13 . Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтоб украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих. 14 . И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все презиравшие тебя и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева. 15 . Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. 16 . Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь – Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев. Все эти стихи рисуют мировое значение нового Иерусалима, который есть святилище „Святого Израилева“, „Сильного Иаковлева“, который есть Сам Господь, „Искупитель“ и „Спаситель человечества“. Деревья, растущие на Ливане, которые употреблены будут (по подобию храма Соломонова) на украшение святилища, не определены точно. Под именем пегвы нашего перевода (pine-tree Англ. узак. текста) кажется надо разуметь пихту или одну из других смолистых пород, которые растут рядом с кипарисом и кедром на Ливане 1773 . Господь прославит подножие ног Своих (ст. 13): вся земля названа „подножием ног Господних“ ( Мф. 5:35 ), нашим Пастыреначальником Иисусом Христом 1774 . В ветхозаветный период подножием ног Бога завета преимущественно считался храм, в котором покоился ковчег завета; так царь Давид ( 1Пар. 28:2 ) говорит: „у меня на сердце построить дом покоя для ковчега завета Господня и в подножие ногам Бога нашего“. (Ср. Пс. 131и Иез. 43:7 ). Заметим, что уже и в последних Мессианских пророчествах Исаии, как напр. в главе LXVI, (ст. 1) на которую ссылается первомуч. Стефан, указывается, что нет и не может быть на земле храма, достойного имени и славы Творца неба и земли. Таким образом мы провидим в этом последнем пророчестве указание на грядущее изменение в общем настроении человечества, которому Господь сказал: „грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу,.... но грядет час и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною: ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Посему надлежит попытаться принять в безмолвии светоносные лучи божественной красоты по священному совету богоносцев и пророков, а скорее, по [изреченному] через пророков увещанию Бога Вседержителя, а подчас и порицанию за нерадение к сему, как, например, через Исаию: »Оставили Меня, источник жизни« 1767 , а также: »Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, и народ Меня не разумеет« 1768 . Также еще: «Солгал Мне, и не помянул Меня, и не принял Меня ни в разум свой, ни в сердце своё; и Я, увидев тебя, презираю» 1769 . И через Осию: »Меня забыли« 1770 и далее: »Обручу тебя в правде и вере, и узнаешь Господа« 1771 , а также: »Ты отверг ведение, и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною« 1772 , и: »Горе им, трусливым, что отдалились от Меня« 1773 ; и опять же через Иеремию увещает Он никого ничем не хвалиться, но всякому, кто хвалится, хвалиться единственно «тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь» 1774 . И через Давида: »Помедлите успокойтесь и познайте, что Я – Бог» 1775 . Опять-таки, среди тех же самых пророков один предпочитает познание Бога всесожжению 1776 и восклицает, что «забыл Израиль Создателя своего« 1777 , а другой говорит, что »переходят от одного зла к другому и Бога не знают» 1778 . И снова: «Не захотели знать Бога» 1779 . Порой охватывает их ревность наставлять неразумных со словами: «Просветите себе свет ведения« 1780 ; и [слова] Давида: »Взыщите Господа и утвердитесь, взыщите лица Его всегда» 1781 , «приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся» 1782 , и продолжает он: «Я познал, что велик Господь« 1783 , и: »Дивно ведение Твоё для меня, – выше сил моих [постигнуть] его!« 1784 , и исповедуется Богу в том, что »буду насыщаться в узрении славы Твоей» 1785 и что «возвеселюсь и возрадуюсь в Тебе» 1786 , и возвещает созерцающим божественное и духовное опьянение от тучности дома Господня 1787 , чтобы ведали, по всей вероятности, способные к созерцанию и тем самым более побуждались [узнать], что же должны, очевидно, испытывать созерцающие Того, тучность Чьего дома обыкновенно сообщает созерцателям божественное и духовное опьянение.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

На обратном пути в Балте Михаил Гуранда был замучен поляками, закопавшими священника живым в землю. В марте 1772 г. всем русским военным командам, находившимся в Подолье, было дано распоряжение защищать правосл. приходы от посягательств со стороны униатов и римо-католиков. В 1772 г. еп. Иов (Базилевич) направил населению Брацлавщины увещевание, в к-ром призывал их «заявлять себя православными». В 1772-1773 гг. в Православие перешли униат. официал Брацлавского окр. Заблоцкий, нек-рые приходы и священники 9 униат. деканатов: Брацлавского, Браиловского, Бердичевского, Грановского, Животовского, Комаргородского, Немировского, Уманского, Чечельницкого. В 1774 г. нек-рые униат. священники, жившие в наиболее полонизированных местностях Подолья, из-за давления со стороны местных польск. шляхтичей переселились в правосл. протопопии (напр., свящ. Гавриил Стрельбицкий из г. Хмельника, свящ. Иаков Метельский из с. Черемошного (ныне Тывровского р-на Винницкой обл.) и др.). К тому времени в Брацлавском воеводстве имелось 6 правосл. протопопий: Винницкая, Аннопольская, Кальницкая, Краснянская, Погребищенская и Рашковская (вероятно, эти протопопии существовали и в кон. 60-х гг. XVIII в.). В 1772 г. произошел 1-й раздел Польши, Подолье сохранилось в составе Речи Посполитой. После ратификации польск. сеймом в сент. 1773 г. договора о разделе страны переход униатов в Православие в Речи Посполитой был запрещен, мн. приходы Подолья, вернувшиеся в 1772-1773 гг. в Православие, снова стали униатскими. Этому немало поспособствовал папский нунций в Польше И. Гарампи. В дек. 1773 г. на Брацлавщину прибыл посланный нунцием с согласия еп. Льва Шептицкого униат. еп. Максимилиан Рыло, имевший титул апостольского визитатора униат. приходов Киевского и Брацлавского воеводств. При помощи польск. казаков в дек. 1773 - февр. 1774 г. он захватывал правосл. храмы в Брацлавской, Уманской и Браиловской протопопиях, был арестован ген. С. Е. Ширковым и выдворен из региона. Население оказывало сопротивление униатам, в г.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

709 Коадъютор – католический титулярный епископ (то есть имеющий сан епископа, но не являющийся ординарием епархии), назначаемый Святым Престолом в определенную епархию для осуществления епископских функций наряду с епархиальным епископом с правом наследования епископской кафедры. 711 Арх. ун. м. связка 441 – копия ноты папского нунция; 1003– письмо из Варшавы от 19 апреля 1773 г. 712 Хлопотать об этом Смогоржевский просил, между прочим, жену Замойского и жену краковского кастеляна – Арх. ун. м. кн. 110, 102 – письма Смогоржевского от 12 октября 1773 г. 720 Там же. О Сестренцевиче Лисовский, между прочим, отзывался, что он старается угодить русскому правительству абсолютным управлением по отношению к своему духовенству. Там же – письмо от 15 октября 1779 г. 723 Там же, 1005, письмо официала Марцинкевича от 10 октября 1774 г. и следующие за ним приложения. 727 Там же, 1005, письмо ротмистра Свецицкого от 20 июня 1774 г. Свецицкий жаловался, что униатские священники ходили крестными ходами к каким-то источникам в Дубровской волости, которые народ чтил на подобие языческих священных мест (слова Свецицкого) и что в этих же местах прежде запретила православная духовная власть Прощи. 730 Там же, 1003, письмо Миляновского от 23 декабря 1776 г. и следующее за ним письмо Бутримовича. 741 Арх. ун. м., 1005, письмо Ярмоловича от 3 марта 1771 г.; там же, письмо Смогоржевского из Рима от 15 сентября 1752 г. 747 По словам Рыллы король вынудил у него не решительное согласие на переход в Полоцк. Дневник Рыллы. Науковый Сборн. Галицко-русской матицы, выт. III и IV, стр. 283–284 752 Там же, 997, письмо к Левинскому из Житомира какого-то Комара или Комаржевского от 23 сентября 1780 г. Из письма видно, что и прежде была тревога из-за этого. Мы видели, что еще в 1773 году были об этом слухи. 755 Мы будем часто ссылаться на переписку Смогоржевского с Левинским. Левинский был львовским протодиаконом, а потом коадьютором Смогоржевского и в тоже время королевским, секретарем. Переписку свою они вели почти непрерывно с 1779 по 1788 г. Этот драгоценный материал сохранился в униатском архиве. К сожалению, недостает многих писем Смогоржевского и многих приложений к

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Сегодня мы также вспоминаем выдающегося русского полководца, не знавшего ни одного поражения, графа Рымникского и князя Италийского генералиссимуса А.В.Суворова, скончавшегося 6 мая 1800 года. Александр Васильевич Суворов родился 24 ноября 1730 г. в старинной дворянской семье генерал-аншефа, бывшего ординарца Императора Петра Великого. Получил домашнее образование и освоив артиллерийское дело под руководством отца, Суворов с детства пристрастившись к чтению, всю жизнь занимался самообразованием, став одним из самых образованных военных деятелей XVIII в., блестяще изучив, помимо военных дисциплин, математику, философию, историю, владел восемью языками. Отец не помышлял о военной карьере сына из-за слабости его здоровья, но, поддавшись просьбам мальчика, записал его в 1742 г. солдатом в лейб-гвардии Семеновский полк. Суворов начал действительную военную службу в 1748 г. в чине капрала, через шесть лет получил первое офицерское звание. Боевое крещение будущего генералиссимуса состоялось в беспрестанных стычках с неприятелем в конце Семилетней войны, в ходе которых он заслужил о себе такой отзыв начальства: " Быстр при рекогносцировке, отважен в бою и хладнокровен в опасности " . В 1762 г. Суворов был произведен в полковники и назначен командиром Астраханского, а затем Суздальского пехотного полка. В этом звании он принял участие в войне с польскими конфедератами в 1768 - 1772 гг., и за нестандартное, но всегда успешное решение боевых задач в 1770 г. был произведен в генерал-майоры. В 1773 г. Суворова по собственной просьбе направили на Русско-турецкую войну (1768 - 1774). Он одержал победы при Туртукае, Гирсове (1773) и Козлудже (1774), где с 18 тысячным отрядом обратил в бегство сорокатысячную турецкую армию. Направленный на Урал в 1774 г. для разгрома пугачевских банд, Суворов доставил Пугачева в Симбирск и уничтожил остатки мятежных отрядов. С началом очередной Русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг. Суворов в чине генерал-аншефа одержал серию блистательных побед при Кинбурне (1787), под Фокшанами и Рымником (1789), получив от Императрицы титул графа Рымникского. В 1790 г. граф Суворов штурмом овладел неприступной крепостью Измаил , реализовав свой гениальный военный план и тем самым решив успех всей войны.

http://ruskline.ru/history/2015/05/19/et...

Турция соглашалась уступить России только торговое мореплавание на Чёрном море. Императрица по этому поводу писала, что «кораблеплавание на Чёрном море Россия требует свободное, что по толь славной войне, каковую имели мы с Турками, было бы предосудительно Империи и собственной Ея славе сносить их предписания» (3-го января 1773 г.). Напрасно Совет представлял, что лучше согласиться на ограниченное кораблеплавание, нежели допустить Турок «опять в Крыму вкорениться», что, имея торговые суда можем всегда в случае надобности обращать их в военные, что и с сими пределами мир нам славен и полезен будет, и что весьма прискорбно было б, если б сие только могло ещё разорвать негоциацию и возобновить войну, а особливо в такое время, когда мы находимся в критическом с Швецией состоянии. Императрица отвечала, что «опасаясь Шведов, сомневаемся мы о собственных своих силах, и что она не согласится на перемену своего о кораблеплавании соизволения, пока Совет не представит иных причин, более к тому побуждающих» (3-го января 1773 г.). Однако Императрица, хотя не изъявляла согласия на уступки, но не оставляла также без внимания тягостей, причиняемых продолжением войны, и выражала желание о скорейшем достижении мира. Взгляд Её подробно высказан в предложении Совету 19 августа 1773 г., по поводу приготовлений к кампании 1774 года. «Требуете Вы от меня рекрутов для комплектования армии» – писала Императрица. «От 1767 г. сей набор будет, по крайней мере, и сколько Моя память Мне служит, шестой. Во всех наборах близ трёх сот тысяч человек рекрут собрано со всей империи. В том Я с вами согласно думаю, что нужная оборона государства того требует. Но со сжиманием сердца по человеколюбию, набор таковой всякий раз подписываю, видя наипаче, что оные для пресечения войны по сю сторону бесплодны были, хотя мы неприятелю нанесли много ущерба и сами людей довольного числа лишились. Из сего естественно родится может два вопроса, которые Я себе и вам сделаю: первый – так ли мы употребляли сих людей, чтоб желаемый всем мир мог приближиться? Второй: после сего набора чтò вы намерены предпринимать к славе Империи, которую ни в чём ином не ставлю, как в пользе её? Оставляя говорить о прошедших лаврами увенчанных кампаниях, кои неприятеля принудили к мирным переговорам, в ответе на первый сделанный Мною вопрос скажу о настоящем положении дел, что, к сожалению, Моему, вижу Я, что сия компания повсюду бесплодно кончится, или уже кончилась, и осталось нам помышлять, не теряя времени, о будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КЛИМЕНТ XIV Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Климент XIV, папа Римский Климент XIV ( 1705 - 1774 ), папа Римский (1769 - 1774) В миру Джовании Винченцо Антонио Лоренцо Ганганелли (Antonio Ganganelli), родился 31 октября 1705 в семье врача. Папа Римский с 19 мая 1769 . Ученик иезуитов и францисканский монах, Климент, при своем предшественнике Клименте XIII , стоял далеко от дел, так как не был расположен к иезуитам и советовал папе примириться с державами. Избранный в папы преимущественно противниками ордена иезуитов , Климент в своей первой энциклике, предписывая верующим повиноваться государям, выразила мысль, что благо церкви неотделимо от мира со светскими государствами. Он не хотел, однако, уничтожить орден только в силу требований правительств, но считал необходимым лично ознакомиться с делом. Поэтому только в 1773 Климент издал бреве Dominus ас Redemptor noster, которое уничтожало орден и подробно мотивировало эту меру. Результатом уничтожения иезуитского ордена было примирение с римским престолом католических держав и возвращение церковных владений, захваченных Францией и Неаполем при Клименте XIII. Климент XIV был уверен, что иезуиты лишат его жизни за уничтожение их ордена; действительно, он вскоре умер, и современники были убеждены, что его отравили иезуиты. Климент любил природу, изучал ее, стремился к простоте жизни и уединению. Считал римского епископа хранителем правды на земле и хорошо понимал потребности современных государств. Памятником его любви к искусству остался Клементинский музей, составляющий лучшее украшение ватиканского собрания древностей. Скончался 22 сентября 1774 . Сочинения Климента изданы Theiner " ом ( " Cl. XIV epistolae, brevia selectiora ас nonnula acta pontifîcatus " , П., 1852). Изданные Караччиоли " Lettres intéressantes " (П., 1775), будто бы принадлежащие Клименту, и только переведенные издателем, составлены (по крайней мере, в большей части) самим переводчиком. То же следует сказать о " Nouvelles lettres intéressantes du pape Cl. XIV " (П., 1776—77) и книге Latouche, " С. XIV et Carlo Berlinazzi, correspondance inédite " (П., 1827). Литература Использованные материалы Редакция текста от: 09.04.2013 07:58:06 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/14654.html

еп. Инфлянтский (1765-1778), отказались принести присягу на верность имп. Екатерине II. Не захотел этого делать и титулярный епископ Карпасианский in partibus infidelium Тадеуш Бенедикт Феликс Товянский, вспомогательный епископ Виленского диоцеза для Белоруссии (1766-1773). Виленский еп. И. Я. Масальский предложил новую кандидатуру - каноника виленского капитула Станислава Богуша-Сестренцевича (подробнее о нем см.: Попов, Ганчар. 2012. С. 27-38) и обратился с просьбой о его поддержке к польск. кор. Станиславу Августу Понятовскому (1764-1795), а с прошением о скорейшем епископском рукоположении к папе Римскому Клименту XIV (1769-1774). Папский престол, стремясь сохранить контроль над российскими католиками, одобрил план, предложенный еп. И. Я. Масальским, по которому Богуш-Сестренцевич должен был стать викарием Виленского еп-ства. 12 июля 1773 г. папа Климент XIV назначил Богуша-Сестренцевича епископом Малльским in partibus infidelium, вспомогательным епископом Виленского диоцеза; рукоположение состоялось 3 окт. 1773 г. в кафедральном соборе в Вильне. Предполагалось, что на присоединенных к Российской империи белорусско-латв. землях будет создано 3 генеральных викариата, в каждый из к-рых войдут приходы, принадлежавшие ранее Смоленскому, Инфлянтскому и Виленскому католич. еп-ствам. Остальные приходы, находившиеся непосредственно в России, планировалось подчинить титулярным епископам in partibus infidelium. Такой принцип организации католич. структур в империи объяснялся как длительной традицией подобного деления, так и физической невозможностью одному пастырю управлять столь обширными территориями. Папский престол указывал на противоречие имп. указа от 14 (25 н. с.) дек. 1772 г. о создании католич. диоцеза на территории Российской империи каноническому праву католич. Церкви: Регламент 1769 г. фактически отрицал верховную власть папы Римского и право Папского престола быть единственной апелляционной инстанцией для всех католиков. Богуш-Сестренцевич предложил создать при епископе коллегию и передать ей функции Юстиц-коллегии.

http://pravenc.ru/text/2563904.html

В указе Петра I от 18 мая 1719 г. им вменялись в вину миссионерская деятельность и «совращение в католицизм» учеников их школ (в отчете И. за 1709 указывалось более 10 случаев перехода в унию (Там же. С. 178-196), это число явно занижено, не учитываются тайные обращения в католичество). Возобновление деятельности И. в России началось в результате 1-го раздела Польши (1772), когда из 90 действовавших на ее территории учреждений И. Российской империи отошло 20: 4 коллегии (в Динабурге (ныне Даугавпилс, Латвия), Витебске, Полоцке и Орше), 2 резиденции (в Могилёве и Мстиславле) и 14 миссий. В учреждениях находился 201 иезуит (97 пресвитеров, 49 схоластиков и 55 братьев), они принадлежали к Мазовецкой и Литовской провинциям ордена. В отличие от мн. представителей польск. духовенства И. одними из первых принесли присягу на верность имп. Екатерине II Алексеевне и т. о. помогли ей в умиротворении новых российских территорий. Осенью 1772 г. ректор Полоцкой коллегии Станислав Черневич во главе депутации И. был принят при дворе в С.-Петербурге. С. Черневич. Гравюра. XIX в. С. Черневич. Гравюра. XIX в. После упразднения ордена в 1773 г. деятельность И. была запрещена на территории Польши и Великого княжества Литовского; имущество ордена после конфискации гос-вом передавалось в распоряжение Эдукационной комиссии, к-рой подчинялись коллегии И., преобразованные в светские учебные заведения. Имп. Екатерина II отказалась обнародовать бреве «Dominus ac Redemptor» в Российской империи и объявила об особом покровительстве И., считая сохранение ордена выгодным для развития просвещения в России. Т. о., Россия стала единственной страной, где И. продолжали свою деятельность в полном объеме до повсеместного восстановления ордена (1814). И. передавались в юрисдикцию епископа римско-католических церквей в Белоруссии Станислава Богуша-Сестренцевича , внутреннее руководство И. в Российской империи перешло к провинциалу Мазовецкой пров. Станиславу Черневичу. Некоторые члены провинции настаивали на подчинении папе, и в 1773-1774 гг. из нее вышли 53 чел. В дек. 1773 г. Черневич ходатайствовал перед имп. Екатериной II о выполнении требований папы и роспуске И. в Российской империи, но получил ответ: «Вы должны повиноваться папе в том, что касается догмы; в остальном вы должны повиноваться Государям» ( Инглот. 2004. С. 84).

http://pravenc.ru/text/293585.html

Из межевых книг и планов Богоявленского монастыря видно, что ему отведены были следующие угодья. 17 В 1773 году: 1) пожня на р. Костроме, в окружной меже 22 дес. 2013 саж.; 2) земля бывшего Спасозапрудненского монастыря, всего 37 дес. 220 саж. в 1774 году; 3) пожня Подвязки при р. Соше – внутри дачи с. Спаса; в ней покоса 2 дес. 1586 саж.; 4) пожня Илидомка – 1 дес. 352 с.; 5) Опалиха – 1200 с.; 6) пожня по р. Костроме, в окружной меже 27 дес. 1254 с.; в 1775 году: 7) пожня Малыгина-Пшеникова, 4 дес. 1959 саж.; 8) Переволок, в ней земли: покоса 1 д. 319 с., под половиною ручья Доманцовского 41 саж., а всего 1 д. и 360 дес.; 9) пожня на озере Доманцове, 2 дес. 394 с.; в 1795 году: 10) пожня Острековна на р. Илидомке и озере Острековском, всего 1 дес. 902 с.; 11) пожня Дол-Рогатый, 3 дес. 238 саж.; 12) пожня Серебряницы, 1305 саж. и 13) Изборовка – 1 дес. 1435 сажен. В докладе, от 9 июля 1850 года Чухломского уездного землемера Н. Левитского по делу возобновления межевых признаков на пожнях, перешедших от закрытого Богоявленского монастыря к Ипатьевскому, находим следующее разъяснение относительно этих угодий. В указе губернского правления сенные покосы на р. Костроме, пожалованные 1 и 6) в 1773 и 1774 гг., значатся как разные дачи, но они в сущности одна дача, что показывает как самая местность, так и оба плана. Дача Спасозапрудненского монастыря 2), хотя и записана в числе прочих, никогда не принадлежала Богоявленскому мужскому монастырю, а по плану, имеющемуся в архиве уездного суда и копии с плана, препровожденной от правления Ипатиева монастыря, вся состоит во владении священноцерковнослужителей Спасозапрудненской церкви. Так вместо 13 угодий оказалось 11, на которых г. Левитским и возобновлены (в 1851 г.) межевые признаки. Исключая же рыбные ловли в озере Семеновском, которое уже от 1795 г. находилось во владении Богоявленского монастыря, числилось за ним и сдавалось в аренду 10 пожень, в которых заключается 18 десятин 2118 кв. сажен. Относительно доходности их можно сказать лишь то, что в 1848 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010