31 мая. День Святого Духа. После соборной литургии и молебна о. игумен прочитал особую молитву ко Господу, затем о. архимандрит Кирик вынул из ковчега со святыми мощами (где были положены записки кандидатов), свёрнутую записку и подал о. игумену, который прочитал её во всеуслышание: «Иеромонах Исхирион». Так совершился исторический акт избрания наместника, будущего аввы обители. Вновь избранный о. наместник иеромонах Исхирион, в мире Иван Григорьевич Кутырев, родился в 1875 году на заводе Гусь-Хрустальный Владимирской губернии. В обитель поступил 3 сентября 1902 года, пострижен в рясофор 27 марта 1904 года, в мантию – 22 марта 1907 года, рукоположён во иеродиакона 20 октября 1914 года, во иеромонаха – 1 февраля 1926 года. Послушание имел в типографии. 24 июля. Посетили обитель Трапезундский митрополит Хрисанф и афонский епископ Фотий. Была встреча. 25 июля. Оба архиерея отправились в греческий монастырь Ксиропотам. 27 июля. Престольный праздник – день святого великомученика Пантелеимона. Память святого праздновали с обычной торжественностию. В соборе служил о. игумен. Среди других гостей был и губернатор Святой Горы господин Лалис, которому накануне прислали приглашение и мулов. Он прибыл в день праздника пред литургией, которую стоял в соборе. Сравнительно с другими годами посетителей было немного, из них несколько русских из Солуни. 28 июля. Губернатора проводили со звоном. 29 июля. Загорелся крумичный лес. Пожар начался в хиландарском лесу, затем перешёл на наш. Послали людей 50 человек тушить огонь. Другие монастыри тоже послали рабочих. 3 августа. Пожар истребил весь крумичный лес, а также фиваидский, где сгорело, кроме того, несколько (5) калиб. Убыток громадный. Едва отстояли жилые постройки Крумицы и Фиваиды. Биографические справки Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич, 1859–1919), архиерей, с 20 июля 1914 года – архиепископ Владимирский и Суздальский, духовный писатель и богослов. Весной 1917 года съезд духовенства и мирян епархии потребовал удаления архиерея за «деспотическое» управление и грубое обращение с духовенством, а также в связи с обвинениями в близости к Григорию Распутину, Священный Синод был вынужден уволить его на покой. Осенью 1917 года самовольно поселился в Киево-Печерской лавре и при поддержке Центральной Рады пытался захватить церковную власть в Киеве, объявив автокефалию, возглавил Всеукраинскую церковную раду и выступая против митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) ; косвенно виновен в его гибели 25 января 1818 года. Однако новым митрополитом Киевским и Галицким был избран не он, а митрополит Антоний (Храповицкий) .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29. Блаженная Ксения Петербургская (+1803). Память 6 февраля/24 января и 6 июня/24 мая. 30. Преподобный Симеон, Христа ради юродивый, жил около 590 года (родом из Сирии). Память 21 июля/3 августа. 31. Свт.Феофан Затворник, в миру Георгий Васильевич Говоров (1815–1894), епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник. Память 10/23 января и 16/29 июня. 32. Марина Ивановна Цветаева (1892 — 1941) русская поэтесса, прозаик, эссеист и переводчица, одна из крупнейших поэтов XX века. Всем известно, что Цветаева покончила с собой в августе 1941. Но мало кто знает, что в 1991 году, в день 50-й годовщины её кончины, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в московском храме Вознесения Господня («Большое Вознесение»), что у Никитских ворот, была совершена панихида по рабе Божией Марине. По каноническим правилам Православной Церкви, сформировавшимся ещё в эпоху Вселенских Соборов (IV—VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается, однако существуют ситуации, в которых строгость церковного правила смягчается снисхождением к немощи человеческого естества. Основанием для церковного поминовения Марины Цветаевой было ходатайство сестры её Анастасии Цветаевой и диакона Андрея Кураева. После внимательного исследования всех обстоятельств елабужского самоубийства был сделан вывод, что назвать Цветаеву сознательным богоборцем нельзя, ни Бога, ни Церковь она никогда не хулила, от Христа не отрекалась, а самоубийство её стало результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом и разрухой. 33. Стихотворение 1916 года. Осип Эмильевич Мандельштам (1891 — 1938), русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик, литературный критик. В июне 1915 года в Коктебле знакомится с Анастасией и Мариной Цветаевыми. В 1916 году в жизнь Мандельштама входит Марина Цветаева. 34. Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец (1468 — 1557). Юродствовал 62 года. Храм Покрова на Рву, расположенный на Красной площади в Москве — место его захоронения, стал известен всему миру как собор Василия Блаженного. Вериги, которые святой носил на теле, хранятся в Троице-Сергиевой лавре. Память 2/15 августа

http://radonezh.ru/analytics/bog-izbral-...

Современником архимандрита Сергия был преподобный Серафим (Муравьев) (память 3 апреля), живший в поселке Вырица под Петербургом. С середины 1930-х гг. преподобный целыми днями молился на камне возле своего дома, а в годы войны усилил свои молитвы. После захвата Вырицы оккупантами в поселке стояла румынская воинская часть. Православные румыны почитали старца, несмотря на его слова о победе русского оружия. Немецкий офицер однажды спросил иеросхимонаха Серафима, когда немцы будут маршировать по Дворцовой площади Петербурга. Ответ был кратким: «Никогда!» После освобождения Вырицы преподобный Серафим продолжал принимать посетителей, которым помогал молитвой и духовным советом. В некоторых местах православные христиане проводили тайные моления и крестные ходы (легальные крестные ходы власти никогда бы не допустили). Известно, что жители города Боровичи, спрятав под одежду иконы, в том числе и образ почитаемого в городе праведного Иакова Боровичского, обходили город, тайно читая молитвы. То, что город не был взят немцами и не пострадал от обстрелов и бомбардировок, жители приписывали милости Божией и заступничеству праведного Иакова. Если для простого народа война стала поводом для покаяния, то государственное руководство поражения первого периода войны почти не вразумили. НКВД продолжало арестовывать тех, кто осмеливался в присутствии других говорить о Боге, ходатайствовать об открытии храмов. Продолжался и поиск среди верующих всевозможных «шпионов» и «вредителей». Через три дня после начала войны, 25 июня 1941 г. была арестована игумения Тамара (Сатси) (память 1 мая). До 1930 г. она была настоятельницей Чебоксарского Владимирского монастыря, а после разгрома обители жила у своей бывшей помощницы. 65-летнюю игумению обвинили в шпионаже и уже 31 июля приговорили к 10 годам концлагеря. Из заключения преподобномученица Тамара так и не вернулась – 1 мая 1942 г. она умерла. 22–23 июня были арестованы мученики Димитрий Волков и Никита Сухарев (память 3 марта и 4 июля), добивавшиеся открытия храма в Орехово-Зуеве, 17 сентября был арестован иерей Иоанн Заседателев из Николаевска (память 29 октября), вся вина которого была в совершении треб по просьбам верующих. Все эти страдальцы приняли смерть в лагерях уже в 1942 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так что не занимайтесь вопросом о посте, делайте по силам и даже можете по немощи вкушать рыбу и елей накануне Причастия до всенощной, делая это со смирением, ради укрепления сил и с глубоким благодарением Господу. Бойтесь оценивать пост и количество молитв – свихнемся с сыновнего смиренного пути в ненавистное Богу фарисейство и самоцен. Где расценка, там наемничество, а не сыновство, хотя и грешное. Внимание держите не подле внешнего, а подле внутреннего: есть ли молитва в сердце, не огорчила ли кого, не помогла, может быть, кому духовно, не рассердилась ли, не пристрастилась ли к чему, может быть, была нетерпелива, уныла? Больную плоть нечего распинать, а надо поддерживать. Вы нужны всем своим чадам и неправильно написали обратное. Сейчас в десять раз больше нужны, чем прежде. Пусть и немощей много. Господь за них не осудит, если будем смиренно взывать: Господи, прости! Даже наоборот, они ведут к смирению, то есть самому главному и необходимому в деле спасения, почему и Давид славил Господа за допущение немощей: благо мне, яко смирил мя еси 66 . Поэтому не унывайте в немощах и не считайте их за своих врагов – наоборот, они хотя и невзрачные, но наши духовные друзья – мытари. Таня подвизается, но пост у нее выше смирения и послушания, рыбу в Великий пост не ест, хотя бы и ослабела до смерти. Не совсем это право, не по сыновнему смирению, а по рыбьей оценке. Все же она, кажется, начинает внутреннее ставить выше внешнего. Клавдюша яркий пример извращения правого пути спасения через заботу о внешнем (пост, молитвы, поклоны, слезы) с забвением внутреннего – очищения сердца от злобы и всякой нечистоты. Привет всем. Будьте здоровы. Поживите еще. Храни Вас Матерь Божия. 52 Печатаются по изданию: Вестник Русского Студенческого Христианского Движения. Париж – Нью-Йорк. 1973. 108–110, с некоторыми исправлениями по другому «самиздатскому» машинописному списку, доступному нам. Архиепископ Варлаам (Ряшенцев) в 1933–1941 годах жил в ссылке в Вологде. Арестован в 1941-м и в 1942 году скончался в вологодской тюрьме. Им составлена «Памятка иноку» (М., 2001). 53 Душевнобольная монахиня Рафаила (в мире Агриппина Чижова, из крестьян Тульской губернии) поступила в Акатовский монастырь, как и сама игумения Олимпиада, в двадцать с небольшим лет и оставалась в нем до его закрытия. 59 Св. Евдоким жил в Византии в первой половине IX века, был воином, скончался в возрасте тридцати трех лет. Память 31 июля (13 августа). Читать далее Источник: «Бог везде а с Ним и радость...» : Игуменья и сестры Акатовского мон-ря во времена гонений/сост., авт. вступ. ст. А.Г. Воробьева. – М. : Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та, 2016. – 228 с., ил. ISBN 978–5-7429–0447–2. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

  Параллели между историей РПЦ XX в. и историей древней Церкви – есть ли они? 13 октября (30 сентября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память: Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении. Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца. Свт. Михаила, первого митр. Киевского. Сщмч. Прокопия пресвитера. Сщмчч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии. Сщмч. Леонида пресвитера. Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев и 70-ти мужей. Свт. Мелетия, патриарха Александрийского. Прп. Акакия Латрийского. 2 прмцц. и 1000 мчч. мечем усеченных. Мч. Стратоника. Мч. Мардония. Сщмч. Симеона (Лилеева), протоиерея; сщмч. Александра (Орлова), протоиерея; сщмч. Петра (Пушкинского), протоиерея; сщмч. Петра (Соловьева), протоиерея; сщмч. Василия (Гурьева), священника; сщмч. Вячеслава (Занкова), священника; прмц. Александры (Червяковой), схимонахини; мч. Алексия (Серебренникова); мч. Матфейя (Соловьева), ктитора; мц. Аполлинарии (Тупицыной). Как говорят историки и богословы, по количеству убиенного священства и мирян первая половина XX века для РПЦ сравнима с первыми веками нашей эры, когда происходили массовые гонения на христиан. После встречи русских митрополитов со Сталиным и Собора 1943 года, а вернее еще с 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, массовое истребление священства и мирян было прекращено, и Церкви была дана возможность восстановления. К концу 1948 года в отношениях государства и Церкви наступило охлаждение, однако новое решительное наступление началось только в 1954 году после смерти Сталина. 7 июля 1954 вышло постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». 31 августа того же года митрополит Григорий подал Патриарху Алексию (для передачи в Совет по делам РПЦ) доклад «О нежелательных результатах и несправедливости ожесточенной антирелигиозной пропаганды, направленной против Русской Православной Церкви» (ГАРФ. Ф.6991. Оп.7.Д.137.Л.61.).

http://bogoslov.ru/article/2041545

В 1764 г. Артемиев Веркольский монастырь был отнесен к заштатным. В 1865 г. в Артемиеве Веркольском монастыре был введен общежительный устав Коневецкого монастыря, и в 1867 г. обитель была переименована в общежительную Артемиеву Веркольскую пустынь. 13 марта 1890 г. Артемиев Веркольский монастырь был отнесен к первоклассным общежительным монастырям с архимандричьим управлением, а 3 июля 1910 г. настоятель Артемиева Веркольского монастыря архимандрит Варсонофий (Вихвелин) был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии с оставлением должности настоятеля. В начале XX в. в Артемиеве Веркольском монастыре проживало около 60 монахов и 100 послушников, в монастыре действовали иконописная, переплетная, сапожная, портная, красильная и кузнечная мастерские, все хозяйственные работы выполнялись насельниками. Весной 1904 г. монастырь участвовал в первой Всероссийской выставке монастырских работ и получил похвальный отзыв за экспонаты (икону святого Артемия, резные костяной и деревянный кресты, др. изделия). Частым гостем и щедрым благотворителем обители был святой праведный Иоанн Кронштадтский , автор акафиста святому праведному Артемию. Ежегодно, во время поездок на свою родину в с. Сура, он останавливался в монастыре, служил молебны. В 1897 г. Кронштадтский пастырь участвовал в освящении построенного на его средства в обители Успенского собора. ...В 1880 г. настоятель архимандрит Феодосий приобрел находившееся в 60 км от монастыря Святое озеро, на берегу которого 31 окт. 1885 г. был основан Святоезерский Николаевский скит. Мощи святого праведного Артемия почивали в посвященном ему храме в серебряной раке около иконостаса. В начале XX в. в обители хранились 3 серебряных креста с частицами святых мощей, чудотворная Казанская икона Божией Матери и икона святителя Николая Чудотворца. Богослужения совершались с канонархом по столбовому распеву, читалась «неусыпаемая Псалтирь». Дважды в год совершались крестные ходы – 23 июня, в день кончины праведного Артемия, когда мощи святого обносили вокруг монастыря, и 17 ноября в память перенесения мощей святого в обитель. Артемиев Веркольский монастырь был закрыт в конце 1919 г., часть братии приняла мученическую кончину. Надвратный Иверский храм с колокольней, каменная ограда, кирпичный монастырский завод и ряд др. построек были разобраны. В 1941–1945 гг. в сохранившихся помещениях монастыря размещались детский сад и приют для эвакуированных и бездомных детей, в 80-х гг. – средняя школа и тракторная бригада.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приведенный пример помощи евреям со стороны духовенства русского ЗападноЕвропейского экзархата во Франции является далеко не единственным. Так, например, протоиерей Борис Георгиевич Старк (2 июля 1909, Кронштадт – 11 января 1996, Ярославль), служивший в 1941–1952 гг. помощником настоятеля русской Успенской церкви при кладбище и Свято-Николаевской церкви при русском старческом доме в г. Сент-Женевьев-де-Буа, в своих воспоминаниях об отце Димитрии Клепинине писал: «Вечная память незабвенному о. Димитрию. Запомнился мне очень один с ним разговор... Мы шли из церкви РСХД по улице Оливье-де-Серр (РСХД – это Русское Студенческое Христианское Движение, к которому до войны мы оба были очень близки). Отец Димитрий говорит мне: “Ты видишь, какие начинаются гонения на евреев? Еще нет того, что делается в Германии, но надо ждать, что и у нас будет нечто подобное, и мы заранее должны знать, что нам делать!” Мы оба были убеждены, что в случае нужды надо будет помогать евреям, как крещеным, так и некрещеным, но ищущим нашей помощи. Мне, как живущему в Русском Доме Сент-Женевьев-де-Буа, меньше было поводов и возможностей это намерение применить в жизнь (хотя и в Сент-Женевьев кое-что делалось в этом плане), а вот о. Димитрий, живший в центре Парижа и служивший в церкви общежития “Православное Дело”, основанного матерью Марией, был в самой гуще событий, и ему с матерью Марией пришлось не только много делать, чтобы спасать евреев во время оккупации, но и погибнуть за это» 231 . К сожалению, отец Борис скромно умолчал, в чем конкретно заключалась его деятельность по спасению евреев в Сент-Женевьев-де-Буа. Об участии в спасении еврейской семьи в оккупированной Франции говорится в воспоминаниях протоиерея Олега Болдырева. В июне 1939 г. он был назначен митрополитом Евлогием настоятелем русского прихода в Дайв-Кобурге, осенью призван во французскую армию и летом 1940 г. попал в немецкий плен, из которого вышел на свободу 31 марта 1941 г. Вскоре Владыка Евлогий назначил отца Олега служить в домовой церкви Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец Глава 4. Таллиннская и Эстонская епархия (1945–1992) К 1945 г. ЭАПЦ лишилась 19 священнослужителей, репрессированных советскими карательными органами, из которых ни один не вернулся из заключения. Будем помнить их имена: Печерский викарный епископ Иоанн (Булин) – арестован 18 октября 1940 г.; священник Александр Филомафитский – арестован в 1940 г., скончался в 1941 г.; протоиерей Иоанн Коведяев – арестован в 1940 г.; протоиерей Валентин Смирнов – арестован 5 ноября 1940 г.; протоиерей Владимир Иродиопов – арестован в 1940 г.; священник Константин Хиоб – арестован 12 июня 1941 г., скончался в 1942 г.; диакон Симеон Карпин – арестован в 1941 г., скончался 16 июля 1941 г.; протоиерей Константин Колчин – арестован в июле 1941 г., скончался 18 июля 1941 г.; священник Иоанн Краав – расстрелян 7 июля 1941 г.; протоиерей Василий Ристкок – арестован в июне 1941 г., скончался 6 января 1942 г.; священник Иоанн Толстяков – арестован и убит в 1941 г.; священник Артемий Ваннер – арестован в 1941 г., скончался 7 августа 1943 г.; священник Николай Лейсман – арестован 13 июня 1941 г.; диакон Петр Козлов – арестован в 1941 г.; священник Иоанн Сергиев – арестован в 1941 г., скончался 22 марта 1943 г.; диакон Василий Астанин – арестован в 1941 г.; священник Леонид Лавров – арестован в 1944 г.; иеромонах Лин (Никифоров) – арестован в 1944 г.; священник Владимир Вихерпуу – арестован в 1945 г. Да упокоит Всемилостивый Господь в небесных селениях души Своих верных рабов! Таким образом, к середине 1940-х гг. ЭАПЦ утратила большую часть своего клира, и, несмотря на это, владыка Павел с присущим ему сознанием глубокой ответственности и архипастырского долга делал все возможное, чтобы упорядочить жизнь православной Церкви в Эстонии в специфических условиях Советского государства. Владыка Павел страдал тяжелым сердечным недугом, но это никак не отражалось на его повседневной деятельности, включавшей ревностное совершение богослужений, вдохновенную проповедь слова Божия, постоянное посещение приходов епархии и заботу о пополнении клира, о восстановлении разрушенных и пострадавших в военное время храмов. Архиепископ Павел возглавлял Эстонскую Апостольскую Православную Церковь полных шестнадцать месяцев до своей праведной кончины, наступившей в полночь 1 февраля 1946 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О присоединении еп. Поликарпа рассказывал мне архиеп. Алексий в 1941 г., когда он три дня гостил у меня в Холме, о том же рассказывал мне митр. Дионисий» (Пам " ятки. Enicmoляpha спадщина Ibaha (митрополита Iлapioha): 1907-1968. К., 2001. Т. 2. С. 310). Т. о. Иларион (Огиенко) опровергал позднейшие утверждения Поликарпа (Сикорского) о том, что он никогда не признавал власть Московской Патриархии, был противником экзарха Николая (Ярушевича), оставался верен идеям польск. автокефалии и др. Тарнопольско-Галицкая епархия просуществовала полгода. В соответствии с определением Московской Патриархии от 26 марта 1941 г. и указом от 28 марта 1941 г. изменилось епархиальное деление западноукр. областей. Была воссоздана Львовская епархия, в состав к-рой перешли 9 приходов бывш. Львовского воеводства, а также Почаевская лавра, наместник к-рой архим. Пантелеимон (Рудык) был хиротонисан во епископа Львовского с оставлением его в Почаеве (2 июня 1941 указом Патриархии еп. Пантелеимону была определена резиденция во Львове, куда он сразу же переехал, следующим наместником лавры стал архим. Панкратий (Гладков; впосл. епископ)). Архиеп. Алексию 28 марта 1941 г. «взамен отходящей Галиции» были переданы приходы Ровенской обл. с присвоением ему титула «Ровенский и Кременецкий». Было восстановлено Острожское вик-ство на правах полусамостоятельной кафедры «под общим руководством экзарха», в состав Острожской епископии предполагалось включить 8-9 районов Ровенской обл. по усмотрению экзарха. Ровенско-Кременецкая епархия просуществовала до 18 авг. 1941 г., когда решением 1-го Почаевского Собора Автономной Украинской Церкви она была упразднена в связи с возобновлением Волынско-Кременецкой епархии. В ночь на 23 июня 1941 г. сотрудники НКВД в кременецком Богоявленском монастыре арестовали архиеп. Алексия, обвиненного в контактах с Варшавским митр. Дионисием, и прот. Леонтия Петропавловского. Архиеп. Алексий был этапирован из Кременца в Тарнополь, при отступлении советских войск брошен без сознания возле с. Лопушного (ныне Лановецкого р-на Тернопольской обл.), спасен крестьянами. 17 июля архиерей вернулся в Кременец. Прот. Леонтий оказался в ссылке в Сибири. 1941-1944 гг. С началом Великой Отечественной войны и оккупации Украины митр. Николай (Ярушевич) уехал из Луцка, 15 июля 1941 г. был назначен митрополитом Киевским и Галицким, экзархом всея Украины. Указом от 17 июля 1941 г. митр. Сергий (Страгородский) назначил епископом Житомирским Василия (Ратмирова) , к-рый, по всей видимости, на кафедру не приехал, 27 авг. 1941 г. был переведен в Калининскую епархию.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

В список не внесен ввиду неясности его канонических полномочий. 1948 По прот. А. Горскому (Горский A. В., прот. Историческое описание Троице-Сергиевой Лавры. M., 1890. С. 124), первая дата иная: 12.1758. Вторая дата – дата кончины. 1950 Митрополит с даты назначения. Вторая дата – дата кончины. Первый из Киевских владык стал именоваться также и «священно-архимандритом Киево-Печерской Лавры». 1959 Митрополит с даты назначения. По свящ. С. Петровскому (Ук. соч.), первая дата иная: 06.02.1882. Вторая дата – дата кончины. 1964 Епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. Назначен указом Св. Патриарха Тихона (первая дата) после убийства митр. сщмч. Владимира до избрания его преемника (вторая дата). 1965 Митрополит с 28.11.1917. С 1919 г. находился на юге России, в эмиграции – с 1920 г. В апреле 1922 года в г. Сремские Карловцы (Югославия) возглавил оппозицию Патриарху Св. Тихону, оформившуюся в РПЦЗ. 1967 Митрополит с даты назначения. Завещательным распоряжением Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра Полянского от 23.11(06.12)1925 указан (2-м) в числе Заместителей Патриаршего Местоблюстителя на случай внезапного прекращения своей деятельности последним. (От принятия и выполнения данного послушания отказался, ссылаясь на плохое состояние здоровья.) Вторая дата – дата кончины. 1968 Епископ Богуславский, затем епископ Таращанский, викарий Киевской епархии; в/у периодически и кратковременно. 1974 Митрополит. Вторая дата – дата последнего ареста. Скончался 28.10(10.11) 1937 во время допроса в Лукьяновской тюрьме г. Киева. 1976 Митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины (и Белоруссии). Покинул Киев с приближением немецко-фашистских войск, с трудом добрался до Москвы осенью 1941 г. Далее – номинально. Именовался бывшим Экзархом Украины и Белоруссии с нач. 1942 г. 1977 Епископ Львовский, архиерей Украинской временной церковной автономии, признававшей юрисдикцию Московской Патриархии. В уважение прав митрополита Николая (Ярушевича) в Киев был определен только временно управляющий иноепархиальный архиерей, каковым и был епископ Пантелеимон (Рудык).Состав епископата Украинского Экзархата (Украинской временной автономии) времен оккупации, в 1941–1944 г., следующий: Алексий Громадский КРЕМЕНЕЦКАЯ 12(25)06.1940 12(25)11.1941 ЖИТОМИРСКАЯ 12(25)11.1941 25.04(08.05)1943 в/у КРЕМЕНЕЦКАЯ 12(25)11.1941 25.04(08.05)1943 Антоний Марценко КАМЕНЬ-КАШИРСКАЯ 15(28)10.1940 09(22)08.1941 ОДЕССКАЯ 09(22)08.1941 03.1944 Вениамин Новицкий ПИНСКАЯ 02(15)06.1941 08.1942 ПОЛТАВСКАЯ 08.1942 09.1943 в/у ХАРЬКОВСКАЯ 08.1942 09.1943 Дамаскин Малюта ЖИТОМИРСКАЯ 06(19)08.1940 ЧЕРНОВИЦКАЯ КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ Димитрий Маган РОВЕНСКАЯ 29.05(11.06)1942 07.1942 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 07.1942 01.1943 ДОНЕЦКАЯ 01.1943 08(21)09.1943 Евлогий Марковский ВИННИЦКАЯ 10(23)07.1942 09.1943 Иоанн Лавриненко КОВЕЛЬСКАЯ 26.11(09.12)1941 (перешел в Белорусскую автономию 03.1944) БРЕСТСКАЯ Иов Кресович ЛУЦКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010