Имеются также сведения о разработке К. оставшихся нереализованными проектов 2 церквей во имя свт. Николая Чудотворца: в Виши (Франция) в древнерусском стиле (1914) и, вероятно, в г. Александровске-на-Мурмане (1916) с колокольней, воспроизводящей формы одной из колоколен Солигалича. К. вместе с А. И. фон Гогеном под рук. Н. В. Васильева участвовал в строительстве соборной мечети в «восточном стиле» на Петроградской стороне в С.-Петербурге, в к-рой была реализована идея синтеза архитектуры сев. модерна и традиций архитектуры Ср. Азии. По-видимому, художественная сторона проекта принадлежала Васильеву, К. же занимался конструктивно-техническими проблемами и подготовительными работами, возможно он привнес в здание среднеазиат. черты. Крупнейшая на то время в Европе мечеть (строительство и отделка велись с 1909 до 1920) была официально открыта в февр. 1913 г. Основной, близкий к кубу массивный объем здания увенчан поднятым на барабане на высоту 39 м ребристым железобетонным куполом, схожим по форме с завершением мавзолея Тимура - Гур-Эмир в Самарканде (1404). К основному объему примыкает пристройка с высокими минаретами по углам. С массивной отделкой диким камнем контрастируют многоцветные изразцы и модерновый восточный орнамент решеток необычных для мечети окон и чугунной ограды завода Ф. К. Сан-Галли (1917). Мечеть была закрыта в 1940-1956 гг. Значительные работы проводил К. в Парголовской усадьбе Воронцовых-Дашковых (бывш. Шуваловых) близ сев. границы С.-Петербурга (его брат И. С. Кричинский был управляющим имением): в 1906-1907 гг. занимался поновлением интерьеров усадебной Петропавловской ц., в 1912-1915 гг. возвел дворец на месте сгоревшего дома в стиле неоклассицизма с элементами модерна в интерьере, перестраивал в усадьбе здание Малого дворца (Белого дома). В 1908-1909 гг. К. совместно с И. В. Падлевским и Васильевым под рук. Э. Ф. Вирриха работал над строительством 1-й очереди торгового дома Гвардейского экономического об-ва в С.-Петербурге (Б. Конюшенная, ул., 21-23). В здании, сочетающем черты рационального модерна и неоклассицизма, впервые в России был применен в широких масштабах монолитный железобетонный каркас.

http://pravenc.ru/text/2462019.html

С образованием итал. факторий в К. появились католические общины; росло число католич. храмов, создавались епископские кафедры (в 1320 (по данным И. Мосгейма) папа Иоанн XXII утвердил основание католич. еп-ства с центром в Каффе). В нач. 20-х гг. XIV в. еп. Иероним и папский легат францисканец Илия из Венгрии регулярно посещали ставку хана Узбека в Н. Сарае. В 1323 г. Иероним был уволен, его место занял один из суффраганов Султанийской архиепископии, доминиканец Фаддей. Католические храмы существовали и в Воспоро. Итальянский доминиканец Франческо да Камерино в 20-х гг. XIV в. обратил в католическую веру черкесского наместника Золотой Орды в Воспоро Миллена, христианином был и его преемник зихийский (черкесский) кн. Верзахт, к-рый в 1332-1333 гг. вел переписку с Римом. По его просьбе в 1333 г. в Воспоро была основана архиепископская кафедра, к-рую занял Франческо да Камерино. В том же году доминиканец Ричард Английский был назначен епископом Херсона; было принято решение о строительстве в Херсоне собора во имя свт. Климента Римского, скорее всего нереализованное. В 1357 г., вероятно сразу после присоединения Чембало к генуэзским владениям, там была образована католич. епархия, в 1370 г. ее занимал францисканец Косма, викарий Готии, в 1404 г.- доминиканец Иоанн из Падуи. О существовании католич. еп-ства в Солдайе известно с 1393 г. В письме папы Григория XII от 23 мая 1408 г. упоминается «Солдонийский» еп. Иоанн. Центром генуэзских владений и католич. церковных структур в К. оставалась Каффа, к кон. XIV в. крупнейший город Причерноморья. По словам современников, собор св. Агнессы своим богатством и блеском превосходил храмы Парижа. В подчинении еп-ства Каффа находились епископства-суффраганы Солдайя, Воспоро, Чембало, Херсон и Тана (ныне Азов); в XV в. они были выведены из подчинения Каффе. Со временем нек-рые епархии объединились, очевидно из-за недостатка средств, вызванного экономическим кризисом генуэзских колоний в К. В 1458 г. еп. Каффский Бартоломео Капони ди Пера упоминается одновременно как епископ Чембало. Иоанн, еп. Воспоро († 1462), также был епископом Чембало. В 1463 г. известен еп. Алессандро ди Каффа, предстоятель Каффы и Чембало.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

супругою великого князя Димитрия Иоанновича Донского Евдокиею, в иночестве Евфросиниею, и сделавшийся усыпальницею для русских государынь ; е) Афанасиевский, упоминаемый в 1385 г.; ж) Сретенский, основанный в 1395 г. по воле великого князя Василия Димитриевича и митрополита Киприана на том самом месте, где встречена была москвитянами чудотворная икона Божией Матери Владимирская, которую переносили из Владимира в Москву по случаю нашествия Тамерланова и которой приписали неожиданное удаление этого воителя из пределов русских; з) Николаевский, или Старо-Николаевский: тут три года с половиною (1401–1404) прожил Новгородский архиепископ Иоанн, задержанный митрополитом в Москве по воле великого князя Василия Димитриевича; и) Иоанно-Златоустовский, упоминаемый в 1410 г., и й) Иоанно-Предтечевский под бором, где в 1415 г. жил один святой старец, предсказавший великому князю Василию Димитриевичу рождение от него сына Василия . В Твери существовали монастыри: Софийский девич, в котором приняла пострижение великая княгиня Мария, супруга Михаила Ярославича Тверского, убитого в Орде (1319), и скончался малолетний правнук его Александр у своей бабки Софии (1358); Николаевский над ручьем или с Заволочья, откуда взят был (1374) на кафедру Тверской епископ Евфимий Вислин и куда снова (1386) должен был удалиться; Желтиков Успенский на реке Тмаке, построенный (1395) святым Арсением, епископом Тверским; Афанасиевский, где (1399) принял пострижение и схиму великий князь Михаил Александрович Тверской ; Богородицкий на Бору и Богородицкий на Гостомле, упоминаемые около 1361 г.; Воскресенский на Шоше; Воскресенский Бардинский на той же реке; Воскресенский за Волгою и Спасский во Зезях, упоминаемые 1361–1437 гг.; Саввин на реке Тме, в 20 верстах от Твери, основанный в 1397 г. Недалеко от Рязани мы видим два монастыря: Ольгов Успенский, основанный еще в 1-й половине XIII в. , и Солотчинский Рождество-Богородицкий, устроенный в 1390 г. двумя первыми его игуменами Василием и Евфимием. Оба эти монастыря получили жалованные грамоты на разные владения от рязанского великого князя Олега Иоанновича (около 1350–1402 гг.) .

http://sedmitza.ru/lib/text/435891/

«Карловы книги», Феофан и Фотий являют различные примеры изображения Константина после одобренного Вторым Никейским собором принятия в качестве канонического идейного единства Сильвестра и Никеи. Действительно, с 787 г. отношения между исторической правдой и требованиями начётнических формулировок касательно религиозной политики Константина Великого перестроились настолько, что даже верные исторические сведения, доступные Феофану и Фотию, должны были корректироваться в соответствии с формулировкой, принятой папой Адрианом I и подкреплённой подписью императора Константина VI. Тем временем другой знаменитый ложный исторический сюжет – «Константинов дар», возникший из «Деяния Сильвестрова», начал свою неудержимую эволюцию от мифа к догме, через ложно приписываемые Исидору Декреталии (около 850 г.) 1403 . «Дар» тоже был результатом сближения агиографии и насущной политики. Происходило дальнейшее прославление Сильвестра, и подчёркивалась харизматическая роль папы, при этом особое внимание уделялось Западу. Прежде всего, нужно напомнить, что среди предположений о среде, в которой был составлен «Дар Константинов», удовлетворительным представляется то, согласно которому её можно отождествить с монастырём св. Сильвестра in capite (на главе) 1404 . Это подтверждается перенесением мощей св. Сильвестра из Рима в монастырь Нонантолы в 756 г. и основанием в 761 г. трудами Павла I монастыря «in honorem s. Stephani papae scilicet et martyris, nee non et beati Silvestri pontificis et confessons Christi» («в честь св. Стефана папы, надобно думать, и мучеников, а также блаженного Сильвестра понтифика и исповедника Христова»), в подтверждение преимущественного внимания к памяти Сильвестра 1405 . В этой памяти важное место занял другой образ, с более действенной и прямой идейной и политической функцией, имевший впоследствии богатую иконографию: образ Константина как конюшего (strator) папы Сильвестра (Constit. Const. 16, p. 92: «...et tenentes frenum equi ipsius pro reverentia beati Petri stratoris officium Uli exhibuimus» («...и, держа узду коня его из почитания блаженного Петра, конюшего должность ему указуем»)). Он был также вынесен на своеобразную сцену в церемониале, представленном, согласно «Книге пап» («Liber pontificalis»), 6 января 754 г. по случаю встречи короля франков Пипина и папы Стефана II в замке Понтион 1406 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Движет ревность сердца, Что совсем я прав; Только уличает Свет мя преслужав. Но Бог милосерд, Сотрет камень тверд На мелкие части, Все мои напасти На них обратит. На Волыни и в некоторых местах Черниговской епархии сохранилось предание, будто император Александр I хотел помиловать Варлаама и даже предлагал возвратить ему сан архиерейства. Но Варлаам, удрученный недугами и слепотой, будто бы отказался от этого, выражая желание до конца жизни понести заслуженное наказание. Скончался он 23 июля 1820 года, а по другим источникам – в 1823 году. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1397, 1404. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 171. Рункевич С. Г. История Минской архиепископии 1793–1832 гг.: С подробны м описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794–1796 гг. Исследование Стефана Рункевича . – СПб., 1893. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 67, 77, 495, 542, 935. Белков Евг. Архиепископ Варлаам (Эпизод из 1812 года)//Русский паломник. – 1912, 42. – С. 653–654. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, 171. Русский паломник. – 1893, 28. – С. 438. Русская старина. – 1880, январь. – С. 210. – 1886, июнь. – С. 710; август. – С. 486. Исторический вестник. – 1881, июль. – С. 522–543. – 1893, октябрь. – С. 231–244. Русский архив. – 1903, кн. 2, 6. – С. 290–291. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 771. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 547; т. 2. – С. 1582. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. т. 5-а. – С. 531.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

15231. Л. 1-4об.- переписан между 1409 и 1422 в Спасо-Прилуцком мон-ре. Известен список «Правил» из б-ки Кириллова Белозерского мон-ря - РНБ. Кир.-Бел. 34/1111. Л. 315-316об., XV в.) В XVI-XVII вв. повседневное чтение Псалтири в рус. мон-рях было обязательным. Благодаря активному афонскому влиянию в духовной жизни рус. обителей в кон. XV-XVI в. произошли важные изменения: общей тенденцией келейного молитвенного правила стало стремление к «умному деланию», «умной молитве», возникла новая для Руси форма организации мон-ря - скит (первым рус. скитом, по своему устройству близким к афонским скитам, была Нилова Сорская пуст .). Не только скитские, но и общежительные монахи, в частности иноки Кириллова Белозерского и Волоколамского мон-рей, постоянно «держали молитву Иисусову», как и афонские старцы. Согласно описанию тотемского дьяка Ивана Плешкова, волоколамский инок должен был за день прочитать 100 молитв Богородице и 1900 Иисусовых молитв (ГИМ. Щук. 212. Л. 212-212об., 1674 г.). В кон. XIV - нач. XV в. участились приезды по разным поводам на Русь афонских монахов: в 1399 г. в погребении «по лаврьскому» обычаю вел. кн. Тверского св. Михаила Александровича , принявшего перед смертью схиму, участвовали святогорские иноки Савва и Спиридон (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 174). В 1404 г. серб. инок с А. по имени Лазарь изготовил для вел. кн. Василия I Димитриевича «самозвонные» часы. Святогорский инок-серб Пахомий Логофет , прибывший на Русь не позднее 1438 г., составил целую эпоху в лит. творчестве, прежде всего в агиографии и гимнографии. В 1439 г. по вопросу о заключенной на Ферраро-Флорентийском Соборе церковной унии вел. кн. Василий II Васильевич (Тёмный) обменялся посланиями с афонскими старцами, категорическая позиция афонитов, отразившаяся в их ответе (ЛЗАК за 1864 г. СПб., 1865. Вып. 3. С. 28-32), определила в значительной мере и отношение Русской Церкви к этому событию. Ярким свидетельством авторитета Св. Горы для Руси может служить составленная, очевидно, в кон. XVI в.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

О целях и результатах работы комиссии можно только догадываться – взять те древние, прежде всего неоценимо дорогие для верующих духовные и русского ювелирного мастерства ценности как обыкновенный ценный металл – серебро и золото. Где ныне мощи святителя Арсения, пока неизвестно. На кладбище надгробные памятники были растащены, а некоторые захоронения были осквернены. До начала войны 1941-45 гг. на территории монастыря располагались авиамастерские, а в соборе был устроен магазин. В основном монастырь пострадал при отступлении в октябре 1941 г. наших войск из Твери (тогда – Калинина). Были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, церковь препод. Антония и Феодосия, ограда, ризничная–часовня, Алексеевская церковь, а Царские чертоги были взорваны еще в 1930 г. Старая колокольня полностью, а новой трехъярусной колокольни 1914 года верхних два яруса были разобраны на кирпичи еще в 1930 году. В послевоенное время на территории монастыря был устроен склад ГСМ военной части. В 1945 г. Желтиков монастырь был снят с госохраны. Ныне областной комитет по охране историко-культурного наследия оформляет взятые под охрану вновь территории и остатки построек Желтикова монастыря. tver.eparhia.ru Желтиков Успенский монастырь, 2 класса, в 4 верстах от Твери, на берегу реки Тьмаки, в местности, называвшейся ранее Желтиково. Основан святым Арсением, епископом Тверским, в 1394 году (см. 2 марта). Соборный монастырский храм Успения построен в 1404 году; несколько раз перестраивался; возобновлен в 1780 году. Здесь в серебряной вызолоченной раке покоятся мощи святого Арсения и замечательные иконы древней живописи: Нерукотворного образа Спасителя и святого Арсения. Монастырский храм во имя преподобных Антония и Феодосия построен в 1394 году святым Арсением. Здесь находится икона Успения Божией Матери, келейная святителя, и замечательная по искусству резная икона «Страдания Спасителя». В монастыре сохраняются: омофор святого Арсения, крест, найденный в гробе его, посох и каменный гроб, сделанный самим святым Арсением для своего погребения.

http://sobory.ru/article/?object=04673

Прежде все избегали осужденного разбойничьим собором из боязни пред диоскоровым могуществом, – теперь он сам устраняется от них. Подводя итог сказанному, мы получаем следующие результаты: a) 146 письмо было отправ­лено Феодоритом из при-Киррскаго монастыря в свой епархиальный город, почему и адресат и архидиакон – члены Киррской церкви; может быть, последний, не имея ничего общего с Аэцием, – одно лицо с клириком, упоминаемым в Феодоритовом послании раннейшего периода (epist. 14 ар. Σακκελων., σελ. 12); b) время происхождения этого трак­тата падает на конец 450 или начало 451 года. 1016 Что архидиаконы имели большой вес в церковном клире, – это факт истории как древней восточной церкви, так и православной русской. Для первой мы укажем на случай с Ивой, которому «воспротивился архидиакон», когда тот хотел рукоположить во епископа некоего Авраамия (Mansi, VII, 224. А. Деян., IV, стр. 209). Мы знаем еще, что один из обвинителей Эдесского пастыря, Мара, был отлучен архидиаконом (Mansi, VII, 232. С. Деян., IV, стр. 216). И сам Феодорит называет производившего в Кирре соблазн клирика «стоящим во главе церковного чина» ( τς κκλησιαστικς προστατεων τξεως). Epist. 146: Μ. 83, col. 1392. В. 1018 Epist. Theodoreti 146: Μ. 83, col. 1389. 1392 (р. 1258. 1259). 1396 (р. 1262). 1397 (р. 1365). 1400 (р. 1266. 1167). 1401 (р. 1268). 1404 (р. 1269. 1270). 1405. 1408 (р. 1273). 1019 Разбирая заявление архидиакона, что христов много, а Сын один, Феодорит замечает, что тот сделал это больше по неразумию, по неведению ( ξ γνο ας). Epist. 146: Μ. 83, col. 1397. В. 1021 Так называет Диоскора папа Лев в письме к Феодориту (Epist. S. Leonis 120(152), cap. 2: Migne, lat. ser. t. 54, col. 1049. Migne, gr. ser. t. 83, col. 1320. A). 1022 См. житие Маркелла у Метафраста (Migne, gr. ser. t. 116, col. 708. Ä Μαρκλλος κ π λεως ρμ το Απαμεων). 1027 Известие об этом находится в «рассказах Диоскора о Халкидонском соборе», обнародованных Э. Ревинью, – французским ученым, издавшим ранее подложные Никейские акты. См. об этом в статье проф. В. В. Болотова : «Из церковной истории Египта» в Христианском Чтении (1884 г., т. 2, стр. 581–725. 1885 г., т. 1, стр. 9–94). 1028 Христианское Чтение, 1884 г., т. 2, стр. 597. Об источниках приписываемых Феодориту выражений и их действительном значении см. в Христианском Чтении, 1885 г., т. 1, стр. 61–68. 1029 Mansi, VI: 1009. A. 1048. А. 1099. B. VII: 104. В. VI: 149. В. 156. В. Деян., III, стр.: 573. 602. 667–668. VI, стр.: 99. 400. S. Leonis epist. 120(152), cap. 3: Mansi, VI, 247. С. Migne, lat. ser. t. 54, col. 1051. Migne, gr. ser. t. 83, col. 1320. C-D. Обстоятель­ное исследование об этом происшествии см. у проф. В. В. Болотова (Христианское Чтение, 1885 г., т. 1, стр. 23–28).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

На 88 году Господь призвал к Себе непорочную душу Евфимия. Кончина его последовала в день 1 апреля 1404 года, а через сто с небольшим лет обретены были нетленные останки преподобного. И в 1511 году в боковом придел главного монастырского храма устроен был престол во имя Св. Евфимия. За время своего почти 600-летнего существования Евфимиева обитель подвергалась неоднократным нападениям со стороны неприятелей, а также страдала и от других бедствий. Татары насколько раз разоряли монастырь, а происшедший в 1501 году пожар истребил почти все монастырские строения. Шайки гетмана Лисовского также опустошали монастырь. Но заступление преподобного основателя обители спасало ее в годину бедствий и испытаний. И теперь Спасо-Евфимиева обитель отличается и красотой своего местоположения, и прекрасным своим благоустройством. Кроме упомянутых трех храмов, в обители есть еще две церкви. Одна из них – Благовещенская – помещается над святыми вратами обители. А другой храм – тюремный, посвященный Корсунской иконе Божией Матери. Главную святыню Спасо-Евфимиевой обители составляют мощи преподобного ее основателя Св. Евфимия. Обретенные в 1507 году, они с тех пор почивают в монастыре, в соборном монастырском храме, в серебряной раке. В этой же церкви находится и другая святыня обители – древняя Корсунская икона Божией Матери. Образ этот привезен был из Греции первым епископом Суздальским Феодором. Из многих достопримечательностей монастыря застуживает внимания усыпальница над бренными останками князя Пожарского, бывшего родом из Суздаля. Вход в нее огражден бронзовыми дверями с орнаментами и надписями. При обители замечательна еще и ризница с древней утварью и вещами, а также библиотека с многими старинными рукописями и книгами. Ежегодно в Евфимиевом монастыре в 9-ое воскресенье после Пасхи совершается крестный ход вокруг стен обители. Управляет обителью архимандрит. Проезд в обитель совершается по железной дороге до станции Юрьевско-Ивановской железной дороги «Гаврилов Посад», находящейся в 25 верстах от монастыря, и через г. Владимир, в 33 верстах от обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Траурный кортеж на похоронах З. возглавил имп. Сигизмунд I. Сначала З. был похоронен во францисканской церкви в Констанце, затем его тело было перенесено в кафедральный собор Падуи. Сочинения Главным сочинением З. считается трактат «De schismatibus auctoritate imperatoris tollendis seu De schismate pontificum tractatus» (Трактат о схизматиках, которых надлежит устранить властью императора, или О схизме пап). Сочинение состоит из трактатов, написанных в разное время (1402, 1405, 1406, 1408), и содержит предложения по преодолению схизмы католич. Церкви в духе Соборного движения (в историографии З. относят к представителям умеренного концилиаризма). Первый трактат, где излагалась соборная теория прекращения схизмы, был написан для герцога да Каррара. В 1404 г. З. добавил к нему введение и описание 5 путей (modi) для объединения католич. Церкви. В нояб. 1408 г. он присоединил 1-ю и 3-ю части: 1-я ч. представляла собой толкование на декрет Латеранского III Собора (1179) о папских выборах (X 1. 6. 6), в 3-й ч. З. развил теорию о соборном пути преодоления схизмы. Канонист обратился к идеям франц. богослова Жана Жерсона о Церкви как о сообществе верующих, возглавляемом Римским папой и обладающем полнотой власти (plenitudo potestatis), которая в период схизмы или вакации Папского престола делегируется Вселенскому Собору. Для преодоления схизмы христ. народы не должны повиноваться конкурирующим папам. Участникам Вселенского Собора надлежит осудить упорствующих в схизме пап, объявить их еретиками и лишить власти. После чего Собор имеет право избрать нового, единого, папу. «Трактат о схизматиках...» получил широкое распространение. В наст. время известно более 30 его списков, не считая рукописей с комментариями З. на Декреталии Григория IX, куда обычно вставлялась и 1-я ч. трактата. Из-за отстаиваемого в сочинении тезиса о верховенстве Собора над Римским папой впосл. оно было включено в Индекс запрещенных книг . Доктрина, разработанная З., стала юридической основой Пизанского Собора (1409).

http://pravenc.ru/text/182397.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010