В московском Даниловом монастыре молитвенно почтили память архиепископа Феодора (Поздеевского) 24 октября 2018 г. 13:00 23 октября 2018 года по окончании Божественной литургии в храме святых Отцов семи Вселенских Соборов Данилова ставропигиального мужского монастыря братия, прихожане и паломники обители почтили память архиепископа Феодора (Поздеевского), последнего настоятеля обители перед ее закрытием в советские годы. Служение панихиды по архиепископу Феодору возглавил архимандрит Алексий (Поликарпов) , наместник Даниловой обители. Его Высокопреподобию сослужили насельники обители архимандрит Лука (Пинаев), архимандрит Даниил (Воронин), братия монастыря в священном сане. В своей проповеди по завершении панихиды наместник Данилова монастыря напомнил молящимся о подвижнической жизни Высокопреосвященнейшего Феодора, последние годы которого прошли в ссылках и тюрьмах, о твердой вере владыки и его неизменной пастырской заботе о спасении душ братии и пасомых им чад. «Молитва о владыке принесет пользу и нам, ведь, когда мы молимся за усопших, они имеют возможность ходатайствовать о нас пред Богом», — сказал в заключение архимандрит Алексий. Архиепископ Феодор (в миру Александр Васильевич Поздеевский) родился 21 марта 1876 года в с. Макарьевском Ветлужского уезда Костромской губернии в семье протоиерея. Окончил Костромскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию. В 1900 году пострижен в монашество. В июле 1900 года рукоположен во иеромонаха. Магистр богословия (1903). С 4 февраля 1904 года — ректор Тамбовской духовной семинарии. С августа 1906 года — ректор Московской духовной семинарии и преподаватель пастырского богословия, с 19 августа 1909 года — ректор Московской духовной академии. В сентябре 1909 года хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. В мае 1917 года назначен управляющим (на правах настоятеля) Даниловского монастыря. В первой половине 1920-х годов вместе со сподвижниками по монастырю неоднократно арестовывался по обвинению в антисоветской агитации. В 1925-1927 гг. в ссылке в г. Аулие-Ата (ныне Казахстан, г. Джамбул). 4 ноября 1927 г. из ссылки освобожден. В 1931 году арестован во Владимире. 10 октября того же года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорен к трем годам ИТЛ. Наказание отбывал во Свирьлаге. 20 мая 1932 г. освобожден по амнистии. 3 ноября 1933 арестован по делу «Партии Возрождения России». 17 января 1935 года Особым совещанием при НКВД СССР приговорен к пяти годам ссылки. Ссылку отбывал в Архангельске, а с июня 1935 года — в Сыктывкаре. 4 марта 1937 года арестован вместе с келейником и келейницей в Сыктывкаре и отправлен из Сыктывкара в Ивановскую тюрьму для следствия по «делу иноческого братства князя Даниила».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Вечер Тихон провел с семьей Надежды Ильиничны Нефтель (Nephtal), которой епархиальное начальство неоднократно выказывало признательность за содействие в приискании земельного участка под православную церковь в Нью-Йорке. 5/17 января 1900 г. Всенощное бдение накануне праздника Крещения Господня отправили: еп. Тихон, архим. Рафаил (Ававини), свящ. Александр Хотовицкий, свящ. Илия Зотиков, свящ. Димитрий Гебей, свящ. Михаил Хусан, иеродиак. Нифорт (Шухи). 6/18 января 1900 г. «6 Января мы ходили в Нью-Йорке на иордань (в первый раз с Архиереем 231 ). Народу собралось много, в том числе немало и американских «зевак». Было пять священников, один диакон и 8 наших матросов певчих из Филадельфии (где строятся суда), которые от всей души и от всего горла оглашали пением улицы Нью-Йоркские. Сошло все благополучно и торжественно» 232 . «По возвращении в церковь Нью-Йоркская паства простилась с Владыкою, напутствовавши своего Архипастыря общим многолетием и благожеланиями. Некоторые из гостей остались разделить скромную обеденную трапезу в церковном доме. В числе их были прибывшие из Филадельфии моряки-офицеры, находящиеся здесь в отпуску, моряк-офицер г. Храповицкий, передавший от имени своей жены на построение нового храма щедрую жертву – 100 долларов, и г. Кортландт Крамп с семьею, привезший от имени своего отца и старшего брата на тот же предмет солидную сумму – 500 долларов, в память посещения Преосвященным Владыкою их судостроительного завода в Филадельфии. Обед прошел в сердечнейшей беседе и обмене душевных тостов – за благополучное следование Его Преосвященства по градам и весям его обширнейшей в мире Епархии, за здоровье хозяев, гостей, жертвователей и др. Почти непосредственно после обеда Владыка вместе со всем причтом – русским и арабским – ездил в окрестности Нью-Йорка к одному арабу, которому обещал ранее быть восприемником его ребенка. При всем радушии, каким старались счастливые сиро-арабы окружить Преосвященного, при всей радости, какую внесло это милостивое внимание Владыки в сиро-арабскую семью, поездка вышла очень утомительной, отняв на одну дорогу свыше шести часов времени, тем более что на другой день предстоял отъезд Владыки из Нью-Йорка» 233 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Красота рождественского богослужение в кафедральном соборе Воскресения Христова в Токио привлекала и японцев-язычников, и христианских миссионеров-протестантов. «Протестантских миссионерок, должно быть американок, было целое стадо, – вспоминает святитель Николай 24 декабря 1896 г./5 января 1897 года, – дождались самого конца, так что при выходе атаковали меня, и я должен был объяснять им значение иконы, к которой сегодня прикладывались, потом попросили меня показать им крещальню, и я показал им купель для возрастных и младенцев с объяснением, как у нас крестят… Последнее слово сопровождающего дам-миссионерок было: “Как прекрасен ваш собор!”». Детская рождественская ёлка в Хакодатэ Детская рождественская ёлка в Хакодатэ В праздник пришествия в мир Спасителя все верующие Японской Православной Церкви спешили поздравить своего архипастыря: «Обычные поздравления церковно-служащих, хоров, христиан, воскресной школы, сиротского приюта. Угощение чаем в большой комнате внизу… Было несколько русских – студент Елисеев, Мендрин, Тодоровичи всей семьей. С первого часу собрание в большой комнате наверху детей воскресной школы, общества юношей и вообще христиан. Раздача подарков детям, их речи, пение и прочее. Все было весьма мило и весело» (25 декабря 1910 г./7 января 1911 г.). Святитель Николай всегда был особенно тронут услышать поздравления от самых маленьких прихожан. «Хор маленьких поздравителей… залил всю комнату: действительно, 60 малышей обоего пола, празднично одетых… – Разверните листки, – скомандовал учитель. Развернули, но смотрят все не на них, а на меня и на картины на стенах. – Теперь пойте, – велел учитель и начал сам. Подхватили малыши и, не смотря в свои листки, а на память, пропели тропарь праздника так чудно стройно и благозвучно, что я истинно растроган был… Я им от души сказал, что “ангелы, конечно, вместе с ними ныне славили Господа… ”» (26 декабря 1896 г./7 января 1897 г.). Несколько лет спустя святитель Николай вновь отмечает в дневнике рождественское поздравление детей: «Пели дети воскресной школы и так мило, что я заслушался их простодушного, задушевного мягкоголосного пения» (26 декабря 1900 г./8 января 1901 г.).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Мч. Иоанн Казанский (†1529, 24 января) умер после жестоких истязаний, которые перенес от татар за отказ принять ислам. В 1552 году своими единоплеменниками – мусульманами были замучены крещеные татары – свв. мчч. Петр и Стефан Казанские (24 марта). В Константинополе от турок – мусульман за исповедание христианства пострадали св. мч. Павел Русский (†1683, 6 апреля) и прмч. Пахомий (†1730, 7 мая). Отказался принять ислам и прославился добродетельной жизнью в турецком плену исповедник Иоанн Русский (†1730, 27 мая). За отказ принять католичество в 1472 году были утоплены в проруби священномученик Исидор пресвитер и с ним 72 мученика Юрьевских (8 января). Прмч. Афанасий Брестский (†1648, 5 сентября) пострадал от иезуитов за ревностную защиту Православия после заключения Брестской унии 1596 г. Мученический подвиг в XX веке Китайские мученики Огромное число мучеников дал христианскому миру XX век. В его начале жертвами националистического движения ихэтуаней стали 222 православных китайских мученика , убитых во время так называемого «боксерского восстания» (1900 г.). В числе жертв восстания были не только иностранные проповедники и специалисты, но и китайские чиновники, солдаты и офицеры, крестьяне. Особой жестокостью отличались восставшие при убийствах китайцев, исповедующих учение Христа. Подворье Русской православной миссии было превращено в пепелище. Ихэтуани убивали всех без разбору – женщин, детей, стариков; подвергали свои жертвы пыткам. Ночь с 10 на 11 июня (ст. ст.) 1900 г. вошла в историю под названием «Варфоломеевская ночь Бэйпина» (так до 1949 г. именовался Пекин). Тела многих мучеников были сброшены в старинный колодец на территории Российской духовной миссии. В 1902 году китайские мученики были прославлены Русской Церковью в лике местночтимых святых (память 11/24 июня). См. Приложение к теме 3. Новомученики и исповедники Российские 283 После Октябрьской революции 1917 года на Русскую Православную Церковь обрушились гонения. Собор святых мучеников стал пополняться новомучениками и исповедниками Российскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить СТЕФАН (БЕХ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Епископ Стефан (Бех) Стефан (Бех) ( 1872 - 1933 ), епископ б. Ижевский , викарий Сарапульской епархии , священномученик Память 13 марта (РПЦЗ ) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (РПЦЗ) В миру Бех Валериан Степанович, родился 13 сентября 1872 года в Житомире , в дворянской семье . Детство провел в семье матери в Санкт-Петербурге . В 1891 году окончил Санкт-Петербургскую пятую гимназию В 1897 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета с дипломом II степени. В сентября 1897 года был принят без экзамена на первый курс Московской духовной академии . 8 июня 1898 года был переведен во второй академический курс. 19 ноября 1898 года уволен из числа студентов Московской духовной академии согласно прошению, по семейным обстоятельствам. С 1 июля 1899 по 15 августа 1900 года - земский начальник в Яренском уезде Вологодской губернии. В сентябре 1900 года поступил своекоштным студентом в Санкт-Петербургскую духовную академию , из которой в декабре того же года уволен согласно прошению, в связи с расстроенным здоровьем. С 1 января 1901 года принят в число братии Махрищского монастыря , приписного к Троице-Сергиевой лавре, с 16 января того же года занимал должность законоучителя Махрищской церковноприходской школы. 27 сентября 1903 года восстановлен на второй курс Московской духовной академии . 20 декабря 1903 года пострижен в монашество с наречением имени Стефан. Рукоположен в сан иеродиакона . 3 июня 1904 года оставлен на том же курсе по причине болезни . 5 ноября 1906 года рукоположен во иеромонаха . В 1907 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия . По окончании академии находился в числе братии Яблочинского монастыря Холмской епархии. 29 сентября 1908 года назначен помощником смотрителя Соликамского духовного училища .

http://drevo-info.ru/articles/13679488.h...

Хроника: Научно-церковная конференция “История Древней Церкви в научных традициях XX века” памяти Василия Васильевича Болотова января 1854 — †18 апреля 1900) Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 5 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 18–20 апреля в Санкт-Петербурге прошла научно-церковная конференция “История Древней Церкви в научных традициях ХХ века”, посвященная 100-летию со дня кончины доктора церковной истории, профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии, член-коррес­пон­дента Императорской Академии наук, одного из крупнейших дореволюционных историков христианского Востока Василия Васильевича Болотова. Конференция состоялась благодаря совместным усилиям Санкт-Петербургской Духовной Академии, Государственного Эрмитажа, Церковно-научного центра “Православная энциклопедия” и Православного Палестинского общества. На заседаниях конференции было заслушано более 30 докладов, в числе слушателей присутствовали студенты духовных и светских учебных заведений Петербурга. Открытию конференции предшествовала панихида по В. В. Болото­ву в Академическом храме святого Иоанна Богослова. Затем было оглашено обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором приветствовались участники конференции, “со­еди­нившиеся под сводом старейшей Духовной школы, дабы почтить память выдающегося ученого, прославившего Россию своими церковно-историческими трудами”. Отмечена была важность объединения усилий церковных и светских ученых в настоящее время: “Почти лишенная возможности научного творчества, Церковь бережно хранила память о нем Но за тот же 100-летний период светская историческая наука возросла и окрепла во многом благодаря тому краеугольному камню истории Древней Церкви, который был положен В. В. Болотовым. Сегодня перед церковной и научной общественностью открывается уникальная возможность обогатить друг друга на путях сотрудничества в церковно-исторических исследованиях”. В тот же день была отслужена лития по В. В. Болотову у его могилы на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры, и был обновлен его надгробный памятник.

http://pravmir.ru/hronika-2/

Захарий Петрович Лобов, 1865 г. р., происходил из семьи коллежского регистратора иногороднего происхождения. Родился в слободе Петровке Павловского уезда Воронежской губернии. Обучался в Донской духовной семинарии, которую окончил в 1888 г. по 1-му разряду в звании студента. 13 ноября 1888 г. Высоко преосвященнейшим Макарием (Миролюбовым) , архиепископом Донским и Новочеркасским, он был рукоположен во священника Архангельской церкви слободы Нагольной Голодаевки. В 1890 г., по его прошению, был перемещен к церкви Рождества Богородицы хутора Ажинова. С 23 марта 1891 г. началось служение священника Захарии Лобова в Петропавловской церкви г. Александровск-Грушевского. Благодаря его заботам было возведено великолепное здание нового каменного Петропавловского собора. С 1891 г. священник З. Лобов проходил должность законоучителя в городском Александровск-Грушевском 2-классном училище и заведующего 2-й Александровск-Грушевской церковно-приходской школой. С 3 сентября 1890 г. по 1894 г. он проходил должность законоучителя в одноклассной школе. С 3 января 1894 г. проходил должность законоучителя в городском Алек- сандорвск-Грушевском двухклассном училище. В 1895 г. о. Захарий Лобов был назначен на должность духовного следователя Александровск-Грушевского благочиния. С 1898 г. проходил должность законоучителя в школе грамоты Азовской компании. 16 мая 1900 г. священник Захарий Лобов, по прошению, был переведен в Михаило-Архангельскую церковь г. Новочеркасска. Награды: серебряная медаль в память императора Александра III; 15 мая 1892 г. он был награжден набедренником, а 6 февраля 1898 г. бархатной фиолетовой скуфьей. Супругой о. Захарии была Александра Андреевна, 1869 г. р. Их дети: Гавриил, 1890 г. р., Прокопий, 1892 г. р., Алексей, 1894 г. р., Симеон, 1895 г. р., Вера, 1896 г. р., Ольга, 1900 г. р. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 10057. Л. 6 об. – 7 об. В 1923 г. (после смерти жены) был хиротонисан во епископа, и возглавил противообновленческое движение. 26 сентября 1924 г. по постановлению особого совещания при Коллегии ОГПУ был приговорен к заключению в концлагерь на два года. Архив УФСБ РФ по РО. Архивно-уголовное дело П-15250. Л. 124. Ныне причислен к лику святых Русской Православной Церкви в чине священномученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– 1894, июнь. – С. 707. – 1896, январь. – С. 214.1900, январь. – С. 319. Русская старина. 1904, декабрь. – С. 710. – 1907, октябрь. – С. 139. Боярин и воевода князь Михаил Иванович Скопин-Шуйский//Русский архив. – 1889, кн. 2. – С. 473, 480. Рукописи древлехранилища при Нижегородской духовной семинарии//Русский архив. – 1897, кн. 3. – С. 153–154. Русский архив. – 1901, кн. 1, 2. – С. 185. – 1903. кн. 2, 7. – С. 461. – 1910, кн. 1, 4. – С. 649. – 1912, 4. – С. 597–602. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 4. – С. 317–333; т. 7. – С. 703, 704. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 638–640; т. 1. – С. 1138. Русский биографический словарь, в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 5. – С. 64–76. Ефрем, епископ Пермский и Соликамский (Рязанов Василий Николаевич) Родился в 1817 году в Орловской губернии в семье диакона. 27 августа 1841 года, по окончании курса Петербургской духовной академии, назначен учителем Волынской духовной семинарии. 15 августа 1845 года рукоположен во диакона, а 16 августа – во священника. С 15 июля 1849 года – протоиерей. 23 августа 1852 года пострижен в монашество, 3 декабря того же года назначен ректором Волынской духовной семинарии и настоятелем Загаецкого святого Иоанна Милостивого монастыря Волынской епархии. 17 мая 1853 года возведен в сан архимандрита. 1 декабря 1857 года назначен ректором Рижской духовной семинарии. С 18 апреля 1866 года – член Петербургского комитета духовной цензуры. 7 марта 1871 года хиротонисан во епископа Березовского, викария Тобольской епархии. С 25 мая 1874 года – епископ Тобольский и Сибирский. С 11 января 1880 года – епископ Белгородский и Курский. С 19 марта 1883 года – епископ Пермский. Принимал участие в собрании преосвященных архиереев в г. Казани. 8 мая 1888 года, согласно прошению, уволен от управления епархией и назначен управляющим Белгородским Свято-Троицким монастырем Курской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛИЙ КИНЕШЕМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Василий (Преображенский) Василий (Преображенский) ( 1876 - 1945 ), епископ Кинешемский , священноисповедник Память 31 июля , 5 октября в день обретения мощей, в Соборах Воронежских и Полтавских (Укр.) святых В миру Вениамин Сергеевич Преображенский, родился 7 января 1876 года в городе Кинешме Костромской губернии в семье священника Сергия и жены его Павлы и своим христианским воспитанием целиком был обязан родителям. Все устроение жизни, окружавшей мальчика с детства, было подобно монашескому . Ни новостей, ни сплетен, ни праздных разговоров не проникало за высокую изгородь их дома, покидать который детям воспрещалось. Для ребенка было отрадой посещение их дома нищей братией и странниками. В самый день его крещения, когда Вениамина принесли из храма домой, к ним пришла странница-старушка, которая, глянув на мальчика, сказала: «Это будет великий человек». Были и иные предзнаменования его незаурядного будущего. Образование и учительское поприще По окончании гимназии поступил в Кинешемское духовное училище , которое окончил в 1890 году. В 1896 году окончил Костромскую духовную семинарию первым студентом и поступил в Киевскую духовную академию , которую окончил в 1900 году со степенью кандидата богословия и правом получения степени магистра богословия без нового устного испытания по переработке, согласно указаниям рецензентов . В 1900 году назначен смотрителем Александро-Невского духовного училища в Петербурге . В 1901 году был определен преподавателем обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местных сект в Воронежскую духовную семинарию ; одновременно преподавал в мужской воскресной школе и Воронежском епархиальном женском училище . С 1901 г. - действительный член Воронежской губернской ученой архивной комиссии. В Воронеже пробыл до 1910 года.

http://drevo-info.ru/articles/12050.html

Погребен В. В. Болотов на Никольском кладбище Александро-Нев-ской Лавры. Через год и 4 месяца возле него (в одну линию с ним) положен был его учитель, И. Е. Троицкий (t 2 августа 1901 г.). В 1903 г. над могилами их воздвигнут был общий памятник, в ознаменование их близости по духу и личных отношений, соединявших их при жизни. На двух сторонах памятника, кроме изображений святых, имена которых они носили при жизни (преп. Иоанна Ветхопещерника и св. Василия Великого ), помещена одна и та же надпись: «Блажени алчущии и жаждущии правды». Открытие памятника (19 апреля) сопровождалось речами доцента А. И. Бриллиантова , ректора Академии еп. Сергия (ныне архиеп. Финляндского) и студента IV курса В. Потапова. 496 Студентами Академии сразу после смерти В. В. Болотова , для сохранения о нем памяти, помещен был портрет его в той аудитории, где он обычно читал в последнее время свои лекции. Возникшее тогда же в среде его друзей и почитателей желание увековечить его образ устройством бюста (для чего тогда сделана была с лица умершего маска), в настоящее время, когда материальные средства для этого оказались достаточными, постановлением Совета 28 января 1910 г. решено привести в исполнение; заказанный академику скульптуры М. А. Чижову бюст из мрамора предположено поставить в актовом зале Академии. Десятилетняя годовщина со дня кончины Василия Васильевича ознаменована была совершением 4 апреля (воскресенье) заупокойной литургии в академическом храме и литии на могиле Василия Васильевича, где произнесены затем речи студентом III курса А. Акимовым и совершавшим богослужение архиепископом Варшавским Николаем. Вечером 5 апреля, в день и час смерти Василия Васильевича, отслужена в академическом храме панихида и потом открыто торжественное собрание в память Василия Васильевича в актовом зале, устроенное Советом Академии. Речи произнесены были проф. И. С. Пальмовым , А. И. Бриллиантовым , И. Е. Евсеевым и Б. А. Тураевым . 497 Самим В. В. Болотовым, как было уже выше замечено, 498 составлен был список его статей и заметок, напечатанных в «Церковном Вестни-же» и «Христианском Чтении» от 1880 до 1893 г., с разного рода замечаниями по их поводу; этот список издан в «Христианском Чтении». 1907. Т. I. С. 250–263, и отдельно. В «Венке на могилу проф. В. В. Болотова » в «Церковном Вестнике». 1900. 16. С. 498–500, и отдельно, С. 22–26, напечатан перечень всех вообще его статей, помещенных в академических журналах, составленный проф. А. П. Рождественским независимо от списка самого В. В. Болотова по данным редакции того и другого журнала, но вполне почти совпадающий для указанного времени с этим списком; извлечение из него помещено у М. В. Рубцова в биографическом очерке, с. 64–65. Обзор трудов по истории восточных Церквей дан проф. Б. А. Тураевым в некрологе, напечатанном в «Журнале Министерства Народного Просвещения». 1900. Октябрь. Вполне точная в частностях классификация всех трудов В. В. Болотова по их содержанию едва ли возможна.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010