Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛОГИЙ [сир.  ] († 23.04. 387), исп. (пам. 25 авг.; пам. зап. 5 мая), еп. Эдесский (с 379). Сведения о Е. содержатся главным образом в «Церковной истории» блж. Феодорита , еп. Кирского, к-рый сосредоточивает внимание на исповедничестве Е. еще в бытность его пресвитером при визант. имп.-арианине Валенте (364-378). Это сообщение дополняется указаниями сир. Эдесской хроники (VI в.). После изгнания с Эдесской кафедры сщмч. Варсиса (373) имп. Валент поставил на его место некоего Лупа. Однако большинство населения Эдессы придерживалось Никейского Символа веры , и новый арианский епископ остался фактически без паствы, к-рая сгруппировалась вокруг старейшего пресв. Е. и стала устраивать богослужебные собрания вне города. Имп. Валент, прибыв в Эдессу в 375 г., повелел префекту Востока Модесту с помощью воинской силы разогнать собравшихся. Встреча Модеста на площади с молодой христианкой, спешившей с младенцем на богослужение, чтобы затем принять мученическую кончину, убедила префекта в бесполезности предложенных императором мер (этот эпизод передает также Созомен - Sozom. Hist. eccl. VI 18). Тогда префект арестовал 80 клириков во главе с Е. и попытался склонить их к подчинению арианскому епископу. После отказа исповедники были сосланы во Фракию. По пути к месту ссылки народ выказывал им почтение, о чем было доложено Валенту. Император повелел разделить арестованных клириков по двое и разослать в отдаленные места империи. Е. вместе с пресв. Протогеном был сослан в г. Антиноя в В. Египте. Прибыв туда, они присоединились к общине, возглавляемой епископом, которая оказалась весьма малочисленной, поскольку большинство местных жителей оставались язычниками. Взяв на себя заботу об их просвещении, пресвитеры разделили между собой служение: Е., уйдя в затвор, непрестанно молился, а Протоген, изучив Свящ. Писание и освоив письмо, стал обучать тому же детей язычников в открытом им в городе училище. Исцеление больного мальчика привлекло к ним народ. Протоген крестил больных, а здоровых приводил к Е., тем самым выказывая ему особое уважение перед жителями города.

http://pravenc.ru/text/187186.html

В.Л. Задворный (католик) Хронологическая таблица Римские императоры Понтификаты Август 27 до н.э. – 14 н.э. Тиберий Калигула Клавдий ум.  67 Гальба Вителлий Веспасиан Анаклет Домициан Климент I Эварист 97–105 98–117 Александр I 105–115 Адриан 117–138 Сикст I 115–125 Телесфор 125–136 Антонин Пий 138–161 136–140 140–155 Марк Аврелий 161–180 Аницет 155–166 166–175 Коммод 180–192 Элевтер 175–189 Пертинакс Дидий Юлиан Септимий Север 193–211 Виктор 1 189–199 Каракалла 211–217 Зефирин 199–217 Макрин 217–218 Каликст I 217–222 Элагабал 218–222 Александр Север 222–235 Урбан I 222–230 Понциан 230–235 Максимин 235–238 235–236 Гордиан 238–244 Фабиан 236–250 Филипп Аравитянин 244– 249 249–261 Корнелий 1 251–253 Галл Требониан 251–253 Валериан 253–259 Луций I 253–254 Стефан I 254–257 Сикст II 257–258 Галлиен 259–268 Дионисий I 259–268 Клавдий Гот 268–270 ФeлukcI 269–274 Аврелиан 270–275 275–276 Евтихиан 275–283 276–282 282–283 283–296 Нумериан 283–284 Диоклетиан 284–305 Марцеллин 296–304     I тетрархия во главе с Диоклетианом Запад: Максимин (соправитель Констанций Хлор) 293–305 Восток: Диоклетиан (соправитель Галерий) 293–305 II тетрархия Запад:  Констанций Хлор (соправитель Север) Восток – Галерий (соправитель Максимин Дайя) 305–306 III тетрархия Запад: Север (соправитель Константин) Восток – Галерий (соправитель Максимин Дайя) Гражданская война 306–312 Марцелл I 308–309 Запад: Константин (Галлия, Испания, Британия) 306–312 Евсевий Максенций (Италия, Африка) ум. 312   Восток: Галерий ум. 311   соправители Лициний (Балканы, Испания) Мильтиад 311–314 Максимин Дайя (Египет, Малая Азия, Сирия) Запад: Константин 312–324 Сильвестр I 314–335 Восток: Лициний Константин   ум. 324 324–327   Запад Восток Понтификаты Константин II 337–340 Констанций 337–351 337–352 Констант 340–350 Констанций 351–361 Либерий 352–366 361–363 Иовиан 363–364 Валентиниан I 364–375 Валент 364–378 Дамас I 366–384 Грациан 375–378 Грациан 378–379 Грациан 379–383 Феодосий I 379–387 Валентиниан II 383–387 Сириций 384–399 Феодосий I 387–395 Гонорий 395–423 Аркадий 395–408 Анастасий I 399–402 Феодосий II 408–450 Иннокентий I 401–417 417–418 Бонифаций I 418–422 Валентиниан III 423–455 Целестин I 422–432 Петроний Максим Сикст III 423–440 455–456 Майориан 457–461 Марциан 450–457 440–461 Либий Север 461–465 Антемий 467–472 457–474 461–468 Олибрий Глицерий 473–474 Симплиций 468–483 474–475 475–476 474–491 Читать далее Источник: История римских Пап/В.Л. Задворный. – Москва : Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1995-./Т. 1: От св. Петра до св. Симплиция. - 343 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Venerable Isaac the Founder of the Dalmatian Monastery at Constantinople Commemorated on March 22 Saint Isaac lived during the fourth century, received monastic tonsure and pursued ascetic labors in the desert. During the reign of the emperor Valens (364-378), a zealous adherent of the Arian heresy, there was a persecution of the Orthodox, and churches were closed and destroyed. Hearing of the persecution, Saint Isaac left the wilderness and went to Constantinople to console and encourage the Orthodox, and to fight against the heretics. At that time, barbarian Goths along the River Danube were making war against the Empire. They seized Thrace and advanced toward Constantinople. When the emperor Valens was leaving the capital with his soldiers, Saint Isaac cried out, “Emperor, unlock the churches of the Orthodox, and then the Lord will aid you!” But the emperor, disdaining the words of the monk, confidently continued on his way. The saint repeated his request and prophecy three times. The angry emperor ordered Saint Isaac to be thrown into a deep ravine, filled with thorns and mud, from which it was impossible to escape. Saint Isaac remained alive by God’s help, and he emerged, overtook the emperor and said, “You wanted to destroy me, but three angels pulled me from the mire. Hear me, open up the churches for the Orthodox and you shall defeat the enemy. If, however, you do not heed me, then you shall not return. You will be captured and burned alive.” The emperor was astonished at the saint’s boldness and ordered his attendants Saturninus and Victor to take the monk and hold him in prison until his return. Saint Isaac’s prophecy was soon fulfilled. The Goths defeated and pursued the Greek army. The emperor and his Arian generals took refuge in a barn filled with straw, and the attackers set it afire. After receiving news of the emperor’s death, they released Saint Isaac and honored him as a prophet. Then the holy Emperor Theodosius the Great (379-395) came to the throne. On the advice of Saturninus and Victor, he summoned the Elder, treating him with great respect. Obeying his instructions, he banished the Arians from Constantinople and restored the churches to the Orthodox. Saint Isaac wanted to return to his desert, but Saturninus and Victor begged him not to leave the city, but to remain and protect it by his prayers. Saturninus built a monastery for the saint in Constantinople, where monks gathered around him. Saint Isaac was the monastery’s igumen and spiritual guide. He also nourished laypeople, and helped many of the poor and suffering. When he had reached an advanced age, Saint Isaac made Saint Dalmatus (August 3) igumen. The monastery was later named for Dalmatus. Saint Isaac died in the year 383, and his memory is also celebrated on May 30. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/102043.html

В окрестностях Синайского монастыря святой Екатерины обнаружены остатки древнего винодельческого комплекса 23 июня 2008 г. 13:54 Две давильни для винограда, с огромными вырезанными крестами, обнаружили у монастыря святой Екатерины (VI век) у горы Синай на Синайском полуострове египетские археологи. Расстояние между практически идентичными давильнями — прессами для винограда, со стенками, выложенными из известняка, около 100 метров. Тарек Эль-Наггар, специалист по южному Синаю в Верховном совете древностей Египта, считает, что здесь будут обнаружены и другие давильни — этот район был, по-видимому, центром виноделия, сообщает сайт National Geographic News . Вино, изготовленное в священной местности — там, где, по преданию, Господь явился Моисею в горящем терновом кусте, — вероятно использовалось для священнодействий, в первую очередь для Таинства Евхаристии, не только в монастыре святой Екатерины, но и за пределами Египта. Также археологи обнаружили глиняные сосуды для хранения вина — амфоры, и виноградные косточки. Точная датировка объектов еще предстоит, но археологи предполагают, что давильни были сооружены в период IV-VI вв. н. э. На это может указывать и тот факт, что у давилен обнаружены несколько золотых монет с изображением римского императора Валента, правившего в 364-378 гг. н. э. По словам Эль-Наггара, монеты отчеканены в Антиохии (юго-восток нынешней Турции). Такие же монеты находили в Ливане и Сирии — странах, откуда происходят многие сорта винограда, использовавшиеся для производства вина в древнем Египте. Давильня для вина представляет собой квадратный резервуар площадью 1.2 на 1.2 метра, в котором гроздья давили ногами. Через отверстие в углу сок стекал в другой резервуар, расположенный ниже. Конструкция мало изменилась с 3000 года до нашей эры, когда фараоны начали производство вина в плодородное дельте Нила. Однако нет свидетельств тому, что древние египтяне производили вино в этой части Синайского полуострова. Видимо, христиане преуспели в выращивании винограда и пальм в районе, поскольку район монастыря расположен на высоте около 1 500 метров над уровнем моря, и здесь прохладнее, чем в окружающей его пустыне. Дикий виноград не рос в Египте из-за неблагоприятного климата, разъясняет Патрик Макговерн, сотрудник Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Однако, если обеспечить ирригацию, то и в этом жарком климате возможно выращивать виноград. По словам Макговерна, эксперта в области древних вин, именно в Египте отмечена древнейшая маркировка вин — нередко на сосудах и затычках указывался урожай, имя винодела, качество и место происхождения. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/425792.htm...

Зинон Веронийский, сщмч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Зинон Веронийский, сщмч. - житие Эта страничка относится к разделу   Зинон Веронийский, сщмч. Священномученик Зинон, епископ Веронийский, был родом грек и происходил из Сирии. С юношеских лет он принял монашество и трудился над изучением Священного Писания. Странствуя по монастырям, святой пришел в город Верону и поселился там. Жители избрали его епископом своего города. Правившие тогда императоры Констанций (353 - 361) и Валент (364 - 378) покровительствовали арианской ереси, осужденной на I Вселенском Соборе в 325 году. При их поддержке ариане начали гонения на православных. Святитель Зинон мужественно переносил от еретиков все притеснения. В своих проповедях и посланиях он твердо отстаивал православное учение о Господе Иисусе Христе как Единородном Сыне Божием, Рожденном от Отца прежде всех век. Святитель Зинон написал 16 пространных и 77 кратких поучений и наставлений. Скончался он около 260 года. Святитель Григорий Двоеслов (память 12 марта) рассказывает о чуде, совершившемся в 558 году в день памяти святителя Зинона. Весной в Италии было сильное наводнение. Река Тибр вышла из берегов и затопила окрестности; разлилась и река Атесис, протекавшая возле Вероны. Вода достигла храма, выстроенного во имя священномученика Зинона, и поднялась до самых окон церкви. Двери храма были открыты, но вода не устремилась в них, а остановилась стеной, не повредив церкви. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Зинон Веронийский, сщмч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2358

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 31 марта Церковь вспоминает святителя Кирилла Иерусалимского 1 мин., 31.03.2024 Память святителя Кирилла Иерусалимского (+ 386 г.), одного из отцов Церкви первых веков христианства, чтут православные 31 марта. Будущий святитель родился в 315 году в Иерусалиме и был воспитан в строгом христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, он принял монашество, а в 346 году стал и священником. Спустя четыре года, после смерти архиепископа Максима, святой Кирилл возглавил кафедру Иерусалима. Будучи уже Патриархом Иерусалимским, святитель боролся с двумя распространявшимися тогда ересями – Ария и Македония. За это епископы-еретики оболгали святого Кирилла, добились его низложения и изгнания из Иерусалима. Спустя некоторое время в Селевкии собрался Поместный Собор из 150 епископов, который защитил святителя Кирилла. Однако главный его противник – еретик Акакий оклеветал перед императором Констанцием II (337-361 гг.) и патриархом-арианином Евдоксием и Собор, и святителя Кирилла. После этого, по приказу императора, святого заточили в узы. После того, как на престол взошел император Юлиан Отступник (361-363 гг.), временно выразивший симпатию православным, святителю Кириллу Иерусалимскому удалось вернуться к своей пастве. Тем не менее, спустя время его снова изгнали из Иерусалима. После гибели Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364-378 гг.) в третий раз был отправлен в ссылку. Лишь только при святом царе Феодосии Великом (379-395 гг.) он окончательно вернулся к своему служению. В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе, осудившем ересь Македония и утвердившем православный Символ веры. Скончался святитель Кирилл в 386 году. До наших дней дошел целый ряд его духовных произведений, наиболее известными из которых являются «Поучения огласительные и тайноводственные», а также две беседы на Евангельские темы: «О расслабленном» и «О претворении воды в вино в Кане». Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/31-marta-cerkov-vspominae...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Жития святых Прп Исаакий Далматский 11.06.2019 22:01 Пре­по­доб­ный Иса­а­кий про­ис­хо­дил «с во­сто­ка», по всей ве­ро­ят­но­сти из Си­рии. Он под­ви­зал­ся в пу­стыне, по­ка не услы­шал го­лос с небес, по­велев­ший ему от­пра­вить­ся в Кон­стан­ти­но­поль. При­быв ту­да, свя­той за­стал сто­ли­цу охва­чен­ной ере­сью ари­ан­ства, при­вер­жен­цем ко­то­рой был им­пе­ра­тор Ва­лент (364–378). Ко­гда им­пе­ра­тор со­би­рал­ся на вой­ну с вар­ва­ра­ми, прп. Иса­а­кий несколь­ко раз под­хо­дил к нему с уве­ще­ва­ни­я­ми, про­ся от­крыть церк­ви и пре­кра­тить го­не­ния на пра­во­слав­ных. За это при­бли­жен­ные им­пе­ра­то­ра из­би­ли свя­то­го, а Ва­лент при­ка­зал бро­сить его в зло­вон­ное бо­ло­то, из ко­то­ро­го жи­вым не вы­би­ра­лось ни од­но су­ще­ство. Но 2 ан­ге­ла чу­дес­ным об­ра­зом из­ба­ви­ли прп. Иса­а­кия от ги­бе­ли. При­дя к им­пе­ра­то­ру в по­след­ний раз, он пред­ска­зал ему по­ра­же­ние в войне и ги­бель в огне. Раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор по­ве­лел бро­сить по­движ­ни­ка в тем­ни­цу до сво­е­го воз­вра­ще­ния. По про­ро­че­ству свя­то­го ар­мия Ва­лен­та бы­ла раз­би­та вар­ва­ра­ми, а им­пе­ра­тор, спа­са­ясь бег­ством, сго­рел в де­ре­вян­ном ам­ба­ре, по­до­жжен­ном пре­сле­до­ва­те­ля­ми. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2019/06/11/22-0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛОГИЙ [греч. Ελϒιος; лат. Eulogius] († 364-378), мч. К-польский (пам. зап. 3 июля). Согласно Римскому Мартирологу, пострадал с др. мучениками в К-поле при имп. Валенте (364-378). Кард. Цезарь Бароний, внесший имена этих мучеников в Римский Мартиролог, указал, что основанием для этого послужил бывший у него некий греч. месяцеслов. Однако ни в одном из известных в наст. время визант. календарей этих святых нет. Напротив, имя Е. присутствует во мн. зап. мартирологах. В Мартирологе блж. Иеронима под 3 июля оно повторяется трижды в различных дружинах (группах) мучеников. Относительно 2 из них нет топографических указаний, местом страдания 3-го назван К-поль. Имя Е. упоминается здесь с др. мучениками, из к-рых вмц. Евфимия (пам. 11 июля) и мч. Акакий (пам. 10 мая) особо почитались в К-поле. Проч. имена, фигурирующие в этой дружине,- Аммоний, Фома, Трифон, Менелай, Кериал, Ираклий и Е.- остаются неизвестными. Имя Фома скорее всего появилось под влиянием памяти «ап. Фомы в Эдессе», к-рая также значится в Иеронимовом Мартирологе под 3 июля. Имена Трифон, Менелай и Ираклий, так же как и Е., повторяются и в 2 др. дружинах. По предположению И. Делеэ, имя Ираклий появилось в результате искажения названия города Ираклия (видимо, Гераклея Фракийская близ К-поля, древний Перинф). В таком случае Е. не связан с почитаемыми К-польскими святыми Евфимией и Акакием, а является местным Ираклийским мучеником, чья память впосл. была забыта в Византии. Это подтверждается и данными из каролингских мартирологов, упоминающих Е. только как мученика, пострадавшего в К-поле, не давая о нем других сведений. Так, его память находится в Древнем (Малом) Римском Мартирологе (PL. 123. Col. 161), у Адона Вьеннского (PL. 123. Col. 295), Узуарда (PL. 124. Col. 221), а также у Флора Лугдунского. Неясно, на каких основаниях Вандальберт Прюмский называет Е. епископом. Видимо, это связано с поэтической формой его календаря, где он объединил Е. с Анатолием, еп. Лаодикийским, чья память празднуется в этот же день. Ист.: ActaSS. Iul. T. 1. P. 638; MartHieron. P. 349-350; MartRom. P. 267-268. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. C. 673, 710; Janin R. Euloge (1)//DHGE. T. 15. Col. 1388; Burchi P. Eulogio e compagni//BiblSS. Vol. 5. Col. 218. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/187182.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРОН ФИЛОСОФ [Герон Философ; греч. Ηρων Θιλσοφος], прп. (пам. греч. 10 авг.; пам. визант. 11 авг.). Время и место жизни неизвестны. Память И. Ф. и посвященное ему двустишие содержатся в визант. стишных Синаксарях под 11 авг. (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.), а в греч. печатных Минеях и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца - под 10 авг. В этих источниках сообщается только о том, что святой «рассеял заблуждения языческих мудрецов» и почил в мире. И. Делеэ предположил, что И. Ф. является одним лицом с Героном, к-рому посвящено 25-е Слово свт. Григория Богослова . Александриец Герон, бывший философом-киником и отличавшийся аскетизмом, принял христианство и обличал языческие заблуждения. По словам свт. Григория, в его роду были мученики за Христа. В правление имп. Валента (364-378) и в Патриаршество арианина Лукия (375-378) Герон пострадал за православную веру от ариан: «...подвизался за правду, поучая, увещевая, возбуждая, обличая, укоряя, посрамляя простолюдинов и начальников, наедине и всенародно, во всякое время и на всяком месте» ( Greg. Nazianz. Or. 25//PG. 35. Col. 1216-1217). Он был подвергнут бичеванию и сослан в пустыню. Однако совр. исследователи разделяют мнение блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. De vir. illustr. 117), к-рый считал, что Герон является одним лицом с Максимом ( Hauser-Meury M.-M. Prosopographie zu den Schriften Gregors von Nazianz. Bonn, 1960. P. 119-121; Mossay J. Note sur Héron-Maxime, écrivain ecclésiastique//AnBoll. 1982. Vol. 100. P. 229-336), попытавшимся в 380 г. сместить свт. Григория с К-польской кафедры. Т. о., почитание Герона-Максима как святого и его отождествление с И. Ф. маловероятны. Ист.: Greg. Nazianz. Or. 25//PG. 35. Col. 1197-1226 (рус. пер.: Григорий Богослов, свт. В похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания//Собр. творений. Минск; М., 2000. Т. 1. С. 435-453); SynCP. Col. 885, 1032; Νικδημος. Συναξαριστ»ς. Τ. 6. Σ. 192. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 242; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 168; Петков Г. С. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 456. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/674109.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСЕНТИЙ (IV в.), еп. Дуросторский, арианин, ученик и последователь гот. еп. Вульфилы . По всей видимости, занял кафедру придунайского г. Дуростор (Дристр, совр. Силистра, Болгария) в конце правления имп. Валента (364-378), незадолго до смерти своего наставника (383). Единственным источником сведений об этом периоде жизни А. служит возражение арианского еп. Максимина (вероятно, гота) на трактат свт. Амвросия Медиоланского «О вере». В составе этого полемического сочинения сохранилось небольшое послание А., в к-ром автор, составляя посмертную похвалу Вульфиле, излагает его вероучение и приводит собственное исповедание веры. Послание позволяет характеризовать и учителя, и ученика как ревностных последователей арианского вероучения, сформулированного в Аримине в 359 г. (см. Армино-Селевкийский Собор ). В 383 г. А., подобно др. арианским епископам вост. части империи, был низложен по распоряжению имп. Феодосия I . А. обычно отождествляется с арианином Авксентием II, еп. Медиоланским, к-рый, по утверждению свт. Амвросия, происходил из Скифии (Дуростор действительно находился близ т. н. Скифии Малой в ниж. течении Дуная, совр. Добруджа) и ранее носил имя Меркурин. Прибыв в 384 г. в Медиолан ко двору имп. Зап. Римской империи Валентиниана II (383-392) и его матери Юстины, сочувствовавшей арианам, А. возглавил арианскую общину города. Возникшее противостояние между ним и Амвросием вылилось в открытый конфликт весной 386 г., когда двор потребовал передать арианам одну из городских базилик. Победа осталась на стороне свт. Амвросия, к-рый в этой связи произнес проповедь против арианского епископа. Сведения о дальнейшей судьбе А. отсутствуют. Соч.: Aus der Schule der Wulfila: Auxentii Dorostorensis Epistula de fide, vita et obitu Wulfilae, in Zusammenhang der Dissertatio Maximini contra Ambrosium/Hrsg. F. Kaufmann. Straßburg, 1899. (Texte und Untersuchungen zur altgermanischen Religionsgeschichte; 1). Ист.: Ambrosius. Ep. XX, XXI, XXII; Sermo contra Auxentium de basilicis tradendis//PL. 16. Col. 1049-1062. Лит.: Zeiller J. Auxence//DHGE. T. 5 (1914). Col. 936-938; idem. Les origines chrétiennes dans les provinces danubiennes de l " empire romain. P., 1918. P. 338, 448. А. М. Крюков Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ КАППАДОКИЕЦ арианин, занимавший Александрийскую кафедру во время 3-го изгнания свт. Афанасия I Великого (356 - 361) ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства

http://pravenc.ru/text/62804.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010