В Санкт-Петербурге в честь святого был построен знаменитый Исаакиевский собор 4 апреля. ПРАВМИР. Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!». Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения. Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379 — 395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Исаакий Далматский, прп. Описания иконы Исаакий Далматский, прп. - житие Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364–378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!» Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, выш[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 30 мая (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 7090.jpg:   Размер: 328x1200, 0.39 MPix, 78 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (126) , (0) . Описание: [Икона Покровского собора на Рогожском кладбище. Мастерская Я.А. Богатенко. Начало XX века] Преподобные Далмат, Исаакий Далматский и Фавст в молении Спасу Hepykombophoмy.jpg Файл 19355.jpg:   Размер: 877x1024, 0.9 MPix, 275 Kb. Дата: 2012-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (124) , (0) . Описание: Преподобный Исаакий Далматский. XIX в. Центральная Россия. Частное собрание. Дерево, левкас, яичная темпера, золочение. 11 х 8.5 см.

http://pravicon.com/icon-2064

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАГРИЙ [греч. Εϒριος; лат. Evagrius] († после 370), свт. (пам. зап. 6 марта), еп. К-польский, глава правосл. никейской партии. По сообщениям церковных историков Сократа Схоластика (Hist. eccl. IV 13) и Созомена (Hist. eccl. VI 13), после смерти в 370 г. архиеп. К-польского Евдоксия , главы арианской партии омиев, никейское правосл. меньшинство столичной паствы избрало епископом Е. Ариане выдвинули кандидатуру Димофила , еп. Веррии Фракийской, поддержанную имп. Валентом (364-378), к-рый, получив от сторонников Димофила известие о рукоположении Е., послал в К-поль войска. Е. был арестован и сослан в Египет. По-видимому, он скончался в изгнании еще при жизни Валента, т. к., когда в 380 г. на II Вселенском Соборе обсуждался вопрос о К-польской кафедре, имя Е. даже не упоминалось. Епископат Е. длился недолго. Правосл. Александрийский патриарх Евтихий (933-940) в «Анналах» пишет, что он был на кафедре до изгнания 2 месяца (PG. 111. Col. 1318). Однако хронология в данной части неточна, как и ряд других сообщаемых в ней сведений. Так, он датирует возведение на кафедру Е. 2-м годом правления Валента (365), и т. о. он оказывается предшественником свт. Григория Богослова , которому якобы было поручено этим императором (арианином) управление К-польской кафедрой. В «Хронографии» патриарха К-польского Никифора I († 828) Е. значится 30-м предстоятелем К-польской кафедры и помещен после Димофила. Созомен сообщает, что Е. был рукоположен св. Евстафием , архиеп. Антиохийским, что вызывает сомнение, поскольку Евстафий, низложенный арианствующим Антиохийским Собором (ок. 327), тогда же был сослан в Иллирик. Возможно, это был епископ Антиохии Писидийской (М. Азия). Память Е. значится в Римском Мартирологе, но дата не опирается ни на визант., ни на зап. традицию. Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 426; MartRom. Comment. P. 87; Socr. Schol. Hist. eccl.//PG. 67. Col. 498-499; Sozom. Hist. eccl.//PG. 67. Col. 1327; Nicephori archiep. Constantinopolitani Opuscula historica. N. Y., 1975. P. 115.

http://pravenc.ru/text/180851.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ [Моисет; лат. Moyses, Moysetes] (IV в.), свт. (пам. зап. 7 февр.), еп. сарацин (арабов). Наиболее ранние упоминания о М. содержатся в сочинениях церковных историков V в. и имеют отношение к внешней и церковной политике имп. Валента (364-378), а также к христианизации Аравии . В лат. переводе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, выполненном Руфином Аквилейским, сообщается, что Мавия (375-425), царица сарацин, подняла восстание против рим. правления. Под ее предводительством сарацины начали разрушать города и крепости на палестинской и арав. границах Римской империи, а также опустошать соседние провинции. В качестве условия заключения мирного договора Мавия потребовала от римлян назначить епископом для своего народа М., к-рый вел монашескую жизнь в пустыне недалеко от владений царицы и прославился благодеяниями, добродетелью и чудесами. Требование Мавии было удовлетворено. Однако в Александрии М. отказался принять сан от арианина архиеп. Лукия . В присутствии римских военачальников и народа М. смело обличил заблуждение еретика и его жестокость по отношению к правоверным христианам. Опозоренный Лукий был вынужден согласиться на то, чтобы святой принял епископский сан от пребывавших в изгнании правосл. священнослужителей. М. удалось достигнуть мира «со сверепейшим народом» и сохранить «незапятнанной общность католической церкви» ( Rufin. Hist. eccl. XI 6). Сократ Схоластик заимствовал сведения из «Церковной истории» Руфина, добавив, что М. по происхождению был сарацин; после его назначения епископом мир с римлянами был восстановлен, так что впосл. дочь Мавии вышла замуж за рим. военачальника Виктора ( Socr. Shol. Hist. eccl. IV 36). Рассказ об опустошительной войне Мавии и о рукоположении М. во епископа повторяется в «Церковной истории» Созомена, который добавляет, что М. мн. сарацин обратил ко Христу ( Sozom. Hist. eccl. VI 38). Феодорит Кирский уделяет больше внимания диалогу между арианином Лукием и М., исповедующим веру согласно Никейскому Собору, а не войне между сарацинами и римлянами ( Theodoret. Hist. eccl. IV 23).

http://pravenc.ru/text/2647911.html

Он удалился в Скитскую пустыню и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком 1 февраля. ПРАВМИР. Преподобный Макарий родился в Египте около 301 года. С любовью и усердием послужил он своим родителям в старости. По кончине их, под руководством опытного старца-инока преподобный Макарий стал проходить безмолвное иноческое житие и рукоделие. Прожив три года в пустыне, он пошел к преподобному Антонию Великому (+ 356 г.). Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком. Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. По причине множества приходившего к нему народа, преподобный Макарий имел мало времени, чтобы в удалении предаваться богомыслию. Поэтому преподобный выкопал под своей келлией глубокую пещеру, длиной около полстадии, куда и скрывался от постоянно приходящих к нему и нарушающих его богомыслие и молитву. В годы царствования императора Валента арианина (364-378 гг.) преподобный Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там, по молитвам святых, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли святое крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои пустыни. Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины (+ ок. 390-391 г.) ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близким переходе его в блаженные небесные обители. Когда святая душа преподобного Макария была взята Херувимом и вознеслась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили, что избежал их св. Макарий.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сегодня, 4 апреля, Церковь чтит память преподобного Исаакия Далматского 2 мин., 04.04.2024 Память раннехристианского подвижника преподобного Исаакия Далматского (+ IV в.), особое почитание которого в России связано с личностью императора Петра I, празднует Православная Церковь 4 апреля. Предполагается, что преподобный Исаакий был родом из Сирии. Изначально он подвизался в пустыне, однако потом услышал голос с небес, повелевший ему идти в Константинополь. В столице Византии, которая тогда была охвачена ересью арианства, святой Исаакий несколько раз обращался к императору Валенту (364-378) с просьбой открыть храмы и прекратить гонения на православных. Однако в ответ пострадал сам преподобный – его избили приближенные Валента, а затем бросили в зловонное болото, из которого никто не выбирался живым. Святой Исаакий смог выбраться, а помогли ему в этом два ангела Божиих. Посетив императора в последний раз, Исаакий Далматский предсказал ему поражение в войне с вестготами, за что святого бросили в темницу. Пророчество же сбылось – армия Валента была разбита, а сам он сгорел в амбаре во время бегства от противника. Освободили преподобного из темницы только с приходом к власти нового императора – Феодосия I Великого (379-395). После этого, согласно житию, преподобный Исаакий участвовал во II Вселенском Соборе 381 года, хотя в официальных списках Собора его имени нет. В дальнейшем святой хотел покинуть Константинополь, но его уговорили остаться ради духовных чад. Преподобный поселился в келье в пригороде столицы Византии, за стенами города. Сюда к преподобному Исаакию приходило множество людей, также он сам посещал горожан по их просьбам, чтобы помолиться с ними и благословить их жилища. Кроме того, известна щедрость святого, который даже встретив нищего на пути, отдавал ему свой плащ.     Спустя время вокруг кельи Исаакия был основан монастырь, впоследствии названный Далмата, считавшийся древнейшим в Константинополе. В нем-то преподобный и прожил до своего преставления. Почувствовав приближение смерти, святой созвал учеников, наставил их в вере и выбрал среди них одного, по имени Далмат, назначив своим преемником.

http://foma.ru/segodnja-4-aprelja-cerkov...

Самовоспитание ...Во всем уподобляясь пчелам, должны вы изучать сии сочинения. Ибо и пчелы не на все цветы равно садятся, и с тех, на какие сядут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым. И мы, если целомудренны, собрав из сих произведений, что нам свойственно и сродно истиною, остальное будем проходить мимо. И как срывая цветы с розового куста, избегаем шипов, так и в сих сочинениях, воспользовавшись полезным, будем остерегаться вредного (свт. Василий Великий , 8, 299). Если же кто говорит, что в усовершении нравов довольно ему изучения Божественных Писаний, тот поступает подобно тому, кто учится строить и никогда не строит, обучается искусству ковать, но не намерен прилагать уроков к делу (свт. Василий Великий , 9, 98–99). Источник. ...Всего труднее знать и врачевать себя самого, потому что людям прирождено самолюбие, и каждый, по пристрастию к самому себе, превращает истинный суд. Удобнее же может познавать и врачевать нас другой, потому что судящего о других страсть самолюбия не затрудняет в истинном распознавании (свт. Василий Великий , 9, 378). Источник. Кто вразумляет сам себя, тот вразумляет и другого; кто учит себя, тот учит ближнего... (прп. Ефрем Сирин , 30, 185). Обуздывай смех, и гневу полагай предан, всеми же мерами гони от себя праздное слово (свт. Григорий Богослов , 15, 364). Источник. Вещественное и страстное расположение, к которому особенно поползновенна природа человеческая, это женственное в жизни, когда рождается, угодно бывает мучителю; а твердость и неослабность добродетели, это мужеское порождение, враждебно мучителю и подозрительно тем, что может восстать против его власти. Посему, что как ни есть изменяется, тому, конечно, должно непрестанно рождаться; потому что в природе удобопревратной не увидишь ничего, пребывающего всегда одинаковым; а так родиться зависит не от постороннего побуждения, подобно тому как рождают что-либо телесное; напротив того, по собственному произволению совершается подобное рождение, и мы бываем некоторым образом отцами себя самих, рождая себя такими, какими сами желаем, и по собственному своему произволению уроками добродетели или порока, образуя себя в какой желательно нам пол, мужеский или женский (свт. Григорий Нисский , 18, 259). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евсевий Самосатский, сщмч. - житие Священномученик Евсевий, епископ Самосатский, твердо стоял за православное исповедание, утвержденное на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году, за что терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры и изгонявших в заточение. Император Констанций (337 - 361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, послал к нему приказ отдать этот акт. Святитель решительно отказался исполнить приказание. Разгневанный император послал сказать, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: " Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам " . Император Констанций удивился смелости епископа, но не причинил ему вреда. После Констанция воцарился Юлиан Отступник (361 - 363). Наступило еще более трудное время - началось открытое гонение на христиан. Святитель Евсевий, скрывая свой сан, в одежде воина прошел через всю Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в православной вере. Он поставлял в пустующие церкви священников и диаконов, рукополагал епископов, отвергавших арианскую ересь. После гибели Юлиана Отступника воцарился благочестивый царь Иовиан (363 - 364), в правление которого гонение прекратилось. Возвратившийся из ссылки архиепископ Мелетий по совету святого Евсевия в 379 году созвал в Антиохии Поместный Собор. В нем участвовало 27 епископов и было подтверждено православное вероучение, принятое на I Вселенском Соборе. Ариане, боясь твердых исповедников Православия - святителей Мелетия, Евсевия и Пелагия, пользовавшихся большим уважением императора, поставили свои подписи под соборным определением. После смерти императора Иовиана началось правление арианина Валента (364 - 378). Православные вновь стали подвергаться преследованиям. Святой Мелетий был изгнан в Армению, святой Пелагий - в Аравию, а святитель Евсевий осужден на заточение во Фракию. Получив царский указ, святой Евсевий ночью уехал из Самосаты, чтобы предотвратить возмущение почитавшего его народа. Узнав об отъезде епископа, верующие настигли его и с плачем умоляли возвратиться. Святитель отказался исполнить просьбу пасомых, сказав, что следует повиноваться существующей власти. Святитель убеждал пасомых твердо держаться Православия, благословил их и отправился на место ссылки. На Самосатскую кафедру был послан арианин Евномий, однако народ не принял еретика. Православные не ходили в храм и избегали встречи с ним. Еретик-арианин понял, что не сможет привлечь к себе самостоятельную паству.

http://pravicon.com/info-2241

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Василий Великий, свт. - житие Святитель Василий Великий (Память святителя совершается 1 и 30 января по старому стилю) Василий Великий родился около 330 г. в Кесарии. В семье свт. Василия к лику святых причислены мать Эмилия (память 1 января), сестра Макрина (память 19 июля), брат Григорий (память 10 января). Отец был адвокат, под его руководством Василий получил первоначальное образование, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом (память 25 января), а позже перешел в школы Константинополя. Для завершения обучения св. Василий отправился в Афины — центр классического образования. В Афинах Василий Великий приобрел все доступные знания. О нем говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Около 357 г. святой Василий возвратился в Кесарию, где вскоре вступил на путь аскетической жизни. Василий, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Желая найти духовного руководителя, он посетил Египет, Сирию, Палестину. Подражая наставникам, вернулся в Кесарию и поселился на берегу реки Ирис. Вокруг него собрались иноки. Сюда же Василий привлек своего друга Григория Богослова. Они подвизались в строгом воздержании; при тяжелых физических трудах изучали творения древнейших толкователей Священного Писания. Ими был составлен сборник Добротолюбие. В царствование Констанция (337-362) распространилось лжеучение Ария. Церковь призвала к служению Василия и Григория. Василий вернулся в Кесарию, где в 362 г. был рукоположен в сан диакона, в 364 г. — в сан пресвитера. При императоре Валенте (334-378), стороннике ариан, в тяжелые времена для Православия к Василию перешло управление церковными делами. В это время он составил чин Литургии, «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан. В 370 г. Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Среди постоянных опасностей св. Василий поддерживал православных, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению. Все это вызывало ненависть к нему ариан. Все свои личные средства он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, устроил два монастыря — мужской и женский.

http://pravicon.com/info-1929

Разделы портала «Азбука веры» 18 Авг 2023 Раскопки являются частью текущей программы по восстановлению пола Иерусалимской базилики ИЕРУСАЛИМ. Ряд исторических артефактов, найденных в ходе недавних раскопок в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, проливают новый свет на историю храма, увековечивающего память о местах, где Иисус Христос умер и воскрес из мертвых, сообщило издание All Israel. Раскопки являются частью текущей программы по восстановлению пола базилики. Они проводились прямо перед Эдикулом (или Кувуклией), зданием, расположенным прямо над местом пустой гробницы. Археологические исследования, согласно официальному заявлению Кустодии Святой Земли, были проведены Департаментом древностей Римского университета Ла Сапиенца под руководством профессора Франчески Романы Стасоллы. Кустодия принадлежит Ордену францисканцев, членам которого поручено заботиться о католических объектах в Святой Земле. Поскольку Кувуклия должна была быть закрыта на время раскопок, они проводились в максимально возможном темпе – в непрерывном цикле в течение семи дней и семи ночей. Среди самых захватывающих открытий, сделанных во время этих раскопок, был клад монет, последняя из которых содержала изображение римского императора Валента и датировалась 364–378 годами нашей эры. Монеты были найдены под полом из больших гладких каменных плит, которые в четвертом веке нашей эры были частью самой ранней ротонды, построенной над гробницей. Археологи также обнаружили остатки балюстрады литургического ограждения 16 века, которая использовалась до ремонта 19 века. Еще один интересный артефакт — фрагмент настенной облицовки, которая, вероятно, была частью Эдикулы в 18 веке. Она покрыта граффити, написанными паломниками на разных языках, включая греческий, латинский и армянский. Внутри гробницы были обнаружены остатки средневекового мраморного пола, а также следы интенсивной обработки скалы самой гробницы, сделавшей ее чрезвычайно гладкой. Во время более ранних раскопок, проведенных в июне, археологи нашли два кирпича с оттиском символа Legio X Fretensis, римского легиона, дислоцированного на Святой Земле.

http://azbyka.ru/news/v-ierusalime-v-hra...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010