12(25)09.1929 21.09(04.10)1933 Петр Руднев 16(29)10.1933 14(27)04.1934 Сергий Воскресенский II Коломенская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Коломна (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1942 г. 25.05(07.06)1924 14(27)07.1924 Сергий Озерецковский 14(27)07.1924 18(31)12.1924 Серапион Сперанцев 7.12.1935(09.01.1936) 08(21)04.1937 26.09(09.10)1941 25.04(08.05)1942 2101 В предварительных статьях Никоновской лет. представлен следующий список Коломенских архиереев: Афанасий, Филимон, Герасим, Павел, Григорий, Иларион, Амвросий, Варлаам, Геронтий, Никита, Герасим, Авраамий, Никон. Епископ Афанасий упоминается в Воскресенской и Никоновской лет. под 1353 г. как участник похорон митрополита Св. Феогноста (ПСРЛ. Т. 7. С. 217; Т. 10. С. 226). 2102 Упоминается в Воскресенской лет. под 1377 г. в списке епископов, поставленных митрополитом Св. Алексием (ПСРЛ. Т. 8. С. 27). 2103 Этот епископ также упоминается в списке архиереев, поставленных митрополитом Алексием, после епископа Филимона (см. прим. 2). В 1380 г. епископ Герасим благословил Дмитрия Донского в Коломне перед походом на Куликово поле, о чем сообщают, в частности, Воскресенская и Никоновская лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 36; Т. 11. С. 54). Вторая дата – дата кончины (ПСРЛ. Т. 8. С. 52). 2104 По свидетельству Воскресенской и Никоновской лет., был поставлен митрополитом Пименом в шестую седмицу Великого поста (в «неделю Ваий») в 1389 г. (ПСРЛ. Т. 8. С. 52; Т. 11. С. 94). Вторая дата – дата кончины (ПСРЛ. Т. 8. С. 62). 2105 Был поставлен митрополитом Св. Киприаном в 1392 г. после кончины епископа Павла (ПСРЛ. Т. 8. С. 62). Дата преставления по Второй Софийской и Воскресенской лет. – 13.02.1404 (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 13; Т. 8. С. 77), но верной датой должно считать 13.02.1405. 2106 Бывший архимандрит Симонова монастыря. Ставленник митрополита Св. Киприана. Даты – По Воскресенской лет.,, (ПСРЛ. Т. 8. С. 78,81). 2109 Упоминается в Софийской Первой лет. под 1438 г. в числе членов Собора, осудившего униата митрополита Исидора (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 91). Дата в летописи ошибочная, митрополит Исидор прибыл в Москву в 1441 г., и Собор произошел тогда же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так и занимайте ум... Еще пусть лежит пред глазами развернутое Евангелие и Апостол. Прочитайте стишек и старайтесь всякое слово обратить в предмет разсуждения. Если Бог подаст мысль запишите ее. Пусть лист лежит на столе... И другия добрыя мысли записывайте. Благослови вас Господи и всякого вам утешения желаю. Ваш доброхот Еп. Феофан. К Вел. посту 1893 г. 1401 письмо 32 вып. 1 стр. 70) Молитва об избавлении от болезни Насилу-то вы отозвались! Очень жалею, что немощь ваша все длится, и еще расширяет свое владычество; даруй Господи вам избавиться от этой болести. Хотя у Господа, посылающего недуги, всегда имеется в виду наше благо; – однакоже мы не без соизволения Божия молимся об избавлении от них, как бы отвращаясь от блага, сим путем нам обещаемого. – Ибо может быть и того чает от нас Господь при сем, чтобы мы усерднее молились Ему. Тогда молитва наша совпадает с намерениями Божиими. 1398 письмо 976 вып. 6 стр. 48) Молиться о выздоровлении нет греха. Но надо прибавлять: «аще волиши Господи!» Полная покорность Господу, с покорным принятием посылаемого, как блага, от Господа благого, и мир душе дает... и Господа умилостивляет... И Он: или оздоровит, или утешением исполнит, не смотря на прискорбность положения. 25 апреля 1893 г. 1406 письмо 35 вып. 1 стр. 77) Молитва о болящей У вас на душе впереди всего стоит болезнь дочери. Болите о ней и болезненно взывайте ко Господу, и дочери тоже внушите, и всем своим тоже скажите. Тогда все молитвы о ней сторонния сольются с вашею и составят трубный глас, сильный привлечь внимание Господа... Да избавит ее Господь от ея немочи... 1404 письмо 461 вып. З стр. 131) Во время болезни довольно домашней молитвы Да поможет вам Бог ! Болезни – вместо эпитимий идут. Терпите благодушно: оне будут как мыло у прачек. В церковь не ходите... (По болезни). Дома почаще взывайте к Богу! Что вы не можете, это не значит, что вы пасынок. Вот вам Паломник (Для чтения полегче). Еп. Феофан 22 ноября 1890 г. 1402 письмо 29 вып. 1 стр. 73) Об одновременном при болезни обращении к святым и Богу

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

История воскрешения Лазаря в Ин 11 , – конечно, одно из самых сильных повествований среди канонических историй об Иисусе 1403 . Проникнутое вниманием к глубоко человечным чувствам, она равным образом исполнена глубокого богословского смысла. Конечно, Лазарь возвращается от смерти к той жизни, которую он вел прежде, к повседневным занятиям, таким как участие в праздничном ужине (12:2). Более того, ему угрожает смерть, поскольку он стал важным свидетелем власти Иисуса (12:9–11). Рассказ начинается с того, что до Иисуса доходит известие о болезни Лазаря, и Иисус намеренно остается там, где находился, вместо того чтобы прибыть на помощь (11:1–6). Как становится ясно позднее (11:41–2), Иоанн подводит читателя к мысли, что Иисус знал с самого начала, что Лазарь умрет и что в ответ на мольбу он сможет вернуть его к жизни. И это становится яркой конкретизацией обетовании глав 5 и б (с оговоркой, что Лазарь остается смертным и когда–нибудь снова умрет). Когда Иисус говорит ученикам о том, что им надлежит вернуться в Иудею, и именно – в Вифанию, он говорит им, что «Лазарь уснул», но что он идет «разбудить его». Реакция учеников, понявших выражение «уснул» буквально, показывает, что, по меньшей мере для Иоанна, как и для Марка в истории с дочерью Иаира, такая метафора смерти отнюдь не была привычной, чтобы ее можно было понять без разъяснений 1404 . Когда Иисус приходит в Вифанию, Лазарь находится уже четвертый день в гробе. Это подчеркнуто дважды (11:17, 39). По всем обычным представлениям тело уже должно было начать разлагаться, и это составляет ключевой динамический элемент, пронизывающий весь рассказ. Когда, несмотря на предупреждение Марфы о трупном запахе (стих 39), камень отвален от входа в гробницу (Иоанн здесь указывает на последующее пасхальное повествование), Иисус сразу возносит молитву благодарения (стих 41). Вероятно, Иоанн хочет, чтобы мы поняли, что запаха не была, Иисус знает, что его молитва о том, чтобы Лазарь остался нетленным, услышана. Остается только вызвать Лазаря наружу, распеленать его и дать ему вернуться к обычной жизни. Это предваряет главу 20, но тут можно говорить и о значимых различиях, как и о параллелях. Тот факт, что никому не понадобилось снимать погребальные пелены с тела Иисуса, а также некоторые другие подробности показывают, – что бы ни значило воскресение Иисуса, это явление совершенно иного порядка, чем воскресение Лазаря. Иоанн хочет, чтобы читающий понял этот эпизод как знак, но не более чем знак, указывающий на то, чему надлежит произойти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Андроника к пр. Сергию, надобно признать за несомненное, что Андроник, достигши глубокой старости, передал управление обителию ученику своему Савве, а сам, по примеру наставника своего готовился к переходу в другую жизнь в глубоком безмолвии и кончина его последовала июня 13 не позже 1404 г. 429 Мощи преп. Андроника и его ученика преп. Саввы покоятся в храме Спасителя, под спудом. 430 Преставление благов. кн. Мстислава Благов, князь Мстислав, в крещении Георгий, внук блаж. вел. кн. Мстислава и сын блаж. князя Ростислава, в 1166 г. участвовал в победе южных князей над половцами, потом принимал участие в войнах князя Андрея Юрьевича с Киевом и Новгородом. 431 – Самый блистательный подвиг мужества его относился к 1173 г. Андрей Юрьевич, вел. князь владимирский, объявил Ростиславичам, что им нет места в южной России, – они – его собственность. – Мстислав велел остричь послу голову и бороду и отправил его сказать Андрею: «доселе мы уважали тебя, как отца; но, когда ты говоришь с нами, как со слугами и людьми простыми, идем на суд Божий». – Андрей послал 50,000 северного войска; к этому грозному ополчению по неволе присоединились полки некоторых южных князей. У Мстислава была только своя дружина и дружина брата Давида. «Братья! ударим с помощию Господа и св. мучеников Бориса и Глеба», сказал Мстислав своим и понесся с ними против неприятелей. – Этот первый бой, исключивший множество людей из рядов неприятельских, дал знать неприятелю, что не так легко уничтожить Мстислава, как полагал Андрей. Девять недель стояли северные войска вокруг Вышгорода, где заключился Мстислав. Одни из союзных князей опасались могущества Андреева, другие – коварства Святослава черниговского и потому тайно желали счастья Ростиславичам; а храбрый Мстислав, почти каждый день делал отважные вылазки против войска Андреева. Когда прибыл луцкий князь Ярослав с волынскими войсками и соединился с Мстиславом: страх напал на осаждающих. Они бросились бежать, кто куда мог. Мстислав смотрел со стороны и не верил глазам своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но если бы можно было, хорошо было бы устроить так: пусть будет село близ монастыря, но инокам никогда в нем не бывать, а отдать его в заведование какому-нибудь богобоязненному мирянину, и ему заботиться о всех делах, с тем чтоб он доставлял в монастырь все готовое, жито и другие потребности. Ибо вредно инокам владеть селами и часто ходить в них» . Давать денежное жалованье владыкам и монастырям князья не хотели и, может быть, считали для себя трудным и даже невозможным; а наделять их участками земли и иногда населенными вотчинами находили легким для себя и необременительным. И, видя в вотчинах главнейший, если не единственный, источник для своего содержания, владыки и монастыри неизбежно должны были отстаивать их, приобретать вновь и охранять княжескими грамотами. Мы не сказали еще о двух грамотах, пожалованных нашему духовенству в юго-западном древнерусском крае, собственно в Галиции, находившейся под владычеством Польши: о грамоте польского короля Ягайлы Перемышльскому епископу Афанасию (1407) и о грамоте сына Ягайлы Владислава III всему греко-русскому православному духовенству (1443). В первой грамоте король утверждает за владыкою все земли, местечки, села и монастыри, какими издавна владела Перемышльская кафедра, и предоставляет ему право суда в своих владениях и неподсудимости их властям гражданским. Но эта грамота, сохранившаяся только в позднейшей копии, представляется нам сомнительною по двум причинам: в начале грамоты король говорит, что дает ее по ходатайству Киприана, митрополита Киевского и Галицкого, а в конце присовокупляет, что грамота дана в Сандомире именно в 1407 г., и в числе свидетелей именует того же митрополита Киприана. Правда, Киприан посетил юго-западный край России в 1404–1405 гг., виделся там с Ягайлою, пользовался его расположенностию и мог исходатайствовать у него грамоту Перемышльскому владыке. Да митрополия-то Галицкая не была подчинена Киприану, и еще в 1397 г. патриарх, как мы знаем, не похвалил его за то, что он позволил себе поставить епископа в одну из галицких епархий.

http://sedmitza.ru/lib/text/435918/

Many respected scholars have argued for a pre-Christian, pagan gnosticism, 1391 but today an increasing number of them admit the scarcity of the evidence. 1392 While «gnosticizing» tendencies as broadly defined clearly exist in pre-Christian middle Platonic and related traditions, the features unique to Christian gnosticism do not appear in any texts prior to the spread of Christianity. Gnosticism " s roots are manifold: magical literature, 1393 middle Platonism, 1394 Mysteries, 1395 and, as noted above, probably «realized» Jewish apocalyptic. 1396 But alongside other elements in gnosticism, the Christian element is also clear in all extant bodies of gnostic literature. 1397 Many scholars now recognize that the primary debate concerning pre-Christian gnosticism thus centers on the definition of gnosticism. 1398 «Gnostic trajectories» 1399 may well have existed, but it is still circular reasoning to merge semantical categories (broad gnostic-type thought and gnosticism as more strictly defined) without regard to historical development. If it is questionable to argue that all «gnosticism» is pre-Christian because pre-Christian gnosticizing tendencies exist, it is even more illogical to asume that later Christian gnosticism is thus valid as NT background. 1400 This applies particularly to the «gnostic redeemer» myth, often cited as pre-Christian 1401 background for the Fourth Gospe1. 1402 There is no evidence for the full myth in pre-Christian times, 1403 and the elements which do appear (heroes or gods who can travel between heaven and earth or experience apotheosis at an ascension) are in no way specifically gnostic; indeed, parallels exist even in Jewish apocalyptic visionary ascents. 1404 Conzelmann has argued that Qumran s parallels to the Fourth Gospel are too weak, since they have no redeemer figure; 1405 but there is no evidence for a pre-Christian gnostic redeemer anywhere else, either. Of course, gnosticism need not be pre-Christian to be pre-Johannine, and it is not at all impossible that tendencies toward gnosticism were already creating problems for the Johannine community (cf. 1–3 John). After all, the Gospel was accepted among the «heterodox» 1406 before it was clearly 1407 cited by the «orthodox.» But the usage of key terms such as verbal cognates of γνσις is far enough removed from gnostic usage to suggest that it has not yet become the consuming issue in the community that it would be in the early to mid-second century. 1408 Samaritan Background for the Gospel

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Преподобные: Никита Переславский († 1186), Илия Муромец Печерский († ок. 1188), Пахомий архимандрит и Феодосии († 1237), Даниил Успенский († 1238), Михаилверижник, Вязниковский († 1333), Сергий Радонежский († 1392), Роман Киржачский († 1392), Пахомий Нерехтский († 1384), Евфимий Суздальский († 1404/1405), Стефан Махрищский († 1406), Никон Радонежский († 1426), Косма Яхромский († 1492), Иов, архимандрит Владимирский (XV), Аркадий Вязниковский († 1592), Прохор и Вассиан Ястребские († 1592), Дионисий Переслав ский († 1645), Лукиан Александровский († 1654), Корнилий Александровский († 1681), Зосима Александровский († ок. 1713); преподобные жены: Мария (в иночестве Марфа) († 1206), Феодосия (в иночестве Евфросиния) († 1244), Евфросиния Суздальская († 1250), Васса (в иночестве Феодора) Нижегородская († 1378), София († 1542) Феодосия Муромская (XVII). Мученики: Авраамий Болгарский († 1229), Митрофан архиепископ († 1238), Патрикий священномученик († 1411). Праведные: Георгий и Иулиания († 1604) Муромские, Карп Медушский, Ковровский (XVII), Савва Мошокский († 1592). Блаженные Христа ради юродивые: Киприан († 1622), Евдокия († 1776), Парфений († 2-я пол. XVI в.) Суздальские. Святыя мученицы Агрипины Стихиры мученицы, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Рим тя предлагает,/якоже цветоносный шипок благовонен,/Агрипино многострадальная,/верных мысль благоухая вонями добродетельными/и злосмрадие страстей отгоняя благодатию всегда,/мучеников удобрение,/Церкве утверждение,/дев похвала и чудес пучина. Богатство яко многоценно, Сикелии тя дает,/в Риме пострадавшую, Христос Бог наш,/идеже пришедши, славная мученице,/демонов лукавое множество отгониши/предстательством твоим./Темже тя ублажаем/ и святое твое днесь празднуем страдание,/Агрипино многострадальная. Ношаху на раменах тя Васса и Павла,/повелением всяческая Носящаго,/места пременяюще и долготу пучины,/мученице Агрипино,/чудодействия страшная совершающи Божественною благодатию,/почила еси на месте,/идеже Бог учини,/утружденным покой бывши, всехвальная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вместе с тем архидиакон сумел воссоздать практически забытую картину преемства патриархов сер. XIV - нач. XVI в., опираясь на не сохранившиеся до наст. времени исторические записки Антиохийского патриарха Михаила II (1395-1404?) и разрозненные колофоны и записи в старинных рукописях. Антиохийская церковная история XVI - 1-й трети XVII в. излагается П. А. близко к тексту хроники, составленной его отцом, однако начиная с избрания на Патриаршество Евфимия III (1635) сочинение П. А. снова приобретает самостоятельный характер. Особенно подробно изложены события первых лет правления Макария, непосредственно предшествовавшие его поездке в Вост. Европу. Рассказывая о странствиях отца, П. А. описывал природу, географию, хозяйство, церкви, мон-ри, костюмы, обычаи, богослужения, офиц. церемонии тех стран и народов, с к-рыми соприкасались Антиохийский патриарх и его спутники. Сочинение включает исторические экскурсы, связанные с упоминанием тех или иных памятников, святых, правителей, а также детальные описания текущих военно-политических событий, свидетелями к-рых стали патриарх Макарий и П. А., в первую очередь политических потрясений 50-х гг. XVII в. в Дунайских княжествах. За рассказом о путешествии Макария следует повествование о жизни правосл. общины Сирии в первые годы после возвращения патриарха, доведенное до 15 июля 1661 г. Текст П. А. представляет собой энциклопедию жизни народов Молдавского и Валашского княжеств, Украины («земли казаков»), Русского гос-ва, Анатолии, Сирии сер. XVII в. Впрочем, при сопоставлении с архивными материалами заметно, что в произведении присутствует целый ряд искажений и умолчаний: как правило, они связаны либо с общей тенденциозностью произведения, направленного на прославление патриарха Макария и его деятельности, либо с желанием П. А. скрыть роль отца в политических событиях в Вост. Европе из опасений проблем со стороны османских властей (см., напр.: Ченцова. 2013). В то же время чрезвычайно важными источниками сведений по истории церковной архитектуры являются описания П.

http://pravenc.ru/text/2578541.html

107 Вероятно, имеется в виду Матфей, Игумен Новоспасского на Крутицах (Спасо-Преображенского на Новом) монастыря, преемник Игумена Феодосия (1404) и предшественник Игумена Трифона (1453). 108 Прп. Мартиниан († 12.01.1483), ученик прп. Кирилла Белозерского, Игумен Ферапонтова монастыря, был вызван Василием II в Игумены Троице-Сергиева монастыря в 1447 г., снова удалился в Ферапонтов монастырь в 1455 г. Канонизирован в 1549 г. 109 Свт. Леонтий, епископ Ростовский († 993, память 23 мая), родом грек, в Прологе назван иноком киево-печерским и первопрестольником, так как первым из киево-печерских иноков был возведен на епископский престол, рукоположен во епископа в 992 г.; стал одним из первых проповедников христианства в Ростове, где был замучен язычниками. Его мощи были обретены нетленными в 1164 г. Древнейший список Жития свт. Леонтия Ростовского относится к концу XIII – нач. XIV в., более поздние редакции появляются с XVI в. 110 Великий князь Московский Василий III (1505–1533). Предание о чудесном зачатии Великого князя Василия Ивановича взято Симоном Азарьиным почти без изменений из пятнадцатой степени Степенной книги (Полное собрание русских летописей. Т. 21. Ч. 2. С. 555). Устное предание о чудесном зачатии Великого князя существовало уже в период между 1490 и 1505 гг., в разгар междоусобной борьбы за престол между сыном Ивана Молодого Димитрием и Василием III. 112 Великая княгиня Мария († 1490), дочь князя Бориса Александровича Тверского от первого брака – с можайской княжной Анастасией Андреевной. 113 Иван Молодой, сын Ивана III и Марьи Борисовны, до рождения Василия III наследник московского престола. После смерти Ивана Молодого династическая борьба развернулась между его сыном Димитрием и Василием III. 114 София (Зоя) Палеолог, племянница последнего византийского императора, воспитывалась в Риме, куда ее отец Фома бежал после падения Византии. По расчету папы Павла II брак Софии с Иваном III должен был способствовать усилению влияния католической церкви на Руси и заключению новой унии. На всем пути Софии в Москву впереди несли католический крест, который был убран незадолго до въезда в город по настоятельному требованию Митрополита Филиппа. 12 ноября 1472 г. София прибыла в Москву, и в этот же день состоялось ее венчание с Иваном III. Краткая родословная Софии, которую приводит Симон Азарьин, взята им из 5 главы пятнадцатой степени Степенной книги (Полное собрание русских летописей. Т. 21. Ч. 2. С. 542).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Методом, по которому формировались необходимые, но ранее не существовавшие в древнерусской иконографии композиции (или такие, которые были известны, но по схеме не отвечали потребностям заказчика), было, видимо, заимствование готовых групп, отдельных фигур или элементов, «собиравшихся» в искомую композицию. Этот метод компоновки, «пастиччо» своего рода, был хорошо известен русским мастерам XVI в. (что прекрасно доказано на материале Лицевого свода Ю. А. Неволиным) 1402 – вероятно, им пользовались и раньше, внося в местное искусство как фрагменты изображений, тематически или даже сюжетно связанные с искомым, так и фрагменты, мало или совершенно не относящиеся к делу 1403 .  Приложение 1 В царстве детали: снова РЯМЗ 7749 ... Для всякого ученого умозаключения нужно более наблюдений фактических и менее рискованных гипотез. Я. И. Смирнов В иконках-реликвиях Гроба Господня заказчика должны были особенно привлекать точные и ясно исполненные детали, подтверждавшие их подлинность. Уровень деталей был их первейшей, качественной характеристикой еще и потому, что эти изделия часто брали в руки, могли подолгу рассматривать. Как все режущие по твердому, сопротивляющемуся и хрупкому материалу, мастера иконок стремились быть точными и строгими в отборе атрибутов. Именно поэтому так хорошо «работают» выявленные уже «конкретно-исторические» детали, помогая понять замысел художника, датировать его произведение, прояснить художественные истоки. Крайнее внимание именно к детали, подчас в ущерб целому, вообще свойственно византийскому и древнерусскому «трехмерному» искусству, прежде всего, архитектуре 1404 . Поэтому и следует опереться на детали, идя от полного и точного, «археологического», их выявления – к эстетическому, богословскому и литературному толкованию композиций. В противном случае потеря ориентации неизбежна. Приведу пример. Изучая, вслед за «трансенной», другие детали композиции иконок Гроба Господня, я столкнулся с проблемой, которая в течение уже многих десятилетий дразнит исследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010