В 1616 г. монастырь сильно пострадал от польско-литовской отряда пана А. Лисовского: " церковь Благовещения Пречистыя Богородицы ... каменная каплет и стены расседалися, а деревянные церкви ветхи " . Поляки вывезли многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Новые " государевы милостыни " помогли восстановить обитель. Собор был перестроен практически заново. По описи 1636 г. в монастыре находились: одна каменная церковь Благовещения и три деревянных (Иоанна Богослова, Григория Богослова, надвратная Стефановская церковь), а также 14 братских келий. В 1652 г. возведен каменный храм Иоанна Богослова. В 1660-е гг. перестроен Благовещенский собор. В описи 1678 г. упоминается о каменной Стефановской церкви. В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду третьего класса, под управлением архимандрита. 9 июня 1792 г. монастырь сильно пострадал от большого пожара, уничтожившего весь город. В 1797 г. в Благовещенском храме был устроен новый барочный иконостас, сохринившийся в своем первозданном виде до сего дня. В 181 -1812 г. вокруг монастыря возвели каменную ограду с угловыми башнями. В 1828 г. построили каменный одноэтажный келейный корпус. В 1900 г. - каменный двухэтажный дом игумена, завершивший формирование архитектурного облика Благовещенского монастыря. Война 1812 года соединила скорбь и радость в сердцах муромских жителей. Незадолго до сдачи Москвы Наполеону чудотворные иконы Владимирской и Иверской Божией Матери были вывезены из столицы в Муром. Иконы находились в Благовещенском монастыре до 20 октября. В память об этом событии городским духовенством ежегодно совершались Крестные ходы по городу. Список с Иверской иконы Божией Матери (конец XVII в.), хранящийся в соборе, стал особо почитаться после этих событий. В 1866 году монастырь отнесли к разряду второго класса. Братия проживала необщежительно. В 1867-1882 годах им управляли Епископы Муромские, викарии Владимирской епархии. К 1 января 1903 г. в обители находились: архимандрит, 7 иеромонахов, 6 иеродьяконов, 12 послушников и прислуга; всего - 29 человек.

http://sobory.ru/article/?object=00856

Подкрепляемый некоторыми завидовавшими ему епископами, мечтавшими занять его место, император Аркадий выслал в 404 г. Святителя сначала в деревню Кукуз в Малой Армении, а потом в город Пифиунт (находившийся на территории нынешней Абхазии). Но до последнего места ссылки Святитель так и не доехал, скончавшись по дороге, в городе Команы в церкви Св. Василиска в полном архиерейском облачении после совершения Божественной литургии и причастия Св. Таин, стоя на молитве. Последними его словами были: «Слава Богу за все». Император Феодосий II, сын гонителей Иоанновых – Аркадия и Евдоксии, возымел горячее желание перенести мощи Святителя в столицу. Намерение это возникло после обращения к нему Патриарха Константинопольского Прокла, бывшего келейником у Святого: «Возврати, царь, евангельски родившего тебя святым крещением и святительскими руками внесшего тебя в церковь , как некогда старец Симеон Господа». Мощи смогли перенести лишь после того, как на грудь Святителя положили собственноручно написанное императором покаянное послание. Когда рака была внесена в храм Св. Апостолов, из которого некогда изгнали Святителя, и поставлена на Патриаршем престоле, народ как бы едиными устами воскликнул: «Приими престол свой, отче!» И Святитель Иоанн Златоуст , разомкнув уста, как живой, произнес: «Мир всем!» Ради праздника Воздвижения Креста Господня, Церковь совершает память Святителя 13 ноября. Другие дни памяти 27 и 30 января. Примечательно, что храм Св. Василиска, в котором почил и был погребен св. Иоанн Златоуст , был восстановлен из развалин и освящен в 1900 г. во имя Святителя сестрами основанного в 1898 г. Василиско-Златоустовского монастыря в Сухумском округе (Абхазия). За алтарем храма находился высеченный из камня гроб значительных размеров, извлеченный при раскопках. 126 Очевидно, речь идет о схиархимандрите Гаврииле (Зырянове, 14.3.1844 †24.9.1915). Происходил из семьи благочестивых крестьян Ирбитского уезда Пермской губернии. Поступил послушником во Введенскую Оптину пустынь (авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества/Составлено по прежним жизнеописаниям и новым источникам прот. С. Четвериковым. Изд. Козельской Оптиной пустыни. [Б. м.], 1912. Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. СПб., 1900. Русский общежительный скит Св. Пророка Илии на Афоне. 4-е изд. Одесса, 1913. Святой Преподобный Серафим Саровский чудотворец: Его жизнь и подвиги, с приложением наставлений для монашествующих. Одесса, 1903. Сергей Александрович Рачинский: (Память 25 сентября)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Сентябрь. М., 1909. С. 302–326. Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. 1. Сергиев Посад, 1908. Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. 1. Сергиев Посад, 1908. То же. Вып. II. Сергиев Посад, 1909. Старцы о. Паисий Величковский и о. Макарий Оптинский //Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Сентябрь. М., 1909. С. 452–620. Четвериков Сергий, прот. Молдавский старец Паисий Величковский : Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. 2-е изд. Париж, 1988. 5. Курская губерния (область). Курская, Белогорская (Белгородская), Сумская епархии. История монастырей и церквей Адрес-календарь или Общий штат Курской губернии на 1853 г. Курск, 1853. Анатолий (Ключаров), архимандрит Рыльский. Материалы для истории Курской епархии: (Окончание)//Курские епархиальные ведомости. 1885. 14. С. 699–717. [Рецензия]: Харланов И., свящ. Примечание к статье о. архимандрита Анатолия (Ключарова) «Материалы для истории Курской епархии»//Курские епархиальные ведомости. 1889. 19 С. 329–333. Архимандрит Анатолий: (Некролог)//Курские епархиальные ведомости. 1886. 15. С. 728–730. Булгаков Г. Белгородские торжества церковного прославления св. Иоасафа: 1-я гл. Отчета Курского Знаменского Богородичного Братства. Курск, 1912. Ведомость общего прихода и расхода сумм по содержанию госпиталя монастырей Курской епархии с 19-го августа 1915 года по 1-е января 1918 года//Курские епархиальные ведомости. 1918. 10. С. 221–222.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Основные события жизни 19 января 1865 года в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской губернии родился сын Василий. 1878–1883 годы — учеба в Псковской духовной семинарии. 1883–1888 годы — обучение в Санкт-Петербургской духовной академии. 1891 год — принятие монашества с именем Тихон. 1890е годы — преподавание, ректорство в Холмской духовной семинарии. 1898 год — возведение в сан епископа. 14 сентября 1898 года — назначение для несения службы в сане епископа Алеутского. 1900–1903 годы — открытие, освящение ново-построенных храмов в Нью-Йорке, Бруклине, Чикаго. Издание православного «Вестника». Непрерывные поездки по Аляске, Канаде, Америке. Название епархии Алеутской и Североамериканской. 19 мая 1905 года — возведение в сан архиепископа. 1905 год — преобразование миссионерской школы в духовную семинарию. Перевод ее из штата Миннесота в штат Нью-Джерси. 1907 год — собор духовенства и мирян всей епархии. В том же году — назначение на Ярославскую кафедру в сане архиепископа. 1913 год — перевод на Литовскую кафедру в Вильно. 21 июня 1917 года — избрание архиепископа Тихона московским архиереем. 15 августа 1917 года — открытие Всероссийского Поместного собора. Председателем его избран возведенный в сан митрополита высокопреосвященный Тихон. 21 ноября 1917 года — торжественное возведение на патриарший престол в Успенском соборе Кремля. Несение креста патриаршества с 1917 года до кончины 7 апреля 1925 года. Непрерывное служение, написание воззваний, защита святынь православия. Перед кончиной заключение в Донском монастыре. День памяти Святейшего Патриарха Тихона — 26 сентября. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий Большевистские гонения на Православную Церковь начались с Киева. Именно в городе, славу и сияние которого предсказал святой Первозванный Апостол Андрей. С Киева, в котором было Крещение Руси при великом князе Владимире. Бесовская, большевистская злоба пыталась убить в людях память о Христе. Но чем более пылала эта злоба, тем выше и величественней восходила слава святых, погибающих за имя Христово. Первым Мучеником Нового времени был митрополит Киевский и Галицкий Владимир.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Студенец, урочище. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь каменная, построена в 1833 году тщанием прихожан в честь Знамения Пресвятой Богородицы. С колокольней. Железная кровля (на куполе алтарной части сохранилась частично до сих пор). Обнесена прямоугольной каменной оградой с 4 угловыми башенками, входные ворота с запада. В церковной ограде имелась церковь-часовня с престолом во имя прп. Алексия-человека Божьего, сооруженная тщанием г-жи Потемкиной. Три престола: 1) в честь Знамения Пресвятой Богородицы; 2) во имя прп. Сергия Радонежского чудотворца (сейчас церковь восстанавливается именно как храм Сергия Радонежского) и 3) во имя св. вмц. Варвары. Кстати, порой Студенецкий храм так и зовут - Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Но местный престольный праздник неизвестно когда праздновался. В России несколько таких икон, называются по месту обретения. Так, 27 ноября/10 декабря - память сразу нескольких икон Знамения - Курской-Коренной, Абалацкой, Царскосельской и Серафимо-Понетаевской. В честь какой именно был посвящен Студенецкий храм, пока не ясно. Также, к примеру, 14 мая (по н. ст.) празднуется Царевококшайская ( " Мироносицкая " ) чудотворная икона Пресвятой Богородицы, 1 октября - " Целительница " , 28 июля - " Экономисса " , 14 сентября - Черниговская Гефсиманская, в Неделю 7-ю по Пасхе - Челнская, 21 июня - Ярославская и т. д. В 1915 г. в церкви хранились копии с метрических книг с 1809 г. (кроме 1817, 1825, 1828 и 1830 гг.) и исповедные росписи также с 1809 г. В 1915 г. служили: 1) Настоятель церкви священник Иаков Маков, 56 лет, сын священника. В 1882 г. окончил курс по 2-му разряду в Нижегородской духовной семинарии, 13 августа 1882 г. рукоположен в священника в Абабковском женском монастыре, с 21 сентября 1906 г. на настоящем месте. Состоит Законоучителем Студенецкого, Батурихинского и Яковского земских училищ с 21 октября 1906 г. Состоит духовником 4-го Благочин[нического] округа, Горбатовского уезда с 1910 г. Состоит цензором проповедей того же округа с 1911 г. Вдов. Дети: Владимир 1 марта 1886 г. р. - в действующей армии; Николай 3 апреля 1887 г. р. - при отце, по болезни освобожден от военной службы; Клавдия 17 марта 1897 г. р. - при отце; Константин 24 марта 1900 г. р. и Павел 13 января 1902 г. р. - оба обучаются в Арзамасском духовном училище. 2) Псаломщик Николай Васильевич Левитский, 42 лет, сын псаломщика. На настоящем месте с 4 июля 1895 г. Состоял учителем Церковно-Приходской школы грамоты в с. Студенце в 1895 - 1904 гг. Церковный староста - крестьянин с. Студенец Димитрий Алексеевич Бородин, 55 лет.

http://sobory.ru/article/?object=05554

митрополит Иосиф (Петровых) (15.12.1872–20.11.1937) Ветхий Завет Дневники История Русской Православной Церкви Письма Слова митрополит Иосиф (Петровых) Епископ Русской Православной Церкви. Богослов, духовный писатель. Не приняв декларации 1927 года о полной лояльности власти и своего перевода на Одесскую кафедру, становится лидером «иосифлянства» . Расстрелян в 1937 году.Прославлен в лике священномучеников РПЦЗ в 1981 году. Биография Память в Неделю Новомучеников (РПЦЗ). В миру Петровых Иван Семёнович, родился 15 декабря 1872 года в городе Устюжне, Новгородской губернии. Родился в семье мещан. С юности был почитателем праведного Иоанна Кронштадтского. Окончил Устюженское духовное училище и Новгородскую духовную семинарию. В 1895 году за казенный счет направлен в Московскую духовную академию, где вскоре проявил себя усидчивым и способным к серьёзному труду и учёным занятиям. Он успешно и с одобрением выполнил задание Академии Наук, записав по выработанной программе северный народный выговор. В 1899 году окончил Московскую духовную академию первым кандидатом-магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии. 9 сентября 1900 года утверждён исполняющим должность доцента академии по кафедре Библейской истории. 26 августа 1901 года епископом Волоколамским Арсением, ректором академии, был пострижен в монашество в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. Затем, 30 сентября рукоположен во иеродиакона, а 14 октября того же года - во иеромонаха. В июне 1903 года удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему " История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия (Опыт критического разбора и обработки) " и утверждён в звании доцента. 9 декабря 1903 года назначен экстраординарным профессором и инспектором Московской академии. 18 января 1904 года возведён в сан архимандрита. В 1905-1910 годах издал свой духовный дневник под заглавием " В объятиях Отчих. Дневник инока " , который он вел подражая праведному Иоанну Кронштадтскому. В 1905 году прекратил поминовение императорской фамилии за богослужением и на некоторое время был запрещен в служении. Затем, из-за конфликта со студентами по прошению был уволен из академии и назначен, в июне 1906 года, настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского первоклассного монастыря Холмской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

К весне 1896 года дрова для обжига кирпича и лес были готовы. Оставалось притупить к заготовке кирпича, для чего весной этого же года был заключен контракт на поставку кирпича, причем исключительно высшего сорта. Через год заготовка материалов была завершена и была начата кладка. Этот цикл работ продолжался около года. Известь сначала покупали, потом строительный комитет «вымолил» у мира право на разработку известковых сопок. Поступали и денежные пожертвования, которые вместе с доходом от каменоломни и кружечным сбором, производимым в храме и городских учреждениях, как раз и составили тот капитал, который позволили через четыре года закончить кирпичную кладку. Составление сметы и технический надзор по постройке взял на себя инженер-полковник Жигаловский. Строили собор китайские рабочие. Согласно денежному отчету, на постройку собора со сторожкой и оградой всего было наличными деньгами израсходовано 107 рублей 29 копеек, тогда как собор стоил около 200 тыс. рублей. Общество само частью подвозило камень, кирпич, известь, песок, железо и другие материалы. Давали кредиты и оказывали помощь местные предприятия и фирмы, учреждения города. Собор был воздвигнут к концу 1900 года. В начале 1901 года правящий архиерей Владивостокско-Камчатской епархии Епископ Евсевий (Никольский) телеграфировал в Санкт-Петербург: «14 января мною торжественно освящен величественный каменный собор в г. Никольск-Уссурийском при громадном стечении народа. Собор построен исключительно на добровольные пожертвования при выдающемся участии местного протоиерея Мичурина». При храме действовала начальная школа для неимущих. Резолюциями его преосвященства от 8 июля 1904 года в должности церковного старосты был утвержден мещанин Игнатий Потапов. При советской власти собор был взорван. http://ussur-nikola.cerkov.ru/main-page/ Закладка Николаевского собора состоялась в 1894 году, при большом стечении горожан и войск местного гарнизона. В 1901 году строительство было завершено, его стоимость составила 200 тысяч обеспеченных золотом " царских " рублей. Средства на постройку храма были собраны протоиереем Павлом Мичуриным, именем которого впоследствии была названа одна из улиц города (сейчас улица Калинина). Стоял собор на небольшой возвышенности у пересечения улиц Хабаровской и Корсаковской ((сейчас улица Ленина и Тимирязева). В архитектурном отношении это была несколько видоизмененная копия храма на станции Борки Харьковской железной дороги, воздвигнутого в память чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Собор в Никольск-Уссурийске долгое время оставался самым крупным не только в Приморье, но и в Приамурье, и повторял проект введенной церкви в Санкт-Петербурге. Купол Николаевского собора возвышался над городом на высоту 51 метр. В 1932 году собор был взорван. Старожилы рассказывали, что, когда его взрывали, земля вокруг разошлась и несколько рабочих в считанные минуты провалились в яму.

http://sobory.ru/article/?object=39360

Закрыть День памяти преподобного Варсонофия Оптинского Сегодня мы также вспоминаем художника М.А.Врубеля, черносотенца А.И.Дубровина, мецената М.К.Тенишеву, историка Н.П.Лихачева, зоолога Г.П.Дементьева, академиков И.Н.Блохину и В.С.Авдуевского 14.04.2024 Время на чтение 13 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Марии Египетской (522). Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца (1404). Прп. Варсонофия Оптинского (1913). Мчч. Геронтия и Василида (III). Прп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца (1229). Прп. Геронтия, канонарха Печерского (XIV). Прав. Ахаза. Сщмч. Сергия пресвитера (1938). Преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелёгок. В миру прошла большая часть его жизни – 46 лет: кадетский корпус, военная служба. Однако, блестящей военной карьере Павел Иванович предпочел монастырь. В 1890 году во время духовных переживаний он посетил в Оптиной старца Амвросия. «Через два года приезжайте, я вас приму», – сказал тогда молодому полковнику преподобный старец. По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал. 10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу. Через год, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха. В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией. Вскоре начинается Русско-японская война, и преподобный Варсонофий за послушание отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/14/de...

Феогност (Лебедев Георгий Иванович), митр.Киевский и Галицкий Родился в 1829 году в семье священника Тверской епархии. В 1849 году по окончании Тверской духовной семинарии поступил в СПБ духовную академию, которую окончил в 1853 году со степенью магистра богословия. 14 марта 1853 года пострижен в монашество и 25 марта рукоположен во иеродиакона. 6 сентября 1853 года рукоположен во иеромонаха и назначен исп.должн.смотрителя Кирилловского училища Новгородской епархии. С 27 июля 1856 года – профессор СПБ духовной семинарии. С 29 ноября 1857 года – инспектор Новгородской духовной семинарии. 24 дек. 1858 г. возведен в сан архимандрита. С 25 апр.1861 г. – ректор Орловской духовной семинарии и настоятель Петропавловского монастыря. С 15 июля 1864 г. – ректор Каменец-Подольской духовной семинарии и настоятель Свято-Троицкого монастыря. 22 янв.1867 года хиротонисан во епископа Балтского, вик. Подольской епархии. С 27 июня 1870 года – епископ Астраханский и Енотаевский. С 7 дек.1874 г. – епископ Подольский и Брацлавский. С 9 Двк. 1878 г. – епископ Владимирский и Суздальский. 15 мая 1883 года возведен в сан архиепископа. С 22 сент.1891 г. – почетный член Московской духовной академии. В том же году – почетный член СПБ духовной академии. 15 мая 1892 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. С 21 ноября 1892 г. – архиепископ Новгородский и Старорусский. С 1892 года почетный член Казанской духовной академии. С 6 мая 1895 года – постоянный член Св.Синода. 22 января 1897 года в память 30-летия епископства был избран в почетные члены СПБ духовной академии. 13 авг. 1900 года возведен в сан митрополита и определен митрополитом Киевским и Галицким и Киево-Печерские Успенские лаврысвященно-архимандритом. В этом же году награжден крестом для ношения на митре. Скончался 22 янв. 1903 года в СПБ. Погребен в Киеве в Киево-Печерской Лавре. Отличался добротой, общедоступностью и внимательностью ко всем. Был неутомимым в проповедании слова Божия: действовал на пасомых в духе и ревности древних святителей Православной Церкви. Великаего заслуга в истории духовно-учебного ведомтсва, религиозно-нравственного просвещения, православного миссионерства и храмоздательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены четыре новых имени 4 апреля, 2019. Новостная служба Трое из этих новомучеников были убиты за веру в годы Гражданской войны, один – в 1937 году 4 апреля. ПРАВМИР. Священный Синод включил имена протоиерея Андрея Зимина и священников Григория Никольского, Павла Кушникова и Николая Заварина в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. На заседании Синода были заслушаны рапорты председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно поступивших от глав Приморской и Кубанской митрополий ходатайств о включении имен протоиерея Андрея Зимина ( журнал 29 ) и священника Григория Никольского ( журнал 30 ) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Также, изучив дополнительную информацию, поступившую от Синодальной комиссии по канонизации святых к сегодняшнему заседанию, члены Синода повторно рассмотрели вопрос о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской священников Павла Кушникова и Николая Заварина ( журнал 31 ). Память священномученикам будет совершаться: протоиерею Андрею — 5/18 января, священнику Григорию — 27 июня/10 июля, священнику Павлу — 23 февраля/8 марта, священнику Николаю — 6/19 августа, в дни их мученической кончины. Честные останки священномучеников, в случае их обретения, будут считаться святыми мощами. Протоиерей Андрей Симеонович Зимин родился 14 августа 1872 года в семье забайкальского казака. Был рукоположен в сентябре 1894 года в диакона и священника для служения в кафедральном соборе города Благовещенска, где также был назначен катехизатором и законоучителем церковно-приходской школы при соборе. В 1900 году переведен на место настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы села Черниговка. Здесь, как и в Благовещенске, усердно принялся за развитие народного просвещения. Под его руководством в селе было построено двухэтажное каменное здание под четырехклассное училище и одноэтажное кирпичное здание для одноклассной министерской школы.

http://pravmir.ru/v-sobor-novomuchenikov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010