Двум форейторам и лакею, сопровождавшим фельдмаршала в поездках, было строго-настрого запрещено оборачиваться. Этот приказ стал для Каменского роковым самодурством: его слуги зорко смотрели вперёд, на дорогу, когда убийца со спины рассёк барину череп… Молодой поэт Василий Жуковский написал прочувствованные стихи «На смерть фельдмаршала графа Каменского»: В сей таинственный лес, где страж твой обитал, Где рыскал в тишине убийца сокровенный. Где, избранный тобой, добычи грозно ждал Топор разбойника презренный… Но это в будущем, а будущее лежит в тумане… В 1774-м году этот незаурядный генерал был ещё полон сил и амбиций. Суворов стал генерал-поручиком позже своего младшего по возрасту коллеги, это обстоятельство давало Каменскому формальное преимущество, право руководить операцией. Однако Суворов, отмахнувшись от правил, взял инициативу в свои руки и в нелёгкой битве разбил турок. Тарас Шевченко. Портрет Суворова В жизни Графа Каменского было немало контрастных взлётов и падений. Несмотря на несносный нрав, порой ему сопутствовало везение, и он попадал в фавор, узнав, между прочим, и милость графа Задунайского… Каменский в конечном итоге испортит отношения и с Румянцевым, и с Потёмкиным, и, позже, с императором Александром Павловичем. Но хорошее к нему отношение Румянцева в 1773-м и близость к эксцентричному поклоннику прусской системы императору Павлу сделали карьеру Каменского фантастически успешной: Павел произвёл его аж в фельдмаршалы! Каменский считался исправным офицером, был храбр и стоек, но к числу лучших русских фельдмаршалов историки его не относят, и это справедливо. Итак, два генерал-поручика съехались на военный совет, на котором было решено начинать совместное наступление на Базарджик и к Козлуджам. Каменский начал марш на Базарджик, Суворов должен был прикрывать его наступление со стороны Силистрии. Но Суворов, под предлогом ожидания полков, задержал наступление на два дня и изменил маршрут. Каменский не преминул пожаловаться Румянцеву на неподчинение Суворова, который «неизвестно где находится».

http://pravmir.ru/kozludzhi-poslednee-sr...

Воззрения Г. на взаимоотношения философии и религии нашли наиболее полное отражение в соч. «Gott: Einige Gespräche» (Бог: Несколько разговоров, 1787), представляющем собой отклик автора на т. н. спор о пантеизме. Среди поздних философских работ особое место занимают антикантовские сочинения: «Verstand und Erfahrung: Metakritik der Kritik der reinen Vernunft» (Рассудок и опыт: Метакритика критики чистого разума. 2 т., 1799), где Г. развил основные аргументы «Метакритики пуризма разума» Гамана против кантовского учения об априорных формах познания, и «Kalligone» (Каллигона. 3 т., 1800), в к-ром подвергнут критике центральный тезис о незаинтересованности суждения вкуса соч. «Критика способности суждения». В педагогических сочинениях отражены опыт просветительской и проповеднической деятельности Г., его размышления о воспитании и об образовании. В частности, в соч. «Vom Einfluss der Regierung auf die Wissenschaften, und der Wissenschaften auf die Regierung» (О влиянии правительства на науки и наук на правительство, 1780), а также во множестве служебных записок, рецензий, предисловий к школьным учебникам, публичных речей и т. д. разработаны принципы предложенной им школьной реформы. Поэтическое наследие Г. включает лирические стихотворения, драматические фрагменты: «Philoktet» (Филоктет, 1774), «Fremdling auf Golgatha» (Чужестранец на Голгофе, 1776), «Der entfesselte Prometheus» (Освобожденный Прометей, 1802), «Admetus Haus» (Дом Адмета, 1803) и др.; либретто муз. драмы «Brutus» (Брут, ок. 1772); тексты ораторий и кантат: «Die Kindheit Jesu» (Детство Иисуса, 1772), «Michaels Sieg» (Победа архангела Михаила, 1775), «Pfingstkantate» (Кантата на Троицын день, 1773), «Osterkantate» (Пасхальная кантата, 1781) и др.; басни и эпиграммы. Значительным лит. достижением Г. являются многочисленные поэтические переводы: антология переводов из народной поэзии «Volkslieder» (Народные песни, 2-я пол. 70-х гг.), комментированный поэтический перевод Песни Песней и нек-рых псалмов в кн. «Lieder der Liebe: Die ältesten und schönsten aus Morgenlande» (Песни любви: Древнейшие и прекраснейшие среди созданных на Востоке, 1778), переложения античных поэтов в сб.

http://pravenc.ru/text/164675.html

Беккариа), в нем формулировались и обосновывались принципы просвещенного абсолютизма: «ничего не должно запрещать законами, кроме того, что может быть вредно или каждому особенно, или всему обществу...»; «приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства преступлений, чтоб всяк из граждан мог сказать, что он живет под защитою законов...»; «человека не можно почитать виновным прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей прежде, нежели будет наказан...». Не претендуя на оригинальность идей, Е. А. стала 1-м монархом в Европе, превратившим плоды просветительской мысли в конкретный политический документ и попытавшимся руководствоваться им в политике. Вольтер воспринял «Наказ» с восторгом: «Ликург и Солон одобрили бы ваше творение, но не могли бы, конечно, сделать подобное. В нем все ясно, кратко, справедливо, исполнено твердости и человеколюбия». Франц. кор. Людовик XV приказал изъять все попавшие во Францию экземпляры «Наказа» и сжечь их на рыночной площади, что способствовало росту популярности Е. А. среди просветителей. Однако нек-рые из них критиковали «Наказ». В частности, Дидро считал, что на практике деспотизм монарха в России никак не ограничен. В процессе работы Комиссии по составлению нового уложения 1767-1768 гг. было накоплено большое количество материалов, к-рые впосл. использовались Е. А. при подготовке мн. законодательных актов. Однако уложение так и не было составлено, прежде всего из-за различий интересов сословий. В 1768 г. работа комиссии была прервана в связи с начавшейся войной с Турцией. Русско-тур. война 1768-1774 гг. истощила ресурсы страны, население нищало. Недовольство крестьян проявилось в многочисленных выступлениях. В сент. 1771 г. в Москве вспыхнул Чумной бунт, восставшие убили Московского архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского) . В 1773 г. началось Пугачёвское восстание. Е. А. понимала тяжесть положения населения на окраинах империи и называла поддержавших Е. И. Пугачёва горнозаводских рабочих «роптунами по справедливости».

http://pravenc.ru/text/Екатерины II.html

Радуйтеся Богу, помощнику нашему. Возрадуйтесь Богом и силой Его, Воскликните к Богу с веселием вы, Взыграйте на цитрах, тимпанах и арфах, Ударьте в тимпаны, трубите в трубы! Се новое лето и нова луна, И скоро последует листвия праздник, Как мы украшали свои шалаши, Израиль назначенны дни торжествует; Иакова Богом нам дан сей устав, Когда шел Иосифов род из Египта, И слышали сей мы от Господа глас. Я скинул ныне ваше бремя, От ига вас освободил, Свободы радостное время И ваше благо учредил. Лучи светила померькают, И мрачны тучи кроют вас, Се страшны молнии сверькают: Внимайте Мой во громе глас, Я Бог и вещества создатель, Мне вся Моя подвластна тварь, Я всей вселенной обладатель И вечно властвующий Царь: Храните все вы те уставы, Которы изреку Я вам, И исправляйте ими нравы, А Я за то блаженство дам. < 1773–1774> Из 118 псалма Блажени непорочнии в путь А Ах, коли несчастлив человек, Пути себе имущий кривы, Которого порочен век, Не чисто сердце, мысли лживы. Б Блаженны в мире люди те, Которы Бога почитают, И в наглой гордой суете, Превыше смертных не взлетают. В Великий Боже просвети, Души моей премеркше зренье, И то творити воспрети, Чем может рушиться смиренье! Г Глаза мои да прилиют Перед Тобой потоки слезны, Коль беззаконья вопиют, Которы были мне любезны. Д Дай мне хранити Твой закон, Отвергни от меня унылость! Исполню что предпишет он: А Ты пошли свою мне милость. Е Единой я свои уста, Наполню истинной святою; И будет мысль моя чиста, И сердце полно чистотою. Ж Жить буду я на свете сем, Колико можно, бесзпорочно, И добродетель я во всем, Храня вседневно и всеночно. 3 Земля, свет солнца, небеса Наполнены Твоей добротой, И вся подсолнечной краса, Питается Твоей щедротой. И Или не знаем мы того, Что ясно зрим, не только верим, Хотя величие сего Ничем вовеки не измерим. К Колико, Боже, я Тобой, И сам во всем преизобилен! Но льзя ль гордиться мне собой: Я слаба тварь, а Ты всесилен. Л Лишенный злобой навсегда, Злодей божественна покрова, Блажен не будет никогда, Отстав от Божияго слова.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Диавол изображается у св. Амвросия самым свирепым царём. 1768 У человека нет другого более зловредного врага, как диавол. 1769 В этом отношении с ним не могут сравняться ни плоть и кровь внутри человека, 1770 ни гонители внешние, ибо многие святые, заслужившие за свои мучения венец, потом пали, не выдержавши диавольских нападений. 1771 Диавол есть «истинный враг рода человеческого» и «общий враг всех». 1772 Врагом людей диавол делается из зависти. Завидуя всем, кто стремиться к лучшему, 1773 он особенно злобствует против праведных, так как небесная слава их является для него предметом особой мучительной зависти. 1774 Так из зависти к тому сверхъестественному состоянию, в котором находились первые люди и которого лишился он сам, диавол соблазнил прародителей. 1775 Но диавол не только завидует людям, не только злобствует, но и старается причинить им зло и повредить им. 1776 Усилия демонов в этом случае направляются к тому, чтобы удалить человека от спасения. Последнего они достигают двояким путём: или отвлекая христианина от мысли о покаянии, 1777 или увеличивая число своё вокруг него с тем, чтобы он не видел ангелов Божиих. 1778 Отвращая людей от покаяния и удаляя их от добродетели, диавол хочет видеть людей подобными себе, 1779 хочет сделать их грешниками, 1780 а вместе с тем и причастниками того наказания (consortium supplicii), какое постигло его самого. 1781 «Диавол хочет видеть побольше себе подобных и имеет славу в том, что многих сделал погибшими. Он есть подстрекатель и обвинитель; сам он вошёл в Иуду, сам толкнул его на предание и сам же толкнул его в петлю». 1782 В своих нечестивых замыслах против людей диавол, прельщая их чувства, 1783 зажигает в них страсти, 1784 как, например, невоздержание и жадность, 1785 любодейство, 1786 т. е., обращает своё внимание не только на душу, но и на тело человека. 1787 Много различных родов искушения исходит от диавола, 1788 но не всегда он действует прямо и открыто. Так, часто он переплетает ложь с истиной, дабы видом истины прикрыть явный обман 1789  и ничтожную вещь выдать за ценную и ложь за истину, 1790 иногда же злонамеренно превращается в ангела света. 1791 Диавола можно назвать грешником в собственном смысле слова, 1792 ибо он является отцом греха во всём мире 1793 и, прежде всего, прародительского. 1794 Он же, между прочим, изливает яд философии 1795 и яд еретичества. 1796 Вообще, всякий грех от диавола, 1797 который связывает нас оковами преступлений. 1798 Однако, искушения диавола ещё не исключают свободы выбора, и Бог скажет грешникам на суде: «Вы послушали диавола, склонявшему вас к вредному, и не послушали Меня, возвещавшего вам жизненное». 1799 Со своей стороны св. отец убеждает не бояться диавола: ведь он до такой степени бессилен, что и сам имеет ниспасть на землю, – ведь он получил только возможность искушать, но не получил свободы губить, почему, если и падает малодушный, то падает по своей вине, падает потому, что не сумел снискать (божественной) помощи. 1800

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Так, в 1768 году были – собеседования (или «увещания») с Медведскими раскольниками 4000 4 ); в том же году было поставлено немедленно «рапортовать» в Консисторию о раскольничьих учителях и представлять их туда, вероятно, для увещания; поднимался также вопрос о раскольничьих часовнях 4001 . В 1770 году, были дела о Валдайских раскольниках 4002 , о потаенных раскольниках 4003 . В 1771 году, в виду нескольких случаев самосожжения, последовали назначения ученых священников увещевать хотящих сожещися 4004 . В том же году были составлены и разо- —379— сланы книжицы для увещания раскольников от самосожжения 4005 . В 1773 году тоже происходили увещания заблуждающихся 4006 . В 1774 г. присоединились хлопоты о высланных в Новгород заграничных раскольниках и распределении их по монастырям 4007 . В 1775 году было сделано распоряжение представлять ежегодно ведомости о раскольниках 4008 . Все предпринимаемые в течение этого времени разнообразные меры против раскола – увещательные, карательные и другие не оставались без благих последствий: были обращения раскольников в православие. Так, в 1769 году обратился в православие один записной раскольник 4009 . За 1770 год в архиве Новгородской Консистории значатся три дела об обращении в православие от раскола 4010 . Но в этом же году было также характерное дело: жалоба на насильственное обращение в православие 4011 . В 1771–1778 годах было шесть дел о раскольниках, обратившихся в православие 4012 . А в последнем (1778 г.) было массовое обращение раскольников в православие и, что особенно замечательно, вместе с их учителями 4013 . Можно положительно утверждать, что все эти мероприятия против раскольников не предпринимались без непосредственного и активного участия в них протоиерея Алексея Родионова. Он, как официальный увещатель, естественно всегда беседовал с приводимыми в Консисторию раскольниками. Он, как знаток раскола, был посылаем увещевать Медведских, Валдайских и других раскольников. Быть может, он написал и увещательную книжицу. Правда есть указания, что при Преосвященном Димитрии и после посылались архимандриты, игумены и ученые священники для увещания раскольников от само- —380— сожженья.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После первой мировой войны на территории Германии действовал Союз Великих лож (655 лож и 80 тыс. братьев), пытавшийся примирить сторонников имперских традиций и республиканских идей. После второй мировой войны в нем. М. возобладали 3 направления: прусское (лютеранско-христианское, под надзором Великой национальной ложи, восстановленной в 1946), гуманитарное (евролиберальное, под надзором Европейского союза масонов; создано в 1993) и шведское (сторонники христ. Шведского ритуала, созданного К. Ф. Эклеффом в 1759). В 1949 г. на территории ФРГ была образована Великая федеральная ложа, подписавшая в 1958 г. Хартию сотрудничества с Объединенной Великой ложей Англии. В 1970 г. Великая национальная ложа заключила аналогичное соглашение с той же англ. ложей, что позволило к 1986 г. консолидировать в Германии усилия 394 лож и 15 тыс. братьев. Объединение страны (1990) не привело к увеличению количества адептов. В янв. 2014 г. в Берлине возобновила работу русскоязычная масонская ложа Великий Свет Севера (была открыта эмигрантами в 1922). В современной Италии В современной Италии (Флоренция, Лукка, Ливорно, Пиза) появление масонских лож впервые отмечено в манифесте великого герцога Тосканы Джан Гастоне Медичи в 1733 г. В Риме 1-ю масонскую ложу основали англичане в 1735-1737 гг. Именно она привлекла внимание папы Климента XII - автора 1-й антимасонской буллы (1738). Несмотря на папские запреты, масонские ложи появились в Ломбардии и на Сардинии, а также на юге Италии - в Неаполе и на Сицилии, в Палермо. Их члены, пользуясь покровительством кор. Фердинанда I и кор. Марии Каролины, в 1773-1774 гг. провозгласили создание Великой ложи, которая контролировала деятельность «вольных каменщиков» Неаполя, Палермо, Мессины, Гаэты и Катаньи. В 1778 г. влиятельный масонский союз появился в Венецианской республике. В период Французской революции и империи Наполеона I Бонапарта масоны активизировали деятельность в Италии. В 1809 г. в Ливорно был создан Великий Восток Италии, который возглавил маршал империи и король Неаполя Иоахим Мюрат.

http://pravenc.ru/text/2562546.html

Наконец, различение духов может быть обретено в результате долгого наблюдения: «После долгого наблюдения (μετ πολλς κατατηρσεως), – говорит Евагрий, – мы распознаем, каково различие между помышлениями ангельскими, помышлениями человеческими и теми, что приходят от бесов...» 1768 . Бесы могут быть распознаны по их поведению, по частоте и характеру их нападений, но более всего – по тем помыслам, которые они возбуждают 1769 . Таким образом, приобретается особое «чувство», духовная интуиция, и злые помыслы распознаются «по тому зловонию, которое царит у бесов» 1770 . «Психологические» правила для различения действия духов Евагрий прежде всего исследует сами помыслы, которые внушаются бесами 1771 , Антоний Великий по преимуществу наблюдает за теми состояниями, которые действие духов рождает в душе. В своей пространной беседе Антоний устанавливает «золотое» правило для этого различения: благие внушения создают в душе «невыразимую радость, доброе настроение, мужество, внутреннее обновление, твердость в мыслях, крепость и любовь к Богу»; другие же, напротив, несут с собой «душевную боязнь, смущение и расстройство в мыслях, печаль, ненависть к подвижникам, уныние, подавленность, воспоминание о родных, страх смерти и наконец злые желания, малодушие в добродетели и беспорядочность в привычках» 1772 . Позднее это правило было упрощено до аксиомы: Quidquid inquiétât est a diabolo (Все, что приводит в смущение, – от диавола). Евагрий говорит о «душевном мире» и «душевном смущении» 1773 . Впоследствии авторы осознали, что недостаточно говорить только об «утешении» и «смущении», но требуется еще и различать их источник 1774 . Диавол – обманщик. «Когда наш ум (дух) начинает вкушать утешение Духа Святого, – замечает Диадох , – и сатана ласкает душу чувством обманной сладости в упокоении ночи, когда человек подпадает действию тонкого сна» 1775 . Но и наставления Антония касались не только чувства радости или, напротив, печали. Он замечает, кроме того, что душе порой внушается κατστασις, а порой καταστασα 1776 . Можно, таким образом, сказать, что ангельские внушения «соприродны (душе)», «secondo natura», бесовские же возмущают благой природный строй.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

И. Суворов, видя хилое сложение сына, предназначал его к гражданской службе, но вследствие неодолимого влечения мальчика к военному делу записал его рядовым в лейб-гвардии Семеновский полк. В 1745 г. Суворов поступил на действительную службу, которую стал нести весьма ревностно, закалил свое здоровье, отлично переносил усталость и всякие лишения. В 1754 г. произведен в офицеры, а на боевое поприще впервые выступил во время 7-летней войны; участвовал в сражении при Кунерсдорфе и в набеге Чернышева на Берлин. Командуя с 1763 г. Суздальским пехотн. полком, выработал свою знаменитую систему воспитания и обучения войск на основании боевых опытов. В 1768 г. участвовал в боевых действиях против польских конфедератов, проявив здесь блестящие дарования. Его победы под Ландскроною, Столовичами и овладение Краковом, сильно повлияли на исход войны, результатом которой был первый раздел Речи Посполитой (1772). В 1773 г. произвел два победоносные поиска на Туртукай, одержал победу над турками у Гирсова, а 9 июня 1774 г. нанес им решительное поражение при Козлудже, повлиявшее на исход войны. До 1779 г. командовал войсками на Кубани и в Крыму. В 1779 г. получил в командование Малороссийскую дивизию, а в 1782 г. Кубанский корпус. После присоединения Крыма к России (1783) усмирил ногайских татар. В 1786 г. назначен начальником Кременчугской дивизии. С началом турецкой войны 1787–1791 гг. командовал Кинбурнским корпусом, на который возложена была оборона Черноморского побережья, участвовал в осаде Очакова (1788). В 1789 г. командуя дивизией в армии Репнина, разбил турок при Фокшанах и Рымнике, за что получил орден св. Георгия I ст. и титул графа Рымникского, а от Австрийского императора – титул графа Священной Римской империи. В 1790 г. взял штурмом Измаил. С августа 1794 г. действовал на театре польской инсуррекционной войны, где одержал ряд блестящих побед и был награжден званием генерал-фельдмаршала. В 1796 г. назначен начальником Российских военных сил в южных и юго-западных губерниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Верующий уже наделен лучшим внутри себя, ему не нужна плоть там, куда он идет. Это перерастает в утверждение, которое, на самом деле, прямо отрицает утверждение Павла (и последующее предание, на него опирающееся): Но есть некоторые, кто желают понимать в вопросах о тех вещах, которые они изучают, спасется ли он, если покинет свое тело, будет ли он спасен немедленно. Не позволяйте никому сомневаться в этом. […] Действительно, видимые части тела, которые мертвы, не спасутся, но только живущие части тела, которые существуют в них, воскреснут. Что же тогда является воскресением? Это всегда – открытие тех, кто возвысились 1770 . Таким образом, верующие «воскресают» уже в этой жизни; они оставят тело, «видимые части тела», за порогом смерти; сохранится только та жизнь, которая уже есть у них внутри. Естественно, тут не будет никакого промежуточного периода, ни «сна», как у Павла и уже изученных нами авторов II века 1771 . Подумайте о преображении, говорит автор: Илия и Моисей показали, что они все это время были живы, – скорее именно это, чем грядущее телесное воскресение, он понимает под этими старыми словами 1772 . Такое «воскресение» – реальность, а мир – иллюзия 1773 . Таким образом, воскресение – это новое творение; оно открывает то, что уже существует. Оно, однако, включает в себя превращение, «переход в новое» 1774 . Само по себе это выглядит почти как у Павла; однако автор продолжает настаивать на том, что у всякого, кто ускользает от «разногласий и оков» (от разногласий и доводов тех, кто ставит под вопрос такое понимание), уже «есть воскресение» 1775 . Верующий, стало быть, уже умер и воскрес, хотя и в совершенно ином смысле по сравнению с тем, что, как мы видели, утверждал Павел 1776 . Нынешнее воскресение должно теперь определять направление нынешней жизни; опять – потенциально идея Павла, но в совершенно ином виде 1777 . Английский издатель этого текста, Малколм Пил, предлагает рассматривать этот текст как курьезное сочетание идей Валентина и Павла 1778 . Это, в свою очередь, восходит к теории, согласно которой взгляды Павла на воскресение можно было развивать по меньшей мере в двух различных, но вполне адекватных исходным положениям направлениях: одно ведет к данному посланию с подобными идеями текстов Наг–Хаммади, другое – к Юстину, Тертуллиану и прочим 1779 . Но эти параллели крайне поверхностны. Для Павла воскресение, согласно Первому Посланию к Коринфянам, но также и другим Посланиям, всегда входит в богословие нового творения, основанного на благом начальном творении из Быт 1 и 2 и воскресении Иисуса, где апостол видит исполнение, торжество, увенчание славой исходного первого творения. Это порождает космическую эсхатологию, в которой мир с его пространством, временем и веществом не будет извержен вон, но скорее искуплен. Любая мысль о том, что нынешний мир – это иллюзия и что «воскресение» можно обрести, ускользнув от нее сейчас или в будущем, абсолютно чужда Павлу. (v) Евангелие от Филиппа

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010