Подобная ситуация в годы Великой Отечественной войны существовала и на временно захваченных Румынией территориях. 28 июня 1940 г. Румыния была вынуждена передать Бессарабию и Северную Буковину (большинство населения которой составляли украинцы) Советскому Союзу, 30 августа 1940 г. (по 2-му Венскому арбитражу) Северную Трансильванию отдать Венгрии, и в том же месяце Южную Добруджу — Болгарии. На территории Северной Буковины 7 августа была образована Черновицкая область в составе Украинской ССР. После включения Бессарабии в состав СССР ее южная часть отошла к Одесской области (и епархии), а из остальной части, с присоединением прежней левобережной Молдавской АССР (Приднестровья), в августе 1940 г. образована Молдавская ССР. Вскоре на территории республики была учреждена епархия Русской Православной Церкви, и в декабре того же года ее временным управляющим назначили епископа Тульского Алексия (Сергеева). 12 мая 1941 г. Владыку утвердили на Кишиневской кафедре с присвоением титула архиепископа Кишиневского и Бессарабского, оставив в его управлении Измаильскую и Белецкую епархии, и временно возложили на него общее попечение о самостоятельной Черновицкой епархии. Титул архиепископа не соответствовал ни дореволюционному (Кишиневский и Хотинский), ни установленному в декабре 1944 г. (Кишиневский и Молдавский). Титул, присвоенный в 1941 г., был максимально приближен к привычному для слуха местного верующего народа. В начале лета 1941 г. Московской Патриархией был назначен епископ Черновицкий и Хотинский Дамаскин (Малюта). [xvi] После прихода советских войск значительная часть духовенства Бессарабии и Северной Буковины, около 500 священнослужителей, уехали в Румынию, их временно распределили по всем епархиям как помощников настоятелей. [xvii] Во всех приходах был вновь введен юлианский богослужебный стиль. Уже в 1940 г. в Бессарабии начали проводиться антицерковные акции: были ликвидированы некоторые монастыри, закрывали церкви, отбирали церковное имущество. В частности, насельницы Жабского Вознесенского монастыря были выдворены за стены обители, а все монастырское имущество конфисковано. Жизнь религиозных общин была поставлена под контроль уполномоченным ЦК ВКП(б) и СНК СССР по Молдавии С.А. Гоглидзе и органами НКВД. В августе 1940 г. по распоряжению Совнаркома на территории западных областей Украины, Белоруссии, Бессарабии и Северной Буковины началась опись церковного имущества, прежде всего предметов из драгоценных металлов. Порой это вызывало конфликты с местным населением. Так, 8 мая 1941 г. в с. Раковец Сорокского уезда около 400 крестьян участвовали в массовом выступлении против проведения описи имущества местной церкви. Подобные случаи были и в Кишиневе. А в июне 1941 г., накануне войны, из республики выселили тысячи «антисоветских элементов», в том числе священнослужителей. [xviii] В 1943 г. в румынской газете «Раза» был опубликован большой список репрессированного в 1940-1941 гг. бессарабского и буковинского духовенства. [xix]

http://bogoslov.ru/article/656557

Николаем (Ярушевичем) , экзархом зап. областей Украины и Белоруссии. 28 окт. того же года Антоний был назначен викарием Волынской епархии с сохранением титула «епископ Камень-Каширский», 28 марта 1941 г. возведен в сан архиепископа. Кафедра была перенесена из Камня-Каширского в Ковель. 30 марта 1941 г. архиеп. Антоний участвовал в Москве во встрече митр. Московского и Коломенского, патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского) с архипастырями из Прибалтики, Зап. Украины и Зап. Белоруссии. В 1940-1941 гг. архиеп. Антоний служил в Воскресенском соборе в Ковеле, настоятель которого архим. Дамаскин (Малюта) , вероятно, по ходатайству Антония был хиротонисан в Москве 20 августа 1940 г. во епископа Житомирского, как отмечалось в указе митр. Сергия - «с временным местопребыванием в г. Ковеле». Первое время еп. Дамаскин оставался в Ковеле, впосл., по-видимому, должен был переехать в Житомир. В марте 1941 г. еп. Дамаскин переведен в Черновицы (ныне Черновцы) управляющим новообразованной Черновицкой епархией, но с началом войны вернулся в Ковель. В июле 1941 г., после оккупации Волыни нем. войсками, в Ковеле и в Камне-Каширском формировались поветовые церковные советы. В условиях борьбы на оккупированной территории между Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ) и автономной Украинской Церковью в составе Московского Патриархата (УПЦ) церковный совет в Ковеле выступил на стороне УПЦ за сохранение связей с РПЦ, чьим представителем был еп. Дамаскин (Малюта), который при поддержке нем. властей называл себя епископом Ковельским и Любомльским (об этом есть упоминания в униат. источниках). Еп. Антоний, который в первые месяцы войны склонялся к поддержке Поликарпа (Сикорского) и инициируемого им автокефалистского раскола, вынужден был вернуться в Камень-Каширский, где в авг. 1941 г. объявил о создании самостоятельной Камень-Каширской и Полесской епархии, провозгласил себя ее правящим архиереем и образовал епархиальный совет во главе с прот. Александром Билецким (убит участниками коммунистического подполья в церкви с.

http://pravenc.ru/text/1470107.html

духовенство объявлять о своей независимости от Московской Патриархии. На Украине при поддержке националистов и с одобрения нем. властей викарный Владимиро-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) и архиеп. Александр (Иноземцев) неканонически учредили Украинскую автокефальную православную Церковь . Большинство правосл. общин Украины сохранило каноническую связь с Московской Патриархией, войдя в состав образованной 18 авг. 1941 г. на Соборе епископов автономной УПЦ, управление к-рой было поручено митр. Волынскому и Житомирскому Алексию (Громадскому) . После оккупации летом 1941 г. Эстонии Таллинский митр. Александр (Паулус) заявил об отделении от РПЦ эст. приходов ( Эстонская апостольская православная Церковь была создана по инициативе Александра (Паулуса) в 1923, в 1941 архиерей принес покаяние в грехе раскола). В окт. 1941 г. по настоянию нем. Генерального комиссара Белоруссии была создана Белорусская Церковь. Однако возглавивший ее в сане митрополита Минского и Белорусского Пантелеимон (Рожновский) сохранил каноническое общение с Патриаршим Местоблюстителем митр. Сергием (Страгородским) . После насильственной отправки на покой в июне 1942 г. митр. Пантелеимона его преемником стал архиеп. Филофей (Нерко) , также отказавшийся самочинно провозгласить национальную автокефальную Церковь (см. ст.: Беларусь //ПЭ. Т. 4. С. 486-487). Митр. Московский Сергий (Страгородский). Фотография. Нач. 40-х гг. XX в. Митр. Московский Сергий (Страгородский). Фотография. Нач. 40-х гг. XX в. Учитывая патриотическую позицию Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), герм. власти первоначально препятствовали деятельности тех священников и приходов, к-рые заявляли о своей принадлежности Московской Патриархии. Преследовалось распространение документов, связанных с митр. Сергием. Согласно приказу группенфюрера СС Р. Гейдриха от 16 авг. 1941 г., в случае захвата Москвы митр. Сергий подлежал немедленному аресту. Со временем нем. власти стали более терпимо относиться к общинам Московской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/Великая ...

Храм-памятник битве под Москвой 1941 года. Архитектор Канаев И.П., конструктор Серая Е.С. Храм-памятник станет первым в Московской области мемориалом воинам, погибшим в битве за Москву в 1941 году. Храм битве под Москвой 1941 года в деревне Рузино не случайно назван памятником. В каждом кирпичике церковного комплекса заложены гильзы с именами солдат, погибших в битве под Москвой. Линия их фронта как раз проходила в нескольких километрах от места строительства мемориала. Источники: http://ikanaev.ru/Ruzino.html; http://solreg.ru/news/3257.html Однопрестольный каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы был построен и освящен в 1815 году на месте сгоревшего деревянного храма старанием надворного советника Д.М. Щербачёва. Село же Покровское известно с XV века как вотчина Чудова монастыря. В писцовых книгах за 1525 год имеется запись «В Горетовом стане на речке Здериноге село Покровское-Брехово тож вотчина Чудова митрополита Алексия монастыря. В нем церковь деревянна ветха однопрестольна Покрова Пресвятой Богородицы». При Екатерине II у Чудова монастыря была изъята часть земель, и, таким образом, Покровский храм стал приходским. В 1806 году храм сгорел, и на его месте в 1815 году построен кирпичный однокупольный храм в стиле ампир. В 1898 году усилиями церковного старосты И.Н. Комова и прихожан храм был расширен двумя приделами — преподобного Сергия Радонежского и Тихвинской иконы Божией Матери. В 1938 году храм был закрыт, а во время Великой Отечественной войны он оказался на линии обороны Москвы. Во время боевых действий осенью 1941 года храм получил повреждения купола и колокольни, а в 1962 году был полностью разобран на кирпич. В 1996 году рядом с местом, где стоял храм, было возведено временное деревянное строение. В 2000 году была зарегистрирована православная община. С 2001 года возобновились регулярные богослужения и требы. В 2008 году деревянный храм сгорел, и под временное помещение для богослужений был оборудован первый этаж приходского дома. В настоящее время идет воссоздание каменного здания Покровского храма на его историческом месте по проекту архитектора И.П. Канаева, в основу которого были положены архивные данные и фотоматериалы. Поскольку храм находился на линии обороны Москвы в 1941 году, было принято решение посвятить его воссоздание памяти воинов, защищавших нашу столицу в 1941-1942 гг. При кладке стен храма в полости кирпичей были заложены гильзы-медальоны с именами погибших солдат и офицеров из Книги памяти Московской области.

http://sobory.ru/article/?object=41835

387 Генеральное губернаторство – речь идет о Православной Церкви на территории административно-территориального образования на территории оккупированной Польши. Делилось на четыре округа: Краковский, Варшавский, Люблинский и Радомский. В августе 1941 г. в состав Генерал-губернаторства вошли также земли в Галиции. (Там же. С. 412–413.) 388 Оккупационная группа «А» – одна из четырех эйнзатцгрупп (А, В, С, Д), созданная с целью подавления сопротивления гражданского населения. (Там же. С. 19). 389 Выписка из бюллетеня 24 была направлена из Имперского министерства по делам церкви 11 сентября 1941 г. в Информационный отдел МИД Германии лично советнику миссии г-ну фон Шелихудля использования в целях пропаганды на зарубежье. 393 Данное распоряжение отдано во исполнение писем РСХА от 15 октября 1941 года. См.: Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935–1945 годов (Сборник документов). М., 2003. С. 187–188. 395 Дата не указана, в тексте (л. 1) упоминается о проведенной обедне в ноябре 1941 г. в г. Киеве. 396 Данный доклад изобилует большими неточностями, которые следует поправить. В новейший период имели место несколько попыток создать на Украине независимую от Московского Патриархата автокефальную церковь . Основой стремления к «самостийности украинской церкви» всякий раз были сепаратистские настроения определенной части населения Украины. Этой цели не достигли в 1919 г., в период т.н. «Директории» Симона Петлюры. Создание первой по счету так называемой «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ) стало возможным в 1920–1921 гг. благодаря стремлению большевиков изнутри разложить единую Русскую Православную Церковь . Именно с этой целью органами ГПУ были инспирированы обновленческий раскол в России и автокефалистский на Украине. Никто из архиереев Русской Церкви не поддержал раскольников. Лидеры раскола пошли на попрание канонов Православия: лжемитрополит Василий Липковский и другие лжеепископы УАПЦ в 1921 г. были «рукоположены» не епископами, а священниками и мирянами. Отсюда другое название раскольников – «самосвяты». Самоликвидировались в 1930 г., не оправдав надежд НКВД.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обозный К. П. Псковская Православная миссия в 1941-1944 гг. (миссионерский аспект деятельности)//Православная община. 2000. 1 (55). С. 69-87, 2 (56). С. 74-101; Галкин А. К., Бовкало А. А. Новгородская епархия в годы оккупации (1941-1943)//София (Новгород). 1995. 2 (14). С. 4-5; Их же. Псковская Духовная миссия и монастыри на Северо-Западе России//Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Ежегодная Богословская конференция 1997 г. М., 1997. С. 107-112; Галкин А. К. Похвала и утверждение Старой Руссы//София. 1997. 3. С. 6-8. Обозный К. П. История Псковской Православной миссии 1941-1944 гг.. М., 2008.. Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск, 1990; Раина П. К. Указ. соч.; Черепица В. Н. Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине. Гродно, 2000; Силова С. В. Крестный путь. Белорусская Православная Церковь в годы немецкой оккупации 1941-1944 гг. Минск, 2005; Горидовец Владимир, священник. Церковная жизнь на территории Полоцко-Витебской епархии в период немецкой оккупации в 1941-1944 годах//Вестник церковной истории. 2008. 2. 279-284. Украинская Автокефальная Православная Церковь. Мюнхен, 1951. Фотиев Кирилл, протоиерей. Попытка Украинской церковной автокефалии в XX веке//Православная Церковь на Украине и Польше в XX столетии. 1917-1950 гг. Сборник. М., 1997. С. 7-86. Феодосий (Процюк), митрополит. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. М., 2004. Heyer F.Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945; Heyer F, Weise Ch. Kirchengeschichte der Ukraine. Acht Jahrzehnte vom ersten Weltkrieg bis zu den Konflikten der Gegenwart. Göttingen, 1997. Handschrift. Stehle H.Der Lemberger Metropolit Sheptyckij und die nationalsozialistische Politik in der Ukraine, in: Vierteiljahreshefte fur Zeitgeschichte, Mü chen, 34/1986, 3. Heft. S. 407-425; Boeckh К.Rum änisirung und Repression. Zur Kirchenpotitik im Raum Odessa/Transnistrien 1941-1944, in Jahrbü cher f ü r Geschichte Osteuropa, 1997, Heft 1. S. 64-84.

http://religare.ru/2_94013.html

Подобная же неблагоприятная ситуация для возрождения церковной жизни, ввиду близости фронта и противодействия оккупантов, существовала и в других южных пригородах Ленинграда. Так, настоятель Никольской церкви г. Колпино протоиерей Димитрий Осьминский, оказавшись в сентябре 1941 г. на оккупированной территории, первоначально стал служить в Троицкой церкви пос. Самопомощь на ст. Поповка (ныне пос. Красный Бор), о. Димитрий уже был настоятелем этого храма с июня 1935 до его закрытия весной 1941 г. Теперь батюшка снова возродил церковь , но уже в ноябре 1941 г., ввиду выселения немцами жителей прифронтовой полосы, был вынужден бежать в Оредежский район. Там он с 19 декабря 1941 г. служил священником в церквах сел Загородицы, Ям-Тесово и Перечицы. Весной 1943 г. о, Д. Осьминский был зарегистрирован благочинным Псковской Миссии свящ. Иаковым Начисом, и с этого времени служил в церкви св. Флора и Лавра с. Загородицы. После эвакуации немцами жителей Оредежского района в Латвию о. Димитрий б декабря 1943 г. был назначен епископом Рижским Иоанном в церковь на ст. Алоя для обслуживания нужд православных беженцев. В июне 1945 г. протоиерей вернулся на родину и до своей кончины (в 1952 г.) служил настоятелем Никольской церкви на ст. Саблино Тосненского района. Храм же в Самопомощи сгорел в 1942 г. 9 Настоятель Преображенской церкви в г. Урицке прот. Иоанн Чудович 19 сентября 1941 г. был выслан немцами в пос. Тайцы, и богослужения в храме прекратились, а сам храм в дальнейшем был разрушен. Неудачей закончилась попытка иосифлянского иеромонаха Тихона (Зорина) возродить церковь св. Андрея Критского на ст. Володарская. Он смог получить разрешение лишь на открытие привокзальной часовни, в которой в январе 1942 г. устроил церковь . Однако она действовала меньше трех месяцев, 23 марта оккупанты в принудительном порядке вывезли всех жителей пристанционного поселка в Волосовский район. Лишь престарелый священник Иоанн Пиркин, служивший в 1930-е гг. в Красном Селе, сумел возродить несколько храмов. Сначала, 30 ноября 1941 г., он открыл Покровскую церковь в Мариенбурге (ныне часть Гатчины), где служил до 1 марта 1942 г. Затем, в феврале 1942 г., о. Иоанн освятил Троицкую церковь в Красном Селе. Некоторое время в 1942 г. священник, очевидно, обслуживал и Троицкий храм в Самопомощи, а также возобновленную Никольскую церковь в пос. Ям-Ижора. о. Иоанн служил в Красном Селе почти два года, молясь, по свидетельству прихожан, «за страну родную, за наших бойцов Красной Армии» и о даровании скорой победы над гитлеровцами. В конце 1943 г. священник был угнан немцами в Литву, где вскоре скончался 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11(24)07.1942 24.05(06.06)1943 КРЕМЕНЕЦКАЯ 24.05(06.06)1943 01(14)02.1945 Леонтий Филиппович БЕРДИЧЕВСКАЯ 25.10(07.11)1941 09.1943 в/у ВИННИЦКАЯ 13(26)11.1941 09.1943 Мануил Тарнавский ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 09(22)07.1942 08.1943 Никодим Гонтаренко ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ 18(31)08.1942 Николай Амассийский РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ Панкратий Гладков БЕЛГОРОДСКАЯ 09(22)06.1942 Пантелеимон Рудык ЛЬВОВСКАЯ 04(17)03.1941 в/у ХАРЬКОВСКАЯ в/у КИЕВСКАЯ 09.1943 Серафим Кушнерук НИКОЛАЕВСКАЯ 08(21)07.1942 11.1943 Симон Ивановский ОСТРОЖСКАЯ, паки 02(15)04.1939 12.1941 ЧЕРНИГОВСКАЯ 12.1941 Феодор Рафальский РОВЕНСКАЯ 12(25)07.1942 в/у РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ 12(25)07.1942 в/у ТАГАНРОГСКАЯ 12(25)07.1942 Иосиф Чернов ТАГАНРОГСКАЯ 1941 (?) 1981 Архиепископ с даты назначения на кафедру. Митрополит с 12(25)02.1968. За раскольническую деятельность смещен с кафедры за штат с запрещением в священнослужении Архиерейским Собором УПЦ в Харькове. Вторая дата – утверждение решения Собора Святейшим Патриархом Московским Алексием II через благословение. Реально под запрещением с апреля 1992 года. Извержен из сана. В феврале 1997 года отлучен от Церкви. 1983 Избран Архиерейским Собором УПЦ в Харькове 14(27)05.1992 (получил большинство в 16 голосов из 18); избрание благословлено Святейшим Патриархом Алексием II. До прибытия на кафедру обязанности Предстоятеля Украинской Православной Церкви были временно возложены на митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (Руснака) как старейшего по хиротонии (см. выше). 1987 «Митрополит» с двумя панагиями и предносным Крестом. Со второй даты по 1935 г. пребывал на покое. Великим постом 1935 г. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, митрополитом Сергием (Страгородским) принят по покаянии в общение с Церковью в сане епископа, с последующим отбыванием епитимии во Владимире, под смотрением местного архиепископа Сергия (Гришина). На период епитимии разрешено келейное богослужение один раз в месяц, по священническому чину: в фелони с омофором. Далее см. Брянская. 1988 «Митрополит Киевский и всея Украины». Вариант первой даты – 1929 г. Вторая дата – удаление за штат, поскольку вошел в конфликт с обновленцами. Вскоре, в 1935 г., по принесении покаяния принят в общение с Церковью и назначен на свою прежнюю кафедру (см. Каменец-Подольская).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

352 Митрополит Сергий (Димитрий Николаевич Воскресенский; 1897–1944), рукоположен во иеромонаха в Москве в 1925 г., с 1931 г. – редактор «Журнала Московской Патриархии». В 1933 г. – епископ Коломенский, возглавил затем другие епархии. В 1937 г. – архиепископ. В 1941 г. – митрополит Виленский и Литовский. Был арестован немцами на короткое время. Организовал автономный церковный удел (в юрисдикции МП) в восточных землях, занятых немцами. Окормлял Псковскую православную миссию. Убит при невыясненных обстоятельствах в апреле 1944 г. на пути между Вильнюсом и Каунасом. 354 Князь Юрий (Георгий) Алексеевич Ширинский-Шихматов (1890–1942), штабс-капитан, военный летчик, участник Первой мировой и Гражданской войн. В Париже – шофер такси. Евразиец. В 1930-е гг. один из руководителей идейно-политического Пореволюционного течения. Арестован немцами в 1941 г., погиб в концлагере Освенцим. 355 Петр Алексеевич Рогович (1892–1957), ротмистр л.-гв. Кавалергардского полка, участник Первой мировой и Гражданской войн. В Париже с 1925 г. С 1941 г. секретарь Управления делами русской эмиграции во Франции. В 1944 г. уехал в Германию. 356 Иеросхимонах Савватий ( Николай Петрович Телицын; 1879–1951), художник-декоратор. В 1938 г. пострижен в монашество митр. Евлогием, наречен Зосимой. В 1939 г. – иеромонах, настоятель Троицкой церкви в Озуар-ла-Феррьер (1940–1941). Арестован немцами в 1941 г. и заключен на несколько месяцев в лагерь в г. Компьене. В 1944 г. пострижен в великую схиму и наречен Савватием. Духовник митр. Еалогия в последнее время его жизни. После смерти митр. Евлогия перешел в юрисдикцию МП, но продолжал жить в келейке на Сергиевском подворье. В 1951 г. вернулся в юрисдикцию КП. 358 Александр Федорович Макаров (1874–1942), в С.-Петербурге присяжный поверенный. С 1935 г. секретарь Союза русских трудящихся христиан. Помощник секретаря Епархиального управления митр. Евлогия. В июне 1941 г. заключен немцами в лагерь близ г. Компьеня, скончался вскоре после освобождения. 360 Иеродиакон Серафим (Виктор Коротай; 1893–1945), послушник в Иово-Почаевском монастыре в Ладомирово (Закарпатская Русь). Поселился в скиту Всех русских святых в Мурмелоне (Франция) в 1931 г. вместе с духовным отцом о. Алексеем Киреевским. Пострижен в 1936 г., иеродиакон с 1945 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1927 г. к лубенскому расколу (см. в ст. Булдовский Ф. И.) в Одесском округе принадлежали 17 священников, 9 диаконов и 2 псаломщика. В Одессе последователи Булдовского (58 чел.) нек-рое время совместно со «старославянской» общиной владели Алексиевской ц. Румынская православная миссия (РПМ). В июле-окт. 1941 г. земли между Днестром и Юж. Бугом оказались под румын. оккупацией, здесь было создано губернаторство Транснистрия, в к-рое вошли юж. районы Винницкой обл., зап. районы Николаевской обл., вся Одесская обл., а также левобережные районы Молдавской ССР. Формально в состав Румынии Транснистрия не входила, но по соглашению между представителями немецкого и румынского командования 30 авг. 1941 г. Румыния получила нем. мандат на временную администрацию и экономическую эксплуатацию. Появилось представительство Румынской Православной Церкви в губернаторстве - РПМ, оно было прикомандировано к штабу румын. армии, подчинялось Синоду Румынской Церкви. Начало деятельности РПМ датируется 15 авг. 1941 г. Вначале миссия располагалась в Тирасполе, в окт. 1942 г. переехала в Одессу. Главными задачами РПМ были инспекция состояния приходских церквей и мон-рей в Транснистрии, составление полного реестра культовых сооружений, инвентаризация церковных и монастырских сооружений, имущества религ. общин, возврат церковного имущества общинам, открытие и освящение церквей. Первоначально РПМ ориентировалась на молдав. население региона. К кон. 1941 г. в Транснистрию прибыли 63 священника, диакон и 2 кантора. В пределах уездов организацией церковной жизни занимались 14 протоиереев - по одному в Одессе и в каждом уезде. В нояб. 1941 г. в Одессе проводились богослужения в кафедральном Ильинском соборе и в 4 церквах: Воздвиженской, Рождества Богородицы на Слободке, Димитриевской на кладбище и Казанской на Пересыпи. До кон. 1941 г. планировалось открыть еще 10 храмов: Григорие-Богословский, «Всех скорбящих Радость» при Стурдзовской богадельне, Николаевский при бывш. доме трудолюбия на Пересыпи, бывш.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010