Известно также, что некоторое время в период оккупации действовала Екатерининская церковь в пос. Антропшино (Царская Славянка). В начале августа 1941 г. спецгруппа НКВД взорвала колокольню и верхний купол закрытого в 1938 г. храма, т. к. они будто бы могли служить ориентиром для немецкой артиллерии. Поэтому проживавший с 1939 г. на ст. Антропшино заштатный протоиерей Иоанн Успенский с осени 1941 г., по благословению епископа Нарв-ского Павла, стал служить в устроенном в частном здании молитвенном доме. К весне 1943 г. верующие привели в порядок Екатерининскую церковь , и в апреле о. Иоанн возобновил в ней богослужения. В конце 1943 г. немцы эвакуировали протоиерея в Эстонию, где он был приписан к Никольской церкви Таллина и до осени 1944 г. обслуживал русских беженцев. В период оккупации диаконом при о. Иоанне в Антропшино служил Константин Травин, и осенью 1944 г. Владыка Григорий (Чуков) рукоположил его во священника к Екатерининской церкви, которая осталась действующей и в послевоенный период 11 . Ближайшим к Ленинграду крупным церковным центром стал расположенный на расстоянии 40 км к югу город Гатчина (до 1944 г. имевший советское название Красногвардейск) с населением 38 тыс. жителей. Последние гатчинские храмы были закрыты в 1939 г. Город являлся центром укрепленного района, поэтому его захват 13 сентября 1941 г. германскими войсками сопровождался ожесточенными боями, в ходе которых сгорели Успенская русско-эстонская и Всехсвятская кладбищенская церкви. Возрождение уцелевших храмов облегчалось тем, что в Гатчину были выселены некоторые клирики ленинградских церквей, жившие в пригородах и неожиданно для себя оказавшиеся в оккупации. Так, служивший в Князь-Владимирском соборе протоиерей Александр Петров вместе с братом своей жены священником Михаилом Смирновым из Урицка (Лигово), где они проживали, сначала были вывезены на ст. Володарская, а затем в Гатчину. Отец Александр Петров и возобновил в октябре 1941 г. богослужения в главном городском храме – Павловском соборе. Правда, в мае-июне 1941 г. собор начали перестраивать под кинотеатр, что серьезно повредило здание, а в сентябре немецким снарядом был пробит купол собора. Поэтому освящено было лишь подвальное помещение, в котором и начались службы. Верующие сохранили иконы, утварь, богослужебные одежды и охотно принесли их в открывшийся храм. Вторую церковь в Гатчине – св. Иоанна Предтечи на кладбище – открыл 14 декабря 1941 г. кандидат богословия о. Михаил Смирнов, подвергавшийся в 1929 г. аресту и высылке из Ленинграда. Третьим действующим храмом стала упоминавшаяся Покровская церковь в пригороде Гатчины – на ст. Мариенбург. В марте 1942 г. гатчинские священники были утверждены на своих приходах Управлением Псковской Миссии, но это не спасло о. А. Петрова от репрессий нацистов. 3 августа 1942 г. он был по доносу арестован и через две недели расстрелян в Гатчинском парке. Вдову и сына о. Александра на полтора года приютил о. М. Смирнов, а 20 января 1944 г. немцы угнали их в Эстонию 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среда 22 мая/4 июня 1941. В 12 часов 30 минут на Дарю мало народа, но зато вся (офицерский состав) национальная гвардия в полной форме во главе с командующим и двумя его помощниками. Ольга Кедрова 353 опаздывает только на 10 минут. Полный хор, освещение, лучшие ризы. Свадьба Leroix проходит очень торжественно. Я читаю Апостола по-французски и прислуживаю. Протодиакон говорит ектению тоже по-французски. Служит о. Иаков. После свадьбы прием с шампанским и угощением на квартире Юрия Ширинского-Шихматова 354 . По теперешним временам все было в изобилии. Захватил даже для матери и Леонтьевых пирожков и сандвичей. Суббота 25 мая/7 июня 1941. Утром – баня, потом комитет Модраха. Если служащие очень любезны, то начальство было исключительно сухо и нелюбезно, особенно когда узнало, кто я. Генеральным секретарем состоит Рогович 355 . Его и его семью мы знаем два поколения. Он меня «не узнал», когда я уходил, но даже не передал бумаги, а оставил ее на столе и не попрощался... Суббота 1/14 июня 1941. Очень грустное и тяжелое впечатление оставило на мне посещение [Знаменской] церкви на rue Boileau 32, которая сейчас разрушается и перевозится в новое помещение 65, rue Michel-Ange. Все уже снято, иконостаса нет, на амвоне стоит только престол и жертвенник. Новое здание – тесное для церкви, но там будет помещаться и духовенство, и управление приходом. Пятница 7/20 июня 1941. По дороге на урок встретил нашего почтальона, который остановил меня и долго говорил о войне между СССР и Германией, о которой в один голос говорят все французы, хотя и радио, и газеты молчат. Откуда идут эти слухи? Я знаю все больше по заключениям из логического развития событий и то не так уверен, что все начнется не сегодня-завтра, а все окружающие французы считают, что это дело одного-двух дней. Суббота 8/21 июня 1941. На русской границе сосредоточено немцами свыше 100 дивизий. Вечером шли слухи о войне. Немцы говорили русским в гаражах, что скоро они вернутся к себе. Воскресенье 9/22 июня 1941. Всех святых русских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

см. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. М., 2004. С. 92–103; Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 153–160; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. С. 349–351, 358. 7 См.: Там же. С. 105–112; Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 176–178, 195–197. 8 Цит. по: Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. С. 105. Ср. Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 177. 9 Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. С. 113–121; Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 197–222; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. С. 359–393; Фирсов С. Л. Апостасия. “Атеист Александр Осипов” и эпоха гонений на Русскую Православную Церковь. СПб., 2004. С. 5–55. 10 Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 205; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. С. 366. 13 О реакции Церкви на другие акции см., например, Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 210–216; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. С. 367–368 и др. 14 См. Беглов А. В поисках “безгрешных катакомб”. Церковное подполье в СССР. М., 2008. С. 202–230. 20 РГАСПИ. Ф. 556. Оп. 15. Д. 120. Л. 76. Эта статья в несколько исправленном виде унаследована и современным отечественным законодательством. См.: Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 239: Организация объединения, посягающего на личность и права граждан. 27 Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. С. 391; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. С. 446–449; Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945–1991. С. 329. 28 Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995. С.

http://pravmir.ru/tserkovnoe-podpole-v-1...

Он издал обращение к пастве, где объявил к сведению клира и мирян, что «он признан гражданской властью единственным главой Эстонской Церкви», и, не обинуясь, угрожал ответом перед гражданскими властями тем, кто не подчинится ему» 141 . Впоследствии, в письме от 30 декабря 1942 г., митрополит Александр так описывал события осени 1941 г.: «3 сентября 1941 г. от полиции безопасности Германии и 10 сентября от руководителя самоуправления Эстонии мне было дано задание в качестве ответственного главы апостольской Церкви руководить религиозной жизнью православных в Эстонии. На основании этих распоряжений я разослал в начале сентября 1941 г. обращение к приходам и 11 октября того же года распространил через благочинных циркуляр, в котором призывал всех духовных и светских деятелей апостольско-православной Церкви приступить к мирной и созидательной работе, напомнив при этом, что нарушителям мира и порядка придется иметь дело с правящими властями. Последняя фраза не содержит угрозы, как упоминал митр. Сергий, но только напоминание и заботу о предотвращении возможных нарушений мира и правопорядка» 142 . Слова о том, что письмо «не содержит угрозы», по-видимому, не соответствовали истине, ведь иначе как угрозу трудно истолковать слова в циркулярном письме митрополита Александра от 14 октября 1941 г.: «Священнослужителям, членам причта, деятелям приходским или прихожанам, не исполнившим моих распоряжений и тем нарушившим церковную дисциплину и порядок, придется иметь дело с властями» 143 . Это циркулярное письмо было разослано митрополитом Александром уже после получения им письма от экзарха митрополита Сергия от 16 сентября 1941 г., в котором последний информировал главу Эстонской Церкви о сохранении экзархата и прежнего порядка церковного управления; «к сведению Вашему и экзаршего управления сообщаю, что каноническое положение экзархата сохраняет прежний порядок в управлении» 144 . Что же касается присоединения к Русской Православной Церкви весной 1941 г., то, по свидетельству экзарха митрополита Сергия, митрополит Александр объясняет те события «обстоятельствами времени» и «даже как бы похваляется, что он этими действиями, попросту говоря, обманул Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В межвоенный период Белград и СПЦ развернули в Вардарской М. активную просветительскую деятельность. В 1920 г. королевским указом в Скопье был открыт философский фак-т как часть Белградского ун-та. В Охриде по инициативе еп. Николая было сформировано церковно-просветительское братство «Св. Климент» (действовало до сер. 30-х гг. XX в.). По решению правительства от 5 окт. 1921 г., 26 февр. 1922 г. открылась ДС св. ап. Иоанна Богослова в Битоле (действовала до 1941), в к-рой преподавали иером. Иоанн (Максимович ; впоследствии архиепископ Западноамериканский и Сан-Францисский), архим. Киприан (Керн) , архим. Николай (Карпов; впосл. епископ Лондонский, викарий Западноевропейской епархии РПЦЗ) и др. Стали издавать научные журналы, в Скопье были открыты Церковный музей Юж. Сербии и Галерея фресок из храмов. В апр. 1941 г. Германия напала на Югославию. 7 апр. нем. войска вошли в Скопье и вскоре дошли до албан. границы. 17 апр. Югославия капитулировала. С 19 апр. 1941 г. по указанию вермахта болг. армия взяла под контроль вост. области Вардарской бановины. В зап. городах Тетово, Гостивар, Кичево, Дебар и Струга была установлена итал. оккупационная власть, в июле 1941 г. эти районы были присоединены к Албании (в апр. 1939 включена в состав Италии), правосл. храмы переданы в управление Албанской Православной Церкви . Синод БПЦ приветствовал введение болг. управления на македон. землях. В кон. апреля 1941 г. был разработан проект церковного устройства на этих землях «на основе церковно-исторических и национальных соображений и с учетом географического положения, путей и торгового сообщения в этих областях» ( Елдъров. 2004. С. 244-245). Иерархи СПЦ, епископы Иосиф и Викентий, весной 1941 г. были высланы болг. солдатами в Сербию. Болгарский Синод направил неск. архиереев для ознакомления с церковным положением в своих бывших епархиях. Вскоре архиереи сообщили, что священнослужители и верующие, прежде всего в Скопской епархии, встретили их с энтузиазмом, а наиболее сдержанно к ним отнеслись в Охридско-Дебарской епархии.

http://pravenc.ru/text/2561510.html

23.09(06.10)1941 21.11(04.12)1941 25.04(08.05)1942 28.09(11.10)1941 22.04(05.05)1943 23.03(05.04)1943 08(21)12.1943 26.07(08.08)1946 Московская, обн. Основана в 1923 г. Местопребывание – в бывшем Заиконоспасском монастыре. Упразднена в 1927 г. 1923 01(14)01.1927 Московский и всея России патриархат, обн. Существовал в кон. 1941 г. без учреждения. 21.11(04.12)1941 12.1941 Мотовилихинская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Мотовилиха (Пермская губерния). Пермское викариатство. Упразднена в 1926 г. (?) 09(22)05.1924 Феофан Брюханов (1926) 2767 Митрополит Крутицкий, помогавший в делах управления старцу патриарху Адриану в конце его жизни и временно управляющий по его кончине до назначения царем Петром Стефана (Яворского) Местоблюстителем Патриаршего Престола. 2768 Митрополит Рязанский и Муромский с титулом «администратор, блюститель, викарий и экзарх Патриаршего Престола». С ликвидацией Патриаршества и с установлением синодального строя был назначен первым Президентом Св. Синода. Скончался 27.11.1722. См. Рязанская. 2769 «...Указом ... от 27 января 1719 года Сарскому митрополиту Игнатию велено «в Москве соборную церковь и Патриаршую епархию, также и духовные всякие дела, ведать и отправлять, как ведал и отправлял Преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромский...» (Соловьев H. A., свящ. Сарайская и Крутицкая епархия. Вып. 1. M., 1894. С. 106). В 1721 г. был обвинен в общении с опальной царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной (в бытность епископом Суздальским) и отрешен от управления Крутицкой епархией и Патриаршей Областью. «...1-го октября 1721 г. Петр. лично присутствуя в Синоде, указал ... отпустить его по преклонности лет на обещание в Нилову пустынь; жить ему там в келье, но митрополитом и епископом не писаться. Так печально кончил свою многотрудную деятельность энергичный русский иерарх...» ( Покровский И. М. Ук. соч. Т. 2. С. 145–146). 2770 Епископ Мелиникийский; временно управляющий совместно с тремя московскими архимандритами: Чудовским, Новоспасским и Златоустовским (позднее замененным Андроньевским).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кандидатура архим. Палладия, утвержденная нем. властями, долгое время оспаривалась в Украинской церковной раде и др. укр. орг-циях, что было связано с конфликтом Палладия с Огиенко из-за различия в политических взглядах. Только после того, как архим. Палладий (после хиротонии еп. Илариона (Огиенко)) дал письменное обязательство поддерживать все решения последнего, Иларион согласился на участие в наречении и хиротонии Палладия. Наречение архим. Палладия во епископа Краковского и Лемковского состоялось в Варшаве 16 янв. 1941 г., но из-за споров о территории епархии и количестве приходов (часть которых митр. Дионисий хотел сохранить в Варшавской епархии) архиерейская хиротония состоялась 9 февр. 1941 г. На следующий день Палладий был возведен в сан архиепископа. После оккупации нацистами Зап. Украины и создания 1 авг. 1941 г. дистрикта Галиция, вошедшего в Генерал-губернаторство, к Краковской епархии была присоединена территория современных Львовской, Ивано-Франковской и частично Тернопольской областей Украины; по декрету митр. Дионисия от 17 авг. 1941 г. епархия сменила название на Краковско-Лемковская и Львовская. Малочисленная Краковская епархия (24 прихода) была образована прежде всего для того, чтобы дать более чем 20 тыс. принявших Православие лемков своего епископа, который должен был их постепенно украинизировать. Фактически с сент. 1940 г. до весны 1941 г. епархией управлял близкий к украинским национальным кругам прот. Мартин Волков, бывший депутат польского сейма, возможно один из инициаторов учреждения кафедры. С 1939 г. Волков являлся настоятелем краковского Успенского правосл. прихода (существовал с 1918). Вместе с викарием свящ. Евгением Гриневичем он в 1940 г. украинизировал приход, заменил церковнослав. язык в богослужении украинским. Несмотря на то что кафедрой правящего архипастыря был определен Успенский храм в Кракове, архиеп. Палладий постоянно находился в Варшаве (долгое время не удавалось добиться согласия нем. властей на переезд архиерея в Краков), руководил епархией, опираясь на канцелярию в Варшаве, которой заведовал свящ. Александр Чубук-Подольский, а также на обладавшую особенно широкими правами Краковскую духовную консисторию, которой управлял в качестве секретаря прот. Мартин Волков, являвшийся фактически наместником правящего архиерея. Резиденция епископа оставалась в Варшаве еще и потому, что маловместительный Успенский храм в Кракове, размещавшийся в военных казармах на окраине города, в 1940 г. был реквизирован под военные нужды. В качестве компенсации немцы в дек. 1940 г. выделили правосл. общине Кракова бывшую синагогу «Агават Раим» Еврейского благотворительного об-ва в старой части Кракова. В 1941 г. архиеп. Палладий освятил в этом помещении храм Успения Божией Матери, там же разместилась консистория.

http://pravenc.ru/text/2458925.html

Александров Георгий Федорович (1908–1961), советский партийный и государственный деятель. В 1940–1947 гг. возглавлял Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Алексий (Громадский Александр Якубович) (1882–1943), митрополит. С 1918 г. в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. Ректор Кременецкой духовной семинарии (1919–1922). Епископ Луцкий, викарий Волынской епархии (1922). Епископ Гродненский и Новогрудский, член Синода автокефальной Православной Церкви в Польше (1923). Архиепископ Гродненский (1928–1934). Архиепископ Волынский и Кременецкий (1934–1940). Архиепископ Тернопольский и Галичский (1940–1941). В 1940 г. возвратился в юрисдикцию Московского патриархата. Архиепископ Ровенский и Кременецкий (1941). Архиепископ Волынский (1941). После установления режима немецко-фашистской оккупации не признал юрисдикции митрополита Варшавского Дионисия (Валединского) на Украине и предпринял меры по установлению канонически правомерного церковного управления. В августе 1941 г. созвал в Почаевской Лавре епископское совещание, на котором было принято решение о восстановлении автономного статуса Украинской Православной Церкви в юрисдикции Московского патриархата. В ноябре 1941 г. избран Экзархом Украины. Позднее возведен в сан митрополита Волынского и Житомирского. Убит по дороге из Кременца в Луцк украинскими националистами. Алексий (Кабалюк Александр Иванович ) (1877–1947), схиархимандрит, священноисповедник. Родился в карпато-русской деревне Ясенье в семье лесоруба. Уехал на Афон, где принял православие в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Поступил в Яблочинский монастырь на Холмщине. Иеромонах (1910). Второй раз посетил Афон в 1910 году в сане иеромонаха. После возвращения в Подкарпатскую Русь служил священником в с. Иза (бывшей тогда на территории Австро-Венгрии) в Подкарпатской Руси. Видный миссионер. От преследования австро-венгерских властей еще до революции был вынужден бежать в Америку, где продолжал свой миссионерский подвиг в карпато-русской колонии вместе со священномучеником Александром Хотовицким. Около 1913 г. добровольно вернулся в Австро-Венгрию. В 1914 г. был осужден в г. Мараморош-Сиготе на 4 года и шесть месяцев и штраф 1000 крон. Вернувшись из заключения, основал Св. Никольский монастырь в с. Иза и был там настоятелем до 1925 года. В 1921 году принял участие в организации церковного собора, на котором была образована Карпаторусская Восточная Православная Церковь в юрисдикции Сербской Православной Церкви. В 1920-е гг. возглавлял православные приходы в Карпатской Руси. Полномочный делегат Карпаторусской Православной Церкви на соборе Сербской Православной Церкви в г. Сремские Карловцы (1930). Инициатор и вдохновитель православного съезда в г. Мукачево (1944), на котором было принято решение о присоединении Карпаторусской Церкви к Московскому Патриархату. В 2001 г. Украинской Православной Церковью причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18 августа 1941 г. большинство православных епископов, оказавшихся на оккупированной территории Украины, собрались на собор в Почаевской лавре и провозгласили создание автономной Украинской Церкви. Главой ее был избран архиеп. Алексий (Громадский), возведенный затем в сан митрополита. 1 сентября 1941 г. в окружном послании к верующим он обосновал решение не возобновлять свое подчинение заявившему юрисдикционные права на всю Украину митрополиту Варшавскому Дионисию (Валединскому). Митрополит Алексий ссылался на то, что западно-украинские земли вошли в состав СССР, а местные епархии – в Московский Патриархат, и митр. Дионисий письменно отказался в 1939 г. от своих прав на эти территории. 25 августа 1941 г. новый собор епископов в Почаевской лавре избрал митр. Алексия экзархом Украины 931 . Митр. Дионисий, не признав автономную Церковь , сформулировал свои возражения в послании от 30 ноября 1941 г. Так как германские власти не допускали распространения его влияния на восток, он начал поддерживать и благословил возрождение антимосковской автокефальной Украинской Церкви. Митр. Дионисий возвел в сан архиепископа еп. Луцкого Поликарпа (Сикорского) и 24 декабря 1941 г. назначил его администратором (управляющим церковью) на Украине. Автокефальная Церковь была официальна восстановлена на соборе епископов, состоявшемся 7–10 февраля 1942 г. в Пинске. Именно он постановил принимать в общении священников-«липковцев» без нового посвящения (остатки их организовались на своем съезде в Киеве 29 сентября 1941 г.). 17 мая 1942 г. архиеп. Поликарпу решением Синода в Киеве был присвоен титул митрополита Киевского, но он остался жить в Луцке. Автокефалисты развернули борьбу против автономной Церкви. Обе они посвящали новых епископов, число которых вскоре дошло до 15 у автокефалистов и 19 (считая 2 архиереев Ростовской епархии) у автономной Церкви 932 . Почти все имевшиеся на Украине православные епископы проживали в ее западной части, присоединенной к СССР в сентябре 1939 г. На остальной территории республики уцелел лишь один архиерей канонического рукоположения – проживавший на покос в Киеве престарелый схиархиепископ Антоний (Абашидзе).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1935 г. в междуречье Унжи и Ветлуги был создан Ветлужский (с 1938 Унженский) ИТЛ. К началу войны в нем находилось 27,2 тыс. заключенных, в т. ч. и представители духовенства. В марте 1941 г. была закрыта Троицкая ц. (бывш. собор Троице-Сыпанова мон-ря в с. Троица Нерехтского р-на), в которой под спудом находились мощи прп. Пахомия Нерехтского. 29 апр. 1941 г. Костромской горисполком постановил закрыть Ильинский (Христорождественский) храм на Городище в Костроме, построенный в сер. XVII в. боярином Г. И. Морозовым. Тогда же Костромской горисполком расторг договор с религиозной общиной Спасо-Запрудненской ц., возведенной на месте, где, по преданию, произошло явление Феодоровской иконы Божией Матери. Однако из-за бюрократических задержек Ярославский облисполком до начала войны не успел утвердить это решение, и храм не закрыли. 1941-1945 гг. К началу Великой Отечественной войны в К. и Г. е. осталось несколько действующих храмов: 5 - в Костроме (из них 1 обновленческий), по 1 - в Галиче, Солигаличе, Нерехте и Буе, ок. 80 приходских церквей (в сент. 1920 их насчитывалось 918). Ни одного действующего храма не было в Чухломе, Сусанине, Кологриве, Макарьеве. В течение лета 1941 г. власти продолжали закрывать храмы. В годы войны некоторые церкви прекратили существование из-за того, что служивших в них священников мобилизовали в трудармию. Продолжалось преследование представителей духовенства. 25 дек. 1941 г. был арестован священник Никольской ц. в с. Сидоровском Красносельского р-на А. В. Богословский; его расстреляли по обвинению в пораженческой пропаганде 14 мая 1942 г. В Буе 14 янв. 1943 г. был арестован свящ. Воскресенской ц. прот. А. Г. Бонич, через год умерший в ярославской тюрьме. 29 марта 1945 г. была арестована певчая кафедрального собора А. О. Гончаренко, а 21 мая 1945 г.- регент хора кафедрального собора К. П. Кузьмин. По обвинению в «антисоветской агитации» оба они были приговорены к 5 годам заключения в лагерях. Ряд служителей К. и Г. е. в годы войны мобилизовали в армию. В 1941 г. был призван диакон Иоанно-Златоустовского кафедрального собора Борис Васильев. По окончании военного училища в Вел. Устюге он в звании лейтенанта участвовал в Сталинградской битве в должности командира взвода разведки. Позднее он воевал на Украине и окончил войну в звании капитана (впосл. Васильев стал протоиереем). В числе священников, служивших в епархии после 1945 г., было немало участников войны.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010