Реклама : С.37. Коротко: Мысли Истории. Притчи . Ил.: Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Фотопортрет. Редакция благодарит издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики//Фома. - – январь 2014. – С.38. – (раздел « Вера », рубрика « Коротко »). Святитель Николай Сербский . Цитата: «Преступление всегда слабость. Преступник – трус, а не герой. Поэтому всегда смотри на своего обидчика как на более слабого…». Самая жестокая и далекая ссылка святителя Луки (Войно-Ясенецкого) – «на Ледовитый океан!», как выразился в приступе гнева местный начальник…». [О молчании] Когда одного старца спросили, почему он ушел из мира, тот ответил так: «Пока слово не произнесено, оно – узник того, кто собирался его сказать. Когда же слово сказано, пленником становится тот, кто произнес его…» Реклама : С.39. Дмитрий Володихин . Как в России начали «толкаться» Новый год и Рождество . Ил.: Указ Петра I о праздновании Нового года; Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Романовского. В. И. Суриков, 1900//Фома. - – январь 2014. – С.40-43. – (раздел « Вера »). Толковый словарь : Псалом: не просто песня . Автор – Юрий Пущаев . Ил.: Давид со своей арфой. Марк Шагал. 1956//Фома. - – январь 2014. – С.44. – (раздел « Вера », рубрика « Толковый словарь »). Реклама : С.45. Новомученики : Игумен Дамаскин ( Орловский ), секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Кабинет следователя и Царство Божие. 14 января Церковь празднует память священномученика Александра (Тропицына), архиепископа Самарского . Фотопортрет, предоставленный автором//Фома. - – январь 2014. – С.46-47. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Священномученик Александр родился в 1862 году в семье диакона Иоанна Тропицына в селе Волме Вятской губернии. Окончил вятское духовное училище, вятскую духовную семинарию, Казанскую духовную академию.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-129-...

К весне 1896 года дрова для обжига кирпича и лес были готовы. Оставалось притупить к заготовке кирпича, для чего весной этого же года был заключен контракт на поставку кирпича, причем исключительно высшего сорта. Через год заготовка материалов была завершена и была начата кладка. Этот цикл работ продолжался около года. Известь сначала покупали, потом строительный комитет «вымолил» у мира право на разработку известковых сопок. Поступали и денежные пожертвования, которые вместе с доходом от каменоломни и кружечным сбором, производимым в храме и городских учреждениях, как раз и составили тот капитал, который позволили через четыре года закончить кирпичную кладку. Составление сметы и технический надзор по постройке взял на себя инженер-полковник Жигаловский. Строили собор китайские рабочие. Согласно денежному отчету, на постройку собора со сторожкой и оградой всего было наличными деньгами израсходовано 107 рублей 29 копеек, тогда как собор стоил около 200 тыс. рублей. Общество само частью подвозило камень, кирпич, известь, песок, железо и другие материалы. Давали кредиты и оказывали помощь местные предприятия и фирмы, учреждения города. Собор был воздвигнут к концу 1900 года. В начале 1901 года правящий архиерей Владивостокско-Камчатской епархии Епископ Евсевий (Никольский) телеграфировал в Санкт-Петербург: «14 января мною торжественно освящен величественный каменный собор в г. Никольск-Уссурийском при громадном стечении народа. Собор построен исключительно на добровольные пожертвования при выдающемся участии местного протоиерея Мичурина». При храме действовала начальная школа для неимущих. Резолюциями его преосвященства от 8 июля 1904 года в должности церковного старосты был утвержден мещанин Игнатий Потапов. При советской власти собор был взорван. http://ussur-nikola.cerkov.ru/main-page/ Закладка Николаевского собора состоялась в 1894 году, при большом стечении горожан и войск местного гарнизона. В 1901 году строительство было завершено, его стоимость составила 200 тысяч обеспеченных золотом " царских " рублей. Средства на постройку храма были собраны протоиереем Павлом Мичуриным, именем которого впоследствии была названа одна из улиц города (сейчас улица Калинина). Стоял собор на небольшой возвышенности у пересечения улиц Хабаровской и Корсаковской ((сейчас улица Ленина и Тимирязева). В архитектурном отношении это была несколько видоизмененная копия храма на станции Борки Харьковской железной дороги, воздвигнутого в память чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Собор в Никольск-Уссурийске долгое время оставался самым крупным не только в Приморье, но и в Приамурье, и повторял проект введенной церкви в Санкт-Петербурге. Купол Николаевского собора возвышался над городом на высоту 51 метр. В 1932 году собор был взорван. Старожилы рассказывали, что, когда его взрывали, земля вокруг разошлась и несколько рабочих в считанные минуты провалились в яму.

http://sobory.ru/article/?object=39360

В миру – Герасимов Маврикий Львович. Родился в семье священника Барнаульского уезда. Окончил Томскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию (1882 г.). В память об отце принял монашество (1886 г.), миссионер на Алтае. Епископ Бийский (1894 г.). Епископ Забайкальский и Нерченский (1898 г.). В 1900 г. окормлял православные приходы в Маньчжурии. Епископ Томский (1912 г.). С 1914 по 1919 гг. епископ Оренбургский и Тургайский. После захвата Оренбурга большевиками в 1919 г. организовал в Челябинске временное епархиальное управление. С началом дальнейшего отступления Белой Армии перебрался в Харбин (1920 г.). Основатель Харбинской и Маньчжурской епархии (1922 г.). Митрополит с 1929 г. Автор нескольких богословских работ. Скончался от сердечного приступа 28.03.1931 г. Похоронен в Свято-Николаевском кафедральном соборе Харбина у иконы Святителя Николая Чудотворца. Митрополит Нестор В миру – Анисимов Николай Александрович. Окончил миссионерское отделение при Казанской духовной академии. Начальник Православной духовной миссии на Камчатке, иеромонах (1907 г.). Создатель Камчатского православного благотворительного Братства (1910 г.). В 1913 г. возведен в сан игумена. С 1914 г. военный священник лейб-гвардии Драгунского полка. Хиротонисан во епископа Камчатского и Петропавловского в 1916 г. Участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Один из руководителей военного духовенства в Белой Армии. С начала 1920-х гг. жил в Харбине. Служил в Иверской церкви в 1922–1930 гг. Основал здесь Камчатское подворье с Домом милосердия. В 1933 г. возведен в сан архиепископа. В 1945 г. принят в общение Московской Патриархией. Митрополит, экзарх Восточной Азии. Арестован в Харбине 14.06.1948 г. и пробыл в советских лагерях до января 1956 г. После освобождения управлял Новосибирской, Кировоградской и Николаевской епархией. Скончался в Москве 04.11.1962 г., похоронен в Переделкино. На фото – в сане иеромонаха. Митрополит Сергий В миру – Тихомиров Сергий Алексеевич. Родом из Новгородской губернии. Окончил Новгородскую духовную семинарию (1892 г.) и Санкт-Петербургскую духовную академию (1896 г.). Монах с 1895 г., хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии в 1905 г. Епископ Киотский, помощник начальника Православной Российской духовной миссии в Японии с 1908 г. Начальник миссии с 1912 г. В мае 1928 г. побывал в Харбине. Митрополит с 1931 г. С 05.09.1940 г. по требованию Японского правительства передал все дела и имущество миссии японскому духовенству. Поселился на окраине Токио, где устроил молитвенный дом. Арестован японскими властями в 1945 г. и в этом же году скончался. Митрополит Филарет

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1616 г. монастырь сильно пострадал от польско-литовской отряда пана А. Лисовского: " церковь Благовещения Пречистыя Богородицы ... каменная каплет и стены расседалися, а деревянные церкви ветхи " . Поляки вывезли многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Новые " государевы милостыни " помогли восстановить обитель. Собор был перестроен практически заново. По описи 1636 г. в монастыре находились: одна каменная церковь Благовещения и три деревянных (Иоанна Богослова, Григория Богослова, надвратная Стефановская церковь), а также 14 братских келий. В 1652 г. возведен каменный храм Иоанна Богослова. В 1660-е гг. перестроен Благовещенский собор. В описи 1678 г. упоминается о каменной Стефановской церкви. В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду третьего класса, под управлением архимандрита. 9 июня 1792 г. монастырь сильно пострадал от большого пожара, уничтожившего весь город. В 1797 г. в Благовещенском храме был устроен новый барочный иконостас, сохринившийся в своем первозданном виде до сего дня. В 181 -1812 г. вокруг монастыря возвели каменную ограду с угловыми башнями. В 1828 г. построили каменный одноэтажный келейный корпус. В 1900 г. - каменный двухэтажный дом игумена, завершивший формирование архитектурного облика Благовещенского монастыря. Война 1812 года соединила скорбь и радость в сердцах муромских жителей. Незадолго до сдачи Москвы Наполеону чудотворные иконы Владимирской и Иверской Божией Матери были вывезены из столицы в Муром. Иконы находились в Благовещенском монастыре до 20 октября. В память об этом событии городским духовенством ежегодно совершались Крестные ходы по городу. Список с Иверской иконы Божией Матери (конец XVII в.), хранящийся в соборе, стал особо почитаться после этих событий. В 1866 году монастырь отнесли к разряду второго класса. Братия проживала необщежительно. В 1867-1882 годах им управляли Епископы Муромские, викарии Владимирской епархии. К 1 января 1903 г. в обители находились: архимандрит, 7 иеромонахов, 6 иеродьяконов, 12 послушников и прислуга; всего - 29 человек.

http://sobory.ru/article/?object=00856

К лику святых причислены митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий и схииеромонах Вассиан Слепой 29 августа. ПРАВМИР. В Киево-Печерской Лавре в праздник Успения Пресвятой Богородицы состоялось прославление в лике святых митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева, умер в 1900 году) и схииеромонаха Вассиана Слепого (Балашевича, умер в 1827 году). Как сообщает  информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви, за богослужением, которое возглавил Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, была совершена последняя заупокойная лития по митрополиту Иоанникию и схииеромонаху Вассиану, после чего были объявлены решения Священного Синода УПЦ от 19 апреля и 20 июля 2016 года о причислении их к лику святых. Также были зачитаны жития новопрославленных подвижников. church.ua Память преподобного Вассиана Слепого (Балашевича) Священным Синодом УПЦ установлено совершать 25 апреля по старому стилю (8 мая — по новому), в день его преставления, а святителя Иоанникия (Руднева), митрополита Киевского и Галицкого 7 июня по старому стилю (20 июня — по новому), также в день его преставления. Оба святых были похоронены в Киево-Печерской Лавре. Могила святого Иоанникия находится в Крестовоздвиженском храме, а преподобного Вассиана — возле храма Рождества Пресвятой Богородицы. church.ua Митрополит Иоанникий, в миру Иван Максимович Руднев (1826-1900) родился в семье бедного дьячка в Новосильском уезде Тульской губернии (ныне в Орловской области); обучался в Тульской духовной семинарии. В 1849 году окончил курс в Киевской духовной академии; 11 октября того же года принял монашеский постриг. 21 декабря 1854 года возведен в сан архимандрита. 12 июня 1861 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. С 12 января 1864 года – епископ Саратовский и Царицынский. С 13 июля 1873 года – епископ Нижегородский и Арзамасский. 14 февраля 1877 года возведен в сан архиепископа. С 8 декабря 1877 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. С 27 июня 1882 года – митрополит Московский и Коломенский. С 17 ноября 1891 года – митрополит Киевский и Галицкий.

http://pravmir.ru/ukrainskaya-tserkov-pr...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 25 (8 декабря) Священномученик Александр Вершинский мученики Павел Кузовков Николай Копнинский Священномученик Александр родился 6 марта 1873 года в селе Кунганово Старицкого уезда Тверской губернии в семье диакона Андрея Вершинского. Диакон Андрей был большим почитателем отца Иоанна Кронштадтского. 22  февраля 1906 года протоиерей Иоанн служил в храме погоста Упировичи Новоторжского уезда, и диакон Андрей специально приехал туда, чтобы послужить с праведником. В 1907 году диакон Андрей ушел за штат по состоянию здоровья. В 1897 году Александр окончил Тверскую Духовную семинарию и в том же году поступил псаломщиком в Борисоглебский собор в городе Старице. Женился на дочери священника Ильинской церкви в городе Торжке Михаила Никольского Еликониде. У священника Михаила Федоровича Никольского и его жены Евгении Михайловны родилось тринадцать детей, в живых осталось шестеро. Старшая дочь Еликонида родилась в 1878 году, младший сын Аркадий – в 1900 году. Семья была благочестивая, Евгения Михайловна отличалась добротой, честностью и справедливостью. После смерти мужа она стала старостой Ильинской церкви. 30 января 1900 года псаломщик Александр был рукоположен во диакона к Борисоглебскому собору в городе Старице. 6 февраля того же года он был рукоположен во священника к церкви Архистратига Михаила в селе Михайловском Тверского уезда. С 20 августа по декабрь 1901 года отец Александр состоял законоучителем в Яковлевской земской школе Тверского уезда. 3 декабря 1901 года умер тесть отца Александра священник Михаил Никольский, и отец Александр 10 декабря того же года был переведен в Ильинскую церковь в городе Торжке, в которой прослужил до дня ее закрытия воинствующими безбожниками в 1927 году. С 1902 по 1917 год он был в Торжке законоучителем в училище Министерства просвещения. У отца Александра и Еликониды Михайловны родилось трое детей – две дочери, в 1912 и в 1914 годах, и сын Николай в 1918 году. Николай во время богослужений помогал отцу в алтаре; с началом Отечественной войны он был призван на фронт в состав 325-го стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии и во время ожесточенных боев 11 сентября 1944 года пропал без вести.

http://fond.ru/foto/1347/Aleksandr/

Предлагаемые заметки проф. С.Пб. Духовной Академии В. В. Болотова † 5 апреля 1900 г.) извлечены из письма его к студенту Вифанской духовной семинарии Д. Лебедеву [ныне священнику Можайского Николаевского собора, Московской губернии], который любезно предоставил их в распоряжение редакции с некоторыми своими пояснительными примечаниями (помечены буквами Д.Л.). Вводный лист этого обширного письма помечен 21 мехир 1610 г. Диоклитиана=15 февраля 1894 г. Транскрипция Болотова сохранена, но в армянских словах присоединена ещё армянская. Ред. Армянский церковный год делится на 8 периодов, называемых мичóц (=средина, промежуток, spatium): I мичоц – с Богоявления ( ( jajτνουθιυν 6 января); II мичоц – с недели сыропустной (заговенья на великий пост); III мичоц – с пасхи ( Zatik); IV мичоц – с пятьдесятницы πεντεκοστ; V мичоц – с WαRδαwαρ (=пасха + 98 дней); VI мичоц – с Wεαφοουμν Успения августа]; VII мичоц – с αч или =αчwεαц (Креста или крестовоздвижения) (11/17 сент.). VIII мичоц есть jισνακχ=«пятидесятки». Начинается он с «заговенья», jισνακαц βαεκενδαν, т. е. воскресенья 15/21 ноября. 17 ноября + 50=6 января: отсюда название jισνακχ. Вероятно, с этою целью в айсмавурке прежнем память ап. Филиппа была перенесена на 17. С 18 должен начинаться пост рождественскобогоявленский. Но в «айсмавурке по чину тэрИсраеля» 1 мученичество св. апостола и ученика Христова Филиппа, единого от обоюнадесяте, стоит под 14 ноября=6 τR. Составить армянский календарь на известный год – дело не простое, и я не уверен, сумел ли бы я эту работу выполнить безусловно (во всякой йоточке) точно; думаю, что календари, печатаемые в «Русском Календаре» А. Суворина не во всех пунктах точны (в них св. мученице Евгении и иже с нею и свв. Афанасию и Кириллу праздник бывает иногда дважды в год, что, по моему мнению, фактически не верно). Есть разные армяне. У меня лежит на столе крошка (91,5 mm. высоты, 68,5 mm. ширины) без места и года печатания (подозреваю, в Вене в 1849–1860 г.): «Безысходный календарь [т. е. расписание главных армянских праздников, по которым легко определить и все другие] по новому [сиречь грегорианскому] стилю». – Есть и ещё у меня за два года малютки в 105,5 mm. × 63,0 mm., изданные Wενετικ, т. е. на о ве св. Лазаря (SanLazzaro) близ Венеции, где находится знаменитый монастырь с академиею и топографиею мхитаристов. Эти господа – qoud illis faustum felix fortunatumque sit. – папской грегорианщине не кланяются, держатся календаря юлианского и подались только в том, что признали 25 дек., 2 февр. и 25 марта (но по юлианскому стилю).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Скачать epub pdf Глава 9. Иоаким, архиепископ Нижегородский Преосвященный Иоаким, сын причетника Киевской епархии, в мире именовался Иоанном Иоакимовичем Левицким, родился в 1853 г. Высшее образование получил в Киевской духовной академии. В 1879 г. был назначен преподавателем в Рижскую духовную семинарию. 24 июня 1880 г. рукоположен в сан священника к Рижскому кафедральному собору с оставлением преподавателем. Овдовев, он принял монашество 28 июня 1893 г., с назначением ректором Рижской семинарии, с возведением в сан архимандрита. 14 января 1896 г. был хиротонисан в епископы Балтского викария Каменец-Подольской епархии. В 1897 г. был назначен епископом Брестским, а 11 января 1900 г. – Гродненским. В бытность ректором в Риге владыка состоял редактором «Епархиальных ведомостей» и поместил на страницах журнала несколько статей с историко-статистическим описанием епархий по церковной истории Прибалтийского края. После ухода из Оренбурга на покой в Андрониев монастырь в Москве епископа Владимира Соколовского (бывшего епископа в Америке), в Оренбург был назначен в 1903 г. преосвященный Иоаким. В 1909 г. он был переведен в Нижний Новгород с возведением в сан архиепископа. Это был святитель выдающихся духовных дарований, религиозной настроенности, пламенный проповедник пророческого вдохновения, человек доброго, отзывчивого сердца. Его любили за удивительный кроткий нрав, проповедничество и обаятельный вид. Везде он оставил о себе добрую память, но наши подробные сведения о его трудах относятся только ко времени его пребывания в Оренбургской епархии. Владыка Иоаким был в исключительном смысле покровителем и защитником миссионерского дела в этой епархии, широко развив внутреннюю и внешнюю ее миссию. В Оренбургской епархии были миссионерские станы, долг которых был просвещать киргиз, башкир и татар, обращать их в христианство и насаждать в аулах русские школы. При владыке Иоакиме громадное количество иноверцев было присоединено к Православной Церкви. В Оренбургской семинарии было введено преподавание татарского языка и изучение мусульманства как обязательный предмет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены четыре новых имени 4 апреля, 2019. Новостная служба Трое из этих новомучеников были убиты за веру в годы Гражданской войны, один – в 1937 году 4 апреля. ПРАВМИР. Священный Синод включил имена протоиерея Андрея Зимина и священников Григория Никольского, Павла Кушникова и Николая Заварина в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. На заседании Синода были заслушаны рапорты председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно поступивших от глав Приморской и Кубанской митрополий ходатайств о включении имен протоиерея Андрея Зимина ( журнал 29 ) и священника Григория Никольского ( журнал 30 ) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Также, изучив дополнительную информацию, поступившую от Синодальной комиссии по канонизации святых к сегодняшнему заседанию, члены Синода повторно рассмотрели вопрос о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской священников Павла Кушникова и Николая Заварина ( журнал 31 ). Память священномученикам будет совершаться: протоиерею Андрею — 5/18 января, священнику Григорию — 27 июня/10 июля, священнику Павлу — 23 февраля/8 марта, священнику Николаю — 6/19 августа, в дни их мученической кончины. Честные останки священномучеников, в случае их обретения, будут считаться святыми мощами. Протоиерей Андрей Симеонович Зимин родился 14 августа 1872 года в семье забайкальского казака. Был рукоположен в сентябре 1894 года в диакона и священника для служения в кафедральном соборе города Благовещенска, где также был назначен катехизатором и законоучителем церковно-приходской школы при соборе. В 1900 году переведен на место настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы села Черниговка. Здесь, как и в Благовещенске, усердно принялся за развитие народного просвещения. Под его руководством в селе было построено двухэтажное каменное здание под четырехклассное училище и одноэтажное кирпичное здание для одноклассной министерской школы.

http://pravmir.ru/v-sobor-novomuchenikov...

Закрыть День памяти преподобного Варсонофия Оптинского Сегодня мы также вспоминаем художника М.А.Врубеля, черносотенца А.И.Дубровина, мецената М.К.Тенишеву, историка Н.П.Лихачева, зоолога Г.П.Дементьева, академиков И.Н.Блохину и В.С.Авдуевского 14.04.2024 Время на чтение 13 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Марии Египетской (522). Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца (1404). Прп. Варсонофия Оптинского (1913). Мчч. Геронтия и Василида (III). Прп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца (1229). Прп. Геронтия, канонарха Печерского (XIV). Прав. Ахаза. Сщмч. Сергия пресвитера (1938). Преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелёгок. В миру прошла большая часть его жизни – 46 лет: кадетский корпус, военная служба. Однако, блестящей военной карьере Павел Иванович предпочел монастырь. В 1890 году во время духовных переживаний он посетил в Оптиной старца Амвросия. «Через два года приезжайте, я вас приму», – сказал тогда молодому полковнику преподобный старец. По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал. 10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу. Через год, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха. В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией. Вскоре начинается Русско-японская война, и преподобный Варсонофий за послушание отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/14/de...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010