К июню 1941 г. у МП в Ленинграде осталось 5 действовавших храмов, в ближайших окрестностях - 7 (Пушкин, Колпино, Петергоф - городские поселения в черте территории Ленинграда того времени, Урицк, Ст. Паново, Усть-Ижора, Парголово - на территории Л. о. того времени, ныне в черте С.-Петербурга) и в совр. пределах Л. о.- 5 (по 2 в Красногвардейском, ныне Гатчинском, и Волосовском районах и 1 в Тосненском). Из них 3 пригородных храма и областной не имели священников, на очереди стояла ликвидация их двадцаток. К Л. о. также относились 11 храмов, перешедших в июле 1944 г. в состав новообразованных областей: 1 - в Новгороде, 2 - в Лычковском р-не (ныне в Новгородской обл.), 1 - в Пскове, 3 - в Псковском р-не, по 2 - в Порховском и в Гдовском районах (ныне в Псковской обл.). Постановления о закрытии остальных 229 храмов в Л. о., по крайней мере на районном уровне, уже были приняты. Репрессиям подвергались представители всех исповеданий, не исключая обновленцев. К кон. 1940 г. у них осталось 2 храма в городе и 1 в области (ст. Лисий Нос, с 1950 в черте Ленинграда). М. В. Шкаровский, А. К. Г. 1941-1944 гг. После начала Великой Отечественной войны закрытие храмов продолжилось. 30 июня 1941 г. были упразднены храмы в деревнях Новинка, Околок, Коростелёво Пашского р-на «в целях занятия под воинские части» (ЦГА СПб. Ф. 9620. Оп. 1. Д. 1). 24 июля 1941 г. утверждено закрытие храма св. Иоасафа Белгородского в пос. Парголово. В авг. 1941 г. был арестован клирик Георгиевского храма на Большеохтинском кладбище свящ. Николай Ильяшенко, через полгода освобожден. В осажденном нацистами Ленинграде с пригородами, подчиненными горсовету, действовали 13 храмов: 8 патриаршей юрисдикции (соборы Никольский, Князь-Владимирский; церкви Иовлевская на Волковом кладбище, Георгиевская на Большеохтинском кладбище, Нерукотворного Спаса на Парголовском (Шуваловском) кладбище, Димитриевская в Коломягах; пригородные храмы: Троицкий в Петергофе и Знаменский в Пушкине), 4 обновленческих (Преображенский собор, церкви Серафимовская на Серафимовском кладбище, Николаевская на Колпинском кладбище, Князь-Владимирская на ст. Лисий Нос) и иосифлянский (Троицкий в Лесном). Один из действовавших храмов - Преображенский в г. Урицк был полностью уничтожен в ходе боев в 1941 г. Обновленческий Серафимовский храм 29 янв. 1942 г. был «изъят под склад-распределитель для приема покойников», в мае того же года возвращен верующим.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Всего за время войны по данным Сербской Православной Церкви усташи уничтожили в «независимом государстве Хорватия» около 750 тыс. человек. Епископ Николай (Велимирович) вписал этих мучеников в церковный календарь под 31 августа, как «семьсот тысяч пострадавших за православную веру от рук римских крестоносцев и усташей во время II Мировой войны. Сии суть новые Сербские мученики» [xxxviii] . Правда, большинство современных исследователей дают меньшее число убитых: хорватский ученый В. Зерьявич писал, что за весь период войны погибло 530 тыс. сербов, немецкий историк Л. Штайндорф – около 500 тыс., еще один хорватский исследователь Ю. Бателя – 488 тыс., сербский историк Б. Косович – 487 тыс., а английский исследователь М. Альмонд указывал, что усташи убили около 325 тыс. сербов [xxxix] . По данным Сербской Церкви на территории «независимого государства Хорватия» из примерно 700 православных священников и монахов гонениям подверглись 577, из них были убиты 217, депортированы в Сербию 334 (вместе с 720 женами и детьми), арестованы 3, бежали от преследований 18 и 5 умерли после издевательств. Погибло и большинство сербских архиереев: арестованного 12 мая митрополита Дабро-Босанского Петра (Зимонича, 1866-1941) и схваченного 17 июня епископа Горно-Карловацкого Савву (Трлаича, 1884-1941) усташи заключили в концлагерь Госпич, а затем расстреляли в конце июля (до другим сведениям в середине августа) 1941 г.; выпускник Московской Духовной Академии епископ Баня-Лукский Платон (Йованович, 1874-1941) был арестован 5 мая и убит 25 мая 1941 г. после жестоких пыток (ему отрезали нос и уши, вырвали глаза, а на груди развели костер) [xl] . В начале мая 1941 г. усташский комиссар Боснии, католический священник Божидар Брале, позвонил митрополиту Петру (Зимоничу) и потребовал, чтобы он дал распоряжение своему духовенству и церковным общинам не использовать кириллицу и срочно заменил надписи на официальных документах и печатях на латиницу. При этом о. Б. Брале заявил, что если в назначенное время это не будет сделано, ответственность ляжет непосредственно на владыку. Однако митрополит мужественно ответил: «Кириллица не может исчезнуть за 24 часа, а кроме того, война еще не окончена». Твердая позиция владыки Петра проявилась и в его отказе совершить благодарственный молебен в честь А. Павелича. Многие предлагали владыке покинуть епархию и уехать в Сербию или Черногорию, однако он отказался, заявив: «Я, как народный пастырь, обязан делить с моим народом не только добро, но и зло. Поэтому я разделю судьбу, которая его ожидает, какой бы она не была». Рекомендации оставаться со своими прихожанами он дал и священникам митрополии [xli] .

http://bogoslov.ru/article/2842069

О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова Краткие биографические сведения о лицах, упоминаемых в сборнике Абакумов Алексей Григорьевич (1869–1941), протопресвитер, обновленец, настоятель Спасо-Преображенского собора Ленинграда (1940 – 19 декабря 1941). Августин (Петерсон Августин Адамович) (1873–1955), митрополит. Родился в крестьянской латышской семье. Окончил Рижскую Духовную семинарию (1895). В 1904 г. рукоположен во иерея. Во время Первой мировой войны – военный священник. В 1926–1936 гг. – гарнизонный священник Двинской крепости. В марте 1936 г. перед наречением во епископа пострижен в рясофор. С сентября 1936 г. митрополит Рижский и всея Латвии (в юрисдикции Константинопольского Патриархата). В марте 1941 г. после покаяния вернулся в юрисдикцию Русской Православной Церкви. К лету 1941 г. – на покое. Вскоре после захвата Риги объявил прежний Синод действующим и 20 июля направил германским властям просьбу о разрешении восстановления автономной Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриарха и выдворении из Латвии «большевистского ставленника», «агента ЧК» экзарха митрополита Сергия (Воскресенского). В его подчинении состояли лишь несколько приходов в центральной Латвии (на его родине, в Видземе). В 1944 г. эвакуировался из Риги в Германию. С 1946 г. находился в Русской Православной Церкви Заграницей. Александр (Введенский Александр Иванович ) (1889–1946), обн. митрополит. Один из инициаторов и идеологов обновленческого раскола. Участник всех обновленческих лжесоборов. С 1932 г. ректор обновленческой Московской богословской академии. С 1936 г. настоятель Пименовской церкви в Москве, с 1941 г. «Первоиерарх Православных обновленческих Церквей в СССР». Скончался, не принеся покаяние в грехе раскола. Александр (Витол Адам) (1876–1942), епископ. Окончил Рижскую Духовную семинарию. Хиротонисан во епископа Ерсикского в 1938 году, позже епископ Мадонский. Александр (Карпин Александр Петрович) (1883–1969), епископ. Родился в г. Суоярви (Финляндия) в карельской семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Диакон (1911). Священник (1911). После революции в эмиграции в Финляндии в связи с изменением государственных границ. Епископ Выборгский (1935), Гельсингфорский (Хельсинкский) (1940).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Украïнська Православна Церква в роки нацистськоï okynaцiï 1941-1944 рр. Полтава, 1997. С. 118-119). К. е. просуществовала до 23 мая 1944 г., когда были восстановлены самостоятельная Волынско-Луцкая кафедра и Кременецкое вик-ство. В нач. 90-х гг. XX в. рассматривался вопрос о восстановлении самостоятельной епархии с центром в Кременце для разделения православных и греко-католических районов Тернопольской обл. (К. е. должна была включить сев. районы области). 14 дек. 1990 г. для архиерейского окормления северных районов Тернопольской обл. был хиротонисан во епископа Почаевского, викария Тернопольской епархии, наместник Почаевской лавры Иаков (см. Панчук И. В.), к-рый в 1990-1992 гг. также занимал должность настоятеля Николаевского кафедрального собора в Кременце. В июне 1992 г. еп. Иаков присоединился к филаретовскому расколу (см. Украинская православная церковь - Киевского патриархата (УПЦ-КП)), при этом ни братия Почаевской лавры, ни община Николаевского собора его не поддержали. УАПЦ на Зап. Волыни в 1941-1944 гг. 10 июля 1941 г. Владимир-Волынский еп. Поликарп (Сикорский), опираясь на поддержку митр. Дионисия (Валединского), провозгласил себя архиепископом Луцким и Ковельским. В том же заявлении, стремясь заручиться симпатией укр. националистических кругов, Поликарп поддержал провозглашение во Львове 30 июня 1941 г. членами ОУН укр. государственности, одновременно он не скупился на верноподданнические заявления в адрес нем. оккупантов. Реакцией на 2-й Почаевский Собор Автономной УПЦ со стороны бывш. «угодовцев» и «самостийников» Волыни (склонявшихся теперь к сотрудничеству с набиравшей силу ОУН) стало принятое 13 дек. 1941 г. «Всеволынским совещанием церковных советов» обращение к митр. Дионисию (Валединскому) с требованием назначить Поликарпа (Сикорского) администратором правосл. Церкви Украины. Это письмо среди прочих подписали делегат от православных Луцка прот. Николай Малюжинский, делегаты от Кременецкого церковного совета и др. 24 дек. 1941 г. митр. Дионисий издал указ о назначении архиеп.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта» 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель Митрополит Павел, в миру Петр Конюскевич, родился в 1705 году в Галиции, в городе Самборе. С раннего детства отличаясь добронравием, незлобием и прилежанием, юный Петр резко выделялся из среды своих сверстников и, одаренный богатыми умственными способностями и пытливым умом, очень рано изучил грамоту. Родители Петра, видя в своем сыне несомненные дарования и способности и имея намерение приготовить из него в будущем высокого и знатного государственного мужа, определили его в 1715 году в Киевскую академию, и вскоре юноша своими быстрыми успехами в науках и замечательной кротостью нрава обратил на себя внимание академического начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

16/29 июня. Служил литургию в Алексеевском монастыре. 18 июня/1 июля. Служил литургию в храме Григория Неокесарийского на Полянке и всенощную в Высокопетровском монастыре. 19 июня/2 июля. Читал акафист в Донском монастыре. 22 июня/5 июля. Служил всенощную в соборе архангела Михаила города Бронницы. 23 июня/6 июля. Служил литургию в соборе архангела Михаила города Бронницы. 24 июня/7 июля. Служил литургию в храме Николая Чудотворца на Долгоруковской улице. 25 июня/8 июля. Служил литургию в храме Троицы на Арбате. 26 июня/9 июля. Празднование Тихвинской иконы Божией Матери. Служил литургию в храме Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском и всенощную в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве. 28 июня/11 июля. День памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Служил литургию в храме Сергия и Германа на Валаамском подворье и всенощную в храме Петра и Павла у Яузских ворот. 29 июня/12 июля. День памяти апостолов Петра и Павла. Служил литургию в храме Петра и Павла в Лефортове. 30 июня/13 июля. Служил литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, на Сретенке и всенощную в храме Космы и Дамиана села Алешино Бронницкого уезда. 1/14 июля. День памяти бессребреников Космы и Дамиана. Служил литургию в храме Космы и Дамиана села Алешино Бронницкого уезда. 3/16 июля. Читал акафист в Донском монастыре. 4/17 июля. Служил всенощную в храме Николая Чудотворца в Заяицком («Никола Заяицкий»). 7/20 июля. Служил литургию в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на 12 – й Сокольничьей улице и всенощную в храме Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади. 8/21 июля. Празднование Казанской иконы Божией Матери. Служил литургию в храме Казанской иконы Божией Матери в Сущеве. 9/22 июля. Служил всенощную в храме Ризоположения на Донской. 10/23 июля. Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве. Служил литургию в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Бережках, вечерню и молебен в храме Воздвижения Креста Господня на Воздвиженке.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Культура Литература, история, кинематограф Великая Отечественная Война «Война вместила в себя не только вооруженную борьбу, но и борьбу мировоззрений» В Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Редакция " Правмира " 23 апреля, 2010 23 апреля, 2010. Редакция " Правмира " В Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». 21 апреля в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Публикуем его итоговый документ: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна 15.  13) День Победы! Шестьдесят пять лет эти слова вызывают у наших соотечественников не только самые радостные, но и скорбные чувства. Празднуя Победу в Великой Отечественной войне , мы чтим память о беспримерном мужестве и стойкости защитников Родины и тружеников тыла, о миллионах людей, павших на полях сражений, замученных в концлагерях и гетто, погибших от ран и болезней, голода и лишений. Не случайно 9 мая, в годовщину окончания этой страшной войны, в Русской Православной Церкви совершается поминовение усопших воинов, а 22 июня отмечается как День памяти и скорби. К огромному сожалению, в последнее время нередко приходится сталкиваться с попытками, и прежде всего на постсоветском пространстве, поставить под сомнение подвиг советского солдата, спасшего Европу и все человечество от «коричневой чумы», освободительный характер боевых операций Красной Армии. Умаляется роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии, героизируются нацистские преступники и их пособники , совершаются акты вандализма в отношении  захоронений.

http://pravmir.ru/vojna-vmestila-v-sebya...

Решение митрополита Александра о воссоединении с Русской Церковью на условиях, обозначенных местоблюстителем Патриаршего Престола, было подтверждено решением Синода ЭАПЦ 17 января 1941 г.: «Постановили: Первое обращение митрополита Эстонской Православной Церкви и Синода к Московской Патриархии подтвердить и вновь просить Матерь Церковь принять Эстонскую Церковь в каноническое общение, покрыв любовью невольный грех отпадения» 128 . 30 марта 1941 г. в Москве состоялся чин воссоединения. Перед совершением Божественной литургии в Богоявленском соборе митрополит Александр «выразил местоблюстителю свое искреннее убеждение, что эстонская автокефалия была учреждена вопреки дарованной автономии во внутреннем управлении Эстонской епархии без благословения законного кириарха – Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона... что теперь он, митрополит Александр, от имени клира и мирян Эстонской Православной Церкви, переживая со скорбью свою виновность в грехе раскола, сыновне просит принять его в молитвенно-каноническое общение с Матерью Церковью». Затем после взаимного архиерейского приветствия со словами «Христос посреде нас» была совершена Божественная литургия. «Акт о присоединении из бывшей эстонской автокефалии к Матери Церкви Российской митрополита Александра (Паулуса)» был подписан митрополитом Александром, митрополитом Сергием, Патриаршим местоблюстителем, и еще девятью архиереями 129 . 10 апреля 1941 г. митрополит Александр направил экзарху рапорт о том, что «церковная жизнь в ЭССР идет нормально» 130 . 1 июля 1941 г., через две недели после начала Великой Отечественной войны, в Ригу вошли немецкие войска. 17 июля 1941 г. указом А. Гитлера был образован рейхско-миссариат «Остланд» (РКО) во главе с X. Лозе, куда вошли четыре генерал-бецирка – Литва, Латвия, Эстония и Белоруссия. Находившийся в Риге экзарх Прибалтики митрополит Сергий (Воскресенский) остался в городе, был арестован 1 июля, но через четыре дня выпущен под поручительство и сразу же заявил о своей готовности сотрудничать с оккупационными властями. Мотивы действий митрополита Сергия до конца неясны, в литературе приводятся различные версии – от желания стать при помощи немцев Патриархом до выполнения задания советской разведки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В действительности в 1930 г. Алексий (Симанский) был архиепископом Хутынским. Этот титул он носил с конца 1926 г. до празднования 5-летия легализации Московской патриархии в мае 1932 г. Поскольку юбилей совпал с окончательной ликвидацией Хутынского монастыря, при награждении 18 мая 1932 г. саном митрополита владыка Алексий получил новый титул «Старорусский», тогда как остальные постоянные члены Временного Патриаршего Священного Синода свои титулы сохранили. Неделя мясопустная 1941 г. пришлась на 10/23 февраля. Здесь и далее так в тексте. Скорее всего, священника и монахиню как социально опасные элементы следовало искать не в числе «авакуированных», а в списках арестованных. Так, 28 августа 1941 г. был арестован протоиерей Н. Близнецкий, служивший в Никольской церкви поселка Саблино Тосненского района Ленинградской области: его этапировали в СибЛАГ (Новосибирская область). Старая Русса была оккупирована 9 августа, Демянск – 8 сентября 1941 г.; село Соснино также оказалось на временно оккупированной территории. Войска противника вышли к западному берегу озера Селигер: село Полново было занято ими, каменный корпус бывшего Успенского женского монастыря оказался на переднем крае обороны советских войск. Если учесть, что монахиня 1 мая 1942 г. уже прибыла к месту эвакуации в Астраханском округе, а перед этим провела 6 месяцев в заключении, то ее арест, скорее всего, последовал в середине октябре 1941 г., т. е. совпал по времени с эвакуацией Московской патриархии из Москвы. Астраханский округ Сталинградской области 27 декабря 1943 г. был преобразован в Астраханскую область с включением в нее ряда районов упраздненной Калмыцкой АССР. В Астрахани к середине 1941 г. богослужения совершались в Покровском соборе (Покровская церковь в Селении), к тому времени оставшемся единственным действующим храмом на весь Астраханский округ. Летом 1941 г. собор был занят под склад, но общине во главе с протоиереем Павлом Нечаевым (1891−1987 гг.) вскоре удалось получить «в бесплатное пользование» Иоанно-Предтеченскую церковь-усыпальницу на Духосошественском кладбище. На новом месте большинству богомольцев из-за крохотности здания приходилось слушать службу под открытым небом. Через 9 месяцев власти вернули Покровский собор верующим. Архиепископ Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков) указом от 15 декабря 1943 г. назначил протоиерея Павла Нечаева благочинным. Это был первый шаг к возрождению Астраханской епархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/5900121/

К 1936 г. в 27 из 54 районов Кировского края действовали отд-ния Союза воинствующих безбожников, однако результаты их работы были скромными. В частности, в 1936 г. по сравнению с предшествующим годом число крещений в Кирове увеличилось на 11%, в пос. Ленинское (Шабалино) - на 24%. Жители колхоза «Безбожник» Оричевского р-на не захотели создать у себя первичную орг-цию союза, заявив, что в их колхозе «все верующие вместе с председателем, а такое название колхоза нам не мешает». В Чудиновском сельсовете Халтуринского р-на председателем колхоза был избран диакон. К нач. 1936 г. в В. е. действовало ок. 154 храмов в юрисдикции митр. Сергия (Страгородского), в т. ч. в Кирове - Серафимовская и кладбищенская Иоанно-Богословская церкви (использовались Патриаршими приходами и обновленческими), ок. 50 приходов являлись последователями еп. Виктора (Островидова), ок. 20 церквей принадлежали обновленцам (ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 154. Л. 1, 2; Д. 193. Л. 1-28). В 1939-1941 гг. в области прошло массовое закрытие церквей, в результате к-рого к окт. 1941 г. оставались действующими 4 храма в юрисдикции митр. Сергия (в Оричевском, Кикнурском и Белохолуницком районах, состояли под непосредственным упр. Патриаршего Местоблюстителя до 1942), 2 викторианских храма (в Оричевском р-не) (ГА Кировской обл. Ф. 2169. Оп. 45. Д. 57. Л. 3). В 1931 г. был закрыт и в 1933 г. разобран вятский Свято-Троицкий кафедральный собор, в 1937 г.- Александро-Невский собор, к 1941 г. в Кирове не было ни одного действующего храма. Свящ . Андрей Дудин, С . А . Шихов 1941-1988 гг. В 1941 г. начальник УНКВД по Кировской обл. в секретном донесении писал: «Выпущенное главой русской церкви митрополитом Сергием патриотическое обращение с призывом встать на защиту Родины - при отсутствии церквей в г. Кирове и окружающих районах - не получает должного распространения. В целях более быстрого обеспечения широкого размаха патриотической работы… является целесообразным и необходимым открытие одной из церквей на территории г. Кирова» (Война в памяти народной: Кировская обл. в годы Великой Отечеств. войны (1941-1945): Мат-лы и док-ты. Киров, 1995. С. 123).

http://pravenc.ru/text/161163.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010