Непосредственными учениками и продолжателями традиций Г. были книгописцы, работавшие в 3-й четв. XV в. в мон-ре Путна,- монахи Кассиан и Трифон ( Паскаль. 1991. С. 14-16; он же. Заметки о славяно-румын. рукописях Москвы//Romanoslavica. Bucur., 1992. Vol. 30. P. 310-311). Начиная с посл. четв. XV в. почерки, правописание и оформление кодексов книгописной школы Г. и его ближайших преемников оказывали воздействие на почерки, правописание и оформление украинско-белорус. рукописной и старопечатной книги, в частности на продукцию краковской кириллической типографии Ш. Фиоля . Лит.: Яцимирский А. И. Григорий Цамблак: Очерк его жизни, административной и кн. деятельности: Неизв. произв. Григория Цамблака, подражания ему и пер. мон. Гавриила. СПб., 1904. С. 27, 33-34, 81-82, 211, 298-299, 350-353, 360-362, 364-376, 378, 380-381; он же. Славянские и рус. рукописи румын. б-к. СПб., 1905. С. 208-210, 621-623, 627-630, 643-644, 664-667, 680-682, 684-685, 715-716, 727, 737-741, 794-795; Turdeanu E. Les lettres slaves en Moldavie: le moine Gabriel du monastere de Neamtu (1424-1449)//RES. 1951. Vol. 27. P. 267-278; Mircea I.-R. Contributions à la vie et l " œuvre de Gavril Uric//RESEE. 1968. 4. P. 573-594; Bogdan D. P. Paleografia romano-slava: Tratat i album. Bucur., 1978. P. 28, 64, 66-67, 72, 75, 92, 104-106, 109, 170, 179, 182, 189, 213-215, 220, 233, 246-249, 251-253, 256, 282, 300, 305, 311, 315-316, 318, 321-322, 334, 336; Бойчева П. Традициите на Търновска кн. школа и делото на Гаврил Урик//Търновска кн. школа. София, 1980. Кн. 2. С. 17-80; Ulea S. Gavril Uric: Studiu paleografic//Studii i cercetri de istoria artei. Ser. art plastic. Bucur., 1981. Vol. 28. P. 35-62; Михаила Г. Рукописи Гавриила Урика Нямецкого и их лит. значение//Там же. С. 81-88; Паскаль А. Д. Автограф молдав. книжника XV в. из ЦГАДА//СА. 1988. 5. С. 88-89; он же. Итоги и задачи изучения рукописей Гавриила Урика как ранних источников по истории слав.-молдав. книжности XV в.//Исследования по истории СССР доокт. периода. М., 1989. С. 4-32; он же. Источники по истории слав.-молдав. книжности XIV-XVI вв.: (По мат-лам хранилищ Москвы и Ленинграда): АКД. М., 1991. С. 52-53; он же. Новые данные о кн. деятельности Гавриила Урика Нямецкого//Търновска кн. школа. Вел. Търново, 1994. Т. 5. С. 409-414; СтБЛ. С. 100; Иванова К. Два новототкрита автографа на Гаврил Урик (Предв. съобщ.)//Българистични студии. София, 2004. С. 104-113.

http://pravenc.ru/text/161279.html

Теперь хотелось бы вспомнить некоторые примеры " примирения " церквей из истории христианства, приводимые А.В.Карташевым в его статье " Соединение Церквей в свете истории " : " В арианскую эпоху восточный епископат под водительством антиохийцев отпал от никейской ортодоксии, строго охранявшейся западными церквами под водительством Рима. Опыт примирения через собор в Сердике 343 года повел только к формальному разделению церквей, наложивших взаимно отлучение на девять главных епископов с каждой стороны. " После этого собора " , по словам историка Созомена, " восточные и западные уже не смешивались между собой и не имели общения как единоверные " . В течение следующих четырех десятилетий восточная церковь внутренне выздоравливала от отравлявших ее арианских ядов и по инициативе святителя Василия Великого долго старалась убедить Рим и Запад, что пора им восстановить мир и единение с православным ядром Восточного епископата. Первый сговор и подпись под никейским символом в Риме от лица 64 восточных состоялись в 364 г. Но фактически сближения не произошло. В Риме на соборе 378 г. устами Петра Александрийского антиохийцы еще честились именем ариан. Лишь в 379 г. Рим признал, что 146 восточных епископов около Мелетия Антиохийского есть православное ядро, хотя многие из них получили рукоположение от ариан. Тогда в ответ на это на Антиохийском соборе 379 года примирение церквей было формально засвидетельствовано и восточными, а затем торжественно утверждено на всевосточном соборе 381 года в Константинополе, признанном впоследствии вселенским. При этом воссоединении раздельно живших церквей просто не вспоминали взаимных отлучений Сердикского собора 343 г. Обе стороны отказались от взаимных подозрений в противоположных ересях. Обе приблизились друг ко другу во взаимном понимании, сохраняя каждая свой оттенок в богословии. Восточные подписали вновь никейское " единосущие " . Западные приняли восточную формулу " три Ипостаси " и не отвергли арианских хиротоний восточных. Никто никого не " присоединял " к себе. Обе половины Церкви вновь соединились. Все прожитое в раздельности время не сочтено пустым или безблагодатным. Таинства, подвиги, спасение душ христианских самоочевидно считались за это время реальными. Никому и в голову не приходила кощунственная мысль, что, например, литургии, совершавшиеся святителем Василием Великим, формальным " омиусианином " , т.е. для западных (в 360-х годах) " еретиком " , были лжелитургиями. Две благодатно живые части Церкви вновь внешне и видимо соединились, очевидно невидимо, за время их ссоры, не переставая быть соединенными в лоне Духа Святого, Животворящего Церковь. Это не " уния " и не " присоединение " , но примирение " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Точно также и по другую сторону Дуная, в Малой Скифии греческой постоянными обитателями были славяне. В I и II вв. там жили геты и соплеменные им кривичи, почитавшие вместе с ними одного и того же отечественного мудреца Замолксиса ; в четвертом, когда случилось переселение в области Нижней Мизии готов при императоре Валенте (364—378), и в пятом, при жизни армянского историка Моисея Хоренского тут же обитали двадцать пять поколений славянских ; в седьмом столетии, переселившись в эту Малую Скифию между Дунаем, Понтом и Гемом даже до Варны болгаре нашли здесь оседлыми обитателями тех же самых славян в числе семи поколений . Но что еще замечательнее, нашли здесь (по собственному признанию болгаров) греческую веру и греческих священников . Не явный ли знак, что епархию Скифскую составляли славяне или, по крайней мере, по преимуществу славяне? Ибо мы вовсе не думаем отвергать, что в некоторых городах этой издавна подвластной римлянам провинции, особенно в главном городе Томи, где имело местопребывание римское правительство, управлявшее страною, могли жить для торговли или по другим каким-либо побуждениям и греки-христиане. Не можем, наконец, оставить без внимания и два-три свидетельства, которые несколько определяют состояние благочестия в Скифской епархии. В первые века христианства, во дни гонений на Церковь, здешние христиане, подобно другим, не страшились вкушать смерть за святую веру ; в четвертом и пятом они вместе с пастырями своими остались твердыми в православии, несмотря на все покушения против них ереси Ариевой и прочих , на Церковь Малой Скифии указывали тогда даже как на одну из образцовых по чистоте веры и внутреннему благоустройству, а на пасомых в ней как на таких православных, кои отличались притом глубоким уважением к своим духовным пастырям . В то же время упоминается и о благочестивом обычае этих гетов, или даков, носить с собою во время войны походные церкви . В начале шестого века (505–514) жители Малой Скифии вместе с мизянами и фракийцами из ревности по православию сами пригласили к себе военачальника Виталиана и с радостию стеклись под его знамена, чтобы он защитил святую веру от злочестивого императора Анастасия, который, принявши евтихианство, искажал ее и преследовал истинных чад Церкви .

http://sedmitza.ru/lib/text/435744/

Уже один из предшественников святого Афанасия, святитель Дионисий Великий, епископ Александрийский († 264), в своем ответном послании к епископу Ливии Василиду (ок. 260 г.), составившем четыре древнейших отеческих канона, решает этот вопрос несколько иначе, чем он решался до сих пор. Из его послания ясно, что в его время не было церковного закона, запрещающего «нечистым» людям приходить в церковь и причащаться, и сам святой отец не считает себя вправе издать какое-либо правило, а предоставляет это совести каждого (правило 2, 3 и 4). Но лично он решительно против такого дозволения. Он ссылается на пример кровоточивой жены, прикоснувшейся лишь к краю одежды Спасителя 376 , на слова Апостола Павла ( 1Кор. 7, 6 ), советующего, но не повелевающего (ст. 6) супругам уклоняться друг от друга для молитвы, и высказывает уверенность, что душевная и телесная нечистота явится препятствием ( κωλυθσεται) для всякого входить во святая и во святая святых, то есть в храм и алтарь 377 . И уже Лаодикийский Собор (ок. 364 г.), запрещая мирянам входить в алтарь (правило 19), в особом правиле (44) запрещает это женщинам, делая это, по объяснению Зонары, ввиду особенностей женской природы 378 . Гораздо далее своих предшественников по кафедре идет ученик Афанасия Великого Тимофей Александрийский († 385). В своих ответах некоторым епископам и клирикам он считает известные физиологические явления у мужчин и женщин безусловным препятствием для причащения и крещения (Правила 5, 6, 7, 12, 13). Однако тот факт, что епископы обращались к нему с такими вопросами, показывает, что церковного закона об этом до него не существовало, а двенадцатое правило показывает, что александрийский епископ стоит в этом отношении не на обрядовой, еврейской, а на новой, чисто моральной почве, считая эти состояния нечистыми не сами по себе, а как показатели душевной нечистоты. Именно на вопрос, является ли нечистое сновидение препятствием к причащению, он отвечает, что является только тогда, когда у известного лица была похоть женщины ( πιθυμα γυναικς), а в противном случае на это нужно смотреть как на искушение от дьявола, желающего помешать причащению. И Вальсамон в толковании на это правило объясняет, что истечение семени только тогда является препятствием к причащению, когда оно явилось следствием помысла ( λογισμς), участия ума ( νος) в похоти и добровольного ей сочувствия ( νμεινεν κα νεφιλοχρησε), откуда и возникло нечистое представление ( φαντασα) 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Впосл. обожествлялись даже императоры-христиане, такие как Валент (364-378) и Феодосий I Великий (379-395). Жертвоприношение в И. к. было олимпийского свойства, т. е. жертва во время застолья разделялась между его участниками - именно это отличало И. к. от культа «героев» (жертвоприношение хтонического свойства) и сближало с культами эллинистических правителей. При этом четко различали культ почившего императора и здравствующего. В последнем случае жертвы приносили не непосредственно божественному принцепсу, а ради него. Изображение императора занимало центральное место в И. к. Перед статуей императора совершали жертвоприношения, ее украшали венками и обходили в торжественной процессии. Празднования в честь императора, которые сопровождались жертвоприношениями, торжественными шествиями, застольями, спортивными и муз. состязаниями, происходили в день рождения государя, в годовщину его восшествия на престол, в день основания И. к. в данном городе. Особый случай - визит императора (парусия, adventus), в день приезда к-рого процессия из лучших жителей города с оливковыми или пальмовыми ветвями, со свечами и с факелами выходила за городские стены встречать своего государя. Торжественный прием императора продолжался жертвоприношениями и играми внутри городских стен. Храмы, посвященные И. к., имели особые календари на целый год, примером чего является календарь храма Августа, т. н. Feriale Cumanum (ILS. 108). Кроме жреческих и гражданских религ. союзов с И. к. также связаны некоторые формы мистериальных культов. Напр., в эфесских мистериях Деметры наравне с ней почитались Augusti и члены имп. фамилии (IEph. II. 213), а в Элевсине иерофант наряду с др. священными предметами показывал изображения императоров. Императора воспринимали как живое воплощение преодоления смерти и достижения божественного бессмертия. Лит.: Heinen H. Zur Begründung des römischen Kaiserkultes//Klio. Lpz., 1911. Bd. 11. S. 129-177; Мелихов В. А. Культ рим. императоров и его значение в борьбе язычества с христианством.

http://pravenc.ru/text/389513.html

еп. Дорофей, к-рый в 381 г. участвовал во Вселенском II Соборе в К-поле. «Стамбульские» ворота в сев. стене крепости Никея. Фотография. 1962 г. «Стамбульские» ворота в сев. стене крепости Никея. Фотография. 1962 г. В IV-V вв. Н., избежавшая разорений в период кризиса, оставалась крупным и процветающим городом. В 363 и 368 гг. город сильно пострадал от землетрясений, но это не сказалось существенно на его экономическом положении. В марте 364 г. в Н. был провозглашен императором Валент (364-378). В кон. 365 и нач. 366 г. Н. краткое время находилась под контролем узурпатора Прокопия, к-рый останавливался здесь, безуспешно пытаясь собрать силы для борьбы с Валентом. В сер. 60-х гг. IV в. пров. Вифиния, центром которой ранее была Никомидия, была разделена; Н. стала митрополией Вифинии Второй. В связи с этим в ходе формирования церковной иерархии в кон. IV - 1-й пол. V в. Н. получила статус митрополии в составе диоцеза Понт и вошла в состав иерархии К-польской Церкви. В иерархии митрополий Н. занимала 8-е место после Никомидии. В ранневизант. эпоху ей подчинялись епархии Апамея-на-Меандре, Модрина (Мелины), Линоя и Гордосервы. В VII в. Апамея стала архиепископией и была выведена из подчинения Н. В сер. IX в. список епархий в митрополии Н. был расширен: появились кафедры Нумерики, Тайон и Максимианы ( Darrouz è s. Notitiae. P. 44-45, 248-261). Большие средства в развитие Н. вложил имп. Юстиниан I. При нем в сер. VI в. были реконструированы городской акведук (частично сохр. до наших дней), термы, мост на дороге из Н. в Никомидию, старый дворец (место заседаний I Вселенского Собора), неск. храмов и мон-рей (историк Прокопий Кесарийский , описавший эти работы, к сожалению, не привел их названий; Procop. De aedif. V 3). Сведения о епископах Н. в V-VIII вв. связаны в основном лишь с их участием в различных Соборах того времени. В 451 г. во Вселенском IV Соборе в Халкидоне участвовали представители еп. Анастасия пресвитеры Евсевий и Константин. В 60-х гг. V в. среди епископов, подписавших декрет патриарха Геннадия I К-польского, был еп. Петр Никейский. Еп. Анастасий из Н. присутствовал на Соборах в К-поле в 518, 520 и 536 гг. Еп. Стефан участвовал во Вселенском V Соборе в 553 г. На рубеже VI и VII вв. кафедру занимал еп. Феофил, к-рому посвятил похвальную речь пресв. Григорий Кесарийский (ActaSS. Ian. Т. 2. P. 78). Еп. Фотий участвовал во Вселенском VI Соборе в 680 г., еп. Георгий - в Пято-Шестом Трулльском Соборе 690-691 гг., еп. Ипатий - во Вселенском VII Соборе 787 г. Вселенский Собор, осудивший иконоборчество , был проведен в Н. по решению августы св. Ирины , к-рая, перенеся соборные заседания из столицы, стремилась избежать влияния сторонников иконоборчества на участников Собора. Заседания проходили в кафедральной базилике Св. Софии в Н.

http://pravenc.ru/text/2565344.html

346 Т. 3. С. 38. Ср.: Т. 5. С. 371 и 379. 347 Т. 5. С. 445. 348 Т. 2. С. 139. 349 Т. 5. С. 445. 350 Т. 5. С. 445—446. 351 Т. 5. С. 441. 352 Т. 1. С. 606. 353 Т. 1. С. 281. Ср.: Т. 5. С. 445. 354 Т. 5. С. 231. 355 Т. 2. С. 671. 356 Т. 5. С. 229—231. Ср.: С. 337. 357 Т. 2. С. 133. 358 Т. 5. С. 433—434. 359 Т. 5. С. 433. 360 Т. 2. С. 140—141. 361 Т. 5. С. 379. 362 См.: Т. 1. С. 97. 363 Внимательно, неразвлеченно. 364 Т. 4. С. 42. 365 Т. 5. С. 173. 366 Т. 4. С. 43 367 Т. 5. С. 178. 368 Т. 5. С. 345. 369 Т. 5. С. 479—480. 370 См.: (1Сол.5:17). 371 Т. 5. С. 480. 372 Т. 5. С. 480. 373 См.: (Мф.6:6). 374 Т. 5. С. 480. 375 Т. 5. С. 134. 376 Т. 3. С. 146. 377 Т. 5. С. 345. 378 См.: (Рим.8:26). 379 Т. 5. С. 359. 380 Т. 5. С. 359. 381 Т. 5. С. 172. 382 Т. 5. С. 552 и др. (св. Иоанн Лествичник). 383 Т. 5. С. 131 и др. (прп. Никита Стифат). 384 Т. 2. С. 633 и др. (св. Исаак Сирианин). 385 Т. 2. С. 552. 386 Ср.: Т. 5. С. 219 (св. Григорий Синаит), по св. Иоанну Лествичнику, безмолвие есть отложение помышлений о вещах и чувственных и мысленных. 387 Т. 5. С. 131. 388 Т. 5. С. 190. 389 Ср.: о двух высочайших состояниях у св. Максима Исповедника. Т. 3. С. 178. 390 Т. 3. С. 293. 391 Т. 5. С. 190 (св. Григорий Синаит). 392 Т. 5. С. 358. 393 Т. 2. С. 556. 394 Т. 3. С. 363. 395 Т. 5. С. 300. 396 Т. 5. С. 301. 397 Т. 5. С. 474—475. 398 Т. 5. С. 475. 399 Там же. 400 Т. 3. С. 363. 401 Т. 3. С. 293 (блж. авва Фалассий). 402 Т. 5. С. 393. 403 Т. 5. С. 378. 404 Т. 3. С. 178. Т. 5. С. 370. 405 Т. 5. С. 359 (св. Исаак Сирианин). 406 Т. 3. С. 90. Ср.: С. 348 (прп. Феодор). 407 В стяжании, т. е. в приобретении. 408 Т. 2. С. 376. 409 Т. 5. С. 370. 410 Т. 5. С. 375. 411 Т. 5. С. 375. 412 Т. 3. С. 90. Ср.: Т. 5. С. 439, 244. 413 Т. 5. С. 295. 414 Т. 5. С. 236 (св. Григорий Синаит), 360 (свв. Каллист и Игнатий). 415 Т. 5. С. 433 (св. Каллист Тиликуда). 416 Т. 5. С. 376. 417 Т. 3. С. 366. 418 Т. 2. С. 432. 419 Т. 5. С. 433. 420 Т. 2. С. 752. 421 Т. 5. С. 471. 422 Т. 2. С. 724. 423 Т. 3. С. 321 (св. Феодор Эдесский). Ср.: Т. 2. С. 366 (св. авва Филимон).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4047...

ЕПИСКОП СМИРНЫ; в основном тексте другой эпоним Поликарпа: оучнъ ана И309 10 . Гл. 17. МАРК АНТОНИН: маркъ антонинъ – так и в основном тексте. В греч. Μρκος Б451 17 , без прозвища. Имп. Марк Аврелий Антонин был сторонником античного стоицизма, отсюда прозвище Философ (в Кринице в гл. 18). И12 Гл. 21. 17 ЛЕТ – так в основном тексте. В Кринице пропущено. Гл. 21.1. СОСТАВИЛ; в Тр сь б ща л . Гл. 25. В РИМЕ; в Тр. въ ромии , в основном тексте в рим . Гл. 26. 6 лет – так и на И315 9 и в греч. по Вен [Истр. II, 70]. Ко «3 года» Б460 21 . Гл. 29. УДИВЛЯЛ ВЕЛИЧИНОЙ ТЕЛА И МУЖЕСТВОМ. В основном тексте речь идет о высоком росте и мужестве персидского царя Шапура, с которым воевал Филипп. Эта испорченная фраза Криницы приводится без критики в Срезн (на величьство). Филипп был убит Децием (Декием) Траяном. Гл. 31. ВЕЛИКИЙ ГОЛОД; в пер. гра д – порча гладъ (так в основном тексте). Последнее – результат смешения омофонов λιμς «голод» и λοιμς «чума». См. комм, к И318 на МОР. Гл. 33. ПОПАЛ В ПЛЕН; в пер. здесь и ниже дертъ. Попал в плен (в Эдессе) и был подвергнут этой казни со стороны персидского царя Шапура имп. Валериан. И13 Гл. 34. КЛАВДИЙ – Клавдий II Готский. Гл. 36.1. О МАНИИ – в Тр. переделка-порча: о македонии . Гл. 41. В Тр. ·м· – утрата литеры а в номере главы. Гл. 41.1. ПОСЛЕ КОНСТАНЦИЯ – в Тр. по кост нтин ; такая же ошибка в гл 43. И14 Гл. 42.8. ИЗВИВАЛИСЬ – в Тр. зрима . В Син ко зрти има . Гл. 47. ПОСЛЕ ВАЛЕНТИНИАНА. Нужно: «одновременно с Валентинианом» (μετ + род.). Альтернативное значение предлога μετ см. И42, 285, 322, 343, 350, 366 и др. Валентиниан I Флавий – имп. на Западе Рим. империи (364–375), его брат Валент Иовиан – на Востоке (364–378). И15 Гл. 49. ПОСЛЕ ГРАЦИАНА. В этой главе 11 подглав, пронумерованных Истриным в исправление сбитой нумерации основного текста. Гл. 49.1. СИЛЬНО – в Тр. зл . Срезн предполагает порчу зло → зъло → зл . Впрочем, «зло» вполне годится для передачи высокой степени признака. To же на И73 9 . Гл. 49.2. ОТ ЕПИСКОПСТВА – Григорий Богослов отказался от епископства в Константинополе, когда арианство угрожало православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Photo: http://days.pravoslavie.ru/ Saint Macarius glorified God and said, “In truth, the Lord seeks neither virgins nor married women, and neither monks nor laymen, but values a person’s free intent, accepting it as the deed itself. He grants to everyone’s free will the grace of the Holy Spirit, which operates in an individual and directs the life of all who yearn to be saved.” During the years of the reign of the Arian emperor Valens (364-378), Saint Macarius the Great and Saint Macarius of Alexandria was subjected to persecution by the followers of the Arian bishop Lucius. They seized both Elders and put them on a ship, sending them to an island where only pagans lived. By the prayers of the saints, the daughter of a pagan priest was delivered from an evil spirit. After this, the pagan priest and all the inhabitants of the island were baptized. When he heard what had happened, the Arian bishop feared an uprising and permitted the Elders to return to their monasteries. The meekness and humility of the monk transformed human souls. “A harmful word,” said Abba Macarius, “makes good things bad, but a good word makes bad things good.” When the monks asked him how to pray properly, he answered, “Prayer does not require many words. It is needful to say only, “Lord, as Thou wilt and as Thou knowest, have mercy on me.” If an enemy should fall upon you, you need only say, “Lord, have mercy!” The Lord knows that which is useful for us, and grants us mercy.” When the brethren asked how a monk ought to comport himself, the saint replied, “Forgive me, I am not yet a monk, but I have seen monks. I asked them what I must do to be a monk. They answered, ‘If a man does not withdraw himself from everything which is in the world, it is not possible to be a monk.’ Then I said, ‘I am weak and cannot be as you are.’ The monks responded, ‘If you cannot renounce the world as we have, then go to your cell and weep for your sins.’” Saint Macarius gave advice to a young man who wished to become a monk: “Flee from people and you shall be saved.” That one asked: “What does it mean to flee from people?” The monk answered: “Sit in your cell and repent of your sins.”

http://pravoslavie.ru/100536.html

  Аннотация Пятитомное сочинение А.М. Величко «История Византийских императоров» раскрывает события царствования всех монархических династий Священной Римской (Византийской) империи – от св. Константина Великого до падения Константинополя в 1453 г. Это первое комплексное исследование, в котором исторические события из политической жизни Византийского государства изображаются в их органической взаимосвязи с жизнью древней Церкви и личностью конкретных царей. В работе детально и обстоятельно изображены интереснейшие перипетии истории Византийской державы, в том числе в части межцерковных отношений Рима и Константинополя. Приводятся многочисленные события времён Вселенских Соборов, раскрываются роль и формы участия императоров в деятельности Кафолической Церкви. Сочинение снабжено портретами всех императоров Византийской империи, картами и широким справочным материалом. Для всех интересующихся историей Византии, Церкви, права и политики, а также студентов юридических и исторических факультетов. Настоящий том охватывает эпоху от Константина Великого до Анастасия I. I том Оглавление Предисловие Введение: «Священная Римская (Византийская) империя» Династия Константина I. Святой и равноапостольный Константин Великий Глава 1. На пути к единоличной власти Глава 2. Первый Вселенский Собор Глава 3. Переезд в Константинополь, конец жизни. II. Константин (337–340), Констант (337–350), Констанций (337–361) Глава 1. Соимператорство трех братьев и единоличное правление Констанция Глава 2. Тринитарные соборы и церковная политика Констанция Глава 3. Личность Констанция III. Юлиан Отступник (361–363). Глава 1. На пути к царству Глава 2. Царствование и преследования христиан Глава 3. Персидский поход Внединастический император IV. Иовиан (363–364), краткое царствование христианского императора Приложение: «Варвары и Империя» Династия Валентиана V. Валентиан I (364 – 375), Валент (364–378), Грациан (367 – 383) и Валентиан II (375–392) Глава 1. Эпоха четырех императоров Глава 2. Гибель династии западных царей Глава 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010