ФЕОДОР (Маковецкий) Еп.Массальский, вик.Калужской еп.........335 ФЕОДОР (Поздеевский) Архп.б.Волоколамский, вик.Московской еп. 336 ФЕОДОР (Рафальский) Еп. Таганрогский........................ 340 ФЕОДОР (Смирнов) Еп.Пензенский........................... 341 ФЕОДОР (Текучев) Еп.б.Сан-Франциский и Калифорнийский.... 342 ФЕОДОР (Яковцевский) Архп. Владимирский...................... 344 ФЕОДОСИИ (Вощанский) Еп. Краснодарский....................... 346 ФЕОДОСИИ (Ганецкий) Еп.Коломенский, вик.Московской еп........347 ФЕОДОСИИ (Кирика) Еп.Костромской..........................351 ФЕОДОСИИ Еп.б.Архангельский и Холмогорский........352 (Ковернинский) ФЕОДОСИИ Еп. Оренбургский и Тургайский............354 (Олтаржевский) ФЕОДОСИИ (Погорский) Архп.Пензенский и Саранский............. 357 ФЕОДОСИИ (Процюк) ЕВ von Omsk und Tjumen.................. 359 ФЕОДОСИИ Еп.Владикавказский и Моздокский..........363 (Рождественский) ФЕОДОСИИ (Самойлович) Еп. в США............................... 364 ФЕОДОСИИ (Сергеев) Еп.б.Прилукский........................366 ФЕОДОСИИ (Феодосиев) Архп.Виленский и Лидский, Польской автокефальной Церкви..................368 ФЕОКТИСТ (Попов) Архп.Рязанский и Зарайский.............371 ФЕОФАН (Березкин) Еп.Гжатский, вик.Смоленской еп.........374 ФЕОФАН (Быстров) Архп.Полтавский и Переяславский........375 ФЕОФАН (Гаврилов) Еп.Курский и Обоянский.................378 ФЕОФАН (Говоров) Еп.Владимирский и Суздальский..........382 ФЕОФАН (Еланский) Еп.Красноярский........................398 ФЕОФАН (Ильминский) Еп.Соликамский, вик.Пермской еп........399 ФЕОФАН (Семеняко) Архп.Минский...........................401 ФЕОФАН (Туляков) Митр.Горьковский.......................402 ФЕОФИЛ (Богоявленский) Архп.Кубанский и Черноморский........405 ФЕОФИЛ (Булдовский) Б.еп.Лубенский.........................406 ФЕОФИЛ (Пашковский) Архп.Сан-Франциский и митр.всея Америки и Канады...............................408 ФЕОФИЛАКТ (Клементьев) Еп.Прилукский, Полтавской еп.........411 ФИЛАРЕТ (Вахромеев) М von Minsk und Weißrußland..............413

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кон­стан­ций II, по­счи­тав Кон­стан­ция Гал­ла угро­зой для сво­ей вла­сти, вы­звал его к се­бе на За­пад и при­ка­зал обезглавить. Юли­ан II От­ступ­ник (Фла­вий Клав­дий Юли­ан Август) 355–360, 360–361, 361–363/ок. 331–363 Сто­рон­ник ре­став­ра­ции язы­че­ских тра­ди­ций, про­тив­ник хри­сти­ан­ства, пла­ни­ро­вал за­но­во от­стро­ить Иеру­са­лим­ский храм для иудеев. Умер в во­ен­ном по­хо­де от ран. Пе­ред смер­тью вос­клик­нул: «Ты по­бе­дил, Га­ли­ле­я­нин!», имея в ви­ду Христа. Иови­ан (Фла­вий Клав­дий Иовиан) 363–364/ок. 330–364 Вос­ста­но­вил в им­пе­рии хри­сти­ан­ство и вер­нул Церк­ви все ее при­ви­ле­гии. Од­на­ко тер­пи­мо от­но­сил­ся и к язычеству. Умер от отрав­ле­ния угар­ным га­зом, отра­вил­ся или был убит. Ди­на­стия Валентиниана-Феодосия Ва­лен­ти­ни­ан I (Фла­вий Ва­лен­ти­ни­ан Август) 364 (еди­но­лич­но), 364–375 (на За­па­де)/321–375 Был спо­соб­ным пра­ви­те­лем, оди­на­ко­во за­бо­тив­шим­ся о внут­рен­них и внеш­них де­лах, бо­рол­ся с ере­ти­че­ски­ми дви­же­ни­я­ми в христианстве. Скон­чал­ся от ин­суль­та во вре­мя пе­ре­го­во­ров с во­ждем пле­ме­ни квадов. Ва­лент II (Фла­вий Юлий Ва­лент Август) 364–378 (на Во­сто­ке)/328–378 Ис­по­ве­до­вал ари­ан­ство. Ад­ри­а­но­поль­ская бит­ва 378 г. озна­ме­но­ва­ла со­бой на­ча­ло рас­па­да Рим­ской империи. По­гиб в бит­ве с го­та­ми при Адрианополе. Про­ко­пий (пол­ное имя не сохранилось) 365–366 (в Ма­лой Азии)/325–366 Под­нял мя­теж в Кон­стан­ти­но­по­ле и про­воз­гла­сил се­бя Ав­гу­стом. Про­во­дил кон­фис­ка­цию иму­ще­ства бо­га­тых рим­лян, не под­дер­жав­ших его. Каз­нен по при­ка­зу Ba­лeh­ma II. Гра­ци­ан (Фла­вий Гра­ци­ан Август) 367–375, 375–383 (на За­па­де)/359–383 Од­ним из са­мых зна­чи­тель­ных его де­я­ний бы­ло на­зна­че­ние в 379 г. во­е­на­чаль­ни­ка Фе­о­до­сия (по­лу­чив­ше­го про­зви­ще Ве­ли­кий) им­пе­ра­то­ром во­сточ­ной ча­сти Рим­ской империи. Убит за­го­вор­щи­ка­ми в Гал­лии в ре­зуль­та­те во­ен­но­го мя­те­жа Маг­на Максима. Ва­лен­ти­ни­ан II (Фла­вий Ва­лен­ти­ни­ан Август)

http://azbyka.ru/shemy/imperatory-vizant...

Иеронима, и отвергая свидетельство пространного сирского жизнеописания Ефрема, которое замечает, что Ефрем оплакивал кончину Василия Вел., которая относится к концу 378 г. Паниль, считающий годом рождения Ефрема 337-й, кончину относит к 378 г., Гарнак – к 380 г., архим. Аресений, автор «Летописи церковных событий» (СПб. 1880), говорит, что Ефрем скончался 28 января 379 г. Со своей стороны мы считаем указание пространного сирского жизнеописания совершенно правильным, каково бы ни было относительное достоинство его свидетельств в других отношениях. После свидания его с Василием, происходившего в бытность последнего архиепископом (он хотел посвятить Ефрема в пресвитера), следовательно, после 370 года, когда Ефрем возвратился уже в Эдессу, Василий присылал к нему нарочитых с предложением епископства. Следовательно, кончина Ефрема последовала не немедленно по возвращении его в Эдессу после свидания с Василием. Затем Ефрем составил похвальное слово Василию уже умершему, и как видно из его содержания, оно написано спустя значительное время после смерти. А Василий, как уже сказано, скончался в конце 378 или 379 г. Нужно отвергнуть подлинность этого слова, чтобы отнести год кончины Ефрема к более ранему времени. Но признаков неподлинности этого слова, хотя оно и не из лучших произведений Ефрема, никаких мы в нем не находим. Иероним говорит неопределенно, что Ефрем скончался в царствование Валента (364–378). Наконец в письме Ефрема к монаху Иоанну (соч. Eфp.IV, 143) содержатся указания на еретиков, которые раделяют Господа И.Христа на двое, причем Ефрем, называя пресвятую Деву Богородицей, отнюдь не хочет именовать ее человекородицей, что, повидимому, указывает на зачатки Несторианства. Следовательно нужно или счесть это послание писанным не Ефремом – для чего решительно нет оснований – или предложить, что Ефрем дожил до времени зарождения Несторианства и скончался в первой четверти V в., в чем нет ничего невероятного, так как в этом случае число лет его жизни, – если предположить, согласно пространному сирскому жизнеописанию, что он родился в первых годах IV века и был с Иаковом на Никейском соборе, – немного превышало сто лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Ахилл – герой Троянской войны 33, 48, 208 Бадурий – стратилат Фракии при Юстиниане I 110 Байджу-нойон – монгольский полководец 310 Балдуин (Бодуэн) I – латинский император Константинополя (1204–1205) 289, 291, 292, 303 Балдуин (Бодуэн) II – латинский император Константинополя (1228–1261) 314 Барисбакур – приближенный Юстиниана II 119 Батан – архонт пачинакитов 170 Батбаян (Баян) – болгарский хан 117 Батый – монгольский хан (ок. L209–1255/1256) 305 Баян – правитель Аварского каганата (562–582?) 111, 112 Бела III – венгерский король (1172–1196) 301 Бела IV – венгерский король (1235–1270) 306, 309 Бледа – в 435–445 гг. правитель гуннов совместно с Аттилой 42, 44 Бодуэн – см. Балдуин Божилов И. 156 Борил – болгарский царь (1207–1218) 304, Борис II – болгарский царь (970–971) 202, 214, 220, 224 Борис Коломанович (Кальманович) – венгерский принц 252, 261, 262 Булгар – легендарный родоначальник болгар 193 Ваица – архонт пачинакитов 170 Вакх – пресвитер 111 Вакхин – сербский архижупан 279 Валамир – готский вождь, отец Февдериха 48, 50–54 Валгиц – архонт Босфора 119 Валент – римский император (364–378) 24, 27, 28, 30, 109 Валентиниан I – римский император (364–375) 22, 37–39, 109 Валентиниан II – римский император (383–392) 61 Валериан – римский император (253–259) 19, 22 Валерий – наместник Фракии 63 Валия – король визиготов (415–419) 63 Варда Склир – магистр 197, 220, 221, 227 Варда Фока – патрикий, стратиг 180, 236 Вардан – см. Филиплик Васавила (Роберт Басавила) – норманн, родственник короля Вильгельма 263 Васас (Вашаш) – знатный венгр 271 Василий I Македонянин (Большеголовый) – византийский император (867–886) 141, 176, 178, 183–185, 218 Василий II Болгаробойца – византийский император (976–1025) 187, 189, 217, 234–237, 302 Василий – проедр и паракимомен 200, 224 Василий Ватац – византийский полководец 285 Василик (Василько) Юрьевич (Георгиевич) –русский князь (XII в.) 270 Василиск – византийский император (475–476) 48, 49 Васильевский В. Г. 186, 187 Василько – см. Василик

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многое поведал он нам из греческих книг. Бесчисленные многословные сочинения его и посейчас имеются у нас; читал их я многажды и нашел среди его писаний [сведения] о том, что из учеников великого апостола Фаддея некие мужи...» и т. д. Получается, что для нашего автора источником служил Татианос, или Татиан , якобы живший при Валентиниане. Валентинианов было два: Валентиниан I (364–375) – кесарь Римской империи и Валентиниан II (364–378) – кесарь Восточно-Римской империи. Однако видный христианский автор Татиан , если только агиограф имел в виду именно его, жил во II в. Он был учеником философа и богослова Юстина (умер в 167 г.). Из трудов Татиана ничего до нас не дошло, за исключением речей, направленных против еврейских ересей. Г. Алишан, корректируя текст мученичества, полагает, что вместо Валентиниана должен быть Валериан, а упоминаемый в другом списке Юстиниан – Юстин, учеником которого был Татиан . Говоря же о прологе «Мученичества Воскянов», Г. Алишан пишет, что он напоминает стиль Мовсеса Хоренаци. О многочисленных трудах Татиана почти в тех же выражениях («бесчисленные многословные сочинения»), добавляет он, говорят и латинские отцы. Мовсес Хоренаци, видимо, взял это выражение у Евсевия («Церковная история») 784 . Если же упоминаемый в нашем тексте Татианос современник императора Валентиниана, как утверждает автор мученичества, то его источник относится к IV в. К IV в. относится также источник «Мученичества Сукиасянцев». В так называемом «Видении Константина» в качестве автора или переписчика «Мученичества Сукиасянцев» упомянут некий Антон Пустынник, который якобы сопровождал Константина в Армению, нашел и записал историю их мученичества. Церковная традиция связывает имя Антона с Григорием Просветителем, который после своего рукоположения в Кесарии в начале IV в. привез с собой из Малой Азии и особенно Себастии множество греческих и сирийских монахов-проповедников, предводителей которых звали Антонин и Кронид. Этот Антонин и предполагается автором данного мученичества.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Именно эти «взаимное единодушие и сострастие [«симпатия»] всего, направляемые в порядке, чинности и последовательности, составляют первую, первообразную и истинную мусикию» 362 . «Ее-то, по неизреченному закону премудрости, Правитель вселенной художественно предначинает тем, что вечно совершается в премудрости» 363 . Итак, идею музыкальной гармонии мира, «художник и строитель (τεχντης κα δημιουργς) которой, как говорит Апостол ( Евр. 11:10 ), Бог» 364 , Григорий соединяет с библейским представлением о творении словом, творении посредством Логоса. Интересно замечание о посреднической роли того, «что вечно совершается в премудрости»: очевидно, речь идет о непрестанном движении небес, которое никогда не останавливается и от которого происходят движение и гармония всей вселенной. Человек, «малый мир», но и «подражание Приведшему мир в стройность» 365 , сам в себе усматривает то же согласие, которое действует во всей вселенной, поскольку часть непременно однородна (μογενς 366 ) целому. Подобно тому, как в осколке стекла отражается все солнце, так и в человеке, малом мире, отражается вся музыка вселенной, «частию соответствующая целому, сколько вмещается целое в части» 367 . На это указывает мудрое устроение человеческого тела, прекрасно приспособленное к исполнению музыки 368 . Григорий говорит здесь не столько о «микрокосмической» музыке тела – о его слаженном функционировании и упорядоченной структуре, сколько непосредственно о приспособленности человеческого тела к пению: Видишь ли эту свирель – дыхательное горло, эту подпорку у струн – нёбо, эту, как бы на струнах и смычком, игру языка, щек и рта? 369 Как человеческий дух способен внимать музыке небес, так и человеческое тело способно пением подражать музыке вселенной. И здесь звуки различной высоты образуют мелодию именно благодаря своему разнообразию, упорядоченной последовательности и ритму 370 . Тайна философии Давида заключается именно в том, что этот великий царь, которому предание приписывает авторство Псалтири, вникал в музыку небес и распознавал в ее «искусном и всепремудром движении» 371 повествование о славе Божией (ср. Пс. 19:2 ). Вслушиваясь в музыкальное действо, которым творение прославляет Творца 372 , он «примешивал» (κατμιξεν 373 ) некую миниатюрную (микрокосмическую) аналогию этой музыки, т.е. мелодию человеческого пения, к своему «любомудрому учению о добродетели» 374 . Эта «медовая сладость» 375 и делает его философию такой популярной, поскольку «все, что согласно с естеством, любезно естеству» 376 . Его музыка сообщает нашей жизни правильный ритм и стройность, которые врачуют естество 377 . Само Писание свидетельствует, что музыка может исцелять: царь Саул ( 1Цар. 16:14–23 ), слушая игру Давида, «возвращался умом в естественное состояние» 378 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Падшее естество наше враждебно Богу: последование разумениями и влечениями падшего естества есть стремление к верной и вечной погибели. II, 358. В падшем естестве человеческом добро смешано со злом. Прившедшее в человека зло так смешалось и слилось с природным добром человека, что природное добро никогда не может действовать отдельно, без того, чтобы не действовало вместе и зло. II, 364. Превосходно описывает Апостол смешение добра со злом в падшем человеке, предоставленном собственным усилиям к творению добра; причем по необходимости зло проникает из естества, искажает его добро, и низлагает замыслы ума, тщетно покушающегося ввести в душевный храм истинное служение Богу. II, 365. Последование своему падшему естеству, последование его разуму и воле, есть деятельное отвержение Христа и дарованного Им обновления при Крещении. II, 378–379. Мы все рождаемся в первородном грехе и со всеми, усвоившимися нашему естеству вследствие падения, немощами, каковые открылись в Адаме по его падении, – да облечемся и во образ небесного посредством Крещения, дарующего нам этот образ, и тщательного соблюдения евангельских заповедей, которые сохраняют в нас образ целым, в его совершенстве. II, 383. По обновлении нашего естества Богочеловеком возвращение человека к своему естеству падшему есть в отношении к Богу прелюбодеяние. II, 400. По причине падения наше тело вступило в один разряд с телами животных; оно существует жизнию животных, жизнию своего падшего естества. Оно служит для души темницей и гробом. III, 8. Ризы кожаные, по объяснению святых отцов, означают нашу грубую плоть, которая, при падении, изменилась: утратила свою тонкость и духовность. III, 11–12. Повреждение человеков заключается в смешении в них добра со злом; повреждение падших духов заключается в полном преобладании зла, при совершенном отсутствии добра. Способности падших духов далеко превосходнее способностей падших человеков, которые связаны в своих начинаниях самою тяжестью и дебелостью своего тела. III, 23. По причине падения нашего естества в нас перемешаны добрые и правильные помышления и ощущения с помышлениями злыми и ложными. III, 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

When the emperor Julian the Apostate (361-363) ascended the throne he repealed all the anti-Orthodox decrees of Constantius, seemingly out of piety. Saint Cyril returned to his own flock. But after a certain while, when Julian had become secure upon the throne, he openly apostasized and renounced Christ. He permitted the Jews to start rebuilding the Temple of Jerusalem that had been destroyed by the Romans, and he even provided them part of the funds for the building from the state treasury. Saint Cyril predicted that the words of the Savior about the destruction of the Temple down to its very stones (Luke. 21:6) would undoubtedly transpire, and the blasphemous intent of Julian would come to naught. Soon there was such a powerful earthquake, that even the solidly set foundation of the ancient Temple of Solomon shifted in its place, and what had been rebuilt fell down and shattered into dust. When the Jews resumed construction, a fire came down from the heavens and destroyed the tools of the workmen. Great terror seized everyone. On the following night, the Sign of the Cross appeared on the clothing of the Jews, which they could not remove by any means. After this heavenly confirmation of Saint Cyril’s prediction, they banished him again, and the bishop’s throne was occupied by Saint Cyriacus. But Saint Cyriacus soon suffered a martyr’s death (October 28). After the emperor Julian perished in 363, Saint Cyril returned to his See, but during the reign of the emperor Valens (364-378) he was exiled for a third time. It was only under the holy emperor Saint Theodosius the Great (379-395) that he finally returned to his archpastoral activity. In 381 Saint Cyril participated in the Second Ecumenical Council, which condemned the heresy of Macedonius and affirmed the Nicea-Constantinople Symbol of Faith (Creed). Saint Cyril’s works include twenty-three Instructions (Eighteen are Catechetical, intended for those preparing for Baptism, and five are for the newly-baptized) and two discourses on Gospel themes: “On the Paralytic,” and “Concerning the Transformation of Water into Wine at Cana.”

http://pravoslavie.ru/102003.html

По причине множества приходившего к нему народа, преподобный Макарий имел мало времени, чтобы в удалении предаваться богомыслию. Поэтому преподобный выкопал под своей келлией глубокую пещеру, длиной около полстадии, куда и скрывался от постоянно приходящих к нему и нарушающих его богомыслие и молитву. Преподобный Макарий достиг такого дерзновения в хождении перед Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение. В годы царствования императора Валента арианина (364-378 гг.) преподобный Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там, по молитвам святых, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли святое крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои пустыни. Кротость, смирение и милосердие преподобного преображали души человеческие. 60 лет провел св. Макарий в мертвой для мира пустыне. Более всего времени преподобный проводил в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Свой обильный и подвижнический опыт авва претворил в глубокие богословские творения. 50 бесед и 7 подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого. Высшее благо и цель человека — соединение душ с Богом, — основная мысль в творениях преподобного Макария. Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины (+ ок. 390-391 г.) ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близким переходе его в блаженные небесные обители. Преподобный начал приготавливаться к своей смерти. Через девять дней преподобному Макарию явился Херувим со множеством Ангелов. Когда святая душа преподобного Макария была взята Херувимом и вознеслась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили, что избежал их св. Макарий.

http://lib.cerkov.ru/authors/125

После этого Небесного подтверждения предсказания святителя Кирилла, его снова изгнали, а кафедру Иерусалимскую занял святой Кириак. Но вскоре святой Кириак претерпел мученическую кончину (+ 363, память 28 октября). После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364378) в третий раз был отправлен в ссылку. Лишь при святом благоверном царе Феодосии великом (379 — 395) он окончательно вернулся к своей архипастырской деятельности. В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе, который осудил ересь Македония и утвердил Никео-Цареградский Символ веры. Из творений святителя Кирилла особенно известны 23 поучения (18 огласительных для готовящихся принять Крещение и 5 для новокрещеных) и две беседы на Евангельские темы: «О расслабленном» и «О претворении воды в вино в Кане». Скончался святитель Кирилл в 386 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2016 8 апреля, 2016 24 января, 2021 4 апреля, 2019 12 марта, 2019 26 февраля, 2019 24 августа, 2018 7 мая, 2018 10 сентября, 2016 9 апреля, 2016 8 апреля, 2016 24 января, 2021 4 апреля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-pamy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010