1770 . В городе в это время строили новые рыбозасолочные цистерны, о чем свидетельствуют раскопки в портовом квартале 1 (цистерна 91); еще не менее девяти цистерн 34, 35, 47, 48, 60–62, 93, 96) могли продолжать использовать в разных местах городища 1771 . К примеру, цистерна 61 из рыбозасолочного комплекса в северо-восточном районе Херсона, была засыпана не раньше 40-х гг. XI в., судя по находке на ее дне монет Василия I и Константина IX 1772 . Объём всех трех цистерн, входивших в состав только этого комплекса, превышал 120 куб. м, то есть в них можно было единовременно переработать 900–960 ц рыбы. Монеты IX–X вв. и обломки поливная белоглиняной поливной посуды были встречены и во время раскопок некоторых цистерн в приморских северных кварталах города 1773 . Г. Д. Белов полагал, что в квартале XXIX действовали две рыбозасолочные цистерны: одна из них, малая, была засыпана в начале VII в., в период строительства соседней базилики 1932 г., а другая перестала использоваться по первоначальному назначению и была превращена в мусорную яму. Однако он сам пишет в отчете об одинаковой керамике IX–X вв. и монетах (одна – Василия I и 23 – Романа I), которые были находимы в ней на разной глубине 1774 . Следовательно, засыпь была произведена единовременно и произошло это, судя по корреляции находок, не ранее второй половины X в. Засыпь двух цистерн, находившихся к востоку от «храма с ковчегом», содержала обломки красноглиняных амфор с зональным рифлением, фрагменты венчиков и плоских ручек высокогорлых кувшинов, обломки белоглиняной поливы, что может говорить в пользу из засыпи не ранее второй половины IX в. На то же указывает материал еще двух соседних цистерн 2 и 3) (рис. 449) 1775 . Радиоуглеродный анализ органических остатков из них, произведенный Л. В. Фирсовым, тоже дал схожие даты (885 г. и 795 г. плюс-минус 35–40 лет) 1776 . Рис. 449. Крестовидный «храм с ковчегом» и раннесредневековый рыбозасолочный комплекс к востоку от него. А – ограда храма; Т – место античного театрона; д – средневековый дом, раскопанный в 1954, 1964 гг.; X – храм; Р – рыбозасолочные цистерны с обозначением мест отбора проб остатков анчоуса для радиоуглеродного анализа (по Л. В. Фирсову)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из сохранившихся документов известно, что в XVIII в. большинство насельников К. м. были его пострижениками, около трети составляли иноки (часто неблагополучные), пришедшие с польской территории, из балканских гос-в и мон-рей Св. Горы Афон, а также монахи, сосланные на покаяние. Выборочная статистика кирилловской братии такова: в 1720/21 г.- 10 иеромонахов, 5 иеродиаконов; в 1730 г.- соответственно 8 и 6; в 1739 г.- 6 и 2; в 1741/42 г.- всего 21 монах; в 1743 г.- 27; в 1744 г.- 23; в 1745 г.- 18; в 1756 г.- 19; в 1762 г.- 12; в 1770 г.- 23; в 1774 г.- 17. С 1775 г. фиксируется количество насельников: в этом году в обители было 20 монахов и 17 послушников, в 1777 г.- соответственно 16 и 30. До последнего года существования мон-ря (1786) в обители проживали от 18 до 22 насельников. В братии преобладали выходцы из низов (крестьяне, мещане, незначительное количество казаков), редко - обедневшие шляхтичи и купцы. Напр., в 1773 г. было 13 крестьян, 2 мещанина, 3 насельника из купцов и шляхтич. Большинство братии были малороссами, известны случаи принятия в обитель униатов. Средний возраст иноков составлял 30-50 лет, мало кто доживал до 70; основные недомогания - подагра и болезни глаз. Как и во всех монастырях того времени, в К. м. были случаи пьянства, драк, воровства, побегов из обители (в соответствии со спецификой монастырских архивов проступки фиксировались, документация сохр.). Лишь третья часть братии не подвергалась судам за проступки ( Maproлiha, Ульяновський. 2005. С. 210-223; Ульяновський. 2007. С. 317-386). В документах есть упоминание о схимнике (Михаил; 1764-1765). Среди послушаний особо выделяется сбор милостыни в Запорожье (сбор подаяний производился по специальному разрешению митрополита, гл. обр. на строительные нужды или возобновление мон-ря после пожара). Основой экономической жизни обители в это время оставались ее земли с подданными крестьянами (села Ячники и Плоское), рыбные озера и мельницы на Сырце; чиншевые доходы от отданных в аренду земель и городских подворий (на киевском Подоле; арендная плата - куничное); поборы за пользование монастырскими мостами и дорогами (мостовое). Доходы приносили также монастырские кирпичные предприятия (по большей части изготовляли кирпич для нужд обители, меньше - для продажи) и монастырские шинки, к-рые имели все киевские мон-ри в своих угодьях (4 шинка К. м. давали 70-80% всех доходов, братия имела строгий запрет на посещение шинков) и киевский магистрат. Мон-рь кормился собственной продукцией с пахотных земель и огородов сел Ячники и Плоское, а также с пасеки и рыбного пруда, на к-рых работали подданные крестьяне (в 1726 г.- 84 чел., в 1749 г.- 35, в 1750 г.- 47, в 1756 г.- 76, в 1766 г.- 51, в 1782 г.- 310 чел.). Немалой статьей расходов обители были «поклоны», «подношения», «благодарения», «поздравления» светской и духовной администрации разных уровней, особенно во время судебных процессов за имения монастыря ( Maproлiha, Ульяновський. 2005. С. 230-239).

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Видя безрезультатность своего письма, патриарх 10 июня следующего – 1773 – года издал новое письмо, в котором спорящие стороны призывались к миру, к тому, чтобы оставить взаимные обвинения и дать покой остальным монахам. Здесь, как и в предыдущем письме, совершение поминовения по субботам не осуждалось 35 . Со своей стороны колливады, видя нерешительность Феодосия, составили еще одно письмо патриарху, которое вскорости было отослано с Иаковом Пелопоннесским. Здесь была выражена настойчивая просьба запретить монахам скита Святой Анны совершать поминовение усопших по воскресениям. Тем временем на патриарший престол во второй раз взошел Самуил Хандзерис (1773–1774), которого Св. Афанасий характеризует как «мужа мудрейшего» 36 , что для Св. Афанасия весьма необычно. В 1773 году новый патриарх издал синодальное письмо, в котором было определено, чтобы «подвизающиеся в келлиях и скитах неукоснительно соблюдали чин и обычай поминовения того монастыря, куда они ходят для участия в Литургии и которому подчиняются» 37 . Это был очень удачный способ поддержать колливадов: не напрямую, но косвенно, – чтобы особенно не раздражать их противников. Этим письмом косвенным образом предписывалось совершать поминовение усопших только по субботам, потому что во всех монастырях Св. Горы, в том числе и в Великой Лавре, которой подчинялся скит Св. Анны, действовал именно такой устав. Колливады приняли это решение с воодушевлением. Однако их гонители из скита Св. Анны не согласились подчиниться патриарху. Как пишет Св. Афанасий, они обвинили патриарха в том, что он безбожник, а потому как можно подчиниться такому патриарху? Подобные обвинения выдвигали бывший Алеппский митрополит Геннадий, которого Св. Афанасий называет «поварешкой» (huliara), и Виссарион из Рапсаны (ум. 1823 г.), которого тот же Св. Афанасий называет «помешанным» (manicos). Агиоанниты дважды ездили в Константинополь с ходатайством о том, чтобы это решение было отменено 38 . 1.4. Кутлумусийский собор и осуждение колливадов В 1774 году антиколливадами в монастыре Кутлумусиу был созван собор 39 , на котором председательствовал бывший патриарх Константинопольский Кирилл V и бывший патриарх Александрийский Матфей (1746–1766). Присутствовало также около десяти митрополитов, покинувших свои кафедры и теперь живших на Святой Горе, и свыше двухсот монахов. На собор были приглашены и колливады, «чтобы был испытан выбор обеих сторон». Однако для колливадов было очевидно, что собор не имел целью обсуждение проблемы, но их собственное осуждение; они видели себя уже заранее приговоренными и поэтому отказались явиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Межигорский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 1933 г. Межигорский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 1933 г. К 1774 г. при М. м. на 5 огородах выращивали для нужд обители капусту, лук, чеснок, морковь, пастернак, репу, брюкву, огурцы, фасоль, насельники обрабатывали виноградники, яблоневые, грушевые, сливовые и черешневые сады. Монастырь владел 39 рыболовными озерами у Днепра, 12 из них отдавались в откуп монастырским подданным (каждое озеро по 10 р. в год). Также М. м. владел лесом на правом берегу Днепра, к-рый братия использовала при строительстве. Жители Киева рубили лес для своих нужд, и обитель получала доход ок. 150 р. в год. На территории др. лесного участка, на левом берегу Днепра, именовавшегося Гористань, изготавливали борти для пчел. Близ мон-ря 350 дес. пашни засевали гречихой, ячменем, горохом и овсом. Но урожайность была невысокой из-за песчаных и глеевых грунтов. На покосах собирали до 13,2 тыс. копен сена, в неурожайные годы - втрое меньше; в 1774 г. монастырь потратил на покупку сена 113 р. Рядом с М. м. имелось 7 мельниц. Две были устроены на плотинах и на ручьях, текущих с гор, одна - на ручье Мощун, 4 мельницы располагались на р. Горенке. Монастырская вотчина в Киевской сотне Киевского полка включала села Вышгород (12 дворов, 25 бездворных хат), Нов. Петровцы (62 двора и 1 бездворная хата), Лютеж (18 дворов и 1 бездворная хата), деревни Ст. Петровцы (23 двора и 3 бездворные хаты) и Борки (21 двор и 4 бездворные хаты). Обитель также владела селами Чернин (35 дворов, 4 бездворные хаты), Евминка со слободкой Красулька (135 дворов, 4 бездворные хаты) и слободкой Юсковая Гребля (9 дворов и бездворная хата) в Остёрской сотне Киевского полка. Во всех селах и слободках М. м. в шинках продавали «горячее вино», мед и пиво. Со всех монастырских угодий поступило доходов: в 1771 г.- 3378 р. 29 к., в 1772 г.- 2722 р. 17 к., в 1773 г.- 2593 р. 54 к. В 1771 г. в Запорожской Сечи М. м. доходов не получил из-за эпидемии чумы. В 1772 г. монахи собрали пожертвований на 2447 р. и 34 червонца, а также 910 рун овечьей «вовны», рыбу. Т. о., годовая финансовая помощь Сечи почти равнялась годовой прибыли М. м. от использования своих угодий. М. м. получал доходы и из приписного Самарского монастыря, расположенного на землях Низового Запорожского войска. В 70-х гг. XVIII в. в этом мон-ре содержалось 155 коней, 266 волов и коров, овцы, бараны, козы; имелись 4 пасеки с 503 ульями, 4 мельницы. В 1771 г. М. м. получил из Самарского монастыря 900 рун овечьей «вовны», 60 «чорних смушков», 12 пудов воска, 2 бочки сыра, бочку масла, в 1773 г.- 18 пудов воска, 22 вола, 3 бочки сыра, бочку масла, 4 бочки меда, 16 четв. пшена, 611 рун овечьей «вовны».

http://pravenc.ru/text/2562780.html

На мешечке, где были мощи и около него, надпись: «Святого первомученика Архидиакона Стефана мощи». 34)  Атласный розовый – во храм святого преподобного отца Давида иже в Селуне. 1773 года октября 27-го дня. Подпись таже и там же. Четыре атласные белые антиминсы, освященные в 1773 г. октября 27-го дня, с мощами: 35)  Во храм чудотворца Николая, что в сели Колпине. 36)  Во храм священномученика Антипы. На левой стороне над мешечком, где были мощи, написано: " Св. первом. Архидиакона Стефана». 37)  Во храм святителя чудотворца Николая. На левой стороне над мешечком, где были мощи, написано: «Мощи св. первомученика Архидиакона Стефана». 38)  Наименования храма разобрать нельзя. Подпись на всех четырех антиминсах таже и там же. Пять белых атласных антиминсов, освященных лета 1774 мая 30-го дня, с мощами: 39)  Во храм святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. На мешечке с мощами написано: «Святого мученика Архидиакона Стефана». На левой стороне написано: «Принят от Новоладожского протоиерея Грузинского 1831 года марта 10-го. Подпись таже и там же. 40)  Во храм Илии Пророка. На мешечке с мощами написано: «Святого мученика Архидиакона Стефана». На бумаге при антиминсе написано: «1835 года июля 23-го дня. Св. антиминс Сердобольского уезда Кидельской Архангело-Михайловской церкви из придела св. Пророка Илии по уничтожении придела прислан для хранения в ризнице». Подпись таже под рисунком. 41)  Во храм Знамения Пресвятыя Богородицы. На мешечке с мощами написано: «Святого мученика и Архидиакона Стефана». Подпись таже на левой стороне. 42)  Храм не означен. Подпись таже и там же. 43)  Во храм Благовещения Пресвятыя Богородицы, что в селе Сарском. Священнодействован преосвященным Гавриилом С. Петербургским. Подпись таже на левой стороне. На мешечке с мощами написано: «Святого мученика и Архидиакона Стефана». 44)  Атласный белый – во храм святого Пророка Илии. Священнодействован преосвященным Гавриилом, Архиепископом С. Петербургским и Ревельским. Лета 1775 месяца февруариа 22-го дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Над 11-м. 30 . 1703 году Декабря против 9-го числа в четвертом часу нощи на Зачатие Святыя Бого-Проматере Анны преставися раба Божия Боярина Князь Михайлова жена Ивановича Лыкова Боярыня вдова Княгиня Афимия Михаиловна, а тезоименитство ее Июля в 11 день Святыя мученицы Ефимии Прехвальныя. В третьей приделанной же к вышеписанной Архангельской церкви каменной палатке Над 1-м гробом. 31 . Лета 7206 году Сентября в 23 день на зачатие Святаго Славнаго Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна преставися раб Божий Боярин Князь Константин Осипович Щербатов. Снаружи той-же палатки, в стене в деланных камнях были надписи следующия 40 Над 1-м гробом. 32 . Лета 7200 г. Марта в 26 день под сею гробницею положено тело девицы Анны Иоанновны дщери Окольничаго Ивана Афанасьевича Прончищева привезено с Москвы по преставлении ея спустя год и пять месяцев и четырнадцать дней. Над 2-м. 33 . Лета от Рождества Христова 1702 г. Февраля в 27 день на намять Преподобнаго Отца нашего Исповедника Прокопия Декаполита преставися раб Божий Стольник Михаило Иванович Прончищев, а тезоименитство его Собор Архистратига Михаила, а жития Его от рождения 47 лет 4 месяца без девяти дней. II. На кладбище пред алтарем соборной церкви Над 1-м гробом. 34 . На сем месте погребен Лейб-Гвардии Измайловского полка Адъютант Павел Иванович Киселев. Родился в 1747 году Августа 23 дня в царствующем граде Москве, преставился в Москве же в 1773 году месяца Маия 13 дня (сей камень весь углубился (врос) в землю: теперь видно одно лишь возглавие камня с надписью). Над 2-м. 35 . На камне в виде гробницы надпись в возглавии: «На сем месте погребен Лейб-Гвардии Конного полка Секунд Ротмистр Варфоломей Иванович Киселев. Родился в 1742 году Августа 18 дня, преставился в 1773 году Октября 26 дня по полудни в 9 часов» (сей камень также врос в землю, и видна только верхняя часть оного с надписью в возглавии). Над 3-м. 36 . На камне в виде гробницы надпись в возглавии: «На сем месте погребен Лейб-Гвардии Измайловского полка Адъютант Гаврила Иванович Киселев, родился в 746 году Июля 13 дня в царствующем граде Москве; преставися в Москве ж в 1774 году Февраля 25 дня; жития его было 27 лет и 7 месяцев».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1764 г. с набережной стороны пред собором был построен особый покой и самый собор получил назначение быть домовым храмом при этом покое. 57 В 1773 г. Сретенский собор послужил местом для временного пребывания св. мощей Черниговских чудотворцев, которые до сего времени находились в соборе, носившем название сих святых. 58 В сем же году последовало распоряжение Императрицы о том, чтобы собор Черниговских чудотворцев разобрать и св. мощи с пристойной духовной церемонией перенести в Сретенский комнатный собор под наблюдением архиепископа Амвросия, при чем необходимые издержки велено было покрыть из сумм, назначенных «на Кремлевское строение», т.е. на предположенный к постройке архитектором Баженовым новый большой дворец. Впрочем, издержки оказались незначительные – всего 95 р., которые были употреблены на покупку парчи к раке св. мощей и другие потребности. Иконостас из упраздненного храма вместе с церковною утварью был передан в храм св. Василия Блаженного. Для устройства же временного помещения раки в Сретенском соборе, в том же 1773 г. было выдано от дворцовой канцелярии состоявшему при сем деле поручику Навроцкому 16 штук чугунных плит, длиною и шириною 19 вершков, 59 две больших окончины со стеклами и еще 19 половинчатых, петель железных с подставками две пары и без подставок – три пары, весом пуд 35 фун., чугунных без крышки – 5, две вьюшки с заслоною и с рамами, одна чугунная дверца, два пуда 16 фун. полосного железа и связного 23 пуда 30 фун. и 1756 кирпичей на переделку у горна трубы, выведенной под крышу. 60 В Сретенском соборе мощи оставались до 1774 г., когда были перенесены в Архангельский собор. 61 Последнее сведение о ремонте собора относится к 1771 г., когда, вследствие донесения архитектора Баженова в экспедицию дворцовых строений о том, что над трапезою собора сорвало бурею крышу и что посему необходимо устроить временную, а сорванные бурею листы собрать и отдать, куда нужно, были исполнены указанные работы. 62 Между тем, с течением времени, не подвергаясь капитальному ремонту, Сретенский собор и окружавшие его строения к концу XVIII в. пришли в полную ветхость, так что в 1796 г. было признано необходимым разобрать около собора даже каменные постройки по горизонту земли. 63

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

над 2-м 35) камне в виде гробницы надпись: в возглавии: «На сем месте погребен лейб-гвардии конного полка секунд-ротмистр Варфоломей Иванович Киселев. Родился в 1742 году августа 18 дня, преставился в 1773 году октября 26 дня по полудни в 9 часов» (сей камень так врос в землю и видна только верхняя часть оного с надписью в возглавии). над 3-м 36) На камне в виде гробницы надпись в возглавии «на сем месте погребен лейб-гвардии Измайловского полка адъютант Гаврила Иванович Киселев родился в 746 году июля 13 дня в царствующем граде Москве; преставися в Москве же в 1774 году февраля 25 дня; жития его было 27 лет и 7 месяцев. над 4-м 37) На камне в виде гробницы надпись по сторонам: «Под сим камнем погребена в Бозе усопшая раба Божия Аграфена Феодоровна жена покойного статского советника Ивана Алексеевича Киселева, урожденного от бригадира Фёдора Артемьевича Полибина. Родилась в 1723 году ноября 23 дня. Тезеименитство июня 23 дня. В супружество вступила января 20 дня… (цифры изгладились). Овдовела 1766 года декабря 24 дня. Преставилась 1781 года февраля 8 дня в 8 часов по полудни. Всего жития её было…. над 5-м 38) Каменный вид гробницы с мраморной на верху доской на коей надпись: «Здесь положено тело его превосходительства господина генерал-лейтенанта, орденов святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени и великомученика Георгия Победоносца 4-го класса и за храбрость золотой шпаге кавалера Феодора Ивановича Киселева. Родился в 1758 году февраля 13 дня, скончался 1809 году января 9 дня по полудни в 12 часов. над 6-м 39) в виде гробницы с надписью на стороне: «Под сим камнем погребено тело девицы Татьяны Ивановны Киселевой, родившейся в 1761 сентября 1-го дня, скончавшейся 1824 года февраля 6 дня. в бумагах архива значится: 40) В 1773 году лейб-гвардии конного полка секунд ротмистр Петр Иванович Киселев привезен из Москвы и погребен в Пафнутиевом монастыре. 41) В 1788 году лейб-гвардии Преображенского полка поручика Дмитрия Киселева сын Петр Дмитриевич привезен из Москвы и погребен в Пафнутиевом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

е. Самуила Хандзериса, в период его Патриаршества в 1773-1774] на пользу христианам»). Однако позднее К., содержащиеся в этих 2 редакциях Анастасиматария Петра Пелопоннесского, были вытеснены соответствующими сочинениями его ученика Петра Византийского (см., напр.: Lesb. Leim. 341. Fol. 227, 1790-1793 гг.: «Кекрагарии по гласам Петра лампадария Византийского»; Athen. K. Psachou. 79. Fol. 81-85, кон. XVIII в.: «Другие кекрагарии наши по гласам, как поются ныне во святой Великой церкви Христовой»), в результате в 1-м изд. Анастасиматария Петра Пелопоннесского (Бухарест, 1820) содержались только К. Петра Византийского, а произведения Петра Пелопоннесского были опубликованы в 1869 г. во 2-м томе к-польского изд. «Музыкальная библиотека». Из других распространенных авторских сборников, содержащих К., следует упомянуть следующие: Анастасиматарий Кириака Кулидаса Нафплионского (см.: Ath. Pantel. 942. Fol. 942. Fol. 1, нач. XVIII в.: «Анастасиматарий с кекрагариями с Богом Святым весьма полезный певчему, который любит петь красивым напевом (εμορφον χμα) как воскресные песнопения, так и Стихирарь, поется же напев, новое сочинение мое, смиренного Кириака Кулидаса Нафплионского»), Анастасиматарий Дионисия Фотиноса (имел хождение в рукописях с 1809; особенно популярен в Румынии), Анастасиматарий хартофилакса Хурмузия (изд. в 1832), Анастасиматарий Феодора Папапарасху Фокейского (изд. в 1839), «Сокровищница Анфологии» протопсалта Константина (здесь содержится 2 группы К.: медленно-быстрая (ργοσντομη; Ταμεον Ανθολογας. 1845. Τ. 1. Σ. 24-35), являющаяся по существу сокращением произведения Иакова, и более быстрая (συντομτηρη; Ibid. Σ. 35-42), подобная сочинениям Петра Пелопоннесского), Анастасиматарий протопсалта Иоанна Неохоритиса (1-е изд.: 1846; широко распространен до наст. времени), Анастасиматарий Зафирия Зафиропулоса (изд. в 1853), Анастасиматарий Панайотиса Килдзанидиса (изд. в 1866), Анастасиматарий Георгиоса Халиориса из Идры (напечатан в качестве 1-го тома изд. «Новая сокровищница музыкальной Анфологии» (1890)).

http://pravenc.ru/text/1684113.html

Эта находка впоследствии подтолкнула его к тщательному изысканию подобных рукописных толкований и в иных библиотеках, в том числе на о. Халки 35  и в Лейпциге. Вот как сам Никифор в предисловии к изданию «Цепи толковников», описывает свои изыскания: «[Я] принял все меры к отысканию других рукописей, подобных ей, с тем чтобы по возможности восполнить посредством сличения или сделанные по недосмотру ошибки, или происшедшую от ветхости порчу мест и разные другие недостатки. С этой целью я не только осматривал тамошние общественные и частные библиотеки, но и монастырские рукописные собрания на о. Халки; кроме того, наведывался через почтенных мужей у преосвященного Смирнского, ибо был слух, что там хранится подобная рукопись. Независимо от сего я показал кодекс представителям семи больших афонских монастырей, прибывшим тогда в Константинополь, и спрашивал их, не находится ли подобных рукописей в их обителях. Но из этого ничего не вышло, и казалось, что всякая надежда уже потеряна, когда благородный и любящий образование великий спафарий 36 Александр, сын Константина, сам по собственному почину доставил мне имевшуюся в его библиотеке подобную книгу» 37 . В это же время, в доме князя Гикаса, Феотокис перевел с латинского на греческий язык книгу Самуила Раввина «Златое сочинение, изобличающее заблуждение Иудейское». Этот перевод был издан в Лейпциге в 1769 г., а русский перевод – в Санкт-Петербурге в 1787 г. 38 Недолгим было пребывание Никифора Феотокиса в царственном граде. К этому периоду относится инцидент, который, по предположению его биографов, послужил одним из поводов к его отъезду. Назначенный патриархом Самуилом (1763–1768, 1773–1774) на должность ритора (проповедника) Великой Христовой Церкви 39 , Никифор однажды произносил слово на погребение матери Григория Гикаса, в гостеприимном доме которой он видел так много добра и заботы. В этом слове он излил всю свою благодарность и любовь к почившей, отметив ее необычайные добродетели. Речь эта пришлась не по вкусу патриарху Самуилу, который заметил Никифору, что он «превознес смертную женщину выше Матери Божией» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010