оптинского старца Варсонофия продолжается. Мы надеемся, что святыми молитвами Преподобного в недалеком будущем «Келейные записки» будут изданы полностью. – Изд. 464 Полное название: «Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной Пустыни». С 1 января 1900 г. до апреля 1902 г. «Летопись Скита» вел, по благословению старца Иосифа (Литовкина) , рясофорный монах Павел Плиханков (будущий старец Варсонофий). 465 Иеромонах Адриан (в миру – Архип Акильев, 1859 – после 1915) – один из духовников Оптиной Пустыни. В 1915 г. поехал на фронт (по собственному желанию). «Очень чтимый старец», – отмечает в своих воспоминаниях И. М. Беляев, родной брат преп. Никона Оптинского . 466 По новому стилю – 12 июля: память первоверховных апостолов Петра и Павла – именины о. Варсонофия (в миру – Павла). 467 Послушник Михаил Михайлович Ежов, в будущем – протоиерей (1882–1967), из мещан Московской губ. Поступил в Оптинский скит в 1909 г. В 1915–1916 гг. возвратился на родину (по домашним обстоятельствам). 468 Это правило и поныне свято соблюдается: после Литургии в скитском Предтеченском храме, которая поется знаменным распевом, пропевают «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево...». Эту своеобразную «заповедь» старца Варсонофия исполняют и в козельском Никольском храме – поют «Под Твою милость...» (коленопреклоненно), только не после Литургии, а после каждой вечерней службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Житие преподобного отца нашего Авксентия Феодосий Младший царствовал от 408 до 450 года. преподобного Маркиана — 10 января. его 28 ноября. Комитами назывались первоначально спутники высшей чиновной особы в провинции, а позднее спутники императоров, составлявшие их приближеннейшую свиту. Со времен Константина Великого это наименование стало титулом всех придворных и государственных чинов, хотя бы они и не принадлежали к императорской свите. Вселенский собор происходил в 451 году. Симеон Столпник скончался в 459 году; память его — 1 сентября. Авксентий скончался в царствование Льва Великого, около 470 года. < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 4) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back) > Память преподобного Марона эта находилась недалеко от города Кирра в Сирии, на два дня пути от Антиохии в Евфратской епархии. в IV веке. — Ученики Марона были: Иаков Отшельник — 26 ноября, Лимний — 22 февраля, Домнина — 1 марта. 14 февраля 869 года. (Житие его — под 11 числом мая, когда он вторично воспоминается вместе с братом своим Мефодием). Память святого Авраама, епископа Каррийского Великий царствовал с 379 по 395 год. Он управлял восточною частью римской империи. Кипр находится в восточной части Средиземного моря; это — гористый, в древности весьма плодородный остров. Во время благовестнических путешествий Апостола Павла о. Кипр первый удостоился слышать его и Варнаву (Деян. 13: 4–12). С 16-го века остров находится во власти турок. горная цепь тянется по берегу Средиземного моря от северных границ Палестины на север. Карр находился в Месопотамии в верховьях реки Евфрата, на берегу одного из его притоков (Ховаре), несколько южнее города Едесы. Фeoдocuй II Младший царствовал от 408 до 450 года. Житие и страдание святого апостола Онисима, одного из лика семидесяти город в юго-западной части Фригии, области Малой Азии, при реке Ликусе, близ Лаодикии и Иераполя. В 10-й год царствование Нерона (64-й г. по Р. Х.) Колоссы были разрушены землетрясением; после снова были выстроены, но уже никогда не достигали прежней славы. Впоследствии город назывался Хоны. Ныне это небольшая деревенька на одном из склонов горы Хонас, при которой сохранились еще развалины древнего города. Одно из посланий св. Ап. Павла написано к жителям этого города.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить СИМЕОН ДИВНОГОРЕЦ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Симеон Дивногорец. Фреска. Афон (Протат). Автор Мануил Панселин (ок. 1290 г.) Симеон Дивногорец, Столпник младший ( 521 - 592 ), пресвитер , преподобный Не путать с Симеоном Столпником Антиохийским (+ 459, память 1 сентября) Память 24 мая Родился в 521 году в Антиохии Сирийской от благочестивых родителей Иоанна и святой Марфы . Она с юных лет предназначала себя к безбрачной жизни и стремилась к иночеству, но родители настаивали на вступлении в брак с юношей Иоанном. После усердной молитвы в церкви во имя святого Иоанна Предтечи преподобной в видении было указано подчиниться воле родителей и вступить в брак. В супружеской жизни святая Марфа стремилась во всём угождать Богу и своему мужу. Часто она молилась о даровании ей ребёнка и обещала отдать его на служение Господу. В своем явлении святой Иоанн Предтеча открыл благочестивой Марфе, что у неё родится сын, который будет служить Богу. Родившийся вскоре младенец был назван Симеоном и крещён в возрасте двух лет. Когда Симеону шёл шестой год, в городе Антиохии произошло землетрясение, во время которого погиб его отец. Симеон во время землетрясения был в церкви. Выйдя из неё, заблудился и семь дней провёл у приютившей его благочестивой женщины. Вновь явившийся блаженной Марфе Иоанн Предтеча указал, где находится потерявшийся мальчик. Мать святого, найдя своего ребёнка, поселилась после землетрясения в предместье Антиохии. Уже в детстве святому Симеону несколько раз являлся Господь Иисус Христос , предсказывая ему будущие подвиги и награду за них. Шести лет Симеон ушел в пустыню, где некоторое время находился в совершенном одиночестве. В это время его охранял и питал светоносный Ангел и, наконец, привёл в уединенный монастырь, игумен которого авва Иоанн, подвизавшийся на столпе, с любовью принял отрока.

http://drevo-info.ru/articles/18063.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010