1 Алфей — самая большая река в Пелопоннесе, протекающая через Олимпию, где происходили знаменитые состязания; Клитумн — река в средней Италии; рощи Молорха — немейский лес. Молорх — бедняк, который, по мифу, принял у себя Геракла, когда тот шел на охоту за немейским львом. 2 Проникновение римлян в Испанию относится к эпохе Второй пунической войны (218—201 гг. до н. э.), вторжение готских племен — к 409 г. н. э. 3 Гог — упоминаемый в Библии вождь, который, по пророчеству Иезекииля (гл. 38—39), должен был прийти с севера и опустошить Иудею. Магог, сын Иафета — внук библейского Ноя (Быт.:10). 4 Исидор в «Этимологиях» (V, 36) приводит следующее определение «Эры»: «Эра отдельных лет установлена Цезарем Августом, когда он впервые стал цензором и произвел перепись римского мира (29 г. до н. э.). Название «Эра» взято потому, что весь римский мир обязывался платить налог (aes). Битва Цезаря и Помпея при Фарсале произошла в 48 г. до н. э. 5 Константин I, римский император (306—37). 6 Конфедерация варварских племен на Балканах. 7 После конфронтации в 332 г. Константин заключил с готами мирный договор, по которому последние получали регулярную плату за войска, отправляемые для службы в империи. 8 Валент, римский император (364—78). 9 Атанарих, король готов (ум. 381). 10 На самом деле, Фритигерн, а не Атанарих, вел переговоры с Валентом на предмет имперской поддержки в обмен на крещение. Это событие положило начало ожесточенной войне между готами. Нашествие гуннов способствовало тому, что большая часть готов пошла за Фритигерном, надеясь укрыться в имперских землях. Атанарих и его люди укрепились на Балканах. 11 Ульфила (ок. 311 — ок 383) был христианином готского происхожения, назван Евсевием в 341-м году ”христианским епископом земли Готской”. На Константинопольском соборе 381-го года он считался арианином. 12 376 г. 13 Битва при Адрианополе случилась в 378 г. 14 Феодосий I, римский император (379—95). 15 Феодосий принял Атанариха, изгнанного готами, в 381 году. Некоторое время спустя Атанарих скончался.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3428...

В пятый том собрания творений святителя Амвросия Медиоланского вошли два догматических трактата – «О вере» и «О тайне Господнего воплощения». Все тексты представлены на латинском языке и в русских переводах. ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРАКТАТУ «О ВЕРЕ» Трактат «О вере» свт. Амвросия Медиоланского, без всякого сомнения, является одним из важнейших памятников тринитарного богословия, созданных на латинском Западе в патриотический период. Данный труд был написан святителем на рубеже 70-х и 80-х гг. IV в. Это центральное догматическое сочинение в творчестве свт. Амвросия, позволяющее детально реконструировать его тринитарное и христологическое учение. Кроме того, он представляет собой важнейший источник по истории богословской полемики и церковно-политической борьбы в Италии и Иллирике на завершающем этапе арианских споров. Несмотря на то что свт. Амвросий был склонен рассматривать всех своих оппонентов как сторонников учения Ария, термин «ариане» носит скорее не исторический, а типологический характер и обозначает весь спектр церковных течений IV в., для богословской позиции которых был характерен тринитарный субординационизм. Отметим также, что данный полемический концепт не был изобретением медиоланского епископа. Арианами сторонников тринитарного субординационизма именуют все кафолические авторы IV в., начиная со свт. Афанасия Великого. В современной историографии богословское течение, против которого полемизировал свт. Амвросий, принято называть «омийством» (от греч. δμοιος, т. е. «подобный»). Это течение сформировалось в результате попыток императора Констанция II (337—361) и епископов из его окружения разрешить арианский кризис, навязав всему епископату своеобразный «богословский минимум» (исповедание Бога Сына подобным Богу Отцу) и запретив использовать вызывавшие споры термины «сущность» и «ипостась». На Аримино-Селевкийском и Константинопольском соборах 359—360 гг. большинство епископов под давлением императорских представителей одобрило омийскую доктрину. Однако после смерти Констанция омийство было отвергнуто большей частью Западных Церквей, вернувшихся на никейские позиции. На Востоке епископат раскололся на множество различных течений, хотя в правление императора Валента (364—378) омийство сохраняло в восточной части Империи статус государственно-признанной ортодоксии.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Краткое сведение о Астерии, епископе Амазийском в Понте Астерий, епископ Амазийский, жил в последней половине четвёртого и в начале пятого столетия по Р.Х. Сие видно из оставшихся сочинений его. В беседе о корыстолюбии и порочном желании иметь собственность ближнего он говорит о гонении на христиан, воздвигнутом от императора Юлиана, как очевидный свидетель оного. А сие гонение было в 362 и 363 годах по Р.Х. В беседе в день Нового года о том, что христиане должны оставить языческие обыкновения в праздновании сего дня, он говорит, что Евтропий был консулом в предыдущем году, то есть в 399. История жизни Астерия мало известна. В юношестве он занимался науками под руководством некоторого скифа, который был рабом у одного антиохийского гражданина, и, несмотря на рабское состояние, при пособии своего господина приобрёл великие познания в науках и прославился своей учёностью между греками и римлянами. Сие рассказывает о себе сам Астерий 1 . Он не говорит, каким наукам обучался у скифа; но красноречие, которое видно в беседах Астерия, не оставляет сомнения в том, что он тщательно занимался изучением правил оного. В беседе о богатом и Лазаре он говорит о себе, что некогда ходил в судебное место. Из сих слов с вероятностью можно заключать, что он в молодых летах упражнялся в судопроизводстве и для сего предварительно занимался правоведением. Епископом Амазийской Церкви он поставлен, вероятно, по смерти Евлалия, который был Амазийским епископом в продолжение и после гонения, воздвигнутого арианами против правоверных в царствование императора Валента в 364 году и продолжавшегося до 378 года 2 . Астерий жил до глубокой старости 3 . Год смерти его неизвестен. Только известно, что он умер ранее 431 года по Р.Х., потому что в сем году епископом Амазийским был уже Палладий, присутствовавший на Ефесском, Третьем Вселенском Соборе. Из сочинений Астерия сохранились до нашего времени 12 бесед, которые он говорил к народу, на разные места Святого Писания и в похвалу некоторым святым. Комбефизий собрал и издал сии беседы в Париже в 1648 году в первом Прибавлении к Библиотеке отцов, и присоединил к ним извлечения, сделанные Фотием, Патриархом Константинопольским , из бесед Астерия 4 , из которых некоторые дошли до нашего времени, а другие утрачены. Котелерий издал с рукописи Парижской королевской библиотеки семь слов на пятый, шестой и седьмой псалом 5 и усвоил их Астерию. Но, по мнению Дюпеня 6 и Тиллемонта 7 , подлинность их весьма сомнительна.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЕНТ [лат. Caesar Flavius Valens Augustus] (328, Цибалы, Паннония, совр. Винковци, Хорватия - 9.08.378, близ Адрианополя, Фракия, совр. Эдирне, Турция), восточноримский имп. (с 28 марта 364), младший брат имп. Валентиниана I , к-рый сделал его своим соправителем в восточной части империи. В. продолжил политику имп. Констанция II , чем вызвал недовольство городской знати и легионов, которые провозгласили императором Прокопия, племянника Юлиана Отступника (28 сент. 365). Разбив Прокопия во Фригии, В. казнил его (27 мая 366). В 60-х гг. В. совершил 2 карательные экспедиции за Дунай против вестготов Атанариха, нанеся им существенный урон. Перед 2-м походом принял крещение в К-поле от арианского еп. Евдоксия. С 368 г., воспользовавшись персид. походами в Армению, В. сумел утвердить на престоле Зап. Армении своих ставленников: сначала царя Папа, а позднее Вараздата. Рим. войска успешно отражали попытки вторжений персов в Зап. Армению до 371 г., когда был заключен договор с шаханшахом Шапуром II, предусматривавший признание союза империи и Зап. Армении. Тем самым были укреплены позиции империи на Востоке, пошатнувшиеся после неудачного персид. похода имп. Юлиана в 363 г. По оценкам современников, В. был плохо образован, «простоват», часто доверял предсказателям, отличался грубым нравом и иногда был жесток, но тем не менее проявил себя достаточно способным администратором. В нач. 70-х гг. IV в. в Вост. Европу вторглись племена гуннов, к-рые в причерноморских степях разгромили племенные союзы готов и алан, что стало причиной резкого изменения ситуации на дунайской границе империи, а затем и разрушительного кризиса на Балканах и в Центр. Европе. В 376 г. В. дал разрешение союзным империи вестготам во главе с Фритигерном поселиться на землях рим. Мёзии на правах федератов. Однако рим. администрация не сумела установить прочные отношения с союзниками в новой обстановке, и уже в нач. 377 г. вестготы восстали против империи и опустошали Фракию и Македонию. Попытки сдержать варваров с помощью местных военных сил не дали результатов, и в 378 г. В. собрал в К-поле основную армию Восточной империи, перебросив ее с персид. границы. 9 авг. 378 г. В. вступил в сражение с вестготами под Адрианополем, но его войска были разбиты, а сам император погиб (по одной из версий, сгорел в деревянном доме). С походом В. под Адрианополь связан рассказ Феодорита Кирского о предсказании прп. Исаакия Далматского о грядущей катастрофе и гибели императора как о каре за притеснение правосл. Церкви ( Theodoret. Hist. eccl. IV 34).

http://pravenc.ru/text/153915.html

Император угрожал отсечь святителю руку — Евсевий протянул обе 5 июля. ПРАВМИР. Священномученик Евсевий, епископ Самосатский, твердо стоял за православное исповедание, утвержденное ha I Bceлehckoм Соборе в Никее в 325 году, за что терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры. Император Констанций (337-361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, послал к нему приказ отдать этот акт. Святитель решительно отказался исполнить приказание. Разгневанный император послал сказать, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам». Император Констанций удивился смелости епископа, но не причинил ему вреда. После Констанция воцарился Юлиан Отступник (361-363). Наступило еще более трудное время — началось открытое гонение на христиан. Святитель Евсевий, скрывая свой сан, в одежде воина прошел через всю Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в православной вере. Он поставлял в пустующие церкви священников и диаконов, рукополагал епископов, отвергавших арианскую ересь. После гибели Юлиана Отступника воцарился царь Иовиан (363-364), в правление которого гонение прекратилось. Возвратившийся из ссылки архиепископ Мелетий по совету святого Евсевия в 379 году созвал в Антиохии Поместный Собор. В нем участвовало 27 епископов и было подтверждено православное вероучение, принятое ha I Bceлehckoм Соборе.  Ариане, боясь твердых исповедников Православия — святителей Мелетия, Евсевия и Пелагия, пользовавшихся большим уважением императора, поставили свои подписи под соборным определением. После смерти императора Иовиана началось правление арианина Валента (364-378). Православные вновь стали подвергаться преследованиям. Святой Мелетий был изгнан в Армению, святой Пелагий — в Аравию, а святитель Евсевий осужден на заточение во Фракию. Получив царский указ, святой Евсевий ночью уехал из Самосаты, чтобы предотвратить возмущение почитавшего его народа. Узнав об отъезде епископа, верующие настигли его и с плачем умоляли возвратиться. Святитель отказался исполнить просьбу пасомых, сказав, что следует повиноваться существующей власти. Он убеждал пасомых твердо держаться Православия, благословил их и отправился на место ссылки. На Самосатскую кафедру был послан арианин Евномий, однако народ не принял еретика. Православные не ходили в храм и избегали встречи с ним. Еретик-арианин понял, что не сможет привлечь к себе самостоятельную паству.

http://pravmir.ru/328449/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОТСКИЕ МУЧЕНИКИ († ок. 375) (пам. 26 марта), пострадавшие в Придунайской Готии. В синаксарном Житии Г. м. объединены события, происшедшие в течение неск. лет в правление императоров Валентиниана I (364–375), Валента (364–378) и Грациана (375–383). Гот. правитель Унгерих, начав гонения на христиан, сжег церковь с 308 верующими. Из них в синаксарях упоминаются 26 мучеников: пресвитеры Вафусий и Верк с 2 сыновьями и 2 дочерьми, мон. Арпила, миряне Авив (Авип), Конст, Агн, Реас, Игафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сонирил, Суимвл, Ферм, Филл (или Филг), мученицы Анна, Алла, Лариса (Вариса), Моико, Мамика, Уирко ( Вирко), Анимаиса (Анимаида). В Житии также говорится, что по приказу Унгериха в огонь был брошен христианин, к-рого схватили на дороге к храму, куда он шел с приношениями. Мощи мучеников собирала супруга др. гот. правителя по имени Гаафа (иногда она ошибочно именуется Аллой), к-рая была правосл. христианкой. Она передала правление своему сыну Аримерию и вместе с дочерью Дуклидой и пресвитерами поселилась «в стране Римской» (возможно, имеется в виду совр. Румыния). Впосл. она призвала к себе сына и возвратилась с ним в Готию, где была забита насмерть камнями вместе с неким Агафоном (по одному из синаксарей, вместе с мирянином Уеллой). Мощи мучеников она передала Дуклиде, к-рая подарила их часть для освящения храма в г. Кизик, где мирно скончалась спустя неск. лет. По др. версии, мощи были привезены в Кизик самой Гаафой (между 383 и 392). Унгерих в др. источниках не упоминается, возможно, это был один из вождей (judices), правивших в Готии до начала избрания королей. Исидор Севильский называет первым королем дунайских готов Атанариха, о к-ром известно, что он был гонителем христиан, в результате чего Унгериха предположительно отождествляют с Атанарихом (Historia de regibus gothorum, 6–7//PL. 83. Col. 1060). Блж. Иероним Стридонский приблизительно датирует гонение Атанариха 1-м годом 287-й Олимпиады, т. е. 369 г. по Р. Х. (PL. 27. Col. 695). С этим согласуются сведения Сократа Схоластика, объяснявшего гонения Атанариха успешной проповедью еп. Вульфилы в правление имп. Валента ( Socr. Schol. Hist. eccl. 4. 33). Исидор Севильский пишет о мн. замученных и изгнанных из Готии христианах при Атанарихе, что стало причиной выступления против него Фритигерна, получившего поддержку имп. Валента. С победой Фритигерна Исидор связывает принятие готами арианства, хотя до этого мн. готы были православными (Historia regum gothorum. 7).

http://pravenc.ru/text/394975.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН I († 2.04.432, Неаполь), св. (пам. зап. 3 апр.), еп. Неаполя (с 404/5). Согласно краткой заметке в «Деяниях Неаполитанских епископов» (IX в.), И. был 14-м епископом Неаполя и занимал кафедру 27 лет. Однако в этом источнике святой ошибочно назван современником Римских пап Дамаса I (366-384) и Сириция (384-399), императоров Валентиниана I (364-375), Валента (364-378), Грациана (375-383) и Феодосия I Великого (379-395). Основным источником сведений об И. является послание пресв. Урания к Пакату о кончине св. Павлина, еп. Нолы. Ураний назвал И. среди епископов, присутствовавших при кончине Павлина 22 июня 431 г. Далее в послании сообщалось, что после смерти Павлин явился И. в Великий четверг и предсказал тому скорую кончину. И. созвал клириков и нищих для раздачи милостыни, после чего совершил мессу и с 6-го ч. пребывал в молитве. В Великую субботу во 2-м ч. он совершил торжественную мессу и затем скончался. На погребении епископа в день Пасхи присутствовало множество новообращенных христиан. В неаполитанском Мраморном календаре (IX в.) указана дата погребения (лат. depositio) «нашего епископа Иоанна» - 3 апр. На этот день пришлась Пасха 432 г.; т. о., И. скончался 2 апр. В «Деяниях Неаполитанских епископов» И. назван весьма строгим (tanta severitate) человеком, а также сообщается, что епископ первоначально был погребен рядом со св. Ианнуарием в церкви, построенной им после перенесения мощей этого святого из Путеол (ныне Поццуоли) в Неаполь. Церковь св. Ианнуария у подножия холма Каподимонте стала основой катакомб св. Ианнуария, служивших местом захоронения Неаполитанских епископов до IX в. Во время археологических раскопок, проводившихся с 70-х гг. XX в., подтвердилась важная роль И. в становлении почитания св. Ианнуария. В 1971-1973 гг. была изучена крипта V-VI вв. с 8 аркосолиями и 10 асимметричными нишами, украшенная фресками и затем мозаиками. Вероятно, это было место захоронения Неаполитанских епископов. В центральном аркосолии обнаружено мозаичное изображение епископа в паллии и с кодексом в руках, в надписи на эстраде аркосолия упоминается имя епископа - св. Иоанн. Крипта была связана с построенной над ней базиликой, на перекрытиях к-рой сохранились изображения Неаполитанских епископов, возможно также относящиеся к V в.

http://pravenc.ru/text/469732.html

Православные отмечают память священномученика Евсевия, епископа Самосатского. 5 июля, 2012. Новостная служба Священномученик Евсевий твердо стоял за православное исповедание, утвержденное на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году. За это он терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры и изгонявших в заточение. 5 июля. ПРАВМИР. Православная Церковь чтит память священномученика Евсевия, епископа Самосатского. Священномученик Евсевий твердо стоял за православное исповедание, утвержденное на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году. За это он терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры и изгонявших в заточение. Император Констанций (337 — 361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, потребовал отдать этот акт. Святитель отказался. Разгневанный император пригрозил, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам». Император Констанций удивился смелости епископа, и не причинил ему вреда. После Констанция воцарился Юлиан Отступник (361 — 363), началось открытое гонение на христиан. Святитель Евсевий, скрывая свой сан, прошел через всю Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в православной вере. После гибели Юлиана Отступника воцарился благочестивый царь Иовиан (363 — 364), в правление которого гонение прекратилось. Возвратившийся из ссылки архиепископ Мелетий по совету святого Евсевия в 379 году созвал в Антиохии Поместный Собор. В нем участвовало 27 епископов и было подтверждено православное вероучение, принятое на I Вселенском Соборе. После смерти императора Иовиана началось правление арианина Валента (364378). Православные вновь стали подвергаться преследованиям. Святой Мелетий был изгнан в Армению, святой Пелагий — в Аравию, а святитель Евсевий осужден на заточение во Фракию. Святой Евсевий ночью уехал из Самосаты, чтобы предотвратить возмущение почитавшего его народа. Но верующие настигли его и с плачем умоляли возвратиться. Святитель сказал, что следует повиноваться существующей власти, убеждая пасомых твердо держаться Православия.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-otmechayu...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Церковная политика Валента (364-378 гг.) на востоке А.В.Карташев. Вселенские соборы (оглавление) Β отличие от римской половины империи, где при наступлении свободы все просто и автоматически возвращалось к неподвижному староникейству, Восток продолжал быть в распаде и движении. Валенту, при всем его богословском равнодушии, нельзя было с этим не считаться. Надо было найти способ «держать порядок.» Жена Валента Домника была настроена ариански. Она влекла Валента налево. Валент, боясь крайности, почти механически решил идти «посерединке,» предпочитал руководство «казенных» омиев. Β 367 г., перед походом против напиравших на империю с севера готов, Валент даже не без суеверия решил креститься. И, конечно, рукой официального возглавителя столичной Константинопольской церкви самого Евдоксия. Да и сами первенствующие в столице омии не склонны были возбуждать против себя другие партийные течения. Валент ценил это показное миролюбие. И в начале копировал его, подражая западному брату Валентиниану. Однако проведение в жизнь господства омиев не рождало мира. Монопольная передача омиям епископских кафедр рождала сопротивление в низах народных. Вспыхивали драки, полицейские аресты. Валент первые годы упорно демонстрировал свою толерантность. Но возраставший поворот Востока к никейству давал себя знать. И в конце концов вывел Валента из официального терпения. И соблазнил его вступить в открытую борьбу с воскресающим на Востоке никейством. Вот примеры его первоначальной терпимости. Находясь в прифронтовой полосе во время борьбы с готами, в городе Томи (ныне болгаро-румынский черноморский порт Мангалия), Валент пришел в церковь. Епископ оказался энтузиастом никейства и в своей проповеди обличал ошибочное покровительство императора омийству. Валент просто повернулся и ушел в другую церковь. Но все-таки «дерзкий» епископ затем был наказан ссылкой.

http://sedmitza.ru/lib/text/435062/

Акакий вызвал Кирилла к себе на суд. Кирилл не явился и был Акакием в 357 г. низложен. Кирилл отъехал в Tape к епископу Сильвану, где сблизился с Василием Анкирским и Георгием Лаодикийским. Православное настроение Кирилла сблизило его с этими богословски чуткими, завтрашними вождями новоникейской партии. Селевкийский собор 359 г. оправдал Кирилла. Но Константинопольский собор 360 г., под влиянием бывшего на нем «греховодника» Акакия, вновь низложил Кирилла. При наступившей свободе при Юлиане Отступнике (361-363) Кирилл мог вернуться в Иерусалим. Но время Валента (364-378) опять изгнало Кирилла, пока II Вселенский Константинопольский собор под покровительством Феодосия I Великого не оправдал Кирилла твердо и окончательно. Но 20-летнее (с 360 по 381) изгнание Кирилла из Иерусалима повело к торжеству ереси во св. граде, где один другого сменяли все арианствующие епископы. Народ церковный не был пассивен, противился еретической отраве, исходившей от епископских верхов, и держал связь с православным («Афанасиевским») Египтом, a через Египет — с Римом. A потому и к Антиохии тянулся ради Павлина. Но вот общая тогда наивность ревнителей православия: они одновременно тянулись и к Аполлинарию, зачарованные подложной формулой «миа фисис ту Феу Логу сесаркомени.» Поэтому и сам Кирилл Иерусалимский казался этим «ревнителям» подозрительным из-за его дружбы с Василием Анкирским и Георгием Лаодикийским. Увы, аполлинаристская фальшивка широким потоком разливалась по монашескому Востоку. Монахи Иерусалимской Масличной Горы считали себя под этим знаменем как бы крепостной твердыней догматической мудрости и не доверяли даже ни Мелетию Антиохийскому, скончавшемуся в роли председателя II Вселенского собора, ни его преемнику на кафедре Антиохийской Флавиану. Обеспокоенный этими увлечениями палестинского и аравийского монашества, Константинопольский собор 381 г. счел даже нужным послать в Палестину Григория Нисского. Император Феодосий Великий предоставил для этого казенный проезд. Григорий Нисский вынес из этого путешествия самые отрицательные впечатления от дурных нравов этих толп паломников к св. местам, ο прямой опасности их для девственниц и вообще заключал свой отчет словами, что «перемена мест не приближает к нам Бога.»

http://sedmitza.ru/lib/text/435110/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010