На востоке богиня луны была олицетворением производительного начала природы, и культ её иногда, как это было в Малой Азии, сопровождался страстными, фанатическими оргиями. Некоторые черты богини «матери бытия» сохранились и в греческой Артемиде, но тип чисто гелленской, олимпийской Артемиды – иной и более поэтичный и утонченный, как и тип Аполлона далеко не тождествен с восточными богами света и солнца. Артемида, как и Аполлон, богиня и растительности, и животного царства; когда она гневается, животные умирают. Она богиня весны, как и её брат (’ Yμνια – от μνος, богиня весны и песен); имя её также привязано и к мифу о гипорбореях; она посылает, как и Аполлон, голод и, как он, убивает, карает смертью: та же мысль о двойственной силе света. В некоторых местностях она покровительница рождения, какой была богиня луны и у других народов. Таковы типы Артемиды таврической, символом которой был вол, ефесской, о которой говорится в книге Деяний 1773 и о которой мы уже упоминали, персидской, которая сходна с Анаитой. Но чисто греческий тип её – другой 1774 : это «богиня ловитв златострелая» 1775 ( γροτρα), как называлась она в Аттике, т. е. охотница 1776 . Таинственная богиня ночного света, изображающаяся с факелом, стала богиней росы, леса, гор и скал с их обитателями, жизнь которых начинается с наступлением мрака и ночи, а в нравственной своей стороне – представительницей тихой, идиллической жизни в лесах и горах, чуждой обычного людского шума и страстности. Поэтический облик ночного светила, бледного но чистого и прекрасного, вызывающего на тихие и мирные думы, перенесенный на Артемиду, создал из неё богиню деву, прекрасную ( καλλστη) и чистую ( γν), 1777 которая летает по горам и долам, окруженная нимфами и харитами (олицетворением грации и стыдливости), но бежит от нескромных взоров и хочет жить уединенно в тихом и мирном веселье. Она покровительствует по преимуществу девам и детям, еще чуждым страстей и непорочным. С её именем соединено представление о безмятежных радостях жизни и скромных удовольствиях. Это очевидно другая сторона той жизни, которую олицетворяет собой брат её Аполлон, как ночь есть обратная сторона дневной жизни. Аполлон тип жизни цветущей, деятельной, страстной, тип ума, обращенного на деятельную жизнь; Артемида тип жизни сосредоточенной в себе, чувства мирного и в себе заключенного, тип сравнительно с первым бледный, но в высшей степени привлекательный. Изображалась эта богиня в образе девы то с факелом, то с лирой в руках, окруженная нимфами, а иногда с ослиной самкой, которая ее сопровождает, или несет на себе, иногда же в виде охотницы с собакой. Выражение её лица всегда скромно. С нею часто смешивалась близкая к ней по значению Геката, несомненно богиня луны и одна из форм того же типа 1778 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Гавриил Романович (3.07.1743, Казань (по др. сведениям, дер. Кармачи или Сокуры под Казанью) - 8.07.1816, с. Званка Новгородского у. и губ.), поэт, гос. деятель. Из мелкопоместного дворянского рода татар. происхождения. В 1759-1762 гг. учился в Казанской гимназии, находившейся в ведении Московского ун-та. В 1762-1771 гг. служил в нижних чинах в лейб-гвардии Преображенском полку в С.-Петербурге, в 1772 г. произведен в чин прапорщика. В 1773-1774 гг. состоял в Секретной комиссии по расследованию причин Пугачёвского бунта, деятельно участвовал в его усмирении. 15 февр. 1777 г. отставлен от военной службы с чином капитан-поручика, переведен на статскую службу с чином коллежского советника и награжден имением в Белоруссии. В авг. 1777 г. назначен экзекутором 1-го департамента Сената. В дек. 1780 г. переведен в новоучрежденную Экспедицию о гос. доходах, составил инструкцию («начертание должности»), регламентировавшую ее деятельность. В февр. 1784 г. из-за разногласий с ген.-прокурором кн. А. А. Вяземским Д. был отправлен в отставку, но уже в мае 1784 г. назначен на должность губернатора новоучрежденной Олонецкой губ. В дек. 1785 г. переведен губернатором в Тамбов, где при нем было открыто главное народное уч-ще (сент. 1786) и начала действовать типография (нояб. 1787). В 1787 г. усилиями Д. были открыты народные школы в др. городах губернии (Козлов, Лебедянь, Елатьма, Шацк, Липецк, Спасск, Темников). В кон. 1788 г. из-за конфликтов с ген.-губернатором И. В. Гудовичем Д. был отставлен от должности губернатора и отдан под суд. В сер. 1789 г. полностью оправдан, а в дек. 1791 г. стал статс-секретарем имп. Екатерины II с поручением наблюдать за законностью решений Сената. В сент. 1793 г. стал сенатором, а в янв. 1794 г. президентом Коммерц-коллегии. В этой должности Д. взялся за борьбу со злоупотреблениями таможенной службы и иностранных купцов, в результате чего ему было передано распоряжение императрицы никакими делами больше не заниматься и числиться президентом Коммерц-коллегии, «ни во что не мешаясь».

http://pravenc.ru/text/171736.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГОВАРД ДЖОН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Говард, Джон (Ховард, Хауард, Howard) ( 1726 - 1790 ), реформатор тюремного дела, член секты индепендентов . В 1755 , во время его путешествия в Португалию , судно было захвачено французским капером; Говард, заключенный в тюрьму в Бресте , испытал все муки тюремной жизни того времени. По возвращении он в своем имении Кардиштон, близ Бедфорда , занялся религиозно-педагогической деятельностью среди поселян. Говард был членом секты индепендентов , убежденной в греховности всего рода человеческого и трудности спасения. Человеческая воля, по мнению Говарда, склонна лишь к дурному, ее должно сломить, а не направлять; основа воспитания – безусловное подчинение. Эта строгость уживалась, однако, в Говарде с великой любвеобильностью. К делу своей жизни Говард приступил в 1773 , будучи назначен шерифом в Бедфорде. Заведуя по долгу службы тюрьмами, Говард увидал тесные и сырые помещения, где содержались, разъедаемые болезнями и развратом, совместно мужчины и женщины, осужденные и обвиняемые, несостоятельные должники наравне с преступниками. Заключенные сами содержали себя и страдали от вымогательства смотрителей. Результатом представлений Говарда в 1774 был акт о немедленном освобождении всех, признанных свободными от суда по решению большого жюри, и об улучшении тюремного быта. Тщательно изучив тюремное дело в Англии и на континенте, он в 1777 издал свое знаменитое сочинение: «The state of prisons in England and Wales». Книга строго фактического характера, основанная на личных наблюдениях, произвела сильное впечатление. Признавая карательное значение тюрьмы, Говард требовал, однако, уважения к правам узников и исправления их посредством труда, разумной дисциплины и религиозно-нравственного воспитания. Говард – сторонник одиночного заключения; особое внимание он обращает на гигиену тюрьмы; у него встречаются намеки даже на сокращение сроков судебного приговора.

http://drevo-info.ru/articles/2176.html

радуясь успехам Суворова над конфедератами, сотрудничала в журнале Н. И. Новикова «Живописец» и чинила с соседями, Австрией и Пруссией, первый раздел Польши, от которой приобрела на свою долю всю нынешнюю Белоруссию в 1772 г.; была обеспокоена донским казаком Емельяном Пугачёвым, выдавшим себя на р. Яике (Урал) за императора Петра III Федоровича в 1773 г.; уничтожила самозванца в 1774 г.; торжествовала Кучук-Кайнарджийский мир с Турцией, издала манифест об уничтожении Запорожской Сечи 3 августа и обнародовала сочиненное ею Учреждение для управления губерний Всероссийской Империи 7 ноября 1775 г.; почти диктовала Европе на Тешенском конгрессе условия трактата, покончившего европейскую войну за баварское наследство в мае 1779 г.; окончательно сбила с толку все европейские державы, да отчасти и северо-американцев, вооруженным нейтралитетом, изобретенным ею обще с графом Н. И. Паниным, в 1780 г.; издала Устав о соли, вине и купеческом водоходстве в 1781 г.; учредила орден св. равноапостольного князя Владимира 22 сентября 1782 г.; присоединила к России Крым 8 апреля и приняла в русское подданство Ираклия II, царя кахетинского и карталинского, 24 июля 1783 г.; руками морехода Шелехова, занявшего остров Кадьяк, положила начало русских владений в Америке в 1784 г.; даровала русскому дворянству Жалованную грамоту, с которою вместе обнародовано и Городовое положение 21 апреля 1785 г.; издала Устав народных училищ 23 января и объявила манифестом открытие Государственного заемного банка 28 июня 1786 г.; посетив Крым, получила в Москве объявление второй турецкой войны, начатой победою Суворова под Кинбурном 1 октября 1787 г.; увидела и нового врага на водах балтийских – шведский флот герцога зюдерманландского, побитый, однако, адмиралом Грейгом у Гохланда 6 июля, между тем как Потемкин готовился положить к ее ногам упорный Очаков, павший, наконец, после кровопролитного приступа 6 декабря 1788 г.; торжествовала победы героев своих Суворова при Фокшанах 21 июля и на Рыминке 11 сентября, Потемкина под Бендерами 3 ноября 1789 г.; даровала шведам, еще два раза разбитым на море принцем Нассау-Зигеном, мир, подписанный в Вереле 3 августа, и повелела выбить медаль в память взятия Суворовым Измаила, облитого кровью 33 тысяч погибших защитников, 11 декабря 1790 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Во время Пугачевскаго бунта еп. Мефодий проявил величие духа, неустрашимость патриота и дар прозорливости. В 1771 г. в посаде Дубовке явился беглый казак Емельян Пугачев с сообщниками, которые объявили его за царя Петра III, в то время уже умершего, и стали волновать народ, возбуждая его к восстанию. Хотя Пугачев тут же был схвачен, но он успел бежать, и слухи о его побеге и о разных небывалых подвигах разносились повсюду и производили свое действие на невежественный и склонный к возмущению народ. Признавая это опасным для престола и Отечества, еп. Мефодий немедленно отправился в Царицын и в другие места своей епархии и увещевал народ не верить бунтовщикам. Утвердив свою паству в верности присягою, еп. Мефодий только в 1773 г. возвратился в Астрахань . В 1774 г. Пугачев снова появился на Волге, окруженный уже громадной силой, состоящей из разного сброда; разорял и грабил попутные города и селения. На сторону Пугачева переходили не только одни мятежные люди и всякие бродяги, но и мирные граждане - одни по легкомыслию, другие под влиянием страха, потому что Пугачев не признававших его за царя Петра III подвергал страшным пыткам, топил или вешал. Когда слухи о злодействах Пугачева дошли до Астрахани, то между жителями ее началась борьба верности к престолу с робостью и малодушием. Власти, не имея надежды отразить вооруженною силою громадную толпу мятежников, были в нерешительности, как поступить в таких тяжелых обстоятельствах. В это время еп. Мефодий убеждал жителей не изменять присяге, изменникам грозил проклятием. Когда Пугачев с толпою бунтовщиков приближался к г. Черному Яру, то многие жители Астрахани, под влиянием страха, собирались бежать из города. Ободряя их, еп. Мефодий предсказал, что Пугачев не только не будет в Астрахани, но даже и Чернаго Яра не увидит. Действительно, Пугачев был разбит выше Чернаго Яра, а еп. Мефодий в тот же день утром совершил в соборе торжественное благодарственное молебствие, хотя в Астрахани никакого известия о победе над Пугачевым еще не получалось.

http://drevo-info.ru/articles/13671974.h...

В письме от 23 января 1774 года владыка Платон писал государыне: «Имея врученную мне по Божию и Вашего Императорского Величества благоволению епархию, чувствую на совести моей всегдашний долг, дабы во управлении оныя соответствовать тем обязательствам, которые на меня возложены Божиими и Вашего Императорского Величества законами. Чему дабы я мог совершеннее удовлетворить, почитаю за нужное видеть персонально состояние церквей, духовенства и паствы. И хотя я по всемилостивейшему Вашего Императорского Величества дозволению в 1771 году в епархию на 4 месяца был отпущен, но в оное краткое время по новости моей во все, что нужно было, персонально взойти не имел удобности. Того ради, Ваше Императорское Величество, всенижайше прошу... всемилостивейше уволить меня в епархию на год» 102 . Отпуск был предоставлен архиепископу Тверскому. Императрица Екатерина II начиная с исхода 1768 года была озабочена целым рядом внешне- и внутригосударственных проблем. Манифестом 18 ноября 1768 года была объявлена война Оттоманской Порте; продолжалась борьба с польскими конфедератами; в 1770 году в Москве появилась моровая язва, вызвавшая открытый мятеж. В 1771 году опасно заболел цесаревич, и власть императрицы, казалось, повисла на волоске. В 1772 году, используя удачную обстановку (русские войска находились далеко от Петербурга и не могли быть срочно переведены в неспокойную Варшаву), Фридрих Прусский настоял на разделении Польши 103 не в ущерб себе 104 и, наконец, с 1773 года на юго-восточной окраине России разыгралась пугачёвщина. Этот грозный бунт начался накануне женитьбы цесаревича Павла Петровича 105 . Много загадок он оставил. Достаточно сказать, что и по сию пору никто из историков не ответил на вопрос: откуда взялись деньги у казака-дезертира Пугачева на вооружение своей армии? И случайно ли совпадение этих двух событий: задуманная императрицей женитьба сына и возникшее пугачевское волнение, заставившее всех помещиков России следить более за действиями армии Пугачева, нежели за грядущими событиями при дворе? Впрочем, предоставим возможность решить этот вопрос добросовестным историкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Видя тщетность своих усилий и безразличие венецианских греков, он неоднократно заявлял о своей отставке, ждал разрешения ситуации, несмотря на отсутствие средств и возможности далее оставаться в Лейпциге. Н. был непоколебим в своем отказе вступить на Венецианскую землю до получения общиной независимости от папы Римского, т. к. приезд в качестве епископа до решения этого вопроса ставил бы Н. перед необходимостью принятия унии. В итоге в нояб. 1775 г. Н. уже в Яссах заявил венецианской общине о своем окончательном отказе и отправил краткое письмо об отречении патриарху К-польскому Софронию II . Никифор (Феотоки), архиеп. Астраханский. Портрет. Кон. XVIII в. (после 1797 г.) (ЦАК МДА) Никифор (Феотоки), архиеп. Астраханский. Портрет. Кон. XVIII в. (после 1797 г.) (ЦАК МДА) В 1773 г. Н. оставил Лейпциг и весной 1774 г. переехал в Вену, затем, в сент. того же года,- из Вены в Пожонь (ныне Братислава), а летом 1775 г.- в Яссы, где по приглашению Григоре Гики (в то время господаря Молдавии), митрополита Ясского и вельмож возглавил господарскую школу: занимал должность схоларха (ректора), а также преподавал математику и геометрию. Примерно через год Н. был вынужден оставить эту должность. Как полагают исследователи, методы его преподавания, а также предметы, включенные в школьную программу (математика, физика и география на базе новых научных знаний), вызвали многочисленные возражения. В письмах Н. нет сведений, позволяющих подтвердить это предположение, из них известно, что он практически не имел средств к существованию. Обещанные при вступлении в должность блага Н. так и не получил, влиятельные лица, дававшие обещания, прикрывались его именем в своих целях и присваивали школьные деньги. Также Н. писал о плачевном духовном состоянии греков, проживавших в Яссах, об их ежегодном участии в неких нечестивых праздниках, а позже в качестве др. причины, приведшей к его отъезду, называл угрозы от турок Григоре Гике и его окружению. Современники и биографы Н. утверждали, что его отъезд из Ясс был тайным и внезапным, но сам Н. упоминал о полученном от господаря разрешении, о выданных отпустительных паспортах и о том, что весь город знал, куда, когда и с кем он отправлялся. Первый отъезд Н. в Германию с врачом Феодоракисом не состоялся потому, что его остановил Гика, которому Н. сообщил о своем твердом намерении уехать. Через 20 дней, 30 июля 1776 г., он действительно покинул город тайно, ночью. До кон. окт. 1776 г. Н. переезжал с места на место, не находя себе пристанища. В итоге он решил принять предложение Евгения (Булгариса), своего близкого друга и соотечественника, к-рый приглашал его в Россию еще в окт. 1775 г., и вместе с 3 архимандритами отправился туда.

http://pravenc.ru/text/2565502.html

In omnibus est liberum arbitrium aequaliter per natumam, sed in solis Christianis juvatur gratia». 1768 De Civit. Dei, v, 13–20, xix, 25. В последнем месте он считает добродетели пороками, если только они не были порождены истинной верой: «Virtutes… nisi ad Deum retulerit, etiam ipsa vitia sunt potius quam virtutes». Без сомнения, отсюда проистекает высказывание, которое столь часто приписывают Августину: «Все добродетели язычников – это всего лишь великолепные пороки», но которое, однако, в данной конкретной форме, насколько мне известно, не встречается в его произведениях. Подробнее об этом см. в §156. 1770 Пелагий, Pro libera arbitrio, цитируется у Августина, De gratia Christi, с. 4 (§5, tom. χ, fol. 232): «Posse in natura, velle in arbitrio, esse in effectu locamus. Primum illud, id est posse, ad Deum proprie pertinet, qui illud creatrrae suae contulit, duo vero reliqua, hoc est velle et esse, ad hominem referenda sunt quia de arbitra fonte descendunt. Ergo in voluntate et opera bono laus hominis est: immo et hominis et Dei, qui ipsius voluntatis et opens possi bilitatem dedit, quique ipsam possibilitatem gratiae suae adjuvat semper auxilio». 1771 «Quod possumus videre oculis, nostrum non est: quod vera bene aut male videmus, hoc nos trum est… Quod loqui possumus, Dei est: quod vero bene vel male loquimur, nostrum est». Цитируется у Августина, De gratia Christi, с. 15 and 16 (fol. 237 and 238). Августин цитирует против этих примеров Пс. 118:37 : «Averte oculos meos, ne videant vanitatem» («Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты»). 1773 Epistola ad Ctesiphontem. Доктор Неандер (Neander, Church History, vol. ii, p. 604 ff. Torrey " s transi.) считает эту разницу взгляда на отношения Творца и Его творения самым основным и фундаментальным разногласием между августиновской и пелагианской системами, хотя в ходе споров это разногласие в явном виде не упоминалось. 1774 Пелагий, у Августина, De gratia Christi, с. 7 (§8, x, f. 233): «…Deus… gratiae suae auxilium subministrat, ut quod per liberum homines facere jubentur arbitrium, facilius possent implere per gratiam».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

9,14 Как живущий [мірской] жизнью и всецело предавшийся греху с великим удовольствием удовлетворяет противоестественные страсти бесчестия 1764 : распутство, блуд, пьянство, любостяжательность, зависть 1765 , коварство, бесчинство, раздор, ненависть, сребролюбие, и прочие порочные деяния совершает с наслаждением и удовольствием, словно естественные 1766 , – так совершенный христианин всякие добродетели и все превосходящие природу плоды Духа, 1767 любовь и мир, долготерпение и благость, кротость и терпение, веру и смиренномудрие 1768 , и прочие дела 1769 добродетели производит со многим услаждением и духовным удовольствием, как естественные 1770 , уже без утомления и легко, не заботясь и не борясь более с греховными страстями, как совершенно искупленный Господом, как 1771 и возбуждаемый к добродетелям [,] 1772 в радовании и веселии от Святого и достопокланяемого Духа приобретший совершенный «владычествующий в сердце мир Христов» 1773 . Таков 1774 прилепившийся ко Господу и соделавшийся «единым духом» 1775 . Ибо действенностью Духа и святостью добродетелей могут быть погашены грязные страсти и действия злобы. 9,15 9,18 Посему так подвизайтесь, и так мужайтесь, и так уготовляйте себя на всякое дело благое все вкупе 1787 , особливо же вы, понуждающие себя постоянно пребывать в молитвах, потому что имеете надежду получить толикие блага, – [так подвизайтесь], чтобы послужить вам к назиданию и пользе для себя самих и для ближних и не причинить вреда себе и другим по нерадению и невнимательности. 10,1 А неспособные еще по младенчеству в совершенстве посвятить себя делу молитвы, с верою, благоговением и страхом Божиим уготовляйте себя на служение, прохождение послушаний, дело или прочее, служащее к упокоению братии, как исполняющие Божию заповедь и делающие духовное дело; не ждите себе чести или благодарности от людей, как приемлющие от них награду, но трезвенно будьте внимательны к сему, как к делу Божию, и служите с радостью, как рабы Господни, не давая вовсе места злобе осквернять доброе дело ваше человекоугодием, ропотом, высокомерием, расслаблением, нерадением или презрением, отравлять и очернять [оное] ядом своего коварства, но чтобы прекрасное упражнение ваше, напротив, освящалось благоговением, страхом и любовью к Богу и стало благоприятно пред Богом. 10,2 Ибо Господь с таким человеколюбием и с такой беспредельной благостью снизошел к роду человеческому, что никому не попустил оставаться неспособным к добродетели или добрым делам, но каждому дал делание по силе его произволения, терпеливо привлекая всех ежедневно к высшим добродетелям заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Итак эта проповедь не могла повредить Мелетию. Существуют напротив известия, которые воспоследовавшее не тотчас, но после месячного срока 1773 низложение Мелетия, объясняют другими причинами. О пасхальной хронике 1774 , которая сообщает, что Мелетий был смещен «ради своего безбожия и ради других злодеяний», мы умолчим. Замечательно то, что в качестве причины удаления Мелетия, рядом с ортодоксальным жаром, указаны Златоустом 1775 несколько его отлучений, неприятных врагам истины, а Филосторгием клятвопреступление 1776 . По сообщению Епифания 1777 некоторые (τινς) утверждали, что Мелетий был смещен не ради его ортодоксии, но по причине распрей на почве церковного права, именно потому, что между ним и его клиром происходили ссоры и потому, что он принимал в церковное общение лиц, которых он сам раньше анафематствовал. Иероним 1778 только сообщает, что Мелетий был смещен «cum presbyteros, qui ab Eudoxio antecessore suo depositi fuerant, suscepisset». Иероним и τινς y Епифания – конечно враги Мелетия 1779 , но дело в том, что Златоуст и Филосторгий также указывают на подобную распрю из-за церковного права. Все это заставляет прийти к тому выводу, что догматические основания не играли никакой роли при первом смещении Мелетия, которое как в отношении обстоятельств, его сопровождавших, так и в отношении традиции смешивается с позднейшими его изгнаниями 1780 . Но несмотря на всю силу лжи в четвертом веке происхождение православного предания было бы загадочно, и образ действий верных Мелетию антиохийцев перед возвращением последнего был бы едва ли понятен, если только допустить, что не Мелетий перед своим отъездом из Антохии к себе на родину 1781 сообщил антиарианский импульс своим последователям. Что это было так, прямо говорит Иероним 1782 exilii justissimam causam subita fidei mutatione delusit. Это – партийное известие. Но оно может оказаться достоверным, если только то, о чем оно сообщает, может быть обнаружено, как таковое, из положения вещей. Такой пример мы имеем в данном случае.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010