АЛЕКСИЙ. Божией милостию Патриарх Московский и всея Руси ЧЛЕНЫ ОСВЯЩЕННОГО APXIEPEЙCKOГO СОБОРА Собор новомучеников и исповедников Российских Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, исповедник (†1925; память 25 марта и 26 сентября). Царственные страстотерпцы: Император Российский Николай II Александрович, Императрица Российская Александра Феодоровна, Царевич Алексий, Великие Княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия (†1918; память 4 июля). Священномученики: Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский (†1938; память 10 января). Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский (†1922; память 31 июля). Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский (†1918; память 25 января). Евгений (Зернов), митрополит Горьковский (†1937; память 7 сентября). Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский (†1937; память 7 ноября). Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего престола (†1937; память 27 сентября). Серафим (Чичагов), митрополит (†1937; память 28 ноября). Августин (Беляев), архиепископ Калужский (†1937; память 10 ноября). Александр (Петровский), архиепископ Харьковский (†1940; память 11 мая). Александр (Трапицын), архиепископ Самарский (†1938; память 1 января). Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский (†1937; память 17 октября). Алексий (Бельковский), архиепископ Великоустюжский (†1937). Алексий (Орлов), архиепископ Омский (†1937; память 22 августа). Андроник (Никольский), архиепископ Пермский (†1918; память 7 июня). Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский (†1918; память 14 августа). Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский (†1937; память 21 октября). Димитрий (Добросердов), архиепископ Можайский (†1937; память 8 октября). Захария (Лобов), архиепископ Воронежский (†1937; память 9 сентября). Иаков (Маекаев), архиепископ Барнаульский (†1937; память 16 июля). Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (†1929; память 27 апреля (прославление); 11 июля (обретение мощей); 15 декабря). Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский (†1934; память 29 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Владыку осаждают просьбами прекратить поминовение «христолюбивого воинства». Но молитва о христолюбивом воинстве не есть молитва о советской власти или даже Красной армии, так же как и «православная родина наша» не может отождествляться с III Интернационалом. Суббота 29 июня/12 июля 1941. Вчера о. Савва отвез сосуды и облачения в Compiègne и передал их лично о. Константину. Ближайшие участники собрания Жеребкова на Tokyo рассказывали мне подробно о его сообщении. Говорил он очень спокойно, сказал, что принадлежит с самого начала к национал-социалистической партии и как член этой партии, безусловно доверяющий Гитлеру и верящий, что он не раздробит России, напечатал опросные листки. Заполнение их – совершенно добровольно, и их цель – составить некоторые кадры на случай, если немцам понадобятся работники для оккупированных русских областей. Воскресенье 30 июня/13 июля 1941. В Биаррице немцы арестовали всех, даже хотели задержать женщин. Сидели до субботы. О. Александр [Ребиндер] служил всенощную под стражей (солдаты все время стояли в церкви). Среда 3/16 июля 1941. [В лагере Компьень] русских белых выделили в особую группу, отделив от евреев и коммунистов. Их оказалось 207 человек, среди которых очень много простых и некультурных. С.А. [Игнатьев] назначен старшиной русской группы и озабочен теперь устройством кантины 377 , амбулатории (доктор Чекунов), душа и библиотеки. Свидания пока не разрешены, но посылки дошли, и на Петра и Павла, правда с небольшим запозданием, праздновали именинников ген. Павла Шатилова 378 , гр. Петра Бобринского 379 . О. Константин уже совершает литургии. Воскресенье 7/20 июля 1941. На Дарю и на улице раздают сегодня листовку митрополита Серафима, в которой он призывает всячески поддержать немцев в борьбе с III Интернационалом. Листовка – ярко политическая и составлена в повышенно германофильском тоне и совершенно не считается с тем, что немцы не просят русской помощи и ее не принимают. Четверг 11/24 июля 1941. Приезжал о. Михаил Соколов . У них в Calvados становится очень трудно жить. Нет ни молока, ни масла, что просто невероятно. О переезде в Германию больше нет и речи. Уехали только мужчины, семьи остались все. Многие были арестованы, но теперь всех выпустили.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Савва Московский, †ок. 1410–1420, память 13 июня. Преподобный Александр Московский, †после 1427, память 13 июня. Преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский, †до 17 ноября 1426, память 13 июня. Преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский, †до 17 ноября 1426, память 4 июля и 13 июня. Преподобный Роман Киржачский, †29 июля 1392. Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший, †после 1401, память 12 сентября. Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший, †12 сентября 1395. Преподобный Леонтий Стромынский, †ок. 1380, память 20 июля. Преподобный Савва Стромынский, †20 июля 1392. Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, †З декабря 1407, обретение мощей 19 января 1652. Преподобный Иаков Стромынский, XIV, память 21 апреля. Преподобный Григорий Голутвинский, Коломенский, XIV–XV, память 25 января. Преподобный Афанасий, Железный Посох, Череповецкий, †ок. 1388, память 26 ноября и 25 сентября. Преподобный Феодосий Череповецкий, †ок. 1388, память 26 ноября и 25 сентября. Преподобный Мефодий Пешношский, †4 июня 1392, память 14 июня. Преподобный Иаков Железноборовский, †11 апреля 1442. Преподобный Никифор Боровский, †до 1414, память 9 февраля. Преподобный Никита Боровский, †после 1421, память 1 мая. Преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский, XIV–XV, память 27 мая. Собеседники Преподобного Сергия Святой благоверный великий князь Димитрий Донской, †19 мая 1389. Преподобная Евфросиния Московская (в миру святая благоверная великая княгиня Евдокия), †7 июля 1407, память 17 мая. Святитель Стефан, епископ Великопермский, †26 апреля 1396. Святитель Михаил, епископ Смоленский, †б мая 1402, память 28 ноября. Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский, †15 октября 1385, память 26 июня. Преподобный Евфимий Суздальский, †1 апреля 1405, обретение мощей 4 июля. Преподобный Димитрий Прилуцкий, †11 февраля 1392. Преподобный Стефан Махрищский, †14 июля 1406. Преподобномученик Григорий Авнежский, †15 июня 1392. Преподобномученик Кассиан Авнежский, †15 июня 1392.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

11-16 мая 1944 г. по требованию властей в Минске состоялся Собор епископов Белорусской Церкви, на к-ром присутствовали все белорус. архиереи. Целью проведения Собора было осуждение возведения в сан патриарха Московского и всея Руси митр. Сергия (Страгородского). Собор принял послание «Ко всем священникам и верующим нашей святой Греко-православной Белорусской Церкви» на основе составленной властями декларации. Собор осудил вмешательство Белорусской Центральной Рады (создана оккупационными властями в кон. 1943) в церк. дела и поставил под сомнение объявленную в 1942 г. автокефалию. На Соборе митр. Пантелеимону были присвоены титул «Его Блаженство» и право ношения 2 панагий и преднесения креста. Собор закончился поспешно, т. к. к Минску приближались части Красной Армии. Несмотря на тяжелейшие условия военного времени и оккупации, на территории М. е. было возобновлено и построено много храмов. Все приходы, существовавшие на территории Вост. Белоруссии к моменту ее освобождения советскими войсками, были открыты во время нем. оккупации. В Минске были возобновлены: Александро-Невская ц. на военном кладбище (28 июня 1941, в день вступления фашистов в Минск, верующие взломали засов, 6 июля в храме состоялось 1-е богослужение); Спасо-Преображенская ц., ставшая на время оккупации кафедральным собором М. е., при ней 17 июля 1941 г. был возрожден Спасо-Преображенский мон-рь, в к-ром жили более 10 монахинь и 5 священников; Свято-Духовская ц. (ныне кафедральный собор), при которой 15 мая 1942 г. началось возрождение муж. мон-ря; Екатерининский собор (ныне Петропавловский) на Немиге (богослужения возобновили в дек. 1941); ц. в честь Казанской иконы Божией Матери («привокзальная»); ц. равноап. Марии Магдалины на Сторожевском кладбище (богослужения возобновились 4 авг. 1941). На некоторое время возобновил свою деятельность Ляданский Благовещенский муж. мон-рь, в котором жили 13 насельников. Новопостроенная ц. свт. Николая Чудотворца в Козыреве в Минске была освящена 13 февр. 1944 г. В авг. 1941 г. по поручению архиеп. Пантелеимона для организации деятельности приходов из Жировицкого мон-ря в вост. регионы Белоруссии были направлены архим. прмч. Серафим (Шахмуть) и свящ. Григорий Кударенко. В 1941-1943 гг. они побывали в Борисове, Витебске, Орше, Жлобине, Могилёве, Гомеле, Бобруйске и других городах. Миссионеры проехали через Слуцкий и Копыльский районы Минской обл., открыли церкви в Копыле, Узде, Слуцке, в местечках Тимковичи, Романово, Греск, Грозово, в деревнях Семковичи, Песочное, Ляшно, Клевичи, Быстрица, Воробьевичи, Семеновичи.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

17 июня 1941 года епископ Савва был арестован еще с несколькими выдающимися людьми, сербами из Плашки. Были арестованы священники Боголюб Гакович, Джордже Стоянович и Станислав Насадил. Нацисты заперли их в конюшне Йосипа Томленовича, поставив вооруженную охрану. Все пленники, а епископ Савва особенно, ежедневно подвергались страшным истязаниям и унижениям. В конюшне они провели больше месяца. 19 июля 1941 года мучители связали пленников в шеренгу по двое, отвели на вокзал, чтобы утренним поездом отправить их в Госпич. На Плашском вокзале пленников продержали с 10 часов вечера до 5 утра. В самом тяжелом положении оказался епископ Савва, которому, несмотря на то что он был скован кандалами, даже не давали возможности сесть. Епископ Савва и арестованные с ним плашские новомученики прибыли в Госпич 20 июля 1941 года. С Госпичского вокзала они сразу же были доставлены в тюрьму, где их снова страшно истязали и унижали. Сохранились данные, что епископа Савву 8 августа 1941 года видели в тюремном дворе связанным и стоящим под дождем. И эту пытку мученик перенес спокойно. В середине августа 1941 года из госпичской тюрьмы было выведено около двух тысяч сербов, связанных проволокой по двое, их повели по дороге в направлении горы Велебит. В этой группе был и епископ Савва. Есть основания думать, что святитель был убит на Велебите, так как в августе 1941 года там были казнены около 800 сербов. Несмотря на то что точное время и место его мученической кончины неизвестны, так же как не сохранились сведения о множестве погибших из православного духовенства и верующих,– Господь вписал их имена в книгу вечной жизни. Священный Архиерейский Синод СПЦ в течение войны неоднократно пытался ходатайствовать за митрополита Петра и епископа Савву, чтобы вызволить их из злодейских рук нацистов. Попытки были безуспешны. Несколько лет спустя (после войны) в Башаид, где владыка Савва много лет служил на приходе, приехал один человек: он представился его духовным чадом, рассказал, как владыка заботился о нем, дал образование, оказывал большую материальную поддержку. Он поведал о кончине владыки, о том, что видел своими глазами: «Усташские палачи вывели владыку на поляну и там продолжили издевательства. Заживо содрав с него кожу, засыпали раны солью. Затем закопали в землю, оставив на поверхности только голову, принесли железную ржавую борону и «пахали» по его голове, пока мученик не умер. Что было дальше, не знаю. Вероятно, он был брошен в одну из многочисленных ям, в которых мученически окончили жизнь многие православные сербы. Но смерть не отлучила его от народа».

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

был уволен с Пинской кафедры. Новым главой Пинской епархии по рекомендации Н. был назначен архим. Вениамин (Новицкий ; впосл. архиепископ), хиротонисанный 15 июня 1941 г. в Луцке. По инициативе Н. также была возрождена правосл. архиерейская кафедра во Львове. 27 (по др. данным, 29) марта 1941 г. в Москве состоялась хиротония во епископа Львовского наместника Почаевской лавры архим. Пантелеимона (Рудыка ; впосл. архиепископ). Хиротонии епископов Пантелеимона, Венедикта и Вениамина (из них 2 проведены в Москве) были первыми архиерейскими хиротониями в РПЦ с 1936 г. и символизировали окончание периода наиболее жестокого преследования Церкви советскими властями. Образование Львовской епархии должно было начать процесс воссоединения укр. униатов с Православием. Весной 1941 г. Н. занимался на Волыни отбором священников, давших согласие на переезд в Галицию для служения на миссионерских приходах и для распространения Православия среди униатов. Благодаря усилиям Н. удалось вернуть правосл. общинам некоторые храмы, ранее обращенные в Польше в католич. костелы. В частности, вновь стал православным соборный храм бывш. Новозагоровского Рождество-Богородичного муж. мон-ря в с. Нов. Загоров (ныне Локачинского р-на Волынской обл.) с чудотворной Загоровской иконой Божией Матери. По рекомендации Н. 30 мая 1941 г. было утверждено новое священноначалие Почаевской Успенской лавры: новым наместником лавры в связи с переездом еп. Пантелеимона во Львов стал архим. Панкратий (Гладков; впосл. епископ), а его помощником и казначеем лавры - архим. Нектарий (Григорьев ; впосл. митрополит). Во 2-й пол. июня 1941 г. Н. выехал по вызову митр. Сергия в Москву, где его застало начало Великой Отечественной войны. Вскоре он вернулся на Украину, но Луцк к тому времени был уже занят нем. войсками. Из прифронтовой зоны Н. прибыл в Киев и 15 июля 1941 г. был назначен митрополитом Киевским и Галицким, экзархом Украины. В кон. июля в связи с приближением к Киеву нем. войск Н. был эвакуирован в Москву. Проводил богослужения в Богоявленском соборе в Елохове, произносил проповеди патриотического содержания.

http://pravenc.ru/text/2566030.html

Пантелеймон (Рудык Петр, 16.06.1898 – 02.10.1968), архиепископ. Окончил православный богословский факультет Варшавского университета. 16.03.1941 хиротонисан во еп. Львовского в Москве. С декабря 1941 по ноябрь 1943 управлял Киевской епархией автономной Украинской Церкви. Весной 1944 возведен в сан архиепископа и возглавил архиереев автономной Украинской церкви, затем эвакуировался в Германию. С 1945 принадлежал к РПЦЗ. 05,03.1959 после принесения покаяния принят в общение с Московской Патриархией, с 08.08.1959 архиеп. Эдмонтонский и Канадский. Скончался в Эдмонтоне. Поликарп (Сикорский Петр Дмитриевич, 20.06.1875 – 22.10.1953), митрополит. В 1898 окончил Киевскую духовную семинарию. В 1919–1921 вице-директор департамента общих дел в правительстве Петлюры. В 1921 эмигрировал в Польшу. 10.04.1932 хиротонисан во еп. Луцкого. 02.08.1941 назначен митр. Варшавским Дионисием архиеп. Луцким и Ковельским, а 24.12.1941 – администратором автокефальной Украинской церкви, с 17.05.1942 митр. Киевский. В январе 1944 эвакуировался в Варшаву, а затем через Словакию в Германию. Руководил Украинской православной церковью за границей. С апреля 1950 жил под Парижем, где и скончался. Положенский Сергий, протоиерей. В 1934–1936 служил в берлинском приходе св. кн. Владимира юрисдикции митр. Евлогия, с 1936 по ноябрь 1938 настоятель русской церкви в пригороде Берлина Тсгеле, в ноябре 1938–-1945 снова в храме св. кн. Владимира. С 1945 служил в берлинских храмах Московской Патриархии. Розенберг Альфред (1893–16.10.1946), главный идеолог нацизма. Родился в Ревеле, учился в Риге и Москве. В 1919 эмигрировал в Германию. С 1923 главный редактор официального органа НСДАП газеты «Фёлькишср беобахтср». С 1933 начальник Внешнеполитической службы НСДАП, с 1934 заместитель Гитлера по вопросам духовной и идеологической подготовки членов партии. 17.07.1941 назначен рейхсминистром занятых восточных территорий. В 1946 приговорен Нюрнбергским трибуналом к казни и вскоре повешен, Розенфельдер Карл, германский чиновник. С июля 1941 по май 1945 руководитель группы религиозной политики Рейхсминистерства занятых восточных территорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игумен Нестор Тркулья родился в 1899 году в Црном Луге. Окончил монастырскую школу в монастыре Раковица и принял монашеский постриг в этом же монастыре в 1924 году. В том же году рукоположен во иеромонаха. Перед началом Второй мировой войны назначен игуменом монастыря Милешева. В 1941 году расстрелян партизанами. Похоронен в монастыре Милешева. Архимандрит Серафим Дзарич родился в 1875 году в Очевине под Плевалем. Закончил двухгодичные священнические курсы в Призренской семинарии. В 1897 году принял монашество в монастыре Святой Троицы под Плевалем. В 1898 году рукоположен в диакона, а в 1900 во иеромонаха. Собрат, а затем настоятель монастыря Святой Троицы. В 1924 и 1925 гг. награжден орденами Святого Саввы IV и V степени. 1 декабря 1941 года расстрелян партизанами в Плевалях. Священник Андрия Шильяк родился в 1898 году в Плевалях. В 1921 году Закончил богословско-учительскую школу в Призрене, в 1922 году рукоположен в диакона и затем в священника. В своей миссионерской деятельности особенно проявил себя в сотрудничестве с Красным крестом, за что был награжден серебряной и золотой медалями. Расстрелян итальянскими оккупантами 4 декабря 1941 года. Протоиерей Слободан Шильяк родился в 1881 году на Илиной горе под Плевалем. Закончил Призренскую семинарию. В 1903 году рукоположен в диакона и священника. Во время Балканских войн служил военным священником. Во время Первой мировой войны арестован и направлен вместе с группой известных сербов из Плеваля в лагерь Болдогасон в Венгрии. 5 декабря 1943 года расстрелян партизанами на Косанице. Протопресвитер Симо Баньяц родился в 1871 году в Горнем Рыбнике. В 1893 году закончил Рельевскую семинарию. В 1897 году рукоположен в сан священника. В 1941 году изрублен усташами. Протопресвитер Мирко Стоисавлевич родился в 1885 году в Отишиче. В 1908 году закончил семинарию в Задаре. В 1909 году рукоположен в сан диакона и священника. 30 июля 1941 года схвачен усташами, подвергнут пыткам и убит. Протопресвитер Милан Баньяц родился в 1886 году в Дрваре. После окончания семинарии в Призрене в 1910 году рукоположен в сан диакона и священника. Служил в Баня Луке. 14 июня 1941 года схвачен усташами и после зверских мучений убит. Вместе с ним пострадал священник Милан Голубович

http://pravoslavie.ru/41279.html

В июле–августе 1941 г. еще нередко проводились аресты священнослужителей. Например, когда Ленинград очищался от неблагонадежных элементов, было арестовано несколько членов клира Никольской Большеохтенской церкви, в том числе 28 августа священник Николай Ильяшенко. 4 сентября он был эвакуирован в тюрьму г. Новосибирска, а 15 июля 1942 г. освобожден. Также 28 августа оказался в заключении настоятель Никольской церкви в пос. Саблино Ленинградской области прот. Николай Близнецкий. Его эвакуировали в Новосибирскую область, где он и умер в тюремной больнице г. Мариинска 10 февраля 1942 г. 533 Но с осени 1941 г. аресты клириков Московской Патриархии почти прекратились. Более того, из лагерей освободили десятки священнослужителей, в том числе к сентябрю 1943 г. 6 архиепископов и 5 епископов. Постепенно начали возрождаться епископские кафедры. Появились первые, пока еще редчайшие случаи восстановления закрытых храмов. Так, последняя Троицкая церковь г. Горького перестала функционировать 10 декабря 1940 г. и была вновь открыта 10 августа 1941 г. 534 Религиозные центры СССР признали де-факто, им снова разрешили устанавливать связи с заграничными церковными организациями. Осень 1941 г. была очень тяжелым временем для страны. Фронт приблизился к Москве. 12 октября митр. Сергий написал завещание, в котором на случай своей смерти передавал полномочия Местоблюстителя митр. Алексию (Симанскому). За несколько дней до этого, 7 октября, по указанию центральных властей Московский горисполком принял решение об эвакуации из столицы руководителей основных религиозных организаций СССР. Эту, по существу, принудительную эвакуацию провели 14 октября, несмотря на то, что у митр. Сергия была высокая температура. Историк В. И. Алексеев высказал вполне обоснованную точку зрения, что церковное руководство отправили в тыл с целью не допустить возможности захвата его германскими войсками в случае падения Москвы и использования фашистами в пропагандистских целях 535 . Первоначально планировалась эвакуация в Оренбург, но затем по просьбе митр. Сергия его заменили на Ульяновск. Здесь с 19 октября 1941 г. до конца лета 1943 г. и проживал Патриарший Местоблюститель вместе с сотрудниками канцелярии Патриархии. Был эвакуирован из Москвы и митрополит Николай (Ярушевич) , но уже в ноябре 1941 г. ему разрешили вернуться в столицу. Экзарх Украины стал заместителем митр. Сергия. Он сразу же начал активно сотрудничать с властями в организации пропаганды за границей и вскоре был включен в качестве представителя Патриархии в различные государственные и международные организации (Всеславянский комитет).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

31 марта 1940 г. была создана Карело-Финская ССР, но ее территория оказалась почти безлюдной. Органы советской власти оформили закрытие всех «бесхозных» церквей, их здания были переданы различным государственным и общественным организациям. 214 Последние православные храмы оказались официально закрыты весной-летом 1941 г.: в Повенце – 14 апреля 1941 г., а в Петрозаводске Екатерининская церковь – 3 июня 1941 г. и обновленческая Крестовоздвиженская – 15 июля 1941 г. 215 Летом 1941 г. как Православная, так и Евангелическо-Лютеранская Церкви Финляндии благословили новую войну с СССР. В первые же месяцы войны финские войска заняли часть Карелии и Ленинградской области, и архиепископ Герман (Аав) вернулся в Сортавалу. В сентябре 1941 г. в Карелию отправились 6 представителей православного военного духовенства, а также 30 священников, монахов, диаконов с 6-ю обученными мирянами. Как сообщала финская церковная газета «Ферзамлингсбладет», «Общество распространения Библии в России» выпустило 5000 православных молитвенников, чтобы раздать советским военнопленным. Дважды в месяц выходил церковный листок на русском языке «Друг военнопленных» (тираж 7000 экземпляров). 216 На утраченных Финляндией в 1940 г. землях, вновь занятых финскими войсками, были воссозданы некоторые финские православные общины. В 1942 г. в Выборге возобновились богослужения в Ильинской церкви и в деревянном храме Успения Божией Матери (на кладбище). Но кафедральный собор Преображения Господня был занят под склад трофейного советского оружия и поэтому не действовал с 1940 по 1948 г. Открылись два православных храма в г. Кексгольме: собор Рождества Пресвятой Богородицы и кладбищенская церковь Всех святых. Летом 1943 г. в Сортавале архиепископ Герман освятил восстановленную городскую Никольскую церковь . В этом же городе возобновились богослужения в Никольской церкви на Валаамском подворье и домовом храме Духовной семинарии. Богослужения стали проходить и в других населенных пунктах Карелии: в Ладве, Шелтозере, Соломенном, Кондопоге, а в Ленинградской области – в Важинах и Гимреке. Иногда, однако, в православных храмах финские войска устраивали гарнизонные лютеранские кирки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010